Курсовая работа: Психолого-педагогические факторы развития агрессивности у дошкольников

Наверное, не найдется ни одного взрослого человека, который бы не сталкивался с проявлениями агрессии у маленького ребенка. Как часто родители жалуются: «С моим малышом совершенно невозможно гулять на детской площадке - он дерется, отбирает игрушки у других детей...», «Моя дочка может замахнуться на меня и даже ударить, если ей что-нибудь не нравится...». Возникает вопрос: как правильно реагировать на такое поведение ребенка?

Дата добавления на сайт: 19 сентября 2024


Скачать работу 'Психолого-педагогические факторы развития агрессивности у дошкольников':


Курсовая работа
на тему: «Психолого-педагогические факторы развития агрессивности у дошкольников»
Содержание
Введение
Глава 1. Особенности психологического развития детей старшего дошкольного возраста
1.1 Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста
1.2 Природа агрессивности и факторы агрессивного поведения детей
1.3 Особенности проявления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста
Выводы к главе 1
Глава 2. Практический анализ агрессивного поведения дошкольников
2.1 Определение наличия агрессивности в поведении детей дошкольного возраста
2.2 Практическая работа с родителями воспитанников
2.3 Анализ результатов проведенной практической работы
Выводы к главе 2
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Наверное, не найдется ни одного взрослого человека, который бы не сталкивался с проявлениями агрессии у маленького ребенка. Как часто родители жалуются: «С моим малышом совершенно невозможно гулять на детской площадке - он дерется, отбирает игрушки у других детей...», «Моя дочка может замахнуться на меня и даже ударить, если ей что-нибудь не нравится...». Возникает вопрос: как правильно реагировать на такое поведение ребенка?
Первое, что хотелось бы отметить, детская агрессия в большинстве случаев - абсолютно нормальная вещь. Проблема заключается не в самой детской агрессивности как реакции на внешние раздражающие факторы, а в тех способах, которые выбирает ребенок для выражения своих негативных чувств. Важно научить малыша выражать гнев и агрессию в приемлемой, безопасной для себя и окружающих форме.
В обычном понимании агрессия - это реакция на срыв какой-то деятельности, планов, на ограничения, запреты или неожиданные трудности. В любом случае, цель такого поведения - устранение перечисленных препятствий. И наиболее частой причиной беспокойства родителей за поведение своих чад и обращения к специалистам является как раз детская агрессия.
Проблемой агрессивного поведения занимались такие авторы как Абрамова Г.С., Алемаскина М.А., Антонян Ю.М., Беличева С.А., Бехтерева В.М., Глоточкина А.Д., Дубровинаа И.В., Знакова В.В., Иванова Е.Я., Игошева К.Е., Исаева Д.Д., Исаева Д.Н., Ковалёва А.Г., Кона И.С., Кондрашенко В.Т., Личко А.Е., Миньковского Г.М., Невского И.А., Пирожкова В.Ф., Платонова К.К., Потанина Г.М., Фельдштейна Д.И. и др.
Достаточно популярным методом диагностики и коррекции агрессивного поведения у детей является использование изобразительной деятельности.
Изобразительная деятельность малыша давно привлекает интерес не только художников, но также педагогов и психологов Ф. Фребель, И. Люке, Г. Кершенштейнер, Н. А. Рыбников, Р. Арнхейм и др. Рисунки детей изучаются с различных точек зрения.
Основные исследования сконцентрированы по большей части на возрастной эволюции детского рисунка (Г. Кершенштейнер, И. Люке) Иные авторы шли по линии психологического анализа процесса рисования (Э. Мейман, Н А Рыбников). Следующая категория работ по детскому рисунку шла по линии измерения одаренности при рисовании. Ученые часто собирали большое количество детских рисунков и распределяли их по степени совершенства. Несколько авторов посвятили свои труды анализу связи умственного роста и рисования (Ф. Гуденаф) Была показана высокая корреляция таких способностей, чем лучше рисунок, тем выше умственная одаренность. На основании этого Ф. Гуденаф рекомендует применять рисование как тест на умственное развитие По заключению А.М. Шуберт, хотя, может оказаться другое объяснение: чем выше рисунок во всех взаимоотношениях, тем характернее он, однако не для жизни ума, а для жизни эмоции. А.Ф. Лазурский и иные специалисты тоже подчеркивали связь между личностью малыша и его рисунком.
В связи с вышесказанным, темой нашей дипломной работы была выбрана «Психолого-педагогические факторы развития агрессивности у дошкольников».
Актуальность нашего исследования состоит в том, что в условиях современного мира дети дошкольного возраста как никогда подвержены развитию стрессового напряжения. Поэтому необходимо основательно исследовать вопросы, связанные с причинами агрессивного поведения дошкольников с целью их предотвращения, а в случае возникновения - подборки специальных мероприятий, направленных на коррекцию агрессивного поведения.
Объект исследования - социально-психологические особенности развития детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - специфика агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
Цель исследования - определить социально-психологические особенности агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
Для достижения цели нашего исследования перед нами были поставлены следующие задачи:
рассмотреть психологические особенности детей старшего дошкольного возраста;
охарактеризовать природу агрессии и факторы агрессивного поведения детей
исследовать особенности проявления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста;
провести практический анализ агрессивного поведения дошкольников;
проанализировать результаты проведенной практической работы
разработать рекомендации по предотвращению развития агрессивности у дошкольников.
Гипотеза исследования: положительное внимание и принятие личности ребенка со стороны взрослых (педагогов и родителей), что ориентирует на безоценочное восприятие личности ребенка является основным фактором, который предупреждает возникновение агрессивности у дошкольников. Положительная психологическая эмоциональная обстановка в семье является наилучшим способом профилактики агрессивности среди дошкольников.
Методологической основой исследования являются подходы к проблеме агрессии и агрессивного поведения, разработанные зарубежными и отечественными психологами и педагогами (С.А. Рубинштейн, Л. Бендер, Ф. Аллан, Х. Дельгадо, Н.Д. Левитон, Е. Лютова, Г. Монина, Р.В. Овчарова).
Теоретическая значимость исследования состоит в конкретизации понятия «агрессивность»; выявлении психолого-педагогических условий преодоления агрессивного поведения дошкольников.
Практическая значимость - выделенные психолого-педагогические условия преодоления агрессивного поведения детей среднего и старшего дошкольного возраста можно использовать в практике дошкольных учреждений как в работе психолога, так и в работе педагогов ДОУ.
Структура исследования: Работа состоит из введения, двух глав - теоретической и практической, выводов к первой и второй главе, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Особенности психологического развития детей старшего дошкольного возраста
.1 Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста
Психология детей таит в себе массу секретов, разобравшись в которых, мы можем наладить здоровые взаимоотношения с ребенком. Не смотря на сложность вопроса, детская психология сегодня достаточно изучена специалистами. Поэтому такие проблемы, как обман, непослушание или агрессия легко решаются при помощи всестороннего изучения психологии детей.
«Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда его потребностей. Важнейшие из них: потребность в общении, с помощью которой усваивается социальный опыт; потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие познавательных способностей, а также потребность в движениях, приводящая к овладению целой системой разнообразных навыков и умений. Развитие ведущих социальных потребностей в дошкольном возрасте характеризуется тем, что каждая из них приобретает самостоятельное значение» [11, c. 62].
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте становится игра. Однако на протяжении всего возрастного периода игровая деятельность претерпевает существенные изменения.
Старший дошкольник (5-7 лет) способен играть длительное время, даже в течение нескольких дней.
В играх большее внимание обращается на воспроизведение морально-этических норм.
Активно развивается конструирование, в процессе которого ребенок усваивает простейшие трудовые навыки, знакомится со свойствами предметов, развивает практическое мышление, учится пользоваться инструментами, предметами обихода.
Рисунок ребенка становится объемным, сюжетным.
Таким образом, на протяжении дошкольного детства последовательно развиваются и совершенствуются игры с предметами, сюжетно-ролевая игра, конструирование, рисование, домашний труд.
Познавательные процессы дошкольника.
В дошкольном возрасте активно развивается сенсорная сфера. Ребенок совершенствуется в точности восприятия цвета, величины, формы, веса и т. д. Он способен заметить различие между разновысотными звуками, звуками, похожими по произношению, усвоить ритмический рисунок, определить положение предметов в пространстве, промежутки времени.
Восприятие ребенка-дошкольника будет более точным, если вызывается яркими раздражителями и сопровождается положительными эмоциями.
К старшему дошкольному возрасту резко возрастает осмысленность восприятия, т.е. представления об окружающем расширяются и углубляются.
Мышление дошкольника представлено тремя видами: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-логическим. В начале дошкольного периода большинство задач ребенок решает с помощью практических действий.
К старшему дошкольному возрасту ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление. На фоне его бурного развития начинает закладываться фундамент логического мышления, которое будет столь необходимым в период школьного обучения.
Внимание ребенка на протяжении всего дошкольного возраста продолжает оставаться непроизвольным, хотя и приобретает большую устойчивость и сосредоточенность.
Правда, чаще всего ребенок бывает сосредоточенным, если занимается интересной, захватывающей деятельностью.
К концу дошкольного периода ребенок способен сохранять устойчивое внимание при выполнении интеллектуальной деятельности: решении головоломок, отгадывании ребусов, шарад, загадок и т. п.
В дошкольном возрасте продолжает активно совершенствоваться речь ребенка. Этому способствует игровая деятельность, по ходу которой дети договариваются о правилах, распределяют роли и т. д.
Идет овладение нормами грамматики, склонениями и спряжениями, сложными предложениями, правилами употребления соединительных союзов, суффиксов и приставок.
В качестве средства общения ребенок употребляет речь следующих видов:
ситуативную;
контекстную;
объяснительную [6, c. 23-24].
Ситуативная речь часто бывает понятной лишь собеседнику, посторонним остается недоступной, в ней много словесных шаблонов, наречий, отсутствуют имена собственные, выпадает подлежащее.
По мере овладения ребенком более сложными видами деятельности, речь становится развернутой, включая пояснения ситуации.
Такая речь называется контекстной. В старшем дошкольном возрасте у ребенка складывается объяснительная речь, когда сохраняется последовательность изложения, выделяется главное.
В дошкольном возрасте достаточно часто встречается и эгоцентрическая речь.
Это промежуточный вид между внешней и внутренней речью и выражается в комментировании своих действий вслух, ни к кому конкретно при этом не обращаясь.
Итак, в дошкольном возрасте возрастает произвольность действий и психических процессов ребенка, углубляются и расширяются знания об окружающем мире.
В дошкольном возрасте начинает активно формироваться самосознание ребенка, что проявляется в самооценке.
На начальном этапе ребенок учится оценивать персонажей сказок, рассказов, затем переносит эти оценки на реальных людей, и только к старшему дошкольному возрасту начинает складываться умение правильно оценивать себя.
На протяжении всего дошкольного возраста чувства сопровождают поведение ребенка.
Малыш еще не в состоянии полностью контролировать свои эмоциональные переживания, его настроение может быстро меняться на противоположное, однако с возрастом чувства приобретают большую глубину и устойчивость.
Повышается «разумность» чувств, что объясняется ускорением умственного развития.
Все чаще можно наблюдать проявление таких чувств, как чувство радости и гордости за выполненное дело, или противоположных - чувств огорчения и стыда, если дело не выполнено, чувство комического (дети придумывают словесные перевертыши), чувство прекрасного.
К концу дошкольного возраста ребенку в некоторых случаях удается сдерживать бурные проявления чувств.
Он постепенно овладевает пониманием невербального языка эмоций.
Таким образом, личностное развитие ребенка в дошкольном возрасте происходит в результате активного взаимодействия с взрослыми людьми.
Уделим особое внимание развитию речи дошкольника.
В ходе развития речь выполняет различные функции: коммуникативную, планирующую, знаковую, экспрессивную.
Коммуникативная функция - одна из основных функций речи. В раннем детстве речь для ребенка является средством общения в основном с близкими людьми. Она возникает по необходимости, по поводу конкретной ситуации, в которую включены и взрослый, и ребенок. В этот период общение выступает в ситуативной роли.
Ситуативная речь ясна собеседнику, но непонятна постороннему человеку, потому что при общении выпадает подразумеваемое существительное и используются местоимения (он, она, они), отмечается обилие наречий и словесных шаблонов. Под влиянием окружающих ребенок начинает перестраивать ситуативную речь на более понятную.
У старших дошкольников прослеживается такая тенденция: ребенок сначала называет местоимение, а потом, видя, что его не понимают, произносит существительное. Например: «Она, девочка, пошла. Он, шар, покатился». На вопросы ребенок дает более подробный ответ [10, c. 16].
Круг интересов ребенка растет, расширяется общение, появляются друзья, и все это ведет к тому, что ситуативная речь сменяется речью контекстной. Здесь отмечается более подробное описание ситуации. Совершенствуясь, ребенок чаще начинает пользоваться данным видом речи, но ситуативная речь пока тоже присутствует.
В старшем дошкольном возрасте появляется объяснительная речь. Это связано с тем, что ребенок при общении со сверстниками начинает объяснять содержание предстоящей игры, устройство машины и многое другое. Для этого требуются последовательность изложения, указания главных связей и отношений в ситуации.
.2 Природа агрессивности и факторы агрессивного поведения детей
Детская агрессивность проявляется в самом раннем возрасте. Агрессивность - это некая модель поведения которую, в данном случае, ребенок демонстрирует окружающим. В первые годы агрессивность проявляется импульсивными действиями: криком, упрямством, драками или бросанием вещей. Таким поведением ребенок “говорит”, что он ощущает себя дискомфортно или беспомощно, что он находится в ситуации фрустрации. Данное агрессивное поведение можно считать агрессивным лишь условно, так как у ребенка нет намерений причинить кому-либо вред.
Слово «агрессия» образовано от латинского aggressio - нападение. Агрессия заложена в животных и в человеке природой и необходима для самозащиты, она обеспечивает выживание вида. В любом случае, агрессивное поведение - это способ реагирования на внешнюю опасность.
Вообще, люди устроены так, что они улыбаются и смеются, когда испытывают радость, плачут, когда им грустно, кричат и ругаются, когда злятся. И это совершенно естественно [15, c. 63-64].
Взрослые не могут не злиться, но сами почему- то считают, что такое поведение со стороны их ребенка недопустимо. Наверное, потому, что когда сами они были маленькими, мама и папа запрещали им проявлять свой гнев. И теперь большинство взрослых людей уверены, что ругаться и кричать - неправильно и даже неприлично. В таком случае немного странно, что взрослые из поколения в поколение учат своих детей тому, чему сами так и не смогли научиться.
Если вдуматься, то агрессивные дети невольно попадают в замкнутый круг. Как показали многочисленные исследования причина такого их поведения - всегда недостаток внимания и понимания со стороны взрослых. Но своим поведением маленькие агрессоры только еще больше отталкивают от себя окружающих, а их неприязнь лишь усиливает протестное поведение ребенка. Ведь именно враждебное неодобрение окружающих, а вовсе не внутренние трудности в большинстве случаев провоцирует ребенка, возбуждая в нем чувство гнева и страха. На самом деле то поведение, которое мы называем как асоциальное является отчаянной попыткой маленького человека восстановить социальные связи. Ведь как правило, до вспышки явной агрессии ребенок выражает свою потребность в более мягкой форме, но взрослые не видят, не слышат и не понимают этого.
С одной стороны, данные исследований показывают (и наш житейский опыт говорит о том же), что если ребенку один раз удалось добиться агрессией того, что он хотел, взрослые уступили ему, то он и впредь будет прибегать к такому способу добиваться своего. Но и наказание за агрессию приводит к такому же результату - к ее усилению. После наказания ребенок, возможно, и перестанет, например, драться во дворе или портить вещи в доме (по крайней мере в присутствии того, кто может за это наказать), но эта загнанная внутрь агрессия обязательно проявится как-нибудь еще: не дома, так в детском саду, не в виде драки, а в виде обидных прозвищ в адрес сверстников. Агрессия, наконец, может направиться на самого себя (так называемая аутоагрессия) в виде желания сделать себе больно, придумывания про себя всяких нелицеприятных историй и пр. То есть, наказания за агрессию не снижают, а наоборот, повышают ее уровень. Ведь если вдуматься, наказание - самый яркий пример, который только могут подать взрослые этой самой агрессивности, пример того, что она вполне годится в качестве меры воздействия.
Американские психологи в 1994 году провели эксперимент, в котором пытались установить связь между шлепками, которыми родители награждали маленьких агрессоров и степенью проявления их агрессивности. Результат эксперимента был вполне прогнозируемым: дети, которых наказывали, вели себя гораздо агрессивнее со сверстниками в детском саду, чем те, которые не знали физического наказания [2, c. 51].
Все вышесказанное вовсе не означает, что родители и воспитатели не должны реагировать на приступы агрессии ребенка. Тут вполне подходит так называемая «поведенческая терапия», правило «стимул - реакция». Пусть ребенок знает, что взрослым не нравится его поведение и они оставляют за собой право лишить его, например, просмотра мультиков или похода в кафе или прогулки с друзьями. Но только это не должно звучать в директивной форме, следует объяснять малышу, что любое его действие влечет за собой последствия, пусть он знает об этом. Но при этом не следует забывать отмечать похвалой или поощрением любое достижение ребенка: помог другу, сразу послушался бабушку, сделал что-то хорошее и так далее.
Агрессивное поведение может быть прямым, когда человек не скрывает свою агрессию от окружающих. Проявляется это различными способами, начиная от высказывания...

Похожие материалы:

Квалификационная работа: Психолого-педагогические основы развития мышления младшего школьника в учебной деятельности

Курсовая работа: Психолого-педагогические методологии изучения доверия

Курсовая работа: Психолого-педагогический аспект развития социально-коммуникативной компетентности подростка

Квалификационная работа: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКА

Реферат: Психолого - педагогические аспекты профилактики употребления ПАВ детьми подросткового возраста