Реферат: Психологические особенности сотрудников МВД

В социальных отношениях, которые регулируются нормами права, профессиональная деятельность МВД имеет особенное значение, так как определена особенностью работы в границе регулирования норм права. Потребность исследования данной проблематики взаимосвязана с определенными социальными, а также экономическими проблемами, которые находят свое проявление в нашей стране.

Дата добавления на сайт: 30 сентября 2024


Скачать работу 'Психологические особенности сотрудников МВД':


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ РАБОТНИКОВ МВД
.1 Психологические нюансы личности сотрудника МВД
.2 Психологические нюансы в работе сотрудника МВД
.3 Психологическая подготовка сотрудника МВД
. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
.1 Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ (модифицированный тест MMPI)
.2 Опросник Шмишека
.3 Тестирование на адаптивность
.4 Интерпретация итогов исследования сотрудников МВД
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
В социальных отношениях, которые регулируются нормами права, профессиональная деятельность МВД имеет особенное значение, так как определена особенностью работы в границе регулирования норм права. Потребность исследования данной проблематики взаимосвязана с определенными социальными, а также экономическими проблемами, которые находят свое проявление в нашей стране.
Работникам МВД при исполнении своего профессионального долга, случается выносить и справляться с непомерными физическими и эмоциональными нагрузками, что характеризует условие их повседневной работы как экстремальное. Проводимые в данной профессиональной деятельности исследования психологических нюансов личностей, переменяющихся под воздействием экстремальных ситуаций, показали, что обусловленные состояния непосредственно воздействуют на результативность и устойчивость работы в экстремальной обстановке, к числу которых относят работу всего штата МВД.
Исследований в по данной тематики мало, что воздействует на работу МВД при решении сотрудниками реальных проблем в сфере правовых взаимоотношений. От уровня личностных психологических процессов выпускников юридических факультетов будут отвечать требованию к их профессиональной подготовки, будет зависеть результативность работы всей правоохранительной системы нашей страны.

1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ РАБОТНИКОВ МВД
1.1 Психологические нюансы личности сотрудника МВД
Психологические нюансы сотрудника МВД давно являются объектом изучения психологов. Само предназначение данного социального института, как отдел внутренних дел, определяет особенные требования к личности всех сотрудников. Стабильное нахождение в агрессивной и криминально-направленной среде, ненормированный рабочий день, доступ к оружию и обладание правом его использовать не может не сказываться на адекватности реакции. Имеющиеся сегодня изучения в сфере психологии работников МВД, обычно, касаются исследования их надежности, агрессивности, способности контролировать использование оружия. Структура отделов МВД обширна, и принадлежность к ним воздействует виды работы, объемы, частоту, эмоциональную включенность, характер контактов с людьми и др.
Развитие профессиональной компетентности работников полиции определяется трудностями, взаимосвязанными с временными ограничениями, финансовыми, интеллектуально-информационными и другими ресурсами человека. Выделяется период адаптации к условиям службы в МВД, в процессе которого реализуется развитие таких основных компетенций как: оперативно-розыскные, нормативно-правовые, организационно-аналитические, коммуникативно-социальные. Они осуществляют такие главные направления как: относящиеся к самому себе как к личности, как к субъекту жизнедеятельности; относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми; относящиеся к работы. Профессиональная компетентность определяется как интегральное свойство личности, характеризующее ее стремление реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, индивидуальные качества и др.) для успешной работы в правоохранительной сфере. Процесс развития профессиональной компетентности работников полиции определяется как достижение соответствия профессионально-индивидуального развития сотрудника требованиям служебной работы и потребностям самого индивида в мотивированном исполнении своих служебных, оперативных и социальных обязанностей с высоким сознанием общественного долга.
Множественность задач, стоящих перед полицией, ведет к развитию многофункциональности в работы, выделению групп сотрудников, исполняющих характерные функции. Различающаяся по применяемым методам функционирование разных работников полиции совпадает по своим целевым параметрам. Звеном, объединяющим их и заставляющим тесно взаимодействовать, является наличие единого объекта работы - преступника (правонарушителя).
Даже самый общий обзор главных психологических нюансов и структурных элементов работы сотрудника показывает, насколько трудна и многогранна его функционирование. Она предъявляет к нему множество разных запросов, среди которых одно из самых главных - обладание развитыми профессионально существенными качествами личности.
В первую очередь к ним относят:
Профессионально-психологическую направленность его личности;
Психологическую устойчивость;
Развитые волевые качества (умение владеть собой в трудных ситуациях, смелость, мужество, разумную склонность к риску);
Хорошо развитые коммуникативные качества (умение быстро устанавливать контакт с разными категориями людей, устанавливать и поддерживать доверительные отношения);
Способность оказывать психологическое влияние на людей при решении разного рода оперативно-служебных задач;
Ролевые умения, способность к перевоплощению;
Развитые профессионально-существенные познавательные качества (профессиональная наблюдательность и внимательность, профессионально развитая память, творческое воображение);
Профессионально развитое мышление, склонность к напряженной умственной профессиональной деятельности, сообразительность, развитую интуицию;
Быстроту реакции, умение ориентироваться в трудной обстановке.
Данные качества не присущи индивиду изначально. Их развитие и развитие - длительный и напряженный процесс, но это является нужным условием профессионального становления сотрудника МВД. Отсутствие или недостаточное развитие этих качеств личности сотрудника препятствует нормальному осуществлению им своих функциональных обязанностей, порождают ошибки в его работы, вызывают процессы профессиональной дезадаптации и профессиональной деформации личности. В данной связи большое значение приобретает профессионально-психологическая подготовка сотрудников, одно из предназначений которой - развитие у работников данных качеств.
1.2 Психологические нюансы в работе сотрудника МВД
психологический сотрудник личность адаптивность
Каждая профессиональная деятельность предъявляет к индивиду обусловленные запросы и накладывает своеобразный отпечаток на его личностные качества и всю его жизнедеятельность. Для того чтобы обусловить, какими конкретно индивидуальными качествами, определяющими результативность работы, обязан обладать работник МВД, нужно подвергнуть психологической оценки конкретную деятельность, обнаружить ее характерные нюансы, выявить ее структуру. Определение законов конкретной работы позволит не только исследовать ее, но и позволит разрабатывать системы организационных мероприятий, которые направленны на ее усовершенствование.
Служба в МВД сопровождается экстремальными нагрузками, деятельность протекает в напряженных, трудной обстановке, взаимосвязанных с использованием оружия, физической силы, специальных средств. От добросовестности и профессионального мастерства личного состава зависят не только итоги служебной работы, но также жизнь и здоровье сотрудников.
Увеличение трудности решаемых вопросов, признание доминирующей важности правовых и нравственных нюансов в оперативно-служебной работе работников МВД требуют поиска новых подходов к обеспечению большой результативности профессионального отбора и подготовки сотрудника МВД.
Психологические нюансы работы сотрудника МВД сегодня довольно детально изучены в юридической психологии. При этом разработка этой проблематики шла как в плане психологической оценки структуры работы сотрудника МВД, так и в плане психологической характеристики присущего ей комплекса психологических нюансов.
Правовая регламентация работы сотрудника МВД - одна из наиболее характерных нюансов работы в данной области. Функционирование работников строго регламентируется нормами права. Эти нюансы отличают деятельность сотрудника МВД от других областей профессиональной деятельности, где исполнение служебных обязанностей определяется общими планами или инструкциями и создает широкую возможность для свободного реализации своих личных представлений о наиболее результативной организации труда. Правовая регламентация подчиняет функционирование сотрудника порядку, строго установленному нормами закона. Невыполнение или ненадлежащее выполнение сотрудником своих служебных обязанностей всегда является нарушением того или иного закона. Всё это в конечном итоге порождает увеличенную ответственность сотрудника за свои решения и действия.
Это, однако, не означает, что работник не свободен в своем волеизъявлении, в выборе средств реализации работы, ее наиболее рациональной и результативной организации. К числу психологических нюансов работы сотрудника МВД следует отнести и наличие широкого тактического простора, который дается им в рамках норм закона и профессиональной морали.
Другой психологической особенностью работы сотрудника МВД является наличие властных полномочий. В интересах дела работникам предоставлено право в нужных случаях вторгаться в личную жизнь людей, выяснять обстоятельства, которые нередко стараются скрыть от окружающих, входить в жилище граждан, ограничивать в нужных случаях свободу отдельных людей и даже лишать ее. Психологическое состояние сотрудника, облаченного данной властью, определяется прежде всего большой степенью ответственности, а использование им своих полномочий предполагает решение ряда мыслительных задач, позволяющих определить нужность и разумность действий, их законную основу. Нередко это взаимосвязано с нужностью остановиться на одном из вариантов и по этой причине характеризуется особой напряженностью. Умение разумно, законно пользоваться предоставленной властью - одно из главнейших профессиональных запросов к работникам МВД. В значительной степени правомерность и целесообразность применения власти зависит от индивидуальных качеств сотрудника.
Главной психологической особенностью работы работников является постоянное противоборство и противодействие заинтересованных лиц. Это придает работы сотрудника по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений характер борьбы, принимающей иногда очень острые формы. Нужность преодоления опасных ситуаций, устранение препятствий, которые специально создаются на пути сотрудника, вызывают у него разные эмоциональные реакции, требуют постоянного волевого напряжения и активной умственной работы. В условиях активного противоборства возникает нужность постоянной трудной интеллектуальной работы, зашифровки своих целей, маскировки действительных социальных ролей.
Следующей характерной особенностью работы является коммуникабельность как способность общения с широкой по своему диапазону средой. Она носит многосторонний и исключительный характер. Многосторонность коммуникабельности сотрудника состоит в том, что он общается с представителями разных возрастных категорий, с людьми разных профессий, занимающих разное правовое положение. Это требует знания психологии человека вообще и психологических основ общения в частности. Коммуникабельность сотрудника - черта, нужная для верной организации производства разных следственных, оперативно-розыскных и профилактических мероприятий.
Отличительной чертой коммуникабельности сотрудника является то, что она требует перевоплощения. Нужность этого объясняется существенностью установления психологических контактов со всеми лицами, попадающими в сферу его работы.
К характерным особенностям работы сотрудника нужно отнести дефицит времени и наличие перегрузок в его профессиональной деятельности. Оперативность и быстрота входят в число главных принципов раскрытия и расследования преступлений. Чем дольше преступник находится на свободе, тем больше у него возможностей для того, чтобы уйти от ответственности, уничтожить следы своей преступной работы, скрыться от следствия. На его стороне всегда - выигрыш во времени. Промедление в расследовании ведет к неудаче.
С другой стороны, дефицит времени проявляется в нужности соблюдения процессуальных и иных сроков, которые отводятся на расследование уголовного дела, рассмотрение заявлений людей и пр. Работник постоянно находится по причине этого в напряженном состоянии. То, что в иных видах работы свойственно только «аварийным ситуациям», является обыкновенным в профессиональной деятельности сотрудника МВД.
Напряженность взаимосвязана и с высокими физическими и психологическими нагрузками, которые испытывает работник по причине большой экстремальности его работы, с действиями в условиях конфликта, с влияниями разного рода стресс-факторов, ненормированным рабочим днем, наличием отрицательной эмоциональной окраски работы, так как сотруднику приходится сталкиваться с проявлениями человеческого горя, трудными условиями его служебной работы.
Ну и конечно, профессиональную функционирование сотрудника отличает ярко выраженный познавательный характер, что требует не только многообразного решения мыслительных задач разного плана и трудности, но и организации их практического реализации. При этом функционирование чисто мыслительная, имеющая целью построение разных версий, составление планов реализации оперативно-служебных мероприятий и планов работы в общем, соединяется с практической организацией работы, реализующей мысленные схемы и решения.
В работы сотрудника МВД можно выделить такие главные элементы как: познавательное, конструктивное, организаторское и коммуникативное функционирование. Конечно, в реальной профессиональной деятельности работников каждый из этих структурных компонентов не встречается в чистом виде, все они реализовываются в органическом единстве.
Познавательное функционирование. Тяжело переоценить ее значение для всей работы сотрудника. Без реализации познавательной работы невозможно достичь ни одной цели борьбы с преступностью, без познания не может осуществиться ни функционирование в общем, ни один из указанных выше ее видов. Только в итоге процесса познания появляется возможность целенаправленного реализации иных действий сотрудника.
Чтобы решать задачи борьбы с преступностью, познавательное функционирование сотрудника должна обеспечить установление фактов, обстоятельств, причинных зависимостей, относящихся как к событиям настоящего, прошлого, так и будущего времени. К примеру, на сборе, анализе, обобщении информации по выявлению лиц, представляющих оперативный интерес, и предвосхищении их незаконных действий в будущем зиждется вся деятельность по предотвращению преступлений, а также деятельность по раскрытию совершенных преступлений.
Учитывая трудность, многоплановость, разнообразие задач, решаемых сотрудником, недостаточность, а зачастую противоречивость их условий, изменчивость исходных данных, наличие элементов внезапности и т.п., можно с полным основанием отнести познавательную функционирование сотрудника к творческой, а главной формой обеспечения познания в ней назвать практическое творческое мышление.
Конструктивное функционирование. Под ней понимается мыслительное функционирование, направленная на планирование действий по раскрытию, расследованию, предупреждению преступлений, розыску скрывшихся преступников и др. Если при реализации познавательной работы мышление стремится в главном дать ответ на вопросы: что еще неизвестно, что нужно дополнительно обнаружить, найти для решения конкретной задачи, то в конструктивной работы реализуется планирование самих этапов познавательной работы, т.е. в ней дается ответ на вопрос: в какой последовательности мы будем искать неизвестное. Иными словами, поисковая и конструктивная работы сотрудника есть две стороны единого процесса мышления, характеризующие разные его этапы.
Организаторское функционирование. Она имеет своей целью обеспечение оптимальных условий для реализации всех остальных видов работы сотрудника. Ее содержанием является управление процессами раскрытия, расследования, предупреждения преступлений, что проявляется в оперативном руководстве, учете и контроле, поддержании взаимодействия между участниками этих процессов. Она состоит как из передачи и обмена информацией, так и организации действий иных лиц, которые должны по роду своих обязанностей исполнять указания сотрудника.
Коммуникативное функционирование. Как отмечалось выше, профессиональное функционирование сотрудника отличается широкой коммуникативностью. Его коммуникативное функционирование заключается в получении нужных данных посредством общения, т.е. непосредственного речевых контактов с окружающими в целях решения реальных оперативно-служебных задач. Чтобы оказывать воздействие на людей в процессе общения, в личности сотрудника должны гармонично сочетаться достаточно высокий интеллект и эрудиция с сильной волей, а также комплексом личных свойств, определяющих его человеческую привлекательность.
1.3 Психологическая подготовка сотрудника МВД
Одним из ведущих направлений совершенствования работы МВД является психологическая подготовка сотрудников. Цель такой подготовки - развитие у них готовности действовать профессионально, грамотно, четко, с большой работоспособностью в любых трудной обстановке служебной работы.
Оперативно-служебное функционирование предъявляет особенные требования к индивидуальным качествам сотрудников, в первую очередь к профессионально главным. Нюансы данной работы требуют развития эмоционально-волевой устойчивости у сотрудников, формирования у них психологической надежности при влиянии стрессовых факторов.
Главные задачи психологической подготовки заключаются в том, чтобы:
повысить психологическую устойчивость сотрудника МВД к действию стресс-факторов и их сочетаний, характерных для МВД;
развить у работников психологические качества, сформировать особенные характеристики навыков и умений, помогающих высоко результативному исполнению всех профессиональных действий в любых трудных и опасной обстановке оперативно-служебной работы.
Психологическая подготовленность является комплексным слагаемым профессионального мастерства сотрудников. Это совокупность сформированных и развитых психологических характеристик сотрудника, отвечающих специфичным и главным психологическим особенностям оперативно-служебной работы и выступающих одной из нужных предпосылок ее реализации. Она складывается из четырех групп компонентов:
Профессионально-психологической направленности и чувствительности сотрудника (стремление, интерес и умение понимать психологические аспекты ситуаций и людей, с которыми он...

Похожие материалы:

Реферат: Возрастно-психологические особенности субъективного восприятия времени личностью в период взрослости

Дипломная работа: Социально-психологические особенности личности руководителей высшего звена

Курсовая работа: Психологические особенности проявления самостоятельности у подростков

Курсовая работа: Психологические особенности многодетных и однодетных семей

Курсовая работа: Психологические особенности межличностного общения