Реферат: Психология как наука

Психология берёт свое начало в глубине тысячелетий. Термин "психология" - ( от греч. psyche- душа, и logos-наука) означает "учение о душе". Она возникла еще в древности, на рубеж.е VII-VI вв. До н. э, когда люди впервые начали задаваться вопросами о значении души, о различиях в душах животных и человека, о функциях и способностях души.

Дата добавления на сайт: 28 июля 2024


Скачать работу 'Психология как наука':


Содержание
Введение
.Предмет психологии как науки и ее основные категории
.1Психология как наука
.2Объект и предмет психологии
.3Основные категории психологии как науки
.Психология, ее основные отрасли и место в системе наук
.1Место психологии в современном научном знании
.2Общая психология
.3Отраслевая психология
.Тестовое задание
Заключение
Список используемой литературы

Введение
Психология берёт свое начало в глубине тысячелетий. Термин "психология" - ( от греч. psyche- душа, и logos-наука) означает "учение о душе". Она возникла еще в древности, на рубеж.е VII-VI вв. До н. э, когда люди впервые начали задаваться вопросами о значении души, о различиях в душах животных и человека, о функциях и способностях души.
Изучение психологии не может сводиться к простому перечислению проблем, идей и представлений различных психологических школ. Для того что бы разобраться в них, нужно уяснить их внутреннюю связь, единую логику становления психологии как науки.
Для чего изучают психологию? Все мы живем среди людей и волей обстоятельств должны понимать, учитывать психологию людей, учитывать свои индивидуальные особенности психики и личности. Все мы в той или иной степени психологи. Но наша житейская психология только выиграет и обогатится, если мы дополним ее научными психологическими знаниями.
Психология прошла длинный путь развития, происходило изменение понимания объекта, предмета и целей психологии. Психологию определяют как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний. Психология очень тесно связана со многими другими науками: точными, естественными, медицинскими, философскими и т.д. Она представляет собой весьма разветвленную систему наук, которая включает как фундаментальные отрасли психологии, объединяемые термином "общая психология", которая собственно и изучает то, как возникают и формируются познавательные процессы, состояния, закономерности и свойства психики человека. Она также обобщает различные психологические исследования, формирует психологические знания, принципы, методы и основные понятия, так и специальные психологические науки.

1. Предмет психологии как науки и ее основные категории
.1 Психология как наука
Психология, как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей. В научном употреблении термин "психология" появился впервые в XVI вв. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII-XIX вв.,сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека.В XX столетии психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. В этой связи название "психология" отчасти утратило свой первоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным, непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания. Однако до сих пор по сложившейся веками традиции за этой наукой сохраняется ее прежнее название.
С XIX в. психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний.

1.2 Объект и предмет психологии
Для начала стоит ввести определения "предмет" и "объект".
Объект-часть окружающей действительности, на которую направлена деятельность человека.
Предмет - часть объекта интересующего исследователя.
Объектом психологии является психика.
В психологии, как науке сложилось два подхода к пониманию психики.
Идеалистический, в нем психика рассматривается, как первичная реальность, существующая независимо от материального мира.
Материалистический, в нем говорится, что психика это свойство головного мозга обеспечивать способность отражать предметы и явления окружающего мира.
Предмет психологии многогранен, так как включает в себя множество процессов, явлений, закономерностей.
Под предметом общей психологии предполагается закономерность развития и функционирования психики, а так же индивидуальные особенности ее проявления.
Что же является предметом изучения психологии? Прежде всего, психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления.
С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками.
Их называют психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них.
1.3 Основные категории психологии как науки
Основными категориями психологии являются:
1.Психика - субъективный образ объективного мира, форм в процессе познания деятельности и общения.
В психике выделяют такие явления как (Рис 1):

Рис. 1 Виды психических явлений.
Психические процессы -это элементарные единицы, которые мы можем выделить в психической деятельности, ее "атомы".
)Познавательные:
Ощущение (психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, непосредственно воздействующих на наши органы чувств)
Восприятие (психический процесс формирования образа предметов и явлений внешнего мира.)
Мышление (способность к решению новых, экстренно возникающих задач в ситуациях, где прежние, уже известные решения не срабатывают.)
Представление (процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека.)
Воображение (это отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях.)
)Интегративные:
Речь (это способность общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка.)
Память (способность запоминать, сохранять и в нужный момент доставать (воспроизводить) нужную информацию.)
)Эмоциональные:
Эмоции (быстрые и короткие элементы чувств, их ситуативное проявление.)
4)Регулятивные
Воля (способность сохранять направленность своей деятельности несмотря на трудности, помехи, отвлечения.)
Внимание (сконцентрированная энергия сознания, направленная на тот или иной объект.)
Психические состояния
Настроение (достаточно продолжительный эмоциональный процесс невысокой интенсивности, образующий эмоциональный фон для протекающих психических процессов.)
Фрустрация (психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей, или, проще говоря, в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям.)
Аффект (эмоциональный процесс, характеризующийся кратковременностью и высокой интенсивностью, сопровождающийся резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в работе внутренних органов.)
Стресс (состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах.)
Психические свойства
Темперамент (устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности.)
Характер (это совокупность основных черт личности, от которых зависят формы социального поведения, поступки человека, которые рассчитаны на оказание влияния на окружающих.)
Направленность (установки, ставшие свойствами личности.)
Способности (это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.)
2.Сознание - высший этап развития психики, результат всестороннего развития человека в процессе общения и труда.
.Бессознательная - форма отражающая действительность при которой человек не осознает ее источники, а отражаемая реальность сливается с переживаниями (сновидения).
.Поведение - внешнее проявление психической деятельности человека, его поступки и действия.
.Деятельность - система целей, задач, действий и операций направленных на реализацию потребностей и интересов человека.

2.Психология, ее основные отрасли и место в системе наук
.1 Место психологии в современном научном знании
Науки связанные с психологией:
Философия является мировоззренческой и методологической основой психологии
Естественные науки (биология, физика) помогают изучать физиологические процессы протекающие в нервной системе и мозге и раскрыть процессы, механизмы и функции психики.
Медицинские науки позволяют понять патологии психического развития и найти пути их решения (психотеропия).
Исторические науки, показывают, как развивалась психика на различных этапах эволюции общества.
Социология, помогает решить задачи социальной психологии.
Педагогические науки, помогают в обучении, воспитании, формировании личности.
Точные науки (математические),дают количественные методы сбора и обработки данных.
Технические науки, помогают в разработке технических средств исследования развития и коррекции психики.
Кибернетика, помогает изучить процессы психической саморегуляции.
.2 Общая психология
Общая психология - это наука, которая изучает то, как возникают и формируются познавательные процессы, состояния, закономерности и свойства психики человека, а также обобщает различные психологические исследования, формирует психологические знания, принципы, методы и основные понятия.
Основным предметом изучения общей психологии являются такие формы психической активности, как память, характер, мышление, темперамент, восприятие, мотивации, эмоции, ощущения и другие процессы, которых мы более подробно коснёмся ниже. Они рассматриваются этой наукой в тесной связи с жизнью и деятельностью человека, а также с особыми характеристиками отдельных этнических групп и историческими предпосылками. Подробному изучению подлежат познавательные процессы, личность человека и её развитие внутри и вне общества, межличностные взаимоотношения в разных группах людей. Общая психология имеет огромнейшее значение для таких наук, как педагогика, социология, философия, искусствоведение, языкознание и др. А результаты проводимых в области общей психологии исследований можно считать отправной точкой для всех ответвлений психологической науки.
Методы изучения общей психологии.
Наблюдение - это наиболее древний способ познания. Самая простая его форма - житейские наблюдения. Им пользуется в своей повседневной жизни каждый человек. В общей психологии выделяют такие виды наблюдения, как кратковременное, долговременное, выборочное, сплошное и специальное.
Стандартная процедура наблюдения состоит из нескольких этапов:
Постановка целей и задач;
Определение ситуации, предмета и объекта;
Определение способов, которые будут оказывать на исследуемый объект наименьшее влияние, и обеспечивать получение необходимых данных;
Определение способа ведения данных;
Обработка полученных данных.
Внешнее наблюдение (посторонним человеком) считается объективным. Оно может быть прямым или косвенным. Также существует самонаблюдение. Оно может быть, как непосредственным- в текущем моменте, так и отсроченным, основывающимся на воспоминаниях, записях из дневников, мемуаров и т.п. В этом случае человек сам анализирует свои мысли, чувства и переживания.
Наблюдение является неотъемлемой частью двух других методов - беседы и эксперимента.
Беседа как психологический метод предполагает прямой/косвенный, устный/письменный сбор сведений об изучаемом человеке и его деятельности, вследствие чего определяются характерные для него психологические явления. Существуют такие виды бесед, как сбор сведений о человеке и его жизни, интервью, опросники и разные виды анкет.
Лучше всего действует личная беседа исследователя и обследуемого человека. Двусторонняя беседа даёт наилучший результат и предоставляет больше информации, чем просто ответы на вопросы.
Но основным способом исследования является эксперимент.
Эксперимент - это активное вмешательство специалиста в процесс деятельности обследуемого для того, чтобы создать определённые условия, при которых будет выявлен психологический факт.
Есть лабораторный эксперимент, протекающий в особых условиях с использованием специальной аппаратуры. Все действия испытуемого направляются инструкцией.
Ещё один метод - тесты. Это испытания, служащие для установления у человека каких-либо психических качеств. Тесты представляют собой кратковременные и аналогичные для всех задания, по результатам, выполнения которых определяется наличие у испытуемых определённых психических качеств и уровень их развития. Разные тесты созданы для того, чтобы сделать какие-то прогнозы или же поставить диагноз. Они всегда должны иметь научное обоснование, а также должны быть надёжными и выявлять точные характеристики.
Предмет общей психологии - это сама психика, как форма взаимодействия живых существ с миром, которая выражается в их способности претворять в действительность свои побуждения и функционировать в мире на основе имеющейся информации. А психика человека, с точки зрения современной науки, выполняет функцию посредника между субъективным и объективным, а также реализует представления человека о внешнем и внутреннем, телесном и душевном.
Объект общей психологии - это закономерности психики, как формы взаимодействия человека с окружающим миром. Данная форма в связи со своей многогранностью подлежит исследованию в совершенно разных аспектах, которые исследуются разными ответвлениями психологической науки. В качестве объекта выступает развитие психики, нормы и патологии в ней, виды деятельности человека в жизни, а также его отношение к окружающему миру.
Благодаря масштабности предмета общей психологии и возможности выделять в её составе множество объектов для исследований в настоящее время в психологической науке существуют общие теории психологии, которые ориентируются на разные научные идеалы и саму психологическую практику, которая вырабатывает определённые психотехники для воздействия на сознание и его управления.
2.3Отраслевая психология
Отраслевая психология - отдельные разделы психологии, возникшие в процессе решения конкретных практических и теоретических задач.
Отрасли психологии можно разделять по:
Принципу развития
Возрастная
Сравнительная
Педагогическая
Специальная (патопсихологическая)
Отношению к личности и обществу
Социальная психология
Психология личности
Видам деятельности
Психика труда
Психика общения
Психология спорта
Медицинская психология
Военная психология
Юридическая психология и т.д.
Примеры некоторых отраслей психологии
Педагогическая психология изучает психику человека в процессе его обучения и воспитания, устанавливает и использует закономерности психики по мере овладения знаниями, умениями и навыками. Эта наука изучает психологические проблемы, управления учебно-воспитательным процессом. Кроме того, основными проблемами педагогической психологии является изучение факторов, влияющих на успеваемость учащихся, особенности взаимодействия и общения педагога и ученика. Педагогическая психология делится на психологию обучения, которая исследует закономерности усвоения знаний, умений и навыков, и психологию воспитания, которая изучает закономерности активного, целенаправленного формирования личности. психология наблюдение беседа тест
Возрастная психология тесно связана с педагогической, изучает особенности психики человека на разных этапах ее развития - с момента рождения и до самой смерти. Она делится на детскую психологию, психологию юности, психологию зрелого возраста, геронт психологии т.д. Центральными проблемами возрастной психологии является создание методической базы для контроля за ходом, полноценностью содержания и условий звеньями психического развития ребенка, а также организация оптимальных форм детской деятельности и общения, психологической помощи в периоды возрастных кризисов, в зрелом возрасте и старости.
Социальная психология - отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом объединения их в социальные группы. Оказывает психологические закономерности взаимоотношений личности и коллектива, определяет психологическую совместимость людей в группе; изучает такие явления, как лидерство, сплоченность, процесс принятия групповых решений, проблемы социального становления личности, ее же оценки, устойчивости, внушаемости; эффективность воздействия средств массовой информации на личность, особенности распространения слухов, моды, вредных привычек и обрядов.
Психология личности - отрасль психологии, изучающая психические свойства человека как целостного образования, как определенной системы психических качеств, имеет соответствующую структуру, внутренние взаимосвязи, характеризуется индивидуальностью и взаимосвязанная с окружающей природной и социальной средой.

3. Тестовое задание
Предметом психологии является:
а) наука о поведении;
б) наука о душе;
в) научное исследование поведения и психических процессов в целях применения полученных знаний на практике;
г) наука о сознании;
д) наука об общих закономерностях эволюции и функционирования психики, психических процессов как специфических форм жизнедеятельности животных и человека.
Выберите правильный вариант ответа. Обоснуйте свой выбор.
Ответ: Д, т. к.
Психология, как наука очень многогранна и затрагивает очень многие аспекты изучения (душу, поведение, сознание, психику и т.д.). Определение предмет психологии говорит, что под предметом общей психологии предполагается закономерность развития и функционирования психики, а так же индивидуальные особенности ее проявления. Ссылаясь на цитаты П. В. Добросельского : "Психология - наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животного"; "Психология - это наука о...

Похожие материалы:

Контрольная работа: ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА. ТРУДОВОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Реферат: Аксиологическая психология. Акмеология как наука

Эссе: Психология - наука XX века

Контрольная работа: Евгеника как наука

Реферат: Педагогическая психология. Определение воспитания. Воспитание как процесс, соотношение с процессом обучения. Возрастные особенности воспитания и самовоспитания