Реферат: Психолого-педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе
Актуальность проблемы формирования готовности ребенка к школьному обучению вытекает из специфики работы школы в современных условиях.
Дата добавления на сайт: 29 июля 2024
Скачать работу 'Психолого-педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе':
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. Психологическая готовность к школе: структура и содержание
.1 Понятие психологической готовности к школьному обучению
.2 Общая психологическая характеристика детей, поступающих в школу
.3 Особенности физиолого-психологического развития особенностей детей 6-7 лет
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ
РАЗДЕЛ 2. Эмпирическое исследование психологической готовности ребенка к школьному обучению
.1 Процедура проведения исследования
.2 Анализ результатов исследования
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОМУ РАЗДЕЛУ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы формирования готовности ребенка к школьному обучению вытекает из специфики работы школы в современных условиях.
Происходящие за последнее время в школе серьезные преобразования, введение новых образовательных стандартов и программ, интенсификация обучения обусловили предъявление высоких требований к будущим первоклассникам.Как известно, исследование вопросов подготовки детей к школе было развернуто под руководством А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина.
Они боролись за сохранение детям детства, максимальное использование возможностей дошкольного периода, безболезненный переход к школьному обучению. В отечественной литературе имеется немало работ, посвященных изучению проблемы подготовки детей к школьному обучению (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Р.Я. Гузман, В.В. Рубцов, Г.А. Цукерман, Е.Е. Кравцова, У.В. Ульенкова и др.). В них подчеркивается, что подготовка детей к школе - задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Важнейшей стороной готовности к школьному обучению выступает, по мнению ряда ученых, уровень всестороннего развития ребенка, умение принимать систему требований, предъявляемых школой и учителем
Под психологической готовностью к школьной учебе понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы при определенных условиях учебы. Психологическая готовность ребенка к школьной учебе - это один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства.
По данным Венгера Л.А., Холмовской В.В, Коломинской Л.Л, Кравцовой Е.Е. и других, в структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты:
. Личностная готовность, которая включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции- положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. В личностную готовность входит определение уровня развития мотивационной сферы.
. Интелектуальная готовность ребенка к школе. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора и развития познавательных процессов.
. Социально- психологическая готовность к школьному обучению. Этот компонент включает в себя формирование у детей нравственных и коммуникативных способностей.
. Эмоционально-волевая готовность считается сформированной, если ребонок умент ставить цель, принимать решения, намичать план действий и принимать усилия и его реализации[20].
Цель исследования - выявить различия в проявлении уровней психологической готовности у мальчиков и девочек обучающихся в школе.
В связи с поставленной целью была выдвинута гипотеза: существуют различия в проявлении психологической готовности к школьному обучению у мальчиков и девочек.
Обьект исследования - психологическая готовность дошкольников к обучению.
Предмет исследования - особенности психологической готовности к обучению мальчиков и девочек 5-6 летнего возраста.
Задачи:
1.Изучения базисных характеристик детей для определения уровня готовности к школьному обучению
. Эмпирически исследовать особенности психологической готовности к обучению мальчиков и девочек 5-6 летнего возраста.
.Психолого-педагогический анализ и интерпритация данных исследований.
Методы исследования:
Ориентационный тест школьной зрелости А. Керна-Я. Йирасика
- Тест «Рисунок школы» - Баркана А.И.
РАЗДЕЛ 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ, ЕЕ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
1.1Понятие психологической готовности к школьному обучению
Подготовка детей к школе - задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе - только один из аспектов этой задачи. Но внутри этого аспекта выделяются различные подходы:
. Исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных изменений и навыков, необходимых для обучения в школе.
. Исследования новообразований и изменений в психике ребенка.
. Исследования генезиса отдельных компонентов учебной деятельности и выявление путей их формирования.
. Изучение изменений ребенка сознательно подчинять свои действия заданному при последовательном выполнении словесных указаний взрослого. Это умение связывается со способностью овладения общим способом выполнения словесных указаний взрослого.
Готовность к школе в современных условиях рассматривается, прежде всего, как готовность к школьному обучению или учебной деятельности. Этот поход обоснован взглядом на проблему со стороны периодизации психического развития ребенка и смены ведущих видов деятельности. По мнению Е.Е. Кравцовой, проблема психологической готовности к школьному обучению получает свою конкретизацию, как проблема смены ведущих типов деятельности, это переход от сюжетно-ролевых игр к учебной деятельности [16]. Такой подход является актуальным и значительным, но готовность к учебной деятельности не охватывает полностью феномена готовности к школе. Л. И Божович еще в 60-годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мысленной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции, своей познавательной деятельности к социальной позиции школьника.
Аналогичные взгляды развивал А.В. Запорожец [14], отмечая, что готовность к обучению в школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции.
На сегодняшний день практически общепризнанно, что готовность к школьному обучению - многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований. В структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты ( по данным Венгера Л. А., Венгер А. Л., Холмовской В.В., Коломинского Я.Я., Пашко Е. А. и др.):
. Личностная готовность. Включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей.
Личностная готовность выражается в отношении дошкольника к школе, к учебной деятельности, учителям, к личному отношению. В эту готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы.
Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни: портфель, учебники, тетради), а возможность получать новые знания, что предполагает развитие познавательный интересов.
Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы. К началу школы у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие и протекание учебной деятельности.
. Интеллектуальная готовность. Этот компонент предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Она также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Обобщая, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности предполагает:
аналитическое мышления (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);
логическое запоминание;
интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
овладение на слух коммуникативной сферой и способность к пониманию и применению символов;
3. Социально-психологическая готовность. Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями. Ребенку придя в школу, класс необходимо обладать достаточно гибким способом установления взаимоотношения с другими людьми, необходимо умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, так как дети будут заняты общим делом.
Таким образом этот компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умения подчинятся интересам и обычаям детской группы. Кроме выше перечисленных составляющих психологической готовности к школе мы выделим еще физическую, речевую и эмоционально- волевую готовность.
Под физической готовностью подразумевается общее физическое развитие: рост, вес, пропорции тела, мышечный тонус, состояние зрения, слуха, моторики (движение кистей рук и пальцев особенно), состояние нервной системы. Общее состояние здоровья.
Речевая готовность - подразумевается сформированность звуковой стороны речи, словарного запаса, монологической речи и грамматическая правильность.
Эмоционально- волевую готовность считают сформированной тогда, когда ребенок умеет ставить цель, принимать решения, преодолевать препятствия.
1.2 Общая психологическая характеристика детей, поступающих в школу
психологический готовность школа ребенок
Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований [13].
В сфере ощущений отмечается существенное снижение порогов всех видов чувствительности. Повышается дифференцированность восприятия.
Особую роль в развитии восприятия в старшем дошкольном возрасте играет переход от использования предметных образов к сенсорным эталонам - общепринятым представлениям об основных видах каждого свойства. К 6-летнему возрасту развивается четкая избирательность восприятия по отношению к социальным объектам.
В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер. Состояние повышенного внимания связано с ориентировкой во внешней среде, с эмоциональным отношением к ней. При этом содержательные особенности внешних впечатлений, обеспечивающие это в повышение, с возрастом изменяются.
Существенное повышение устойчивости внимания отмечается в исследованиях, в которых детям предлагается рассматривать картинки, описывать их содержание, слушать рассказ. Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах.
Для этой цели старший дошкольник использует определенные способы, которые он перенимает у взрослых. Таким образом, возможности этой новой формы внимания - произвольного внимания - к 5-6 годам уже достаточно велики.
В значительной степени этому способствует совершенствование планирующей функции речи, которая является «универсальным средством организации внимания». Речь дает возможность заранее, словесно выделить значимые для определенной задачи предметы, организовать внимание, учитывая характер предстоящей деятельности. Несмотря на существенные сдвиги в развитии внимания, преобладающим на протяжении всего дошкольного периода, остается непроизвольное внимание. Даже старшим дошкольникам еще трудно сосредоточиться на чем-то однообразном. А вот в процессе интересной для них игры внимание может быть достаточно устойчивым.
Подобные возрастные закономерности отмечаются и в процессе развития памяти. Память в старшем дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес, дает наилучшие впечатления. Таким образом, объем фиксированного материала во многом определяется эмоциональным отношением к данному предмету или явлению. По сравнению с младшим и средним дошкольным возрастом относительная роль непроизвольного запоминания у детей 5-6 лет несколько снижается, вместе с тем прочность запоминания возрастает. «В старшем дошкольном возрасте ребенок в состоянии воспроизвести полученные впечатления через достаточно длительный срок».
Одним из основных достижений старшего дошкольника является развитие произвольного запоминания. Некоторые формы этого запоминания можно отметить у детей в возрасте 4-5 лет, однако значительного развития оно достигает к 6-7 годам. Во многом этому способствует игровая деятельность, в которой умение запоминать и вовремя воспроизводить необходимые сведения является одним из условий достижения успеха.
Важной особенностью этого возраста является то обстоятельство, что перед ребенком 5-6 лет может быть поставлена цель, направленная на запоминание определенного материала. Наличие такой возможности связано с тем, что ребенок начинает использовать различные приемы, специально предназначенные для повышения эффективности запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное связывание материала[13].
Таким образом, к 6-7 годам структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные со значительным развитием произвольных форм запоминания и припоминания. Непроизвольная память, не связанная с активным отношением к текущей деятельности, оказывается менее продуктивной, хотя в целом она сохраняет господствующее положение. Подобное соотношение произвольной и непроизвольной форм памяти отмечается в отношении такой психической функции, как воображение. Большой скачок в его развитии обеспечивает игра, необходимым условием которой является наличие замещающей деятельности и предметов-заместителей. В старшем дошкольном возрасте замещение становится чисто символическим и постепенно начинается переход к действиям с воображаемыми предметами. Формирование воображения находится в непосредственной зависимости от развития речи ребенка. «Воображение в этом возрасте расширяет возможности ребенка во взаимодействии с внешней средой, способствует ее усвоению, служит вместе с мышлением средством познания действительности»[17].
Развитие пространственных представлений ребенка к 5-6 годам достигает высокого уровня. Для детей этого возраста характерны попытки провести анализ пространственных ситуаций. Хотя результаты не всегда хорошие, анализ деятельности детей указывает на расчлененность образа пространства с отражением не только предметов, но и их взаимного расположения.
«Развитие представлений во многом характеризует процесс формирования мышления, становление которого в этом возрасте в значительной степени связано с совершенствованием возможности оперировать представлениями на произвольном уровне»[21]. Эта возможность существенно повышается к шести годам, в связи с усвоением новых способов умственных действий. Формирование новых способов умственных действий в значительной степени опирается на основании определенных действий с внешними предметами, которыми ребенок овладевает в процессе развития и обучения. Дошкольный возраст представляет наиболее благоприятные возможности для развития различных форм образного мышления.
В возрасте 4-6 лет происходит интенсивное формирование и развитие навыков и умений, способствующих изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов и воздействие на них с целью изменения. Данный уровень умственного развития, т.е. наглядно-действенное мышление, является как бы подготовительным. Он способствует накоплению фактов, сведений об окружающем мире, созданию основы для формирования представлений и понятий. В процессе наглядно-действенного мышления проявляются предпосылки для формирования более сложной формы мышления - наглядно-образного мышления. Оно характеризуется тем, что разрешение проблемной ситуации осуществляется ребенком в русле представлений, без применения практических действий.
К концу дошкольного периода преобладает высшая форма наглядно-образного мышления - наглядно-схематическое мышление. Отражение достижения ребенком этого уровня умственного развития является схематизм детского рисунка, умение использовать при решении задач схематические изображения. «Наглядно-схематическое мышление создает большие возможности для освоения внешней среды, будучи средством для создания ребенком обобщенной модели различных предметов и явлений. Приобретенная черта обобщенного, эта форма мышления остается образной, опирающейся на реальные действия с предметами и их заместителями»[20]. В то же время данная форма мышления является основой для образования логического мышления, связанного с использованием и преобразованием понятий.
Таким образом, к 5-6 годам ребенок может подходить к решению проблемной ситуации тремя способами: используя наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышления. Старший дошкольный возраст следует рассматривать только как период, когда должно начаться интенсивное формирование логического мышления, как бы определяя тем самым, ближайшую перспективу умственного развития.
Накопление к старшему дошкольному возрасту большого опыта практических действий, достаточный уровень развития восприятия, памяти, воображения и мышления повышают у ребенка чувство уверенности в своих силах. Это выражается в постановке все более разнообразных и сложных целей, достижению которых способствует волевая регуляция поведения. Ребенок 5-6 лет может стремиться к далекой (в том числе и воображаемой) цели, выдерживая при этом сильное волевое напряжение в течение довольно длительного времени.
При выполнении волевых действий значительное место продолжает занимать подражание, хотя оно становится произвольно управляемым. Вместе с тем, все больше значение приобретает словесная инструкция взрослого, побуждая ребенка к определенным действиям. «У старшего дошкольника отчетливо выступает этап предварительной ориентировки». Игра и требует заранее выработать определенную линию своих действий. Поэтому она в значительной степени стимулирует совершенствование способности к волевой регуляции поведения.
В этом возрасте происходят изменения в мотивационной сфере ребенка: формируется система соподчиненных мотивов, придающая общую направленность поведению старшего дошкольника. Принятие наиболее значимого на данный момент мотива является основой, позволяющей ребенку идти к намеченной цели, оставляя без внимания ситуативно возникающие желания. В этом возрасте одним из наиболее действенных в плане мобилизации волевых усилий мотивов является оценка действий взрослыми.
Необходимо отметить, что к моменту достижения старшего дошкольного возраста происходит интенсивное развитие познавательной мотивации: непосредственная впечатлительность ребенка снижается, в то же время он становится более активным в поиске новой информации.
Существенные изменения претерпевает и мотивация к установлению положительного отношения окружающих. Выполнение...
Похожие материалы:
Контрольная работа: Содержание психологической готовности к обучению в школе. Основные новообразования детей младшего школьного возрастаОтчёт по практике: Диагностика психологической готовности ребенка к обучению в школе
Курсовая работа: Диагностика психологической готовности детей к школе
Квалификационная работа: РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Курсовая работа: Сравнительный анализ психического развития детей 6-7-летнего возраста в плане их готовности к обучению в школе