Квалификационная работа: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКА

Брак, семья, развод, повторный брак - сложнейшие личные проблемы человека, от решения которых зависит его благополучие и личное счастье. Развод и его психологические следствия представляют актуальную проблему современного российского общества. Сегодня каждый четвертый брак в России распадается, причем, по данным исследований, 67% мужчин и 32% женщин считают, что развод можно было предотвратить.

Дата добавления на сайт: 29 июля 2024


Скачать работу 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКА':


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГБОУ СПО ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №15
ПРЕДМЕТНАЯ (ЦИКЛОВАЯ) КОМИССИЯ
ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКА
Любина Анастасия Владимировна
Педагогика дополнительного образования
Предмет: психология
Руководитель:
Васильева И.Б.
Москва- 2015

Введение
Брак, семья, развод, повторный брак - сложнейшие личные проблемы человека, от решения которых зависит его благополучие и личное счастье. Развод и его психологические следствия представляют актуальную проблему современного российского общества. Сегодня каждый четвертый брак в России распадается, причем, по данным исследований, 67% мужчин и 32% женщин считают, что развод можно было предотвратить.
В настоящее время развод как явление оценивается неоднозначно. Если раньше его интерпретировали однозначно отрицательно - как угрозу семье, то сегодня возможность расторжения брака рассматривается как неотъемлемый компонент семейной системы, необходимый для реорганизации ее в тех случаях, когда сохранить семью в прежнем составе и структуре оказывается невозможным. Возрастание разводов, по мнению Голода С.И., в определенном смысле предопределено переходом к новому способу заключения брака, когда основное значение приобретает свободный выбор супруга на основе чувства любви и личностной избирательности. Свобода выбора партнера с необходимостью предполагает свободное расторжение брака в условиях, когда супружеские отношения складываются неудачно. Развитие экономической самостоятельности и социального равноправия женщин создает условия для расторжения брака в тех случаях, когда семья становится помехой на пути свободного саморазвития и самореализации женщины. В семье, имеющей детей, развод не означает ее ликвидацию и прекращения ее функционирования. Семья сохраняет, по крайней мере, одну, но важнейшую функцию - воспитание детей. Разведенные супруги перестают быть мужем и женой, но всегда остаются родителями своих детей.
Учитывая огромное разнообразие причин и мотивов разводов, не следует забывать и о социальных последствиях, которые также весьма разнообразны.
Ежегодно вследствие разводов добавляется большое количество неполных семей, где ребенок будет воспитываться одним из родителей. Отрицательное влияние разводов на нравственно-психологическое развитие детей, несомненно. В результате чего ребенок получает одностороннее воспитание и у него могут сложиться искаженные представления о супружестве и семье.
В настоящее время в России в силу сложившихся обстоятельств резко возросло количество тревожных подростков. Повышенный уровень тревожности снижает школьную успеваемость, оказывает отрицательное влияние на развитие и формирование личности подростка, а также усугубляет проблемы, возникающие в этом переходном от детства к взрослости периоде. По последним статистическим данным 60-75% российских подростков имеют повышенный уровень тревожности, в то время как обычно «норма тревожности» 15%. Возникновению повышенной тревожности в подростковом возрасте способствуют стрессы и психологические проблемы, обусловленные психосексуальным развитием, эмоциональной неуравновешенностью, статусной неопределённостью и неустойчивостью социальных ценностей подростка. Вместе с тем исследования, направленные на изучение подростковой тревожности, показали, что чем дольше продолжается тревожное состояние, тем оно непреодолимее. Наличие постоянных страхов, сопровождающих тревожность, может привести к дополнительным сложностям во взаимоотношениях с окружающими. Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена наличием высокого уровня тревожности у подростков, что требует разработки и внедрения технологий психолого-педагогической поддержки, способствующих формированию адекватной тревожности на данном возрастном этапе развития.
Объект исследования: тревожность подростка.
Предмет исследования: особенности влияния развода родителей на развитие тревожности у подростка.
Цель курсовой работы: рассмотреть развод как ненормативный кризис семьи и его влияние на развитие тревожности у подростков.
Исходя из цели работы, нами поставлены следующие задачи:
. Рассмотреть проблему тревожности в зарубежной и отечественной психологии;
. Рассмотреть особенности появления тревожности у подростка;
. Рассмотреть развод, как ненормативный кризис семьи;
. Рассмотреть влияние развода родителей на появление тревожности;
. Рассмотреть способы коррекции и профилактики тревожности у подростков;
. Рассмотреть психолого-педагогические условия формирования адекватной тревожности у подростка.
Для достижения цели исследования и решения обозначенных задач использовались следующие методы:
.Анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы

Глава 1. Тревожность как социальный и психолого-педагогический феномен
1.1 Проблема тревожности в зарубежной и отечественной психологии
Тревожность является предметом анализа многочисленных исследований, начиная с З. Фрейда и до сегодняшнего времени, когда интерес к проблемам тревожности значительно повысился.
В исследованиях тревожности выделяется несколько направлений:
Биохимическое (Акинщикова Г.И. 1997г.; Вовин Р.Я. 1982г.; Кеннон В. 1972г. и др.)
Физиологическое (Александровский Ю.А. 1976г.; Вяткин Б.А. 1987г.; Наенко Н.И. 1976г.; Небылицын В.Д. 1966г. и др.)
Клинико-психологическое (Братусь Б.С. 1988г.; Мясищев В.Н. 1960г. и др.)
Филосовско-психологическое (Сартр Ж.-П. 1993г.; Тиллих П. 1994г.; Франкл В. 1990г. и др.)
Собственно психологическое (Бакеев В.А. 1974г.; Бороздина Л.В., Залучёнова Е.А. 1993г.; Калинин Е.А. 1975г.; Кисловская В.Р. 1972г.; Прихожан А.М. 1984г.; Ханин Ю.Л. 1991г. и др.)
Несмотря на достаточную представленность в научной литературе описании тревожности, сохраняется много непонятностей в понимании этого явления. Основные дискуссии ведутся вокруг термина «тревожность». Существует проблема взаимозаменяемости понятий «тревога»и «тревожность».
Впервые феномен тревоги был исследован С.Кьеркегором(1993). Он разработал учение о человеке, в котором отчуждение последнего от его сущности природы описано в терминах тревоги и отчаяния.
Тревога в отличие от страха не имеет конкретного объекта. Тревога определялась как осознание угрозы какой-либо ценности, которую индивид считает весомой для своего существования как личности. Главное внимание обращается на угрозу утратить смысл существования. Человек, охваченный тревогой, полностью ей предоставлен и лишен всякой опоры. Безпомощьность, возникающая в состоянии тревоги, выражается в дезориентации, неадекватных реакциях и отсутствии интонациональности. Но вместе с тем тревога имеет и позитивное влияние на развитие личности. Человек побуждается к ответственности за собственные деяния.
Для понимания внутренней структуры тревожности необходимо рассмотреть ее центральный элемент-тревогу.
Тревогу определяют как:
ощущение неопределенной угрозы, характер возникновение которой не поддаются предсказаниям(Березин Ф.Б. 1988)
как чувство лиффузного опасения и тревожного ожидания(Poldinger, 1970)
как неопределенное беспокойство(Кемпенский А. 1975)
как психическое состояние, выражающееся в переживаниях опасения и нарушения покоя, вызываемых возможными состояниями неприятностями или задержкой приятного и желательного(Левитов Н.Д. 1969)
как эмоциональную реакцию превосхищения вредных воздействий(Шехтер С. 1999) [20]
Л.И. Божович (1981) разграничивает несколько явлений тревожности:
адекватную тревогу - при реальном неблагополучии субъекта в определенной сфере.
Неадекватную тревожность или собственно тревожность, когда она переживается вопреки реальному благополучию в той или иной сфере.
«неадекватное спокойствие» - нечувствительность к реальному неблагополучию (в ряде зарубежных исследований это явление получило название «отрицающая тревожность»).
А.М. Прихожан (1984) определил тревожность как устойчивое личностное образование, появляющееся в склонности переживать объективно нейтральные ситуации как содержащие угрозу самооценке, представлению о себе, личностным интересам и ценностям.
Многие авторы рассматривают тревожность как свойство личности, проявляющееся в готовности реагировать более или менее эмоционально на ситуации, содержащие опасность с точки зрения возможности удовлетворения социальной потребности.
К. Хорни, анализируя определение тревожности, даваемые разными авторами, отмечает необоснованность употребления понятий «неадекватная реакция» или «несоразмерная реакция» на опасность. Она подчеркивает, что тревога- это адекватная реакция на опасность, но скрытая и субъективная. «Интенсивность тревоги пропорциональна тому смыслу, который для данного человека имеет данная ситуация». [27,2] «Тревога - это страх, который по сути дела, диктуется субъективным фактором»[48].
.2 Особенности проявления тревожности у подростка
подросток родитель психология
Превращение ребенка во взрослого - сложный и драматический процесс, на ход которого влияет огромное количество разнообразных факторов: от генетики и физиологии, до политики и экологии.
Подростковым принято считать период от 9-10 до 16 лет. Этот период обусловлен не только качественными навыками и полезным изменениями в организме подростка и в его окружении, но связан с возникновением специфических состояний, которые играют важную роль в период наибольшего развития, но и опасным звеном. Пубертатный период знаменуется бурным развитием и перестройкой социальной активности ребенка. Мощные сдвиги происходят во всех отраслях жизнедеятельности ребенка, делают этот возраст "переходным" от детства к взрослости.
Подростковый возраст богат переживаниями, трудностями и кризисами. В этот период складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования; это пора достижений, стремительно наращивания знаний, умений; становление "Я", обретение новой социальной позиции. Вместе с тем, это потеря детского мироощущения, появление чувства тревожности и психологического дискомфорта. В этом возрасте увеличивается внимание к себе, к своим физическим особенностям; обостряется реакция на мнение окружающих, повышается чувство собственного достоинства и обидчивость. У подростков развивается тревожность по поводу и нормы развития, это связано, прежде всего, с диспропорциями в развитии, с преждевременным развитием, и его задержкой. Состояние тревожности это следствие подросткового кризиса, который протекает, по-разному и дезорганизует личность подростка, влияет на все стороны его жизни. [22]
Л.С. Выготский под кризисом развития понимал сосредоточение резких и капитальных сдвигов и смещений, изменений и переломов в личности ребенка.
Кризис - это переломный пункт в нормальном течении психического развития. Он возникает тогда, "когда внутренний ход детского развития завершил какой-то цикл и переход к следующему циклу будет обязательно переломным.". [5]
Подростковый и юношеский возраст в современной международной традиции рассматривается в единстве и часто этот этап обозначается одним термином - подростковый возраст. Правда, при этом выделяют обычно две стадии - ранний подростковый (до 14 лет) и старший подростковый (до 19 лет), что соответствует в отечественной традиции выделению подросткового и юношеского возраста. [21]
Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5 - 8 классах средней школы и охватывают возраст от 10 - 11 до 14 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5-й класс и происходить на год раньше или позже.
И.В. Дубровина, в ходе лонгитюдного исследования выявила, что у девятиклассников уровень тревожности резко снижается по сравнению с 7-8 классами, но в 10 классе снова повышается, за счет роста самооценочной тревожности. Рост самооценочной тревожности в 8-10 классах обуславливается, по-видимому, тем, что эти классы - выпускные. [7]
Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в содержании, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, которые вызывают повышенную тревогу вне зависимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти "возрастные пики" тревожности являются отражением наиболее значимых социогенных потребностей, особенностей ведущей деятельности, основных психических новообразований подростка.
Карен Хорни считает, что у тревожного, не чувствующего безопасности ребенка развиваются разнообразные стратегии - для того, чтобы совладать с чувствами изоляции и беспомощности. Он может становиться враждебным, желать расплатиться с теми, кто его отвергал или дурно к нему относился. Или же он может стать сверхпослушным - чтобы вернуть любовь, потерю которой он чувствует. У него может развиться нереалистический идеализированный образ самого себя - с тем, чтобы компенсировать чувство неполноценности. Добиваясь любви, он может стараться подкупить других или пользоваться угрозами. Он может погрязнуть в жалости к себе - чтобы завоевать сочувствие. Если ребенок не может обрести любовь - он может искать власти над другими.
Таким образом, он компенсирует чувство беспомощности, находит выход для враждебности и оказывается способен эксплуатировать людей. Или же ребенок проявляет сильные соревновательные тенденции, причем сам факт победы оказывается важнее, чем достижение как таковое. Возможно и обращение агрессии внутрь и самоуничижение. [26]
А.И. Захаров обращает внимание на то, что в старшем дошкольном возрасте тревожность ещё не является устойчивой чертой характера, имеет ситуационные проявления, так как у ребёнка именно в период дошкольного детства происходит становление личности. [8]
Анализируя кризис подросткового возраста (самый длинный и сложный из всех кризисов), Л.И. Божович указывала на его неоднородность: он характеризуется на первой фазе (12-14 лет) возникновением способности ориентироваться на цели, выходящие за пределы сегодняшнего дня ("способность к целеполаганию"). На второй фазе (14-17 лет) - осознанием своего места в будущем, т.е. рождением жизненной перспективы: в нее входит и представления о своем желаемом Я, и о том, что он хочет совершить в своей жизни. [13]
Тревожные подростки живут, ощущая постоянный беспричинный страх. Они часто задают себе вопрос: "А вдруг что-нибудь случится?" Повышенная тревожность может дезорганизовать любую деятельность (особенно значимую), что, в свою очередь, приводит к низкой самооценке, неуверенности в себе. [14]
Таким образом, это эмоциональное состояние может выступать в качестве одного из механизмов развития невроза, так как способствует углублению личностных противоречий (например, между высоким уровнем притязаний и низкой самооценкой.) Тревожные подростки обычно не уверены в себе, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Известно, что предпосылкой возникновения тревожности является повышенная чувствительность (сенситивность). Однако не каждый ребенок с повышенной чувствительностью становиться тревожным. Многое зависит от способов общения родителей с ребенком. Иногда они могут способствовать развитию тревожной личности. Например, высока вероятность воспитания тревожного ребенка родителями, осуществляющими воспитание по типу гиперпротекции (чрезмерная забота, мелочный контроль, большое количество ограничений и запретов, постоянное одергивание).
В этом случае общение взрослого с подростком носит авторитарный характер, ребенок теряет уверенность в себе и в своих собственных силах, он постоянно боится отрицательной оценки, начинает беспокоиться, что он делает что-нибудь не так, то есть, испытывает чувство тревоги, которое может закрепиться и перерасти в стабильное личностное образование - тревожность. [15]
Усилению у подростка тревожности могут способствовать такие факторы, как завышенные требования со стороны родителей, так как они вызывают ситуацию хронической неуспешности. Сталкиваясь с постоянными расхождениями между своими реальными возможностями и тем высоким уровнем достижений, которого ждут от него взрослые, ребенок испытывает беспокойство, которое легко перерастает в тревожность. Еще один фактор, способствующий формированию тревожности, - частые упреки, вызывающие чувство вины ("Ты так плохо вел себя, что у меня заболела голова", "Из-за твоего поведения мы с мамой часто ссоримся"). В этом случае подросток постоянно боится оказаться виноватым перед родителями. Помимо перечисленных факторов страхи возникают и в результате фиксации в эмоциональной памяти сильных испугов при встрече со всем, что олицетворяет опасность или представляет непосредственную угрозу для жизни, включая нападение, несчастный случай, операцию или тяжелую болезнь. [18]
Если у подростка усиливается тревожность, появляются страхи - непременный спутник тревожности, то могут развиться невротические черты. Неуверенность в себе, как черта характера - это самоуничтожительная установка на себя, на свои силы и возможности. Тревожность как черта характера - это пессимистическая установка на жизнь, когда она представляется как преисполненная угроз и опасностей. Неуверенность порождает тревожность и нерешительность, а они, в свою очередь, формируют соответствующий характер. Неуверенный, тревожный подросток всегда мнителен, а мнительность порождает недоверие к другим. Такой ребенок опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды. Он не справляется с делом.
Это способствует образованию реакций психологической защиты в виде агрессии, направленной на других. Так, один из самых известных способов, который часто выбирают тревожные подростки, основан на простом умозаключении: "чтобы ничего не боятся, нужно сделать так, чтобы боялись меня". Маска агрессии тщательно скрывает тревогу не только от окружающих, но и от самого ребенка. Тем не менее, в глубине души у них - все та же тревожность, растерянность и неуверенность, отсутствие твердой опоры. Также реакция психологической защиты выражается в отказе от общения и избегания лиц, от которых исходит "угроза". Такой подросток одинок, замкнут, малоактивен. [25]
Интенсивность переживания тревоги, уровень тревожности у мальчиков и девочек различны. Это связано с тем, с какими ситуациями они связывают свою тревогу, как ее объясняют, чего опасаются. И чем старше дети, тем заметнее эта разница. Девочки чаще связывают свою тревогу с другими людьми. К людям, с которыми девочки могут связывать свою тревогу, относятся не только друзья, родные, учителя. Девочки боятся так называемых "опасных людей" - пьяниц, хулиганов. Мальчики же боятся физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, которые можно ожидать от родителей или вне семьи: учителей, директора школы. Отрицательные последствия тревожности выражаются в том что, не влияя в целом на интеллектуальное развитие, высокая степень тревожности может отрицательно...

Похожие материалы:

Реферат: Психолого-педагогические основы коррекции заикания детей дошкольного возраста

Реферат: Психолого-педагогические условия снижения уровня конфликтности

Квалификационная работа: Психолого-педагогические основы развития мышления младшего школьника в учебной деятельности

Реферат: Психолого - педагогические аспекты профилактики употребления ПАВ детьми подросткового возраста

Курсовая работа: Психолого-педагогический аспект развития социально-коммуникативной компетентности подростка