Реферат: Психологические особенности семей с приемным ребенком

С 1960-х годов концептуально изменилась модель усыновления и фокус сместился с поиска детей, подходящих для потенциальных родителей на поиск подходящих родителей для детей (Sclafani, 2004). Поэтому так важно и актуально «качество» семьи для приемного ребенка.

Дата добавления на сайт: 30 сентября 2024


Скачать работу 'Психологические особенности семей с приемным ребенком':


Оглавление
Введение
Глава 1. Особенности эмоциональной системы и эмоциональных процессов в приемной семье
.1 Эмоциональная система как фактор мотивации принятия ребенка в семью
.2 Особенности приемных семей
.2.1 Статистические и демографические особенности приемных семей
.2.2 Психологические особенности приемных родителей
.2.3 Проблемы и трудности приемных семей как стрессор, повышающий уровень семейной тревоги
.3 Функционирование приемного ребенка в контексте эмоциональных процессов в приемной семье
Выводы
Глава 2. Эмпирическое качественное исследование особенностей эмоциональной системы приемных семей
.1 Программа эмпирического исследования
.2 Описание результатов
.2.1 Описание результатов анализа интервью с приемными семьями
.2.2 Описание типов эмоциональной системы и треугольников приемных семей
.3 Обсуждение результатов
Выводы
Заключение
Список литературы
Приложение A
Приложение B
Приложение С
Введение
С 1960-х годов концептуально изменилась модель усыновления и фокус сместился с поиска детей, подходящих для потенциальных родителей на поиск подходящих родителей для детей (Sclafani, 2004). Поэтому так важно и актуально «качество» семьи для приемного ребенка.
В последние несколько десятилетий государство ориентировано на деинституционализацию, устройство детей-сирот на семейные формы, сокращение количества детей в государственных учреждениях и развитие института замещающих семей. В замещающих семьях ребенок имеет возможности, которых лишены дети в государственных учреждениях.
Последние данные статистики, говорят о росте числа детей, переданных на различные формы устройства гражданам России и сокращении числа детей, оставшихся без попечения родителей. Значительно увеличилось число людей, желающих взять на воспитание детей. К тому же на 60 процентов выросло число особенных детей, которые попали в российские семьи.
Однако вместе с такими достижениями остается тревожной статистика возвратов. В детские учреждения возвращается от трех до десяти процентов приемных детей, несмотря на снижение общего числа возвратов - в 2015 году вернули на 300 человек меньше по сравнению с 2014 годом.
Проблема сиротства в нашей стране стоит очень остро, десятки тысяч детей до сих пор остаются в детских домах и нуждаются в том, чтобы обрести семью и родителей. Государством многое делается в последнее время для решения этой проблемы, созданы школы приемных родителей и социальные службы сопровождения приемных семей.
Приемные семьи могут испытывать трудности различного характера на разных этапах жизни. Не всегда эти трудности вопреки расхожему мнению бывают связаны с самим приемным ребенком, с его здоровьем и сложным процессом адаптации. Бывает, что отношения супругов, как самых главных, основополагающих членов семьи, нуждаются в особом внимании, поскольку супруги так нацелены на реабилитацию и адаптацию своего приемного ребенка, совершая поистине подвиг и движимые благородными порывами, что забывают о важности супружеских отношений. Важно иметь представление о том, как устроены супружеские взаимоотношения приемных родителей друг с другом и о влиянии этих взаимоотношений на детско-родительские отношения.
Актуальность
Согласно статистическим данным в 6% случаев семьи возвращают приемных детей в детские дома после усыновления. Это свидетельствует о существовании социального запроса на психологическую помощь и психологическое сопровождение приемных семей. Исследование особенностей эмоциональной системы семей с приемным ребенком поможет уточнить задачи работы психолога с приемными семьями не только на уровне непосредственно детско-родительских отношений, но и на уровне всей семьи в целом.
Научная новизна
Впервые исследуются приемные семьи с точки зрения теории семейных систем М. Боуэна, особенностей эмоциональной системы и происходящих в них эмоциональных процессов.
Практическая значимость:
Полученные данные об особенностях эмоциональной системы приемных семей позволят оказывать более эффективную и разностороннюю психологическую помощь приемным семьям на разных этапах от принятия решения об усыновлении, прохождении адаптации, до момента взросления и обретения приемным ребенком самостоятельности.
Объект исследования: Психологические особенности семей с приемным ребенком
Предмет исследования: Особенности эмоциональной системы приемных семей (особенности базовых треугольников семейной системы с приемным ребенком)
Цель исследования: Выявить особенности эмоциональной системы нуклеарной семьи с приемным ребенком.
Задачи исследования
. Сделать теоретический обзор проблемы сиротства и приемных семей;
. Сделать обзор литературы по проблеме эмоциональной семейной системы;
. Модифицировать интервью Э. Платт для проведения с приемными семьями;
. Провести интервью с приемными семьями
. Произвести контент анализ интервью, описать типы приемных семей;
. Проанализировать полученные результаты. Сопоставить типы семей с обстоятельствами появления приемного ребенка в семье и мотивацией усыновления, заявляемых респондентами;
. Сделать выводы и составить практические рекомендации для работы с приемными семьями
Гипотеза: В приемных семьях взаимодействие с приемным ребенком встраивается в эмоциональные процессы, происходящие в семье и начинает выполнять определенные функции в рамках эмоциональной системы семьи в целом.
. Основным способом снижения тревоги в семейной системе является супружеская дистанция;
. В особенностях эмоциональной системы приемной семьи заложены мотивы усыновления.
Метод: Методика исследования - модифицированная версия стандартизированного интервью Platt LF., Scowron E.A. The family Genogram Interview (2013), предназначенное для выявления эмоциональных процессов и описания эмоциональной системы семьи.
Глава 1. Особенности эмоциональной системы и эмоциональных процессов в приемной семье
.1 Эмоциональная система как фактор мотивации принятия ребенка в семью
Мотивация приемных родителей при принятии приемного ребенка в семью связана с психологическими смыслами усыновления. В мотивации заложен смысл, который семья вкладывает в появление ребенка. Мотивация во многом порождает ожидания от ребенка, а потому, влияет на то, как ребенок воспринимается в период адаптации.
В нашем исследовании мы считаем нужным обсудить такой аспект усыновления, как мотивация или мотивы усыновления, так как по нашему мнению, эмоциональная система замещающей семьи может оказывать значительное влияние на появление идеи об усыновлении и осуществление этой идеи семьей.
В настоящее время мотивация усыновления приемных родителей в значительной степени остается малоизученной. Родители при прохождении психодиагностического исследования в органах опеки и попечительства тестируются на “правильную” или “неправильную” мотивацию. Но исследований подтверждающих функциональность или дисфункциональность при разных типах мотивации не представлено. [Жуйкова, Печникова, 2014].
В первых исследованиях феномена мотивации приемных семей [Kirk, 1964] в ходе изучения опыта 2000 семей выявил основной мотив принятия ребенка-бездетность родителей. Можно предположить, что эти исследования остаются актуальными до наших дней и подтверждаются исследованиями современных авторов. Основной мотивацией приемных родителей, по мнению [Langridge et.al., 2005] является неспособность иметь детей и заложенное в каждом человеческом существе желание осуществить себя как родителя. [Malm and Welti, 2010] обнаружили, что пары, усыновившие ребенка из-за невозможности иметь собственных детей говорят о своем счастливом родительстве, довольны своей родительской ролью и ребенком. И именно этот мотив оказывается наиболее позитивным для успешной адаптации и функционирования семьи в целом.
Такое отношение к усыновлению как способу заместить кровного ребенка приемным существовало вплоть до 90-х годов прошлого века [Brodzinsky et al., 1990]. Практика усыновления тесно связана с изменениями, происходившими в социокультурном ландшафте за последние 50 лет, с появлением новых смыслов и форм существования семьи, с возрастанием роли эмоционально-личностных факторов в семейных отношениях. В то же время, необходимо отметить, что преодолены негативные предрассудки и клеймо матери-одиночки. Такие матери теперь не осуждаются обществом и имеют все возможности воспитывать ребенка самостоятельно. У них нет необходимости отдавать своего ребенка под опеку [Grotevant et al., 1998]. Детей, лишившихся своих матерей по этой причине, стало значительно меньше. А значит, меньше стало детей младенческого возраста, предназначенных для усыновления. При этом, со временем расширился диапазон потенциальных родителей. Теперь это не только семейные пары, но и одинокие люди, как женщины, так и мужчины.
К концу 20-го века произошли кардинальные изменения в отношении общества к идее принятия ребенка в семью. Изменились и расширились смыслы, вкладываемые семьями в появление ребенка. Усыновление в настоящее время зачастую рассматривается как возможность помочь ребенку, а родители в своих действиях стали чаще опираться на духовные и моральные ценности, принимая в семью тех детей, у которых раньше не было шанса вырваться из системы детских домов: детей с особыми потребностями, детей старшего школьного возраста [Hoksbergen, 2008].
В некоторых работах российских авторов в классификациях мотивов усыновления есть виды мотивации, которые могут быть связаны с эмоциональной семейной системой приемной семьи. [Лахвич, Науменко, 2008] выявили следующие группы мотивов:
Направленность на себя: Усыновление в данном случае является способом стать родителем при невозможности иметь собственных детей, то есть приемный ребенок - это способ решить личные проблемы, что может негативно сказаться на ребенке и всей семье в целом, проявляется в тех случаях, когда приемные родители, принимая ребенка, изменить свою жизнь, придать ей особый смысл, совершить богоугодный и благородный поступок;
Направленность на ребенка: эта группа мотивов говорит о желании иметь ребенка, помочь ему, окружить его любовью и заботой, сделать его счастливым;
Направленность на семью: Эта группа направлена на то, чтобы решить существующие в семье проблемы, гармонизировать отношения, восполнить утрату или уход из семьи взрослого ребенка;
направленность на общество: проявляется в стремлении соответствовать определенным социальным нормам, быть полноценной семьей;
В данном исследовании большинство потенциальных усыновителей называли группу мотивов, направленных на ребенка. Такая мотивация по мнению авторов представляется наиболее благоприятной для успешного функционирования приемных семей.
В классификации [Резник, 2012] существуют две группы мотивов: позитивные и негативные. Позитивные мотивы подразумевают желание помочь конкретному ребенку, поделиться с ним лучшим и проявить родительские чувства. Негативные мотивы проявляются в корыстных интересах приемных родителей (увеличение материального дохода за счет увеличения социальных выплат, улучшение или увеличение жилплощади, реализация амбиций, стремление решить свои личные проблемы - чувство одиночества, пустоты, потери).
[Палиева и др., 2011] создали еще одну классификацию на основе своего исследования мотивации приемных родителей и выделили следующие мотивационные комплексы:
гармоничный - характеризует осознанное принятие ребенка в семью, понимание своих особенностей и возможностей в воспитании ребенка;
альтруистический - максимально выражено желание спасти и помочь хотя бы одного ребенка, вырвав его из государственной системы воспитания;
нормативный - проявляется в стремлении быть полноценной семьей обычно при отсутствии своих собственных детей;
Акизитивный или материальный комплекс - желание решить свои материальные трудности за счет приемного ребенка, получить в его лице помощника по хозяйству;
Эгоцентричный - направлен на решение своих личностных проблем, поиск смысла жизни, изменение отношений в семье, заполнение пустоты
В этом исследовании у приемных семей чаще всего преобладает гармоничный мотивационный комплекс (25%) и нормативный (26%), то есть половина семей осознанно подходит к решению об усыновлении. Но к сожалению вторая половина руководствуется негативными мотивами.
В работе [Маркиной, 2016] эта классификация представлена следующими видами мотивов:
. Альтруистическая мотивация;
. Нормативная мотивация;
Прагматическая мотивация;
. Кризисная мотивация.
Остановимся подробнее на последнем мотиве. Кризисная мотивация говорит о том, что в семье, переживающей кризис перехода на новый жизненный цикл или драматические события, повышается уровень тревоги и обостряются все эмоциональные процессы. Семья, находясь в кризисе, пытается справится со стрессом и сохранить систему. В том числе, одним из способов снижения тревоги может стать появление в семье приемного ребенка. Стрессорами семейной системы могут стать следующие обстоятельства:
У приемных родителей супружеские отношения претерпевают серьезные трудности или происходит обострение неразрешенных супружеских конфликтов и проблем. В таком случае ребенок становится средством снятия супружеской тревоги или средством, скрепляющим разваливающийся союз. Супруги как-бы консервируют, таким образом, проблемы взаимоотношений. А приемный ребенок становится очередным поводом для разногласий и конфликта.
Ситуация «пустого гнезда» и обретение взрослым ребенком самостоятельности также может вызывать у родителей чувство тревоги, некоторой растерянности, пустоты. Родители и дети долгое время находились в треугольники отношений. После ухода ребенка из семьи меняется ее структура, супруги, в любом случае переживают кризис перехода на новую стадию жизненного цикла. Триадные отношения должны трансформироваться в диадные. Если супружеские отношения не были достаточно близкими, если супруги все это время «жили ради детей», то им очень трудно обрести новый баланс близости и пережить изменения в распределении ролей и структуре семьи.
У одиноких людей кризисная мотивация может состоять в стремлении не всегда осознанном, сделать приемного ребенка значимым партнером. С ним можно установить близкие и доверительные отношения. Приемные дети становятся источником эмоциональных переживаний, надежд на опору в старости. Ребенок должен в таком случае оправдывать ожидания и надежды родителя, соответствовать им, несмотря на то, что эти ожидания зачастую неадекватно завышены.
Еще одной ситуацией, когда может проявиться кризисная мотивация-это потеря, смерть родного ребенка и стремление приемных родителей заменить ушедшего ребенка принятием приемного, для того, чтобы наполнить свою жизнь новым смыслом и пережить горечь утраты. В таком случае, в дальнейшем возможны трудности детско-родительских отношений. Новый приемный ребенок тогда должен максимально соответствовать образу ушедшего ребенка: внешние характеристики, возраст, особенности характера, интеллектуальные способности. В глазах родителей приемный ребенок по всем показателям будет уступать родному ребенку. Такая идеализация неизбежно приводит к разочарованию, увеличению дистанции в детско-родительских отношениях, и даже неприятию и отвержению ребенка.
По мнению [Маркиной, 2016], среди людей, становящихся приемными родителями довольно много волонтеров, посещающих детские дома и дома ребенка. Иногда их решение взять ребенка связано с неадекватной так называемой компенсаторной мотивацией, когда приемный родитель, прежде всего стремится решить свои социальные, репродуктивные или экзистенциальные проблемы. По результатам исследования автором был описан портрет успешной приемной матери, благополучно проживающей с усыновленным ребенком более 1,5 лет. При принятии решения об усыновлении преобладает альтруистическая мотивация. Она одновременно проявляет высокую требовательность к ребенку и сохраняет эмоциональную близость с ним, соблюдает последовательность воспитательных действий и проявляет высокий уровень принятия ребенка.
В работе [Денисовой, Трушиной, 2016] исследовались особенности мотивации усыновления одиноких женщин и супружеских пар. Результаты работы показали, что различия в мотивации двух категориях усыновителей незначительны, а это значит, что предпочтения органами опеки супружеских пар как потенциальных усыновителей не имеет под собой основания. В этой же работе результаты исследования мотивации говорят о том, что только около 12-13% потенциальных приемных родителей имеют гармоничный мотивационный комплекс, то есть на первый план ставят интерес к ребенку, стремление обеспечить его безопасной и гуманной средой, заботу в первую очередь о его здоровье и развитии. И около трети респондентов в обеих группах демонстрировали так называемый эгоцентричный мотивационный комплекс, который проявляется в том, что приемные родители стремятся заполнить пустоту в жизни после ухода из семьи взрослого ребенка, исправить неудачи в воспитании старших детей или влиять на отношения с кем-то из членов семьи.
В случае, когда приемный ребенок является «особым» ребенком, (то есть это ребенок с особенностями развития, с проблемами со здоровьем) фактор мотивации усыновления играет особо важную роль [Nelson, 1985]. Автор считает, что, очевидно, есть потенциальные родители, готовые усыновить ребенка с проблемами со здоровьем и кто не готов. Как правило, молодые пары, не способные иметь собственных детей стремятся взять как можно более маленького ребенка без проблем со здоровьем. Автор описывает несколько мотивов родителей, берущих в семью «особого» ребенка:
родители каким-либо образом уже знали этого ребенка и у них сформировалась привязанность;
альтруизм;
компетентность и родительская уверенность в своих силах;
доступность таких детей для усыновления;
Другой автор [McKenzie, 1993] рассматривает «особость» приемного ребенка достаточно широко. С ее точки зрения, детьми «с особыми нуждами» считаются все дети, которым сложно попасть в приемную семью в силу различных обстоятельств, характеристик и условий. Определение «ребенка с особыми нуждами» включает в себя следующие категории детей: взрослые дети; «цветные» дети; дети с физическими, психическими и эмоциональными проблемами; дети, имеющие братьев и сестер. На некоторых детей навешивается ярлык «особых» из-за их биородителей, которые потерпели неудачу в воспитании детей и считаются социально неблагополучными. Многие из детей из неблагополучных семей пережили в раннем детстве различные психологические травмы, депривацию, насилие, отвержение, некоторых из них несколько раз передавали из одной приемной семьи в другую.
Таким образом, существует большое количество исследований в области мотивации усыновления и довольно большое количество классификаций мотивов, но этот феномен остается малоизученным. Большинство исследователей выделяют несколько групп мотивов: альтруистическую мотивацию усыновления и одновременно мотивацию, осознанно или неосознанно связанную с удовлетворением психологических...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Психологические особенности многодетных и однодетных семей

Курсовая работа: Психологические особенности межличностного общения

Курсовая работа: Важность и необходимость психотерапии для семей с новорожденным ребенком

Реферат: Психологические особенности конфликта как типа взаимодействия

Дипломная работа: Социально-психологические особенности личности руководителей высшего звена