Контрольная работа: ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА. ТРУДОВОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Прежде чем отвечать на этот вопрос, следует уточнить, что в настоящее время словом «психология» объединяются несколько десятков частных наук, поэтому сформулированный выше вопрос правильнее поставить так: что изучают современные психологические науки?

Дата добавления на сайт: 28 июля 2024


Скачать работу 'ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА. ТРУДОВОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ':


«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ПРЕДМЕТУ: ПСИХОЛОГИЯ
НА ТЕМУ:
«психология как наука. трудовое и физическое воспитание»
Очного отд.
группы ФЭК-15
Смагулов Арман У.
МОСКВА
1.Что изучает психология как наука ?
Прежде чем отвечать на этот вопрос, следует уточнить, что в настоящее время словом «психология» объединяются несколько десятков частных наук, поэтому сформулированный выше вопрос правильнее поставить так: что изучают современные психологические науки? Эти науки, конечно, исследуют те явления, которые выше, в этой главе, были названы психическими. В связи с необходимостью изучения данных явлений в науке ставятся и решаются вопросы о сущности, происхождении и классификации этих явлений, о тех законах, которым они подчиняются в своем функционировании и развитии. Психология как наука изучает, как изменяются психологические явления в зависимости от состояния организма и внешних воздействий, которые на человека оказывают природа и общество. В психологии, вернее, в ее областях, которые находятся на стыке психологических наук и наук о строении и работе организма (это - анатомия, физиология человека и животного), также рассматриваются вопросы о том, как психологические явления зависят от устройства и работы организма.
Для психологической науки познание психических явлений не выступает в качестве единственной задачи. Вторая задача, которую берет на себя психология, - это выяснение связей, которые существуют между психикой и поведением, и на этой основе - научное объяснение самого поведения человека и животных. Таково современное представление о предмете психологии. Оно возникло в начале XX в. и сложилось к его середине. Однако таким понимание предмета психологии было не всегда. Раньше психологию просто определяли как науку о душе, или о психике, и ученые не ставили перед собой задачу использования психологических знаний для понимания всего поведения человека. Но такое определение оказалось явно недостаточным для решения задач, которые перед психологией как практически ориентированной наукой поставил XX век. Для того чтобы психология стала признанной среди других наук, психологам XX в. пришлось обратиться к практике, и с этой задачей они успешно справились. Тем не менее поучительно кратко проследить историю становления предмета психологии в прошлом.
1.1 Когда и как возникла научная психология ?
Отвечать на этот вопрос можно по-разному, в зависимости от того, что понимать под научной психологией. Если под научной психологией иметь в виду только ту науку, которая существует и разрабатывается в наши дни, науку, которая соответствует современным требованиям, предъявляемым к наиболее развитым, естественным наукам, то временем возникновения научной психологии следует считать лишь середину XIX в., когда она действительно стала экспериментальной наукой, когда были сделаны первые открытия, касающиеся связи психических явлений с физическими, когда была продемонстрирована возможность точной количественной оценки, то есть измерения психических явлений. Однако если вести отсчет времени с тех пор, когда возникли научные знания вообще, когда знания о душе впервые стали рассматриваться как научные, тогда периодом возникновения научной психологии следует считать середину I тыс. до н. э. Именно в это время были созданы и дошли до наших дней первые философские трактаты, где специально ставились и отдельно рассматривались вопросы человеческой души.
Так или иначе, но психология, как, впрочем, и многие другие современные науки, имеет как бы две даты своего рождения. Одна дата относится к древности и представляет собой момент зарождения научных знаний вообще, а другая дата касается современности и характеризует возникновение науки, которая является признанной сегодня и отвечает запросам нашего времени. Вместе с тем, несомненно, первоначально психология возникла и долгое время разрабатывалась как наука о душе в качестве философского знания наряду с логикой, этикой, эстетикой и рядом других областей знаний, впоследствии ставших самостоятельными науками.
1.2Чем психология как наука отличается от других наук ?
Ставя этот вопрос и отвечая на него, мы будем иметь в виду современную психологию и будем сравнивать ее с другими существующими в настоящее время науками. Прежде всего психология отличается от других наук тем, что имеет дело с нематериальными процессами и явлениями. Ни одна другая наука не занимается изучением таких явлений. Психологию отличает от других наук то, что она пользуется не совсем обычными методами познания необычных явлений, например, методом наблюдения за тем, что происходит в сознании человека, наблюдением и описанием того, что ощущает, переживает, осознает человек (такой метод в психологии называется интроспекцией или самонаблюдением). Психология более чем другие науки претендует на понимание и объяснение поведения человека, и действительно, поведение человека существенным образом зависит от состояния его психики.
.3 Какие отрасли научной психологии существуют в настоящее время?
Таких отраслей довольно много, они представляют и так называемую «чистую» науку и связанную с ней практику жизни. В самом общем виде все современные психологические науки делятся на две большие группы: фундаментальные науки и прикладные науки. К фундаментальным психологическим наукам относят такие, в которых ставятся и решаются главные вопросы понимания и познания соответствующих явлений, например, вводятся определения основных научных понятий для описания и представления психических явлений, собираются достоверно установленные научные факты, касающиеся изучаемых явлений, формулируются законы, управляющие этими явлениями, предлагаются объясняющие их теории.
К числу фундаментальных психологических наук относятся, например, общая психология, психология развития, дифференциальная психология, социальная психология. Основная задача фундаментальных наук состоит в том, чтобы получать знания. Прикладными называют такие науки, в которых изучаются психологические явления, представленные в отдельных видах деятельности людей. Главная цель прикладных наук состоит не столько в получении научных знаний, сколько в выработке рекомендаций по их использованию в соответствующих сферах практической деятельности людей. Прикладных отраслей психологии довольно много, их примерно столько же, сколько различных видов деятельности человека. К числу прикладных наук можно, например, отнести педагогическую психологию, медицинскую психологию, юридическую психологию, инженерную психологию. В целом существует около 4-5 десятков разных фундаментальных и прикладных психологических наук.
1.4 Что отличает научные психологические знания от ненаучных ?
На данный вопрос ответить сравнительно легко, так как критерии научности тех или иных знаний за последние несколько десятков лет установились достаточно точно, и они распространились также на психологию как науку.
Во-первых, научные психологические знания основываются на достоверных, то есть твердо установленных и проверенных учеными, фактах, а не на мнениях людей.
Во-вторых, научные знания основаны на строгой, безупречной логике доказательства их существования. В отличие от этого житейские и практические психологические знания не обязательно являются столь строгими и логически безупречными.
В-третьих, научные знания соответствуют признанным в настоящее время научным теориям, могут быть объяснены па их основе и, в свою очередь, могут явиться основой для создания или совершенствования новых, более современных научных теорий.
В-четвертых, научные знания являются надежной основой для практических выводов и рекомендаций. Например, на основе научных психологических знаний можно разрабатывать и применять более эффективные методы практического психологического воздействия на человека, чем, например, на основе житейских психологических знаний.
Следует, однако, иметь в виду, что наука не стоит на месте, и то, что сегодня считается научным психологическим знанием, завтра может и должно быть заменено другим, еще более точным и глубоким научным знанием. Так часто происходило на протяжении истории всех наук. Психология как относительно молодая современная наука в наши дни развивается очень быстро, и то, что считалось научным знанием всего лишь 30 или 40 лет назад, сегодня уже может не быть таковым. В этом случае говорят, что прежние научные знания устарели и их необходимо заменить на новые, более совершенные. К примеру, учение известного отечественного физиолога И. П. Павлова о свойствах нервной системы человека как природной основе темперамента и его же учение о физиологической основе поведения человека (учение об условных рефлексах) спустя всего лишь несколько десятков лет пришлось заменить на новое, более современное учение о свойствах нервной системы, разработанное психологами Б. М. Тепловым, В. Д. Небылицыным, В. М. Русаловым, и на учение о физиологических многоуровневых функциональных системах, предложенное физиологами Н. А. Бернштейном и П. К. Анохиным.
1.5Что означает слово «психология» ?
Буквально это слово означает «знание о душе» или «наука о душе». Первая часть того слова указывает на особый мир явлений, находящихся в сознании человека и не похожих на те явления, которые человек видит невооруженным глазом в окружающем его мире. Вторая часть этого слова показывает, что речь идет или о представлениях людей об этих явлениях, сложившихся в результате накопления жизненного опыта, или об особой науке, которая возникла и существует для получения точных, достоверных знаний об этих явлениях. Слово «психология» греческого происхождения. Древняя Греция явилась первой европейской страной, в которой собранные в древности (прежде всего в Древней Азии и на Древнем Востоке) знания впервые были осознаны и представлены как научные. Многие из вновь возникших наук получили названия, которые Так же, как и слово «психология», заканчиваются на «-логия», например: астрология, филология, биология, зоология. Греческое слово «логос» в переводе на русский язык означает «мысль», «разум». Следовательно, термин «психология», появившийся намного позднее соответствующей системы научных знаний, на русский язык можно перевести как «разумная мысль о душе». В настоящее время слово «психология» означает и науку о соответствующих явлениях, и сами эти явления, которые называют душевными или психическими, а иногда обозначают общими словами «душа» или «психика». В повседневном языке для обозначения соответствующих явлений используются оба термина, ученые же предпочитают пользоваться только термином «психика».
научный психология трудовой воспитание
1.6Что такое психика? Какие явления относятся к разряду психических?
К разряду психических явлений, объединяемых термином психика, относят четыре группы явлений, которые включают в себя: психические процессы (иногда по отношению к ним также применяют и другие названия, например, «психологические процессы», «психические функции»), психические состояния, психические свойства человека и так называемые массовидные явления психики. Психические процессы включают в себя ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь человека. С помощью этих процессов человек познает себя и окружающий мир, поэтому они также называются познавательными или когнитивными процессами. Психические состояния характеризуют те внутренние переживания, которые имеются у человека в данный момент времени. К ним относятся эмоции, изменчивые состояния внимания, различного рода переживания, состояния удовольствия, неудовольствия, покоя, беспокойства и др., возникающие у человека в процессе удовлетворения его потребностей, преодоления препятствий на пути к достижению цели.
Психическими свойствами (другое их название индивидуальные или личностные свойства человека) называют более или менее устойчивые психологические особенности человека, которые остаются с ним в течение всей жизни, более или менее постоянно проявляются в его поведении и отличают данного человека от других людей, характеризуя индивидуально своеобразное именно для него поведение. Это, например, способности, темперамент, воля, характер, чувства, потребности, мотивы поведения, устойчивые отношения человека к себе, к окружающим людям, к тому, что происходит вокруг него. Термин «массовидные явления психики» относится к таким явлениям, которые по своим свойствам напоминают психические явления, но в отличие от них, в частности, в отличие от перечисленных выше процессов, состояний и свойств относятся не к отдельно взятому человеку, а к группам людей. Это, например, мода, паника, слухи, общественное мнение. Эти явления специально изучаются в науке, называемой социальной психологией.
.7Какие виды психологических знаний называются научными, житейскими и практическими?
Научными называют такие знания о психологии людей, которые считаются достаточно правильными и точными, причем их правильность можно доказать, пользуясь достоверными фактами и современной логикой научного доказательства, а точность обеспечить за счет применения соответствующих математических расчетов. Научные знания о психологии человека представлены в современной научной литературе, в выступлениях ученых на различных научных собраниях.
Житейскими называют знания, которые научно не проверены, получены путем жизненного опыта. Их имеет каждый человек, однако они недостаточно надежны и достоверны. Эти знания неискушенный в психологии человек может получить, наблюдая и сравнивая с тем, что происходит в его собственном сознании или в душе. В таком наблюдении много субъективности. Практическими называют психологические знания, которые используются для оказания прямого психологического воздействия на самих себя и на других людей.
Практические психологические знания, в свою очередь, могут быть и научными, и житейскими. К ним обычно не предъявляют таких строгих требований, какие предъявляются к научным психологическим знаниям. Главное в этих знаниях - быть полезными в работе с людьми, и если это так, то на их научную обоснованность, как правило, особого внимания не обращают.
.8Где изучаются психические явления и где в жизни людей используются знания о них?
Ответ на данный вопрос дать непросто, так как психические явления трудно сравнивать с другими известными науке явлениями, например, физическими, химическими, биологическими, математическими. Кроме того, психические явления с очень большим трудом поддаются научному изучению. Все современные знания о психических явлениях выступают как косвенные, то есть полученные не путем прямого наблюдения за ними, а через признаки, в которых они проявляются, например поведенческие, речевые. Тем не менее паука о психологии человека, существующая и успешно развивающаяся уже около 2,5 тыс. лет, позволяет иметь точные, вполне достоверные и надежные знания об этих необычных явлениях. Психические явления невозможно полностью отождествить ни с одним из известных материальных процессов, которые изучаются в науках о природе. Они находятся как бы внутри человека, в то время как другие явления, изучаемые естественными науками, могут существовать как в самом человеке (физиологические процессы), так и вне его (физические и химические процессы).
Психические явления идеальны, то есть они существуют лишь в виде идей в сознании людей и в той части их психики, которую современные психологи называют бессознательной. Это, правда, не значит, что в реальном мире этим, то есть психическим, явлениям ничто материальное не соответствует. Напротив, материалистически мыслящие ученые - а таких ученых в настоящее время большинство - признают, что психика самым тесным образом связана с работой материального органа тела - мозга, а также с происходящими в нем вполне материальными процессами. Признание психических явлений как идеальных означает лишь то, что психические явления и процессы невозможно напрямую изучать с помощью методов, которыми для познания интересующих их явлений пользуются представители естественных наук: физики, математики, биологии, химии, географии и других. Психические явления не существуют вне явлений жизни. Это утверждение почти никто из современных ученых не оспаривает, хотя в древние времена многие ученые полагали, что душа (аналог того, что сейчас называется психикой) может существовать сама по себе, вне материальных тел и живых организмов. Психические явления - по крайней мере так думают современные ученые - присущи лишь высшим живым существам - человеку и животным, в то время как другие явления можно обнаружить почти везде в существующем мире, в том числе в неживом.
.9Где и как применяются психологические знания в сфере образования?
Образование явилось одной из первых областей, где стали сознательно и целенаправленно применяться психологические знания. Не случайно поэтому психология как учебная дисциплина давно стала обязательной при подготовке работников образования. Впервые это произошло в начале XX в. в США. Во второй половине XX в. в высших учебных педагогических заведениях России изучалось уже не менее четырех обязательных психологических дисциплин. Это - общая психология, психология развития, педагогическая психология и социальная психология. Приведем лишь некоторые иллюстрации к использованию психологических знаний в современном образовании. Для того, например, чтобы точно определить цели и содержание образования, надо знать не только задачи, которые общество ставит перед системой образования, но и возможности человека по освоению соответствующих знаний. Методы обучения должны учитывать индивидуальные особенности учащихся, позволять ям не только успешно осваивать предлагаемые знания, но и психологически развиваться. Эти требования касаются и подбора учебной литературы. Учителю психологические знания необходимы для того, чтобы он мог успешно обучать детей, а также, понимая их психологию, находить индивидуальный подход к каждому ребенку, рассчитанный на то, чтобы максимально помочь ему в психологическом развитии.
.10Как используются психологические знания в медицине ?
Медицинская практика, связанная с предупреждением, диагностикой и лечением различных заболеваний, пожалуй, еще раньше, чем образование, оказалась самым тесным образом связанной с использованием психологических знаний. С древнейших времен было замечено, что успешность лечения прямо зависит от того, поверит ли больной в возможности врача, в излечимость его заболевания. На протяжении нескольких тысячелетий тело и душу человека лечили не только медики, но и представители различного рода вероучений, например с помощью разного рода культов, обрядов. Все они активно использовали знания о психологии человека и оказывали психологическое воздействие на него, с тем чтобы избавить от разного рода недугов, переживаний. Более того, начиная с XVIII в. некоторые врачи стали добиваться даже официального признания в медицине методов психологического воздействия на человека с помощью внушения, гипноза именно как методов терапии или лечения различных заболеваний и к началу XIX в. добились этого.
В XIX в. возникла и получила...

Похожие материалы:

Реферат: Педагогическая психология. Определение воспитания. Воспитание как процесс, соотношение с процессом обучения. Возрастные особенности воспитания и самовоспитания

Реферат: Психология как наука

Реферат: Аксиологическая психология. Акмеология как наука

Лекция: ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЗДОРОВЬЯ

Лекция: Физиология как наука