Реферат: Психология развития

Предмет психологии развития - закономерные изменения человеческой психики во времени, влекущие за собой новые изменения, и связанные с этим факты и явления психической жизни. Объект - психика человека. Предметом же науки называют тот аспект, который изучается внутри данной дисциплины, в отличие от других отраслей науки.

Дата добавления на сайт: 28 июля 2024


Скачать работу 'Психология развития':


1. Предмет и задачи психологии развития
Предмет психологии развития - закономерные изменения человеческой психики во времени, влекущие за собой новые изменения, и связанные с этим факты и явления психической жизни. Объект - психика человека. Предметом же науки называют тот аспект, который изучается внутри данной дисциплины, в отличие от других отраслей науки. Итак, психология развития - это наука о закономерностях психического развития человека на разных этапах онтогенеза: его феноменах, механизмах, условиях и движущих силах. Научные задачи психологии развития: описание развития, объяснение развития, прогноз развития, коррекция развития. Прикладные задачи психологии развития: 1. Ориентация в жизненном пути. Данная задача предполагает ответ на вопрос «что имеем?», т. е. определение уровня развития. 2. Определение условий развития и изменения. Эта задача предполагает ответ на вопрос «как это возникло?», т. е. каковы причины и условия, приведшие к данному уровню развития. 3. Прогноз стабильности и изменчивости свойств личности. Данная задача предполагает ответ на вопрос «что будет, если..?», т. е. прогноз не только хода развития, но и предпринятых мер вмешательства. 4. Объяснение целей развития и коррекции. Эта задача предполагает ответ на вопрос «что должно быть?», т. е. определяет, что возможно, реально, а что должно быть исключено. 5. Планирование коррекционных мероприятий. Данная задача предполагает ответ на вопрос «как могут быть достигнуты цели?», т. е. что нужно сделать, чтобы получить от вмешательства ожидаемый эффект. 6. Оценка коррекции развития. Эта задача предполагает ответ на вопрос «к чему это привело?», т. е. что дали коррекционные мероприятия.
2. Структура психологии развития. Детская, возрастная, генетичекая психология в структуре псих. развития.
Современная психология представляет собой разветвленную систему научных дисциплин, среди которых особое место занимает возрастная психология или, правильнее, психология развития человека, связанная с изучением возрастной динамики развития человеческой психики, онтогенеза психических процессов и психологических качеств личности качественно изменяющегося во времени человека. Психология развития связана не только с изучением возрастных этапов человеческого онтогенеза, но рассматривает разнообразные процессы макро- и микропсихического развития вообще, изучает сам процесс психического развития. Поэтому, строго говоря, возрастная психология может быть только частью психологии развития, хотя иногда они используются как синонимы.
Генетическая психология интересуется проблемами возникновения и развития психических процессов. Она отвечает на вопросы, "как происходит то или другое психологическое движение, проявляющееся чувством, ощущением, представлением, невольным или произвольным движением, как происходят те процессы, результатом которых является мысль" (И. М. Сеченов). Генетическая психология или, что то же самое, психология развития, анализируя становление психических процессов, может опираться на результаты исследований, выполненных на детях, но сами дети не составляют предмета изучения генетической психологии. Генетические исследования могут быть проведены и на взрослых людях.
В отличие от генетической, детская психология - учение о периодах детского развития, их смене и переходах от одного возраста к другому. Поэтому вслед за Л. С. Выготским об этой области психологии правильнее говорить: детская, возрастная психология. Типично детскими психологами были Л. С. Выготский, А. Валлон, 3. Фрейд, Д. Б. Эльконин. Разграничение генетической и детской психологии свидетельствует о том, что сам предмет детской психологии исторически менялся. В "настоящее время предмет детской психологии - раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе, установление возрастных периодов этого развития и причин перехода от одного периода к другому.
. Специфика методов психологии развития
К первой группе методов, которые можно назвать организационными, относятся: сравнительный, лонгитюдный и комплексный. Сравнительный метод в настоящее время широко применяется в общей психологии (сопоставление различных групп испытуемых, или «выборок»), в социальной психологии (сопоставление различных типов малых групп и т. п. ), в патопсихологии и дефектологии (сравнение больных со здоровыми и т. п. ). Параллельно со сравнительным методом в возрастной психологии разрабатывался лонгитюдный метод. Он предполагает многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении достаточно длительного отрезка времени, измеряемого иногда десятками лет. Непосредственным итогом применения этого метода является индивидуальная монография о ходе психического развития. В современных условиях психологические исследования все чаще включаются в комплексные исследовательские программы в которых участвуют представители других наук. Эти программы создаются, как правило, для решения крупных практических задач. В комплексном исследовании при одном изучаемом объекте имеет место разделение функций между отдельными подходами. Такого рода исследование позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями разного рода (например, физического, физиологического, психического, социального развития личности и т. п. ). Вторую, самую обширную группу методов составляют эмпирические методы добывания научных данных. К этой группе методов относятся: наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы; психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью и беседа); анализ процессов и продуктов деятельности (ученических работ разного рода); биографические методы (анализ событий жизненного пути человека, документации, свидетельств и т. д. ). Третью группу составляют методы обработки данных. К этим методам относятся количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, вариантам, описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями) анализы. Четвертая группа - интерпретационные методы. Сюда относятся генетический и структурный методы. Генетический метод позволяет интерпретировать весь обработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты становления психических новообразований. Структурный метод устанавливает «горизонтальные» структурные связи между всеми изученными характеристиками личности.
4. Рост. Биологический и психологический смысл понятия. Кривые роста. Созревание: эндогенные и экзогенные факторы
Рост - процесс количественных изменений в ходе совершенствования психической функции или увеличение размеров функциональных возможностей отдельных составляющих или системы в целом. Два основных смысла понятия "рост" - рост как процесс (как динамика) и рост как результат процесса (как статика, как характеристика объекта). В практической психологии чаще говорится о росте как о процессе, о процессе роста. Когда вы читайте просто слово "рост" - скорее всего, речь идет не о конкретном показателе, не о количественных изменениях, а о процессе естественного разворачивания внутреннего потенциала. Например, личностный рост - это увеличение потенциала личности, происходящее вследствие естественного разворачивания в человеке того, что заложено в нем природой или стало его второй природой. При этом есть важное дополнение: о росте говорят только имея в виду нечто здоровое. Если увеличивается масса тела у дистрофика, говорят не о росте, а о том, что больной пошел на поправку. Кривая роста - кривая, описывающая зависимость логарифма числа живых клеток от времени при росте культуры на несменяемой среде. Типичная К. р. (для периодической микробной культуры) - имеет S-образную форму и состоит из нескольких фаз, сменяющих друг друга в определенной последовательности-1) начальная фаза; 2) экспоненциальная; 3) стационарная; 4) фаза отмирания. Созревание. Подход к развитию с точки зрения созревания господствовал в психологии достаточно долго. К биологическому созреванию принято относить все процессы, спонтанно протекающие под влиянием эндогенно запрограммированных, т. е. наследственно детерминированных и внутренне управляемых импульсов роста. К таким процессам относятся физические изменения, важные для психического развития - созревание мозга, нервной и мышечной систем, эндокринных желез и т. д. Исходя из психофизического единства человека, т. е. связи соматических и психических процессов, биологически ориентированные модели развития представляли психическое развитие по аналогии с анатомо-физиологическим созреванием как внутренне регулируемый процесс созревания. О созревании говорят обычно тогда, когда прошлый опыт, научение или упражнение (экзогенные факторы) не оказывают влияния (или оказывают несущественное) на характер происходящих изменений. Наряду с ограничением внешних условий развития выделяют ряд признаков, указывающих на наличие процессов созревания: 1)аналогичность возникновения и протекания; 2) возникновение в строго определенном возрасте; 3) нагоняемость; 4) необратимость.
. Дифференциация и централизация. Концепции дифференциации
Дифференциация - отделение частей от целого, необходимое для сознательного доступа к психологическим функциям. Недифференцированное мышление не может мыслить отдельно от других функций, т. е. к нему всегда примешиваются ощущение или чувство, или интуиция - точно так же недифференцированное чувство смешивается с ощущениями и фантазиями, как например, в сексуализации (Фрейд) чувства и мышления при неврозе. Дифференциация состоит в обособлении одной функции от других функций и в обособлении отдельных ее частей друг от друга. Без дифференциации невозможно направление, потому что направление функции или соответственно ее направленность покоятся на обособлении ее и на исключении всего не сопринадлежащего. Дифференциация одновременно является и естественным процессом психического роста, и сознательным психологическим мероприятием - она необходима для процесса индивидуации. Централизация - степень, в которой организация концентрирует свои операционные возможности и процесс принятия решений у ограниченного числа бизнес-единиц или работников. Централизация, как можно видеть из сказанного, тесно связана с мерой формализации структуры, а во многом и определяется ею. Она определяется и измеряется через организацию функции принятия управленческих решений. Чем в большей мере эта функция сконцентрирована на высшем уровне, тем выше централизация. Наоборот, чем большей свободой принятия решений обладают иные, чем высший, уровни, тем выше децентрализация. Основными признаками «централизации - децентрализации» являются поэтому следующие показатели: количество решений, принимаемых на нижестоящих уровнях управления; важность решений, принимаемых на нижестоящих уровнях; последствия решений, принимаемых на нижестоящих уровнях; объем контроля за работой подчиненных. Преимущества централизации Централизация улучшает контроль и координацию специализированных независимых функций, уменьшает количество и масштабы ошибочных решений, принимаемых менее опытными руководителями. Сильное централизованное управление позволяет избежать ситуации, при которой одни отделы организации растут и развиваются за счет других или организации в целом. Централизованное управление позволяет более экономно и легко использовать опыт и знания персонала центрального административного органа. Концепции Социальной Дифференциации- в социологии понятие соц. дифференциации впервые было применено Г. Спенсером, к-рый заимствовал его из биологии. Спенсер на многочисленных примерах продемонстрировал процесс дифференциации различи. , не связанных в систему, сторон соц. жизни и на этом основании провозгласил ее универсальным направлением обществ. эволюции. Сходным образом пользовался этим понятием П. Сорокин. В структурной социологии термин ”дифференциация” стал употребляться как синоним слова “различие” и применяться гл. обр. для классификации ролей, статусов, ин-тов и организаций по различн. критериям. С. Норт сформулировал 4 главных критерия соц. дифференциации: по функции, по рангу, по культуре и по интересам. В своем понимании соц. дифференциации функционалисты исходят из того, что любая соц. система может существовать только в том случае, если в ней выполняются опред. жизненно важные функции: адаптация к среде, постановка целей, регулирование внутренних конфликтов (интеграция) и т. д. Личные и родственные связи все больше уступают место безличным специализированным вещным отношениям между людьми. Л. А. Седов
. Научение. Виды научения (Скинер, Бандура, Халл) Научение
Научени - (обучение, учение) - процесс приобретения субъектом новых способов осуществления поведения и деятельности, их фиксации и/или модификации. Изменение психологических структур, которое происходит в результате этого процесса, обеспечивает возможность дальнейшего совершенствования деятельности. Существуют три основные теории научения:
- теория классического обусловливания И. П. Павлова ;- теория оперантного обусловливания Б. Ф. Скиннера ; теория социального научения А. Бандуры . Существуют разные концепции научения. При классическом обуславливании Павловского типа испытуемые начинают давать один и тот же ответ на разные стимулы. При оперантном научении по Скиннеру поведенческий акт формируется благодаря наличию или отсутствию подкрепления одного из множества возможных ответов. Обе эти концепции не объясняют, как возникает новое поведение. А. Бандура считал, что награда и наказание недостаточны, чтобы научить новому поведению. Дети приобретают новое поведение благодаря имитации модели. Научение через наблюдение, имитацию и идентификацию -- третья форма научения. Одно из проявлений имитации -- идентификация -- процесс, в котором личность заимствует мысли, чувства или действия от другой личности, выступающей в качестве модели. Имитация приводит к тому, что ребенок может вообразить себя на месте модели, испытать сочувствие, соучастие, симпатию к этому человеку. Представители теории научения несколько отошли от строгого бихевиоризма. Они использовали такие понятия, как научение, мотивация , движущие силы, побуждения, психическое торможение, которые обозначали невидимое поведение. По утверждению выдающегося теоретика научения Кларка Халла (1884-1952), эти понятия являются научными настолько, насколько их можно определить в терминах наблюдаемых операций.
. Запечатление (Лоренц). Сенсибильность. Критические и сензитивные периоды
Запечатле́ние или импринтинг в этологии и психологии специфическая форма обучения; фиксация в их памяти признаков объектов при формировании или коррекции врождённых поведенческих актов. Объектами могут являться родительские особи, братья и сестры, будущие половые партнёры, пищевые объекты (в том числе животные-жертвы), постоянные враги , характерные признаки обычного места обитания. Импринтинг осуществляется в строго определённом периоде жизни (обычно в детском и подростковом возрасте), и его последствия чаще всего необратимы. Наиболее изученная и показательная форма запечатления - «реакция следования» зрелорождающихся птенцов или детёнышей млекопитающих за родителями и друг за другом. Термин предложен Конрадом Лоренцем , который открыл явление импринтинга, изучая серых гусей . Из-за неправильного перевода на английский это явление иногда называют «синдромом утёнка». Сенсибильность - способность к ощущению, которая часто предполагается и там, где, строго говоря, может идти речь только о возбудимости. Сенсибельный - ощутимый, воспринимаемый чувствами (противоположность - интеллигибельный);
Первоначально понятие критический период было введено в эмбриологии для обозначения временных отрезков, характеризующихся повышенной чувствительностью к действию факторов, которые выходят за границы физиологической нормы. Во время внутриутробного развития в строго определенные его моменты каждый орган претерпевает критические стадии дифференциации. Вредоносное воздействие на зародыш приводит к избирательному нарушению в развитии именно того органа, который находится в стадии наиболее интенсивного формирования.
Таким образом, критическим в полном смысле слова следует называть тот период времени, когда организм должен испытывать нормативные воздействия, и это является условием его дальнейшего полноценного развития. Изменения в ходе критического периода носят необратимый характер, в результате чего структура и функция приобретают законченную форму, не чувствительную к модифицирующим воздействиям в более позднем возрасте.
Термин сензитивный период используется для обозначения отрезка времени, в который некий набор стимулов оказывает большее влияние на развитие функции, нежели до и после. Фактически сензитивный период представляет собой период повышенной пластичности, во время которого структура и функция демонстрируют свою способность к модификационной изменчивости в соответствии со спецификой внешних условий. Критические и сензитивные периоды онтогенеза можно соотнести с созреванием структур и процессов двух типов в зависимости от их реакции на внешние воздействия.
. Социализация. Модели социализации
Социализация (от лат. socialis - общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. С. включает как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на её формирование. Модели социализации Индивид в процессе вхождения в общество усваивает определенные нормы поведения, осваивает систему коммуникаций, познает систему общественных связей и отношений. Важную роль в процессе социализации играют этнические модели социального научения, особую роль для формирования этнической идентичности играет семья. Как показывает практика социальной работы культурная принадлежность клиента является фактором различных видов социального давления. На примере моделей социализации в ирландских и английских семьях можно видеть различную типологию моделей социализации.
. Понятия направления, теории, модели в науке
Научное направление - группа теорий объединённых общей идеей. Теория - основа любой научной дисциплины, выполняет основные ф-и науки: описание, объяснение, прогноз, коррекция. Теория - непротиворечивая связанная простая с-ма правил, порождающая модель объекта на основе его эмпирического образа. Модель - выполняет по отношению к объекту ф-ии достоверного описания, логичного объяснения, подтверждающегося прогноза и эффективной коррекции. Все теории развития Ю. Н. Карандашев предлагает делить на 2 больших...

Похожие материалы:

Реферат: Психология диагностики развития дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста

Реферат: Индивидуальная психология Альфреда Адлера

Реферат: Психология общения и методы влияния людей друг на друга. Механизмы социально-психологического воздействия

Реферат: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РФ

Реферат: Оценка физического развития