Курсовая работа: Психология профессионального выгорания педагогов

Проблема эмоционального выгорания, безусловно, в большей или меньшей степени, касается каждого специалиста работающего в сфере «человек-человек».

Дата добавления на сайт: 29 сентября 2024


Скачать работу 'Психология профессионального выгорания педагогов':


ВВЕДЕНИЕ
педагогический эмоциональный выгорание
Проблема эмоционального выгорания, безусловно, в большей или меньшей степени, касается каждого специалиста работающего в сфере «человек-человек».
Актуальность эмоционального выгорания работников педагогической деятельности обусловлена тем, что профессия учителя относится к социальной, а для работников социальной сферы и характерен данный феномен. Проблема выгорания волновала людей с древних времен, но научным исследованиям данная проблема подверглась лишь в конце 20 века. Выгорание начали изучать такие ученые как Х. Дж. Фрейденберг, К.Маслач и другие. Изучением выгорания в педагогической сфере занимались М. В. Борисова, С.И. Кудинов, А. А. Рукавишников. Учителя являясь субъектами образовательного процесса по роду своей должности вынуждены взаимодействовать с учениками, их родителями, коллегами по работе, членами администрации. Спецификой в работе учителей является их постоянное взаимодействие с учениками, каждый из которых обладает своими личностными особенностями, своей активность, которая проявляется в поведении. Работа относящаяся к типу человек-человек связана с повышенной эмоциональной нагрузкой, конфликтностью, высоким уровнем стресса. Все это ставит педагогов под угрозу развития у них синдрома эмоционального выгорания. Психологическое здоровье учителей рассматривается как одна из важных проблем психологии 21 века. Такой феномен как выгорание действует негативно на здоровье и работников социальной сферы, тем самым актуальность психологического здоровья учителей не просто сохраняется, а приобретает все большее значение с каждым годом. Престиж профессии учителя падает и это приводит к нехватке новых сил и молодых специалистов в системе образования, а в противовес этому нарастает уровень эмоционального истощения педагогов. Актуальным в теме исследования психологических характеристик эмоционального выгорания у учителей общеобразовательных школ является анализ выраженности выгорания у педагогов.
Цель исследования: исследовать выгорание педагогов общеобразовательных школ.
Объект исследования: феномен эмоционального выгорания.
Предмет исследования: Изучение психологических особенностей эмоционального выгорания учителей общеобразовательных школ.
Задачи исследования:
1.Провести анализ теоретических данных по проблеме эмоционального выгорания.
2.Исследовать особенности эмоционального выгорания педагогов общеобразовательных школ.
3.Провести эмпирическое исследование по изучению психологических причин влияющих на эмоциональное выгорание педагогов общеобразовательных школ.
4.Дать количественный и качественный анализ эмпирических данных по изучению эмоционального выгорания педагогов общеобразовательных школ.
5.Разработать психолого-педагогические рекомендации по коррекции эмоционального состояния педагогов общеобразовательных школ.
Гипотеза исследования: Педагоги общеобразовательных школ подверженные эмоциональному выгоранию могут имеють высокий уровень состояния тревожности и низкий уровень стрессоустойчивости.
Методы исследования: теоретические: теоретический анализ литературы по проблеме исследования. Эмпирические: тестирование, метод математической стратистики Спирмана, на выявление зависимости.
Методики исследования: В ходе эксперимента применялась методика Рукавишникова «Опросник психического выгорания для учителей», Методика Ч. Д. Спилберга «Определение уровня тревожности» (адаптация Ю.Л. Ханина), «Шкала психодиагностического стресса PSM-25».
Теоретическую и методологическую основы исследования основные подходы к изучению проблемы эмоционального выгорания составили труды зарубежных (К. Маслач, С. Джексон, М. Лейтер и др) и отечественных авторов (В.В.Бойко, Н.Е.Водопьянова, В.Е.Орел, др.).
Практическая значимость исследования. Результаты которые мы получили в нашем исследовании могут быть полезны для администрации, учителей обще образовательных школ, практическим психологам работающим в школах так как указывают направления по которому может идти коррекция эмоциональной сферы преподавателей работающих в общеобразовательных школах, детских центрах, средне-специальных учебных заведениях и прочих. Стать базой для разработки и внедрения профилактических программ выгорания у педагогических работников.
Экспериментальная база и характеристика выборки. Исследование проходило на базе ГБОУ № 1290, ГБОУ № 444. В исследование приняло участие 32 человека со стажем работы от 15 до 25 лет, в возрасте от 34 до 47 лет.
Данная работа состоит из Введения, Главы I, Главы II, Заключения, Списка литературы. В работе представлен иллюстративный материал: таблицы, диаграммы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ РАБОТНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СФЕРЫ
педагогический эмоциональный выгорание
1.1Теоретические подходы к проблематике эмоционального выгорания в Российских и Зарубежных исследованиях
В психологических исследованиях впервые упоминалась о феномене эмоционального выгорания в конце двадцатого века. В 1974 году Х. Дж. Фрейденбергом был впервые употреблен этот термин. Фрейденберг применил его для описания отрицательного психологического состояния профессионала - состояния деморализации, истощения, разочарования, которые появляются у здорового человека, имеющих плотный контакт с пациентами в работе с ними в психологических клиниках и кризисных центрах. [Орел, 2001]
Психологическим содержанием данного феномена заинтересовались многие западные ученые. У работников социальных служб был обнаружен так называемый «стресс общения», который был ответом на хронический стресс, сопровождающий отношения межличностного характера клиентов со специалистом. Высокие требования в отношении стрессоустойчивости предъявляет работа с людьми в коммуникативных ситуациях. Специалисты подверженные выгоранию не принимают конструктивных стратегий поведения и общения, что вызывает больший стресс, усиление конфликтности, ухудшению здоровья и приводит к уменьшению продуктивности их работы. Терином burboun (английский) - «сгорание, выгорание» (словарь) описали данный синдром выгорания зарубежные авторы. [Maslach, 1997; Pines, 1993].
Ответной реакцией нашей психики и организма на интенсивные, постоянно действующие рабочие стрессоры является синдром выгорания. Феноменом выгорания называют комплект негативных психологических переживаний, сказывающихся на психическом и физическом состоянии человека, на его здоровье, самочувствии и работоспособности. Такие переживания приводят к такому же поведению.
Сразу за появлением определения такого состояния, ученые стали исследовать содержание этого феномена. В 80-е годы в Соединенных Штатах Америки стали появляется первые экспериментальные исследования по проблеме эмоционального выгорания.
Для исследователей первым было интересно изучение причин и структуры, лежащих в основе выгорания, его симптомы и проявления, а так же зависимость благополучия и деятельности работника от синдрома выгорания.
Интересными с нашей точки зрения проявились несколько работ психолога К.Маслач и его коллег, вышедшие в 1981 году. Данные исследования стали основой для последующих исследований феномена эмоционального выгорания. Построенная его командой модель выгорания сделала возможным интерпретацию данных и позволила строить исследования в представленной концепции. В данных работах рассматривается эмоциональное выгорание как трехкомпонентный комплекс симптомов, состоящий из эмоционального истощения, деперсонализации, редукции личностных достижений. Рабочий стресс стал соотносится с понятием эмоционального выгорания, который может быть связан с удовлетворённостью трудом. [Maslach, 1997].
Изучая проблему эмоционального выгорания Р. Шваб (1984) утверждал, что синдром выгорания возникает у профессионалов, которые вовлеченны в длительный, тесный и эмоционально напряженный контакт с другими людьми [Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С, 2009].
Синдром эмоционального выгорания развивается в рабочей деятельности, как говорит Пайнс А (1982). Она обозначает большой спектр профессионалов, испытывающих синдром профессионального выгорания - это консультанты, психологи, психиатры, социальные работники, полицейские, тюремный персонал, учителя, медицинские работники и др. [Pines, 1993].
В середине 90-х годов, изучение такого феномена как выгорание, вышло на новый уровень в мировой западной психологии. Статус самостоятельного синдрома появился у выгорания, он перестал сводится к состояниям в профессиональной деятельности таких как стресс, утомление и депрессия. Такие понятия как стресс и выгорания похожи, но они самостоятельные феномены, которые отличающиеся тем, что выгорание есть следствие длительных стрессов, которые испытывают сотрудники работающие с людьми.
В работах Ананьева Б. Г. можно увидеть первые упоминания о феномене, как у представителя отечественной психологии. Он рассматривает отрицательные явления появляющиеся в профессиональной жизни связанные с межличностными отношениями у профессионалов, работающих в профессиях типа «человек-человек». Лишь в конце 90-х годов выгорание стало самостоятельным объектом научного исследования. [Ананьев, 2001]
Можно отметить несколько подходов в пониманию феномена эмоционального выгорания проводя анализ работ.
Интерактивный подход к сущности эмоционального выгорания предложили К. Маслач совместно с коллегами. Данная команда психологов обращает внимание на значимость межличностных контактов в появлении выгорания. В 1981 году пара психологов Маслач К. и Джексон С.
Определяют понятие выгорание как синдром связанный с эмоциональным истощением, ощущениями неэффективности в профессиональной сфере, выступающие как ответ организма на хронические и межличностные стрессоры в работе. Именно они предложили рассматривать эмоциональное выгорание, как синдром состоящий из трех компонентов, включающий в себя три вида симптомов: эмоциональное или физическое истощение, деперсонализация и редукция личностных достижений. Что бы раскрыть содержание данных симптомов исследователи дают определение эмоциональному истощению, как чувство связанное с эмоциональным перенапряжением и переживанием опустошенности, окончании своих эмоциональных ресурсов, которое появляется, когда работник уже не может посвящать себя работе с таким же усердием, как было прежде. Деперсонализацию они рассматривают как удаленное отношение к клиентам, когда у профессионального работника появляется равнодушное, или даже негативное, циничное отношение к людям, окружающие их в работе. В социальной сфере деперсонализация может проявится в бесчувственности, агрессии, не гуманности по отношению к клиентам получающим образование, находящихся на лечении пациентов, или нуждающихся в профессиональной помощи. Общение с ними становятся формальными, безликими. Возникновение негативных чувств может иметь скрытый характер и проявляться в виде сдержанной агрессии, которая со временем приводит к конфликтам и напряженности отношений. [Бойко, 1996; Водопьянова, 2009; Maslach, 1997; Pines, 1993]
Снижение трудовой продуктивности, занижение самооценки, отрицательное восприятие себя как профессионала, недовольство собой, негативность к себе как личности, формальность выполнение профессиональных обязанностей. Данные компоненты характеризуют состояние, когда специалист озабочен личностными потребностями и перестает уделять должное внимание работе, вкладываться в нее. Такое поведение может приводить к неэффективным способам снятия стресса, которые помогают при первых попытках решения проблемы, но дальше только усиливают выгорание. [Maslach, 1997].
Основным представителем индивидуального подхода к изучению проблемы психологического выгорания является А. Пайне. Суть данного подхода в том, что синдром выгорания чаще возникает у работников с высокой мотивацией и высоким уровнем ожиданий.
Изучая концепцию эмоционального выгорания Пайнс А. описывает синдром эмоционального выгорания как состояние истощения как физического так и эмоционального и когнитивного, которое было вызвано продолжительным пребыванием в эмоционально насыщенных ситуациях, связанное с переживанием чувств своей значимости как профессионального работника. [Pines, 1993].
Хотя выгорание и связанно напрямую с хроническими профессиональными стрессами, его влияние распространяется и на жизненные сферы, вызывая разочарование при попытках поиска смысла жизни, который зачастую человек ищет с своей рабочей деятельности. Как показывают исследования, синдром выгорания появляется у профессионалов с высокой мотивацией помощи, которые хотят сделать что-то значимое в своей жизни и поэтому вкладывают данные усилия в свою работу. Период, предшествующий профессиональному выгоранию связан с повышенной активностью, с так называемым «горением», во время данного периода человек окутан работой и не обращает ни малейшего внимания на свои потребности. После излишнего перенапряжения приходит стадия усталости и исчерпанности своих ресурсов. Дальше специалист отстраняется для защиты своих ресурсов. Дальше при развитии ситуации, работника перестает волновать выполняемая им профессиональная деятельность, события рабочей обстановки не вызывают эмоций ни положительных, ни отрицательных. Исчезает заинтересованность и к профессиональным связям с клиентами. Они начинают восприниматься как неодушевлённые предметы, присутствие которых раздражает и является неприятным. Следующий, третий признак синдрома отражается в чувстве утраты собственной эффективности и понижении уровня самооценки. Работник не видит перспектив развития в выбранной профессиональной деятельности, снижается удовлетворенность собственной работой, пропадает вера в себя и свои профессиональные возможности.
Анализируя проблему эмоционального выгорания В. В. Бойко описал эмоциональное выгорание в соответствии с фазами стресса. Основная идея заключается в том, что личность вырабатывает механизмы психологической защиты в виде стереотипов эмоционального поведения , которые проявляются в профессиональной деятельности и начинают вычеркивать эмоции, как ответ на психотравмирующие воздействие. Бойко В. В. Рассматривает в своей концепции выгорание как функциональный стереотип, позволяющий человеку расходовать свои энерго ресурсы дозировано и экономно. Платой за это являются дисфункциональные последствия такого типа поведения, которые проявляются в отрицательном воздействии его на исполнении рабочих обязанностей профессионала [Бойко, 1996].
Разделение выгорания на две группы предложил В. Е Орел, - это процессуальный подход и результативный подход [Орел, 2004]. Первый понимает выгорание как процесс, развертывающийся во времени, происходящий в зоде профессионального развития человека и протекающий в виде стадий (фаз) [Ронгинская Т. И, 2002].
По стадиям, процессуальный характер выгорания четко описан в концепции М. Буриша, который выделил 6 фаз формирования выгорания.
Стадиально - процессуальный характер выгорания хорошо обозначен в концепции М. Буриша, который выделял в формировании выгорания 6 фаз.
Предварительная фаза, под которой он понимал излишняю включенность субъекта в профессиональную деятельность.
Фаза снижения уровня собственного участия в своей трудовой деятельности, когда специалист исчерпывает свои ресурсы и не может работать все с той же самоотдачей.
Фаза эмоциональные реакции, когда происходит утрата интереса к выполняемой работе и начинают появляться отрицательные эмоциональные переживания относительно труда.
Фаза деструктивного поведения, когда профессионал начинает защищаться от негативных эмоциональных переживаний, посредством ухода, уклонения от выполнения деятельности, дистанцирования от клиентов и т.д.
Фаза психосоматических реакций - пик психоэмоционального и физического истощения истощения.
И последняя фаза - полного разочарования в выполняемой деятельности. [Водопьянова, 2009].
Синдром выгорания наблюдается в обширном виде симптомов.
Основные группы симптомов выделяют К. Маслач и его коллеги.
Так, к психофизиологическим проявлениям выгорания относятся симптомы как постоянная усталась, которая бывает не только по вечером, но и утром, после сна (симптом хронической усталости); чувство усталости и эмоционального и физического истощения; снижение восприимчивости к событиям во вне и понижение скорости реагирования на изменения во внешней среде; истощение организма сопровождающееся слабостью, пониженной активностью. Так же могут возникать и развиваться психосоматические симптомы - головные боли не имеющие причин, частые спазма; ухудшение биохимических показателей крови, изменение гормонов; нарушение желудочно-кишечного тракта. Возникает бессонница. Как результат работник получает замедленное, сонливое состояние и желание спать весь день. Возрастает одышка, нарушается дыхание при физической нагрузке.
Социально-психологические симптомы включают нарушения в общении и межличностном взаимодействии. Это может проявляться в повышенной раздражительности и конфликтности по незначительным причинам; частые нервные срывы - вспышки неоправданного гнева, отказ от общения; причиной данного поведения может быть накопившиеся отрицательные эмоции, чувства беспокойства, тревожности, страха, которые связаны с собственными мыслями и негативными установками личности «не получится», «как ни старайся, все равно ни чего не получится».. социально- психологические симптомы показывают отношение специалиста к труду и его субьектам. Это проявляется в потере смысла работы, разачарованности, меркантилизме, в уходе от общения, нежелание выполнять свои обязанности на работе.
Следующие поступки и формы поведения относятся к поведенческим симптомам: деформация рабочего дня - работник поздно приходит и поздно уходит, поздно приходит и рано уходит; он безразличен к результатам своей деятельности; снижается уровень энтузиазма по отношению к работе; работник не способен заострять внимание на первостепенных задачах, но заостряет его на мелких, не значительных задачах в работе. Работник отдает слишком много времени на выполнение автоматических действий. Если сотрудник является руководителем, то он часто отказывается брать на себя ответственность за принятие управленческих решений, мотивируя это различными причинами, медленно отдаляется от сотрудников и клиентов [Борисова,2005].
К такому поведению ведет несколько причин. Все это по тому, что синдром выгорания может усиливаться или ослабляться из-за влияния различных факторов.
За рубежом исследователи обращают внимание на демографические характеристики, личностные особенности, такие как стрессоустойчивость, выносливость, самооценка, локус контроля и многое другое. Так же большое значение отводится социально-психологическим особенностям, таким как уровень самостоятельности и инициативности работника, стимулирование его труда, наличие или отсутствие конфликтов, поддержки со стороны коллег. [Maslach, 1997; Pines, 1993].
Изучением типологических, характерологических и личностно- профессиональных особенностей усиления синдрома...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Предупреждение профессионального выгорания сотрудников НУДО «ГБК» с целью повышения производительности труда

Курсовая работа: Синдром эмоционального выгорания у педагогов (стаж работы более 10 лет) дошкольного образовательного учреждения

Реферат: Понятие профессионального выгорания персонала

Реферат: Синдром профессионального выгорания и его профилактика среди профессиональных контингентов МЧС России по Республике Мордовия

Реферат: Стадии профессионального самоопределения и их возрастные границы