Учебно-исследовательская работа студента (УИРС): Психология несовершеннолетнего преступника
Актуальность исследования. Будущее России как современного правового государства зависит от реалий. К сожалению, кризисные явления в экономической, политической и социальной сферах, присущие переходному трансформационному этапу, на котором находится наше государство, влияют на каждого человека.
Дата добавления на сайт: 28 июля 2024
Скачать работу 'Психология несовершеннолетнего преступника':
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
. Обзор литературы по проблеме изучения личности несовершеннолетних преступников
. Общая характеристика личности несовершеннолетнего преступника
. Социально-психологические причины преступного поведения несовершеннолетних
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Будущее России как современного правового государства зависит от реалий. К сожалению, кризисные явления в экономической, политической и социальной сферах, присущие переходному трансформационному этапу, на котором находится наше государство, влияют на каждого человека. Особенно уязвимы ко всем неурядицам дети. Международно-правовые документы, посвященные правам детей, к которым относят лиц до 18 лет (в частности, Декларация прав ребенка 1959 г. и Конвенция о правах ребенка 1989 г.), нацеливают все государства на помощь детям и их защиту, на создание здоровых условий жизни и своевременное решение их проблем. Но отсутствие социально благоприятных условий для саморазвития ребенка в современном российском обществе часто приводит к девиациям (отклонениям) в поведении подростка, а затем и к совершению преступлений.
Преступность несовершеннолетних является общим понятием, которое охватывает случаи, когда преступления совершены лицами от 14 до 18 лет. В зарубежной криминологии для характеристики данного вида преступности часто используется другой термин - «делинквентность».
Все чаще криминологи говорят об отдельной отрасли криминологических знаний - ювенальной (от лат. Juvenalis - юношеский) - криминологии, которая изучает преступность несовершеннолетних, ее причины и условия, психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей и меры противодействия их преступлений.
Чаще всего подростки совершают такие виды преступлений: кражи, грабежи, разбои, хулиганство, незаконное завладение транспортными средствами, изнасилования, преступления в сфере оборота наркотических средств, телесные повреждения. В последние годы наблюдается увеличение количества тяжких преступлений, совершенных с особой жестокостью.
Официальные статистические данные свидетельствуют о том, что 30-36% несовершеннолетних совершают преступления вместе со взрослыми, 60-75% - в составе группы недалеко от места жительства или учебы, 10-15% совершают общественно опасные деяния в состоянии алкогольного опьянения. В 80% случаев преступлений предшествует девиантное поведение: употребление алкоголя, наркотиков, ранние сексуальные отношения, проявления вандализма.
Текущая ситуация с преступности несовершеннолетних может быть охарактеризована следующими основными фактами и общими тенденциями:
наблюдается заметный рост числа насильственных преступлений и преступлений, совершенных при отягчающих обстоятельствах;
стремительно растет уровень употребления наркотических и других токсических веществ и, как следствие, количество преступлений, связанных с наркотиками;
детская преступность стала более жестокой. Во многом это связано с тем, что довольно часто агрессивное и криминальное поведение положительно отражается в средствах массовой информации, создавая запутанную картину приемлемых общественных норм в рамках определенных молодежных субкультур;
этот вид преступности в несколько раз выше в урбанизированных регионах.
Большой проблемой для России является стремительный рост бродяжничества и детской беспризорности. Эта категория детей все чаще становится и жертвами, и преступниками одновременно: они вовлекаются в проституцию и связанную с ней торговлю людьми.
Степень разработанности проблемы. В юридических науках проблема преступности несовершеннолетних рассматривается в рамках уголовного права, юридической психологии, ювенальной криминологии.
Концептуальной основой исследования являются труды таких ученых, как Ф.Г. Аминев, В.И. Гладких, А.И. Долгова, М.И. Еникеев, И.А. Макаренко, Ю.Р. Орлова, А.И. Панкратов, В.Ф. Пирожков, В.А. Пятунин, Х.У. Рустамов, Ю.В. Чуфаровский и др.
Проблемам исследования личности несовершеннолетних преступников и особенностям их правового сознания посвятили свои труды Ю.М. Антонян, Э.В. Зауторова, И.В. Кузнецова, В.А. Лелеков, А.В. Мангир, И.А. Макаренко, А.Б. Петрова, Д.А. Шестаков и др.
Вопросы профилактики преступного поведения подростков и исправления несовершеннолетних преступников рассмотрели в своих исследованиях И.Ю. Карепанова, М.С. Мартынова, Ю.Р. Орлова, А.Б. Петрова, Е.А. Потолова, А.И. Савиных, Р.А. Семенюк и др.
Отдельные аспекты особенностей преступности несовершеннолетних отражены в работах М.Н. Ахметовой, С.Г. Загорьян, С.И. Мартыновой, М.Н. Садовниковой, Д.А. Шестакова и др.
Объект исследования: личность несовершеннолетнего преступника.
Предмет исследования: психологические особенности личности несовершеннолетнего преступника.
Цель исследования: дать характеристику психологическим особенностям несовершеннолетних преступников.
Согласно поставленной цели были определены следующие задачи:
. Провести обзор литературы по проблеме изучения личности несовершеннолетних преступников.
. Дать общую характеристика личности несовершеннолетнего преступника.
. Проанализировать социально-психологические причины преступного поведения несовершеннолетних.
Методологической и теоретической основой исследования выступили:
принципы, разрабатываемые в отечественной социальной и юридической психологии: рассмотрение подростковой безнадзорности с позиции двустороннего, взаимообусловленного процесса вхождения личности в систему общественных отношений и одновременного воспроизводства этих отношений в системе семейных, товарищеских связей, в которые включается подросток по мере своего социального развития и взросления (Е.А.Петрова, Е.Г. Силяева, Д.И.Фельдштейн и др.); общенаучные принципы социокультурной теории, где психическое развитие рассматривается как процесс качественных изменений, происходящих в психике людей в ходе усвоения ими социального опыта, представленного в культуре (Р.С. Немов, Б.Ф. Поршнев и др.); принцип единства сознания и деятельности, согласно которому нарушение процесса развития ведущей деятельности возраста приводит к различным отклонениям в поведении и сознании индивида (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.); принцип детерминизма (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Г.М. Андреева, И.С.Кон, А.Н.Леонтьев и др.);
общие положения уголовного права (В.Л. Васильев, В.Ф. Пирожков, Р.У. Рустамов и др.);
социально-психологические концепции развития и становления личности (И.С. Кон, Р.С. Немов, А.А. Реан и др.);
работы в области юридической психологии (М.И. Еникеев, Ю.В. Чуфаровский и др.).
Методы исследования. Для выполнения поставленных задач использован комплекс методов: анализ, сравнение, обобщение, систематизация полученной информации и ее интерпретация.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованный источников и литературы, который насчитывает 51 наименование. Основной текст работы изложен на 42 страницах.
несовершеннолетний преступник поведение насильственный
1. Обзор литературы по проблеме изучения личности несовершеннолетних преступников
В юридической литературе очень удачно отмечено, что успешное предупреждение отдельных преступлений возможно лишь в том случае, если внимание будет сконцентрировано на личности преступника, поскольку именно личность является носителем причин их совершения, основным и важным звеном всего механизма преступного поведения.
Личность несовершеннолетних преступников имеет характерные особенности, изучение которых дает возможность выбрать наиболее целесообразные меры для исправления, индивидуальной воспитательной работы и эффективной профилактики, а также для своевременной коррекции личности подростков, характеризуемых асоциальным поведением, но еще не вставших на путь преступления.
Изучение личности несовершеннолетнего преступника представляет повышенный интерес, поскольку происходит выявление и оценка особенностей механизма его преступного поведения, выявления специфических причин, порождающих преступное поведение и совершение в этом возрасте преступлений. С другой стороны, изучение личности дает ключ для выработки воспитательно-предупредительных мер, особенно индивидуального характера, и предоставляет возможность прогнозирования будущего поведения несовершеннолетнего преступника. Поэтому понятие «личность преступника» относится к числу самых крупных и фундаментальных понятий криминологии.
По мнению А.И. Долговой, «тип криминогенной личности выражает определенную целостность социально-приобретенных устойчивых личностных характеристик, определяющим в нем является несоответствие сознания и деятельности ценностно-нормативной системе, признаваемой обществом и государством, что повышает вероятность совершения такой личностью преступления в сравнении с личностью, ведущей себя в тех же условиях устойчиво правомерно».
Г.А. Аванесов определяет личность преступника как человека, виновно совершившего общественно опасное деяние, запрещенное законом под угрозой уголовной ответственности.
Ю.Р. Орлова писала, что «преступник как личность отличается от других людей тем, что он совершил преступление вследствие присущих ему антиобщественных взглядов, отрицательного отношения к общественным интересам и выбора общественно опасного пути для реализации своего замысла или не проявления необходимой активности в предотвращении отрицательного результата».
В.Л. Васильев дал следующее определение личности преступника: «совокупность социально-политических, психологических и физических признаков лица, совершившего преступление, имеющих уголовно-правовое значение».
Несовершеннолетние правонарушители являются резервом армии преступников. Для несовершеннолетних характерно не только интенсивное физическое развитие, но и большие психологические сдвиги, заключающиеся в наличии ряда кризисных состояний, глубоких качественных изменений в деятельности личности, в восприятии ею жизненных явлений.
О.Х. Галимов на основании собственных исследований сделал вывод о взаимосвязи поведения подростков с возрастными особенностями, влияющими на поведение. Эти внутривозрастные особенности значительны для переломного возраста. К 14-16 годам на основе суждений у подростка возникают свои представления. Они убеждены в том, что хорошо и что для них или окружающих плохо.
Несовершеннолетний возраст издавна именуют взрывоопасным, ранимым, трудным, жестокосердным, кризисным, переходным. В этом возрасте физическое и духовное развитие несовершеннолетнего еще не завершено. Это отражается на характере его действий и поступков. В подростковом возрасте интенсивно происходит социальное развитие: формируются мировоззрение, нравственные убеждения, принципы и идеалы, система оценочных суждений. Неблагополучное окружение несовершеннолетнего способствует прививанию искаженных ценностей, формированию низкой самооценки личности, облегчает процесс вовлечения несовершеннолетнего в антиобщественные действия. Несовершеннолетний возраст отличается существенными, качественно своеобразными процессами развития, которые определяют последний, завершающий этап формирования личности. В этом возрасте особенно ярко встает проблема осознания себя и своего будущего.
К возрастным особенностям психологии несовершеннолетнего относятся: противоречивость, полярность чувств и побуждений, импульсивность, сочетание сенситивности и черствости, жестокости и холодности, чрезмерно завышенной самооценки и неуверенности в себе, отказа от общепринятых норм поведения и подчинение себя случайным «кумирам», максимализма в оценках и неспособности к борьбе мотивов, к принятию аргументированных решений, упрямства и противодействия советам с внушаемостью, склонностью к индуцированию. Возрастающий интерес к общим гуманитарным проблемам, вопросам жизни и смерти, своему социальному статусу в этом периоде парадоксально сочетается с недостаточно развитой способностью к объективной оценке конкретных поступков, к самоконтролю поведения.
Особенно явно отмеченные черты выступают при их сочетании с устойчивым негативным отношением к общественной морали, установкам родителей, стилю семейных отношений.
Стремление проявить самостоятельность, реализовать себя является часто одной из причин, толкающих этих лиц на совершение асоциальных поступков. Ввиду того что активность лиц указанной категории достаточно высокая, несовершеннолетних легче в некоторых случаях склонить и к совершению преступления. Кроме того, их интеллектуальные и физические возможности представляют собой большой криминогенный резерв.
Криминологические и социально-психологические исследования показывают, что для личности несовершеннолетних правонарушителей характерны следующие признаки:
отсутствие интереса к познавательной деятельности и связанная семейной и педагогической запущенностью когнитивная дефицитарность. Она может при поверхностной оценке производить впечатление умственной отсталости, особенно если осознанно или неосознанно утрируется. При этом, как правило, отмечается хорошая социальная ориентировка в сочетании с умением манипулировать другими людьми или использовать внешние обстоятельства в свою пользу;
отсутствие способности к эмпатии (сочувствию), недостаточная глубина эмоционального сопереживания, равнодушие к чувствам других людей в сочетании с неспособностью устанавливать и поддерживать эмоционально насыщенные, стабильные отношения;
стремление к получению простых удовольствий без определенного волевого усилия и труда; повышенная чувствительность к стимуляции извне. Эта особенность может сопровождаться стремлением к замещению чувства пустоты и скуки состоянием измененного настроения, вызываемого алкоголем и другими психоактивными веществами;
неустойчивое настроение со склонностью к раздражительности, гневливым реакциям, состоящим из безмотивного внутреннего напряжения всочетании с неадекватным, аффективно усиленным реагированием по агрессивному типу на конфликтные ситуации; выраженная наклонность к индивидуальной и особенно групповой жестокости;
индифферентное или пренебрежительное отношение к общечеловеческим ценностям, облегченное усвоение навыков асоциального поведения и общий социально-правовой нигилизм;
выраженная эгоцентричность с чувством правомерности своего асоциального поведения, с постоянным стремлением к его оправданию или обвинению окружающих в последствиях своих поступков; отсутствие глубоких личностных реакций с чувством вины за серьезные социальные последствия своих поступков;
повышенная подверженность влиянию взрослых правонарушителей или групповому воздействию;
раннее начало курения, ранняя алкоголизация и высокий риск употребления психоактивных веществ (наркотиков).
Анализ исследований показывает, что большинство несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния, состояли на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. По данным ГИАЦ МВД России, за последние шесть лет среди несовершеннолетних, выявленных за совершение преступлений, лишь 50% являлись учащимися, студентами - не более 5%; работали 6% несовершеннолетних. В состоянии алкогольного опьянения совершены преступления в среднем в 20% случаев; в 0,3% - в наркотическом. Среди несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности, удельный вес лиц, ранее совершавших преступления, составлял за период с 2008 г. по 2011 г. от 14,6% до 18,1%.
У большинства подростков, совершивших преступления, имеются устойчивые отклонения в нравственной направленности, выражающиеся в отсутствии положительных установок. Наиболее характерны для изученных подростков следующие отрицательные черты: ярко выраженные формы эгоизма и индивидуализма, озлобленность, чрезмерная грубость, дерзость, упрямство, распущенность, жадность, легкомысленное отношение к жизни, неразвитость чувства стыда и т.п. Нравственная деформация их личности отражается и в эмоциональных особенностях. Для них характерна эмоциональная возбудимость, агрессивность поведения, конфликтность, несдержанность, повышенная аффективность.
По сведениям А.В. Мангира, основанным на данных ИЦ ГУВД по Краснодарскому краю, ежегодно в среднем каждый четвертый несовершеннолетний в момент совершения преступления находился в момент совершения преступления в нетрезвом состоянии. Каждый второй из воспитанников колонии совершил преступление в состоянии алкогольного опьянения. Под воздействием алкогольного опьянения подростками совершается подавляющее большинство тяжких преступлений, с характерной жестокостью и отсутствием какой-либо мотивации.
По данным А.Н. Ильяшенко, 51,9% подростков-преступников заявили о том, что до осуждения они употребляли наркотические средства или психотропные вещества. Причем только 4,8% подростков, совершивших преступление, считают недопустимым их употребление. В контрольной группе только 4,2% подростков употребляли, причем очень редко, наркотические средства или психотропные вещества. Настораживает тот факт, что только каждый четвертый (22,9%) опрошенный подросток из контрольной группы считает недопустимым их употребление.
Следует обратить внимание на соотношение лиц мужского и женского пола среди несовершеннолетних, привлекаемых к уголовной ответственности. Преобладание среди них лиц мужского пола (в среднем 92%) связано с их психофизиологическими особенностями, спецификой поведения, различными социальными ролями и опытом. По мнению Ю.М. Антоняна, эти различия связаны, главным образом, не с психическими и психологическими особенностями пола, а различием интересов, поведения, воспитания мальчиков и девочек, с большей активностью, предприимчивостью, решительностью, несдержанностью и другими общехарактерологическими свойствами лиц мужского пола, проявляющимися в определенных жизненных ситуациях, в том числе в антиобщественных поступках и преступлениях.
Последние годы характеризуются довольно быстрыми темпами криминализации представителей женского пола. В.А. Пятунин по этому поводу писал: «С начала 90-х годов отмечаются негативные изменения в характере и направленности преступной деятельности несовершеннолетних женского пола. Усиливается агрессивность, дерзость, цинизм в преступном поведении несовершеннолетних девушек. Это проявляется, с одной стороны, в повышении интенсивности, многоэпизодности преступной деятельности данного контингента, с другой - в способах совершения преступлений: вооруженность, особая жестокость, садистская мотивация, выражающаяся в применении пыток, истязаний, лишении жизни жертв разбойных нападений, изнасилований и др.».
В последние годы во многих регионах страны отмечается увеличение среди несовершеннолетних правонарушителей доли лиц с психическими аномалиями. Это чаще не тяжелые и стойкие заболевания, а психопатические состояния или остаточные явления после травм. При этом психопатические черты характера в своем подавляющем большинстве (четыре пятых) приобретены не в...
Похожие материалы:
Курсовая работа: Социальная психология больших социальных групп: классов, народов, общества в целомРеферат: Психология развития
Вопросы для экзамена, зачёта: ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
Курсовая работа: Психология взаимоотношений матери и ребенка
Курсовая работа: Психология возрастных кризисов