Реферат: Психологический анализ переживаний и личностных изменений индивида в путешествии

Исследование переживания личностных изменений в путешествии было основано на феноменологическом подходе в связи с тем, что он позволяет выявить глубинное субъективное направление переживаний респондента. С. Квале пишет: «Если вы хотите узнать, как люди понимают свой мир и свою жизнь, то почему бы не поговорить с ними об этом» [Квале С., 2003, С. 12].

Дата добавления на сайт: 19 сентября 2024


Скачать работу 'Психологический анализ переживаний и личностных изменений индивида в путешествии':


Реферат
Психологический анализ переживаний и личностных изменений индивида в путешествии

. Программа исследования
Исследование переживания личностных изменений в путешествии было основано на феноменологическом подходе в связи с тем, что он позволяет выявить глубинное субъективное направление переживаний респондента. С. Квале пишет: «Если вы хотите узнать, как люди понимают свой мир и свою жизнь, то почему бы не поговорить с ними об этом» [Квале С., 2003, С. 12]. Для того, чтобы выполнить задачи, поставленные в рамках текущего исследования, нам необходимо было обратиться содержанию внутреннего мира человека, узнать, как он относился к себе, к другим и к миру в целом до путешествия - и что изменилось в его отношении после всех приключений. Феноменологический подход открывает для нас различные аспекты проживания личностью опыта, полученного в пути и позволяет уследить за динамикой глубинных личностных изменений.
В целях сбора данных были проведены глубинные полуструктурированные интервью, которые затем обрабатывались с помощью метода нарративного анализа.
Характеристика выборки. Респондентами в исследовании выступили мужчины и женщины в возрасте от 21 до 31 года, которые субъективно оценивали свой опыт путешествия, как изменивший их (11 человек, 2 мужчины и 9 женщин).
В процессе проведения исследования мы стремились уравновесить гендерный состав респондентов, но процесс поиска участников исследования показал, что данная тема вызывает больший отклик у женщин. Мужчины, которых исследователь приглашал на интервью, реагировали неохотно или отвечали, что не знают, что можно рассказать по этому поводу. В связи с тем, что нам была важна добровольность участия респондента, мы сосредоточились на исследовании историй тех участников исследования, которые хотели рассказать о своем путешествии. Стоит заметить, что желание рассказать о путешествии, как правило, было мотивировано либо удовольствием от возможности поделиться своим опытом (как будто еще раз пережить его и «зафиксировать» свои «результаты»), либо потребностью разобраться в тех переживаниях, которые испытывал респондент в связи с путешествием и произошедшими в процессе путешествия изменениями.
Каждый респондент дал добровольное согласие на участие в исследовании и подписал «Форму информированного согласия» (см. Приложение 1). Респондент был ознакомлен с условиями участия в исследовании и процедурой его проведения. Также участнику исследования гарантировалась конфиденциальность и давались все необходимые разъяснения по поводу предстоящего интервью. Для сохранения конфиденциальности все респонденты были обозначены номерами, а имена и другие данные, способствующие идентификации респондента, изменены. Для публикации примера полного интервью было запрошено дополнительное письменное согласие.
Описание процедуры интервью. Методом сбора данных было выбрано глубинное полуструктурированное интервью, продолжительность интервью составляла от 80 до 120 минут.
Каждом респонденту были даны пояснения следующего характера:
-Информация об исследователе и целях проводимого исследования;
-Предупреждение о том, что интервью будет записано на диктофон в целях последующего создания стенограммы аудиозаписи и анализа полученных данных;
-Короткое пояснение о том, что важно обсудить в процессе общения исследователя и респондента: «Я прошу рассказать о путешествии, которое тебя изменило. Меня интересует рассказ как о самом путешествии, так и о том, что изменилось, то есть как было до и как стало после путешествия».
После подписания формы информированного согласия всем участникам исследования были заданы следующие вопросы:
-Как я могу к Вам обращаться? Можем ли мы общаться на «ты»?
-Есть что-то, что требует прояснения до того, как мы приступим к интервью?
-Формальные вопросы: вол, возраст респондента.
После этого исследователь просил участника исследования рассказать о путешествии, которое его изменило. В процессе беседы исследователь мог задавать респонденту уточняющие вопросы, если они были уместны и не оказывали давления на участника исследования. Например:
-Что было до изменений? Какой была твоя жизнь? Каким был ты?
-Что (или кто) повлияло на тебя больше всего?
-Выдели переломный момент или ключевые моменты в путешествии…
-Как это путешествие изменило твою жизнь и (или) тебя?
Для того, чтобы сделать завершение интервью комфортным для респондента, исследователь завал следующие вопросы:
-Какую метафору твоему путешествию ты можешь дать? Как бы ты его назвал?
-Как ты чувствуешь себя сейчас?
-Будет ли тебе комфортно, если на этом мы завершим интервью?
Проведенные интервью детально транскрибировались. Объем стенограмм интервью составил от 15 до 45 страниц.
Метод анализа глубинных интервью. Для проведения анализа полученных интервью был выбран нарративный анализ в связи с тем, что респондент делился с нами своей историей - нарративом - о пережитом опыте и о том, как это повлияло на него. Основная идея, на которой строится нарративная психология, изучающая нарративы, базируется на переменах в научном знании, произошедших в начале XX века. В науке и культуре стали преобладать идеи постмодернизма о неопределенности и отсутствии единой истины в противовес идеям структурализма, согласно которому объекты состоят из неких элементов, которые связаны между собой.
Такая смена парадигмы позволяют обратиться опыту и знанию исследуемого в связи с тем, что никто не сможет интерпретировать феномены, основываясь лишь на их внешних проявлениях, - нам нужно получить информацию от того, кто пережил этот феномен, что делает экспертом по жизни не «внешнего специалиста», а самого человека с его опытом и знаниями. Таким образом, интервью становится тем инструментом, с помощью которого мы можем получить информацию об убеждениях, эмоциях и отношению респондента к определенной ситуации [Кроссли М. Л., 2013, с. 143], в частности - об опыте путешественника, который привел человека к личностным изменениям.
Процесс анализа интервью был организован на основании методов, разработанных МакАдамсом [МакАдамс Д. П., 2008, с. 135-166], в том варианте, в котором их предлагает использовать М. Кроссли. Были проведены следующие этапы работы, после интервьюирования и стенографирования полученных аудиозаписей:
1)Чтение и ознакомление с текстами стенограмм;
2)Идентификация важных концептов, которые следует искать (тон повествования, образы и темы);
3)Идентификация тона повествования в нарративе;
4)Идентификация образов и тем - на этом этапе создавалась обзорные таблицы (см. образцы в Приложении 2);
5)Объединение материала в последовательную историю;
6)Составление отчета об исследовании.
личностный путешествие одиночество радость
2. Описание полученных результатов
В связи с тем, что классифицировать нарративы респондентов по фабулам или иным критериям не представлялось возможным, для анализа полученных данных истории, рассказанные респондентами, условно были разделены на три этапа: «до путешествия», «во время путешествия» и «после путешествия» (по аналогии с процедурой анализа личных нарративов, предложенной МакАдамсом, когда история респондента была разделена на «главы книги»). По каждому этапу были выявлены образы и темы, а также определен тон повествования.
Кроме того, в процессе анализа интервью выявлялись следующие элементы:
-основное переживание респондента до путешествия;
-основное переживание респондента после путешествия.
Наблюдение за этими феноменами помогло определить, как изменилось отношение респондента к жизни и к себе, что волновало его до того, как произошли личностные изменения, и что важно для него теперь.
Также на основании рассказа респондента выявлялись факторы, которые способствовали изменениям в процессе путешествия, анализировался момент, который респондент называл ключевым в своем приключении, а также то открытие, которое сделал для себя респондент в процессе странствования.
Кроме того, было проведен анализ взаимодействия респондента с другими и влиянию этого взаимодействия в процессе путешествия на участника исследования.
После этого анализа интервью составлялась таблица, содержащая краткую информацию о результатах интервью, которая сопоставляется с результатами проведенного теоретического исследования.
Далее приведены результаты анализа проведенных интервью с наиболее яркими цитатами респондентов (заключены в кавычки) и нашими пояснениями.
Респондент 1 (женщина, 28 лет) в своей истории рассказала о поездке в большой дом в глухих краях России («затерянный… хутор, которой отделен от ближайших населенных пунктов там пятьюдесятью километрами пустырей и сумрачных лесов»). Поездка длилась более 2 недель.
Тон повествования изменился с негативного (до путешествия) на позитивный (после путешествия).
Основной темой нарратива до путешествия является тема неуверенности в себе (сравнение себя с другими и «оглядки» на их мнение): «Позиционировала себя как человека, у которого есть может быть какой-то ресурс, запал и энергия, но определенно меньше, чем у остальных. Кто эти остальные - я даже не пыталась вообразить, но они просто титаны по сравнению со мной, и мне с ними не тягаться. Опять же это было где-то внутри, в подсознании, я этого не говорила себе это каждый день. Наоборот, я говорила себе: «Я могу, я сильная!» Но в ответственный момент это все как-то так… ааааа… то есть происходит некий спад, и я начинала озираться…»
Также звучит тема жертвенности: «Часто это бывали какие-то деструктивные опасные ситуации, в которые я периодически попадала»: «плутать в лесу почем зря, пробираться в каких-то странных местах, путаться в метро, сталкиваться с людьми, терять вещи и так далее. То есть какие-то мелкие такие ситуации, которые забирают ресурс, которые расстраивают», «досадные». «Я думала, что это моя карма, и ничего с этим не поделаешь». По мнению респондента «ответственность вообще может переживаться по-разному», у нее были периоды, когда ей «всячески хотелось ее избежать», ей «знакомо это вот бегство от ответственности в месте с каким-то стыдом и каким-то оправданием себя в этих ситуациях, некое бессилие».
Основной темой нарратива после путешествия является тема расширяющегося движения, особо отмечается прилив энергии («энтузиазм»): «Все - путь! То есть не может быть… Да, мы переживаем какие-то этапы, но он никогда не кончается. То есть невозможно сказать, что да, я сейчас пришел и достиг. Обязательно будет дальше что-то еще… Отсюда, вот от этого флажка мы тянем ниточку дальше, и дальше. Но такая схема, она как-то очень поверхностно, очень материально выглядит. А здесь именно возникло, возник образ скорее куста, то есть таких разрастающихся нейронов что ли. То есть это уже не ниточка от флажка к флажку, а такая ветвящаяся сеть. И она как бы захватывает собой и распространяется еще на многие вещи. Вот, непрерывность. Непрерывность, да, и бесконечность, и вот это вот желание еще дальше продлить это чувство бесконечности, оно дает еще больший стимул и очень большой энергетический ресурс».
Также звучит тема об ответственности и доверия себе: «А! Вот состояние безоглядки!» Оно проявляется, когда «перестаешь озираться на других, с кем-то себя сравнивать или заботиться лишний раз о мнении людей, которые для тебя не важны и никак не повлияют ни на твою судьбу, ни на твоих затей, проектов, еще что-то. Вот это опять же рождается от ответственности. То есть если я знаю, что я могу, то я могу. И все. Если нет, то по другому как-то будет».
Основное переживание респондента до путешествия - «состояние стагнации»: «чувствовала себя в болоте просто, в куче зыбучего песка, в которой колупаюсь что-то, а никакого эффекта, только глубже увязаю», «энергии меньше, чем у других», «потерянное состояние».
Основное переживание респондента после путешествия - «ощущение реальности мира»: «Выбралась из болота! Ну или как форточку открыли. А еще мне в какой-то момент пришел образ, как со свечки сняли колпак и она загорелась. Как вот стеклянный колпак, а под ним свеча, например. И она без кислорода тлеет. А потом с нее снимают колпак - и она разгорается. Или смотришь в окно, а на том месте, где должны быть стекла правильные, приклеены фотообои. А потом открываешь окно, и так оказывается совершенно иной пейзаж. Он может быть любым там, морским или среднерусским, но настоящим! И он живой! То есть ощущение просыпания, пробуждения, того, что сняли шоры и открылась ясная картина».
К факторам в путешествии, которые появлияли на то, что изменения произошли, респондент относит:
«Время, проведенное в одиночестве»: «в любом направлении можно идти куда глаза глядят и никого не встретить», «для меня это всегда привлекательная обстановка, я люблю ощутить себя наедине с природой, вот просто погрузиться и слиться с пространством»;
«Время для себя в любимом деле»: «наконец-то могла посвятить себя любимому делу: начать заниматься пением, нормально, каждый день, с погружением»;
Процесс отпускания «на волю сознания»: «состояние, когда можно отпустить мозг блуждать в пространство, просто никак его не сдерживать и не ловить, не контролировать мысли, вот этот поток сознания, который может вылиться на бумагу, может где-то там блуждать самостоятельно, ни в чем не выражаясь: ни в словах там, ни в зрительных образах, ни в тексте».
При этом до путешествия у респондента не было цели что-то менять, путешествие «сложилось достаточно спонтанно», поездка «имела целью просто освободить нашего друга, который живет на этой даче, от бытовых забот и отпустить его в город». Но обстоятельства жизни респондента до путешествия повлияли на то, что изменения произошли: хотелось вырваться из состояния стагнации, кроме того, было большое вдохновение от урока с преподавателем.
Основной темой во время путешествия является осознание своего уникального одиночества: «Главное… в какой-то момент почувствовать, что ты никому ничего не должен. Вот это вот единение с природой, социальное одиночество, это вот состояние того, что человек всегда один, что это не страшно. Все такие. Мы такими приходим, мы такими уйдем. Это вот состояние, то есть переживание одиночества не как «ты никому не нужен», а как «ты просто единственный, уникальный, может быть». Твое уникальное вот это качество, что ты один одинешенек - и никого больше нет. И ты можешь в этом качестве делать все, что хочешь, как угодно себя преобразовывать. Каждый следующий момент жизни - он твой. Он только твой. То есть даже если есть ответственность какая-то перед окружающими, любая, моральная или материальная, еще какая-нибудь, все равно ты можешь справится с этим, то есть это все в твоих силах. В моих силах».
Ключевой момент путешествия для респондента - это переживание единения с миром: «Я помню очень отчетливо этот момент: я сидела перед печкой и дунула на пепел, который… собиралась разжигать печку, и в углу дверцы лежал такой белый пепел, а в комнате не было света, а только такой холодный белый свет из окна, и он заполнял не всю комнату, а оставался темный проем двери в другую комнату. И когда я дунула в печь, пепел поднялся, и на фоне этого темного проема так медленно-медленно оседал. И здесь мне показалось, что вот я не… то есть я просто замерла в момент, и все внутри как будто бы остановилось, и я как раз находилась в размышлениях по поводу новых горизонтов и так далее. Ну, не то что бы в размышлениях, а переживаниях, прочувствованиях. И вот это состояние растворенности, оно на фоне медленно падающего пепла принесло чувство слияния с этим пространством, как будто бы я, ну… как будто бы я - все это пространство. То есть я не смотрю на него со стороны, а я содержу его в себе, и этот пепел падает во мне. Все другое, но такое же как я, да. И в этот момент как раз было чувство, вот как раз родилось это единение. Ну, здесь не было никаких там вдохов или вдохновения, возгласов или чего-то, а вот именно состояние растворения, состояние небытия. Ну для меня, по ощущениям… И это так хорошо! Стать всем и одновременно ничем».
Открытие, которое было сделано респонедентом, было связано с успехами в любимом занятии: «По чуть-чуть такие крошечные какие-то озарения, они накапливались, сливались, и в какой-то момент произошел такой… БУУУМ! Когда, ну, вот то, что называется инсайт, наверное, оно, вот этот момент… ясности. Причем это не то чтобы там экзальтация, там, я не прыгала до потолка, у меня было такое затаенное ликование внутри, что: «Так вот оно кааак!» «Здесь даже не встреча с результатом», «а понимание того, как я должна действовать, для того чтобы все, к чему я стремлюсь, осуществлялось желаемым образом». «Я отчетливо поняла для себя именно в момент этих открытий, что ничего в сущности экстраординарного, чего-то сверхнового, взрыва какого-то феерического, разброса галактик не произошло. Ну все как было на своих местах, так оно и осталось. Только ракурс изменился. То есть это все равно что увидеть здание со всех сторон то есть здание осталось то же, но его форму, его структуру, его масштаб, можно узнать, только когда перемещаемся во времени и в пространстве. Вот для меня это было как раз то перемещение, которые позволило увидеть всю целостную конструкцию. То есть и себя осознать в этом перемещении, в взаимодействии с этим объектом».
Взаимодействие с Другим в этой поезде было связано с конфликтами: респондент поехал в это путешествие с близким родственником - иногда были ситуации непонимания во взаимоотношениях. Но эти противоречия помогли респонденту осмыслить происходящее с ним: «Ну вот это чувство внутренней правды, того что я хочу этот момент сделать, оно и верно. То есть если я буду потворствовать, если я буду отзываться на это дела, то я просто никуда не продвинусь. Что вот это состояние стагнации, в котором я приехала, оно во мне так и будет, так и останется, так и продолжит жить, и начнет усиливаться наверняка».
Краткий обзор анализа Комментарии исследователя
До путешествия Неуверенность в себе, жертвенность Прочь от соответствия ожиданиям, прочь от «должен» (К. Роджерс)
Во время путешествия Осознание уникального одиночества Прочь от соответствия ожиданиям (К. Роджерс), ощущение «Имею право быть таким, какой есть» (А. Лэнгле)
Факторы Время, проведенное в одиночестве. Время для себя в любимом деле. Процесс отпускания сознания на волю Ощущение пространства (А. Лэнгле)
После путешествия Расширяющееся движение, ответственность Вперед к процессу, вперед к самоуправлению (К. Роджерс)
Респондент 2 (женщина, 25 лет) в своей истории рассказала о поездке в Берлин. Поездка длилась примерно 5 дней.
Тон повествования изменился с негативного (до путешествия) на позитивный (после путешествия).
Основной темой нарратива до путешествия является противопоставление внешнего «хорошо» внутреннему «плохо» (внешний престиж, значимость противопоставляется внутренней неуверенности, незначительности): Место работы, «которое и я, и, в принципе, очень многие мои близкие и друзья считали перспективным, хорошим местом», у которого было «хорошее название, которое всегда приятно упомянуть в резюме», на деле дало «ощущение, что меня продали в рабство (…) очень злому хозяину». Из-за внешнего «хорошо» респондент игнорировал ощущение...

Похожие материалы:

Реферат: Психологический анализ героев художественных фильмов 'Жить', 'Как я провел этим летом', '1+1', 'Снайпер'

Курсовая работа: Психологический анализ целесообразного поведения учащихся