Курсовая работа: Психологические особенности развития приемных детей

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1. Понятие депривации. Материнская депривация
2. Виды депривации
3. Адаптация детей-сирот в приемных семьях
Заключение
Список литературы

Дата добавления на сайт: 19 сентября 2024


Скачать работу 'Психологические особенности развития приемных детей':


Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОУ ВПО
Воронежский государственный университет
Факультет философии и психологии
Кафедра общей и социальной психологии
Направление 030300 Психология
Курсовая работа
Тема:
Психологические особенности развития приемных детей
Выполнил: студент 1 курса
Романенко В.Н.
Руководитель: доцент
Н.Е. Есманская
Воронеж 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
.Понятие депривации. Материнская депривация
2.Виды депривации
.Адаптация детей-сирот в приемных семьях
Заключение
Список литературы

ВВЕДЕНИЕ
На данный момент в России больше 650 000 детей, оставшихся без родителей, поэтому проблема изучения психологических особенностей детей-сирот, а так же их адаптации в приемной семье, является одной из острейших в современном обществе.
Дети сироты, не только физически не могут прожить самостоятельно и без посторонней помощи и поддержки, но и адаптироваться к жизни в обществе без помощи государства и социальных институтов им очень сложно.
Как показывают многочисленные исследования, содержание ребенка в детском доме в большинстве случаев приводит к нарушениям в его развитии. Тем более, что в нашей стране в сиротских учреждениях детям не всегда предоставляются нормальные психологические условия, что ведет к серьезным последствиям в процессе формирования личности и затрудняет дальнейшую социализацию ребенка.
Психологическая адаптация - вот то качество, механизмы которого формируются и реализуются в основном в процессе жизнедеятельности в семье. Только семья может заменить семью и компенсировать негативные моменты уже пережитые ребенком в сиротском учреждении.
По данным Министерства образования РФ, из 100000 ежегодно выявляемых детей, оставшихся без родительского попечения, 70% передаются в замещающие семьи, 30% - в детские интернаты. Из этого следует, что развитие института приемной семьи очень важно, тем более что ещё около 20000 детей ждут своих родителей.
На этом фоне актуальность задачи по изучению роли замещающей семьи и особенностей вхождения приемного ребенка в ее состав является неоспоримой. Процесс адаптации в приемной семье - одна из проблем возникающая у новых родителей с их приемным ребенком, плюс обычные проблемы взрослых и детей. От того как быстро и насколько успешно пройдёт адаптация в новой приемной семье зависит будущее ребёнка и его благополучие.
В связи со всем выше перечисленным, считаем выбранную нами тему не только актуальной для современной России, но и нужной, для правильного понимания психологии сиротства.
Целью нашей работы будет обобщение и систематизация информации из разных достоверных источников по темам психология сиротства и адаптация приемных детей в новых семьях.
Объектом исследования будет развитие детей в приемных семьях, а предметом особенности и закономерности их развития в этих приемных семьях.
В качестве гипотезы мы будем брать то, что дети, живущие в детских домах, испытывают депривации разных типов, что влияет на их дальнейшую адаптацию в приемных семьях.
Задачи исследования:
.Теоретическое исследование различных видов детской депривации.
2.Описание процесса адаптации детей-сирот в приемных семьях.
.Анализ, сопоставление и систематизация полученной информации.
Во время проведения исследования нами использовались методы сбора теоретической информации - анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и систематизация материалов по теме исследования.

1.Понятие депривации. Материнская депривация
Родоначальником термина «депривация» является английский психолог Дж. Боулби. В своей работе «Материнская забота и психическое здоровье» он описал результаты психологического изучения детей, эвакуированных во время Второй мировой войны. Им доказано, что дети, в раннем детстве лишенные материнской заботы и любви, испытывают задержку в эмоциональном, физическом и интеллектуальном развитии.[3]
Р. Корсини и А. Ауэрбах понимают под материнской депривацией (maternal deprivation) процесс, характеризующийся нехваткой или неполучением чего-либо, что необходимо или должно быть доступно ребенку. Материнскую депривацию чаще всего испытывают дети, которым не хватает матери. Те, кто воспитываются в приютах или госпитализированы, или те, чьи матери много работают, или те, чьи матери не обладают необходимыми родительскими навыками или пренебрегают ими, возможно даже, жестоко обращается с ним. Материнская депривация может так же быть вызвана обедненной средой, неуравновешенным поведением матери, недостаточным питанием или недостаточным чувством безопасности. Часто один вид депривации влечет за собой и другие. Таким образом, получается, что материнская депривация, ведущая к обеднению опыта, получаемого из внешней среды, - может быть разновидностью культурной или сенсорной деприваций.
Основными факторами, влияющими на появление депривации, являются возраст ребенка и продолжительность воздействия. Так же недостаток материнской ласки и заботы может быть вызван как особенностями ребенка, так и характеристиками матери, когда она слишком молода, не имеет родительского опыта или просто не хочет иметь ребенка. Любой из этих факторов может стать основой в разных дефицитах - в кормлении, ласке и реагировании на потребности ребенка. [11]
При отказе матери от ребенка найдено решение, сглаживающее последствия депривации, - раздельный уход за ребенком между несколькими людьми. Но эффективность такой системы воспитания зависит от специфических паттернов взаимодействия между ребенком и материнскими фигурами, а так же от типа существующего социального строя. [11]
Прихожан А.М. и Толстых Н.Н. отмечают существование парциальной депривации (partial deprivation) - когда не удовлетворена какая-либо одна потребность и полной (тотальной), когда одновременно не удовлетворены многие потребности или одна, но настолько важная, что ее неудовлетворение вызывает тотальные нарушения. Примером тотальной депривации может служить лишение ребенка материнской любви - материнская депривация. [18]
Е.Г. Алексеенкова пишет, что для полноценного психического развития человеку необходим приток различных стимулов: сенсорных, эмоциональных, когнитивных и других. Их дефицит приводит к неблагоприятным последствиям для психики. [1]
Исторически сложилось, что проблема депривации изучалась на детях, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа. У них часто наблюдалось отставание в развитии по ряду параметров, что связывалось с обедненностью эмоциональной среды из-за недостатка общения с близким взрослым. Депривация - это отнюдь не редкий случай, многие люди встречаются с нею, просто не обращая на неё внимания. Например: депрессии, неврозы, соматические заболевания, лишний вес. Нередко корни подобных проблем связаны с дефицитом ярких красок в жизни человека, недостатком эмоционального общения, информации т.е. с различными депривациями. [1]
2.Виды депривации
Виды депривации обычно выделяют в зависимости от того, какая потребность не удовлетворяется. Для психологии наибольший интерес представляет такие виды депривации, как двигательная, сенсорная, информационная, социальная, сексуальная, эмоциональная и материнская.
Й. Лангмейер и З. Матейчек анализируют четыре вида психической депривации [12]:
. Стимульная (сенсорная) депривация: пониженное количество сенсорных стимулов или их ограниченная изменчивость и модальность.
. Депривация значений (когнитивная): слишком изменчивая, хаотичная структура внешнего мира без четкого упорядочения и смысла, которая не дает возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне.
. Депривация эмоционального отношения (эмоциональная): недостаточная возможность для установления интимного эмоционального отношения к какому-либо лицу или разрыв подобной эмоциональной связи, если таковая уже была создана.
. Депривация идентичности (социальная): ограниченная возможность для усвоения автономной социальной роли.
Помимо указанных выше, выделяют и другие виды депривации. Например, двигательная депривация, с ней человек встречается тогда, когда есть ограничения в движениях. Эта депривация, не оказывает явных психических воздействий, но при том констатируется сильное воздействие на психическое состояние человека.
Так же существуют разные формы депривации:
.Явные депривации. Они носит очевидный характер: пребывание человека в условиях социальной изоляции, длительное одиночество, воспитание ребенка в детском доме и т.п. Это видимое отклонение от нормы (в культурном понимании). [1]
2.Скрытые депривации (они же частичные, по Дж. Боулби; маскированные, по Г. Харлоу) не так очевидны. Они возникают при внешне благоприятных условиях, которые, однако, не дают возможности удовлетворения значимых для человека потребностей. Так, Дж. Боулби пишет, что частичную депривацию можно наблюдать там, где не произошло прямой разлуки матери с ребенком, однако их отношения по какой-либо причине неудовлетворительны для ребенка. [4]
Теперь рассмотрим некоторые виды депривации поподробнее.
«Депривация двигательная - лишение человека активных движений в течение длительного времени, обусловленное различными причинами (пеленание, запреты, ограничение пространств и др.)» [7]
Лебедев В.И. приводит данные обследований космонавтов, находящихся продолжительное время в состоянии ограниченной двигательной активности. «После возвращения на землю регистрируются значительные физиологические изменения: уменьшается объем сердца, нарушается "нормальный" рисунок электроэнцефалограммы (ее зубцы становятся "перевернутыми", как у больных при инфаркте), снижается плотность костей за счет вымывания солей кальция, фиксируются значительные изменения в составе крови. Реадаптация космонавтов к земной гравитации составляет обычно несколько месяцев. В ходе исследований было также установлено, что пребывание в водной среде вызывает более грубые нарушения, чем пребывание в невесомости». [13]
В опытах по длительной гиподинамии (от 15 до 120 суток) отмечались такие психические нарушения, как ипохондрия, немотивированный страх, выраженная депрессия. «Например, в одном из экспериментов испытуемый неожиданно стал отказываться есть некоторые продукты, не давая этому сколько-нибудь обоснованных объяснений, хотя в другое время их с удовольствием употреблял; у него как будто развился бред отравления врачами». [13]
Гордеева О.В. Отмечает, что «в различных опытах с ограничением двигательной активности регистрировались и другие ярко выраженные изменения в области эмоциональной сферы: многие испытуемые становились апатичными, лежали молча, иногда намеренно отвернувшись от людей, односложно отвечали на вопросы, отмечались резкие колебания настроения, повышалась раздражительность, окружающие события воспринимались крайне обостренно в связи с резким снижением толерантности к стрессогенным воздействиям. Наблюдалось ухудшение интеллектуальных процессов (снижение внимания, увеличение периода речевой реакции, трудность запоминания), общее отрицательное отношение к умственной деятельности». [6]
Н.М. Щелованов получили результаты наблюдений, говорящих о том, что уже на первом месяце жизни младенцы проявляют сильное беспокойство при ограничении движений, вызванном, например, тугим пеленанием. Было отмечено также, что если ребенок находится в условиях хронической гиподинамии, то у него развивается эмоциональная вялость и возникает компенсаторная двигательная активность - раскачивание тела из стороны в сторону, стереотипные движения руками, сосание пальцев и т.п. Эти движения довольно быстро закрепляются и мешают прогрессивному развитию всей двигательной сферы. [18]
Таким образом, двигательная депривация, имея ярко выраженные физиологические аспекты, в том числе связанные с двигательными функциями, по психологическим последствиям во многом аналогична общей сенсорной депривации.
На сегодняшний день собрано немало эмпирических данных о том, как дефицит сенсорных стимулов влияет на людей.
Короленко Ц.П. приводит в доказательство анализ деятельности и психологического состояния полярных исследователей, которые месяцами живут в однообразной среде снежных просторов. «Зрительное восприятие ограничивается в основном белыми тонами. Звуковой фон - глубокая тишина или шум метели. Запах земли и растений там неизвестны. Врачи арктических и антарктических станций указывают на то, что с увеличением срока пребывания в экспедиционных условиях у полярников нарастает общая слабость, тревожность, замкнутость, депрессия. Особенно тяжелое воздействие на психику оказывает полярная ночь. По данным исследований, нервно-психическая заболеваемость на Крайнем Севере на несколько порядков выше по сравнению с умеренными и южными районами России». [10]
Лебедев В.И. так же приводит в пример воздействие темноты на психическое состояние. «Выявлено, что у здоровых людей, работающих в затемненных помещениях на кинофабриках, в фотоателье, в полиграфической промышленности и пр., нередко развиваются невротические состояния, выражающиеся в появлении раздражительности, плаксивости, расстройств сна, страхов, депрессии и галлюцинаций». [13]
Хебб выдвигает теорию, что, если события в жизни человека были зафиксированы на нейрофизиологическом уровне, они и дальше будут существовать в жизни человека. Если же обычные сенсорные события больше не происходят, то у человека возникает сильное и неприятное возбуждение, которое воспринимается как стресс, страх или дезориентация. [21]
Как показывают многочисленные психологические исследования, необходимым условием для нормального созревания мозга в младенческом и раннем возрасте является достаточное количество внешних впечатлений, так как именно в процессе поступления в мозг и переработки разнообразной информации из внешнего мира происходит упражнение органов чувств и соответствующих структур мозга. Н.М. Щелованов писал, что если ребенок находится в условиях сенсорной изоляции (он неоднократно наблюдал ее в яслях и домах ребенка), то происходит резкое отставание и замедление всех сторон развития, своевременно не развиваются движения, не возникает речь, отмечается торможение умственного развития. [24]
М.Ю. Кистяковская, анализируя стимулы, вызывающие положительные эмоции у ребенка первых месяцев жизни, обнаружила, что они возникают и развиваются лишь под влиянием внешних воздействий на его органы чувств, в особенности на глаз и ухо. [9]
Опираясь на эти факты, а также на собственные наблюдения и эксперименты, выдающийся детский психолог Л.И. Божович (1968) выдвинула гипотезу о том, что ведущей в психическом развитии младенца является потребность в новых впечатлениях. Согласно этой гипотезе, потребность в впечатлениях возникает примерно на третьей-пятой неделе жизни ребенка и является базой для формирования других социальных потребностей, в том числе и социальной по своей природе потребности в общении ребенка с матерью. Это положение противостоит представлениям большинства психологов о том, что исходными выступают либо органические потребности (в пище, тепле и т. п.), либо потребность в общении. [2]
Косвенно это положение подтверждается и опытом организации и функционирования детских больниц, детских домов и интернатов. Еще Р. Шпицем было показано, что в подобных учреждениях ребенок страдает не только и не столько от плохого питания или плохого медицинского обслуживания, сколько от специфических условий, один из существенных моментов которых - бедная стимульная среда. Описывая условия содержания детей в одном из приютов, Р. Шпиц отмечает, что дети постоянно лежали в стеклянных боксах до тех пор, пока им не исполнялось 15-18 месяцев, они не видели ничего, кроме потолка, так как боксы были задрапированы занавесками. Движения детей были ограничены не только постелькой, но и вдавленным углублением в матрасе. Игрушек было крайне мало. [22] эмоциональный депривация детский социальный изоляция
Изучая эмоциональную депривацию Дж. Боулби пришел к выводу, что мать является для ребенка своеобразной базой, где он чувствует себя в безопасности и покидает ее время от времени для изучения окружающего мира. При этом дети обычно стараются оставаться в поле зрения матери. В своих работах этот ученый пишет, что нарушения привязанности создают основу для развития невротической личности, выводят ребенка на психологически рискованные пути развития. Недостаточно сформированное чувство привязанности может привести к личностным проблемам или психическим заболеваниям. [4]
Влияние эмоциональной депривации на развитие особенно ярко проявляется в условиях воспитания ребенка в детском доме или подобном ему учреждении. В 40-е гг. ХХ в. Р. Шпитц изучал детей, потерявших в годы войны родителей и оказавшихся в больницах или детских домах. Результаты его исследований показали наличие у данных детей задержки когнитивного, эмоционального и социального развития. Для обозначения этого феномена он использовал понятие «госпитализм», определяя его как совокупность психических и соматических расстройств, обусловленных длительным пребыванием человека в лечебном учреждении в отрыве от близких людей и дома. К симптомам госпитализма у детей Р. Шпитц относил в первую очередь следующее: [22]
• замедление психического и физического развития;
• отставание в развитии речи;
• пониженный уровень адаптации к окружению;
• слабая сопротивляемость к инфекциям и т.д.
В качестве основной причины этого явления он видел разлуку с матерью. Последствия госпитализма у детей являются долговременными и часто необратимыми. В тяжелых случаях развитие такого состояния приводит к смерти.
Жизнь в детском доме накладывает свой отпечаток на развитие эмоциональной сферы. У младенцев, воспитывающихся в доме ребенка, эмоциональные проявления бедны, невыразительны. Наблюдается менее точное различение эмоций взрослого, слабое дифференцирование положительных и отрицательных эмоциональных воздействий. [1]
По данным М.И. Лисиной, дети первого года жизни, воспитывающиеся в доме ребенка, отличаются от ровесников, растущих в семье: они вялы, апатичны, лишены жизнерадостности, у них снижена познавательная активность, упрощены эмоциональные проявления; предличностные образования или внутренние структуры, которые появляются у детей из семьи на первом году жизни и ложатся в основу формирования личности, у воспитанников дома ребенка деформированы. [14]
У детей раннего и дошкольного возраста специфические условия жизни в закрытом детском учреждении приводят к вынужденной поверхностности чувств, эмоциональной недостаточности; они печальны и пассивны; у них не возникает привязанности к взрослому. Эмоционально нестабильное положение ребенка, лишенного родительского попечительства, ведет к нарушению аффективно-личностных отношений. При наличии ярко выраженной потребности в любви и внимании они не умеют налаживать общение с окружающими. При появлении нового человека у них не возникает привычной эмоциональной реакции, например чувства страха или радости, то есть они избегают эмоционального контакта. В силу неправильного и недостаточного опыта...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Особенности развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста

Курсовая работа: Особенности художественно-творческого развития детей младшего школьного возраста

Контрольная работа: Особенности развития детей, которые утратили родительскую опеку

Отчёт по практике: Особенности развития кратковременной памяти у детей дошкольного возраста

Реферат: Особенности психического развития детей с умственной отсталостью