Курсовая работа: Психология публичной коммуникации

Тема курсовой работы является актуальной так как всё большее место в осуществлении связей с общественностью занимают электронные средства массовой информации: телевидение. Телевидение превратилось в едва ли не ведущий инструмент публичных коммуникаций интересов групп общественности.

Дата добавления на сайт: 28 июля 2024


Скачать работу 'Психология публичной коммуникации':


Введение
коммуникация политический телевидение публичный
Тема курсовой работы является актуальной так как всё большее место в осуществлении связей с общественностью занимают электронные средства массовой информации: телевидение. Телевидение превратилось в едва ли не ведущий инструмент публичных коммуникаций интересов групп общественности.
Телевидение, как одно из средств публичных коммуникаций, является наиболее массовым из СМИ, охватывая и те слои населения, которые остаются за рамками влияния других СМИ. Эта способность телевидения объясняется его спецификой как средства публичных коммуникаций, передачи и восприятия информации.
Во-первых, именно экранность обеспечивает непосредственно-чувственное восприятие телевизионных образов при публичных коммуникаций, а значит и их доступность для самой широкой аудитории.
Во-вторых, телевидение способно сообщить в звукозрительной форме о действии в момент его свершения. Одновременность события и его отображения на телевизионном экране является едва ли не самым уникальным свойством телевидения.
В-третьих, в силу аудиовизуального характера телевизионной коммуникации источником информации становится уже не только звучащая речь со всем богатством ее риторики, интонационной, эмоциональной окраски (как на радио), но и мимика, жест, поведение собеседников, а нередко и окружающая их среда (интерьер помещения, ландшафт, окружающие люди и прочие.). Именно зрелищностью объясняется особая достоверность и, как следствие, широкое распространение публичных коммуникаций.
Объект исследования: Особенности публичной коммуникации.
Предмет исследования: Социально-психологические особенности публичного выступления на телевидении.
Цель: Изучить психологию публичной коммуникации
Задачи:
1.Дать представление о понятии и специфики публичной коммуникации
2.Проанализировать коммуникативные приёмы на примере публичного выступления Д.А. Медведева и В.В. Путина и проанализировать результаты.
3.Провести исследование результатов публичного выступления премьер-министр РФ Д.А. Медведева и президента В.В. Путина методом контент-анализа (метод 12 ценностных слов-маркеров)
В курсовой использовались следующие методы исследования: наблюдение.
Теоретической базой курсовой работы послужили труды следующих авторов: Г.П. Бакулева, Н.Н. Богомоловой, О.В. Рассинской, П.В. Растянникова, Г.М. Шеламовой и других.
Структура курсовой работы: курсовая работа содержит введение, две главы, заключение, список используемой литературы из 33 наименований, глоссарий, который насчитывает 20 терминов, приложение, которое содержит 5 рисунков.
Введение раскрывает актуальность, объект, предмет, цель, задачи, методы исследования, теоретические основы работы, структуру работы.
В первой главе «Понятие и специфика публичной коммуникации» рассматривается роль публичной коммуникации на телевидении и психологические особенности публичной коммуникации на телевидении.
Во второй главе «Исследование психологических особенностей публичного выступления в телевизионном диалоге» проводится анализ коммуникативных приёмов на примере публичного выступления Д.А. Медведева и В.В. Путина и исследование результатов публичного выступления премьер-министр РФ Д. Медведева и президента В.В. Путина методом контент-анализа (метод 12 ценностных слов-маркеров).
1. Понятие и специфика публичной коммуникации
Публичная коммуникация - это устное монологическое высказывание с целью оказания воздействия на аудиторию.
Публичная коммуникация - это живое действие говорящего человека, которое осуществляется в контакте с тем или иным сообществом, с группой людей.
Публичная коммуникация это передача одним выступающим информации разного уровня в ходе общения с широкой аудиторией.
Проведенное исследование понятия «публичная коммуникация» позволило выделить свое определение понятию «публичная коммуникация» - это особая форма речевой деятельности в условиях непосредственного общения, речь, адресованная определённым слушателям.
Специфика публичного общения предполагает в процессе передачи этой информации непосредственный контакт коммуникатора со слушателями, обращенность к конкретной аудитории, учет обстановки, сочетание словесных средств с несловесными, прямое воздействие на аудиторию. Для публичных коммуникаций характерна передача информации, затрагивающей общественный интерес, с одновременным приданием ей публичного статуса.
Публичные выступления можно разделить на следующие виды:
. Информационные. Цель таких выступлений - донести до слушателя какие-то знания (лекции, доклады, защита работ).
. Протокольно-этикетные. Цель - соблюсти протокол общения при встрече на высшем уровне. Виды протокольно-этикетных выступлений: речь при встрече официальных гостей; официальное поздравление юбиляра, официальный тост на банкете или юбилее в честь лица или события; приветственная речь на открытии мероприятия, учреждения, памятника, мемориальной доски; речь с оценкой заслуг известного человека (например, писателя, ученого, основателя учреждения, научного направления) и другое.
. Развлекательные. Цель - развлечь, позабавить слушателей, дать им возможность улыбнуться, приятно провести время.
. Убеждающее. Цель - в убеждающем выступлении нужно быть одновременно и ученым и политиком и священником, чтобы убедить говорящих.
Виды публичных коммуникаций по форме
. Доклад - развернутое сообщение, которое раскрывает или важную научную или общественно-политическую проблему, на определенную тему. По времени доклады могут длиться от 10 -15 мин до 2 - 3 ч (например, доклады правительства).
. Сообщение - небольшое по времени (5-10 мин) выступление, в котором рассматривается один небольшой вопрос или проблема. Сообщения обязательно должны быть короткими, содержать конкретную, фактическую информацию, наглядные примеры и исчерпывающе раскрывать одну небольшую тему.
. Выступление - подготовленное сообщение при обсуждении какого-либо заранее объявленного вопроса. Выступления всегда кратки - 3-5 мин, тема может быть выбрана заранее (в рамках обсуждаемой проблемы) либо сформулирована в ходе обсуждения проблемы (импровизационное выступление).
. Лекция - связное, развернутое научное или научно-популярное изложение какого-либо вопроса специалистом. Лекции обычно бывают по длительности от 20-30 мин до 1-1,5 ч (вузовская лекция).
. Беседа - развернутый, подготовленный (т.е. заранее продуманный оратором) диалог со слушателями. Беседа может включать достаточно продолжительные отрезки речи оратора (монологи), но она предполагает обязательное задавание вопросов слушателям, выслушивание, анализ и комментирование их ответов.
Таким образом, специфика публичного общения предполагает в процессе передачи информации непосредственный контакт коммуникатора со слушателями, публичную коммуникацию можно разделить на виды и формы, которые активно используются в сложных информационных системах.
1.1Роль публичной коммуникации на телевидении
Задача публичной коммуникации - как можно более точно донести выступающему свои идеи до аудитории.
Современное телевидение - это самый мощный источник публичной коммуникации.
На телевидении выступающий обращается к объективу телекамеры, мысленно представляя за ним рассредоточенную в пространстве, как правило, весьма многочисленную аудиторию.
Рассмотрим особенности воздействия телевидения как средства массовой коммуникации. Телевидение - это особый вид СМК, который оказывает комплексное воздействие на все органы чувств и создает «эффект личного общения», который сближает телевизионную коммуникацию с формами межличностного общения, в результате использования телевизионными ведущими приемов диалогичности, доверительности. Телевидение позволяет осуществлять иллюзию контакта и быстрой обратной связи между субъектом и объектами манипуляции.
Значение телевидения двойственно:
позитивнее - формирует практические социальные знания и помогает решать проблему идентичности;
негативное - манипулятивное управление массовым сознанием со стороны властных элит, отрывает его от реальности и виртуализирует.
Монопольное положение телевидения в системе публичных коммуникаций и высокий уровень его воздействия ставит ряд проблем перед обществом:
. Публичную коммуникацию на телевидение можно назвать «культурным fast-food», так как передаваемая информация уже адаптирована, заключена в «рамки жанра», готова к «потреблению» массовым зрителем и ее не надо осмысливать.
. Публичная коммуникация телевидения нацелена на пассивность восприятия информации индивидом и состояние инертности ведет к «вечному культурному сну».
. Публичная коммуникация на телевидении в силу своей специфики не может абсолютно полно воспроизвести существующую действительность. Изображаемая им реальность всегда является «медиареальностью» и отличается от реальности эмпирической.
. Публичная коммуникация на телевидение является одним из каналов легитимации власти правящей элиты .
Массовая коммуникация широко использует возможности и преимущества публичной коммуникации (публичный диалог, публичный полилог как разговор при слушателях) в многочисленных ток-шоу на телевидении.
Таким образом, публичная коммуникация - это особая форма речевой деятельности в условиях непосредственного общения, речь, адресованная определённым слушателям. В ораторском искусстве по цели выделяют четыре основные, наиболее распространенные в ораторской практике вида публичных выступлений: первое, информационное. Цель - сообщить некоторую информацию; второе, протокольно-этикетное. Цель - соблюсти некоторый общепринятый ритуал, протокол, этикет; третье, развлекательное. Цель - развлечь собравшихся; четвертое, убеждающее. Цель - убедить. Так же можно выделить следующие формы публичных коммуникаций: доклад, сообщение, выступление, лекция, беседа.
1.2 Психологические особенности публичной коммуникации на телевидении
Публичная коммуникация на телевидении имеет свои особенности: она зависит от вида и формы и имеет свои психологические особенности.
Формы телевизионной беседы: дискуссия и ток-шоу имеют свои психологические особенности.
Дискуссия - это обсуждение факта реальности, который у аудитории вызывает неоднозначное и спорное отношение.
Термин ток-шоу прочно закрепился на телевидении. В смысловом плане это «разговор со зрителем». Когда представители зрительской аудитории приглашаются на передачу. Таких участников может быть довольно много. Поэтому слово для высказываний всем может не представляться. Но это не значит, что они не участвуют в передаче. Они реагируют на происходящее, составляя особый эмоциональный фон такой передачи. За счет этого зрелищность передачи увеличивается. Зритель соотносит свою реакцию с реакцией зала, тем самым диалогичность жанра увеличивается, и появляются дополнительные смысловые акценты.
Дискуссия и ток-шоу не выделяются в самостоятельные жанры, поскольку по своим жанрообразующим признакам ничем не отличаются от беседы. Деление на жанры по количеству участников или теме обсуждения не является состоятельным. Термин ток-шоу перешел на телевидение с подмостков эстрады и имеет еще один смысл как форма организации телевизионного материала. На экранах телевизоров существует целый ряд передач под этим термином, реализующих познавательную и развлекательную функцию телевидения.
Требования, предъявляемые к диалогу на телевидении:
темой диалога являются события, отражающие реальную действительность и обладающие актуальностью и информационной значимостью;
в число участников диалога обязательно включаются лица, являющиеся носителями информации;
итогом, результатом диалога является система аргументов участников беседы, журналист обязан соблюсти баланс аргументов.
Публичная коммуникация на телевидении является интервью - жанр публицистики, представляющий собой разговор журналиста с социально значимой личностью по актуальным вопросам
Основные разновидности телевизионного интервью: протокольное, информационное, проблемное интервью (дискуссия), интервью-портрет, интервью-анкета.
Протокольное интервью - это телевизионное интервью для получения официальных разъяснений по вопросам внутренней и внешней политики государства.
Информационное интервью - это телевизионное интервью для получения определенных сведений («интервью-мнение», «интервью-факт»).
Интервью-портрет - это телевизионное интервью для всестороннего раскрытия личности собеседника.
Проблемное интервью (или дискуссия) - это телевизионное интервью для выявления различных точек зрения или путей решения социально значимой проблемы.
Интервью-анкета - это телевизионное интервью для выяснения мнений по определенному вопросу у различных собеседников, не вступающих в контакт друг с другом по одному и тому же вопросу.
Психологические особенности публичной коммуникации на телевидении следующие.
. Ясность, краткость и конкретность - главные требования к вопросу, задаваемому интервьюером. Задавая вопрос, журналист должен учитывать образовательный уровень партнера, привычный ему лексикон, обусловленный профессией или возрастом. То есть, говорить с человеком следует на том языке, который ему понятен.
Желательно избегать слишком общей постановки вопроса, отвлеченных тем и оценок, в которых собеседник не высказывает своей личной точки зрения, а отделывается фразами типа «Вообще говоря…», «Считается, что…», «По мнению большинства…»..
. Вопрос не должен содержать в себе ответ. Журналисту не следует, ожидая определенной реакции собеседника, провоцировать его на «нужный» ответ.
. Использование возможности прожективных вопросов. Прожективный вопрос предполагает развернутый ответ по поводу предложенной ситуации, в которой собеседник «проецирует» свое «я».
Тележурналисты нового поколения умели ярко и свободно формулировать свои мысли, аргументировать и эффективно доносить их до своих зрителей, отстаивать свою позицию по тем или иным проблемам. Их поведение было созвучно со своим внутренним голосом, основанном на здравом смысле, внутренней культуре.
Наблюдения в области телевизионной коммуникации, телевизионной речевой культуры показывают, что:
. Центральное место в успешной организации телевизионного публичного общения призвана занимать здравомыслящая, высокообразованная, с богатой внутренней культурой языковая личность как субстрат структуры языка.
. Материальным посредником в коммуникационном процессе выступает текст журналистского произведения, который духовно результативен лишь в том случае, если в его основе лежит языковая культура автора, а информация доходит до зрителей в неискаженном виде.
Основные психологические требования к публичной коммуникации на телевидении:
необходимо знать наизусть основные пункты, которые нужно донести до целевой аудитории, и делать на них акцент. Пунктов должно быть (желательно) от двух до четырех. Большее количество основных пунктов выступления приводит к рассеиванию внимания аудитории и худшему запоминаю посыла;
необходимо знать целевую аудиторию, выделить ее из общей массы публики и обращаться именно к ней;
использовать для убеждения аргументы, наиболее приемлемые для аудитории;
использовать доступные примеры для иллюстрации того, что говорите;
рассказывать о конкретных людях и решениях для конкретной аудитории, а не об общих концепциях;
количественные, измеряемые параметры лучше выражать цифрами, а не общими словами;
изложение должно быть ясным, спонтанное повышение голоса недопустимо;
необходимо продумать текст выступления так, чтобы он был легко цитируемым. Определить фрагменты речи, которые должны четко определять выступление;
необходимо говорить, чтобы донести мысль, а не чтобы произвести впечатление;
импровизация - это хорошо, а подготовленная импровизация - лучше;
речь должна быть понятна аудитории. Простые и общеупотребительные слова понятнее напыщенных и узкоспециальных терминов;
подготовка речи должна строиться по принципу её восприятия на слух;
любая беседа с интервьюером и аудиторией должна иметь конечную цель. Именно цель приводит к ясным формулировкам главной мысли выступления;
необходимо говорить людям об их потребностях понятным им языком;
помните: все, что сказано в телевизионном эфире, будет запечатлено и в дальнейшем использовано журналистами так, как им хочется / нужно.
Таким образом, публичная коммуникация на телевидении имеет свои особенности: она зависит от вида и формы и имеет свои психологические особенности. Публичная коммуникация с людьми трудно представить без владения культурой речи. Убеждать, аргументировать собственную точку зрения на ту или иную тему или проблему, влиять на собеседников и аудиторию - все это требует навыков высокой культуры речи. Она не только признак общей культуры человека, но и обусловлена последней, так как он является носителем этой культуры. Самым великим достоянием человека считается его язык, с помощью которого он обменивается с другими людьми для осмысления собственной и других культур, участвует в их взаимном влиянии и воздействии. Коммуникативные качества речи при этом измеряются параметрами ее правильности, чистоты, точности, логичности, выразительности, уместности.
2. Исследование психологических особенностей публичного выступления в телевизионном вещании
Телевидение обладает значительно большей эффективностью воздействия, чем пресса и радио. Важная особенность телевидения - личностный, доверительно - интимный характер телевизионного общения. Телевидение выступает в качестве мощного коммуникационного фактора, воздействующего на психологию людей разного возраста, формирующего их мировоззрение. Телевидение позволяет аудитории воочию наблюдать событие, дополнить изображение звуками (музыкой, шумами, дикторским текстом и т.п.), прочитать текст (специально выведенный на экран или демонстрируемый в виде документа), услышать живой голос героя и реальное звуковое сопровождение события. Это предполагает наличие у журналиста способностей режиссера и оператора, навыков и умений работы с аппаратурой. Особые требования предъявляются к телеведущему, выполняющему сложный комплекс функций. Телевизионное общение с массовой аудиторией, потенциальными телезрителями и потребителями информации, строится на основе имиджа телеведущего. На телеведущего возлагается большая ответственность перед той аудиторией, которая его смотрит и слушает. Все сказанные им слова оказывают большое воздействие на ум и сознание телезрителей. На сегодняшний день большое внимание на телевидении уделяется образу телеведущего, его харизме и узнаваемости. При всех составляющих успешной телевизионной программы (жанровое разнообразие, возможность творческого воплощения самых невероятных проектов, наличие большого количества выразительных средств, нестандартный подход к оформлению студии), основополагающим фактором, способным вызвать интерес у аудитории, является личность тележурналиста. Многие...

Похожие материалы:

Реферат: Деловые коммуникации

Контрольная работа: ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА. ТРУДОВОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Реферат: Психология сексуальных взаимодействий подростков. Роль родителей в формировании правильных представлений о сексуальных взаимоотношениях между полами

Реферат: Психология разоблачения маскировок, инсценировок и ложных алиби

Реферат: Психология развития