Курсовая работа: Психология несовершеннолетних преступников

Актуальность исследования обусловлена тем обстоятельством, что проблема преступности несовершеннолетних занимает особое место в работе дознавателей, следователей, прокуроров и судов.

Дата добавления на сайт: 20 августа 2024


Скачать работу 'Психология несовершеннолетних преступников':


Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты психологии несовершеннолетних преступников
1.1 Психологические характеристики несовершеннолетних с асоциальным поведением
1.2 Психологические и правовые проблемы расследования преступлений, совершаемых несовершеннолетними
Глава 2. Расследование и профилактика преступлений, совершаемых несовершеннолетними преступниками
2.1 Психологические особенности расследования преступлений несовершеннолетних, совершенных в группе
2.2 Учет психологических особенностей несовершеннолетних преступников в процессе расследования групповых преступлений
Глава 3. Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями на примере Санкт-Петербургского Государственного учреждения "Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Фрунзенского района"
3.1 Роль социальных институтов в борьбе с подростковыми правонарушениями
3.2 Деятельность "Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Фрунзенского района"
3.3 Технология социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем обстоятельством, что проблема преступности несовершеннолетних занимает особое место в работе дознавателей, следователей, прокуроров и судов.
Специальными правилами определен и порядок избрания, применения, отмены и продления мер пресечения в отношении лиц, которые на момент совершения преступления не достигли совершеннолетия, т.е. возраста восемнадцати лет.
УПК РФ 2001 г. предусмотрел самостоятельный раздел (XVI), в котором регламентированы особенности производства по ряду категорий уголовных дел, куда отдельной главой (50) отнесено производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, приобретшее более детальный, расширенный вид.
Состояния дел с подростковой преступностью, с беспризорностью и безнадзорностью детей сегодня в действительности не знает никто, и милиция тоже. Численность беспризорных детей в России, по данным МВД, составляет 2,5 млн. человек. Независимые эксперты считают данные официальной статистики по этому вопросу крайне заниженными. По их данным, это число превышает четыре миллиона. Безнадзорность и незанятость общественно-полезным трудом приводит к неуклонному росту числа правонарушений среди несовершеннолетних. Исключительность общественного и процессуального положения лиц, не достигших совершеннолетнего возраста, требует и исключительного подхода в области уголовно-процессуального законодательства.
Проблемы, связанные с привлечением подростков к уголовной ответственности, а как следствие - применение к ним мер уголовно-процессуального пресечения, стоят достаточно остро, однако ювенальная юстиция - специальная система правосудия для несовершеннолетних - в нашей стране до сих пор не развита в должной мере.
Эффективные уголовно-правовые меры, применяемые к несовершеннолетним, в том числе и меры пресечения, могут реально способствовать предупреждению их правонарушений и в то же время обеспечивать их исправление.
По российскому уголовному закону само наказание не является целью, что имеет большое значение по делам о преступлениях, совершенных подростками.
За последние годы качественно изменилась характеристика самой преступности, которая отличается высокой степенью организованности. Групповой характер - сегодня одна из специфических особенностей преступности несовершеннолетних. За последние годы доля несовершеннолетних, совершивших преступления в составе групп, стабильно превышает 70%.
Преступность несовершеннолетних имеет устойчивую тенденцию к "омоложению". В связи с этим наиболее остро встает проблема совершения общественно опасных деяний детьми, не достигшими 14-летнего возраста. К уголовной ответственности по закону они не привлекаются. Сеть специальных учреждений для таких лиц явно недостаточна. Вместе с тем общеизвестно, что повторная преступность несовершеннолетних по достижении ими совершеннолетия приводит к рецидивной преступности.
Основной проблемой профилактики преступности несовершеннолетних в современных условиях является нахождение правильных, эффективных методов изменения поведения несовершеннолетних правонарушителей.
Вышеизложенное обосновывает актуальность заявленной темы, ее теоретическую и прикладную значимость.
Целью данной работы является изучение психологических особенностей несовершеннолетних в юридической практике.
Основными задачами исследования является следующее:
психология несовершеннолетний преступник асоциальный
дать обобщающую, интегрирующую характеристику психологических особенностей несовершеннолетних преступников;
рассмотреть отдельные проблемные вопросы, связанные с данным институтом;
выработать предложения по совершенствованию правоприменительной практики и законодательства в данной области.
Для ее достижения необходимо проанализировать обширный исторический опыт законодательного решения проблемы, современное отечественное уголовно-процессуальное законодательство, сложившуюся практику применения норм УПК РФ и достижения юридической и возрастной психологии, уголовно-процессуальной доктрины, ювенального права, криминалистики и криминологии.
Объектом исследования является несовершеннолетние, совершающие противоправные деяния или склонные к этому.
Предмет исследования являются особенности социальной работы с несовершеннолетними, склонными к совершению правонарушений.
Нормативно-правовую основу данного исследования будут представлять различные нормативно-правовые акты и материалы судебной практики в области уголовно-процессуального права Российской Федерации, и, прежде всего, конечно же, и УПК Российской Федерации.
Теоретическую основу исследования будет составлять специальная научная литература в области юридической и возрастной психологии, уголовно-процессуального права Российской Федерации, ювенального права, криминалистики и криминологии.
Необходимо отметить, что в отечественной науке накоплен богатый опыт осмысления проблем преступности несовершеннолетних. Вопросам раскрытия и расследования групповых преступлений несовершеннолетних посвящены исследования в области юридической психологии, криминалистики, криминологии. Так, психолого-криминологические особенности личности преступника и преступных групп несовершеннолетних рассматривались в работах Ю.М. Антоняна, И.П. Башкатова, С.А. Беличевой, В.Г. Деева, А.И. Долговой, В.Л. Васильева, К.Е. Игошева, Г.М. Миньковского, Б.Я. Петелина, В.Ф. Пирожова, Л.М. Прозументова, А.Р. Ратинова, А.И. Ушатикова, Г.Г. Шиханцова, А.М. Яковлева и др. Психолого-криминалистическая характеристика предварительного расследования преступлений несовершеннолетних представлена в трудах В.М. Быкова, В.Л. Васильева, В.Ф. Глазырина, Н.И. Гуковской, Г.Г. Доспулова, А.В. Дулова, М.И. Еникеева, А.А. Закатова, Ю.А. Калинкина, Л.Л. Каневского, Д.М. Лосева, Э.Б. Мельниковой, А.Р. Ратинова, В.В. Шимановского и др. Вопросам психологии следователя посвящены исследования А.В. Дулова, В.Л. Васильева, Д.П. Котова, Г.Г. Шиханцова и др.
Анализ научной литературы свидетельствует, что российские ученые внесли и вносят значительный вклад в изучение проблем групповой преступности несовершеннолетних, а также повышение эффективности деятельности органов внутренних дел по расследованию групповых преступлений, совершаемых подростками. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что в современных условиях имеется потребность в научных исследованиях, посвященных комплексному анализу проблем психологического обеспечения расследования органами внутренних дел групповых преступлений несовершеннолетних.
Методологическая основа исследования. Основными методами исследования, используемыми в данной работе будут юридический (юридико-технический), сравнительно-правовой, историко-правовой, философский (диалектический), социологический и системный методы.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты психологии несовершеннолетних преступников
1.1 Психологические характеристики несовершеннолетних с асоциальным поведением
Нарушениями поведения или социальной дезадаптацией называются такие состояния, в которых появляются социально неодобряемые формы поведения. Как бы ни были разнообразны эти формы, они почти всегда характеризуются плохими отношениями с другими несовершеннолетними и взрослыми, которые проявляются в драках и ссорах, или, например, агрессивностью, демонстративным неповиновением, разрушительными действиями или лживостью. Они также могут включать антиобщественные и противоправные поступки, такие как прогулы занятий в школе, бродяжничество, поджоги, хулиганство, воровство и т.д.
Чаще всего преступления совершают так называемые "трудные" подростки.
Личность подростка - сложное единство общего и индивидуального. Общими являются особенности нервно-психической организации, закономерности протекания познавательных и эмоционально-волевых процессов, формирования характера, резко возрастающая активность, стремление к самостоятельности, к самоутверждению, пониманию сложных отношений в окружающей социальной среде. Эти общие особенности психического развития подростков всегда проявляются с индивидуальным своеобразием в структуре потребностей, становлении жизненных целей, идеалов. При неучете этих особенностей, при наличии конфликтов в семье, отрицательных примеров, проявлениях лжи, равнодушия и формализма в школьном обучении и воспитании, неумении включать подростков в доступные их возрасту содержательные и социально полезные формы деятельности, неумении организовать систему правильных отношений в коллективе возникают предпосылки для педагогической запущенности детей и их дальнейшего перехода в категорию "трудних". Основные общие дефекты поведения трудных подростков проявляются в отрицательном отношении к нравственным нормам отношений между людьми (грубость, упрямство, лживость, жестокость, недисциплинированность и т.д.), в отрицательных проявлениях в учебной работе (лень, постоянная невнимательность, интеллектуальная пассивность, отсутствие познавательных интересов и др.), а также в одновременном проявлении отрицательных качеств обоих видов. Эти общие дефекты поведения получают у конкретных подростков самые разнообразные формы проявления.
При отсутствии своевременной психологической коррекции трудные подростки могут перейти в категорию, характеризующуюся устойчивым асоциальным поведением и склонностью к правонарушениям. Существующие типологии подростков-правонарушителей строятся на выделении их роли в структуре асоциальных групп и дефектов характеров:
. Инициаторы, организаторы асоциальных групп, циники (с устойчивым комплексом асоциальных установок: жестокостью, агрессивностью, деспотизмом, паразитизмом, стяжательством, стремлением к лидерству любым путем и т.д.).
. Подверженные власти примитивных потребностей (пищевых, половых, алкогольных, наркотических и др.) при готовности удовлетворять их любыми недозволенными средствами. В силу слабости самоконтроля они охотно подчиняются подросткам первой категории и тиранят более слабых.
. Неустойчивые, которые испытывают конфликт между аморальными и позитивными побуждениями. Способны осознавать противоправность своего поведения, однако эгоизм и неумение противостоять ситуации стимулируют их антиобщественные поступки.
. Безвольные, не имеющие собственных нравственных чувств и убеждений и выступающие как полные конформисты и исполнители чужой воли.
. Аффективные, переживающие постоянное чувство обиды, фрустрации, переоценивающие себя и проявляющие заносчивость, претенциозность, агрессивность к окружающим и т.д.
Личность несовершеннолетнего правонарушителя, как правило, характеризуется низким уровнем социализации.
Социализация - это процесс и результат включения индивида в систему социальных отношений. Она осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, т.е. способность общаться и взаимодействовать с другими людьми.
Содержанием процесса правовой социализации является усвоение личностью: социальных ценностей, одобряемых и охраняемых правом; системы действующих правовых норм как правил поведения и критериев социально-правовой оценки фактов, явлений и поступков, имеющих юридическое значение; знаний, навыков и привычек, необходимых для правильной ориентации в социально-правовой среде, саморегуляции правового поведения и организации общения в рамках правовых отношений; элементов правовой культуры (представлений, настроений, установок и стереотипов общественного и группового правосознания и т.п.); функций, ролей, статусов и соответствующих субъективных прав и обязанностей, присущих человеку в связи с местом, занимаемым им в системе правового регулирования.
Правовая социализация как часть общего процесса социализации включает усвоение субъектом необходимого объема правовых знаний, правовых требований, определяющих меру возможного и должного поведения. Процесс социализации может осуществляться как в специальных социальных институтах, так и в различных неформальных объединениях. К специальным социальным институтам, одной из важнейших функций которых является социализация личности, относятся школа, профессиональные учебные заведения, детские и молодежные организации и объединения.
Ответственность является важнейшей характеристикой личности - это то, что отличает социально зрелую личность от социально незрелой. В психологии в настоящее время распространена концепция (теория локуса контроля) о двух типах ответственности. Ответственность первого типа (интернальность) связана с тем, что личность считает себя ответственной за все происходящее с ней, и хорошее, и плохое. Во втором случае (экстернальность) все, что происходит, человек связывает не с собой, а с другими людьми, обстоятельствами, судьбой и т.д. Среди социально незрелых подростков чаще наблюдается экстернальность. Очевидно, это не случайно, так как внешний локус контроля по существу означает снятие субъектом ответственности с себя за все происходящее с ним. К факторам формирования как внешнего локуса контроля, так и делинквентного поведения можно отнести: перенесенную в детском и подростковом возрасте эмоциональную изоляцию или отвержение, влияние неблагоприятного психологического климата семьи, постоянные негативные оценки деятельности и поведения.
Характер в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования. Очень важно понимать различие между личностью и характером. Говоря о характере, используют слова "скверный", "мягкий", "тяжелый", "прекрасный" и т.п. В отношении личности используются выражения: "выдающаяся", "творческая", "серая", "преступная" и т.д.
Черты характера отражают стиль поведения и эмоционального реагирования, т.е. то, как действует человек, а черты личности - то, ради чего он действует. То же самое относится и к личности, и к характеру преступника (может быть немало хороших черт характера в сочетании с преступным деянием).
В качестве критериев различения патологических и нормальных характеров можно рассматривать критерии психопатий Ганнушкина-Кербикова.
Патологический характер имеет следующие черты: относительная стабильность во времени, т.е. мало меняется в течение жизни; тотальность проявлений; одни и те же черты характера проявляются в любых обстоятельствах: и дома, и на работе, и на отдыхе, и среди знакомых, и среди чужих; социальная дезадаптация - самый важный признак психопатий; заключается в том, что человек постоянно испытывает жизненные трудности, не может приспособиться, причем эти трудности испытывает или он сам, или окружающие его люди, или и тот и другие одновременно.
Отличие акцентуаций характера от психопатий состоит в следующем.
В случае акцентуаций характера может не быть ни одного из перечисленных выше признаков психопатий, по крайней мере никогда не присутствуют все три признака сразу.
Отсутствие первого признака выражается в том, что акцентуированный характер проявляется не всю жизнь, но часто обостряется в подростковом возрасте, а по мере взросления сглаживается. Второй признак - тотальность, также не обязателен, черты акцентуированного характера могут проявляться не в любой обстановке, а только в особых условиях. Социальная дезадаптация может не наблюдаться или бывает непродолжительно.
Поводом для временных разладов с собой и с окружением являются не любые трудные условия (как при психопатиях), а условия, создающие нагрузку на место наименьшего сопротивления характера, своеобразная "Ахиллесова пята" (слабое звено).
Основные типы акцентуаций характера (по А.Е. Личко): гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сенситивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый и конформный.
Основные черты психологически незрелой личности несовершеннолетнего:
. В поведенческой сфере: эгоцентризм, избегание решения проблем, нестабильность отношений с окружающими, преимущественно однотипный способ реагирования на фрустрацию и трудности, неуверенность в себе, высокий уровень претензий при отсутствии критической оценки своих возможностей, склонность к обвинениям.
. В аффективной сфере: эмоциональная лабильность, низкая фрустрационная толерантность и быстрое возникновение тревоги и депрессии, сниженная или нестабильная самооценка, появление социофобий, агрессивность.
. Искажения мотивационно-потребностной сферы: блокировка потребности в защищенности, самоутверждений, принадлежности, временной перспективы.
. Наличие когнитивных искажений, усиливающих дисгармонию личности, "аффективная логика": а) произвольное отражение - формирование выводов при отсутствии свидетельства в их поддержку, например: "я - неудачник" или "я - супермен"; б) селективная выборка - построение заключения, основанного на деталях, вырванных из контекста: "меня в школе никто не любит, так как я плохо учусь"; в) сверхраспространенность - построение глобального вывода, основанного на одном изолированном факте; г) абсолютное мышление, проживание опыта в двух противоположных категориях: "все или ничего", "мир или черный, или цветной"; д) ориентация в жизни на слишком жесткие нормы и требования, нетерпимость и нетерпеливость, не позволяющие отношениям личности обрести устойчивость; е) персонализация - отнесение внешних событий к собственной личности при отсутствии аргументов для такой связи: "эта реплика не случайна, она относится ко мне"; ж) преувеличение негативных событий и минимизация позитивных, что приводит к еще большему снижению самооценки, непринятию "обратных связей", "построению своеобразной стены между собой и...

Похожие материалы:

Реферат: Ассоциативная психология и ее современное состояние

Реферат: Психология разоблачения маскировок, инсценировок и ложных алиби

Вопросы для экзамена, зачёта: ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Курсовая работа: Психология взаимоотношений матери и ребенка

Курсовая работа: Психология возрастных кризисов