Реферат: Психолого-педагогические условия снижения уровня конфликтности

В связи с огромной определяющей ролью общения в формировании личности, в нашей науке за последние годы обнаружился интерес к его изучению, который в свою очередь породил большое количество подходов к проблеме общения в области философии, социологии, социальной психологии.

Дата добавления на сайт: 29 июля 2024


Скачать работу 'Психолого-педагогические условия снижения уровня конфликтности':


Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы конфликтов и их конструктивного разрешения в подростковом возрасте
.1 Проблема конфликтов в философских, психолого-педагогических и социологических исследованиях
.2 Психологические особенности подросткового возраста
.3 Механизм разрешения конфликтов в подростковой среде
Выводы по первой главе
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по изучению подростковых конфликтов
.1 Диагностика уровня конфликтности учащихся подросткового возраста
.2 Пути решения конфликтных ситуаций
Выводы по второй главе
Заключение
Список источников и литературы
Приложение
Введение
В связи с огромной определяющей ролью общения в формировании личности, в нашей науке за последние годы обнаружился интерес к его изучению, который в свою очередь породил большое количество подходов к проблеме общения в области философии, социологии, социальной психологии.
Конфликт является неотъемлемым элементом функционирования любого общества. В современном обществе, в условиях когда ежедневно увеличивается «скорость жизни», когда стрессы знакомы почти любому не понаслышке, когда каждый к чему-то стремится и чего-то боится, проблемы, поставленные конфликтологией - предотвращение, анализ, прекращение конфликтов - стали особенно актуальны. Эти проблемы актуальны, прежде всего, потому, что конфликты могут присутствовать в любой сфере жизнедеятельности общества, а конфликт, пущенный на самотек, может привести к нежелательным последствия как для отдельных индивидов, так и для общества.
Сейчас, как никогда, важно с детских лет воспитывать у детей внимательное отношение к окружающим, подготавливать их к доброжелательному отношению к людям, учить к сотрудничеству.
Агрессивность - помеха при формировании отношений, морали, общественной деятельности людей. Административными мерами данную проблему не решить.
Для этого педагогу надо хорошо овладеть умениями и навыками предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций, так как проблема взаимодействия участников педагогического процесса приобретает все большую остроту для современной школы.
Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от подростка к взрослости. Все стороны развития продолжают подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей среднего школьного возраста.
Тема исследования: «Психолого-педагогические условия снижения уровня конфликтности на занятиях физической культуры».
Цель исследовательской работы: изучить особенности конфликтных отношений подростков и условия его снижения.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме конфликтного поведения в школьном возрасте.
. Выявить уровень конфликтного поведения подростков.
. Обосновать и апробировать психолого-педагогические условия предупреждения конфликтного поведения у подростков.
Объект исследования: межличностные отношения подростков.
Предмет исследования: влияние физической культуры на снижение уровня конфликтности у подростков.
Гипотеза исследования: На занятиях по физической культуре происходит снижение уровня конфликтности среди подростков.
Решая перечисленные задачи, мы предполагаем использование как теоретических (изучение педагогической литературы, анализ работы), так и эмпирических методов исследования: (наблюдение, беседа, социометрия, ролевая игра).
По структуре работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложений. Общий объем работы составил 94 страницы.
База исследования: МБОУ СОШ №2, г. Михайловка, 9 Б и 9 В классы.
Практическая значимость результатов исследования заключается в более высокой эффективности учебного взаимодействия детей среднего школьного возраста, вызванной применением разработанной системы работы по профилактике и устранению конфликтного поведения. Полученные результаты могут быть использованы в учебном процессе детей подросткового возраста.
Глава 1. Теоретические основы конфликтов и пути их конструктивного разрешения в подростковом возрасте
.1 Проблема конфликтов в философских, психолого-педагогических и социологических исследованиях
Конфликты существуют столько, сколько существует человек. Проблема конфликтов и конфликтного взаимодействия отражена во множестве работ: от технического направления (теории катастроф) до социально-философского.
Изучению данной проблемы посвящены исследования ряд выдающихся философов, общественных деятелей, психологов, педагогов, социологов таких, как: 3.Фрейд, У. Мак-Дуглас, К. Лоренс, К. Левин, Г. Спенсер, К. Маркс, Г. Зиммель, Л. Козер, К. Боулдинг, И. Ф. Смолянинов, П. О. Гриффин, М. И. Могилевский, О. В. Левин, В. А. Кременюк, Л. С. Выготский, А. С. Залужский, Б. Т. Лихачев, Л. А. Петровская, Р. Л. Кричевский, Д. П. Зеркин, Е. М. Дубовская, О. Н. Громова, М. М. Лебедева, А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов и другие.
Первые попытки рационального осмысления конфликтов были предприняты древнегреческими философами. Так, Анаксимандр (ок. 610 - 547 гг. до н. э.) утверждал, что вещи возникают из постоянного движения “апейрона” - единого материального начала, приводящего к выделению из него противоположностей. Античный философ - диалектик Гераклит (ок. 530-ок. 470 гг. до н. э.) стремился связать свои рассуждения о войнах и социальных конфликтах с общей системой взглядов на природу мироздания. Гераклит считал, что в мире все рождается через вражду и распри, что единственный закон, царящий в Космосе, - это война - отец всего и царь всего. Одним она определила быть богами, а другим - людьми, одних она сделала рабами, других - свободными. Эти слова явились одной из первых попыток рационального обоснования позитивной роли борьбы в процессе общественного развития [13, 50].
В средние века Фома Аквинский (1225 - 1274 гг.) развивал мысль о том, что войны допустимы в жизни общества, и определил еще одно условие справедливой войны - санкция, данная государством. В период эпохи Возрождения известные гуманисты Т. Мор, Э. Роттердамский, Ф. Рабле, Ф. Бекон выступили с резким осуждением социальных столкновений и социальных конфликтов.
Эразм Роттердамский (1469 - 1536 гг.) указывал на наличие собственной логики начавшегося конфликта, который, разрастаясь подобно цепной реакции, вовлекает в орбиту своего влияния все новые и новые силы, слои населения и страны. Э. Роттердамский обращал внимание на сложность примирения противостоящих в конфликте сторон даже в тех случаях, когда обе они стоят на единых идеологических позициях. Английский философ Фрэнсис Бекон (1561-1626 гг.) впервые подверг основательному теоретическому анализу совокупность причин социальных конфликтов внутри страны, подробно рассмотрел материальные, политические и психологические условия социальных беспорядков, а также возможные способы их преодоления.
Иммануил Кант (1724 - 1804 гг.) считал, что состояние мира между людьми, живущими по соседству, не есть естественное состояние… последнее, наоборот, есть состояние войны, т. е. если и не беспрерывные враждебные действия, то постоянная их угроза. Следовательно, состояние мира должно быть установлено. По мнению немецкого философа Георга Гегеля (1770 - 1831 гг.), главная причина конфликтов кроется в социальной поляризации между накопленным богатством, с одной стороны, и привязанным к труду классом, - с другой. Он считал, что государство должно представлять интересы всего общества и регулировать конфликты.
Проблеме борьбы за существование посвящены исследования английского биолога Чарльза Дарвина (1809 - 1902 гг.), который предложил теорию эволюции. Главная идея Ч. Дарвина, изложенная в его работе “Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь”, состояла в том, что развитие живой природы происходит в условиях постоянной борьбы за выживание. Ч. Дарвин выявил и обосновал механизм развития живой природы в виде естественного отбора наиболее приспособленных видов для продолжения жизни. В дальнейшем взгляды Ч. Дарвина получили развитие в различных областях научных исследований, в том числе, в некоторых социологических и психологических теориях конфликта. Так, Людвиг Гумплович (1838 - 1909 гг.) один из основоположников теории социального дарвинизма, выдвигал следующие взгляды на природу социальных конфликтов:
конфликты являются сущностью исторического прогресса;
дифференциация общества на господствующих и подчиненных - явление вечное;
конфликты способствуют единству общества, возникновению более
широких объединений.
Хотя в настоящее время идеи Л. Гумпловича находят мало последователей, отдельные из вышеуказанных положений оказываются продуктивными при решении современных проблем.
Изучение работ советских философов, позволяет сделать вывод, что категория конфликта либо вообще не упоминается, либо ее раскрытию уделено слишком мало внимания. Считалось, что в социалистическом обществе есть только неантагонистические противоречия. Такая форма их разрешения, как конфликт, имела место, в основном, в виде внутриличностного или межличностного конфликтов, иногда в виде конфликта “личность - группа”. Изучение конфликта в философских исследованиях [12; 127] идет по следующим направлениям:
. Моральный конфликт в современном обществе. Это наиболее разработанное направление представлено трудами общего содержания и классифицируется по конкретным областям человеческой деятельности:
нравственные конфликты в педагогическом процессе;
причины нравственных конфликтов в трудовых коллективах;
моральные конфликты в воинских коллективах;
профессионально-нравственные конфликты.
. Методологические аспекты этнополитических конфликтов. В связи с возникновением и обострением межнациональных противоречий и конфликтов на территории бывшего СССР это направление активно разрабатывается в последние десять лет.
. Художественный конфликт как эстетическая категория. В работах этого направления основное внимание уделяется выявлению эстетической природы художественного конфликта, раскрытию противоречия в диалектическом развитии процесса художественного мышления.
. Разработка собственно философской концепции социального конфликта. По мнению исследователей, это наиболее перспективное направление с точки зрения научного и практического интереса. Несмотря на имеющиеся здесь исследования, по признанию самих философов, в данном направлении выработаны пока только общие подходы и принципы.
Разработка проблем конфликтов в западной социологии осуществлялась в различных направлениях. На первом этапе - в русле социал-дарвинизма и марксисткой теории, далее - функциональная теория конфликта Г. Зиммеля и структурный функционализм Т. Парсонда. В последнее десятилетие - теория позитивно - функционального конфликта Л. Козера, конфликтная модель общества Р. Дарендорфа и общая теория конфликта К. Боулдинга. Не все ученые признавали конфликт исходной категорией социологических концепций, но все были едины в том, что конфликты занимают значительное место в жизни общества и проведение теоретических исследований в этой области необходимо для разрешения конфликтных ситуаций.
Первым ввел в научную терминологию понятие “социология конфликта” немецкий социолог Георг Зиммель. Ученый считал, что среди таких устойчивых форм социального взаимодействия, как авторитет, договор, подчинение, сотрудничество, особое место занимает конфликт. Конфликт способствует социальной интеграции, определяет характер конкретных социальных образований, укрепляет принципы и нормы их организации.
Обобщив исследования Зиммеля, выделим основные положения, характеризующие его теорию [11; 50; 69]:
чем сильнее внутригрупповые раздоры и чаще межгрупповые конфликты, тем менее вероятно, что границы между группами должны исчезнуть;
чем сильнее острота конфликта, чем меньше интегрирована группа, тем больше вероятность деспотичной централизации конфликтных групп;
чем острее конфликт, тем сильнее внутренняя сплоченность конфликтующих групп;
чем меньше острота конфликта, чем более социальное целое базируется на функциональной взаимозависимости, тем более вероятно, что конфликт имеет интегративные последствия для социального целого;
чем чаще конфликты и чем меньше их острота, тем быстрее члены подчиненных групп могут избавиться от враждебности, почувствовать себя хозяевами своей судьбы, поддержать интеграцию системы;
чем менее остры конфликты и чем они чаще, тем более вероятно, что будут созданы нормы, регулирующие конфликт;
чем продолжительнее и менее остры конфликты между группами, в различной степени обладающими властью, тем более вероятно, что они отрегулируют свое отношение к власти.
Положения, предложенные Г. Зиммелем, являют собой достаточно стройную теорию, которая способна объяснить явления социальной жизни, показать то положительное, что может дать конфликт в социальной сфере, включая и конфликты, возникающие в подростковой среде. По мнению ученого, интенсивность конфликтного взаимодействия влияет на само существование группы, принадлежность к которой защищает личность. Для нас в теории Г. Зиммеля важным является мнение о том, что острота конфликтного
взаимодействия между группами ведет к сплочению внутри группы. Частые, но небольшие конфликты ведут к усилению внутригруппового единства, к созданию норм, регулирующих взаимоотношения внутри группы.
Большой интерес среди конфликтологов конца XIX в. - начала XX в. вызвала социологическая теория Карла Маркса, которая представляет собой достаточно упорядоченную систему теории конфликтов. На всех уровнях познания общественных процессов марксизм признает социальные конфликты, коллизии и антагонизмы как возможные, а в условиях острой классовой борьбы и как неизбежные явления общественной жизни. С точки зрения К. Маркса, структура общества имеет четыре основных элемента: производительные силы; производственные отношения; политическую надстройку; формы общественного сознания. Определенным образом упорядоченная система субординации и взаимодействия этих элементов и составляет основу общей социологической теории марксизма.
Одна из наиболее значимых теорий западных социологов - теория “позитивно-функционального конфликта” создана Льюисом Козером. В 1956 г. Л. Козер в книге “Функции социального конфликта” дал новое определение конфликта. В ней он утверждал, что не существует социальных групп без конфликтных отношений и что конфликты имеют позитивное значение для функционирования общественных систем и их смены. Стабильность всего общества, по мнению Козера, зависит от количества существующих в нем конфликтных отношений и типа связей между ними. Чем больше конфликтов пересекается в обществе, тем более сложным является его деление на группы, тем труднее создать единый фронт, делящий членов общества на два лагеря. Из этого следует, что большее количество независимых друг от друга конфликтов способствует единству общества.
Основные тезисы теории Л. Козера демонстрируют научно-обоснованную концепцию построения общества “конфликтного функционализма” и пути ухода от насильственного разрешения противоречий. В связи с большой известностью, которую получила данная теория [12; 50; 103; 191], и признанием научной общественностью ее основных положений, раскроем некоторые из них:
чем сильнее неимущие группы усомнятся в законном характере существующего распределения недостающих ресурсов, тем выше вероятность того, что они станут зачинщиками конфликта;
чем больше испытываемые группами лишения превращаются из абсолютных в относительные, тем выше вероятность того, что эти группы станут инициатором конфликта;
чем больше группы вступают в конфликт из-за своих объективных интересов, тем легче конфликт, и наоборот, чем больше конфликт связан с ложными интересами, тем он острее;
чем более жесткой является социальная система, чем меньше институционализированных средств для погашения конфликта и снятия напряжения окажется в ее распоряжении, тем острее конфликт;
чем меньше у участников конфликта согласия по поводу его целей, тем продолжительнее конфликт;
чем меньше поддается интерпретации символический смысл победы или поражения противной стороной, тем продолжительней конфликт;
чем лучше лидеры конфликтных групп сумеют понять, что полное достижение целей обходится дороже, чем победа, тем менее продолжительным будет конфликт;
чем острее конфликт, тем больше вероятность, что в конфликтных группах сложатся централизованные структуры принятия решений, и тем лучше он будет способствовать укреплению структурной и моральной сплоченности групп;
чем больше отношения между главными конфликтующими группами носят первичный характер, тем острее конфликт, тем больше он приводит к подавлению инакомыслия и отклонений в каждой группе и усиливает подчинение основополагающим нормам и ценностям;
чем чаще происходят конфликты, тем ниже вероятность того, что они отражают разногласия по поводу основных ценностей, тем в большей мере их функциональное значение состоит в том, чтобы поддерживать равновесие;
чем чаще и слабее конфликты, тем выше вероятность, что они будут содействовать созданию средств нормального регулирования конфликта.
Некоторые положения теории “позитивно-функционального конфликта” Козера дают возможность рассматривать педагогический конфликт как возможный метод воспитания.
Рассмотрим проблему изучения конфликта в отечественной науке. Ею занимались социологи П. О. Гриффин, И. М. Могилевский, Ю. Г. Запрудский, А. Г. Здравомыслов и др. На протяжении ряда лет тема социальных конфликтов в Советском Союзе являлась закрытой в силу расхождения выводов, которые были сделаны из теории марксизма специалистами на Западе и у нас. Западные специалисты, признавая учение Маркса как законченную теорию конфликта, считали невозможным построение бесклассового и бесконфликтного общества. В 1939 г. после XVIII съезда партии, провозгласившего социально-политическое единство советского общества, отечественные ученые пришли к выводу, что с исчезновением частной собственности исчезает и объективная база для классов, поэтому в Советском Союзе строилось бесконфликтное и бесклассовое общество.
В начале 20-х годов конфликтологические идеи зарождаются и развиваются как практические правила поведения в реальных конфликтах. В 1924 - 1929 гг. ученые активно изучали трудовые конфликты в условиях НЭПа. В одной из первых работ П. О. Гриффина и М. И. Могилевского “Трудовые конфликты и порядок их разрешения” раскрыто разнообразие социальных противоречий этого периода, которое предопределило многообразие форм их разрешения. Одной из них выступал конфликт. Это были забастовки, стачки, крестьянские восстания, бунты, погромы и другие формы борьбы за свои права. Однако изучение проблемы трудовых конфликтов в этот период широкого распространения не получило, а с 30-х годов прекратилось и вовсе.

Похожие материалы:

Квалификационная работа: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКА

Реферат: Психолого - педагогические аспекты профилактики употребления ПАВ детьми подросткового возраста

Дипломная работа: Психолого-педагогические основы конфликтов в молодой семье

Реферат: Психолого-педагогические основы коррекции заикания детей дошкольного возраста

Квалификационная работа: Психолого-педагогические основы развития мышления младшего школьника в учебной деятельности