Квалификационная работа: Психолого-педагогические основы развития мышления младшего школьника в учебной деятельности

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития мышления младших школьников
.1 Особенности мышления и мыслительной деятельности
.2 Специфика мышления в младшем школьном возрасте
.3 Особенности активизации мышления и мыслительной деятельности
Выводы по первой главе
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование развития мышления младших школьников
.1 Организация исследования
.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента
.3 Содержание формирующего эксперимента
.4 Результаты контрольного эксперимента
Заключение
Библиография
Приложения

Дата добавления на сайт: 22 августа 2024


Скачать работу 'Психолого-педагогические основы развития мышления младшего школьника в учебной деятельности':


Министерство образования и науки Российской Федерации
Армавирская государственная педагогическая академия
Факультет дошкольного и начального образования
Кафедра социальной, специальной педагогики и психологии
Выпускная квалификационная работа
Психолого-педагогические основы развития мышления младшего школьника в учебной деятельности
Выполнила:
студентка 6 курса ОЗО ФДиНО
Свинаренко Нина Владимировна
Научный руководитель -
доцент, канд. психол. наук
Белоус Ольга Валерьевна
г. Армавир, 2014
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития мышления младших школьников
.1 Особенности мышления и мыслительной деятельности
.2 Специфика мышления в младшем школьном возрасте
.3 Особенности активизации мышления и мыслительной деятельности
Выводы по первой главе
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование развития мышления младших школьников
.1 Организация исследования
.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента
.3 Содержание формирующего эксперимента
.4 Результаты контрольного эксперимента
Заключение
Библиография
Приложения
Введение
Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показали, что ребенок, не научившийся учиться, не умеющий анализировать ситуацию в начальных классах школы, в средних классах обычно переходит в разряд неуспевающих. "Умение учиться" должно быть сформировано в ходе обучения ребенка в начальных классах и является в итоге одним из новообразований младшего школьного возраста. Основным условием формирования подобного умения является осуществление ребенком эффективной учебной деятельности, являющейся ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте [13].
Учебная деятельность - это особый вид деятельности, в процессе которого происходит не только приобретение детьми знаний, формирование научных понятий, но, прежде всего, происходит изменение в уровне общего и умственного развития [36]. В связи с этим именно от овладения компонентами учебной деятельности будет зависеть успешность дальнейшего обучения и развития учащихся.
Одним из важных направлений в решении этой задачи является создание в начальных классах условий, обеспечивающих полноценное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы и самостоятельности. Однако такие условия обеспечиваются в начальном обучении пока не в полной мере, поскольку все еще распространенным приемом в практике преподавания является организация учителем действий учащихся по образцу; зачастую учителя предлагают детям упражнения тренировочного типа, основанные на подражании и не требующие проявлений выдумки и инициативы.
Развитие самостоятельного, поискового, логического мышления, проявляющегося, в частности, в своеобразном видении ребенком проблемной ситуации, требует индивидуального подхода, который бы учитывал особенности мыслительной и учебной деятельности каждого ученика.
Создание в начальной школе условий, необходимых для формирования у младших школьников развернутой и полноценной учебной деятельности, будет способствовать психическому развитию детей, а также решению других задач образования.
Огромные социальные преобразования, происходящие в нашей стране, бурный научно-технический прогресс представляют все более высокие требования к обучению и воспитанию каждого человека, к его образованию и самообразованию, вообще к его психическому развитию. В этих условиях становится особенно актуальным формирование у всех людей творческого подхода, активной жизненной позиции в труде, учении, в общественной работе - во всех делах и поступках. Основы такого воспитания закладываются уже в школе - прежде всего благодаря учебно-воспитательной работе педагогов.
Учебная деятельность представляет собой процесс, в результате которого человек приобретает новые или изменяет существующие у него знания, умения и навыки, совершенствует и развивает свои способности. Такая деятельность позволяет ему приспосабливаться к окружающему миру, ориентироваться в нем, успешнее и полнее удовлетворять свои основные потребности, в том числе потребности интеллектуального роста и персонального развития. Обучение предполагает совместную учебную деятельность учащегося и учителя, характеризует процесс передачи знаний, умений и навыков, а если говорить шире - жизненного опыта к учащемуся. Когда говорят об учении, то акцентируют внимание на том, что делает учитель, на его специфических функциях в процессе научения.
Успех научения зависит от многих факторов, и среди них важное место занимают психологические факторы: мотивация учебной деятельности, произвольность познавательных процессов восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи, наличие у обучаемого волевых и ряда других качеств личности. Важное значение в процессе приобретения знаний имеет установка на научение, то есть постановка учителем и принятие учащимися учебной задачи, смысл которой для учителя заключается в том, чтобы научить, а для ученика чему-либо научиться.
Учебная деятельность, для того чтобы быть успешной и приводить к хорошим результатам обучения, должна соответствовать следующим основным требованиям:
быть как для обучающего, так и для обучаемого разносторонне мотивированным процессом, то есть побуждать учителя как можно лучше обучать, а учащегося как можно старательнее учиться;
иметь развитую и гибкую структуру;
осуществляться в разнообразных формах, позволяющих преподавателю наиболее полно реализовать свой творческий педагогический потенциал, а учащемуся использовать свои индивидуальные возможности для усвоения передаваемых ему знаний, умений и навыков;
выполняться при помощи современных технических средств обучения, освобождающих как преподавателя, так и учащихся от необходимости осуществления множества рутинных операций.
Все вышесказанное и обусловливает актуальность рассматриваемой нами проблемы.
В связи с этим целью настоящего исследования является определение особенностей и возможностей развития мышления в младшем школьном возрасте.
Объектом исследования является мышление младших школьников.
Предмет - развитие мышления младших школьников.
В ходе исследования мы исходили из следующей гипотезы: повышение уровня развития мышления зависит от соблюдения следующих условий:
) учет индивидуальных и возрастных особенностей и закономерностей развития мышления;
) использование в индивидуальной и групповой форме на уроках и во внеурочное время комплекса разнообразных упражнений, направленных на развитие всех проявлений мышления младших школьников.
Задачи исследования:
на основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы дать научное обоснование мышления как психического процесса, операций мышления;
изучить возможности и условия развития мышления младших школьников;
определить с помощью специально подобранного комплекса психодиагностических методов и методик уровень и особенности мышления младших школьников;
разработать комплекс коррекционно-развивающих упражнений с целью улучшения уровня мышления учащихся и повышения их успеваемости,
определить эффективность проведенной работы.
Методологической основой исследования послужили следующие концепции:
исследования возрастного развития (Выготский Л.С., Эльконин Д.Б. и др.);
исследования мышления и мыслительной деятельности (Тихомиров О.К., Рубинштейн С.Л. и др.).
исследования деятельности и учебной деятельности (Леонтьев А.Н., Выготский Л.С., Эльконин Д.Б., Давыдов В.В., Гальперин П.Я. и др.).
Практическая значимость исследования, проведенного нами, состоит в том, что:
выявление психологических особенностей и уровня развития мышления у детей младшего школьного возраста создает благоприятные условия для целенаправленной работы с детьми по развитию у них интеллектуальных способностей;
использование комплекса интеллектуально-развивающих игр, упражнений позволяет повысить эффективность воспитательно-образовательной работы, направленной на развитие мышления младших школьников в учебной деятельности.
Исследование проводилось по следующим этапам:
этап: изучение психолого-педагогической литературы по проблеме с целью определения гипотезы, целей, задач исследования.
этап: подбор и проведение психодиагностических методов и методик, анализ полученных данных с целью определения уровня и особенностей мышления учащихся экспериментального класса, наблюдение за учебной деятельностью детей, беседы с учителем.
этап: проведение формирующего эксперимента, направленного на изменение уровня развития мышления.
этап: обобщение материалов исследования, анализ полученных данных, оформление исследования.
Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; наблюдение за работой учителя и учащихся; беседы с учащимися, учителем, родителями детей; эксперимент.
Структура работы: квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы, приложения.
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития мышления младших школьников
.1 Особенности мышления и мыслительной деятельности
Умственное развитие, развитие мышления является важной стороной в развитии личности младших школьников, в частности, ее познавательной сферы.
Мышление человека характеризуется активным поиском связей и отношений между разными объектами, событиями, вещами, предметами. Именно направленность на отражение прямо не наблюдаемых связей и отношений (например, причинно-следственных связей, условных), на выделение в вещах и явлениях главного и неглавного, существенного и несущественного и отличает мышление как познавательный процесс.
В отечественной и зарубежной психологии проблемой изучения мышления занимались ряд выдающихся психологов Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Л.С. Выготский, Л.Ф. Обухова, Н.Н. Поддъяков, П.Я. Гальперин, С.Л. Новоселова, М.Ю. Кистякова и многие другие. В связи с этим существует множество определений понятия мышления, в зависимости от исходных теоретических положений.
Так, в общей психологии [25] мышление определено как опосредованное, обобщенное отражение действительности человеком в ее существенных связях и отношениях.
"Мышление - высшая ступень человеческого познания, процесса отражения объективной деятельности. Позволяет получать знания о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания". Такое пояснение процессу мышления мы находим в Советском энциклопедическом словаре.
Ожегов С.И. под понятием "мышление" подразумевает "способность человека рассуждать, представляющую собою процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях".
Мы мыслим, думаем, когда пытаемся установить причины каких либо явлений или рассчитать, какие последствия они могут иметь. Мышление есть только там, где выясняется что-то новое для человека. Прямое познание в восприятии, в мышлении сменяются косвенным познанием: наблюдая одни явления, мы судим о других, которые определенным образом с ними связаны. Косвенное познание, свойственное мышлению, открывает путь для выявления скрытых свойств вещей, в том числе таких, которые вообще недоступны человеческим органам чувств. Это, например, знание о рентгеновских лучах путем воздействия на фотографическую пластину.
Мышление тесно связано с речью. Выделяя признаки предметов и явлений, человек обозначает их словом. Обозначая каждый воспринимаемый предмет его признак или действие, состояние или отношение, человек отражает их обобщенно. Каждый частный случай человек подводит под общее правило.
Основные признаки мышления: обобщенность и опосредованность. Обобщенное отражение действительности, каким является мышление, есть результат переработки опыта индивида и общества, закрепленного с помощью языка в устной и письменной речи. Опосредованность отражения действительности позволяет выявить и понять то, что становится доступным сознанию только благодаря косвенным признакам, часто получаемым при посредстве приборов.
Мышление дает возможность понять закономерности материального мира, причинно- следственные связи в природе и в общественно- исторической жизни, закономерности психики людей.
Источником мыслительной деятельности является практика. Труд, учение, игра, любые виды деятельности людей как практика являются источником и областью применения результатов мыслительной деятельности.

Схема 1
Понятия - это форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Каждый предмет и каждое явление имеют много различных признаков, свойств, которые можно разделить на существенные и несущественные.
Существенные признаки предмета - это группа признаков предмета, каждая из которых, отдельно взятый, необходим, а все вместе достаточны, чтобы с их помощью можно было отличить данный предмет от всех остальных. Существенные свойства предметов или явлений люди познают в процессе своей общественной практики. Познавая их, они обозначают эти свойства словами созданного всем обществом языка. Мыслить понятиями - значит мыслить словами.
Единичным называется понятие, которое может быть отнесено только к единственному предмету независимо от того, к какому классу принадлежит этот предмет.
Общим называется понятие, которое относится к классу предметов, притом к любому предмету из этого класса. Например, "самолет", "государство" и так далее.
Понимание взаимоотношений между понятиями служат основой усвоения системы понятий, отражающей реальные связи и зависимости предметов и явлений действительности.
Суждение - это форма мышления, позволяющая устанавливать связи между познаваемыми явлениями как связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира и их свойствами и признаками.
В зависимости от того, как относится ли то, что мы утверждаем или отрицаем, к одному предмету, к некоторым предметам известного класса или к каждому предмету, суждения будут единичными, частными или общими.
В зависимости от того, как суждения отражают объективную действительность, они являются истинными или ложными. Истинное суждение выражает такую связь между предметами и их свойствами, которая существует в действительности. Ложное суждение выражает связь между объективными явлениями, которая в действительности не существует, например: "Не все люди смертны". Истинность суждений проверяется практикой.
Форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, называется умозаключением. Примерами умозаключений могут служить доказательства теорем по геометрии, доказательства законов в физике, химии, электронике и других науках.
Человек пользуется в основном двумя видами умозаключений - индуктивным и дедуктивным.
Индукция - это способ рассуждения от более частных суждений к более общему, установление общих правил и законов на основании изучения отдельных фактов и явлений: "Все металлы электропроводны".
Дедукция - это способ рассуждения от общего суждения к частному, познание отдельных фактов и явлений на основании знания общих законов и правил (например: "Все металлы электропроводны. Железо - металл. Следовательно, железо электропроводно").
Важнейшими психологическими показателями умозаключений являются самостоятельность и уверенность в суждениях. Уверенность зависит от наличия необходимых знаний, касающихся того, о чем нужно судить. Важную роль в самостоятельности суждений, наряду с необходимыми знаниями, играют такие качества личности, как критичность и внушаемость, которые в заключительной степени зависят от ее убеждений, привычек, умений и волевых качеств.
Психология изучает мышление и как познавательную деятельность, дифференцируя ее на виды в зависимости от уровней обобщения и характера используемых средств, их новизны для субъекта, степени его активности, адекватности действительности.
В связи с этими основаниями различают следующие виды мышления:
Виды мышления
Основание вида Вид мышления
генезис мышления наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое
тип познания эмпирическое (практическое), теоретическое
функции мышления творческое, критическое, репродуктивное
степень рефлексии интуитивное, аналитическое (логическое)
средства действия вербальное, невербальное
отношение к действительности реалистическое, аутистическое
путь познания индуктивное, аналитическое (дискурсивное), рефлексивное
Схема 2
Наглядно-действенное - это простейший вид мышления, отражение связей и отношений предметов и явлений, которые непосредственно включены в практическую деятельность человека. С этого вида мышления начинаются развитие мышления в онтогенезе. Первоначально ребенок решает задачи, непосредственно действуя с предметом. Этот вид мышления оказывается необходимым и незаменимым во всех тех случаях, когда наиболее целесообразным оказывается решение мыслительной задачи непосредственно в процессе практической деятельности.
Наглядно-образное мышление - вид мышления, связанный с представлением ситуаций и изменений в них. При действии этого вида ситуация преобразуется в плане образа. Об этом виде мышления можно говорить в тех случаях, когда человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, стремится обобщить различные образы предметов, явлений, событий. Это отвлеченные и обобщенные образы, в которых выделены только те признаки и отношения предметов, которые важны для решения мыслительной задачи.
Словесно-логическое мышление - вид мышления, которое осуществляется при помощи рассуждений, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций. Оно функционирует на базе языковых средств. В структуре мышления словесно-логического формируются и функционируют различные виды обобщений, осуществляется при помощи логических операций с понятиями. Именно этот вид мышления позволяет устанавливать наиболее общие закономерности, определяющие развитие природы и общества, самого человека. Благодаря этому виду мышления, человеку удается наиболее обобщенно решать мыслительные задачи.
Теоретическое мышление - происходит познание законов и правил. Решение задачи происходит с начала и до конца в уме с использованием готовых знаний. Виды:
образное мышление - материал - представления, образы,
понятийное мышление - опирается на знания, выраженные в понятиях, суждениях, умозаключениях.
Эмпирическое мышление - обеспечивает подготовку физического преобразования действительности (постановка цели, создание плана, проекта, схемы). Развертывается в условиях дефицита времени, разрешает частные конкретные задачи. Виды:
наглядно-действенное - позволяет осуществлять практическую преобразовательную деятельность с реальными...

Похожие материалы:

Дипломная работа: Психолого-педагогические основы конфликтов в молодой семье

Реферат: Психолого-педагогические основы коррекции заикания детей дошкольного возраста

Курсовая работа: Исследование индивидуального стиля поведения детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи в учебной деятельности

Курсовая работа: Особенности развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста

Курсовая работа: Эмпирическое исследование влияния стрессовых ситуаций на эмоциональную сферу младшего школьника