Дипломная работа: Психологическое консультирование как специальная проблема психологии

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ - ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
1.1 СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
1.2 ТЕХНОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В ПРАКТИКУ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА
2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2 СОДЕРЖАНИЕ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ
2.3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Дата добавления на сайт: 19 сентября 2024


Скачать работу 'Психологическое консультирование как специальная проблема психологии':


Министерство образования и науки Республики Казахстан
Костанайский социально-технический университет имени академика З. Алдамжар
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему:
"Психологическое консультирование как специальная проблема психологии"
Выполнила А.Ж. Кинжибаева
Костанай 2011
Содержание
Введение
1. Теоретические аспекты специальной проблемы психологии - психологического консультирования
1.1 Сущность и основные цели психологического консультирования
1.2 Технология психологического консультирования
2. Эффективность внедрения психологического консультирования в практику работы школьного психолога
2.1 Организация опытно-экспериментального исследования
2.2 Содержание опытно-экспериментальной работы
2.3 Анализ результатов исследования
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Современное состояние мировой психологической науки можно оценить как период значительного подъема в ее развитии. Научная психология непрерывно обогащается новыми данными, совершенствуется ее понятийный аппарат и методы исследования.
Актуальность исследования вопросов, связанных с оказанием психологической помощи, в частности процесса психологического консультирования, обосновано тем, что это одна из наиболее развивающихся областей практической психологии. В настоящее время отмечается рост потребности населения в психологической помощи, что вызвано рядом составляющих. Это - глобальные метаморфозы в обществе и пересмотр стандартов психического здоровья; частые ситуации нестабильности, смятения, неуверенности в завтрашнем дне; новые ориентиры профессионального и личностного самоопределения, адекватные происходящим переменам; новое звучание конфликта "отцов и детей".
Все вышеперечисленное позволяет говорить об актуальности и социальной значимости изучения психологического консультирования в свете проблем современной психологической науки, то есть всего того, что может помочь психологам-практикам работать более эффективно.
Психологическое консультирование как профессия является относительно новой областью психологической практики, выделившейся из психотерапии. Эта профессия возникла в ответ на потребности людей, не имеющих клинических нарушений, однако нуждающихся в психологической помощи и осознающих эту свою потребность. Поэтому в психологическом консультировании психологи сталкиваются прежде всего с людьми, испытывающими трудности в повседневной жизни, например, конфликты на работе и дома, плохая успеваемость в школе, недостаток уверенности в себе, суицидальные наклонности и подобное.
психологическое консультирование школьный психолог
Кроме того, психологическое консультирование, как молодая область психологической практики, пока еще не имеет строго очерченных границ, в его поле зрения попадают самые разнообразные проблемы. [; 6]
Сегодня теоретическому обеспечению психологического консультирования уделено большое внимание, его проблемы рассматриваются в работах таких авторов как Г.С. Абрамова, Ю.Е. Алешина, Э.Ф. Зеер, Р. Кочунас, Е.А. Климов, Н.Д. Линде, В.Ю. Меновщикова, А.П. Чернявская и другие. Среди казахстанских специалистов можно назвать таких ученых как: В.М. Гребенников, Б.Ш. Жаныбеков, В.В. Марченко и др.
Проблема состоит в противоречии между потребностью общества в психологическом консультировании по самому широкому спектру повседневных житейских вопросов у населения и недостаточным отражением в теории всех методических приемов прикладной консультативной психологии.
В консультативной психологии накоплен богатый эмпирический материал, но не существует единого логического стержня, "единой теории процесса оказания психологической помощи", способной охватить и связать в целостную картину накопленные отдельными школами знания, объединить практиков различных направлений под своим крылом, обеспечить контроль эффективности процесса оказания психологической помощи. [; 31]
Таким образом, объектом исследования в данной работе стал процесс развития психологического консультирования как научно обоснованного направления прикладной клиент-ориентированной психологии.
Предмет исследования: психологическое консультирование.
Цель: выявить особенности психологического консультирования как специальной проблемы психологии.
Гипотеза: мы предполагаем, что психологическое консультирование как специальное направление психологии может успешно развиваться только на основе научного обеспечения всех аспектов его осуществления на практике и при условии использования индивидуального подхода.
Согласно цели и гипотезы в данной работе выдвинуты следующие задачи:
изучить специальную литературу по теме исследования;
выявить сущность и основные цели психологического консультирования;
рассмотреть технологию процесса психологического консультирования;
исследовать особенности психологического консультирования в условиях образовательного учреждения;
организовать опытно-экспериментальное исследование по выявлению эффективности психологического консультирования в условиях конкретной школы;
по итогам экспериментальной работы сформулировать рекомендации.
Новизна подходов в разработке темы исследования заключается в том, что нами обобщены теоретические положения по практическому применению психологического консультирования на примере работы данной службы в условиях конкретной школы.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что конкретизированы теоретические основы психологического консультирования, а все материалы, предложенные в работе, могут быть использованы в деятельности психолога.
Структуру данной работы составили: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
1. Теоретические аспекты специальной проблемы психологии - психологического консультирования
1.1 Сущность и основные цели психологического консультирования
В жизни человека неизменно происходят стрессовые, фрустрирующие и критические события. Психологическое консультирование, в самом широком смысле, представляется как помощь специалиста в решении психологических проблем. Точнее, психолог помогает приобрести новое восприятие, осмысление происходящих событий, актуализировать реальные ощущения происходящего, скорректировать интерпретацию и объяснение существующих непродуктивных представлений человека о мире, о себе.
Практика психологического консультирования и психотерапии показывает, что стратегические задачи психологического взаимодействия лежат в сфере поиска новых возможностей, которые должны появиться в арсенале клиента для решения проблем.
Некоторая неопределенность предмета психологического консультирования отражается в разнообразии определений. Так, Р. Кочунас приводит некоторые из принятых в американской школе психологии: "Консультирование - это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений" или "Консультирование - это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как "личность-личность", хотя иногда в нем участвуют более двух человек. Цель консультирования - помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера". [1; 7]
Автор книги "Психологическое консультирование" Г.И. Колесникова дает следующее определение: "Психологическое консультирование - это область практической психологии, цель которой заключается в оказании консультантом психологической помощи клиенту в ходе специально организованной беседы, направленной на осознание клиентом сути проблемы и способов её разрешения". [;12]
Р.С. Немов подчеркивает: "Консультирование как основной вид психологической практики преследует главную цель: оказание оперативной помощи клиенту в решении возникших у него проблем" [; 28].
Ф.Е. Василюк называет психологическое консультирование частью "понимающей терапии". [; 159]
Трудно дать четкое определение психологическому консультированию или однозначно указать сферы его применения, поскольку слово "консультирование" уже давно представляет родовое понятие для различных видов консультативной практики. Так, фактически в любой сфере, в которой используются психологические знания, в той или иной мере применяется консультирование как одна из форм работы. Консультирование включает в себя и профконсультирование, и педагогическое, и промышленное, консультирование руководителей, и др. Консультативная психология представляет собой важное самостоятельное направление психологической науки и практики, которое в настоящее время вышло из-под опеки психотерапии. Консультирование охватывает более широкий круг психологических проблем (направлено "вширь"), чем психотерапия (направлено "вглубь"). Консультирование и психотерапия ориентированы на разные этапы взаимодействия психолога и клиента. [; 39]
Таким образом, имеется много сходных определений, и все они включают несколько основных положений:
Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению.
Консультирование помогает обучаться новому поведению.
Консультирование способствует развитию личности.
В консультировании акцентируется ответственность клиента, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента.
Сердцевиной консультирования является "консультативное взаимодействие" между клиентом и консультантом, основанное на философии "клиент-центрированной" терапии.
Консультирование - это прежде всего превентивная, упреждающая помощь, предотвращающая развитие нежелательных осложнений, в которой особое значение имеет диагностика. Консультирование отказывается от концепции болезни, то есть признает право человека на большую вариативность поведенческих реакций и психических состояний как здоровых, а не болезненных проявлений. Основной функцией психолога-консультанта является предоставление клиенту необходимой психологической информации, стимулирование его активности работы над собой, что является одной из задач психотерапии. Подготовка консультанта не ориентирована на глубокое освоение методов психотерапии. Рядом авторов отмечается, что психологическое консультирование - это "первичная психотерапия" (П.П. Горностай, С.В. Васьковская) или "начальный этап психотерапии" (В.Ю. Меновщиков). Также отмечается функция психолога-консультанта как посредника между клиентом и психотерапевтом.
Г.С. Абрамова пишет: "Выделяя психологическое консультирование как вид профессиональной деятельности психолога, необходимо представить уникальность этого вида деятельности". [; 28] Далее автор дает следующее определение: "Психологическое консультирование - фактическое построение теоретического мира конкретного человека в результате мышления о нем в научных понятиях - знаках, позволяющих рефлексировать на логику его индивидуальной жизни. Это построение теоретического мира конкретного человека как утверждение существования его индивидуальности, где истина о ней может быть дана раньше, чем психолог (или другие участники его профессиональной деятельности) узнает о том, что это - истина. Недаром одним из самых трудных вопросов в психологическом консультировании является вопрос о его цели и степени осознанности всеми участниками ситуации". [6; 35]
Основоположник клиент-центрированной терапии известный американский психотерапевт К. Роджерс выделил три основных принципа этого направления:
)каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает уважения как таковая;
2)каждая личность в состоянии быть ответственной за себя;
)каждая личность имеет право выбирать ценности и цели, принимать самостоятельные решения.
М. Скалли и Б. Хопсон, придерживаясь клиент-центрированной ориентации, считают, что существуют три основные цели консультирования, по достижении которых можно судить об эффективности работы специалиста: помощь другим в их самоусилении, личностное развитие самого помощника и создание здоровых микро - и макросистем для функционирования индивидуумов. При этом они настаивают на том, что главная цель - личностное развитие консультанта, которое является залогом эффективности консультирования. Для того чтобы быть уверенным в результатах своей деятельности, консультанту нужно постоянно осознавать динамику своего собственного личностного развития. Свидетельства о действительной эффективности консультирования неоднозначны, но большая часть данных говорит о том, что клиенты извлекают пользу из индивидуальных интервью [; 177]. Многие исследования эффективности психотерапевтического процесса - это исследования того, что происходит с клиентом в результате консультирования, т.е. исследования на выходе.
Несмотря на широкий диапазон, который может иметь психологическая помощь, следует иметь в виду, по мнению Скалли и Хопсона, ряд специфических, типичных для практики оказания помощи возможных исходов или результатов консультирования:
улучшение понимания (себя, проблемы, окружающих и т.д.);
изменение эмоционального состояния (разрядка эмоционального напряжения, исследование своих чувств, принятие некоторых своих чувств и т.д.);
способность принять решение;
способность осуществить принятое решение;
подтверждение своих мыслей, чувств, решений;
получение поддержки;
приспособление к ситуации, которую невозможно изменить;
поиск и изучение альтернатив;
получение практической помощи через прямые действия;
развитие имеющихся умений, навыков, приобретение новых;
получение информации;
реагирование на действия других людей и ситуацию [; 200].
Итак, определения психологического консультирования охватывают стержневые установки консультанта в отношении человека вообще и клиента в частности. Консультант принимает клиента как уникального, автономного индивида, за которым признается и уважается право свободного выбора, самоопределения, право жить собственной жизнью. Тем более важно признать, что любое внушение или давление мешает клиенту принять ответственность на себя и правильно решать свои проблемы.
Вопрос определения целей консультирования не является простым, поскольку зависит от потребностей клиентов, обращающихся за психологической помощью, и теоретической ориентации самого консультанта. Однако, сформулируем несколько универсальных целей, которые в большей или меньшей степени упоминаются теоретиками разных школ:
.Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения.
2.Развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями.
.Обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений. Существует множество дел, которым можно научиться во время консультирования: самостоятельные поступки, распределение времени и энергии, оценка последствий риска, исследование поля ценностей, в котором происходит принятие решений, оценка свойств своей личности, преодоление эмоциональных стрессов, понимание влияния установок на принятие решений и т.п.
.Развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения. Общение с людьми занимает значительную часть жизни и у многих вызывает трудности из-за низкого уровня их самоуважения или недостаточных социальных навыков. Будь то семейные конфликты взрослых или проблемы взаимоотношения детей, следует улучшать качество жизни клиентов посредством обучения лучшему построению межличностных отношений.
.Облегчить реализацию и повышение потенциала личности. По мнению многих психологов западной школы, в консультировании необходимо стремиться к максимальной свободе клиента (учитывая естественные социальные ограничения), а также к развитию способности клиента контролировать свое окружение и собственные реакции, провоцируемые окружением.
Несмотря на некоторую общность целей психологического консультирования, основные психологические школы все-таки значительно расходятся в их понимании (см. табл.1).
Необходимо отметить, что цели консультирования не обязательно находятся в противоречии - просто в школах, ориентированных на перестройку личности, акцентируются перспективные цели, а в школах, ориентированных на изменение поведения, большее значение придается конкретным целям.
В качестве цели психологического консультирования, практически вне зависимости от подхода, который использует консультант, может рассматриваться выслушивание и понимание клиента, которое уже само по себе, зачастую приводит к положительным изменениям. Другими словами, предвосхищаемым результатом консультирования является обеспечение клиента возможностью высказаться, поговорить откровенно, рассказать о том, что беспокоит и тревожит его.
Таблица 1. Современные представления о целях консультирования
Направление Цели консультирования
Психоаналитическое направление Перевести в сознание вытесненный в бессознательное материал; помочь клиенту воспроизвести ранний опыт и проанализировать вытесненные конфликты; реконструировать базисную личность
Адлерианское направление Трансформировать цели жизни клиента; помочь ему сформировать социально значимые цели и скорректировать ошибочную мотивацию посредством обретения чувства равенства с другими людьми
Терапия поведения Исправить неадекватное поведение и обучить эффективному поведению
Рационально-эмоциональная терапия (A. Ellis) Устранить "саморазрушающий" подход клиента к жизни и помочь сформировать толерантный и рациональный подход; научить применению научного метода при решении поведенческих и эмоциональных проблем
Ориентированная на клиента терапия (C. Rogers) Создать благоприятный климат консультирования, подходящий для самоисследования и распознавания факторов, мешающих росту личности; поощрять открытость клиента опыту, уверенность в себе, спонтанность
Экзистенциальная терапия Помочь клиенту осознать свою свободу и собственные возможности; побуждать к принятию ответственности за то, что происходит с ним; идентифицировать блокирующие свободу факторы
Выделяется целый ряд критериев, свидетельствующих о том, что цели психологического консультирования достигнуты. Рассмотрим основные из них:
Удовлетворённость клиента. В частности, удовлетворённость не стоит понимать только таким образом, что клиенту должно стать лучше, чем было до консультации. Удовлетворённость клиента - один из критериев того, что помощь была оказана эффективно, однако многое определяется характером проблемы клиента. Например, если клиент переживает горе или утрату, то он может и должен рассчитывать на то, что...

Похожие материалы:

Реферат: Проблема поиска смысла жизни как основная проблема психологии

Реферат: Самообразование школьников как педагогическая проблема

Статья: Курение, как социальная проблема в обществе

Курсовая работа: Сказкотерапия как метод в психологии

Реферат: Проблема группового отношения к времени в социальной психологии