Методический материал: Психология формирования имиджа персонала телекомпании

Разработка программы учебного курса
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Психология формирования имиджа персонала телекомпании


Дата добавления на сайт: 21 августа 2025
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
ОТДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ

Разработка программы учебного курса
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Психология формирования имиджа персонала телекомпании

Выполнила
Васильева И.В.

Нижний Новгород
Пояснительная записка

Перед Вами тематическое планирование курса «Психология формирования имиджа персонала телекомпании». Как следует из названия, данный курс предназначен для работников телекомпаний, но особенно он будет полезен для того персонала, чья деятельность связана с выходом в телеэфир. Для людей публичных профессий и
мидж имеет большое значение. Собственным имиджем можно и нужно руководить. Эпиграфом к данному курсу может служить следующая фраза: «Если мы не управляем имиджем, то он управляет нами и совсем не обязательно с пользой для нас».
В курс включены следующие разделы: «Введение в психологию имиджа», «Самоопределение в личном имидже», «Технологии управления личным имиджем». Курс состоит из 32 занятий.
Учитывая особенности содержания каждой темы, следует сочетать теоретические (изложение и объяснение нового материала) и практические (выполнение различных диагностических методик, мини-дискуссии) формы предъявления материала.
Цель курса: предоставление теоретических знаний и практических навыков управления личным имиджем.
Задачи курса:
- формирование теоретических представлений об имидже и технологиях работы с ним;
- усвоение общих закономерностей социальной психологии, дифференциальной психологии, психологии СМИ, психологии общения;
- усвоение на практике технологий, методов, способов работы с имиджем;
- усвоение правил, принципов психологического взаимодействия людей в обществе;
- поощрение рефлексии и познания себя.
Формы проведения занятий:
- лекция (классическая);
- семинар;
- ролевая игра, элементы тренинга;
- практическое занятие.

Темы курса и их краткое содержание

Название темы.Краткое содержание темы.
Введение в психологию имиджа
1Понятие имиджа.Примеры известных и успешных имиджей, брэндов, марок (в том числе успешных телеканалов, телепередач, телеведущих). Многогранность понятия «имидж». Определение понятия «имидж». Имидж как социально-психологический феномен. Имиджмейкерство как профессия.
2Имидж как социальный стереотип.Понятие социального стереотипа. Позитивные и негативные социальные стереотипы. Формы социальных стереотипов. Виды социальных стереотипов (гендерные, возрастные, этнические и т.д.). Стереотипные эффекты (первичная ошибка атрибуции, эффект ореола, эффект последнего впечатления, эффект повторения и т.д.).
3Виды имиджа.Подразделение имиджа на виды в зависимости от:
- субъекта;
- характера взаимодействия;
- направленности;
- эмоционального воздействия;
- степени достижения цели;
- охвата аудитории;
- степени самоконтроля;
- назначения;
- соотношения индивидуальных особенностей и социальных требований.
4Структура личного имиджа.Структура личного имиджа:
- внешний облик;
- имиджевая символика;
-социально-ролевые характеристики;
-индивидуально-личностные свойства.
Анализ имиджа известного человека (политика, актёра, музыканта) с точки зрения структуры имиджа.
5Бессознательные и осознанные механизмы формирования имиджа.Психодинамический подход. Глубинные характеристики имиджа (близость, экспрессивность, сексуальность, доминантность, агрессивность, архетипичность, эталонность).
Имиджевые эффекты (яркость, понятность, позитивность, влиятельность, популярность, органичность).
Анализ имиджа известного человека (политика, актёра, музыканта) с точки зрения имиджевых эффектов и глубинных характеристик имиджа.
6Проблема эффективности имиджа.Понятие эффективного имиджа. Требования к имиджу:
- управляемость;
- результативность;
- позитивность;
- гармоничность.
Разработка успешного имиджа для будущего политика, общественного деятеля и т.п.
7Имидж представителя СМИ.Введение в психологию СМИ. Средства психологического воздействия на телеаудиторию. Ответственность перед аудиторией.
Обсуждение особенностей деятельности работника СМИ.
Самоопределение в личном имидже
8Самомониторинг.Получение обратной связи в тренинговой группе. Метод фокус-группы. Самотестирование.
9Доминирующие ценности.
Мотивация.
Ценности человека и его поведение.
Понятие мотивации. Внутренняя и внешняя мотивация.
Составление списка жизненных целей-ценностей.
Проведение тестирования на темы «мотивация одобрения» и «способность к саморазвитию» с последующим обсуждением результатов.
10Индивидуальный стиль взаимодействия с окружающими.Оценка конфликтности, агрессивности, степени уверенного поведения. Определение стиля межличностных отношений. Обсуждение результатов.
11Коммуникативные качества личности.Определение экстраверсии – интроверсии. Определение потребности в общении. Оценка эмпатии.
Проведение упражнений, входящих в тренинг общения.
12Лидерские качества.Феномен лидерства.
Теории лидерства.
Стили управления.
Определение склонности к лидерству, стремлению к власти, стиля управления.
Проведение ролевой игры на выявление лидерства.
Технологии управления личным имиджем
13Стратегии управления личным имиджем.Этапы управления имиджем: проектирование, реализация, корректировка.
Стратегии управления личным имиджем: стратегия массового имиджа, стратегия целевого имиджа, стратегия креативного взрыва.
14Техники создания эффективного образа.
Ошибки при создании имиджа.
Техники создания яркого и узнаваемого образа. Техники формирования позитивного отношения. Техники возвышения имиджа или усиления значительности образа.
Типичные ошибки при конструировании и реализации личного имиджа
15Выбор имени.Значение имён.
Характер звучания имени. Личные ассоциации с именем. Культурные ассоциации с именем. Архетипы и имя. Способы изменения имени.
Разработка звучного имени для телеведущего (молодежной передачи, ток-шоу и т.д.).
16Типизация.Понятие типажа, цели типизации. Приёмы типизации. Примеры известных типажей.
17Индивидуальный стиль.Понятие стиля. Исторически сложившиеся стили в художественно-архитектурной сфере.
Составляющие стиля человека.
Подготовка докладов на темы:
- «Стиль барокко», «Готический стиль» и т.д.
- «Деловой костюм», «Прическа» и т.д.
18Личная символика.Имиджевая символика:
- цветовая гамма;
- повторяющиеся детали внешности;
- типичные жесты;
- личные знаки;
- графические символы;
- символы социального престижа.
19Язык телодвижений.
Вербальные и паравербальные компоненты имиджа.
Способы передачи информации между людьми. Виды жестов (регуляторы, адаптаторы, символы). Значение отдельных жестов. Невербальные признаки некоторых типов поведения (агрессивное, уверенное и т.п.).
Выполнение упражнений:
-постановка дыхания и улучшение звучания голоса
- выразительное чтение
Просмотр видео с выступлением различных телеведущих, обсуждение увиденного.
20Мифологизация имиджа.Понятие мифа. Виды мифов. Построение личного мифа. Мифологизация имиджа на практике.
21Роль слухов в формировании имиджа.Слухи как социально-психологическое явление. Стратегия управления персональными слухами.
22Методы формирования позитивного отношения.Позитивный имидж. Способы формирования позитивного отношения.
23Техники возвышения личного имиджа.Влиятельность имиджа, источники влияния. Описание упражнений, способствующих присоединению к безусловным социальным ценностям, поддержанию оптимальной дистанции, повышению уверенности и внутренней энергии.
24Способы продвижения личного имиджа.Самореклама и позиционирование. Самопрезентация. Реклама. Управление слухами. Организация PR-событий.
Подготовка и выполнение перед аудиторией одного из способов продвижения личного имиджа.

Расписание часов по темам

Название темыКоличество часовФормы проведения занятий
Введение в психологию имиджа7
1Понятие имиджа.1лекция
2Имидж как социальный стереотип1лекция
3Виды имиджа1лекция
4Структура личного имиджа1Лекция/практическое задание для самостоятельной работы
5Бессознательные и осознанные механизмы формирования имиджа.1Лекция/практическое задание для самостоятельной работы
6Проблема эффективности имиджа1Лекция/практическое задание для самостоятельной работы
7Имидж представителя СМИ.1Семинар-дискуссия
Самоопределение в личном имидже8
8Принцип обратной связи Самомониторинг1Лекция
9Доминирующие ценности Мотивация2Лекция/практическое занятие
10Индивидуальный стиль взаимодействия с окружающими1Практическое занятие
11Коммуникативные качества личности2Практическое занятие/элементы тренинга
12Лидерские качества2Лекция/практическое занятие, ролевая игра
Технологии управления личным имиджем17
13Стратегии управления личным имиджем1Лекция
14Техники создания эффективного образа Типичные ошибки при конструировании и реализации личного имиджа1Лекция
15Выбор имени.1Лекция/практическое задание для самостоятельной работы
16Типизация.1Лекция
17Индивидуальный стиль1семинар
18Личная символика2Лекция (максимально близко к лекции-визуализации)
19Язык телодвижений Вербальные и паравербальные компоненты имиджа2Лекция/элементы тренинга
20Мифологизация имиджа
1Лекция
21Роль слухов в формировании имиджа1Лекция
22Методы формирования позитивного отношения1Лекция
23Техники возвышения личного имиджа1Лекция
24Способы продвижения личного имиджа2Лекция/элементы тренинга

Список литературы


Змановская Е.В.
Руководство по управлению личным имиджем. СПб – Речь, 2005.
Обозов Н.Н. Психология делового общения. СПб – Облик, 1999.
Пиз А. Язык телодвижений. М, 2001.
Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. М – АСТ-ПРЕСС, 1999.
Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. М – Аспект-пресс, 2003.
Сопер Поль Основы искусства речи. М – Прогресс-академия, 1992.
Технологии кадрового менеджмента: Учебно-практическое пособие / под ред. И.В. Мишуровой – М: ИКЦ Март, 2004.

Комментарии:

Вы не можете оставлять комментарии. Пожалуйста, зарегистрируйтесь.