Дипломная работа: Психолого-педагогические основы конфликтов в молодой семье

Семейная политика всех цивилизованных государств своей приоритетной задачей считает укрепление института семьи. Однако в современных системах воспитания и образования большинства стран практически отсутствует специальная подготовка к браку и выполнению супружеских обязанностей. Молодые люди вступают в брак, находясь во власти сентиментальных, романтических представлений, не зная правил и закономерностей супружеской жизни. Многие из них потом довольно быстро расходятся.

Дата добавления на сайт: 22 августа 2024


Скачать работу 'Психолого-педагогические основы конфликтов в молодой семье':


Министерство образования и науки Республики Казахстан
Костанайский социально технический университет имени академика З. Алдамжар
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Психолого-педагогические основы конфликтов в молодой семье
Хажиев Руслан Рафаилович
Костанай 2010
Содержание
Введение
. Психолого-педагогические аспекты проблемы конфликтов в молодой семье
.1 Особенности молодой семьи и её эволюция в современном обществе
.2 Конфликты как психолого-педагогическая проблема молодых супругов
.3 Основные методы психолого-педагогической деятельности по профилактике и коррекции супружеских конфликтов
. Опытно-экспериментальная работа по изучению особенностей семейных конфликтов в молодой семье
.1 Констатирующий этап эксперимента: краткое описание выборки и методов исследования
. Изучение уровня психологической подготовленности молодых супругов к разрешению конфликтных ситуаций
.1 Экспериментальная работа: организация, анализ и интерпретация
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Семейная политика всех цивилизованных государств своей приоритетной задачей считает укрепление института семьи. Однако в современных системах воспитания и образования большинства стран практически отсутствует специальная подготовка к браку и выполнению супружеских обязанностей. Молодые люди вступают в брак, находясь во власти сентиментальных, романтических представлений, не зная правил и закономерностей супружеской жизни. Многие из них потом довольно быстро расходятся.
Главная причина разводов в молодых семьях - возникшие конфликты, которые молодые супруги не смогли разрешить конструктивным путём.
Большинство специалистов сходятся во мнении, что современная семья переживает подлинный кризис, причем проявление этого кризиса обнаруживается тем ярче, чем выше общий уровень социально-экономического развития общества, чем выше уровень жизни и материального благополучия людей. Особые трудности испытывает молодая семья, которая сегодня наиболее нуждается во внимании и поддержке как со стороны государства, так и со стороны психологической науки и практики.
Большинство психологов и социологов, исследующих семейные отношения, подчеркивают важность начального периода развития семьи (Антонюк Е.В., Гребенников И.Ф., Дементьева И.Ф., Дмитриенко А.К., Зуськова О.В., Кратохвил С, Левкович В.П., Лидере А.Г., Мацковский М.С., Меньшутин В.П., Навайтис Г., Ричардсон Р., Сысенко В.А., Трапезникова Т.М., Олейник Ю.Н., Филиппова Г.Г., Харчев А.Г.,. Burges E. и др.). Именно в этот период происходит супружеская адаптация, формируются семейные нормы, осуществляется овладение ролевым поведением. Одновременно в этот период обостряются почти все проблемы супружеской жизни. «Как и все живое, семья бывает наиболее слабой в момент возникновения» (цит. по [12]).
Множество тенденций, замеченных психологами в области межличностного взаимодействия и психологии семьи, разнообразие теоретических предположений, порождающих спектр концептуальных моделей межличностных отношений, свидетельствуют об актуальности осмысления психологии семейных отношений. В реалиях XXI века еще острее стоят вопросы по поводу того, как нам обрести устойчивый, гармоничный союз с другим человеком и каким образом сохранить этот союз на протяжении всей жизни.
Вирджиния Сатир [2], известный американский психолог, считает, что «...Хорошо налаженные семейные отношения - это вопрос выживания, вопрос первостепенной жизненной важности. Неблагополучные семьи порождают неблагополучных людей с низкой самооценкой, что толкает их на преступление, оборачивается душевными болезнями, алкоголизмом, наркоманией, нищетой и другими социальными проблемами. Если мы приложим все усилия, чтобы семья стала тем местом, где человек может получить настоящее гуманистическое воспитание, мы обеспечим себе более безопасный и человечный мир вокруг. Семья может стать местом формирования истинных людей».
Сама по себе тема “природа конфликтов в молодой семье” не получила должной разработки в современной педагогике и психологии, (в настоящее время публикации на эту тему у нас единичны и представляют собой, главным образом, обзор зарубежных исследований).
В предупреждении и преодолении семейных конфликтов очень многое зависит от искусства общения в семье, основу которого составляет стремление сгладить назревающий семейный конфликт, а не разжигать его; умение воспринимать супруга таким, какой он есть, видеть в нем прежде всего положительное, не выпячивать его недостатки, преувеличивая их значение; стремление видеть источник своего раздраженного состояния прежде всего в себе самом, а не в супруге.
Конечно, существуют попытки в педагогике, социологии, психологии и сексологии проникнуть в интимный мир людей. Создается необходимая литература о семье и браке. Возникают различные центры молодой семьи, клубы знакомств, консультации и др. Но сегодня этого недостаточно.
Молодым людям необходимо знать не только этику и психологию, но и педагогику супружеской жизни, уметь увидеть разницу между влюбленностью, любовью и страстью; разобраться в своем чувстве, учесть особенности психологии мужчины и женщины, чтобы не ошибаться или, по крайней мере, меньше ошибаться и страдать, чтобы уметь извлекать полезное из допущенных ошибок, исправлять их.
На наш взгляд, изучение причин возникновения конфликтов в диаде “супруг-супруга” в молодой семье в период первичной адаптации является необходимым и очень важным. И в данной работе мы изучаем природу конфликтов в молодой семье в период первичной адаптации.
В Республике Казахстан семейная политика государства предусматривает укрепление семьи. Президент нашей страны издал указ о том, что молодой семье предоставляется ряд определенных привилегий: первоочередное обеспечение жилой площадью, кредитом и т.д. При этом молодой семьей считается семейная пара, в которой оба супруга не достигли 29 лет, а также неполная семья, в которой ребенка воспитывает один из родителей, не достигший возраста 29 лет, в том числе разведенный, вдовый.
В Законе Республики Казахстан от 7 июля 2004 года № 58 «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан» в статье 10 «Государственная поддержка молодых семей» разработаны специальные меры по оказанию помощи молодой семье.
В целях государственной поддержки молодых семей центральные и местные государственные органы в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, разрабатывают, утверждают, реализуют отраслевые и региональные программы.
Формирование и реализация отраслевых и региональных программ в области государственной поддержки молодых семей осуществляются в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Республики Казахстан на основе анализа социальных потребностей молодых семей, в отношении которых устанавливаются меры государственной поддержки.
Отдельным пунктом статьи 10 закона «Государственная поддержка молодых семей» 2004 г. внесена задача «развития системы консультирования по проблемам семейной жизни, психолого-педагогическим, правовым и другим вопросам молодых семей» [1].
Указанные меры направлены на создание системы учреждений, непосредственно осуществляющих психолого-педагогическую помощь молодым семьям.
Поскольку данная система находится только в начальной стадии своего зарождения, существует острая необходимость в исследовании данной проблемы, создании необходимого инструментария для практической реализации деятельности таких учреждений.
Актуальность данной проблемы побудила нас обратиться к теме исследования « Психолого-педагогические основы конфликтов в молодой семье».
Объект исследования: молодая семья в период первичной адаптации.
Предмет исследования: социально-педагогические и психологические особенности процесса семейного конфликта в молодой семье.
Цель исследования: выявить причины конфликтности в молодой семье в период первичной адаптации и найти социально-педагогические и психологические пути разрешения конфликтов.
Гипотеза исследования: одной из причин возникновения конфликтов в молодой семье является неподготовленность супругов к браку, обусловленная недостаточным уровнем психолого-педагогических знаний и умений, отсутствием необходимых представлений о правилах поведения в конфликтных ситуациях и их преодолении, нехваткой взаимопонимания и различными взглядами и стереотипами поведения супругов.
На основании объекта, предмета, цели и гипотезы исследования нами были выдвинуты следующие задачи:
Проанализировать теоретические подходы к проблеме молодой семьи в психолого-педагогической литературе.
Выявить причины возникновения семейных конфликтов.
Произвести экспериментальное исследование по выявлению причин конфликтов в диаде «супруг-супруга».
Разработать и апробировать коррекционную программу по предотвращению возникновения конфликтов в молодой семье в период первичной адаптации.
Выборка для данного исследования составила 20 человек (10молодых пар).
директивный стиль руководство
1. Психолого-педагогические аспекты проблемы конфликтов в молодой семье
1.1Особенности молодой семьи и её эволюция в современном обществе
Семья как социальный институт возникла в процессе развития общества. На первых порах его развития отношения между мужчиной и женщиной, старшим и младшим поколением регулировались племенными и родовыми обычаями. С возникновением нравственности, религии, а затем государства регулирование половой жизни приобрело нравственный и правовой характер. Это позволило еще больше усилить социальный контроль над браком. С развитием общества происходили определенные изменения в брачно-семейных отношениях. Наряду с официально зарегистрированными в институтах общества (церковными, государственными и др.) появились гражданские союзы, в которых супруги связаны отношениями моральной и материальной зависимости.
Семья является объектом изучения многих наук: социологии, психологии, педагогики, демографии, этики, истории и других, этот факт обуславливает существование достаточно разных определений данного понятия.
По мнению А.Г. Харчева, семью можно определить как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, эмоциональной связью и взаимными моральными обязанностями [3].
А.И. Антонов определяет семью несколько иным образом: это основанная на интимной общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. То есть здесь идет речь о семье как о триединстве: супружество-родительство-родство, остальные типы семьи А.И. Антонов называет «семейными группами». Таким образом, с точки зрения данного автора, главным признаком семьи является наличие в ней детей [4].
По мнению Шапошникова Е.А. , брак и семья существуют лишь тогда, когда оба супруга признают себя состоящими в браке и осознают себя членами одной семьи [5].
Итак, первоначально основу семейных отношений обычно составляет брак. Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать как систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода на основе определенных ценностей и норм, подверженных социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций. В то время как термин «брак» употребляется для обозначения юридически оформленного союза, «семья» выражает внутренние сущностные характеристики межличностных отношений брачных партнеров, родителей и детей, а также родственников.
Таким образом, семейные отношения могут складываться как реально существующие союзы вне зависимости от формы их заключения, то есть фактические (незарегистрированные) и зарегистрированные браки. На первый план выступает следующий признак семьи: осознание и принятие обоими супругами факта совместности в моральном, эмоциональном, финансовом и хозяйственно-бытовом планах. В данном случае важное и определяющее значение имеет добровольное признание данного факта и мужчиной и женщиной.
Жизнь семьи и ее социальные функции многогранны. Они связаны с интимной жизнью супругов, продолжением рода, воспитанием детей. Все это основывается на соблюдении определенных нравственных и правовых норм: любви, уважения, долга, верности и т.д.
Семья - это такой фундамент общества и такая микросреда, климат которой способствует или препятствует развитию моральных и физических сил человека, становлению его как социального существа. Именно в семье закладываются те нравственные основы, которые способствуют развитию личности.
Семья оказывает самое большое влияние на личность ребенка. В сфере воздействия семьи одновременно сказываются и интеллект и эмоции ребенка, его взгляды и вкусы, навыки и привычки. Семейное воспитание имеет практически всеобъемлющий характер, ибо оно не сводится только к внушению, а включает в себя все формы воздействия на формирующуюся личность: через общение и непосредственное наблюдение, труд и личный пример окружающих. Иными словами, развитие ребенка органически вписано в жизнедеятельность семьи. Воспитательную функцию семьи трудно переоценить.
Общество кровно заинтересовано в прочной, духовно и нравственно здоровой семье. Она требует внимания и помощи со стороны государства в выполнении социальных функций, воспитании детей, в улучшении материальных, жилищных и бытовых условий. Особенного отношения как наиболее хрупкая и уязвимая требует к себе молодая семья.
Молодое супружество, в соответствии с мнением Аберкромби Н., [6] - это супружество, продолжающееся менее 5-ти лет. В российской психологии, как правило, используется периодизация развития семьи, предложенная В.А. Сысенко [7]. Согласно этой периодизации, термин «молодая семья» понимается довольно расширенно - «совсем молодые браки» - от 0 до 4 лет стажа и «молодые браки» от 5 до 9 лет.
В Казахстане молодой семьей считается семейная пара, в которой оба супруга не достигли 29 лет, а также неполная семья, в которой ребенка воспитывает один из родителей, не достигший возраста 29 лет, в том числе разведенный, вдовый [8].
Многие исследователи выделяют в качестве первого периода развития семьи первые год-два совместной жизни. На значимость именно этого отрезка жизненного цикла семьи указывает уже тот факт, что, по разным источникам, за это время распадается от 20% (Т.М. Трапезникова [9]) до одной трети всех семей (В.А. Сысенко [7].
В этот период супруги привыкают друг к другу, покупают мебель и предметы обихода, часто не имеют собственной квартиры и живут с родителями одного из них. Со временем появляется квартира, которая постепенно обставляется, строится собственное домашнее хозяйство. Супруги ожидают детей, с рождением которых возникают обязанности, связанные с уходом и заботой о них. В профессиональной области молодые супруги только приобретают какую-либо квалификацию, постепенно они достигают определенного положения, адаптируются к новой семейной обстановке. Жена некоторое время находится в декретном отпуске. Совместная жизнь требует немалых затрат, в том числе психологических.
Многочисленные исследования социологов, психологов, педагогов говорят о том, что стабильная семья может быть создана при определенной готовности молодых людей к семейной жизни. А.Н. Сизанов утверждает, что понятие “готовность к семейной жизни” включает в себя социально-нравственную, мотивационную, психологическую и педагогическую готовность [10].
Социально-нравственная готовность к семейной жизни предполагает гражданскую зрелость (возраст, среднее образование, профессия, уровень нравственного сознания), экономическую самостоятельность, здоровье. Социологические исследования показывают, что раннее заключение брака является важным фактором, влияющим на удовлетворенность отношениями между супругами. Создать семью можно в 18 лет, но наиболее благоприятный с медицинской точки зрения возраст вступления в брак - 20-22 года для девушек и 23-28 - для юношей (здесь учитывается тот факт, что мужской организм достигает полной зрелости позже женского). При изучении успешных и неуспешных браков (к успешным относятся те, где оба супруга удовлетворены своими отношениями и считают свой брак прочным) выяснилось, что в группе успешных семей только 43% женщин вступили в брак до 21 года, в неуспешных - 69%. По данным Н. Г. Юркевича, у мужчин в возрасте до 21 года включительно процент распавшихся браков в 2.2 раза больше процента заключенных[11].
Важным моментом, обеспечивающим адаптацию супругов в семейной жизни, является соотношение их возрастов. Сексологи утверждают, что семьи, в которых жена старше мужа, в подавляющем большинстве непрочны. При этом, чем старше возраст вступающих в брак, тем на большее число лет муж должен быть старше жены. Если например, женщине, вступающей в брак 20-22 года, то мужчине может быть 24-26; если женщине 25 лет, то мужчине - около 30 и т.д. Однако, максимальный разрыв в возрасте супругов не должен превышать 8-12 лет (25, 13).
Уровень нравственного сознания молодых людей - одно из важных условий готовности к созданию семьи. Развитое нравственное сознание проявляется в понимании молодежью социальной значимости семьи, в серьезном отношении к браку, в продуманном выборе спутника жизни, в чувстве ответственности за создаваемую семью, в глубоком уважении к будущему мужу (жене), к представителям старшего поколения, к другим членам семьи, в чуткости, а также в общении с ними.
Т.М. Афанасьева, например, приводит тот факт, что по данным социологических исследований современные невесты прежде всего ищут в будущем спутнике... интеллигентность, т.е. очень сложный комплекс самых высоких человеческий свойств. Это и ум, и эрудиция, и чуткость, такт, культура внутренняя и внешняя. На втором месте - отношение к женщине как другу, заботливое отношение к семье детям, затем - разумная воля, трудолюбие, трезвость, чувство юмора, стремление к всестороннему совершенству, физическая красота [12].
Юноши ищут в своих избранницах прежде всего сочетание доброты, мягкости, самоотверженности, женственности с верностью супружескому долгу. Но и для них также важны ум и деловые достоинства подруги, которой придется трудиться наравне с мужем [13].
В исследованиях Богданова Г.Т. также было подтверждено, что в настоящее время юноши и девушки, считая любовные отношения самоценными, далеко не в каждом любовном партнере видят будущего спутника жизни [14].
Готовность к созданию семьи и ее благополучие во многом зависят от состояния здоровья молодых людей, вступающих в брак. Но здоровье приобретается не за один день, а в течение всей предшествующей жизни. Здоровый образ жизни способствует развитию духовной культуры человека, укреплению внутрисемейных отношений, поддержанию дружеских и высоконравственных...

Похожие материалы:

Реферат: Психолого-педагогические основы коррекции заикания детей дошкольного возраста

Квалификационная работа: Психолого-педагогические основы развития мышления младшего школьника в учебной деятельности

Реферат: Психолого - педагогические аспекты профилактики употребления ПАВ детьми подросткового возраста

Реферат: Психолого-педагогические особенности тестовой формы контроля

Квалификационная работа: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКА