Реферат: Психолого - педагогические аспекты профилактики употребления ПАВ детьми подросткового возраста
Содержание
Введение
Глава I. Теоретические основы изучения проблемы профилактики и влияния ПАВ на развитие детей подросткового возраста
.1 Проблема употребления ПАВ в психолого- педагогической литературе
.2 Особенности развития детей подросткового возраста употребляющих ПАВ
.3 Основные подходы в работе педагога - психолога по предупреждению употребления ПАВ подростками
Выводы по I главе
Глава II. Психолого - педагогические аспекты профилактики употребления ПАВ детьми подросткового возраста
.1 Изучение склонности к употреблению ПАВ у детей подросткового возраста
.2 Программа работы педагога- психолога по профилактике употребления ПАВ детей подросткового возраста
.3 Динамика результатов исследования по итогам реализации программы
Выводы по II главе
Заключение
Литература
Приложение
Дата добавления на сайт: 29 июля 2024
Скачать работу 'Психолого - педагогические аспекты профилактики употребления ПАВ детьми подросткового возраста':
Психолого - педагогические аспекты профилактики употребления ПАВ детьми подросткового возраста
Содержание
Введение
Глава I. Теоретические основы изучения проблемы профилактики и влияния ПАВ на развитие детей подросткового возраста
.1 Проблема употребления ПАВ в психолого- педагогической литературе
.2 Особенности развития детей подросткового возраста употребляющих ПАВ
.3 Основные подходы в работе педагога - психолога по предупреждению употребления ПАВ подростками
Выводы по I главе
Глава II. Психолого - педагогические аспекты профилактики употребления ПАВ детьми подросткового возраста
.1 Изучение склонности к употреблению ПАВ у детей подросткового возраста
.2 Программа работы педагога- психолога по профилактике употребления ПАВ детей подросткового возраста
.3 Динамика результатов исследования по итогам реализации программы
Выводы по II главе
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Актуальность исследования определяется там, что на современном этапе развития общества молодое поколение переживает кризисную психологическую ситуацию. На фоне экономической и социальной депривации подрастающего поколения все большую сторону приобретает их приобщение к употреблению психоактивных веществ.
Распространение наркомании, особенно среди молодого поколения России, приняло за последнее десятилетие угрожающие размеры и приобрело черты социального бедствия. Экономическая нестабильность, утрата молодежью ясных жизненных перспектив привели к тому, что в употреблении наркотиков началось массовое вовлечение самой уязвимой перед этим злом части-детей и подростков. Подростки оказались наиболее подверженной частью общества к употреблению психоактивных веществ.
Изучение специальной литературы показало, сто проблема употребления ПАВ детьми подросткового возраста привлекает внимание многих исследователей из самых разных областей науки и практики: медиков, психологов , педагогов.
Таким образом, становится очевидным, что проблема наркомании чрезвычайно актуальна. Отсутствие в мировой практике действенных методов лечения наркомании, низкая эффективность существующих реабилитационных программ, особенно в отношении несовершеннолетних с зависимость от ПАВ, - все это не дает оснований надеяться на успешное противодействие наркозависимости исключительно лечебными и реабилитационными методами. Поэтому, особое внимание нужно уделять профилактике этой проблемы в воспитании молодого поколения с раннего детства.
Актуальность исследования в том, что за последнее десятилетие особенно остро встала проблема аддиктивного поведения подростков, связанного с употреблением разнообразных психоактивных веществ и не доходящего до стадии психической и физической зависимости от них. В связи с этим отмечается рост подростковой преступности и суицидов детей подросткового возраста. В последние годы число совершенных самоубийств подростками составляет более 40 на 100 тыс. населения.
Исследованию проблемы влияние ПАВ на развитие детей подросткового возраста посвящены труды отечественных и зарубежных ученых: А.Е.Личко, Ц.П. Короленко, Б.Г.Херсонский, Н.С.Курек, В.Файн, Г.Штилер, А. Эйчхорн и др.
Таким образом, анализ психолого - педагогической литературы позволил выявить противоречие между необходимостью профилактики употребления ПАВ среди детей подросткового возраста и недостаточной теоретической и практической разработанностью данного вопроса в теории и практике психолого-педагогической помощи детям данной категории.
Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каковы психолого - педагогические аспекты профилактики употребления ПАВ детьми подросткового возраста.
Решение сформулированной проблемы представляет собой цель исследования: изучить психолого - педагогические аспекты профилактики употребления ПАВ детьми подросткового возраста.
Объект исследования: профессиональная деятельность педагога-психолога.
Предмет исследования: возможности и способы деятельности педагога - психолога по профилактике употребления ПАВ детьми подросткового возраста.
Исходя из проблемы, цели, объекта, предмета исследования сформулирована гипотеза, согласно которой целенаправленная деятельность педагога-психолога по профилактике потребления ПАВ будет эффективна, если в процессе ее реализации осуществляется комплексная программа реабилитации подростков.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования:
Изучить сущность проблемы употребления ПАВ в психолого-педагогической литературе.
Рассмотреть основные подходы в работе педагога - психолога по предупреждению употребления ПАВ подростками.
Разработать программу педагога - психолога по профилактике употребления ПАВ детей подросткового возраста.
Изучить динамику результатов по итогам реализации программы.
Методологическую основу исследования составили принципиальные положения психолого-педагогической литературы, разработанные в рамках деятельностного подхода к исследованию социально-психологических феноменов поведения человека.
Теоретической основой исследования явились труды отечественных авторов: А.Е.Личко и В.С.Битенский считали, что для подростков термин аддиктивное поведение является наиболее адекватным и выделили пути по которым оно развивается; Л.А. Сухинский и Э.А.Татаревский предложили схему алкогольной зависимости; В.С.Собкин со своими сотрудниками выявил детальный анализ мотивации приобщения к употреблению алкоголя и наркотиков и гендерные различия в реализации данных форм девиантного поведения, а также предложил, что имеет место возрастная динамика изменение мотивации.
В ходе исследования использовались следующий комплекс методов:
теоретические методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы.
эмпирические методы: наблюдение, тестирование. Были использованы следующие методики: Методика «Может ли…», Цветовой тест отношений М. Люшера (ЦТО), методика первичной диагностики выявления детей группы риска Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н.
методы качественной и количественной обработки экспериментальных данных
Опытно-эксперементальная база: дети подросткового возраста (13-14 лет) 9 «А» и 9 «Б» классы МБОУ Костянская СОШ с. Костянка в количестве 20 человек.
Теоретическая значимость исследования в том, что изучены теоретические основы изучения проблемы профилактики и влияния ПАВ на развитие детей подросткового возраста, рассмотрена проблема употребления ПАВ в психолого- педагогической литературе, рассмотрены особенности развития детей подросткового возраста употребляющих ПАВ, изучены основные подходы в работе педагога - психолога по предупреждению употребления ПАВ подростками.
Практическая значимость исследования состоит в том, что изучены склонности к употреблению ПАВ у детей подросткового возраста, разработана и проведена программа работы педагога- психолога по профилактике употребления ПАВ детей подросткового возраста и проанализирована динамика результатов исследования по итогам реализации программы.
Материалы проведенного исследования могут быть использованы при проведении семинаров, на курсах повышения квалификации, при проведении спецкурсов, кроме того, разработаны рекомендации педагогу - психологу, которые могут быть использованы в работе педагога - психолога по профилактике употребления ПАВ детей подросткового возраста.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов и заключения, списка использованной литературы общим объемом наименований и приложения.
Глава I. Теоретические основы изучения проблемы профилактики и влияния ПАВ на развитие детей подросткового возраста
1.1 Проблема употребления ПАВ в психолого- педагогической литературе
На сегодняшний день распространение алкоголизма, токсикомании и наркомании среди детей и подростков - одна из острейших проблем современного российского общества. Употребление психоактивных веществ детьми и подростками носит комплексный характер [2, с. 43].
В последние годы в психолого- педагогической литературе все чаще используется английский термин аддиктивное поведение, которым называют злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние, включая алкоголь и курение табака, до того, как от них сформировалась зависимость.
С точки зрения А.Е.Личко и В.С.Битенского для подростков термин аддиктивное поведение представляется наиболее адекватным. Поскольку указывает на то, что речь идет не о болезни, а о нарушениях поведения. Авторы выделяют пути, по которым развивается аддиктивное поведение. В первом случае подростки пробуют различные ПАВ: бензин, клей, затем алкогольные напитки, не гнушаясь при этом приложенных таблеток или сигарет с марихуаной. Последовательность употребления может быть различной. Экспериментирование продолжается до того момента, пока не будет окончательно выбрано наиболее предпочитаемое вещество. Иногда употребление ПАВ обрывается раньше.
Во-втором случае - наблюдается употребление только одного ПАВ(алкоголь, табакокурение и др.)Ранее сосредоточение на одном наркотике обычно связано с недоступностью других, реже происходит произвольный выбор [21, с. 152].
Традиционно в аддиктивное поведение включают: алкоголизм, наркоманию, токсикоманию, табакокурение.
Алкоголизм - хроническая психическая болезнь, развивающаяся вследствие длительного злоупотребления спиртными напитками. Такая болезнь сама по себе - расстройство не психическое, но при ней могут возникнуть психозы.
Наркомания - болезненное состояние, характеризующееся явлениями психической и физической зависимости, настоятельной потребностью в повторном многократном употреблении психоактивных средств, принимающей форму непреодолимого влечения.
Токсикомания - заболевание, проявляющееся психической, а иногда физической зависимостью от вещества, не включенного в официальный список наркотиков. Психоактивные токсические вещества обладают теми же свойствами, что и наркотик (вызывают привлекательное психическое состояние и зависимость) .
Алкоголизм, наркомания и токсикомания вызывают зависимость. Зависимость, есть «состояние периодической или хронической интоксикации, вызываемое повторным употреблением естественного или синтетического вещества». Зависимость разделяется на психическую и физическую.
Психическая зависимость характеризуется овладевающим желанием или неодолимым влечением к употреблению психоактивного вещества, тенденцией к увеличению его дозы для достижения желаемого эффекта, непринятие вещества вызывает психический дискомфорт и тревогу.
Физическая зависимость - состояние, когда употребляемое вещество становится постоянно необходимым для поддержания нормального функционирования организма и включается в схему его жизнеобеспечения. Лишение этого вещества порождает синдром отнятия (абстинентный синдром), заявляющий о себе соматическими, неврологическими и психическими расстройствами.
Основными причинами распространения и употребления алкогольных, наркотических и других психоактивных токсических веществ являются сложившиеся социально-экономические условия, доведение до крайне низкого состояния жизненного уровня подавляющей части населения. Все это порождает неуверенность в завтрашнем дне, значительный рост преступности, обесценивание человеческой жизни и др. [31, с. 129].
Мерсиянова А.П., Жердева Т.С. выделяют среди форм отклоняющегося поведения наиболее серьёзным на сегодняшний день является употребление алкоголя и наркотиков в подростковом возрасте. В настоящее время данная проблема приобрела значение государственной важности, что обусловлено, во-первых, стремительным ростом числа вовлечённых в употребление алкоголя и психоактивных веществ, а, во-вторых, теми проблемами, которые являются средством асоциального поведения: совершение подростками преступлений, развитие соматических заболеваний, снижение интеллектуального уровня, ухудшение генофонда в целом [29, с. 102].
Существенные изменения, по данным В.С. Мухиной, происходят во всех сферах личности подростка. Серьезные сдвиги происходят в познавательной сфере [23, с. 7]
Е.П. Ильин, обобщая работы исследователей в области эмоциональной сферы подростков, приводит следующие ее характеристики. Подростковый возраст обычно характеризуют как период повышенной эмоциональной возбудимости. Подростки отличаются вспыльчивостью, страстностью. Они подвержены частой смене настроения, повышенной аффективности поведения. Некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах. Подросткам свойственна устойчивость эмоциональных переживаний, в частности, они долго не забывают обиды.
Кроме этого, В.Н. Кисловской отмечена повышенная тревожность, по сравнению с другими возрастными периодами. Данный факт связывают с появлением интимно-личностных отношений, со страхом показаться смешным, с еще несформировавшейся способностью принятия себя. Чувства подростка очень противоречивы: он, несомненно, любит родителей, но при этом во время конфликта начинает испытывать к ним чувство ненависти.
Половое созревание существенно изменяет потребностно-мотивационную сферу. Ведущим мотивом становится общение.
По данным И.С. Кона и А.В. Мудрика, типичными чертами личности подростка является стремление к новизне, к оригинальности поведения (иногда отклоняющегося), желание понимать, достигать, бороться, утверждаться, пытаться изменить существующую систему оценок и взглядов, принятых в среде ближайшего окружения.
Таким образом, период подросткового возраста - один из наиболее сложных в социальном и психологическом отношении. В качестве наиболее серьезной проблемы данного возраста выделяется девиантное, отклоняющееся поведение [12, с. 113]
Употребление алкоголя и психоактивных веществ относят к отклоняющемуся поведению, получившему название «девиантное поведение».
Несмотря на некоторые различия, проблемы употребления алкоголя и наркотиков - это во многом схожие виды девиантного поведения.
По мнению многих авторов, в основе формирования зависимости, как алкогольной, так и наркотической, лежит один механизм. Злоупотребление спиртным и психоактивными веществами ведет к деградации личности.
Особый интерес представляют мотивообразующие факторы. Э. Фромм рассматривает употребление наркотиков как частный случай культа потребительства среди молодёжи, следовательно, мотивом приобщения к наркотикам служит стремление «потреблять счастье» как товар.
Личко А.Е.и Дмитриева Е.Д., говорили,что мотив употребления психоактивных веществ определяется типом личности и, в частности, акцентуацией, с чем однако не согласна И.А.Агеева.
А.Е. Личко и В.С. Битенский использовали классификацию мотивов, которую В.Ю. Завьялов разработал для алкоголиков, выделяя вслед за ним и следующие группы мотивов:
социально-психологические мотивы: мотивы, обусловленные традициями и культурой; субмиссивные мотивы, отражающие подчинение давлению других людей или референтной группы; псевдокультурные, как стремление подростка приспособиться к «наркотическим ценностям» подростковой группы;
потребность в изменении собственного состояния сознания: гедонистические мотивы; атарактические мотивы; мотивы гиперактивации поведения;
патологическая мотивация, связанная с наличием абстинентного синдрома и патологического влечения к наркотику.
) При многократном применении наркотические вещества вызывают физическую и психологическую зависимость человека, когда человек уже не может существовать без этих веществ.
Проблема зависимости не исследуется в данной работе, однако при рассмотрении проблемы мотивации употребления алкоголя и психоактивных веществ, нельзя не затронуть вопрос о формировании зависимости [25, с. 36].
В работе Л.А. Сухинской и Э.А. Татаревского предложена схема развития алкогольной зависимости.
Предалкоголизм включает следующие этапы:
) первая проба спиртного;
) случайное употребление алкоголя;
) систематическое пьянство;
) привычное пьянство [12, с. 56] .
После преодоления границы заболевания человек постепенно переходит с первой стадии алкоголизма на третью.
Итак, употребление алкоголя и психоактивных веществ является формой девиантного поведения.
Психологическими исследованиями, проведенными под руководством А.Е. Личко, установлены корреляции между особенностями заострений характера у подростков и отклоняющимся поведением: правонарушениями, сексуальной патологией, вредными привычками, никотиноманией.
Так, гипертимные подростки склонны к групповым формам делинкветного поведения. Они пытаются лидировать среди асоциальных сверстников из легкомыслия, жажды развлечений, получения удовольствия. Гипертимы проявляют интерес не только к бытовому пьянству, но и к широкому кругу дурманящих средств. Циклоиды не склонны к нарушению поведения и могут проявлять склонность к алкоголизации лишь в период подъема настроения. При астено-невротической акцентуации ни делинквентность, ни алкоголизация, ни побеги из дома не встречаются, так же как и у сенситивных акцентуантов. В последнем случае, если и наступает алкогольное опьянение, то алкоголь не веселит и не помогает контактам, а даже, наоборот, может вызывать депрессивную реакцию с ощущением и переживанием собственной неполноценности [13, с. 30].
В ходе исследования, А.А. Вдовиченко удалось выявить, что сами подростки в качестве ведущего мотива употребления алкоголя указывают на то, что это «позволяет выглядеть старше», ссылаются на «престижность» такого поведения. Кроме этого, употребление алкоголя позволяет выразить свой протест («потому что мне запрещают») и облегчает общение со сверстниками. При употреблении наркотиков акцент ставится не столько на социальных факторах, сколько на субъективных эмоциональных состояниях: «желание получить удовольствие», «стремление уйти от реальности», «желание снять стресс».
Кроме детального анализа мотивации приобщения к употреблению алкоголя и наркотиков, В.С. Собкин со своими сотрудниками выявил гендерные различия в реализации данных форм девиантного поведения, а также предположил, что имеет место возрастная динамика изменения мотивации.
В качестве главного мотива употребления психотропных веществ Н.Ю. Максимова называет стремление изменить свое психическое состояние. Данный мотив «лежит» на поверхности, соответственно проблема детерминации аддиктивного поведения кроется глубже. По мнению автора, найти причины алкоголизма и наркомании у подростков - это значит понять почему они хотят изменить психическое состояние искусственным или химическим путем.
При этом очень важно помнить, что ни один из факторов не является основополагающим, решающим. Даже некоторая совокупность факторов ничего не предопределяет однозначно: сложные жизненные обстоятельства, неправильное семейное воспитание, низкий общеобразовательный и культурный уровень окружающей социальной среды влияют на многих детей, однако...
Похожие материалы:
Реферат: Содержание жестокого обращения с детьми подросткового возраста в семьеРеферат: Психолого-педагогические основы коррекции заикания детей дошкольного возраста
Курсовая работа: Психолого-педагогические методологии изучения доверия
Дипломная работа: Психолого-педагогические основы конфликтов в молодой семье
Квалификационная работа: Психолого-педагогические основы развития мышления младшего школьника в учебной деятельности