Контрольная работа: Психология семьи

Без сомнения, проблема общения занимает основное место в семейных отношениях, будь то отношения между мужчиной и женщиной, или между детьми и родителями.

Дата добавления на сайт: 20 сентября 2024


Скачать работу 'Психология семьи':


Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
(ФГБОУВПО «АмГУ»)
Факультет Социальных наук
Кафедра Психологии и педагогики
Специальность 37.03.01 - Психология
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Психология семьи»
Исполнитель
студент группы 564 УЗБ
В. Лоскутникова
Благовещенск 2016

1. Специфика общения в семье
Без сомнения, проблема общения занимает основное место в семейных отношениях, будь то отношения между мужчиной и женщиной, или между детьми и родителями.
Довольно часто неумение слышать, правильно выражать свои чувства и эмоции становятся причинами разводов, глубоких обид или даже психологических травм. Психологи уже давно интересуются этим вопросом, ведь оно является таким важным для каждого человека. Исследуя вопрос общения в семье, психологи проследили определенные тенденции и определенные стили общения.
Характеристика типов семьи альтруистический и корпоративный.
Если признаком характеристики взять коммуникативные установки, то все семьи можно разделить на два основных типа: альтруистический и корпоративный.
Особенности и стили общения в семье корпоративной.
В корпоративной, а другими словами прагматичной, семье общение осуществляется на партнерских началах. Все члены семьи пытаются договориться между собой. Существуют свои правила. Таким образом, обязанности выполняются одним из членов только в том случае, если они выполняются и другими членами.
Родители в воспитательных целях используют метод "кнута и пряника", создаются мотивационные условия поведения. Как правило, ценности и интересы членов корпоративной семьи совпадают, но собственными интересами ради общей пользы вряд ли кто-то пожертвует. Ценность каждого члена определяется его вкладом в семейное благо.
Общение в такой семье достаточно откровенное и ненапрягаемое. Нет волнений относительно обиды другого. Положительным моментом общения в такой семье является отсутствие секретов. Члены семьи являются достаточно самостоятельными в своем выборе, мало критикуются, а потому свободные рассказывать о своем личном и интимном опыте. Всегда отзывается собственное мнение, нет тем - табу.
Члены такой семьи легко адаптируются к окружающей среде, являются достаточно открытыми. Прагматичность в отношениях между мужчиной и женщиной, между детьми и другими родственниками, способствует воспитанию "эгоистической" натуры. Дети, которые воспитываются в таких семьях, выбирают "жизнь для себя".
Особенности и стили общения в семье альтруистической.
Все члены альтруистической семьи привыкли волноваться и заботиться о других. Все усилия направляются на общее благо и благосостояние каждого члена. Если возникнет вопрос о выборе собственных интересов или интересов семьи, член альтруистической семьи выберет интересы семьи, ведь он живет по принципу "жить для других".
Хотя в такой семье и установлены обязательные правила, человек, который не исполняет их, не становится изгоем, а равно пользуется поддержкой родных. В разговоре членов семьи ощущается любовь друг к другу, теплые взаимоотношения. Правда часто возникают тайны, так как члены семьи не желают оскорбить других или разочаровать их.
Обсуждаются не все темы, но в случае возникновения серьезной проблемы, решение будет приниматься совместно. В разговоре преобладают нежные и ласкательные слова, часто члены семьи имеют свои особые имена, используемые в семейном кругу.
Демократический и авторитарный тип семьи.
В соответствии с распределением власти, семьи делятся на демократические и авторитарные. Общение в таких семьях также происходит по-разному. Особое внимание уделяется авторитарным семьям.
Так, психологи школы психоанализа, утверждают, что на развитие личности, ее становления, сексуальную жизнь и взаимоотношения с другими людьми, довольно сильно влияет то, в какой семье человек воспитывался.
Так, "выходцы" из демократических семей легко адаптируются к внешнему миру, реже болеют неврозами и имеют меньше проблем с сексуальной жизнью чем "выходцы" из авторитарных семей. В демократической семье могут обсуждаться любые вопросы, каждый из членов семьи воспринимается другими как личность с собственной точкой зрения и своим мировоззрением.
В авторитарной семье, как правило, существует культ отца (реже культ матери). Глава семьи пользуется большим авторитетом, именно его мнение является важнейшим и он способен влиять на выбор других. Общение происходит только в тех рамках, которые установил главный член.
В семейном общении важно учитывать не только отношения типа Р+Р (между родителями), но и типа Р+Д (родители - дети) и, что особенно важно, отношения типа Д+Д (между детьми). Психологическая атмосфера семьи определяется взаимодействием именно этих трех систем (если они существуют). Здесь срабатывает психологический механизм компенсации дефицита общения. Неудовлетворенность отношениями в одной из трех систем может быть «погашена» отношениями в других. Есть еще два возможных и чрезвычайно важных типа отношений: Р+С или Д+С - отношения родителей и детей к старшим членам семьи, т. е. к бабушкам и дедушкам. Эти отношения имеют особую психологическую и нравственную значимость. Наличие старших членов семьи способствует (при благоприятных условиях) передаче семейных традиций, обеспечению преемственности поколений, смягчению остроты конфликтов; добавляет в отношения доброту, ласку, эмоциональный комфорт, предупреждает так называемую скрытую безнадзорность, когда дети предоставлены занятыми родителями самим себе.
При оценке психологической атмосферы семьи нередко допускаются типичные ошибки.
. Учитывается только время, проводимое старшими вместе с детьми, без учета характера отношений.
. Не выявляется позиция ребенка в системе семейных отношений. Без учета этой позиции невозможно понять, почему в благополучных внешне семьях вырастают неблагополучные дети. И, наоборот, в социально и педагогически опасной семье дети не вызывают беспокойства.
Эмоции, чувства ребенка всегда серьезны. Его смех и слезы не проходят бесследно, говорил Я. Корчак. Изучая эмоциональную жизнь ребенка, его реакции, млжно судить о характере нравственной атмосферы семьи, о ее педагогической значимости.
Итак, важно учитывать, как относятся в семье к ребенку, но еще важнее, как он относится к семье, к ее отдельным членам.
Наиболее активная и наиболее эффективная форма общения родителей с детьми - совместный труд и совместный отдых.
Любые отношения носят двойственный характер. В них есть то, что мы ценим, и то, что нас раздражает. Порой раздражение перерастает в ссору, и очень часто ссора выходит из-под контроля. Для того, чтобы лучше понять природу семейного общения, нужно уметь четко видеть происходящее, это позволит нам сотрудничать, а не подчинять других своей воле.
Все, что мы говорим друг другу, связано с опытом прошлого - с историей общения с этим человеком и с другими людьми. История семейного общения - это призма, через которую мы воспринимаем все остальные разговоры (отношения). Мы реагируем не только на значение произнесенных слов (сообщения), но и на то, какой смысл эти слова придают нашим отношениям (метасообщения).
Метасообщение - это неясное значение, придаваемое нами словам другого человека. Мы анализируем тон голоса, построение фразы и ассоциации, высказываемые услышанным. Можно сказать, что сообщения передают смысл сказанного, а метасообщение позволяет уловить душу беседы. Для эффективного общения необходимо отделять сообщения от метасообщения. Примером сообщений и метасообщений могут служить семьи, в которых любовь и критика тесно переплелись.
Семья является наиболее иерархическим институтом, связи в котором чрезвычайно сильны. Власть родителей или старших братьев над младшими абсолютна. Разговаривая с членами семьи, мы пытаемся соблюсти равновесие между близостью и дистанцией. Мы хотим быть близки, чтобы чувствовать себя в безопасности, но близость не должна быть чрезмерной, подавляющей и удушающей. Мы стремимся достичь равновесия, равенство - это идеал, поскольку все отношения иерархичны. Один из участников всегда обладает рангом или силой характера, который ему позволяет выдвигать требования и ожидать, что они будут удовлетворены. Желания или потребности одного человека подавляются действиями другого, что ограничивает свободу и независимость. Люди, стремящиеся к контролю и власти над другими, неприятны, а отношения строящиеся на равновесии и близости, идеальны.
Семейное общение - это постоянный процесс поиска баланса между избыточностью и недостаточностью. Избыточность и недостаточность осложняет любой семейный разговор. Наши слова недостаточны, поскольку дают почву для многочисленных предположений, измышлений и умолчаний. И поскольку мы не всегда говорим все, что думаем, многое остается непонятым и упущенным.
В то же время мы говорим много лишнего. Метасообщения, которые мы вкладываем в свои слова, ускользают от понимания собеседников. Порой собеседники слышат то, чего мы вовсе не говорили.
Нам никогда не избежать избыточности и недостаточности полностью, поскольку каждый из нас вносит в разговор собственный опыт отношений и положения в семье. Но понимание механизмов разговора - от метасообщений и союзов до системы координат любви и контроля и процессов фрейминга и рефрейминга - даст вам средство, которое позволит понять происхождение непонимания и конфликта, а также язык, позволяющий эти проблемы решить.
лидерство семья общение авторитарный

2. Семейные роли и лидерство. Контроль и власть в семейных отношениях
Первичная ролевая адаптация обязательно включает согласование представлений о характере и распределении семейных обязанностей. По К. Киркпатрику, существует три основных вида супружеских ролей: традиционные, товарищеские и партнерские.
Традиционные роли предполагают со стороны жены:
рождение и воспитание детей;
создание и поддержание дома;
обслуживание семьи;
преданное подчинение собственных интересов интересам мужа;
приспособленность к зависимости;
терпимость к ограничению сферы деятельности.
Со стороны мужа:
преданность матери своих детей;
экономическая безопасность и защита семьи;
поддержание семейной власти и контроля;
принятие основных решений;
эмоциональная благодарность жене за принятие приспособленности к зависимости;
обеспечение алиментов при разводе.
Товарищеские роли требуют от жены:
сохранения внешней привлекательности;
обеспечения моральной поддержки и сексуального удовлетворения мужа;
поддержания полезных для мужа социальных контактов;
живого и интересного духовного общения с мужем и гостями;
обеспечение разнообразия жизни и устранения скуки.
От мужа:
восхищения женой;
рыцарского отношение к ней;
ответной романтической любви и нежности;
обеспечения средств для нарядов, развлечений, социальных контактов;
проведения досуга с женой.
Роли партнеров требуют и от мужа, и от жены:
экономического вклада в семью в соответствии с заработком;
общей ответственности за детей;
участия в домашней работе;
распределение правовой ответственности.
Но, помимо общего, от жены еще требуется:
готовность отказа от рыцарства супруга (так как супруги равны);
равной ответственности за поддержание статуса семьи, в случае развода и отсутствия детей - отказ от материальной помощи.
А от мужа:
принятие равного статуса жены и согласия с ее равным участием в принятии любых решений.
Лидерство в семейных отношениях
Мужчина - глава семьи. Такое утверждение во многих современных браках потеряло актуальность к сожалению или к счастью. Сегодняшние женщины в большинстве случаев работают, становятся финансово не зависимыми от мужей, при этом продолжают вести хозяйство и воспитывать детей. Взяв на себя все эти функции, некоторые женщины претендуют на лидерство в семье, желая принимать решения единолично.
Конечно, мужчину такое положение, как правило, не устраивает и он старается отвоевать свой статус "кормильца семьи". Насколько борьба будет яростной и открытой за главенство в семье зависит от характеров супругов, их культуры общения и статуса в семье.
Идеальным браком можно считать равное положение супругов с высокой культурой общения. Быть лидером это не значит морально подавлять партнера и самоутверждаться за его счет, это значит брать на себя ответственность за членов семьи, принимать решения и идти на компромиссы. При возникновении спорных вопросов супруги вполне могут договориться и согласиться благодаря этике и способности к анализу ситуации. Уступки в равной степени - это показатель лидерских черт, присущих сильным личностям, способных принять свою неправоту в некоторых вопросах. Поэтому когда в семье все разногласия решаются посредством обсуждения и на уступки идет каждый из супругов в равной степени, можно сказать что партнеры находятся в равных условиях и не существует явного лидера в семье.
Другая модель взаимоотношений очень распространена в современных браках, когда женщина старается захватить место лидера в семье, причем делает это открыто и напролом. Зарабатывая наравне с мужем или больше, воспитывая детей и ведя домашний быт, женщина начинает подавлять партнера захватывая его область семейных обязанностей. В свою очередь сильный мужчина противостоит натиску, откуда возникают конфликтные ситуации, порой неразрешимые. В таких ситуациях, если супруги не обладают высокой культурой общения и для женщины лидерство становится одержимостью - конфликты неизбежны. Мужу придется доказывать свою значимость не на словах и стараться достичь равного статуса с супругой. Если же мужчина принимает такую ситуацию, сдает позиции и готов жить с лидером женщиной, то такие браки, как правило, долговечны и имеют место быть.
Семья, где каждый из супругов считает себя лидером и при этом не способны договориться между собой, это открытое поле боя и бесконечное перетягивание одеяла на себя. Предметом спора может быть любая тема и при несовпадении мнений развивается скандал. В такой семье не обязательно женщина превосходит мужа в финансовом плане, мощным мотивом борьбы за ведущую позицию может стать ребенок. В подавляющем большинстве союзов все вопросы связанные с воспитанием детей решает женщина, и поскольку ребенок является смыслом брака, как продолжение рода, жена берет на себя ведущую роль, исполняя самую важную миссию. Постепенно ссора входит в привычку и если ни одна сторона не сдает позиции, то семейная жизнь будет как на вулкане.
Существует понятие официальный лидер и формальный. Проблемой многих семей является внутреннее Я каждого из супругов, которое не дает пойти на компромисс. Официальный лидер, как правило, мужчина, так уж сложилось исторически, но не всегда он является истинным ведущим партнером в семье. Искусство лидерства заключается в умении дать официальному лидеру иллюзию превосходства, в то время как неформальный лидер остается в тени, но на самом деле имеет силу и авторитет. Такую роль неформального лидера исполняют в основном женщины, которые дают мужчине ощущение ведущего в семье, который на самом деле является ведомым. Такой манерой поведения обладают люди, имеющие острый ум и адекватное внутреннее Я, которые позволяют управлять процессом оставаясь на позиции второго. Это сродни ситуации в рабочем коллективе, когда заместитель директора фактически управляет предприятием, но официальным лидером, несомненно, остается директор. Модель семьи с таким положением супругов очень удачная и в большинстве своем не конфликтная, но не всегда люди умеют так искусно управлять партнером.

Заключение
Семья создает у человека чувство принадлежности - основу человеческого существования. Умея существовать внутри семьи, мы сможем "прижиться" и в окружающем мире. Если наши семьи принимают нас такими, каковы мы есть, можем быть такими не только в семье, но и во внешнем мире. Если же члены семьи - те, кто знает нас лучше всех, настроены критически и сурово, кто же сможет тогда полюбить нас?
Чем более сложным, подавляющим и безликим становится окружающий мир, тем сильнее нас тянет в семью, где можно ощутить душевное спокойствие и чувство принадлежности. Хотя в критических ситуациях бывает необходимо разорвать отношения с семьей, в большинстве же случаев нам необходим контакт с родственниками и ощущение любви и заботы. Общаясь с родственниками, мы хотим почувствовать любовь, но очень часто ощущаем критику и неодобрение.
Нет ничего более радостного, чем эффективное семейное общение. Вы можете говорить друг с другом обо всем на свете - от глобальных проблем до совершенно тривиальных повседневных забот, ваши чувства ритма полностью совпадают. Понимание природы разговора делает общение радостным и эффективным и помогает избавиться от депрессии. Понимание разговорных стилей, присутствующих в семейном общении, позволит вам овладеть языком, на котором можно все обсудить, и средствами, которые позволят укрепить личные отношения, играющие в жизни главную роль.
Какой бы статус в семье не имели партнеры, какие бы не появлялись причины ссор, важно уметь слушать и слышать и работать над отношениями для достижения общей цели - счастливого брака. В гармоничной семье каждый из супругов доволен своим положением, а значит и совместная жизнь в радость.

Библиографический список
1.Морозова И. С., Белогай К. Н., Борисенко Ю. В. Психология семейных отношений [Электронный ресурс]: учебное пособие / И.С. Морозова, К.Н. Белогай, Ю.В. Борисенко. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2012. - 424 с. (Режим доступа: ЭБС Университетская библиотека-online)
.Психология семейных отношений с основами семейного консультирования : Учеб. пособие: рек. УМО / Ред. Е.Г. Силяева. - М.: Академия, 2002, 2005. - 192 с.
.Психология семьи: хрестоматия / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. - Самара: БАХРАХ - М., 2002. - 750 c.
.Целуйко В.М. Психологические проблемы современной семьи / В.М. Целуйко. -Екатеринбург: У-Фактория, 2007. - 496 с.
.Шнейдер Л. Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. - Изд. 4-е. - М.: Академический проект, Трикста, 2008. - 736 с.

Похожие материалы:

Курсовая работа: Психология публичной коммуникации

Дипломная работа: Взаимосвязь эмоционального интеллекта и агрессивности у студентов факультета психология

Реферат: Роль семьи в психосоматическом развитии ребенка

Реферат: Конструктивная психология и психические культуры

Курсовая работа: ПСИХОЛОГИЯ РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ