Курсовая работа: Психологический анализ целесообразного поведения учащихся

Содержание

Введение
Глава 1. Общее понятие о когнитивном подходе в педагогической психологии
.1 Понятие когнитивной теории учения
1.2 Когнитивные учения Дона Нормана
1.3 Представление когнитивных психологов к учению на примере Дж. Брунера
.4. Когнитивные учения Дэвида Озбела
Глава 2. Методика организации когнитивных теорий учения
.1 Методы когнитивных теорий учения
.2 Характеристика уровней познавательного интереса учащихся
Заключение
Список литература

Дата добавления на сайт: 19 сентября 2024


Скачать работу 'Психологический анализ целесообразного поведения учащихся':


Курсовая работа
по дисциплине: Организационная психология
на тему: «Психологический анализ целесообразного поведения учащихся»
Выполнила:
Ермакова Наталья Алексеевна
Владимир
Содержание
Введение
Глава 1. Общее понятие о когнитивном подходе в педагогической психологии
.1 Понятие когнитивной теории учения
1.2 Когнитивные учения Дона Нормана
1.3 Представление когнитивных психологов к учению на примере Дж. Брунера
.4. Когнитивные учения Дэвида Озбела
Глава 2. Методика организации когнитивных теорий учения
.1 Методы когнитивных теорий учения
.2 Характеристика уровней познавательного интереса учащихся
Заключение
Список литература
Введение
Педагогическая психология как отрасль психологической науки возникла во второй половине XIX века. Ее развитие шло в неразрывной связи с развитием психологии в целом и определялось, прежде всего, теоретико-методологическими основами последней.
В настоящее время психологическая наука развивается по нескольким принципиально разным теоретическим направлениям. В области педагогической психологии следует остановиться на трех типах теорий учения: бихевиористском, когнитивном и деятельностном. Отличия между теориями определяются тем, как понимается природа процесса учения, что в нем выделяется в качестве предмета изучения, в каких единицах ведется анализ этого процесса.
Когнитивная педагогическая психология в своих исследованиях психологии человека широко пользуется категориями "знание" и "информация": человек понимается как активный преобразователь информации, главным аналогом которого в современной науке и технике является компьютер, компьютерная программа. Сходство функций компьютера и "человека познающего" позволило говорить о сходстве структур, реализующих эти функции.
Когнитивные теории учения являются наиболее признанными в современной зарубежной педагогической психологии. Они выступают в качестве психологического обоснования дидактических систем, реализующих ценности познания и развития познавательных способностей учащихся. Когнитивная психология составляет научную основу исследовательского подхода в учении в современной зарубежной педагогике. В рамках исследовательского подхода учение ведется с опорой на непосредственный опыт учащихся, его расширение в ходе поисковой, исследовательской деятельности, активного освоения мира. Этот подход связан, прежде всего, с движениями европейского "нового воспитания" и "прогрессивного воспитания" в США, которые строили учение на основе собственного опыта ребенка, занимающего позицию исследователя, осваивающего окружающий мир.
В отличие от теорий учения, в которых люди считались пассивными машинами, действующими под влиянием внешней среды, когнитивные теории учения представляют людей рациональными, активными, знающими и умелыми. Люди по этим теориям не только получают, но и перерабатывают информацию. Каждый человек является мыслителем и творцом своей реальности. Люди не просто реагируют на стимулы, они структурно организуют их и придают им определенный смысл. Развитие состоит из эволюционирования ментальных структур, частью генетически запрограммированных и зависящих от степени зрелости индивидуума.
В нашей стране наиболее известен подход к проблемам учения и Дж. Брунера. В его работах постоянно делается акцент на то, что ученик, изучая тот или иной предмет, должен получить некие общие, исходные знания и умения, которые позволяли бы ему в дальнейшем делать широкий перенос, выходить за рамки непосредственно полученных знаний.
Общее представление о подходе когнитивных психологов к процессу учения можно получить на примере анализа работ Дж. Брунера. Он исходит из постулата, согласно которому психическое развитие ребенка происходит в учении как процессе усвоения средств культуры. Учение в школе всегда оказывается тем фактором, который качественно изменяет направление познавательного развития. Учение не должно следовать за естественным ходом познавательного развития ребенка; оно может стать ведущим фактором этого развития, предоставляя ученику возможности самому формировать свое развитие [3].
Цель работы: рассмотреть основы теории и применение ее на практике.
Объектом: является исследования теорий и систем учения данной работы не только познавательные способности, но и последствия, к которым она приводит.
Предмет исследования - анализ понятия когнитивных теорий учения в педагогической психологии. Методов познания себя.
Исходя из объекта и предмета для достижения поставленной цели, нами были определены следующие задачи:
.Определить и проанализировать уровень интеллектуальной подготовки к учению в начальной школе
.Провести анализ психодиагностики объема кратковременной зрительной и слуховой памяти, а также динамических особенностей процесса запоминания.
.Выявить особенности состояния тревожности, агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.
.Изучить и оценить уровень развития соответствующих способностей в обучении школьников.
.Проанализировать уровень общего интеллектуального развития.
При реализации задач исследования использовались следующие методы:
определение и анализ уровня интеллектуальной подготовки к учению в начальной школе;
изучение и обобщение оценки объема работы памяти учащихся;
анализ деятельности учителей по выявлению агрессии учеников;
изучение и оценка психодиагностику умственных действий: логики мышления и счета в уме с запоминанием промежуточных результатов;
анализ интеллектуального развития учащихся.
Глава 1. Общее понятие о когнитивном подходе в педагогической психологии
.1 Понятие когнитивной теории учения
Начиная со второй половины XVIII в. процесс образования становится объектом теоретического педагогического и психологического осмысления. Выделяют несколько психологических направлений, с помощью которых формулируются основные положения теории учения. Отличия между теориями определяются тем, как понимается природа процесса учения, что в нем выделяется в качестве предмета изучения, в каких единицах ведется анализ этого процесса.
Когнитивная теория возникла и развивалась за рубежом, деятельностная - в нашей стране. Названия когнитивные теории учения происходят от английского слова cognition (познание) [10].
Когнитивные теории учения направлены на исследование главной части учения - познавательного процесса. Габай Татьяна Васильевна сравнивая процесс учения с айсбергом пишет, что бихевиористы интересовались лишь надводной, видимой частью айсберга, в то время как главная его часть находится под водой. Когнитивисты обратились к этой невидимой части учения, к познавательному процессу, который и ведет к тому или иному ответу (реакции).
Когнитивное направление возникло на стыке необихевиоризма, гештальт-психологии и структурной лингвистики (работы Н. Хомского), под влиянием технологических достижений, нейропсихологии и в связи с разочарованием методологии бихевиоризма.
В процессе учения человек усваивает не только интеллектуальный опыт, но и другие виды опыта: нравственный, эстетический и т.д. Когда речь идет об усвоении этих видов опыта, то этот процесс называют воспитанием. Таким образом, объектом педагогической психологии всегда являются процессы учения и воспитания. Во всех теориях учения объект один и тот же. Однако то, что изучается в этом объекте, т.е. собственно предмет исследования, зависит уже от теории [11].
Когнитивные теории учения можно поделить на две группы. Первую группу составляют информационные теории. В них учение рассматривается как вид информационного процесса. Фактически познавательная деятельность человека отождествляется с процессами, происходящими в компьютерах, с чем нельзя согласиться. Вторая группа представителей когнитивного подхода к процессу учения остается в пределах психологии и стремится описывать этот процесс с помощью основных психических функций: восприятия, памяти, мышления и т.д.
Когнитивная теория рассматривает память как совокупность различных блоков и процессов переработки информации, каждый из которых выполняет четко установленную роль. Одни блоки выделяют и осуществляют распознавания характерных черт информации, другие строят когнитивную схему ориентирования в особенностях информации, третьи осуществляют временное содержание информации, а четвертые ее подачу в определенной форме. Однако эта теория имеет недостатки, она не учитывает активность субъекта в процессе запоминания.
В настоящее время когнитивный подход к учению еще не представляет собой целостной теории учения, но в то же время содержит целый ряд важных результатов.
В нашей стране наиболее известен подход к проблемам учения и обучения Дж. Брунера. В его работах постоянно делается акцент на то, что ученик, изучая тот или иной предмет, должен получить некие общие, исходные знания и умения, которые позволяли бы ему в дальнейшем делать широкий перенос, выходить за рамки непосредственно полученных знаний. В своих исследованиях он обращает также внимание на связь знаний и умений. Характеризуя процесс овладения предметом, он выделяет три процесса, которые, по его мнению, протекают почти одновременно:
) получение новой информации;
) трансформация имеющихся знаний: их расширение, приспособление к решению новых задач и др.;
) проверка адекватности применяемых способов стоящей задаче [13].
Дж. Брунер возглавлял Всеамериканскую комиссию по пересмотру содержания и методов обучения в школе, добиваясь, чтобы учили не фактам, а структуре науки, заложенной в системе базовых понятий. Именно в обучении он видел причину развития интеллекта. В этом его концепция противостоит Ж. Пиаже и сближает с последователями Л.С. Выготского.
Многие психологи считают, что когнитивные теории развития выигрывают там, где заканчиваются теории научения, то есть в рассмотрении языка и мышления. Однако и они не раскрывают такие аспекты поведения человека, как социальное, эмоциональное, личностное развитие.
Помимо этого когнитивные теории учения представлены теорией осмысленного вербального обучения Д. Озбела, различными информационными моделями процессами обучения, а также мыслями когнитивных стилей учащихся.
1.2 Когнитивные учения Дона Нормана
В 1990 г. Дон Норман написал статью под названием «Когнитивные артефакты», целью которой было подчеркнуть ту роль, которую обработка информации играет в случае, когда вырабатывается когниция физических артефактов. Этот процесс переработки информации был назван «когнитивным артефактом». Такой подход способствует интеграции теории артефактов в теорию человеческого познания.
Есть два пункта, по которым подход Дона Нормана отличается от моего собственного, пишет Майкл Коул. Во-первых, я привлекаю внимание к идее, что культурный артефакт, играет роль когниции для индивида. Норман настаивает на том, что мышление автономная человеческая деятельность, и артефакты являются чем-то внешним для человеческого мышления. Они воздействуют на него, но не конструируют его, не могут быть активны внутри его самого. Во-вторых, Дон Норман противопоставляет два вида артефактов, которые он называет личностным и системным. Я же полагаю, что артефакт действует внутри когнитивной системы. Когниция - это процесс, совершающийся в голове у индивида. Когнитивные артефакты устанавливают механизмы обработки информации, которые когнитивные науки рассматривают в качестве объекта своего исследования. Когнитивные артефакты всегда воплощены в широких социокультурных системах, которые организуют практическую деятельность людей, в которой эти артефакты используются, как об этом писал Эдвин Хатчинс, выработавший понятие «распределения когниции» (см. раздел «Культурная психология»).
Американский психолог Дональд Норман предложил теорию внимания, которую также относят к моделям поздней селекции. Он по-своему разрабатывает положение о решающей роли прошлого опыта, в оценке значимости всей поступающей информации и последующем отборе на стадию внимательной переработки. С другой стороны, он придает особое значение эффектам установки механизма селекции согласно данным текущей переработки в канале ограниченной емкости. В плане общей методологии Д. Норман неоднократно подчеркивал, что изучение внимания неразрывно связано с исследованием других когнитивных процессов. Так, уже с античных времен, особенно часто указывают на тесную связь внимания с памятью. Главной областью интересов Д. Нормана была память, и именно в ней он нашел основу объединения различных взглядов на природу селекции. Структура памяти занимает центральное положение в его модели селекции и внимания.
Согласно этой модели, вся стимуляция, попадающая в органы чувств, проходит стадию первичной автоматической переработки. Сначала физические сигналы переводятся (перекодируются) в физиологическую форму. На второй фазе путем различных операций и трансформаций извлекаются специальные, чисто сенсорные признаки всех сигналов. Эту часть первичного анализа Д. Норман называет физиологической.
Главное достоинство своей модели Д. Норман видел в гибкости настройки предполагаемого механизма селекции. По его мнению, модель уместности легко объясняет все, полученные к моменту ее создания данные лабораторных исследований селективного внимания, Кроме того, она согласуется с более широким кругом известных явлений внимания. Так, если при разговоре с кем-нибудь мы на какое-то время отвлеклись, но затем спохватываемся и спрашиваем: «Что вы сказали?», то, нередко, еще не получив ответа, ясно осознаем последние слова собеседника.
По Д. Норману, это можно объяснить кратковременной активацией единиц памяти сенсорными входами этих слов. Если такие единицы получат входы уместности до своего полного угасания, то они будут отобраны и переданы в систему осознания и ответа.
Д. Норман останавливается также на одном из наблюдений классической психологии внимания, к которому, заметим, современные когнитивные психологи обращаются редко. Речь идет о традиционном различении перцептивного и интеллектуального внимания, и о том, что произвольное сосредоточение при последнем происходит с гораздо большим трудом, чем при первом. По Д. Норману, основное различие между этими видами внимания заключается в отсутствии адекватных сенсорных входов в случае внимания интеллектуального. Длительное сосредоточение на какой-то линии мысли обеспечивают только соответствующие входы уместности, которые могут флуктуировать в силу особенностей организации долговременной памяти.
Теория Д. Нормана завершает второй этап на пути развития представлений о внимании в русле когнитивной психологии. На данном этапе царила атмосфера энтузиазма и радостного предвкушения близкого решения проблемы внимания.
В моделях ранней селекции представление о единственном механизме раннего отбора расширилось путем включения других, дополнительных и вышележащих механизмов селекции. В моделях же поздней селекции произошла переоценка места и роли прошлого опыта человека в процессах селекции. Д. Норман поставил систему памяти на выходе сенсорного анализа стимуляции, а ее содержания выступили в качестве объектов селекции. В результате его теория, хотя и допускает семантическую переработку нескольких сообщений, но при этом не утверждает, как это было в ранних моделях, что полностью, исчерпывающим образом перерабатывается вся поступающая стимуляция.
.3 Представление о подходе когнитивных психологов к процессу ученияпутем открытий на примере Дж. Брунера
Брунер Джером Сеймур (1915 г.р.), один из ведущих когнитивных психологов США.
Научение путем открытий можно определить как такое научение, когда материал излагается не в законченной форме, а от учащихся требуют, чтобы они сами организовывали его, сами выявляли взаимосвязи, существующие между элементами информации.
Выявление связей между понятиями Брунер называет системой кодирования. В теории Брунера открытие - это самостоятельное формирование систем кодирования (при обучении это происходит при посредничестве педагога).
Брунер выделяет четыре группы условий, облегчающих научение путем открытий:
. Настрой - это предрасположенность к тому, чтобы прореагировать определенным образом. Брунер имеет в виду следующее. Человек, настроенный на открытие обычно сам пытается найти взаимосвязи между разрозненными единицами информации. Поэтому учащихся необходимо постоянно побуждать к этому.
. Состояние потребности - это уровень возбуждения, взволнованности или готовности учащегося. Брунер (в соответствии с законом Йеркса-Додсона) полагает, что наиболее оптимальным является умеренный уровень возбуждения.
. Овладение конкретикой. Это означает то, в какой степени учащийся уже овладел конкретной, относящейся к предмету информацией. Открытия - это не дело случая, они происходят, когда человек хорошо подготовлен, утверждает Брунер. Чем шире спектр информации, которой владеет учащийся, тем вероятнее, что он сможет выявить отношения, внутри этой информации.
Джером Брунер как представитель одного из когнитивных подходов к учению. Работы Брунера во многом способствовали появлению нового направления, появившегося уже в 60-х годах XX в., когнитивной психологии.
Джером Брунер как подал новые идеи, так и принимал непосредственное участие в изучении некоторых вопросов совместно со своими коллегами, принадлежавшими к новому направлению.
В нашей стране один из наиболее известных подходов к проблемам учения и обучения являются работы ДжеромаБрунера. Джером Сеймур Брунер родился 1 октября 1915 года, американский психолог, который способствовал развитию когнитивной теории учения в образовательной психологии. Джером Брунер получил диплом бакалавра в 1937 году и степень доктора наук в 1941 году в Гарвардском
Университете под руководством Гордона Олпорта. В 1960 г. при Гарвардском университете Миллер и Брунер создали Центр когнитивных исследований. Противопоставляя свои работы бихевиоральным исследованиям, в Центре изучали разнообразные познавательные процессы: восприятие, память, мышление, понимание и порождение речи. Именно генетический аспект, познания, стал ведущим для Брунера. Его важнейшие работы «Психология познания», «За пределами непосредственной информации». По некоторым данные есть информация, что в настоящее время Дж. Брунер, старший научный сотрудник на юридическом факультете Нью-Йоркского Университета.
Согласно концепции Брунера (1966г.):
1. Наше познание мира носит, прежде всего, чувствительный и двигательный характер. Это значит, что ничто не может быть включено в мысль, не пройдя сначала наши чувства, особенно через двигательную активность. Поэтому можно сказать, что сенсомоторное отображение действительности имеет решающее значение в детские годы. К этому отображению мира быстро добавляется еще один способ и коническое отображение, термин был введен Дж. Брунером (когда ребенок интериоризует- переход извне внутрь и откладывает в памяти образы воспринятых им реальных объектов).
. Брунер обращает особое внимание на то, что язык представляет собой важнейшую...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Социально-психологический климат класса учащихся подросткового возраста

Контрольная работа: Диагностика особенностей поведения в конфликтных ситуациях учащихся

Реферат: Психологический анализ героев художественных фильмов 'Жить', 'Как я провел этим летом', '1+1', 'Снайпер'

Реферат: Психологический анализ переживаний и личностных изменений индивида в путешествии

Реферат: Исследование поведения личности в организации