Курсовая работа: Психология возрастных кризисов

Под кризисом понимается острая ситуация, возникающая в результате необходимости принять какое-либо решение, которое является, как правило, важным переломным моментом для личности.

Дата добавления на сайт: 19 сентября 2024


Скачать работу 'Психология возрастных кризисов':


ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Психология и содержание возрастных кризисов
Глава 2. Роль кризиса в развитии личности
.1 Возрастные кризисы детства
.2 Возрастные кризисы отрочества
.3 Возрастные кризисы взрослости
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Под кризисом понимается острая ситуация, возникающая в результате необходимости принять какое-либо решение, которое является, как правило, важным переломным моментом для личности.
Кризис не является тупиком, он представляет собой лишь совокупность неких противоречий, накапливающихся в жизни людей. Естественно, переживание кризиса явление неприятное, не зависимо от того, в какой области он возник (проблемы со здоровьем, в семье, на работе или в дружеских отношениях). Люди выбиваются из колеи. Психологи выделяют несколько видов кризисных периодов, которые носят нормативный характер. Через них люди проходят на протяжении всего своего пути. Это такие кризисы, как новорожденности, 1-го, 3-х, 7-ми лет, подросткового периода, кризиса среднего возраста, старости.
Для людей свойственно наличие внутренних резервов (адаптационных свойств), необходимых им для решения возникающих трудностей, часто такие адаптационные свойства не могут помочь человеку справиться с кризисом.
При рассмотрении кризисов в качестве закономерностей развития психики людей, при знании периодичности, причин появления этих кризисов, кризисные ситуации, возможно, предвидеть, соответственно возможным представляется смягчение неизбежных, встроенных в сущность людей кризисов. Возможно и избежание кризисов, являющихся результатами неправильных выборов личности. Именно поэтому данная тема является актуальной.
Цель работы - проанализировать возрастные кризисы развития личности.
Объект работы - онтогенетическое развитие личности.
Предмет работы - психологическая сущность, структура и содержание возрастных кризисов.
Задачи работы:
. Определить понятие и сущность возрастных кризисов;
. Проанализировать нормативные психические кризисы в разные этапы возрастного развития.
Важная функция кризиса заключается в его влиянии на процесс развития личности. В период кризиса в достаточно короткие сроки идет процесс кардинальных изменений, которые очень заметны для окружающих.
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ВОЗРАСТНЫХ КРИЗИСОВ
Возрастные кризисов связаны с закономерностью становления психики личности.
Процесс познания мира человеком, физическое, интеллектуальное, духовное и психическое развитие начинается с момента физического рождения, продолжается на протяжении всей жизни и заканчивается с его смертью.
Термин «кризисы возрастные» был введен Л.С. Выготским, который определял их как целостное изменение личности человека, регулярно возникающее при смене стабильных периодов и рассматривал это в качестве критериев возрастной периодизации, характерных для конкретного этапа развития.
По Выготскому, возрастной кризис обусловлен возникновением основных новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой, адекватной новому психологическому облику человека. Сам механизм смены социальных ситуаций и есть психологическое содержание возрастного кризиса.
При возникновении нового в развитии обязателен одновременно и распад старого. Л.С. Выготский полагал такое разрушение необходимым.
Психическое развитие человека индивидуально, оно условно, и с трудом может укладываться в жесткие рамки периодизации, поэтому целесообразнее выделить несколько основных периодов психического развития и на основе их рассматривать такое понятие как возрастной кризис.
Анализируя кризисные периоды, психологи выделили содержание психологической сущности процессов развития человека в онтогенезе.
Основными отличиями кризисов, возникающими в процессе жизни человека, являются стабильные периоды, заключающиеся в продолжительности их прохождения, и отличающиеся характеристиками динамик перемен в психике, характером возникновения новообразования.
Возрастные кризисы проходят несколько определенных периодов.
К ним относят предкритическую фазу, заключающуюся в открытии идеальных форм следующих возрастных периодов; критическую фазу, заключающуюся в мифологизации новых идеальных форм, в возникновении конфликтов между желаемыми и возможными, в рефлексии внутреннего ограничителя искомого взрослого периода; посткритическую фазу, заключающуюся в дифференциации отношении к собственной личности, формировании мотиваций для последующих возрастных развитий.
Период возрастного кризиса часто сопровождается возникновением особого синдрома - трудновоспитуемости.
Коррекционная работа при возрастном кризисе основывается не на процессах преодоления симптоматики кризисного состояния, а в увеличении положительных эффектов кризиса, в процессах использования кризисных периодов для разрешения задач онтогенеза.
Во время протекания возрастных кризисов происходит изменение действий и взрослого, и ребенка.
Успешное разрешение кризисного состояния, возможно лишь при проведении коррекции поведения взрослого человека.
Проведение психотерапии у людей, находящихся в кризисе, заключается в применении самых различных практических методик, которые связаны с процессами вхождения в измененное состояние сознательной сферы человека.
Показатели интенсивности практической психотерапевтической помощи определяются наличием зрелости интеллекта и эмоционально-волевой сферы кризисного человека, его актуальным физическим состоянием.
личность кризис детство взрослость
ГЛАВА 2. РОЛЬ КРИЗИСА В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ
.1 Возрастные кризисы детства
Детский и подростковый возраст характеризуется основными возрастными кризисами, это обусловлено тем, что как раз начальные годы характеризуются накоплением ведущих знаний и восприятием собственной личности, все это является основой процесса включающего дальнейшее позиционирование собственной личности в обществе.
«Все мы родом из детства» как говорил замечательный ученый, основоположник психоаналитического анализа З.Фрейд, имея в виду основные причины возникновения психических заболеваний, неврозов, отклонений у взрослого человека. Поэтому наибольшее внимание современности уделено именно детским кризисам.
Само понятие «новорожденный» таит в себе огромный смысл. Новорожденный изначально беспомощен. Многие психологи современности указывают на важность процесса рождения естественным путем, ведь именно этот кризис является самым главным звеном в психическом развитии ребенка.
Официальная статистика доказывает, что дети, рожденные естественным путем, быстрее и эффективнее адаптируются в социуме, чем дети, появившиеся на свет в результате «кесарева сечения», среди которых ярко выраженной особенностью является интровертность.
Люди появляются на земле, уже имея 1-ый жизненный опыт, дающий стимул для дальнейшего психического развития.
Процесс психического развития детей в младенчестве, начинает становиться с первых криков.
Дети криками отвечают на неприятные ощущения, которые связанны с потребностями пищи, сна, тепла.
Если воспитание нормальное, крики со временем переходят в наименее резкий показ отрицательных эмоций - в плач.
Плач означает всякие рода страдания, физические или (конечно позднее) душеное горе. Несколько позже появляется улыбка, выражающая положительные эмоции, которая обычно либо при зрительном сосредоточении на предмете, либо в ответ на обращенные к нему ласковые слова и улыбку взрослого (конец первого - начало второго месяца). Можно сказать, что проявление улыбки у ребенка вызвана получением впечатлений, связанных с взрослым и постепенно вырабатывается особая эмоционально-двигательная реакция, обращенная к взрослому, которая называется комплекс оживления. Ребенок сосредотачивает взгляд на лице взрослого, улыбается ему, оживленно двигает ножками и ручками, издает звуки. Это все есть проявление появившейся потребности общения, первой социальной потребностью ребенка.
В период младенчества уже ярко обнаруживается общая закономерность психического развития. Младенец очень зависим от взрослого, который удовлетворяет органические потребности ребенка - кормит, купает, переворачивает с одной стороны на другую. Эмоциональное общение с взрослым сильно сказывается на настроении малыша, к четырем-пяти месяцем он начинает различать своих - чужих, знакомому взрослому радуется, улыбается, лепечет, незнакомый человек может вызвать сильный испуг.
При правильных методах воспитания, общение постепенно перетекает в совместную деятельность взрослого и ребенка - взрослый вводит ребенка в предметный мир, наглядно демонстрирует способы действия с предметом, помогает выполнить желаемое действие, направляя движения малыша.
Дети зависимы от взрослых, это может привести к тому, что процесс отношения ребенка к собственной личности и к реальности будет преломляться через призму его отношения к другому человеку.
Недостаточная любовь и внимание взрослых к детям имеют отрицательное отражение на процессе формирования самооценки детей, в результате этого формируется такой комплекс как «недолюбленность».
Переизбыточное внимание и любовь к малышу, может привести к психологической зависимости ребенка от взрослых (подсознательная нужда в постоянной опеке взрослых).
По мнению Эриксона, этому периоду характерно три линии развития, готовя, одновременно и его кризис:
) ребенок становится более настойчивым и свободным в своих движениях и вследствие этого устанавливает более широкий и, по-существу, неограниченный для него радиус целей;
) его чувство языка становится настолько совершенным, что он начинает задавать бесконечные вопросы обо всем, часто не получая должного и вразумительного ответа, что способствует совершенно неправильному толкованию многих понятий;
) речь и развивающаяся моторика позволяют ребенку распространить свое воображение на такое большое количество ролей, что зачастую его пугает.
В своих действия малыш в основном опирается на чувства и желания и в этот период важно развитие таких чувств, которые побуждают учитывать интересы других людей.
С 1,5 лет важным источником чувств ребенка служит оценка его действий со стороны взрослых. Похвала, одобрение окружающих, развивает такое чувство как гордость.
В это же время появляется притязание на признание со стороны взрослого.
Возникновение кризиса 3-х лет происходит в результате появления и проявления волевых качеств детей.
В это время отношения детей с взрослыми могут обернуться тяжелыми испытаниями. Дети начинают сопоставлять свою личность с взрослым, хотят иметь такие же права, исполнять то же действие.
Стремление к деспотизму (встречается в семьях с единственным ребенком).
Все эти симптомы развиваются внутри отношений взрослого и ребенка.
Попытки общения с ребенком в рамках сложившихся до этого отношений могут привести к поддержанию противостояния, упрямства и негативизма.
Это время является главным в процессе становления соотношений доброй воли и полного негатива самоутверждения, кооперативности и своеволия, самовыражения и угодливости.
Основной характеристикой дошкольного периода является игра. Нельзя не упомянуть значение совместной игры - игры со сверстниками или взрослыми, во время совместной игры, моделируя различные ситуации, ребенок постепенно обучается тонкой рефлексии на другого человека, которая в свою очередь имеет сильное влияние на психическое развитие ребенка.
В дошкольном периоде ребенок, стремясь к реализации своего «Я», в общении с другими людьми широко и естественно пользуется идентификацией и обособлением.
Недостаток любви приводит к ощущению одиночества и «покинутости», отчужденное отношение близких порождает чувство отчужденности от других и связанный с этим страх - состояние тревоги, беспокойства, сильного смятения.
Частое переживание страха негативно влияет на физическое и психическое самочувствие ребенка.
В этом же периоде ребенок активно овладевает речью как средством общения.
В развитии детей в виде общения с другими детьми, лежит такое стремление, как потребность быть признанным, но реализации такой потребности могут сопутствовать и негативные образования, такие, как ложь (намеренное искажение истины в корыстных целях) и зависть.
Процесс переживаний кризисного периода обостряет восприятие детьми чувств, переживаний другого человека, дети учатся позитивному общению, приемлемым формам обособления собственной личности от окружающего мира.
Период промежуточного кризиса в дошкольном возрасте имеет связь с посещениями детских садов, где дети вынуждены выстраивать отношения с другими детьми.
Общение со сверстниками - жесткая школа социальных отношений. Именно это общение требует высокого эмоционального напряжения. В общении со сверстниками очень быстро складываются отношения, в которых появляются предпочитаемые и отвергаемые.
Особое место в общении детей начинают занимать отношения мальчиков и девочек. Стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребенка через непосредственное наблюдение поведения мужчин и женщин, мамы и папы. Этому периоду характерно появление первых предпочтений, «влюбленностей» в особу противоположного пола. К концу дошкольного периода ребенок учится таким эмоциям и чувствам, которые помогают ему устанавливать продуктивные отношения со своими сверстниками и с взрослыми, у него начинают формироваться основы ответственного отношения к результатам своих действий и поступков.
Основным симптомом кризиса семи лет является потеря непосредственности.
Это обусловлено тем, что между желанием что-то сделать и самой деятельностью возникает новый момент - переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка, что оно может принести.
В психическом развитии ребенка впервые возникает эмоционально-смысловая основа поступка.
Диагностика этого перехода является одной из самых актуальных проблем современной возрастной психологии. К этой проблеме непосредственно примыкает проблема готовности ребенка к школе, его психическое и нравственное развитие.
Кризисный период нуждается в переходе к новым социальным условиям, новому содержанию взаимоотношений, также и в семье. Проблемы подготовленности детей к посещению школы на данный момент не имеют четких решений.
Основная деятельность младших школьников - процесс обучения. Данный возрастной этап играет особую роль для психологии, так как представляет собой новый этап развития психики ребенка.
Подготовка к поступлению в школу, осуществляемая в детских садах, в семье не дает детям полной возможности адаптироваться в школе. Со временем у обучающихся происходит появление своего собственного мнения обо всем, что их окружает.
Довольно большое влияние на процесс психического развития младшего школьника оказывают оценки. Они значительно осложняют жизнь ребенку. Дети понимают, что их положение среди сверстников зависит от оценок, они начинают превращать отметки в знаки, определяющие их место в мире. Соответственно низкие отметки могут травмировать психическое состояние ребенка, создавать комплекс неполноценности. Высокие же отметки могут привести к возникновению зазнайства, высокомерия.
2.2 Возрастные кризисы отрочества
Сегодня предлагаются различные определения рубежа переходного возрастного этапа. Более адекватными очерчены границами данного возрастного периода является периодизация, которую предложил Эльконин. Основа периодизации не физическое развитие, а появление психологического новообразования, обусловленного процессами смены и развития ведущего типа деятельности.
В данной периодизации границы подросткового периода устанавливаются между 10-11 и 15-16 годами.
Специфическая особенность этого периода состоит в том, что с одной стороны, по уровню характера психического развития это типичная эпоха детства, с другой - перед нами растущий человек, в усложненной деятельности которого четко намечается направленность на новый характер общественных наблюдений. Он реально вступает в новые формы взаимосвязей, общения, пытается осознать их характер, самоопределится. Важнейший факт физического развития в подростковом возрасте - половое созревание, начала функционирования половых желез. В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным. Ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать саму “гормональную бурю”. Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальные возбуждения, сопровождающие процесс сексуального созревания. Формируется новый образ физического “Я”.
Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые.
В одно и тоже время происходит процесс возникновения внешних, объективных проявлений взрослого периода, отношения подростков к собственной личности, как к взрослой. Процесс представления, ощущения своей личности как у взрослого человека свойственен для подросткового периода. Именно эти процессы являются центральными новообразованиями данного возрастного периода.
На основе общих посылок он строит гипотезы и проверяет их, то есть рассуждает гипотетико-дедуктивно.
На конечном этапе данного возрастного периода, образуется целостная система “Я-концепция”, являющаяся важным периодом в процессе развития самосознания.
Новообразование начинает проявляться во всем, главным образом меняются внешний облик, манеры подростка. Состояние внешнего вида детей подросткового возраста зачастую представляет собой источник постоянного недоразумения и конфликта с родителями. Взрослые не довольны молодежной модой, ценами на вещи, которые так нужны детям.
Многие подростки, подпадая под зависимость от физического состояния, начинают сильно нервничать и обвинять себя в несостоятельности. Эти ощущения часто не осознаются, а подспудно формируют напряженность, с которой подростку трудно справиться. На таком фоне любые внешние трудности воспринимаются особенно трагически.
Подростки с большим любопытством относятся к сексуальным отношениям. Первые сексуальные впечатления могут оказать влияние на сферу сексуальной жизни взрослого человека. Поэтому важно, чтобы эти впечатления отражали достойные формы взаимодействия юных сексуальных партнеров. Многие подростки на почве неблагополучного опыта обретают неврозы, а некоторые - и венерические заболевания. Все эти формы новой жизни подростков ложатся на психику тяжелым бременем. Напряженность от неопределенности жизни в новом качестве (курильщик, сексуальный партнер и др.) в результате потери самоидентичности толкает многих подростков в состояние остро переживаемого кризиса.
Отдельно следует указать на отроческий кризис, связанный с духовным ростом и изменением психического статуса.
Переживание детьми подросткового кризиса проявляется в виде...

Похожие материалы:

Реферат: СОПОСТАВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И ВОЗРАСТНЫХ КРИЗИСОВ У ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА

Курсовая работа: Психология публичной коммуникации

Курсовая работа: Когнитивная психология

Реферат: Конструктивная психология и психические культуры

Курсовая работа: ПСИХОЛОГИЯ РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ