Курсовая работа: Психолого-педагогический аспект развития социально-коммуникативной компетентности подростка
Важное место в современном развитии общества уделяется общению, без которого невозможно полноценное формирование и становление личности. Необходимость общения определяется тем, что в процессе взаимодействия люди вынуждены общаться. Общение способствует организации общественной деятельности, а также ее обогащению новыми связями и отношениями между людьми.
Дата добавления на сайт: 29 июля 2024
Скачать работу 'Психолого-педагогический аспект развития социально-коммуникативной компетентности подростка':
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО
АВТОНОМНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени М.К. АММОСОВА» в г. Нерюнгри
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Курсовая работа
на тему
Психолого-педагогический аспект развития социально-коммуникативной компетентности подростка
студентки 3 курса
очной формы обучения
О.В. Курпетко
Научный руководитель:
к.п.н., доцент
кафедры ПиМНО
В.С. Новаковская
Нерюнгри 2014
ВВЕДЕНИЕ
Важное место в современном развитии общества уделяется общению, без которого невозможно полноценное формирование и становление личности. Необходимость общения определяется тем, что в процессе взаимодействия люди вынуждены общаться. Общение способствует организации общественной деятельности, а также ее обогащению новыми связями и отношениями между людьми.
Особое значение общение приобретает в подростковом возрасте, поскольку для подростка общение - это основной вид деятельности. В процессе общения подросток должен обладать способностями, навыками и умениями коммуникативной компетентности для достижения взаимопонимания между общающимися.
Все свои знания и умения, применяемые при коммуникации подростки приобретают начиная с самого рождения. Конечно же, не все подростки обладают достаточными знаниями в области межличностного общения, поэтому необходимо эти навыки развивать. Поскольку в подростковом возрасте большую часть времени ребенок проводит в школе, то развитию коммуникативной компетентности должен способствовать педагог-психолог, для эффективного развития которой он должен обладать умением правильно подбирать методы развития.
Рассмотренное выше, дает возможность утверждать, что выбранная тема курсовой работы является актуальной и требует дальнейшей разработки. В связи с этим, цель курсовой работы - раскрыть сущность коммуникативной компетенции, выявить основные её составляющие и исследовать методы ее развития.
Коренные изменения в характере обучения, происходящие в последнее десятилетие, смена ориентиров образования, обеспечение возможностей его самораскрытия, подготовка к творческой познавательной и общественно-трудовой деятельности, подчеркивают необходимость создать в школе условия для развития творчества, инициативности, самостоятельности учащихся.
В 2011-2012 году учебном году российские вузы перешли к Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ.
Стандарт является основой для разработки системы объективной оценки уровня образования обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования, а также формирования государственного (муниципального) задания.
Стандарт направлен на обеспечение:
) духовно-нравственного воспитания, развития и социализации обучающихся;
) условий развития обучающихся, обеспечивающих их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности, социальное и гражданское становление личности [34].
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
) формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
) проектирование и конструирование развивающей образовательной среды для обучающихся;
) построение образовательного процесса с учетом возрастных, индивидуальных, физиологических и психологических особенностей обучающихся;
) активную учебно-познавательную деятельность [34].
Проблему развития коммуникативной компетентности рассматривали многие ученые с различных точек зрения: с философской (Горелов И. П., Дубровина И. В., Гальперин Б.Я. и др.); социально-педагогической (Сидоркина Т.Ю., Ингайбекова Т.А., Муравьева О. И. и др.); психологической (Колмогорова Н. С., Леонтьев А.А., Лисина М.И. и др.).
Исследования ряда авторов (Гальперин Б.Я., Муравьева О. И., Дубровина И. В., Колмогорова Н. С. и др.) показывают, что становление личности человека происходит в процессе коммуникативных действий, направленных на формирование и развитие ее важнейших качеств, мировоззрения и нравственности. НЕТ выхода на проблему,
Объект исследования - развитие коммуникативной компетентности у подростков.
Предмет исследования - методы развития коммуникативной компетентности в подростковом возрасте.
Целью исследования является изучение методов и прием развития коммуникативной компетентности подростков.
Для реализации цели исследования были поставлены следующие задачи:
. рассмотреть понятие и сущность коммуникативной компетентности;
. исследовать личностные особенности подростка;
. исследовать компетентность в общении у подростков;
. рассмотреть методы диагностики коммуникативной компетентности у подростков;
. рассмотреть методы развития коммуникативной компетентности у подростков.
Гипотеза исследования:
Развитие коммуникативной компетентности подростков будет успешным, если:
. Если рассматривать коммуникативную компетентность как способность и готовность подростка к продуктивному межличностному взаимодействию; как сложную образующуюся систему, состоящей из элементов (мотивационно-ценностный, эмоциональный, когнитивный и поведенческий), которую необходимо целенаправленно развивать.
. Если своевременно проводить психологическую диагностику сформированности коммуникативной компетентности у подростков, с целью выявления недостатков с последующей их корректировкой.
. Если разрабатывать коррекционные технологии для развития коммуникативных умений и навыков у подростков с учетом их личностных и индивидуальных особенностей.
Методы исследования:
I. Теоретические: обобщение, моделирование, сравнимо-сопоставительный анализ, проектирование, систематизация, построение гипотезы.
II. Эмпирические: изучение и анализ психолого-педагогической и социально-педагогической литературы, наблюдение, обобщение педагогического опыта, изучение продуктов деятельности, метод «свободных описаний», метод репертуарного матричного тестирования, метод анализа конкретных ситуаций.
Структура курсовой работы обусловлена логикой и последовательностью поставленных задач и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКА
1.1 Социально-психологическая компетентность: понятие, сущность
Существование человечества немыслимо вне коммуникативной деятельности. Независимо от пола, возраста, образования, социального положения, территориальной и национальной принадлежности и многих других данных, характеризующих человеческую личность, мы постоянно запрашиваем, передаем и храним информацию, т.е. активно занимаемся коммуникативной деятельность (Кухаренко В.А.).
Социально-психологическая компетенция включает в себя [36]:
)коммуникативную компетенцию - готовность к получению необходимой информации в процессе диалога, а также умение отстаивать свою позицию и точку зрения на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к мнению других;
)готовность к социальному взаимодействию - способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, продуктивно взаимодействовать с людьми;
)компетенции самосовершенствования, саморазвития и личностной рефлексии - способность понимать смысл жизни, анализировать свое профессиональное развитие;
)готовность к разрешению проблем - способность анализировать нестандартные ситуации, ставить цели и соотносить их с устремлениями других людей, планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения, оценивать результаты своей деятельности, что позволяет принять ответственное решение в той или иной ситуации и обеспечить своими действиями его воплощение в жизнь.
Социально- коммуникативная компетентность - это успешная коммуникативная деятельность, которая демонстрируется путем усвоенных средств и речевого общения, которое подкрепляется речевыми умениями и навыками.
Причинами плохой коммуникации могут быть [30]:
) стереотипы: упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций, в результате чего нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;
) предвзятые представления: склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно («Мы верим тому, чему хотим верить»); мы редко осознаем, что толкование событий другим человеком столь же правомочно, как и наше собственное;
) плохие отношения между людьми, поскольку если отношение одного враждебно, то его трудно убедить в справедливости вашего взгляда;
) отсутствие внимания и интереса собеседника; а интерес возникает, когда человек осознает значимость информации для себя, возможность с ее помощью получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий;
) пренебрежение фактами, т. е. привычка делать выводы при отсутствии достаточного числа фактов;
) ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т. п.;
) неверный выбор стратегии и тактики общения.
Социально- коммуникативная компетентность всегда направлена на другого человека. Для определения присутствия социально- коммуникативной компетентности, а не просто взаимодействия, необходимо обратить внимание на следующие моменты [16,с.3]:
)должен быть интерес и внимание к партнеру, выражающийся во взгляде в глаза, внимание к действиям и словам партнера. Все это говорит о том, что человек направлен на собеседника и воспринимает его;
)собеседник должен выражать эмоции по отношению к партнеру;
)желание обратить на себя внимание, стремление вызвать интерес собеседника к себе посредством инициативных актов;
)чувствительность партнера к проявляющемуся со стороны собеседника отношения.
Сформированность социально- коммуникативной компетентности личности определяется по таким группам критериев: культура общения, общительность; культура речи; коммуникативные умения; коммуникативное мышление; ценностные ориентации; досуговые интересы.
И.Н. Зотова в своем труде «Коммуникативная компетентность как аспект социализации личности» выделила следующие основные структурные элементы социально-коммуникативной компетентности:
)коммуникативные знания;
)-коммуникативные умения;
)коммуникативные способности.
Коммуникативные знания- это знания, основанные на понимании термина «общение», на знании видов и фаз общения, закономерностей его развития. Также коммуникативные знания включают в себя знания о существующих коммуникативных методах и приемах, их возможностях и ограничениях. Еще одним составляющим коммуникативных знаний является способность выделения методов, являющихся наиболее эффективными по отношению к разным людям и разным ситуациям.
Коммуникативные умения- это комплекс осознанных коммуникативных действий ,которые основаны на знании структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности. Это способность управлять своим поведением и правильно его строить.
Коммуникативные умения включают в себя [12, с.45]
)способность к организации адекватного текста сообщения;
)речевые умения;
)умение гармонизировать внешние и внутренние проявления;
)умение получать обратную связь, умение преодолевать коммуникативные барьеры и др.
Коммуникативные способности- это индивидуально-психологические свойства личности, которые отвечают требованиям коммуникативной деятельности и обеспечивают ее быстрое и успешное осуществление. Это умение человека применять свои знания, умения и личностные качества.
Социально-коммуникативная компетентность складывается из способностей [18, с.6]:
.уметь прогнозировать социально-психологические ситуации, которые могут возникнуть в предстоящем общении;
.уметь программировать общение в социально-психологическом аспекте, опираясь на особенность коммуникативной ситуации;
.уметь управлять процессом общения в социально-психологическом аспекте, опираясь на особенность коммуникативной ситуации.
Структура социально-коммуникативной компетентности рассматривается многими авторами в своих трудах. Конечно, у каждого свое мнение и взгляд на социально-коммуникативную компетенцию, однако, можно выделить наиболее общие ее компоненты [5, с.217]:
)лингвистический (предполагает владение языковыми средствами и умение распознавать текст: лексика, орфография, грамматика и прочее);
)дискурсивный (предполагает построение письменного и устного текста);
)прагматический (предполагает эффективное достижение коммуникативных целей);
)стратегический (предполагает предотвращение трудностей коммуникации);
)социокультурный (предполагает следование социокультурным нормам).
Таким образом, обобщая все вышеизложенное, можно сделать вывод, что социально-коммуникативная компетентность- это межличностное взаимодействие с другими людьми с применением личностных ресурсов. К таким ресурсам относятся: умение грамотно выражать свои мысли как в устной, так и в письменной форме; понимание ценностей не только своей позиции, но и чужой; умение владеть собой с целью предотвращения конфликтных ситуаций; уметь прогнозировать последствия своих речевых действий и прочее.
.2 Психологические особенности подросткового возраста
Подростковый возраст - это период перехода от детства к взрослости. Обычно он соотносится с хронологическим возрастом с 10-11 до 14-15 лет, хотя единства четких границ возраста в психологической литературе нет. В подростковом возрасте, как и любом возрасте есть свои особенности и сложности. Этому периоду характерен ряд физических изменений, интенсивное развитие личности.
Этот период обуславливается следующими потребностями [8, с.214]:
)стремление общаться с ровесниками;
)стремление стать независимым и самостоятельным;
)освобождение от зависимости, подчиненности от взрослых;
)стремление к признанию своих прав со стороны других людей.
Симптомом начала подросткового возраста является чувство взрослости. Чувство взрослости- это центральное специфическое новообразование личности подростка.
Чувство взрослости у подростка появляется на основе физического развития и социальных условий. Развитие взрослости может протекать односторонне или сразу в нескольких направлениях, разными темпами и разными способами: общение в группах ровесников; копирование поведения взрослых; путем самовоспитания и самообучения; усвоения знаний о взрослых и их жизни. Все эти процессы выполняют одну и ту же функцию: усвоение форм, ценностей, общественных требований, способов поведения и формирования личностных ценностей, которые определяют направление и содержание деятельности, критерии оценок и самооценок [34].
В подростковом возрасте психологическими особенностями является изменение физического, психологического и социального состояния ребенка.
Физическое изменение характеризуется гормональным изменением, психологическое характеризуется формированием сознания, а на социальном уровне подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью.
По мнению Л.С.Выготского все психологические функции человека на каждой ступени развития, в том числе и в подростковом возрасте, действуют не бессистемно, не автоматически и не случайно, а по определенной системе, направляемые конкретными, отложившимися в личности стремлениями, влечениями и интересами. В подростковом возрасте имеет место период разрушения и отмирания старых интересов, и период созревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы. Выготский Л.С. писал: «Если в начале фаза развития интересов стоит под знаком романтических стремлений, то конец фазы знаменуется реалистическим и практическим выбором одного наиболее устойчивого интереса, большей частью непосредственно связанного с основной жизненной линией, избираемой подростком».
Для подросткового возраста характерно осознание индивидом своих возрастающих возможностей, стремление к самостоятельности, к утверждению себя среди окружающих, потребность в признании со стороны взрослых своих прав. Вот почему деятельность, которая обеспечивает наиболее интенсивное развитие социальной активности подростка, с одной стороны, должна отвечать его потребностям в самоутверждении, с другой - создавать условия для развертывания определенных форм отношений, свидетельствующих о признании подростка как члена общества [13].
Основные психологические новообразования подростков обуславливаются его участием в общественно полезной деятельности, что способствует не только признание их взрослыми, но и создает возможности для расширения всех форм общения.
Основное противоречие в подростковом возрасте состоит в желании ребенка быть признанным взрослыми, хотя реальные возможности утвердить себя среди них отсутствуют. В связи с этим тяга подростков к общению со сверстниками является только проявлением их совместного переживания по поводу их не признанности миром взрослых.
С заметным изменением физиологии и личности подростка происходит прогресс в познавательной деятельности.
У подростков развивается мышление благодаря усвоению научных и теоретических знаний. За счет этого у подростка появляется способность к дедуктивным умозаключениям, критическое восприятие учебного материала и моральных требований. Изменения в личности и познавательной сфере взаимосвязаны. Психические процессы развиваются на основе самостоятельности личности, а развитие мышления определяются формированием личностных особенностей.
Учебная деятельность в подростковом возрасте подвергается значительным изменениям, как в организации и содержании, так и в характере ее протекания. Мотивация учения также качественно меняется - структура мотивов усложняется, происходит объединение широких социальных мотивов с собственно познавательными мотивами. Одновременно у подростков наблюдаются более значительные, чем у младших школьников, индивидуальные отличия в мотивации учения. Под влиянием более сложного содержания обучения в средних классах наступают существенные изменения не только в мотивационной, но и в операционной сфере учебной деятельности подростков: повышается уровень абстрагирования и обобщения, формируются системы прямых и обратных логических операций, изменяется соотношение внешних и внутренних действий, происходит переход внешних действий во внутренние. В плане мышления формируются умственные действия, которые являются компонентами умений учиться, изменяется также соотношение между перцептивными, мнемическим, мыслительными и практическими действиями. Практические действия выступают преимущественно как способ применения приобретенных знаний [34].
Усвоение норм социального общения - кульминационный пункт деятельности подростка. Процесс психического развития подростка состоит в появлении новообразований, а не в...
Похожие материалы:
Дипломная работа: Социально-педагогический аспект в деятельности руководителя подразделения органов внутренних делКурсовая работа: Психолого-педагогические факторы развития агрессивности у дошкольников
Квалификационная работа: Психолого-педагогические основы развития мышления младшего школьника в учебной деятельности
Курсовая работа: Современное состояние, использование и развитие психолого-педагогических основ социально-культурной деятельности
Курсовая работа: Эмпирическое исследование взаимосвязи аддиктивного поведения и социально-психологической адаптированности личности подростка