Реферат: Психология криминальной агрессии

Актуальность темы исследования построена на анализе современного развития России и процессах, меняющих положение человека в стране. Происходящие изменения касаются непосредственно всех сфер жизни, как отдельных граждан, так и общества в целом. Изменения в политической, экономической, социально-бытовой сфере неизбежно порождают расцвет социального неравенства, что в свою очередь ведет к увеличению конфликтности.

Дата добавления на сайт: 29 сентября 2024


Скачать работу 'Психология криминальной агрессии':


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ КРИМИНАЛЬНОЙ АГРЕССИИ
1.1 Теоретическое обоснование типов агрессии
.2 Психологический механизм криминальной агрессии
2. ПСИХОЛОГО-ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЛИЧНОСТИ
2.1 Субъект и объект криминальной агрессии
2.2 Отграничение состояния аффекта от криминальной агрессии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования построена на анализе современного развития России и процессах, меняющих положение человека в стране. Происходящие изменения касаются непосредственно всех сфер жизни, как отдельных граждан, так и общества в целом. Изменения в политической, экономической, социально-бытовой сфере неизбежно порождают расцвет социального неравенства, что в свою очередь ведет к увеличению конфликтности. Фанатизм религиозности и национализма находят свое отражение в войнах. Агрессия становится основным способом урегулирования многих конфликтов.
Суть агрессии заключена в способности совершенствоваться и меняться качественно. Агрессивность возникает на биологической основе, а затем проявляется уже в социальной сфере. Порожденное психологическое напряжение в массах, преобразуется в агрессивность, а она в свою очередь в жестокие убийства и иные тяжкие насильственные преступления. Именно поэтому возрастает необходимость всестороннего и тщательного исследования сущности криминогенного феномена криминальной агрессии со стороны психологии личности.
Целями исследования были поставлены личные субъективные и ситуативные объективные факторы детерминации насильственной и ненасильственной формы криминальной агрессии.
Чтобы достичь эту цель, нужно ответить на задачи данной работы, которые заключаются в изучении феномена агрессивности личности, в сочетании с ее природными и социальными качествами; выявить и исследовать факторы детерминации в процессе происхождения агрессивности и их воплощение в криминальной агрессии.
Объектом исследования в данной работе представлены внешние закономерности социальной действительности, т.е. целевые и мотивационные проявления криминальной агрессии.
Предметом исследования выступили детерминирующие факторы и формы проявления криминальной агрессии, в совокупности с личностью агрессивного преступника и его жертвы.
Диалектический метод познания окружающей действительности, послужил методологической основой этой работы. На его основе применялись методы формально-логический, сравнительно-правовой, социологический и другие. В ходе сбора и обработки эмпирического материала использовался статистический метод, изучались архивные уголовные дела.
Для теоретической основы были взяты труды и положения юридической психологии, криминологии, уголовного права, виктимологии, социологии, судебной психиатрии и правовой статистики. Данные получены из работ Сафуанова Ф.С., Пирожкова В.Ф., Кудрявцева И.А., Антоняна Ю.М., Бэрона Р., Побегайло Э., Берковиц Л., Познышева С.В., Бреслав Г., Дризлих Г., Дроздова А.Ю., Назаретяна А.П., Старшикова Ю.В., Урнова М.Ю., Штефан Е.Ф.
Научная новизна представленной работы сводится к аспектам криминальной агрессии, которые находят свое отражение в насильственной преступности, человеческой жестокости, а так же все проблемы, которые осложняют предупреждение и противодействие данному феномену, которые изучались и изучаются многими учеными-психологами и криминологами. Реализация агрессии одним субъектом или же это массовая агрессивность, частью которой является что-то личностное, что-то природное, а что-то и социальное можно назвать генетикой криминальной агрессии. Этот феномен в настоящее время всесторонне еще не исследован, как в социальном и психологическом, так и в криминологическом аспектах.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что выводы и предложения по рассматриваемым вопросам могут быть использованы в процессе нормотворчества в целях совершенствования действующего уголовного и уголовно-процессуального законодательства, в том числе в качестве превентивных мер, а так же в практической деятельности исполняющих наказание органов для прогноза развития агрессивности и корректировке поведения лиц, с высоким показателем агрессивности в их обыденной жизни.
Работа включает в себя цели и задачи исследования, состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре пункта, заключение, список библиографических источников и приложения.

1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ КРИМИНАЛЬНОЙ АГРЕССИИ
1.1 Теоретическое обоснование типов агрессии
При изучении понятия агрессии мы сталкиваемся с интересным фактом: не сложно, наблюдая за человеком, отличить его поведение как агрессивное и неагрессивное, но при формулировке исчерпывающего понятия феномена агрессии возникают проблемы. В зарубежной и отечественной литературе существует огромное количество дефиниций на этот счет. Одни ученые не разделяют агрессию и агрессивность, где первое форма поведения, а второе свойство личности, а другие сужают подобный круг понятий и форм агрессии, и вследствие не происходит детального исследования агрессии как явления. Многие ученые привыкли изучать агрессии в соответствие с ее типом, такими в настоящее время являются агрессии косвенные и прямая, физическая, инструментальная, конструктивная, деструктивная, реактивная.1Раскрытые горизонты феномена криминальной агрессии позволили включить в его состав даже те криминальные поступки, которые нельзя рассматривать как агрессивные, к примеру, неосторожные преступления и невиновное причинение вреда, или действия лиц, у которых есть психические расстройства. Уместно считать, как большинство авторов, что невозможно дать исчерпывающего понятия данному феномену, поскольку любое из таких будет раскрывать одну сторону, при этом нанося ущерб в объяснение другой.2 Во всех существующих ныне понятиях прослеживается единственная закономерность феномена, которая открывает три обязательных составляющих: позиции наблюдателя, объекта и субъекта.
Всегда суждения наблюдателя об увиденной агрессии являются интерпретацией его собственного жизненного или профессионального опыта, если он является психологом. Субъект агрессии непосредственно переживает испытываемые намерения, и в некоторых случаях может оценивать их искаженно, не осознавая собственных мотивов и целей, и, естественно испытываемые намерения выбранной жертвы он может только интерпретировать. У объекта агрессии собственные мысли и чувства основываются на внутренних переживаниях, возникающих логическим путем, либо под влиянием сильных эмоций, возникших в результате намерений агрессора. Неверно считать, что агрессии выражается в любой форме изъявления человеческого поведения, которая преследует главной целью оскорбить или нанести вред другому существу, который, по сути, не желает такого обращения с собой. Согласиться буквально - невозможно. Проблемы восприятия агрессии наблюдателем и объектом узко раскрыты. Более подробно нас интересуют намерения и желания самого субъекта в момент проявления его побуждений к совершению агрессии и их детальное исследование. Если мотив и цель совпадают, то такие побуждения носят прямой личностный характер, с целью причинения ущерба или вреда, если цель агрессивная, а мотив нейтральный, то здесь у побуждений опосредованный характер как при заказном убийстве, или же как при обоснованном риске, во всех случаях нельзя исключать эмоциональное и психическое состояние субъекта в момент совершения преступных деяний. Существуют особенные случаи, которые подлежат более глубокому и детальному исследованию, например случаи эвтаназии и убийство матерью своих детей, и более тяжкие случаи как убийство матерью своих детей, а следом ее самоубийство. Углубленное исследование необходимо при патологических мотивациях, так как их смысл носит неадекватный характер. В случаях индуцированного психоза мотивация изначально является непроизвольной, т.е. данный психоз навязан собственнымвоспроизведением субъекта тех чрезмерно ценных идей, которые овладели другим человеком - тем, с которым субъект состоит в личностных отношениях. В таких случаях имеют место преступления на религиозной почве, которые полны различных культов и традиций. В настоящее время такие преступления имеют ярко выраженный характер. Объект воспринимает подобные действия выраженной агрессией, а со стороны самого субъекта подобные действия являются нормой поведения и у специалистов должны вызывать особый интерес к изучению личности субъекта и ее внутренней оценки совершаемых действий.
Предметом данной работы является криминальная агрессия, действия которой охватывают более узкий круг явлений, и попадают под признаки преступлений с наличием прямого и косвенного умысла, которые находят свое отражение в причинении вреда здоровью и смерти людям. Уголовный кодекс раскрывает их в ст.ст. 105-108 УК РФ - убийства, ст. 110 УК РФ - доведение до самоубийства, ст.ст. 111-115 УК РФ - умышленное причинение разной тяжести вреда здоровью, а так же все те признаки преступлений, которые содержат в себе насилие и угрозы, унижение личности, а также способы совершения преступлений с особой жестокостью. Приведенные признаки преступлений и преступления имеют место во враждебной, инструментальной, конструктивной, рациональной, непосредственной и реактивной формах агрессии. Психология относит к понятию «криминальная агрессия «действия точки зрения науки психологии к действиям, относящимся к понятию «криминальная агрессия» прямую, физическую и активную агрессию.
Исследуя возникающие дефиниции и проблемы с таким феноменом как агрессия, логично остановится на понятии, предложенным Сафуановым Ф.С. который говорит, что криминальная агрессия - конкретная форма поведения субъекта, который стремится реализовать свое внутренне побуждение, направленное в отношении объекта, либо связанное определенным смыслом и отношением, объективно направленным на причинение ущерба или жизни и здоровью объекта.. Это понятие исключает из агрессивных преступлений, те действия, которые не направлены против жизни и здоровья личности, и действия не связанные с прямым умыслом на причинение вреда по отношению к жертве. Так же нет оснований для исключения из этого круга действий, обусловленных неагрессивными мотивами, в том числе и психопатологическими, а так же действиями, направленными на приготовление к преступлению и покушения на преступление. Следует, искомое понятие внимает к себе и общественные опасные деяния невменяемых лиц с формами психических расстройств, которые нарушают уголовный закон формально, т.к. в соответствие со ст. 14 УК РФ определенной категории лиц невозможно вменить уголовно-правовую вину. Следовательно, агрессия и общественно опасное деяние как понятия пересекаются, но вовсе не тождественны.
Сафуанов Ф.С., используя опыт зарубежных коллег, направленный на изучение психологии личности и признаков агрессии выделяет психологическую типологию криминальной агрессии.
Инстинктивистская теория агрессии исходит из представления о поведении человека, как реализации его внутренних побуждений опирающихся на личностные факторы и мотивацию его деятельности, где феномен агрессивных действий выступает как свойство личности, в которой высокий уровень собственной агрессивности, которая исключает все переменные ситуации. Невозможно дать исчерпывающий список всех типов агрессии, ее образования и развития как черты личности, нет способа выявить все виды криминального агрессивного поведения, но возможно изучать те действия, которые существует сейчас и есть возможность наблюдения за ними на уровне субъекта. Такая теория подталкивает нас к дихотомии низкой и высокой агрессивности.
Многие исследования позволили связать фрустрацию и агрессию. Такая теория, как фрустрационная дали возможность к изучению нового фактора агрессии и агрессивного поведения, как ситуационный. Тут агрессия будет вызванной реакцией на фрустрацию. На практике такие агрессивные правонарушения встречаются довольно часто, и уголовное законодательство выделяет такие преступления, обращая внимание на те, факторы и события, которые предшествовали проявление агрессивного поведения. Список таких признаков приведен в ст. 61 УК РФ, в которой указаны некоторые возможные ситуации как аморальность поведения потерпевшего, противоправность его действий, либо стечение тяжелых обстоятельств.3 Изучение предложенных типологий позволяет изучать и различать нейтральные ситуации от ситуаций психотравмирующих, а введение такого признака как ситуационный, указывает на изучение феномена агрессивности не только в виде черты личности, а по определению ситуации в каждом отдельном случае.
Анализ взаимодействия субъекта и его личности с ситуацией, послужил первоочередным способом для изучения мотивации преступного поведения, которым естественно владеют и оперируют эксперты при изучении конкретного случая. Можно выделить такие черты личности, которые приравниваются к общему уровню агрессии. Эти черты послужили основой для рассмотрения теории социального научения, протекающей через наблюдение и подражания субъекта наблюдаемого им объекта. Данная теория предполагает закрепление определенной формы поведения у личности, которая так же и предостерегает ее от отрицательного поведения.1 Путь развития подобных личностей, их позитивные и негативные подкрепления, преобразуются и принимают внутреннюю сторону личности, приобретая субъективность, и становятся внутриличностным механизмом поведения. Развитие агрессивных действий в сложившейся ситуации прямо зависит личностных структур, являясь, как облегчающими, так и преградными смыслами.
На современном этапе развития психология более углубленно рассматривает мотивационные теории личностых факторов агрессивного поведения. Агрессивные тенденции наряду с противоположными тенденциями подавления агрессивности, рассматриваются как мотивы торможения агрессивного поведения. Внедрение к уровню агрессивности еще одной черты, характеризующейся как тенденция к торможению агрессивных побуждений, несет в себе глубокий психологический ключ. При исследовании мотивации субъекта, которая движет его поведением, вниманию поддается принцип связь личностных и ситуационных факторов, а так же принцип полного системного анализа личностных структур и разных сторон личности.
Исследуемые переменные личности в представленных типологиях агрессии открывают процесс индивидуального развития личности. Еще в младенчестве ребенок способен проявить агрессию, обусловленную биологическими потребностями, в виде дискомфорта, тогда как основным методом регуляции поведения является переменные, в различных ситуациях, таких как наказание или поощрение личности. Подобные действия, источником которых являются ситуативные факторы, преобразуются во внутриличностные регуляторы агрессивного поведения, в результате социализации субъекта, перерастающие в способность личности к самопоощрению и самонаказанию.
Часто, феномен агрессивности выступает как мотив, внутренне побуждение к осуществлению агрессивных действий, и закрепленный в процессе жизни субъекта как обычный способ реагирования на различные ситуации, преобразуется в черту личности. Когда агрессивность не находят свое проявление в обыденной повседневности, а только выступает при фрустрирующих и психотравмирующих ситуациях, она будет реактивной. Реактивную агрессивность, возможно, вычленить лишь как черту личности, потому что выявление агрессии как тенденции мотивов требует специальных мер и методов, которыми обладают эксперты, однако даже так, есть вероятность в их ненадежности по разнообразным причинам.
Более широким представляется круг структур тормозящих прямое проявление агрессивных побуждений личности. Рассмотрим некоторые группы тормозящих тенденций.
Ценностные тормозящие тенденции человека, связанные с социальными установками (религия, гуманность). Являются содержательной частью личности и ее мотивов, проще - внутренний мир человека. Структуры данного вида подавляют агрессивные побуждения на первоначальных стадиях их проявлений. Численность пациентов, у которых, выявлен бред преследования высок, но такие лица не способны на совершение общественно опасных действий, так как у них присутствуют положительные социальные установки, которые осуществляют препятствие к подобным проявлениям. Однако, нельзя упускать из внимания тот факт, что лица с заболеванием шизофрении, не страдающие при ней бредом и галлюцинациями, являются источником социальной опасности, так как у них искажена ценностная сфера.1 Особое внимание привлекают сексуальные преступления лиц, с расстройством сексуального предпочтения, где хорошо видно проявление личностных качеств по преодолению сексуального влечения. Сексуальные действия при садизме реализуется прямо через личностные структуры, а при некоторых других формах садизма, субъекты осознают свою аномальность и противоправность действий и относятся к ним критично. В подобных случаях в сознании субъекта происходит борьба его мотивов и социальных ценностей с биологическими потребностями, которые будоражат сознание субъекта эмоциональными переживаниями.
Социальные и нормативные течения находят отражение в личности субъекта. Основой таких черт является моральные, этические и социальные нормы, которые осуществляют контроль за поведение субъекта, а так же расширяют его деятельность в отношениях с окружающими. Сдерживающими факторами агрессию выступают интересы субъекта, связанные с социальными потребностями, а так же одобрением окружающих, что толкает субъекта на выстраивание своего поведения согласно правовым предписаниям. При конформизме в тоталитарных и религиозных группах у субъекта возможно отклонение от функции контроля агрессии.
Различные заболевания, связанные с психопатиями, умственной отсталостью и личностной незрелостью могут снизить уровень личностного противостояния к внушаемости, из чего последует уменьшение способности к контролю агрессии.
Препятствующими структурами агрессивного возбуждения являются и такие черты личности, как диспозиционные. С подобного угла рассмотрения видны черты альтернативные чертам агрессивного возбуждения и его мотивы, проявляющиеся в одни и тех же ситуациях. Эти черты не сложно выявить с помощью опроса и анкет. Такими способами было выявлено умение подавлять склонность в эмоциональной напряженности в настоящем поведение.1 Такие же результаты были выявлены у лиц с повышенной тревожностью и повышенным чувством вины. Такой способ в изучении развития агрессии полезен в особенности для лиц с пограничной психической патологией.
Эмоциональное переживание влияет на развитие агрессивных мотивов у субъекта. Эксперименты выявили, что чувство страха, вызванное перед фактом наказания за совершенные противоправные действия, способен к снижению уровня агрессивных побуждений. Гнев, вызванный фрустрацией, повышает вероятность агрессивного поведения, но если взыграет чувство страха, то вероятность субъекта к побегу от сложившейся ситуации будет...

Похожие материалы:

Реферат: Ассоциативная психология и ее современное состояние

Курсовая работа: Психология профессионального выгорания педагогов

Реферат: Психология менеджмента

Реферат: Психология личности по А. Асмолову

Курсовая работа: Психология личности военнослужащего. Методы изучения индивидуальных особенностей