Реферат: Психология и религия

Психология и религия работают бок-о-бок, но исходят из разных посылок, пользуются разными методами и имеют разные задачи. И психология, и религия помогают человеку справиться с трудными жизненными ситуациями, однако пропасть между двумя мировоззрениями можно продемонстрировать на примере известной библейской истории.

Дата добавления на сайт: 28 сентября 2024


Скачать работу 'Психология и религия':


Содержание
Введение
Глава 1. Религия: взаимодействие, противоречия, синтез
.1 Соотношение религии и психологии
.2 Православно-ориентированная психология
Глава 2. Влияние культовых религиозных движений
2.1Религиозная ситуация в современной России
2.2Психологические методы и методики
Заключение
Используемая литература

Введение
Психология и религия работают бок-о-бок, но исходят из разных посылок, пользуются разными методами и имеют разные задачи. И психология, и религия помогают человеку справиться с трудными жизненными ситуациями, однако пропасть между двумя мировоззрениями можно продемонстрировать на примере известной библейской истории.
Всем хорошо знаком случай, когда Авраам, повинуясь божьей воле, вознамерился принести в жертву своего единственного сына (Быт. 22:1 - 14). С точки зрения религии такая решимость в претворении божьей воли считается добродетелью, заслуживающей восхищения. С точки зрения психологии голоса в голове, приказывающие убить своего ребёнка, явный признак серьёзного психического расстройства, требующий лечения.
Основное различие в том, что психология - это научное знание о человеке и его поведении: все, что утверждает психология, проверяемо или подлежит проверке. Академическая психология заботится о своем научном имидже, и религию, по крайней мере, пока близко к себе не подпускает.
Некоторые уступки сделаны только христианской (православной) психологии.
Можно предположить, что уступки вызваны соображениями политкорректности, поскольку научных оснований для этого нет, основания христианской психологии не могут быть признаны научными.
У практической психологии с наукой отношения более сложные. Поле практической психологии объединяет очень разные подходы и очень разных специалистов, как уважающих науку, так и далеких от науки людей, в связи с чем в практической психологии много и мифов, и суеверий, и прямых заимствований из традиционных и не традиционных религиозных воззрений. Даже там, где психологи стремятся к научной обоснованности своих взглядов, количество используемых ими рабочих гипотез, то есть непроверенных утверждений, существенно больше, чем установленных наукой фактов. Важно при этом другое: практическая психология это не скрывает и, по крайней мере, в лице лучших своих представителей, считает своим основанием научный подход.
Религия - противоположность научному подходу, она не критична к противоречиям и не требует доказательств своих истин. Религия основывается на догматах, данных (в представлении верующих) человеку от Бога, и религиозные люди претендуют на обладание полнотой знания (пути, истины и жизни). В отличие от этого, психология требует научных доказательств и основывается на контролируемой критичности. Психологи соглашаются, что они обладают ограниченным знанием, и в своей работе используют стратегию «ограниченного учительства».
Психологи и религиозные деятели очень по-разному видят, как можно и нужно помочь человеку в его трудностях, как помочь человеку на его пути совершенствования. Религиозное мировоззрение требует от человека искать в себе грехи, только избавлением от грехов человек может стать лучше. Психология считает разумным избавляться от чувства греховности, рассматривая это как проявление невротической вины. В работе с клиентами психолог рассчитывает на свои силы как специалиста, священник полагается на молитву, зовущую милость Божью.
А самое главное, у религии и психологии - разные конечные цели. Религия учит человека жить в гармонии с Богом, ее задача - подготовить человека к переходу в иной мир, подготовить к встрече с Богом. Психология интересуется задачами земной жизни, ведёт людей к гармонии, в первую очередь, с самим собой и окружающими.
В этом реферате мы рассмотрим возможные точки соприкосновения между духовным опытом личности и достижениями психологии как науки.

Глава 1. Религия: взаимодействие, противоречия, синтез
.1Соотношение религии и психологии
До сих пор не утихают споры в научной и церковной среде о том, нужны ли религия и психология друг другу и что они могут предложить друг другу.
Вот несколько взглядов на соотношение психологии и религии:
Наиболее простой вариант предполагает, что религия и психология не имеют друг к другу никакого отношения, никак не связаны и у них нет практически ничего общего. В наиболее ясной формулировке данное мнение выражено в статье «Христианская психология: за и против» проф. А.В. Петровским: «Психология, как и всякая наука, не может перекрещиваться с верой, с религией. Моя позиция такова: наука и религия существуют в параллельных, непересекающихся плоскостях, а если они и пересекаются, то только в области этики» [1]. Этой же точки зрения придерживается проф. М.Ю. Кондратьев: «Эти две сферы мироощущения находятся в непересекающихся плоскостях» [1].
С подобным взглядом можно согласиться в том случае, если рассматривать психологию только и исключительно как науку. Однако как только научная академическая психология выходит из стен лабораторий и институтов, она становится практической психологией и психотерапией, где в процессе живого общения встречаются два неповторимых человека со своими мировоззрениями и религиозными убеждениями. Здесь психология и психотерапия уже не столько наука, сколько «искусство, с помощью которого человек получает возможность изменить собственную жизнь. Искусство такое же, как литература, живопись или фотография. Это интересный, уникальный вид творчества, в котором активно участвуют, по меньшей мере, двое». [2] И если наука вряд ли может быть религиозно-ориентированной, то не вызывает сомнения, что искусство и творчество обязательно несут на себе отпечаток духовных устремлений человека. Вероятно, именно это имеет в виду о. Андрей Лоргус, когда пишет о том, что «психология является одновременно искусством и наукой познания души». [3]
Если научное противопоставление религии и психологии основано преимущественно на парадигме научной методологии, то церковное неприятие психологии проистекает из сомнений в полезности психологических теорий и методик. Как пишет психолог А. Г. Фомин, «сегодня в церкви можно часто услышать вопрос: «зачем нам нужны психологи? Они своими разговорами только смущают людей, подменяя священство и уводя народ с пути духовного на путь плотской и душевный» [4]. С этой точки зрения любая психологическая помощь, оказанная человеку, в действительности является злом, поскольку формирует у человека ложное убеждение в том, что можно достичь исцеления души вне Церкви и Бога, отвращая его тем самым от истинных ценностей. Как отмечает о. Андрей Лоргус, «несмотря на то, что отошло в прошлое противостояние психологии и церкви, священнослужители и богословы по-прежнему относятся к психологии отрицательно» [5].
Второй взгляд на соотношение религии и психологии подразумевает, что либо религия входит в область психологических знаний, либо сама психология включена в область знаний религии.
В качестве примера такого включения религии в область психологии приведем взгляды К.Г. Юнга, основателя аналитической психологии. В своей статье «О религии» Юнг писал: «Когда я называю религию системой психотерапии, это отнюдь не игра слов». Но при этом сама суть религиозных учений, опыт, отраженный в догматах вероучений, это прежде всего опыт встречи с бессознательным. Именно архетипы коллективного бессознательного, с точки зрения Юнга, являются источником мифологии, религии, искусства. По выражению А.М. Руткевич, в учении Юнга религии «буквально растворяются ... в индивидуальной и коллективной психологии» [6].
Сюда же можно отнести и взгляды Зигмунда Фрейда, и отечественную психотерапию периода господства коммунистической идеологии. Сторонники данного подхода исходят из той точки зрения, что феномен религии и религиозного сознания может быть полностью объяснен в рамках психологических, психоаналитических или психиатрических категорий.
Примером обратного включения - т.е. психологии в область религии - можно считать взгляд на психологию как на «религию безбожного века». Книга проф. Поль Вица «Психология как религия: культ самопоклонения» может служить хорошим примером подобной точки зрения.
Наконец, третий взгляд на соотношение психологии и религии подразумевает частичное пересечение этих областей знания. Именно этой точки зрения придерживается большинство православных психологов и психотерапевтов.
С одной стороны, далеко не все аспекты религии могут быть подвергнуты психологическому исследованию. «Нельзя включить в строку отчета любого анализа чувство, которое называют любовью. И если такое чувство связывает двоих людей, то это такое преимущество, которое не подлежит психическому исследованию», писал известный психолог и психиатр Эрик Берн [7]. Бог, благодать, любовь, подлинное смирение, обожание - все это выходит за рамки научного познания.
С другой стороны, не все психологические концепции и методики представляют интерес для религии. Например, механизмы работы памяти или методики изучения иностранных языков никогда не входили в сферу религии, поскольку не имеют духовного измерения.
Наконец, далеко не все психологические подходы могут быть признаны приемлемыми для православного мировоззрения. По этой причине «мы не пользуемся техниками программирования, директивного гипноза, йоговской медитации, системных расстановок и других, механизм действия которых нам представляется недостаточно ясным и безопасным как для клиента, так и для терапевта», пишет психолог Елизавета Жудро [7].
А что же объединяет религию и психологию? Психологические знания, которые гармонично сочетаются с православным миропониманием человека, дополняют религиозные представления и открывают новые грани в познании человека и мира. В этом случае мы получаем православно-ориентированную психологию.
1.2Православно-ориентированная психология
Священник А. Лоргус пишет: «Человека можно понять и познать как с помощью религии, так и с помощью науки. Совместимы ли наука и религия, психология и христианство?
Христианская психология - новый для классической психологии взгляд на человека». [3]
Профессор Б.С. Братусь так излагает свое понимание христианской психологии: «Когда мы говорим о христианской психологии, мы, прежде всего, говорим об определенной концепции человека. В христианской психологии человек - это образ и подобие Божие, человек имеет бессмертную душу и целый ряд других оснований. Психология в этом свете рассматривается не как существующая сама по себе, а как существующая для служения человеку. ... Собственно говоря, христианская психология как некое новое направление пытается соотнести корпус психологических знаний, как уже существующих, так и новых, с христианской концепцией человека. В этом и заключается простое, но важное отличие ее от других направлений психологии. Это отличие проявляет себя, прежде всего, в тех областях, которые связаны с личностью, психотерапией, в общем, с человеком». [1]
Схожие мысли высказывает профессор В.И. Слободчиков: «Если наша культура - христианская, православная, то мы должны понимать, что именно здесь лежит специфика человека. И тогда уже психология должна сознательно ориентироваться на эти культурные матрицы. Здесь мы вправе ставить вопрос о христиански ориентированной психологии». [1]
Пожалуй, мы пока не можем говорить о христианской психологии как о научном направлении. Хотя, например, о. Андрей Логрус использует термин «христианская психология», на настоящий момент такого научного направления не существует, о чем говорит и сам о. Андрей: «Пока у нас нет педагогических новшеств или изобретений. Мы пошли по прагматическому пути. Мы исходили из того, что создать совершенно новую психологию, которая бы называлась «христианская психология», мы не сможем. Наверное, это дело будущего». [1]
Таким образом, на настоящий момент речь идет скорее о переосмыслении психологических концепций с точки зрения православного мировоззрения и о поиске тех форм психологической помощи, которые гармонично вытекают из религиозного взгляда на человека. В этом смысле корректно говорить о практической психологии и психотерапии, ориентированной на православные ценности - о православно-ориентированной психологии. В этой связи психолог Елизавета Жудро предлагает термин «православно-ориентированный психолог», определяя его следующим образом: «квалифицированный специалист, который опирается в своей работе с людьми на свое мировоззрение православного христианина, основанное на евангельском учении». [8]
К счастью для нас, таких психологов сейчас уже достаточно много.
Таким образом, психология как наука изучает мир человека в его эмпирической данности. Исследована мозговая деятельность человека, влияние биологических факторов на его психическое здоровье, изучено поведение человека в различных ситуациях и т.д. При этом можно сказать, что чем более биологичным, приземленным является некий фактор, тем проще наблюдать и изучать его психологу-исследователю. В то же время, чем более отрывается изучаемый фактор от «земли», чем выше он поднимается к духовному, тем меньше может сказать психология об этом факторе. В качестве примера можно вновь сослаться на мнение Эрика Берна о том, что феномен любви не может быть подвергнут психическому исследованию.
Диаметрально противоположную ситуацию представляет собой область религиозных знаний. Христианство является откровением о том, что находится вне сферы познания человека. Поэтому максимум информации мы находим о вопросах духовных, о Боге, вере, святости и любви, но в то же время практически не находим указаний о сугубо земных вещах. Ни у одного святого отца мы не прочитаем, как вести себя при приеме на работу, как лучше изложить материал, чтобы он стал понятнее ученикам, или какими мнемоническими приемами пользоваться, чтобы быстрее выучить иностранный язык.
Взаимодополнение религиозных знаний психологическими имеет отношение не только к сугубо земным вещам, но и, пусть в меньшей степени, к некоторым важным духовным вопросам. В основе ложной духовности может быть обычная лень заниматься повседневными делами, болезненно депрессивное чувство вины, мазохизм, инфантилизм, агрессия, стремление к самоутверждению за счет других» [10]. В этих вопросах, как и во многих других, добавление к религиозной картине мира психологической перспективы позволяет увидеть ситуацию намного глубже.

Глава.2. Влияние культовых религиозных движений
2.1 Религиозная ситуация в современной России
Нахлынувшая на Россию волна сект и деструктивных культов ставит перед психологами и психотерапевтами неотложную задачу: необходимо целостное и детальное изучение этих сект, методов программирования ими своих последователей для создания методов по социально-психологической и психиатрической реабилитации сектантов и последователей культов с учетом того, что многие из них имеют реальные психологические или психиатрические отклонения.
Митрохин Лев Николаевич - доктор философских наук, член-корреспондент РАН утверждает что: Особую тревогу вызывает оголтелая экспансия многочисленных квазирелигиозных образований (культов, нетрадиционных религий, "тоталитарных сект"): "Церковь унификации", "Общество сознания Кришны", "Церковь сайэнтологии" и др. Применяя изощренную психотехнику, "культы" губительно влияют на психику людей и их личностное сознание, превращая своих последователей в жизнерадостных роботов. Аналогичные группы возникли и на почве православия ("Великое белое братство", "Богородичный центр", "группа Виссариона" и др.). Однако, в средствах массовой информации господствуют самые дилетантские представления о таких новообразованиях. Примерами могут служить материалы о событиях в Киеве, связанные с "Белым братством" или сообщения о деятельности "АУМ синрике". К сожалению, этот дилетантизм обнаруживают и люди, ответственные за регулирование и правовое обеспечение взаимоотношения государства и религиозных объединений. Стремясь побыстрее приобщить страну к "цивилизованному" миру, они часто механически копируют юридические нормы Запада, игнорируя специфику отечественной культуры, особую роль в ее становлении православия и ислама. Так, почти автоматически регистрировалась любая организация, объявившая себя религиозной, будь то псевдорелигиозная "Церковь сайэнтологии" или террористическая "Ананда Марг".
Результат налицо: именно подобные культы быстрее всего распространяют свое влияние. Пока число их приверженцев сравнительно невелико, но каждый такой верующий (а это, как правило, люди молодые) это фанатик, вернуть которого в общество, а часто и в семью крайне сложно.
Проблема «детей и родителей» существует в разных вариантах: например, религиозные родители, желая ребенку добра, хотят приобщить его к богослужению - но если они это делают недостаточно чутко и внешне авторитарно, у ребенка возникает внутренний протест. Поначалу он может никак внешне не проявляться, но он все время накапливается и как только ребенок немного подрастает и получает самостоятельность, отходит от церкви (часто к великому удивлению родителей, которые думали, что все хорошо). В наше время нередко встречается и другой вариант проблемы детей и родителей в их отношении к религии: родители живут по инерции, уже без того прежнего воинствующего атеизма, но и без реального интереса к религии - ребенок же разными путями приходит к вере, хочет ходить в церковь, жить христианской жизнью, что такими родителями воспринимается как «детские причуды», которые надо всячески ограничивать и искоренять. В более сложном и драматичном случае родители сталкиваются с тем, что их дети уходят в секты (что связано также и с медико-психологическими аспектами, поскольку, как правило, «депрограммирование» жертв деструктивных культов требует специального вмешательства психологов и психотерапевтов).
2.2 Психологические методы и методики
психология религия православный
Перейдем к анализу психологических методов и методик с точки зрения особенностей их применимости в психологии религии:
) стандартизированные опросники: проводятся в удобное для испытуемого время и по заранее разработанной системе вопросов (возможно одновременное тестирование многих испытуемых); современные математические методы обработки данных (корреляционный, факторный, кластерный анализ) позволяют получать из результатов подобного опроса много интересной скрытой информации; главной особенностью, и в каком-то смысле недостатком этого подхода, является его групповой характер: результат будет тем достовернее, тем больше будет количество испытуемых («выборка») и тем больше будет количество использованных методик (а еще желательно сделать повторное тестирование этих же людей через некоторое время); все это делает процедуру тестирования довольно трудоемкой как для экспериментатора, так и для испытуемых, которые просто не согласятся участвовать ни в каких последующих психологических исследованиях, если они занимают слишком много сил и времени; что касается размера выборки, то это достаточно сложная проблема и при обычном психологическом...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Психология публичной коммуникации

Дипломная работа: Взаимосвязь эмоционального интеллекта и агрессивности у студентов факультета психология

Курсовая работа: Психология профессионального выгорания педагогов

Реферат: Конструктивная психология и психические культуры

Курсовая работа: ПСИХОЛОГИЯ РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ