Курсовая работа: Психологические особенности взаимоотношения подростка с родителями

Подростковый возраст - это достаточно удивительное и противоречивое природное явление. Также подростковый возраст является переходным этапом от детства к юности. Обычно это сопровождается рядом, классифицирующими это проявление психологическими особенностями. Подросток начинает уже осознанно относиться к жизни и приравнивать себя в социальном положении к взрослым.

Дата добавления на сайт: 18 сентября 2024


Скачать работу 'Психологические особенности взаимоотношения подростка с родителями':


Курсовая работа
Предмет: Коррекционная работа или учебная деятельность
По теме: Психологические особенности взаимоотношения подростка с родителями
Волгоград
г

Список по оглавлениям
Введение
Часть 1. Анализ психологии и основные проблемы взаимоотношений подростков с родителями
.1 Общая характеристика психологии подростков на базе анализа взаимоотношений с взрослыми и родителями
.2 Специфика семейных взаимоотношений, проблемы корректировки и социализации подростков
Часть 2. Особенности психологического взаимодействия подростков с их родителями
.1 Проблемы и характер психологического взаимодействия между подростками и их родителями
.2 Результаты исследования детско-родительских взаимоотношений
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Подростковый возраст - это достаточно удивительное и противоречивое природное явление. Также подростковый возраст является переходным этапом от детства к юности. Обычно это сопровождается рядом, классифицирующими это проявление психологическими особенностями. Подросток начинает уже осознанно относиться к жизни и приравнивать себя в социальном положении к взрослым. Зачастую это сопровождается периодическими конфликтными проявлениями, когда совет взрослого человека уже не является доминирующей основой сознательного поведения, а личность начинает прислушиваться к своей собственной логике и интуиции. Конечно, данное проявление является переходным периодом времени, когда человек в полной мере начинает считать себя личностью, к которой надо прислушиваться и с которой надо считаться. Подростковый возраст можно также охарактеризовать, как стремление к равноправию и независимости. Но мы прекрасно понимаем, что личность подростка - это еще несформировавшееся и не устоявшаяся доминанта психологического развития. Для понимания сути психологии личности, в первую очередь необходимо ознакомиться со смыслом данной терминологии.
Термин - психология в переводе с древнегреческого означает “наука о душе” (гр. psyche - «душа» + logos - «понятие», «учение»). На протяжении долгих лет, данный термин имел различное обозначение. В само понятие психологии вкладывается отрасль науки, изучающая различные душевные проявления.
Для периода подросткового развития в первую очередь характерны изменения и новообразования, протекающие в психологических контактах с взрослыми и родителями. Причиной развития конфликтующих взаимоотношений с родителями зачастую является недопонимание кризиса переходного возраста в отношении родителей к подростку. Также в процессе физиологического развития подростка происходит гормональная перестройка организма и начинается половое созревание. Данный факт является причиной вспышки импульсивности и в некоторых случаях даже агрессии.
Цель исследования: В данной курсовой работе в первую очередь необходимо разобрать и вывести причину и следствие психологических изменений структуры личности подростков на базе взаимоотношений с родителями.
Объект исследования: Психология взаимоотношений подростков с родителями.
Актуальностью темы исследования является разбор конфликтующих моментов кризиса подросткового возраста и причины недопонимания между подростками и их родителями с целью понимания воздействия определенных психологических методик в процессе применяемых в процессе воспитания родителями и учителями
Научной новизной данного проекта является систематический анализ новообразований, которые протекают в психологических особенностях личности подростка при контакте с родителями для улучшения методик воспитательного процесса и достижения конкретных положительных результатов.
Задачи исследования:
). Дать классифицирующую оценку изменений происходящих в психологии личности в подростковом возрасте.
) Рассмотреть основные конфликтующие моменты, которые могут возникать в процессе воспитания подростков родителями.
) Рассмотреть причины недопонимания, которые возникают между родителями и их детьми.
) Выявить действующие методики решения конфликтных ситуаций, которые влияют положительно на процесс воспитания подростков родителями.
кризис подросток родители конфликтный

Часть 1. Анализ психологии и основные проблемы взаимоотношений подростков с родителями
.1 Общая характеристика психологии подростков на базе анализа взаимоотношений с взрослыми и родителями
Подростковый период развития классифицируется не только протекающими физиологическими изменениями, но и формированием своей жизненной позиции, поиску своего места в жизни. Данный жизненный этап является переломным в жизни подростка. Именно в этот период времени закладываются базовые основы социализации, что в дальнейшем определяет специфику личности и социальной позиции подростка. Также подросток является более открытым в восприятии к внешним факторам и проявлениям и в способности заимствовать психологическую модель поведения сходного по мировоззрению субъекта. Именно по этой причине, особую роль в формировании личности подростка выполняют родители. По причине недостатка опыта и противоречивости суждения могут возникать серьезные конфликтные ситуации, в отношении поведения с взрослыми и родителями. Родительское воспитание является базовой основой воспитания социально активной личности.
Подростковый возраст определяется как положительными, так и отрицательными проявлениями. С позиции негативных проявлений, ребенок становится непослушным, требовательным к вниманию взрослых акцентируемым на его личности, склонным к позиции протеста и самоутверждения в самых различных проявлениях. Но с другой стороны, при наличии негативных факторов, существует масса положительных показателей: возрастает самостоятельность ребенка, улучшаются коммуникативные навыки в сфере взаимоотношений с другими людьми, формируется ответственное отношение за свои поступки, укрепляется осознание своей личности, как полноценного элемента социальной структуры, появляется чувство и инициатива принятия решений, сопровождающаяся в стремлении к независимости. Для подросткового периода развития, характерна смена интересов и увлечений. Подросток начинает более глобально и осмысленно относиться к жизни.
В подростковом возрасте, смена интересов проявляется совокупно с эмоциональным кризисом. Объясняется это тем, что подросток, в какой-то мере, утрачивает связь с окружающей средой. Смена интересов подростка может повлечь временное депрессивное и утопическое состояние эмоционального фона.
Ввиду того, что период подросткового развития сопровождается большими затратами организма на физиологическое и гормональное развитие, у подростка происходит физиологическое опустошение ресурсов организма, может возникать сильное чувство усталости и недомогания. Сами подростки зачастую не замечают этих проявлений. В такой период развития может снижаться учебная активность. Подростки младшего возраста, в отличие от старших подростков, более склонны к эмоциональной неустойчивости, конфликтности, унынию и пессимизму, что выражается в депрессивных проявлениях.
Период подросткового созревания определяется разноуровневым развитием в сфере социального восприятия, осознания себя частью общества, собственным суждением и мировоззрением, пониманием сути вещей, а также осознанием своих прав и обязанностей на уровне причинно следственной связи. По мере социального развития, изменяются мотивы, дифференциация и принцип на котором построен смысл и осознание себя частью общества, как в сфере интересов, так и в сфере социальной активности.
Изменение структуры стадиального развития и самосознания прослеживается в различных личностных проявлениях: самооценки, личностной рефлексии, требований к себе и другим, мотивах деятельности, идеалах, интересах и пр.
Особое место в жизни подростка имеет отношение к самому себе, к своей внешности и к тому, как общество относится и классифицирует его личность. Для ранних периодов возраста возможна ярко выраженная чувствительность к общественной оценке и восприятию. Быстрый рост конечностей приводит к угловатости и неуклюжести. Подростки уделяют чрезмерное внимание недостаткам своей внешности, что в некоторых случаях приводят к зацикленности на самом себе, что в какой-то мере выражается в эгоизме и эгоцентричности по отношению к окружающим.
Достаточно существенную роль в развитии личности подростка играет психологический самоанализ. На первой стадии подросткового возраста (в 10-11 лет) ребенка характеризует весьма своеобразное отношение к себе (принятие себя). Около 34 % мальчиков и 26 % девочек дают себе полностью отрицательные характеристики. В ответах этих детей ощущается недоумение, растерянность, они как бы не узнают самих себя. И хотя около 70 % подростков отмечают в себе не только отрицательные, но и положительные черты, в их оценках наблюдается явное преобладание отрицательных черт и форм поведения.
Вторая часть подросткового развития (12-13 лет) характеризуется критичным отношением к себе, в зависимости от оценки окружающих. То есть доминирующей основой самосознания подростка и его представления себя как полноценной личности, зависит от того какого мнения придерживаются окружающие. Самосознание не играет существенной роли в данном случае, поскольку подросток в большей степени слушает окружающих, а не себя. Именно в это проявляется несформированность личности подростка данного возраста.
На третьем этапе развития (14-15 лет), доминирующей основой подсознания личности подростка является свое осознанное представление об идеальном. Подросток становится менее восприимчивым к общественной оценке, благодаря фактически сформировавшейся личностной самооценке.
Раннее подростковое развитие характеризуется личностной рефлексией. Подросток со временем начинает лучше понимать не только суть и причину своих собственных поступков, но также совместно с этим происходит осознание внутреннего мира окружающих. То есть на первой стадии развития личностной рефлексии, суть о развития подростка осуществляется в отдельных поступках ребенка, благодаря которым уже становится возможным классифицировать развитие ступенчатое его личности. На втором этапе личностной рефлексии наблюдается осознание подростком собственной личности и очень пристальное внимание на внешность и на общественное мнение. Третий этап классифицируется с позиции возросшей критичности детей по отношению к развитию их личности. На третьем этапе данная симптоматика проявляется у 35% детей.
Наш выдающийся педагог В.А Сухомлинский обобщил главные черты подростка:
) непримиримость к злу, эмоциональное неприятие его с одной стороны, сочетается с неумением разобраться в сложных явлениях жизни - с другой;
) подросток хочет быть хорошим, стремится к идеалу. Но он не любит, когда его прямолинейно воспитывают. Его раздражают словесные назидания. Подростки, чётко улавливают, воспитательную фальшь, болезненно реагируют на несправедливость. Неопытность подростка может привести к тому, что из добрых побуждений он может совершить и нечто предосудительное;
) подростку хочется быть личностью. Совершить что-нибудь героическое, романтичное. При наличии потребности к действию и желанию самоутвердиться подросток ещё не знает, как этого можно добиться, и может попасть в беду;
) у подростка выражено противоречие между богатством желаний и ограниченностью сил. Отсюда множественность и непостоянство увлечений. Прежде чем найти, обнаружить свои способности, необходимо проверить их в деятельности - это ещё и поиск себя. Подросток боится обнаружить свою несостоятельность, он слишком самолюбив и может прикрываться показной уверенностью, решительностью, за которыми скрывается беспомощность, но он не терпит снисходительных советов и часто поступает наперекор им;
) в подростке сочетаются грубые выходки, а также и романтическая восторженность. Восхищение красотой и ироническое отношение к ней. Подросток стыдится своих чувств. Тонкие человеческие чувства кажутся ему детскими. Он опасается, что его будут считать чересчур чувствительным, и поэтому он прикрывается грубостью. Прилив физических сил побуждает к деятельности. Но если нет нравственной культуры, можно растерять добрые чувства, приобретенные в детские годы. Конечно, не у каждого подростка проявляется весь набор противоречий, но их нельзя игнорировать.
Определяющее значение в развитии растущего человека как личности имеют мотивы деятельности и поведения, в которых выражается характер его отношения к себе, другим людям, обществу, уровень самосознания и социальной ответственности.
В течение первой стадии развития, подростки возрастом 10-11 лет моделируют свою личность по воспроизводящему принципу. То есть они пристально следят за поступками своих родителей и других взрослых людей и стоят свою личность исходя из соображений увиденного и услышанного. Поэтому для правильного развития социально активной личности, родителям обязательно контролировать не только поведение ребенка, но и свои поступки и действия. Вторая стадия развития классифицируется по отношению подростка в социуме. Очень важную роль играет общественная оценка. В этот период подросток пытается самоутвердиться и самореализовать себя в коллективе. Именно в этом возрасте и складывается понятие и сущность самооценки подростка. Третья стадия характерна для развития самомнения, самосознания и личностного понимания, причинно-следственной связи происходящего вокруг.
Уже на более поздних периодах развития 15-16 лет, у подростков формируется свое личностное представление о поступках и действиях и где-то на период 16-17 лет, складывается полноценная социальная личность со своими понятиями о морали, нравственности и границах дозволенного. В первую очередь родители должны понимать, что понимание о нравственных основах складывается в процессе воспитания, но в том случае, если упустить момент, когда необходимо прислушиваться к проблемам ребенка, взгляды детей и родителей уже не будут совпадать, поскольку ребенок может выбрать другого человека в качестве собственного примера идеальной личности. В этом случае родители сильно расходятся во взглядах и принципах своих детей. Стоит также учитывать, что с течением времени идеология меняется, и наши дети могут быть совершенно другими, в отличие от родителей. Это не стоит критиковать и осуждать, поскольку в жизни каждого человека актуален тот жизненный путь, который выбирает сам человек.
Период подросткового созревания наиболее трудный момент в восприятии ценностей подростка, поскольку его мышление в первой очереди тесно связано сопереживанием моральных и нравственных качеств, как себя, так и окружающих. Именно в подростковом возрасте четко прослеживается грань того что не видит младенец, но уже не замечает взрослый человек. Подростковые сопереживания носят в основном скрытый характер, зачастую объектом негативного отношения могут стать самые близкие люди - родители. Подросток уже перестает восхищаться своими родственниками и ставить их в пример для подражания. За место этого он начинает замечать определенные недостатки и указывать на них объектам своего раннего примера для подражания - свои родителям, что зачастую остается без внимания родителей. Именно основа недопонимания - это основная причина происхождения недопонимания между подростком и его родителями.
Подростки более поздних возрастов, в отличие от подростков начального этапа развития, становятся психически более уравновешенны, покладисты, целеустремленней. Они более тактично общаются с взрослыми и учителями, в частности и в отношении с родителями. Подростки становятся физически активней и эмоционально выносливей. Со временем личность подростка постоянно видоизменяется и совершенствуется, преобразуясь в полноценную социально активную и полноценную личность, как со своими достоинствами, так и недостатками.
.2 Специфика семейных взаимоотношений, проблемы корректировки и социализации подростков
На данный момент регистрируется очень большое количество подростков с нарушением уровня социализации. Это проявляется в негативизме, наркомании, алкоголизации, жестокости, агрессии и совершении противоправных действий подростками. Данный негативный фактор проявляется из-за недостатка родительского внимания и воспитания, а также по причине невнимательности проявленной к личности подростков в нужное время. Родители должны четко понимать, что рождение ребенка и его развитие - это фактор, который требует большого внимания и большой ответственности не только перед растущим ребенком, но и перед всем обществом, поскольку подросток - это еще не сформировавшийся член социума.
Стоит также сказать, что детско-родительские отношения во многих семьях не только не соответствуют идеальным, но также являются несовершенными и в некоторых случаях даже аморальными и асоциальными. В частности, применение телесных наказаний, алкоголизация родителей, антигуманные взаимоотношения, агрессия и жестокость, к сожалению, до сих пор являются актуальной социальной проблемой.
Практика применения насилия, жестокости и антигуманных отношений в семьях, ведут к постоянной боязни подростка, оказаться объектом насилия в любом обществе. Это влечет за собой ряд негативных, психологических и антисоциальных факторов: закомплексованность, страх, неуверенность, склонность к стрессу и негативу, а впоследствии к жестокости, которая может проявиться уже в семье ребенка, когда он станет взрослым полноценным субъектом социума. Также это может стать причиной противоправных действий, аморального поведения и даже серьезных преступлений против жизни другого человека.
Только благодаря правильному воспитанию и родительской помощи можно добиться определенных успехов в моделировании психологической структуры личности подростка. Дети, которые растут при достаточном родительском внимании, понимании, при любви и согласии со стороны родителей, становятся успешными в полноценной взрослой жизни, а также лучше учатся в школе, удерживают активную жизненную позицию. Также эти дети более коммуникабельные по отношению общения, как со сверстникам, так и с родителям, лучше и комфортнее чувствуют себя в обществе, становятся более понимающими и отзывчивыми по отношению к своим друзьям и своим близким.
Подростки, которым не хватает взаимопонимания со стороны родителей, более подвержены негативному влиянию окружающих, эгоцентричны, склонны к преступности, развиваются более заторможено, находятся постоянно в стрессовом состоянии, способны к жестокости и отчужденности, склонны к дезадаптивности и инфантильности.
При дефиците родительского внимания в психологической структуре личности происходят определенные психологические нарушения, которые выражаются в различных негативных формах и проявлениях. Подростки становятся склонны к замкнутости, отчужденности, жестокости, агрессии, преступной деятельности, употреблению спиртного и наркотиков, курению и антисоциальному поведению. Данные склонности, в какой то степени компенсируют недостаток внимания со стороны...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Психологические особенности многодетных и однодетных семей

Дипломная работа: Социально-психологические особенности личности руководителей высшего звена

Курсовая работа: Психологические особенности отношений доктор-пациент: эмпатия в медицине

Реферат: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ БОЛЬНЫХ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТОНИЕЙ С МЕТАБОЛИЧЕСКИМИ ФАКТОРАМИ РИСКА

Курсовая работа: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ БОЛЬНЫХ ШИЗОФРЕНИЕЙ