Курсовая работа: Психология национализма

Актуальность проблемы исследования. Термин "национализм" впервые встречается в рамках психоаналитических работ 40-х годов XX века, однако впоследствии психоаналитические идеи использовались в основном как психологический язык описания конкретных историко-политических националистических ситуаций. В эмпирико-экспериментальных психологических исследованиях национализм стал объектом масштабных исследований только с 1990-х годов, преимущественно в рамках политической психологии.

Дата добавления на сайт: 29 сентября 2024


Скачать работу 'Психология национализма':


Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Пермский государственный национальный исследовательский университет"
Философско-социологический факультет
Кафедра психологии развития
Курсовая работа
Психология национализма
Выполнила: студентка 3курса
Группа ФС/ЗПСХ-1,2-2013НБ
Кузьминых Анастасия Сергеевна
Проверил: профессор кафедры психологии развития,
доктор педагогических наук
Никитин Александр Акиндинович
Пермь 2016
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования национализма как идеологического течения, социально-политического процесса и психологического феномена
.1 Понятие национализма
.2 Сущностные черты и особенности национализма с позиции различных научных концепций
Глава 2. Проблема национализма в зарубежных и отечественных научных исследованиях по психологии
.1 Анализ советских и российских исследований, посвященных проблеме национализма
.2 Анализ зарубежных психологических исследований, посвященных проблеме национализма
.3 Специфика концептуального взгляда Бернарда Яка на проблему национализма
Выводы
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность проблемы исследования. Термин "национализм" впервые встречается в рамках психоаналитических работ 40-х годов XX века, однако впоследствии психоаналитические идеи использовались в основном как психологический язык описания конкретных историко-политических националистических ситуаций. В эмпирико-экспериментальных психологических исследованиях национализм стал объектом масштабных исследований только с 1990-х годов, преимущественно в рамках политической психологии.
В настоящее время национализм прочно занимает место одного из важнейших источников легитимации коллективного насилия и межгрупповой неприязни. При этом, как справедливо отмечает в своем исследовании Кэтрин Вердери, "опрокидываясь" в повседневность, он (национализм) перестает быть только идеологической доктриной, "политическим применением символа нации при помощи дискурса в политической деятельности". Понимание мотивов участия молодежи в ультрарадикальных националистических организациях, в массовых националистических акциях требует ответа на вопрос: "В каких ситуациях эти смыслы становятся востребованными на уровне группового сознания?"
В то же время классические подходы к изучению проблем межгруппового взаимодействия (в основном связанные с использованием теории социальной идентичности) являются слишком "лабораторными" для подобных исследований. В этой ситуации остро стоит проблема введения националистических феноменов в пространство объектов психологических, социологических и историографических изысканий.
Степень разработанности проблемы. Среди зарубежных ученых, в разное время занимавшихся изучением различных аспектов национализма (в тех или иных его проявлениях), можно выделить следующих: Т. Адорно, Б. Андерсон, О. Бауэр, М. Хрох, Б. Як, Х. Деккер, Л. Хагендоорн, Д. Друкман, М. Кондорс, П. Шиперс, Р. Шатц, Г. Лавин, Р. Костерман, Д.Ф. Раштон, С. Фешбах.
Среди отечественных ученых, которые плодотворно исследуют проблемы национализма, патриотизма и интернационализма следует особо отметить работы О.Е. Хухлаева, Н.А. Исмукова, О.А. Капцевич, Э.Э. Шульца, и, конечно же, труды Е.А. Петровой, В.А. Ильина, Т.И. Бонкало и С.В. Бонкало. Последние совместные исследования Е.А. Петровой и Т.И. Бонкало посвящены:
) проблеме преодоления распространения национализма и неофашизма, в связи с чем, авторы ориентированы на получение системного междисциплинарного научного знания о сущности и содержании, закономерностях и механизмах, факторах и рисках межконфессиональных и межэтнических отношений в современном многонациональном обществе и разработку на этой основе эффективных технологий их гармонизации, обеспечивающих преодоление националистических и экстремистских настроений в молодежной среде;
) проблеме исследования психологических факторов формирования национального самосознания, критериев оценки его конструктивности и деструктивности. Авторы знакомят читателя со своей точкой зрения о сущности и психологических механизмах формирования деструктивного национального самосознания и представляют результаты эмпирических исследований, раскрывающих психологические особенности формирования национального самосознания студенческой молодежи. На основании результатов теоретического анализа и эмпирического исследования Е.А. Петрова и Т.И. Бонкало делают вывод о перспективах проведения дальнейших исследований психологических механизмов и факторов искажения национального самосознания современной молодежи.
Объектом исследования является национализм как социальная практика, психологический феномен и идеологическое течение.
Предметом исследования выступает психология национализма, сущностные черты и специфические особенности данного феномена.
Цель работы - исследование феномена национализма, а также факторов и установок, способствующих формированию у граждан националистического сознания.
Задачи исследования:
1.рассмотреть различные дефиниции понятия "национализм";
2.изучить сущностные черты и особенности национализма с позиции различных научных концепций;
.проанализировать советские и российские исследования, посвященные проблеме национализма;
.провести анализ передовых зарубежных психологических исследований, посвященных проблеме национализма;
.выявить специфику концептуального взгляда Бернарда Яка на проблему национализма.
Поставленные цель и задачи обусловили структуру и логику курсового исследования, которое состоит из введения, двух глав (разделенных на параграфы), заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования национализма как идеологического течения, социально-политического процесса и психологического феномена
.1 Понятие национализма
Национализм (франц. nationalisme) обычно понимается и изучается специалистами в двух смыслах, и с двух позиций.
Первый подход рассматривает данный феномен следующим образом: "национализм - это психология, политика, основанная на идеях национального превосходства и национальной исключительности своей нации, признании приоритета национального фактора в общественном развитии, противопоставления интересов одной национальности другим, шовинизм".
Второй подход видит в проявлении национализма определенное стремление к национальной независимости, изоляции, созданию национального государства.
В свою очередь, Андре Конт-Спонвиль, рассматривает национализм как процесс и подчеркивает его антидемократический характер: "национализм - это возведение нации в абсолют, стремление подчинить ему все остальное - право, мораль, политику. Национализм всегда потенциально антидемократичен (если нация действительно является абсолютом, значит, она не зависит от народа, напротив, это народ зависит от нее) и почти всегда подвержен ксенофобии (все, кто не входит в состав нации, как бы исключаются из абсолюта). Это непомерно раздутый и доведенный до нелепости патриотизм, возводящий политику в ранг религии или морали. Поэтому национализм охотно принимает языческие формы и почти неизбежно аморален".
Фактически, можно заключить из данной формулировки, что национализм, по убеждению А. Конт-Спонвиля, является своего рода извращенной формой патриотизма, принявшей самые грубые, абсурдные и нелепые очертания последнего.
В отечественном словаре терминов и понятий по обществознанию дается следующая характеристика изучаемому нами понятию: "национализм - это идеология, политика, социальная программа и практика, в основе которых лежит идея национальной исключительности какого-либо народа, попытка доказательства права одной нации господствовать над всеми остальными, эксплуатировать, завоевывать, уничтожать другие народы. Национализм - это стремление решать все государственные, политические, социально-экономические и духовные проблемы исключительно с позиции преобладания мононационального фактора в ущерб "чужим" нациям".
В социологическом словаре под редакцией Г.В. Осипова и Л.Н. Москвичева национализм рассматривается как "чувство приверженности своей нации; в однонациональных государствах национализм совпадает с чувством патриотизма. Для обозначения приверженности к донациональным типам этнических общностей предложен термин "этницизм". В советской литературе в соответствии с высказываниями В.И. Ленина термин "национализм" употреблялся обычно в негативном смысле "буржуазного национализма", т.е. как антипод пролетарского интернационализма. Считалось, что идеология национализма. была создана искусственно в целях установления классового мира внутри нации и конкурентной борьбы против других наций. В действительности национализм возникает повсеместно и спонтанно. Опираясь на естественный этноцентризм, он образует ядро национального сознания, обусловливает основные этнические симпатии и антипатии, а также др. проявления национальной психологии. При этом свои национальные ценности обычно ставятся выше других".
Э.Э. Шульц в своей публикации делится весьма любопытными мыслями, (как с точки зрения психологического подхода, так и сточки зрения социально-политического анализа триады "национализм-интернационализм-патриотизм") и отмечает, что "…национальная идея (национализм) является одной из самых сильных мотивационных факторов протестного поведения. В свою очередь интернационализм становится не менее сильным фактором, особенно в сочетании с первым. Интернационализм наравне с национализмом (или в обратном порядке) смог стать идеологической платформой большинства самых сильных и ярких примеров социального протеста в XX-XXI веках: Русской революции 1917 года, событий в Германии в 1919-1933 годах, Кубинской революции, "цветных революций". Сочетание интернационализма и национализма стало характерной чертой и "арабской весны": национальная идея на уровне недовольства отсталостью страны и благосостояния народа в сравнении с развитыми странами, а на уровне группы народов - солидарность с другими арабскими странами.
Интернационализм чужд рабочему классу и крестьянству (не в смысле агрессивного национализма, а в смысле превалирования национальных идей вплоть до крайне националистических). "Пролетарский интернационализм" (и интернационализм в принципе) - это по большей части идеи интеллигенции, космополитов Маркса и Энгельса, Ленина и Троцкого и т.д. Первая мировая война и раскол II Интернационала показали, насколько национальные идеи перевешивают интернациональные даже у самой сильной и передовой, как считалось, с точки зрения интернационала и коммунизма социал-демократической партии Германии".
Другой исследователь феномена национализма, Н.А. Исмуков, полагает, что "…национализм рождается непосредственно на базе национального самосознания, включенного в пространство национального сознания. Однако в нашей литературе вопрос о существовании и функционировании национального сознания является весьма дискуссионным, в то время как отсутствие его у национальной общности приведет к выводу о том, что нация не может выступать полноправным субъектом исторического творчества".
Следует в связи с этим подчеркнуть тот факт, что ряд исследователей понимают национальное самосознание как один из элементов национальной психологии. национализм идеологический деструктивный самосознание
По своей сути проблема развития деструктивного национального самосознания молодёжи теснейшим образом взаимосвязана с проблемой трансформации патриотизма в национализм.
Как совершенно справедливо отмечает один из видных отечественных специалистов в области этнопсихологии и межнациональных отношений О.Е. Хухлаев, "национализм и патриотизм - исключительно политизированные феномены".
Заметим, что в силу этой крайней политизированности не только в публицистике, но и в различного рода прикладных разработках эти феномены различаются на уровне обыденного здравого смысла - "патриотизм" - это безусловно "хорошо", в то время как "национализм" - это скорее "плохо".
В современной социальной психологии, как заметили Т.И. Бонкало и С.В. Бонкало, - "наиболее распространённым является рассмотрение патриотизма и национализма как особого рода социальных установок, тесно связанных с социальной идентичностью индивида. При этом сложились два основных подхода к решению проблемы о соотношении и взаимосвязи этих установок".
Итак, в рамках первого подхода патриотизм и национализм рассматриваются как два уровня интериоризации социального опыта, связанного с объективной потребностью индивида в принадлежности к той или иной этнокультурной общности. В этой логике национализм не что иное, как крайний, "экстремальный" вариант позитивных установок по поводу своей национальной группы, связанный с переживанием "единства происхождения.
Сторонники второго подхода подчёркивают, что патриотизм и национализм - хотя и взаимосвязанные, но при этом вполне самостоятельные и существенно различающиеся содержательно комплексы аттитюдов. Основное различие заключается в том, что "патриотизм связан с искренней озабоченностью своей страной, её благосостоянием без сравнения с другими" в то время как "национализм - установка на превосходство страны и необходимость её доминирования". Заметим, что при таком понимании национализм оказывается ничем иным, как выраженным проявлением социально-психологического феномена группового фаворитизма применительно к большим группам.
Как отмечает О.Е. Хухлаев, большинство исследователей разделяют именно второй подход. Нам он также представляется более внятным и аргументированным. Однако в его рамках остаются две принципиальные, на наш взгляд, лакуны.
Во-первых, что конкретно представляет из себя взаимосвязь патриотизма и национализма в данной логике - на первый взгляд эти комплексы аттитюдов оказываются не только различными, но во многом противоположными.
И, во-вторых, как именно и под воздействием каких факторов происходит переход от патриотизма к национализму.
Выявление психологических механизмов трансформации патриотических настроений в националистические позволит разработать действенные технологии противодействия данному процессу.
Совершенно очевидно, что решение данного вопроса взаимосвязано с решением вопроса о тех факторах, которые детерминируют деформации национального самосознания личности.
.2 Сущностные черты и особенности национализма с позиции различных научных концепций
Для анализа конкретных проявлений национализма необходимо опираться на теоретические исследования этого феномена и таким образом определиться с набором экзистенциальных или хотя бы типичных признаков, присущих национализму. Сложность заключается в многообразии теоретических походов не только к пониманию природы национализма, но и таких ключевых дефиниций, как "нация", "этнос". Остановимся более подробно на теориях национализма. Помимо достаточно распространенной классификации, согласно которой выделяют примордиалистские, инструменталистские и конструктивистские парадигмы (как варианты: примордиализм - модернизм, примордиализм - конструктивизм), существуют и другие классификации теорий национализма. Например, российская исследовательница В.В. Коротеева предлагает следующую схему: универсальные, точнее, более общие теории и частные, менее общие теории. В первой группе она выделяет экономические (Э. Геллнер, Т. Нэирн), политические (Дж. Брейли, М. Манн), культурологические (Б. Андерсон) теории национализма. Во второй группе оказывается значительно большее число авторов: например, К. Хэйес, М. Грох, Х. Кон, Э. Смит, Э. Хобсбаум, К. Дейч. Но самому автору в этой схеме явно тесно. Представляет интерес классификация походов к национальным проблемам, в том числе к национализму, которую предлагает Э.Д. Понарин. Он выделяет функциональный, конструктивистский, примордиальный, институциональный подходы. К функциональному направлению, по мнению Э.Д. Понарина, можно отнести К. Дэйча, Э. Геллнера, У. Коннора, Л. Гринфельд. Для сторонников функциональной школы характерен анализ национализма в контексте модернизации и социальной мобильности. К конструктивизму, который "в конце 60-х годов на волне социального активизма в науке и поиска альтернативы структурному функционализму" сомкнулся с марксистскими подходами, отнесены, например, исследования Б. Андерсона и Э. Хобсбаума. Характерным является признание следующей парадигмы: хотя общество и является объективной реальностью, в тоже время оно есть продукт деятельности людей, то есть социальный конструкт. Такой методологический поход был присущ ряду философов, социологов, социальных психологов, в том числе марксистского направления. Непосредственное влияние на распространение конструктивистских подходов к анализу различных социальных явлений, в том числе к изучению природы этничности, национализма, оказали работы Г. Лукача, П. Бергера и Т. Лукмана. Отличительной чертой конструктивистских теорий является подчеркивание особой роли элит в социальном конструировании наций. К примордиализму, в котором можно выделить несколько разновидностей, автор относит Пьера ван ден Берге, К. Гиртца, Э. Шилза, Э. Смита. Парадигма этой школы также зафиксирована в ее названии. Термин "примордиализм" принадлежит Э. Смиту, подразумевавшему под этим представление о глубоких исторических корнях этносов. Для теорий, которые можно отнести к институциональному подходу, характерно акцентирование внимания на роли тех или иных социальных институтов. Принято выделять политологический и социологический институционализм. Политологический подход можно назвать инструментальным. Классическим примером автора, пишущего об этнических и национальных проблемах с позиций инструментализма, по мнению Э.Д. Понарина, является Д. Лэйтин. Работы Р. Брубейкера представляют характерный пример социологического институционализма.
Отметим также следующее: анализируя методологию исследователей, работавших в рамках институционального подхода, автор обращает внимание на использование ими "теории рационального выбора", что особенно характерно для политологических и экономических работ. Классификация, предложенная Э.Д. Понариным, достаточно убедительна и, на наш взгляд, предоставляет более или менее четкие ориентиры при выборе исследовательских стратегий. Однако описание национализма как социального факта (или паттерна) весьма трудно "накладывается" на реальные социальные и исторические процессы. Поэтому каждый исследователь выбирает свою, "удобную", с его точки зрения, позицию для того, чтобы показать, как происходило, например, формирование французской, немецкой или какой-либо латиноамериканской нации, какую роль при этом играли образование, универсализация языка или процессы модернизации. При этом возможно применение самых разнообразных наборов теоретических и логических приемов, исследовательских процедур. В конечном счете, те, кто берется упорядочить этот поток...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Психология публичной коммуникации

Дипломная работа: Взаимосвязь эмоционального интеллекта и агрессивности у студентов факультета психология

Курсовая работа: Психология профессионального выгорания педагогов

Реферат: Конструктивная психология и психические культуры

Курсовая работа: ПСИХОЛОГИЯ РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ