Реферат: Психология как наука
Психология берёт свое начало в глубине тысячелетий. Термин "психология" - ( от греч. psyche- душа, и logos-наука) означает "учение о душе". Она возникла еще в древности, на рубеж.е VII-VI вв. До н. э, когда люди впервые начали задаваться вопросами о значении души, о различиях в душах животных и человека, о функциях и способностях души.
Дата добавления на сайт: 28 июля 2024
Скачать работу 'Психология как наука':
Содержание
Введение
.Предмет психологии как науки и ее основные категории
.1Психология как наука
.2Объект и предмет психологии
.3Основные категории психологии как науки
.Психология, ее основные отрасли и место в системе наук
.1Место психологии в современном научном знании
.2Общая психология
.3Отраслевая психология
.Тестовое задание
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Психология берёт свое начало в глубине тысячелетий. Термин "психология" - ( от греч. psyche- душа, и logos-наука) означает "учение о душе". Она возникла еще в древности, на рубеж.е VII-VI вв. До н. э, когда люди впервые начали задаваться вопросами о значении души, о различиях в душах животных и человека, о функциях и способностях души.
Изучение психологии не может сводиться к простому перечислению проблем, идей и представлений различных психологических школ. Для того что бы разобраться в них, нужно уяснить их внутреннюю связь, единую логику становления психологии как науки.
Для чего изучают психологию? Все мы живем среди людей и волей обстоятельств должны понимать, учитывать психологию людей, учитывать свои индивидуальные особенности психики и личности. Все мы в той или иной степени психологи. Но наша житейская психология только выиграет и обогатится, если мы дополним ее научными психологическими знаниями.
Психология прошла длинный путь развития, происходило изменение понимания объекта, предмета и целей психологии. Психологию определяют как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний. Психология очень тесно связана со многими другими науками: точными, естественными, медицинскими, философскими и т.д. Она представляет собой весьма разветвленную систему наук, которая включает как фундаментальные отрасли психологии, объединяемые термином "общая психология", которая собственно и изучает то, как возникают и формируются познавательные процессы, состояния, закономерности и свойства психики человека. Она также обобщает различные психологические исследования, формирует психологические знания, принципы, методы и основные понятия, так и специальные психологические науки.
1. Предмет психологии как науки и ее основные категории
.1 Психология как наука
Психология, как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей. В научном употреблении термин "психология" появился впервые в XVI вв. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII-XIX вв.,сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека.В XX столетии психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. В этой связи название "психология" отчасти утратило свой первоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным, непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания. Однако до сих пор по сложившейся веками традиции за этой наукой сохраняется ее прежнее название.
С XIX в. психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний.
1.2 Объект и предмет психологии
Для начала стоит ввести определения "предмет" и "объект".
Объект-часть окружающей действительности, на которую направлена деятельность человека.
Предмет - часть объекта интересующего исследователя.
Объектом психологии является психика.
В психологии, как науке сложилось два подхода к пониманию психики.
Идеалистический, в нем психика рассматривается, как первичная реальность, существующая независимо от материального мира.
Материалистический, в нем говорится, что психика это свойство головного мозга обеспечивать способность отражать предметы и явления окружающего мира.
Предмет психологии многогранен, так как включает в себя множество процессов, явлений, закономерностей.
Под предметом общей психологии предполагается закономерность развития и функционирования психики, а так же индивидуальные особенности ее проявления.
Что же является предметом изучения психологии? Прежде всего, психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления.
С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками.
Их называют психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них.
1.3 Основные категории психологии как науки
Основными категориями психологии являются:
1.Психика - субъективный образ объективного мира, форм в процессе познания деятельности и общения.
В психике выделяют такие явления как (Рис 1):
Рис. 1 Виды психических явлений.
Психические процессы -это элементарные единицы, которые мы можем выделить в психической деятельности, ее "атомы".
)Познавательные:
Ощущение (психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, непосредственно воздействующих на наши органы чувств)
Восприятие (психический процесс формирования образа предметов и явлений внешнего мира.)
Мышление (способность к решению новых, экстренно возникающих задач в ситуациях, где прежние, уже известные решения не срабатывают.)
Представление (процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека.)
Воображение (это отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях.)
)Интегративные:
Речь (это способность общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка.)
Память (способность запоминать, сохранять и в нужный момент доставать (воспроизводить) нужную информацию.)
)Эмоциональные:
Эмоции (быстрые и короткие элементы чувств, их ситуативное проявление.)
4)Регулятивные
Воля (способность сохранять направленность своей деятельности несмотря на трудности, помехи, отвлечения.)
Внимание (сконцентрированная энергия сознания, направленная на тот или иной объект.)
Психические состояния
Настроение (достаточно продолжительный эмоциональный процесс невысокой интенсивности, образующий эмоциональный фон для протекающих психических процессов.)
Фрустрация (психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей, или, проще говоря, в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям.)
Аффект (эмоциональный процесс, характеризующийся кратковременностью и высокой интенсивностью, сопровождающийся резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в работе внутренних органов.)
Стресс (состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах.)
Психические свойства
Темперамент (устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности.)
Характер (это совокупность основных черт личности, от которых зависят формы социального поведения, поступки человека, которые рассчитаны на оказание влияния на окружающих.)
Направленность (установки, ставшие свойствами личности.)
Способности (это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.)
2.Сознание - высший этап развития психики, результат всестороннего развития человека в процессе общения и труда.
.Бессознательная - форма отражающая действительность при которой человек не осознает ее источники, а отражаемая реальность сливается с переживаниями (сновидения).
.Поведение - внешнее проявление психической деятельности человека, его поступки и действия.
.Деятельность - система целей, задач, действий и операций направленных на реализацию потребностей и интересов человека.
2.Психология, ее основные отрасли и место в системе наук
.1 Место психологии в современном научном знании
Науки связанные с психологией:
Философия является мировоззренческой и методологической основой психологии
Естественные науки (биология, физика) помогают изучать физиологические процессы протекающие в нервной системе и мозге и раскрыть процессы, механизмы и функции психики.
Медицинские науки позволяют понять патологии психического развития и найти пути их решения (психотеропия).
Исторические науки, показывают, как развивалась психика на различных этапах эволюции общества.
Социология, помогает решить задачи социальной психологии.
Педагогические науки, помогают в обучении, воспитании, формировании личности.
Точные науки (математические),дают количественные методы сбора и обработки данных.
Технические науки, помогают в разработке технических средств исследования развития и коррекции психики.
Кибернетика, помогает изучить процессы психической саморегуляции.
.2 Общая психология
Общая психология - это наука, которая изучает то, как возникают и формируются познавательные процессы, состояния, закономерности и свойства психики человека, а также обобщает различные психологические исследования, формирует психологические знания, принципы, методы и основные понятия.
Основным предметом изучения общей психологии являются такие формы психической активности, как память, характер, мышление, темперамент, восприятие, мотивации, эмоции, ощущения и другие процессы, которых мы более подробно коснёмся ниже. Они рассматриваются этой наукой в тесной связи с жизнью и деятельностью человека, а также с особыми характеристиками отдельных этнических групп и историческими предпосылками. Подробному изучению подлежат познавательные процессы, личность человека и её развитие внутри и вне общества, межличностные взаимоотношения в разных группах людей. Общая психология имеет огромнейшее значение для таких наук, как педагогика, социология, философия, искусствоведение, языкознание и др. А результаты проводимых в области общей психологии исследований можно считать отправной точкой для всех ответвлений психологической науки.
Методы изучения общей психологии.
Наблюдение - это наиболее древний способ познания. Самая простая его форма - житейские наблюдения. Им пользуется в своей повседневной жизни каждый человек. В общей психологии выделяют такие виды наблюдения, как кратковременное, долговременное, выборочное, сплошное и специальное.
Стандартная процедура наблюдения состоит из нескольких этапов:
Постановка целей и задач;
Определение ситуации, предмета и объекта;
Определение способов, которые будут оказывать на исследуемый объект наименьшее влияние, и обеспечивать получение необходимых данных;
Определение способа ведения данных;
Обработка полученных данных.
Внешнее наблюдение (посторонним человеком) считается объективным. Оно может быть прямым или косвенным. Также существует самонаблюдение. Оно может быть, как непосредственным- в текущем моменте, так и отсроченным, основывающимся на воспоминаниях, записях из дневников, мемуаров и т.п. В этом случае человек сам анализирует свои мысли, чувства и переживания.
Наблюдение является неотъемлемой частью двух других методов - беседы и эксперимента.
Беседа как психологический метод предполагает прямой/косвенный, устный/письменный сбор сведений об изучаемом человеке и его деятельности, вследствие чего определяются характерные для него психологические явления. Существуют такие виды бесед, как сбор сведений о человеке и его жизни, интервью, опросники и разные виды анкет.
Лучше всего действует личная беседа исследователя и обследуемого человека. Двусторонняя беседа даёт наилучший результат и предоставляет больше информации, чем просто ответы на вопросы.
Но основным способом исследования является эксперимент.
Эксперимент - это активное вмешательство специалиста в процесс деятельности обследуемого для того, чтобы создать определённые условия, при которых будет выявлен психологический факт.
Есть лабораторный эксперимент, протекающий в особых условиях с использованием специальной аппаратуры. Все действия испытуемого направляются инструкцией.
Ещё один метод - тесты. Это испытания, служащие для установления у человека каких-либо психических качеств. Тесты представляют собой кратковременные и аналогичные для всех задания, по результатам, выполнения которых определяется наличие у испытуемых определённых психических качеств и уровень их развития. Разные тесты созданы для того, чтобы сделать какие-то прогнозы или же поставить диагноз. Они всегда должны иметь научное обоснование, а также должны быть надёжными и выявлять точные характеристики.
Предмет общей психологии - это сама психика, как форма взаимодействия живых существ с миром, которая выражается в их способности претворять в действительность свои побуждения и функционировать в мире на основе имеющейся информации. А психика человека, с точки зрения современной науки, выполняет функцию посредника между субъективным и объективным, а также реализует представления человека о внешнем и внутреннем, телесном и душевном.
Объект общей психологии - это закономерности психики, как формы взаимодействия человека с окружающим миром. Данная форма в связи со своей многогранностью подлежит исследованию в совершенно разных аспектах, которые исследуются разными ответвлениями психологической науки. В качестве объекта выступает развитие психики, нормы и патологии в ней, виды деятельности человека в жизни, а также его отношение к окружающему миру.
Благодаря масштабности предмета общей психологии и возможности выделять в её составе множество объектов для исследований в настоящее время в психологической науке существуют общие теории психологии, которые ориентируются на разные научные идеалы и саму психологическую практику, которая вырабатывает определённые психотехники для воздействия на сознание и его управления.
2.3Отраслевая психология
Отраслевая психология - отдельные разделы психологии, возникшие в процессе решения конкретных практических и теоретических задач.
Отрасли психологии можно разделять по:
Принципу развития
Возрастная
Сравнительная
Педагогическая
Специальная (патопсихологическая)
Отношению к личности и обществу
Социальная психология
Психология личности
Видам деятельности
Психика труда
Психика общения
Психология спорта
Медицинская психология
Военная психология
Юридическая психология и т.д.
Примеры некоторых отраслей психологии
Педагогическая психология изучает психику человека в процессе его обучения и воспитания, устанавливает и использует закономерности психики по мере овладения знаниями, умениями и навыками. Эта наука изучает психологические проблемы, управления учебно-воспитательным процессом. Кроме того, основными проблемами педагогической психологии является изучение факторов, влияющих на успеваемость учащихся, особенности взаимодействия и общения педагога и ученика. Педагогическая психология делится на психологию обучения, которая исследует закономерности усвоения знаний, умений и навыков, и психологию воспитания, которая изучает закономерности активного, целенаправленного формирования личности. психология наблюдение беседа тест
Возрастная психология тесно связана с педагогической, изучает особенности психики человека на разных этапах ее развития - с момента рождения и до самой смерти. Она делится на детскую психологию, психологию юности, психологию зрелого возраста, геронт психологии т.д. Центральными проблемами возрастной психологии является создание методической базы для контроля за ходом, полноценностью содержания и условий звеньями психического развития ребенка, а также организация оптимальных форм детской деятельности и общения, психологической помощи в периоды возрастных кризисов, в зрелом возрасте и старости.
Социальная психология - отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом объединения их в социальные группы. Оказывает психологические закономерности взаимоотношений личности и коллектива, определяет психологическую совместимость людей в группе; изучает такие явления, как лидерство, сплоченность, процесс принятия групповых решений, проблемы социального становления личности, ее же оценки, устойчивости, внушаемости; эффективность воздействия средств массовой информации на личность, особенности распространения слухов, моды, вредных привычек и обрядов.
Психология личности - отрасль психологии, изучающая психические свойства человека как целостного образования, как определенной системы психических качеств, имеет соответствующую структуру, внутренние взаимосвязи, характеризуется индивидуальностью и взаимосвязанная с окружающей природной и социальной средой.
3. Тестовое задание
Предметом психологии является:
а) наука о поведении;
б) наука о душе;
в) научное исследование поведения и психических процессов в целях применения полученных знаний на практике;
г) наука о сознании;
д) наука об общих закономерностях эволюции и функционирования психики, психических процессов как специфических форм жизнедеятельности животных и человека.
Выберите правильный вариант ответа. Обоснуйте свой выбор.
Ответ: Д, т. к.
Психология, как наука очень многогранна и затрагивает очень многие аспекты изучения (душу, поведение, сознание, психику и т.д.). Определение предмет психологии говорит, что под предметом общей психологии предполагается закономерность развития и функционирования психики, а так же индивидуальные особенности ее проявления. Ссылаясь на цитаты П. В. Добросельского : "Психология - наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животного"; "Психология - это наука о...
Похожие материалы:
Реферат: Аксиологическая психология. Акмеология как наукаРеферат: Психология как наука 2
Контрольная работа: ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА. ТРУДОВОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Эссе: Психология - наука XX века
Реферат: Педагогическая психология. Определение воспитания. Воспитание как процесс, соотношение с процессом обучения. Возрастные особенности воспитания и самовоспитания