Курсовая работа: Психологическое состояние студента и его безопасность

Актуальность проблемы исследования. Студенческая жизнь начинается с первого курса. И потому успешная, эффективная, оптимальная адаптация первокурсников к жизни и к учёбе в высшем учебном заведении - залог дальнейшего развития каждого студента как человека, будущего специалиста, и, безусловно, некая гарантия психологической безопасности студентов.

Дата добавления на сайт: 29 сентября 2024


Скачать работу 'Психологическое состояние студента и его безопасность':


СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Теоретико-методологические аспекты изучения психологических состояний студентов и проблемы безопасности личности
.1 Специфика типичных психологических состояний студентов
.2 Проблема безопасности личности сквозь призму различных теоретических концепций
. Обеспечение безопасности студентов в современной системе образования: потребности личности и актуальность проблемы для общества в целом
.1 Специфика саморегуляции у студентов с негативными психологическими состояниями
.2 Потребность личности в безопасности и актуальность ее обеспечения в системе образования
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность проблемы исследования. Студенческая жизнь начинается с первого курса. И потому успешная, эффективная, оптимальная адаптация первокурсников к жизни и к учёбе в высшем учебном заведении - залог дальнейшего развития каждого студента как человека, будущего специалиста, и, безусловно, некая гарантия психологической безопасности студентов. Адаптация к новым условиям обучения - это сложный, многофакторный процесс включения студента в новую педагогическую систему, а для многих и в новые условия жизнедеятельности. Процесс адаптации в новом для студентов учебном заведении - явление сложное и многогранное, требующее активной позиции, как со стороны преподавателя, так и со стороны студента.
Проблема исследования психологических состояний является достаточно актуальной как в общепсихологическом значении, так и в частном аспекте. Психологическое содержание состояний студентов обуславливается, главным образом, ведущей учебной деятельностью. Без их учета, диагностики и понимания значительно снижается эффективность управления последними, уменьшается продуктивность преподавательского труда.
Степень разработанности проблемы исследования. Значительный вклад в исследование поднятой в работе проблемы внесли такие ученые как: Г.М. Льдокова, П.А. Кисляков, И.В. Дубровина, И.Р. Утяшев, Л.Н. Карамушка, Т.В. Дектярева, С.А. Шмелева, Е.О. Гусева, А.А. Голованова, А.Г. Каражов, О.В. Дубровская и др. В работе использовались принципы и базовые положения теорий психических состояний личности А.О.Прохорова, согласно которой предметная и социальная среда оказывают детерминирующее влияние на состояние субъекта. Теоретическим основанием работы выступила его концепция неравновесных психических состояний.
Теоретико-методологическую основу исследования составили психологические теории А. Маслоу, К. Юнга, А.Н. Леонтьева и др. Значительное влияние на результаты курсовой работы оказали труды отечественных ученых, среди которых, особо отметим: Г.М. Льдокову, И.В. Дубровину и П.А. Кислякова.
Цель курсовой работы заключается в исследовании теоретико-методологических основ психологического состояния студентов в контексте обеспечения их личной безопасности.
Объектом исследования является безопасность студентов вуза как субъектов образовательных организаций.
Предмет исследования психологические состояния студентов и проблема обеспечения их потребности в личной безопасности.
Для достижения поставленной цели в работе определены следующие задачи:
.рассмотреть специфику типичных психологических состояний студентов;
.охарактеризовать сущность проблемы безопасности личности сквозь призму различных теоретических концепций;
.проанализировать специфику саморегуляции у студентов с негативными психологическими состояниями;
.изучить проявления потребности личности в безопасности и актуальность ее обеспечения в системе образования.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и библиографического списка.
1. Теоретико-методологические аспекты изучения психологических состояний студентов и проблемы безопасности личности
.1 Специфика типичных психологических состояний студентов
Прежде всего, по нашему убеждению, следует отметить, что основной личностной характеристикой студента, является его способность выдерживать интенсивные интеллектуальные нагрузки в процессе учебной деятельности. При этом в различные моменты времени могут наблюдаться колебания степени работоспособности студента, и определяться они будут, безусловно, взаимодействием факторов самой различной этиологии. Но прежде всего, здесь следует отметить психологические, физиологические и физические факторы.
Такое психологическое состояние как тревожность, занимает важное место в научных исследованиях, посвященных тем или иным аспектам учебной деятельности современных студентов. Тревожность является сложной комбинацией аффектов и аффективно-когнитивных структур, очень часто описываемая в одном ряду со страхом. Степень этого страха различна: у одних он доминирует настолько, что принимает форму паники, у других это лишь относительно спокойное опасение.
Т.И. Колесникова указывает на следующие важные особенности: «Известно, что уровень тревожности тесно связан с уверенностью в себе, в своих знаниях. И все же чрезмерно высокий уровень тревожности чаще всего снижает эффективность деятельности, а низкий его уровень обычно проявляется в повышении результатов деятельности. В критических ситуациях (эмоционального стресса) определенный уровень тревожности проявляется как личностное свойство: выраженная склонность к эмоциональному стрессу выступает не только в экстремальных ситуациях, но и в любом затруднительном положении. Тяжелее всех переносят высокую психическую нагрузку, сопровождающую экзамен, студенты с высоким уровнем беспокойства - тревоги. У таких студентов еще задолго до экзамена возникает тревожное состояние. Учебный материал плохо удерживается в памяти, нередки ее провалы при малейшем волнении. Контакт с преподавателем практически отсутствует, поскольку при ответе студент затрудняется «оторваться» от конспекта, а каждый дополнительный вопрос расценивается им как «убийственный». В результате знания его оцениваются обычно неадекватно. Последующее состояние характеризуется подавленностью, угнетенностью, неверием в свои силы. Нарастают тревога и страх перед следующим экзаменом, преувеличивается возможность неудачного ответа, даже если весь учебный материал усвоен хорошо. Тревожное ожидание неудачи, неуверенность в себе, неспособность к вероятностному прогнозированию результатов усугубляется от экзамена к экзамену, от сессии к сессии». Все это не только влияет на успеваемость, но может привести к потере интереса к учебе, снижению уровня притязаний, изменению самооценки личностных качеств и далее, в виде «восходящего влияния», изменить и деятельность, и поведение, и отношения с товарищами по учебе, членами семьи, друзьями.
Г.М. Льдокова в результате своего научного эксперимента по определению уровня тревожности студентов по методике Спилбергера (итоги представлены в диаграммах 1 и 2 ниже по тексту), приходит к выводу о том, что «…у девушек тревожность оказывается выше, чем у юношей. Это объясняется большей эмоциональностью девушек (тем более в данном возрасте), большей ответственностью; опасением, как в случае неудачи поведут себя родители, как будут относиться друзья».
В общем и целом, как справедливо отмечает Г.М. Льдокова, «Отрицательный фон любого человека характеризуется подавленностью, плохим настроением, растерянностью. Он почти не улыбается или делает это заискивающе, голова и плечи опущены, выражение лица грустное или индифферентное.

Диаграмма 1. Изменение уровня тревожности у девушек в период экзаменационной сессии.
Примечание: * - исследование проводилось за 2 месяца до экзаменационной сессии;
** - за 1 день до экзамена.

Диаграмма 2. Изменение уровня тревожности у юношей в период экзаменационной сессии.
Примечание: * - исследование проводилось за 2 месяца до экзаменационной сессии;
** - за 1 день до экзамена.
В таких случаях возникают проблемы в общении и установлении контакта. Человек может часто плакать, легко обижаться, иногда без видимой причины. Он много времени проводит один, ничем не интересуется. При обследовании данный индивид подавлен, не инициативен, с трудом входит в контакт. Одной из причин такого эмоционального состояния может быть проявление повышенного уровня тревожности. Неуверенный, тревожный человек всегда мнителен, а мнительность порождает недоверие к другим. Такой студент опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды. Он не справляется с задачей в учении, с делом. Условиями, вызывающими беспокойство - тревогу («нарушителями спокойствия») будут является, к примеру, неожиданные изменения в обстановке деятельности; неудачи и ошибки; возможность различных неприятностей, обусловленных спецификой учебной деятельности или общения; ожидание (иногда длительное) определенного результата и т.д. Таким образом, психологические состояния в ситуации с неопределенным исходом деятельности проходят этапы изменения, как бы развертывания во времени до своего максимального значения к моменту приближения экзамена. Наиболее интересными с научной точки зрения являются динамические изменения состояний тревожности, фрустрации, агрессии, ригидности».
Психологические состояния, как верно замечают Г.М. Льдокова и А.Н. Панфилов, - это «важнейшая область внутреннего мира человека, имеющая определенное внешнее выражение. Сменяясь, они сопровождают жизнь человека в его отношениях с людьми, обществом и т.д. Они служат средством мобилизации организма, позволяющим преодолевать двойственные и неожиданные ситуации. Психологические состояния являются важнейшей частью психической регуляции, играют существенную роль в любом виде деятельности и поведения. Вместе с тем, теория психологических состояний далека до завершенности, очень многие аспекты психологических состояний с необходимой полнотой не изучены. Существенное значение имеет изучение психологических состояний студентов ВУЗов для повышения эффективности учебной деятельности, особенно в ее напряженных моментах».
Такой термин, как «психологическое здоровье», был введен в научный лексикон отечественной психологии не так давно. К примеру, И.В. Дубровина под психологическим здоровьем понимает «психологические аспекты психического здоровья, т.е. все, что относится к личности в целом, включая высшие уровни ее самосознания, творческой и смыслопорождающей деятельности». В свою очередь, концепции психологического здоровья разрабатывались, начиная со второй половины прошлого столетия и в западной психологии, преимущественно, гуманистической направленности (А.Г. Маслоу, 1997; К.Р. Роджерс, 1994).
Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека на разных стадиях его онтогенеза, выступает условием адекватного выполнения личностью социальных функций и ролей, достижения жизненных целей, решения актуальных задач, обеспечивает возможность конструктивного развития в течение всей жизни.
Основными критериями психологического здоровья разные авторы называют разные, но подчас схожие или перекликающиеся феномены.
Таблица 1. Сравнительные характеристики понятий «психическое» и «психологическое» здоровье.
Критерий Психическое здоровье Психологическое здоровье
Объект изучения Психика Личность
Основные ресурсы Наследственные психические качества и здоровье, отсутствие психиатрических заболеваний, протекание психофизиологических процессов Саморегуляция, познавательные процессы, свойства личности, позитивный эмоциональный фон
Альтернатива Заболевание: психиатрическое, невротическое, посттравматическое Дезадаптации, неспособность к выполнению задач жизнедеятельности
Как замечает Ф.Р. Филатов, «психологическое здоровье можно описать как систему, включающую три компонента. Аксиологический компонент - это, прежде всего ценности собственного «Я» человека и ценности «Я» других людей. Инструментальный компонент предполагает владение рефлексией для самосознания; потребностно-мотивационный компонент - наличие у человека потребности в саморазвитии. Самоотношение, рефлексия и саморазвитие взаимообусловлены и находятся в постоянном взаимодействии».
Следует подчеркнуть, что такие психологические состояния студентов как: беспокойство и тревожность, имеют особо важное значение в плане изучения современной наукой в виду того факта, что они, по сути дела, часто приводят личность студента к более сложным формам психологических нарушений, а именно: к подозрительности, излишней мнительности, недоверчивости, а в особых случаях и к агрессии по отношению к окружающим.
В такой ситуации дезадаптации у студентов в подростково-юношеском возрасте могут возникать суицидальные мысли, что, безусловно, повлияет на степень личной безопасности и потребует вмешательства медицинских специалистов для корректировки поведения личности студента.
Эта проблема становится особенно актуальной для изучения в виду того, что Россия по самоубийства вырывается в лидеры. Около 20 случаев на 100 тысяч человек - таков, по данным Всемирной организации здравоохранения, средний показатель самоубийств среди российских подростков. Итог этой печальной статистики таков, что в 2013 году наша страна занимала первое место по количеству суицидов среди подростков в Европе, тогда Следственный комитет РФ зафиксировал 461 такой случай.
.2 Проблема безопасности личности сквозь призму различных теоретических концепций
Понятия «личностный уровень безопасности», «безопасность личности», «психологическая безопасность» употребляются как синонимы, основываясь на освоении человеком общественных и групповых ценностей, развитием у него нравственности, разумности (адекватности), ответственности.
Понятие «безопасность личности», а вслед за этим «психологическая безопасность» появилось в международном лексиконе в конце ХХ века. Одним из новых подходов, который вызывает интерес как отечественных, так и зарубежных исследователей является обеспечение личной безопасности. Традиционно проблема личной безопасности исследовалась правовой наукой, где определялся правовой статус субъективных прав и свобод личности (В.П. Кашепов, В.Н. Кудрявцев и др.).
В социально-философских науках исследуется социальная обусловленность института личной безопасности внеправовыми факторами и его социальные последствия для личности и общества. В рамках данного подхода выделяют онтологический, аксиологический и гносеологический аспекты. В рамках онтологического аспекта данной проблемы, ученые (П.П. Баранов, Э. Бланкенбург, Т.В. Блинова и др.) выявляют формы объективной обусловленности и последствий личной безопасности. Аксиологический аспект заключается в рассмотрении ценностей человека как основания взаимной ответственности личности и государства для сохранения безопасности (А.В. Валицкий, А.П. Семитко и др.). С точки зрения гносеологического аспекта анализируется духовнокультурное обоснование необходимости института личной безопасности в современном обществе (А.С. Панарин и др.).
В западной литературе проблемы безопасности личности, ее внутреннего мира рассматриваются в различных теоретических концепциях. Одними из первых в своих концепциях тему безопасности затронули З. Фрейд, К. Юнг, К. Хорни, А. Маслоу и др.
З. Фрейд в психоаналитической теории в качестве основных движущих сил поведения выделяет: а) либидо - сексуальное влечение (созидательная сила); б) агрессию (разрушительная сила). Социальная среда накладывает ограничения и запреты на действие ряда инстинктов, поэтому они вытесняются из сознания в область бессознательного, где продолжают существовать в форме напряженности, пытаясь обходным путем найти свое разрешение (принцип сублимации), вылиться в социально приемлемые и одобряемые действия. Из теории Фрейда следует, что человек наносит себе повреждения под воздействием бессознательных, присущих ему от рождения, агрессивных тенденций. Несчастные случаи порождаются самими пострадавшими и являются плодом его бессознательных проявлений, как бы некоторым внутренним протестом против наложенных на него социальных, семейных и прочих ограничений.
Взгляды 3. Фрейда развил К.Г. Юнг. В своей психоаналитической теории архетипов он объясняет, что индивид проходит жизненный цикл, который формируется под воздействием архетипических структур. Архетип представляет собой структурные элементы человеческой психики, которые скрыты в коллективном бессознательном, общем для всего человечества.
Современные архетипические структуры формируются столь быстро, что человек не успевает осмыслить их влияния. Например, еще десять лет назад человек достаточно спокойно чувствовал себя без сотового телефона, сейчас, забыв телефон дома, мы ощущаем дискомфорт, а в некоторых случаях тревожность и панику.
Эрих Фромм выделяет группу характеров, формирующихся в отношениях, где доминируют авторитарная и гуманистическая этика. В первом случае - это характеры с неплодотворной ориентацией - рецептивный, эксплуататорский, стяжательский, рыночный типы. Во втором даются общие характеристики всем лицам с плодотворной ориентацией.
Представители теории черт Р. Кеттелл и Г. Олпорт считают, что люди отличаются друг от друга набором и степенью развитости у них отдельных, независимых черт. Описание целостной личности можно получить путем теста или наблюдения. Например, у Р. Кеттелла способ оценки личности основан на шестнадцатифакторном анализе: скрытый - открытый; разумный - неразумный; эмоционально-неустойчивый - эмоционально-устойчивый; подчиняющийся - доминирующий и т.д.. Очевидна ограниченность теории черт, что связано с неопределенностью факторов, число которых в некоторых исследованиях доходило до двухсот.
Основная психологическая характеристика личности в теории социального научения (относится к бихевиористскому направлению американской психологии ХХ века) - это поступок или серия поступков. Суть теории заключается в том, что на поведение человека и его социальные действия существенное влияние оказывают другие люди - их поддержка или осуждение. Основным механизмом приобретения человеком новых форм поведения является условно-рефлекторное научение, которое происходит через наблюдение за поведением других людей, через систему поощрений и наказаний. Задача психологии: определить по реакции соответствующий стимул, а по стимулу предсказывать определенную реакцию. Позднее Э. Торндайк уточнял, что между стимулом и реакцией должно быть положительное или отрицательное подкрепление. Изменяя стимул и подкрепления, можно программировать человека на требуемое поведение. Теория не учитывает индивидуальные особенности человека, которые могут проявляться по-разному при воздействии одних и тех же стимулов.
В гуманистической психологии описывается личность, исходя из смысла жизни, ценностей, жизненных целей. Представители данной теории А. Маслоу, К. Рождерс и другие считают, что каждый человек обладает стремлением к самосовершенствованию. Человек сам определяет для себя смысл жизни, ее цели и ценности, является высшим экспертом и верховным судьей. «Образ-Я», формирующийся в процессе жизненного опыта, оказывает влияние на...

Похожие материалы:

История болезни: Хронический двухсторонний аднексит. Состояние после операции (операция 10.10.2004 – лапароскопия, сальпингоовариолизис)

История болезни: Облитерирующий атеросклероз и диабетическая ангиопатия нижних конечностей, ишемия 4 степени, трофическая язва правой стопы, состояние после ампутации левой нижней конечности

Контрольная работа: Воображение и его связь с другими психическими процессами

Квалификационная работа: Роль жены в профессиональной успешности мужа в контексте его представлений о влиянии

Курсовая работа: Человек и его психика