Реферат: Психология страха и тревоги у спортсменов-фигуристов

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы страха и тревоги, особенностей их проявления
.1 Психологическая характеристика страха и причины его возникновения
.2 Тревога как состояние и как свойство
.3 Страх и тревога в спорте
Глава 2. Обоснование методик исследования видов и переживания страха и тревоги спортсменами-фигуристами
.1 Организация и методы проведения исследования
.2 Анализ результатов исследования страха и тревоги у спортсменов-фигуристов
.3 Методы и приемы преодоления страха и тревоги в спорте
Заключение
Библиографический список
Приложение

Дата добавления на сайт: 28 июля 2024


Скачать работу 'Психология страха и тревоги у спортсменов-фигуристов':


Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы страха и тревоги, особенностей их проявления
.1 Психологическая характеристика страха и причины его возникновения
.2 Тревога как состояние и как свойство
.3 Страх и тревога в спорте
Глава 2. Обоснование методик исследования видов и переживания страха и тревоги спортсменами-фигуристами
.1 Организация и методы проведения исследования
.2 Анализ результатов исследования страха и тревоги у спортсменов-фигуристов
.3 Методы и приемы преодоления страха и тревоги в спорте
Заключение
Библиографический список
Приложение
Введение
Переживание страха и тревоги естественно для человека. Каждый человек имеет собственную индивидуальную форму страха, которая так же относится к образу жизни человека, как присущая только ему форма любви и его собственная, индивидуальная неизбежность смерти. Страх индивидуален и отражает личностные особенности каждого человека.
Чувство страх, по всей вероятности, есть самое мучительное из всех психических состояний, отражающее внутреннее (душевное) беспокойство, подавленное, а иногда и просто паническое состояние. Порой страх приводит к утрате человеком контроля над своим поведением, которое может расцениваться как трусость, малодушие. Преодоление же чувства страха рассматривается как смелость или личное мужество.
З. Фрейд делит все страхи на две группы: реальный - рациональный и понятный страх, возникающий в ответ на внешнюю опасность, связанный с реакцией бегства и инстинктом самосохранения, и невротический страх - иррациональный и непонятный. Ю. В. Щербатых предложил свою классификацию страхов, выделив биологические, социальные и экзистенциальные страхи.
Тревога (тревожность) выражается в нарушении внутреннего психологического комфорта, переживание сильного беспокойства, или даже страха в ситуациях, ранее относительно безразличных для спортсмена.
Неуверенность в своих силах является следствием мыслей о несоответствии своих возможностей поставленной цели. Как тревожность, так и уверенность (неуверенность) в себе могут быть свойствами личности, так и носить ситуативный характер, отражая состояние спортсмена. В данном случае речь идет о таком психическом состоянии, когда даже уверенный в себе, в своих силах спортсмен начинает сомневаться, что их хватит для достижения цели. Крайние случаи развития этого состояния приводят к отказу от цели и уходу из спорта.
К. Изард подразделяет причины тревоги и страха на внешние (внешние процессы и события) и внутренние (влечения и гомеостатические процессы, т. е. потребности, и когнитивные процессы, т. е. представление человеком опасности при воспоминании или предвидении).
Спортивная деятельность часто сопровождается переживанием тревоги страха (боязни), который может повлиять на успешность выступления на соревнованиях или на качество тренировочного процесса. Е.П. Ильин считает, что причинами страхов и тревоги спортсменов могут быть: боязнь проигрыша и даже выигрыша; боязнь ответственности; риск испытать боль или получить травму; последствия собственной агрессии; оценка силы соперника.
Возникновение тревоги и страха не редкость в спорте, в некоторой степени, они даже помогают в достижении желаемой концентрации. Однако, избыток может привести к приливу адреналина, что плохо может сказаться на результатах.
Таким образом, спортивная деятельность, как деятельность в экстремальных условиях, способствует появлению различных страхов, поэтому важной задачей является разработка методов, которые помогли бы спортсменам преодолеть страхи.
Актуальность работы. Для человека как социального существа страх и тревога часто становится препятствием для достижения поставленных им целей. Они могут проявиться не только как психическое состояние индивида, но и как устойчивая черта подсознания.
На протяжении всей истории изучения феноменов страха и тревоги исследователи сталкивались с рядом сложных, неоднозначных для решения вопросов. Многообразие существующих концепций, пытающихся объяснить эти феномены, бесспорно свидетельствует о многоплановости многоаспектности данной проблемы. Сложность заключается в том, что один решенный вопрос ставит перед исследователями целый ряд новых, что обуславливает актуальность настоящего исследования.
Объект исследования - страх и тревога как психическое состояние.
Предмет исследования - проявление страха и тревоги у спортсменов- фигуристов.
Цель исследования - изучение особенностей проявления страха и тревоги у спортсменов-фигуристов.
Задачи исследования:
1.Охарактеризовать феномен страха, его виды.
.Охарактеризовать тревогу как психическое состояние.
.Раскрыть особенности проявления страха и тревоги в спорте.
.Составить комплекс методов и приемов, способствующих преодолению страха и тревоги у спортсменов.
Методы исследования:
.теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы по изучаемой проблеме;
. изучение и обобщение психолого-педагогического опыта;
. тестирование;
.опрос;
. сравнительный анализ.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, общей характеристики работы, двух глав, выводов, практических рекомендаций, заключения, библиографического списка, приложения. Теоретические и эмпирические данные нашли отражение в таблицах, рисунках.
Глава 1. Теоретический анализ проблемы страха и тревоги, особенностей их проявления
.1 Психологическая характеристика страха и причины его возникновения
Страх относится исследователями к одной из базовых (основных) эмоций. Страх - эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. В отличие от боли и других видов страдания, вызываемых реальным действием опасных для существования факторов, страх возникает при их предвосхищении [5, 26].
Е.П.Ильин трактует страх как аффективное состояние ожидания человеком какой-либо грозящей ему опасности [3, 49].
Согласно З. Фрейду, страх - это состояние аффекта, объединение определенных ощущений ряда удовольствие-неудовольствие с соответственными иннервациями разрядки напряжения и их восприятие, а также, вероятно, и отражение определенного значимого события [20,16].
В некоторых источниках страх определяется как внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием. С точки зрения психологии считается отрицательно окрашенным эмоциональным процессом.
Страх в экзистенциональном смысле - это ни в коей мере не малодушие человека и тем более не его психофизическая боязнь. Здесь страх предстает как метафизический ужас, потрясающее человека прозрение. Человеку вдруг открывается зияющая бездна его бытия, ранее ему неведомая. Ему становится понятным онтологический смысл собственного бытия. Это и есть подлинное существование человека - постоянная тревога за себя, ужас перед неизвестностью и риск свободного выбора. Страх из случайного психологического состояния переходит в постоянное онтологическое содержание, что не может не деформировать психику людей [5, 9].
Ученые говорят, что страх - это основной и самый базовый инстинкт людей, именно он является ключом к эволюционному развитию каждого вида. Это одно из немногих чувств, которое практически одинаково проявляется у всех представителей фауны, в том числе и у людей. Кроме того, страх является самым сильнодействующим инстинктом [16, 152].
Чувство страх, по всей вероятности, есть самое мучительное из всех психических ощущений. Будучи сугубо психическим явлением, страх, как правило, отражает внутреннее (душевное) беспокойство, подавленное, а иногда и просто паническое состояние. Порой страх приводит к утрате человеком контроля над своим поведением, которое может расцениваться как трусость, малодушие. Преодоление же чувства страха рассматривается как смелость или личное мужество. Страх может проявиться не только как психическое состояние индивида, но и как устойчивая черта подсознания больших социальных групп: например, страх за свое будущее и завтрашний день своих детей в обществе социальной нестабильности.
Мы рождаемся практически лишенными страха. Единственный страх, свойственный младенцам - это страх упасть с высоты и страх громких звуков. Все остальные страхи возникают позже как реакция на те или иные события. И корень их всех - это убеждение в том, что мы не способны справиться с жизнью [29].
Переживание страха естественно для человека. Общепринятым является то, что каждый человек имеет свои личностные видоизменения страха: страх тем меньше выражен, чем более абстрактными являются для данной личности смерть, любовь или другие представления. Каждый человек имеет собственную индивидуальную форму страха, которая так же относится к образу жизни человека, как присущая только ему форма любви и его собственная, индивидуальная неизбежность смерти. Страх индивидуален и отражает личностные особенности каждого человека, он имеет место при всех общественных устройствах. Страх связан с индивидуальными условиями жизни личности, предрасположенностью и окружением, он имеет свою историю развития и начинается, практически, с момента начала развития (т. е. рождается вместе с нами). Если рассматривать страх «без страха», то создается впечатление, что он имеет двойственный аспект: с одной стороны, страх активизирует нас, а с другой - парализует. Страх всегда есть сигнал и предупреждение об опасности, в равной степени он содержит предложение, т. е. импульс к преодолению этой опасности.
Индивид может испытывать страх по самым различным причинам и поводам или даже без них.
Если человеку страшно в связи с реальной опасностью, которая ему действительно угрожает, то страх оправдан. Он играет роль внутреннего сигнализатора или информатора, мобилизующего резервные духовные силы человека на борьбу с опасностью. При этом обычно вступают в действие другие чувства, которые так или иначе нейтрализуют чувство страха, вытесняя его. Но есть и беспредметный страх, который «не знает» вызывающей его причины. В настоящее время о таком страхе говорят как о тревоге, тревожности [18, 275].
Страх - это эмоциональное состояние, отражающее защитную биологическую реакцию человека или животного при переживании ими реальной или мнимой опасности для их здоровья и благополучия. Следовательно, для человека как биологического существа возникновение страха не только целесообразно, но и полезно. Однако для человека как социального существа страх часто становится препятствием для достижения поставленных им целей [9, 184].
Страх всегда возникает в тех случаях, когда мы оказываемся в неразрешимой или еще неразрешенной ситуации. Все новое, неизвестное, впервые случившееся или пережитое, наряду с привлекательностью нового, влечением к авантюрам и риску, также сопровождается страхом. Так как наша жизнь всегда приводит к новому, недостижимому и неизведанному, ее всегда сопровождает страх. Он появляется раньше всего в сознании как важный пункт нашего развития и по мере взросления утрачивает привычные пути и направления для разрешения или преобразования новых задач. Развитие, взросление и созревание со всей очевидностью сопровождаются деятельностью по преодолению страха, и каждый возраст с соответствующими ступенями зрелости сопровождается страхом, который возникает вновь и усиливается после преодоления каждой ступени [18, 202].
Сформулируем определение: страх складывается из определенных и вполне специфичных физиологических изменений, экспрессивного поведения и специфического переживания, проистекающего из ожидания угрозы или опасности. У маленьких детей, так же как и у животных, ощущение угрозы или опасности сопряжено с физическим дискомфортом, с неблагополучием физического «Я»; страх, которым они реагируют на угрозу, это боязнь физического повреждения [9, 93].
В зависимости от авторов отмечаются различные причины, вызывающие страх. Дж. Боулби отмечает, что причиной страха может быть как присутствие чего-либо угрожающего, так и отсутствие того, что обеспечивает безопасность (например, матери для ребенка). Дж. Грэй считает, страх может возникнуть, если событие не происходит в ожидаемом месте и в ожидаемое время. Многие авторы отмечают, что страх вызывается объектом (предметом, человеком, явлением природы), но что бывают и беспредметные страхи, т. е. не связанные ни с чем конкретным.
К. Изард подразделяет причины страха на внешние (внешние процессы и события) и внутренние (влечения и гомеостатические процессы, т. е. потребности, и когнитивные процессы, т. е. представление человеком опасности при воспоминании или предвидении). Во внешних причинах он выделяет культурные детерминанты страха, являющиеся, как показано С. Речменом, результатом исключительно научения (например, сигнал воздушной тревоги). С этой точкой зрения не согласен Дж.Боулби, который полагает, что многие культурные детерминанты страха при ближайшем рассмотрении могут оказаться связанными с природными детерминантами, замаскированными различными формами неправильного истолкования, рационализации или проекции. Например, боязнь воров или привидений может быть рационализацией страха темноты, страх перед попаданием молнии - рационализацией страха грома и т. д. Многие страхи связаны с боязнью боли: ситуации, которые вызывают боль (угроза боли), могут вызывать страх независимо от наличного ощущения боли. Речмен возражает против концепции травматического обусловливания страха, которая импонирует многим ученым (среди отечественных ученых большое место связи боли и различных видов страха уделяет В. С. Дерябин). Он отмечает тот факт, что многие люди боятся змей, однако никогда не имели с ними контакта, тем более болезненного.
Е. А. Калинин в качестве детерминант страха у фигуристов отмечает недолеченную травму, недостаточный опыт выступления в ответственных соревнованиях, длительный перерыв в выступлениях [4, 331].
А. С. Зобов все опасности, вызывающие страх, разделил на три группы: 1) реальные, объективно угрожающие здоровью и благополучию личности; 2) мнимые, объективно не угрожающие личности, но воспринимаемые ею как угроза благополучию; 3) престижные, угрожающие поколебать авторитет личности в группе [4, 339].
В качестве причин страха Томкинс называет драйвы, эмоции и когнитивные процессы. Некоторые исследователи рассматривают развитие эмоции страха как функцию качества привязанности ребенка к матери. Другие исследователи, говоря о причинах страха, выделяют специфические события и ситуации.
Страх во многих случаях - вещь необъективная. То есть он возникает в нашей голове совершенно беспочвенно, не имея под собой никакой базы. Например, два человека идут по темному переулку, один из них насвистывает любимую мелодию, в то время как у другого коленки подкашиваются. Возбудитель страха один и тот же, но эффект он произвел по-разному на этих людей. Люди часто спрашивают, возможно ли перепрограммировать свои мысли самому, перестать бояться и избавиться от пожирающих негативных эмоций. Ответ положительный. Это не только возможно, но и необходимо сделать, чтобы открыть себе новую дорогу и начать чувствовать полноту жизни.
Большинство людей пытаются найти логическую связь и осмыслить свой страх. К сожалению, это неправильный подход, и использование логики тут совершенно бесполезно. Как бы вы ни пытались обосновать свой страх, вся ваша логика не поможет в тот момент, когда опасная ситуация снова возникнет. Страх возникает совершенно подсознательно, а в этом состоянии уже абсолютно не важно, действительно ли опасна ситуация или это просто работает наше сильное воображение. Стоит один раз сильно поверить в то, что опасность реальна, как наш мозг подсознательно будет находить всяческую возможность, чтобы доказать это снова [6, 3].
Предположения об источнике страха и его осознание свидетельствуют об определенной ступени развития, о достижении зрелости. Уклонение от формулирования и объяснения страха приводит к его стагнации; это тормозит наше дальнейшее развитие и оставляет нас на том уровне детства, когда границы страха непреодолимы [18, 28].
Преодоление чувства страха есть результат гражданского самовоспитания человека, развития высокой личной ответственности за последствия своих поступков, дел и слов. Насколько человек сам побеждает страх, настолько он - человек. Чувство высокой гражданской ответственности позволяет каждому человеку преодолеть собственные духовные (психические) слабости, тщеславие, трусость, малодушие, т. е. развить в себе здоровое самолюбие. По мере развития самолюбия и творчества страх уже не остается спонтанным регулятором поведения и действий людей. Они начинают сознательно объединяться для общих безопасных действий и ставить под свой коллективный контроль природные и социальные регуляторы, страховаться от стихии [1, 20].
По мере взросления человека меняется характер объектов, вызывающих страх. Потенциальная возможность физического повреждения для большинства из нас не представляет собой угрозы, хотя бы в силу ее редкости. Гораздо чаще нас страшит то, что может уязвить нашу гордость и снизить самооценку. Мы боимся неудач и психологических потерь, которые могут произвести в душе каждого из нас настоящий переворот [12, 24].
Для любого человека очень важно уметь побороть страх, потому что иначе он не сможет достичь в своей жизни любой, даже самой маленькой высоты, не говоря уж о том, чтоб добиться успеха или осуществления своих мечтаний [16, 270].
Страх - реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в самых разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту. Они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие или безопасность [8, 56].
Больше всего люди боятся того, что уже испытали в прошлом. Доказано, что страх перед неизвестным обычно не достигает такого пика, как страх перед уже испытанным и когда-то имевшим место в жизни того или иного человека. К примеру, если вы провалили несколько интервью или экзаменов, то каждый следующий раз будет приносить вам все больше и больше страха. Неуверенность в себе и в своих силах может забраться так далеко в душу, что страх будет контролировать вас везде и всюду, не давая спокойно жить и двигаться по жизни. Этого быть не должно, и есть путь, чтобы победить свой страх, нужно только знать, как это сделать [3, 282].
Страх, как и другие неприятные переживания не являются однозначно «вредными». Любая эмоция выполняет определенную функцию и позволяет ребенку и взрослому человеку ориентироваться в окружающей его предметной и социальной среде. Страх регулирует поведение, уводит человека от опасностей, возможности получения травмы и т.п. В этом проявляется охранительная функция страхов (они участвуют в инстинктивном поведении, обеспечивающем самосохранение) [5, 21].
Многим людским страхам можно найти аналоги в животном мире: человек, как и «братья его меньшие», пугается грома, огня, хищников, стихийных бедствий, однако, есть чисто человеческие страхи, которые отсутствуют в дикой природе. К таким явлениям можно отнести страх ответственности, влияние которого...

Похожие материалы:

Реферат: Психология страха смерти

Курсовая работа: Психология страха

Реферат: Индивидуальная психология Альфреда Адлера

Реферат: Заболевания сердечно-сосудистой системы у спортсменов

Реферат: Педагогическая психология. Определение воспитания. Воспитание как процесс, соотношение с процессом обучения. Возрастные особенности воспитания и самовоспитания