Реферат: Психосоциальные проблемы подростков с компьютерной зависимостью
В наше время в связи с общедоступностью различных технологий вопрос компьютерной зависимости быстро занял ведущее место среди проблем, широко обсуждаемых в социуме. Особенно остра эта проблема среди наиболее уязвимой части общества - подростков.
Дата добавления на сайт: 29 июля 2024
Скачать работу 'Психосоциальные проблемы подростков с компьютерной зависимостью':
Содержание
Введение
Глава 1. Зависимость от компьютерных игр
.1 Зависимость от компьютерных игр как вид компьютерной зависимости
.2 Особенности компьютерной зависимости у подростков
.3 Влияние компьютерных игр на самооценку подростков
.4 Влияние компьютерных игр на иерархию жизненных ценностей подростков
Выводы по теоретической части исследования
Глава 2. Результаты эмпирического исследования. Материал и методы
.1 Характеристика обследуемых лиц
.2 Результаты исследования
.2.1 Уровень компьютерной зависимости у обследованных подростков
.2.2 Уровень коммуникабельности у обследованных подростков
.2.3 Уровень скрытого стресса у обследованных подростков
.2.4 Уровень смысложизненных ориентаций у обследованных подростков
.2.5 Уровень самооценки у обследованных подростков
Выводы
Рекомендации
Заключение
Библиографический список
Приложения
Введение
В наше время в связи с общедоступностью различных технологий вопрос компьютерной зависимости быстро занял ведущее место среди проблем, широко обсуждаемых в социуме. Особенно остра эта проблема среди наиболее уязвимой части общества - подростков. Подростковый возраст всегда был проблемным и не зря зачастую СМИ называет его "трудным". Дети в этом возрасте начинают задавать себе вопрос о том, кем они хотят быть в жизни, стремятся активнее показать свою позицию в семье и социуме, пытаются стать самостоятельными. [1]. В результате зачастую отстраняются от родственников, ищут людей с более подходящими себе взглядами на жизнь. Нередко подростки становятся частью субкультур, объединённых общими интересами и взглядами на жизнь. [2]. В наше время глобализации и общедоступности компьютера, мобильных телефонов и интернета общаться с себе подобными становится всё проще. К сожалению, сейчас проблема стоит более остро. Реклама в интернете встречается намного чаще, чем в телевизоре, навязывая игры, в том числе и платные. Дети и раньше соревновались кто лучше пройдёт игру, но сейчас уже практически невозможно найти дом в котором нет компьютера.
Двадцать-десять лет назад родители были весьма обеспокоены, тем, что дети проводят много времени перед телевизором, играя на консолях (Нинтендо, в СНГ была более распространена подделка, так называемая "приставка "Денди" и прочие китайские аналоги), тетрисы, тамагочи и "начинающими" компьютерами типа "Спектрум". Со временем компьютеры и их возможности развивались, а вместе с ними появлялись и новые игры. Игру можно купить на диске и скачать платное обновление для неё. С появлением общедоступного и широкополосного интернета игры "вышли в сеть", появилась возможность играть онлайн с большим количеством игроков. Также появились бесплатные игры, но играть и скачать их можно только при активном подключении к Всемирной паутине. Поскольку это материально выгодно для компании, выпускающей такую игру, периодически выпускаются обновления с новыми возможностями для игрока.
Всё более популярны игры, целью которых не выиграть, а просто достичь нового уровня или "прокачать" персонажа играющего. В играх появились платные магазины с "вещами" и "навыками" для персонажа. Часто на интернет-аукционах можно купить персонаж высокого уровня с выигранными или купленными призами. В связи с чем возникла ещё одна проблема: дети тратят на "прокачивание" своих персонажей не только "карманные" деньги. Иногда достигают своей цели всеми доступными способами.
Цель: определить психосоциальные проблемы подростков с компьютерной зависимостью.
Объект обследования: подростки девятых классов.
Предмет обследования: психосоциальные особенности подростков с компьютерной зависимостью.
Гипотеза: основной причиной возникновения зависимости от компьютерных игр среди подростков являются испытываемые подростком с психосоциальные проблемы.
Задачи:
. Определить уровень компьютерной зависимости у обследованных подростков.
. Оценить уровень коммуникабельности обследованных подростков.
. Выявить уровень скрытого стресса обследованных подростков.
. Определить уровень смысложизненных ориентаций у обследованных подростков.
. Оценить уровень самооценки обследованных подростков.
В работе были использованы следующие методики: методика определения компьютерной зависимости [41], тест оценки коммуникабельности автор В.Ф. Ряховский [42], тест "Скрытый стресс" С.В. Краснова [42], тест "Смысложизненных ориентаций" Леонтьева Д.А. [43], экспресс-диагностика уровня самооценки Фетискина Н.П. [44].
Работа состоит из двух глав. Дополнительная информация изложена в приложениях. Список литературы содержит 46 источников, вся работа состоит из 77 страниц.
Актуальность проблемы обусловлена тем, что увлечённость компьютерными играми является одной из насущных проблем нынешнего поколения.
Глава 1. Зависимость от компьютерных игр
.1 Зависимость от компьютерных игр как вид компьютерной зависимости
Зависимость (аддикция), в широком смысле, - ощущаемая человеком навязчивая потребность в определённой деятельности. В более узком смысле, это патологическое влечение к чему-либо, что увеличивает риск развития психических заболеваний и/или связано с персональными или социальными проблемами. [3].
Одним из новых видов зависимости, появившимся в последние десятилетия, является компьютерная зависимость.
Одна из ее разновидностей - зависимость от компьютерных игр.
Прежде чем детально рассматривать проблему, следует более внимательно рассмотреть само явление компьютерных игр.
В самом общем случае компьютерные игры можно разделить следующие виды:
. Ролевые игры, именуемые РПГ (Role playing game, RPG)
РПГ игры имеют множество разновидностей, для упрощения классификации, мы выделим следующие подвиды:
А. РПГ от первого лица и его подвид MMОРПГ (массовая многопользовательская ролевая онлайн-игра)
В. Стратегии.
. Неролевые компьютерные игры.
К неролевым компьютерным играм относятся:
А. Аркады - игры, в которых игроку приходится действовать быстро, полагаясь в первую очередь на свои рефлексы и реакцию. Игровой процесс прост и не меняется в течение игры.
В.Головоломки- игры на логическое мышление.
С. Традиционные азартные игры (покер, онлайн казино и др.) [4].
В данной работе мы в первую очередь уделим внимание исследованию влияния на подростков онлайн РПГ игр. Что связано с наибольшей популярностью РПГ игр среди подростков, а так же тем, что механизм развития зависимости от РПГ игр существенно отличается от механизма возникновения зависимости от традиционных игр.
Говоря о неролевых компьютерных играх, можно отметить, что механизм возникновения и развития зависимости практически идентичен зависимости от традиционных видов игр. [5].
Чего нельзя сказать о ролевых играх. И особенно это касается онлайн РПГ. Дело в том, что игровой процесс онлайновых ролевых игр не направлен на какой-либо конечный результат (пройти все уровни, заработать деньги или очки и т.п.)
Говоря об игромании, специалисты выделяют чувство азарта, как существенный компонент игровой зависимости. [6]. В случае зависимости от онлайновых РПГ игр, чувство азарта, стремление достичь некого конечного результата уходит на второй план.
В онлайн РПГ играх, а особенно в ММОРПГ, таких как World of Warcraft, Lineage, Dota 2, Aion и др. на первый план выходит сам игровой процесс.
ММОГРПГ фактически нельзя пройти. Здесь нельзя собрать все очки, выиграть, закончить игру. Эти игры фактически бесконечны. Т.е. "прокачивать" персонажа можно бесконечно.
Дело в том, что компании разработчики ММОРПГ периодически выпускают обновления, повышающие максимальный уровень персонажей, а также обновляют игры новыми территориями и сюжетными линиями, иногда новыми профессиями, расами и классами. [7].
Суть игрового процесса заключается в самой игре. В ее проживании от имени персонажа.
Это не игромания в классическом понимании этого слова. Игра в онлайн РПГ скорее похожа на уход в виртуальную реальность, которая так или иначе копирует и улучшает реальность нашу.
Именно этим и интересна зависимость от компьютерных игр, как уникальное явление, по сути не имеющее аналогов в истории человеческой цивилизации до сих пор.
И поэтому закономерен интерес психологов, социологов, специалистов из разных областей науки к этой проблеме.
И особенно остро эта проблема касается подростков. Подростковый возраст, как один из самых психологически и социально непростых периодов развития личности, наиболее подвержен стремлению дистанцироваться от реальности. [8].
Усиление интереса к проблеме зависимости от компьютерных игр со стороны психиатров и психологов в немалой степени обусловлено широким распространением этого явления в современном обществе.
Так же интерес этот вызван тем, что существовавший до сих пор арсенал методов (воспитательных, религиозных, административных, юридических, экономических) оказался недостаточно для эффективной борьбы с зависимостью от компьютерных игр у подростков. [9].
Проблема игровой зависимости имеет и большое научно-теоретическое значение, которое может оказать существенное влияние на развитие самой психиатрии. Важнейшей из них является проблема патологических влечений и зависимостей. К сожалению, эта проблема в современной психопатологии остается недостаточно разработанной. [10].
Важной характеристикой игровой зависимости является то, что при ней не имеется какого-то конкретного биологически значимого стимула, к которому формируется "первичное влечение" (если, конечно, не относить к таковым стяжательство или не выделять в качестве инстинкта азарт). Эта особенность данного расстройства качественно отличает его от наркологических расстройств и нарушений инстинктов. Одновременно это сближает его с иными формами патологических влечений - клептоманией, дромоманией, пироманией, трихотилломанией и др. Все это позволяет высказать предположение о существовании универсальных механизмов формирования патологических зависимостей, которые находят свое клиническое проявление неспецифическим синдромом патологических пристрастий (аддиктивный синдром). [11].
Указанный синдром нуждается в более четкой клинической квалификации и феноменологическом рассмотрении. Особое положение игровой зависимости как раз и определяется тем, что при данном расстройстве аддиктивный синдром может быть рассмотрен в наиболее явном - "рафинированном" - виде, не затушеванным сопутствующей токсико-органической и вторичной соматогенной симптоматикой. [12].
Клинико-психопатологическое и динамическое исследования больных игровой зависимостью свидетельствует об определяющей роли личностных изменений в формировании этого расстройства, которое можно рассматривать как один из вариантов патологического (аномального) развития личности.
Игровая зависимость, помимо труднопреодолимого влечения к игре, характеризуется расстройствами поведения, психического здоровья и самочувствия.
Некоторые ее проявления сходны с проявлениями других видов зависимости: патологическое влечение, потеря игрового контроля, абстинентный синдром (синдром лишения), повышение игровой толерантности (устойчивости), продолжительное участие в азартных играх вопреки явным признакам вредных последствий и др.
В настоящий момент официально игровая зависимость заболеванием не признается. Международная классификация болезней такого недуга не содержит. [13] Впрочем, сведения о скором принятии данного термина появлялись неоднократно. С 2007 Американская врачебная ассоциация проводила исследования в области симптоматики предполагаемого заболевания. После длительных дебатов, врачи пришли к выводу, что в настоящий момент зависимость нельзя признать болезнью.
Некоторые авторы считают, что игровая зависимость возникает из-за онлайн-игр, и соответственно является разновидностью интернет-зависимости [14].
Немецкие исследователи университета Charite провели эксперимент, в ходе которого группе из 20 человек показывали скриншоты из любимых игр. Их реакция оказалась сходной с той, что проявляют больные алкоголизмом и наркоманией, когда видят предмет своей патологической страсти [15]. Исследования университета "Nottingham Trent University" под названием International Gaming Research Unit показали, что 12% от контрольной группы из 7000 человек имеют признаки зависимости от онлайновых компьютерных игр [16].
Психолог М.С. Иванов выделил динамику развития компьютерной зависимости, разделив её на четыре стадии:
Первоначально происходит процесс адаптации (стадия легкой увлечённости),
Затем наступает период резкого роста, быстрого формирования зависимости (стадия увлечённости).
В результате величина зависимости достигает максимума, положение которой зависит от индивидуальных особенностей личности и факторов среды (стадия зависимости).
Далее сила зависимости на определенный промежуток времени остается устойчивой, а затем идет на спад и опять же фиксируется на определенном уровне и остается устойчивой в течение длительного времени (стадия привязанности) [17].
Иванов в качестве решающего фактора, определяющего зависимость называет невозможность полного отказа от компьютерных игр, несмотря на осознание бесполезности игрового процесса. Сам механизм состоит в "уходе от реальности" и "принятии роли", то есть обособление от реальных проблем и отождествление себя с выдуманными персонажами виртуальных миров [18].
Хотя, как уже упоминалось выше, термин "компьютерная зависимость" все еще не признан на международном уровне, существуют ряд диагностических критериев, помогающих определить наличие патологического пристрастия по отношению к компьютерным играм. Симптомы компьютерной зависимости могут быть двух типов: психические и физические. Ниже рассмотрим каждую из групп:
Психические признаки компьютерной зависимости, в общем, схожи с психическими признаками зависимостей другого типа. Наиболее распространенными психическими признаками компьютерной зависимости являются "потеря контроля" над временем, проведенным за компьютером, невыполнение обещаний данных самому себе или другим касаемо уменьшения времени, проведенного за компьютером, намеренное преуменьшение или ложь относительно времени проведенного за компьютером, утрата интереса к социальной жизни и внешнему виду, оправдание собственного поведения и пристрастия. Важными симптомами компьютерной зависимости являются смешанное чувство радости и вины во время работы за компьютером, а также раздраженное поведение, которое появляется, в случае если по каким-то причинам длительность работы за компьютером уменьшается [19].
Физические признаки зависимости от компьютерных игр представлены нарушениями со стороны глаз (ухудшение зрения, дисплейный синдром, синдром "сухого глаза"), опорно-двигательного аппарата (искривление позвоночника, нарушения осанки, карпальный синдром), пищеварительной системы (нарушение питания, хронические запоры, геморрой). Физические признаки компьютерной зависимости менее специфичны, и, как правило, вызываются длительным нахождением за компьютером. Некоторые из этих признаков могут возникнуть и у людей вовсе не страдающих компьютерной зависимостью, но которые вынуждены проводить долгое время за компьютером [20].
Различают два типа компьютерной зависимости:
. Зависимость от Интернета (сетеголизм).
. Зависимость от компьютерных игр (кибераддикция) [21].
Сетеголизм проявляются бесконечным пребыванием человека в Интернете. Иногда они находятся в виртуальном мире по 12-14 часов в сутки, заводя виртуальные знакомства, скачивая музыку, общаясь в чатах. Это неряшливые, неуравновешенные люди, которые наплевательски относятся к близким.
Есть некоторые признаки сетеголика:
.навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;
.предвкушение следующего сеанса онлайн;
.увеличение времени, проводимого онлайн;
.увеличение количества денег, расходуемых онлайн.
Кибераддикция (зависимость от компьютерных игр) подразделяется на группы в зависимости от характера той или иной игры:. Ролевые компьютерные игры (максимальный уход от реальности).. Неролевые компьютерные игры (стремление к достижению цели - пройти игру, азарт от достижения цели, набора очков).
Признаки компьютерной зависимости:
.Значительное улучшение настроения от работы за компьютером,
.Нежелание оторваться от работы или игры на компьютере,
.Если Вы отрываете больного от компьютера, он испытывает раздражение, даже проявляет некоторую агрессию по отношению к Вам,
.Неспособность спланировать окончание работы или игры на компьютере,
.Пренебрежение домашними делами в пользу компьютера,
.Пренебрежение личной гигиеной и сном в пользу компьютера,
.При общении с окружающими сведение любого разговора к компьютерной тематике,
.Отказ от общения с друзьями [22].
1.2 Особенности компьютерной зависимости у подростков
Подростковый возраст характеризуется как переломный, переходный, но чаще как возраст полового созревания. Возрастной период в целом характеризуется четко выраженными особенностями изменения морфофункциональных показателей не только за период в целом, но и от возраста к возрасту. Возрастной период в целом характеризуется существенным ростовым пубертатным скачком, нарастание длины и массы тела, окружности грудной клетки, жизненной емкости легких [22].
Подростковым принято считать период развития детей от 11-12 до 15-17 лет; он знаменуется бурным развитием и перестройкой социальной активности ребенка. В психологической литературе принято разграничивать подростковый возраст и юношество. В понимании хронологических границ этих периодов нет единства. С определенной мерой условности можно считать, что "подростничество" как переходный возраст лежит в указанных границах, за ним следует новый этап развития - юность [23].
Мощные сдвиги происходят во всех областях жизнедеятельности ребенка, не случайно этот возраст называют "переходным" от детства к зрелости, однако путь к зрелости для подростка только начинается, он богат многими драматическими переживаниями, трудностями и кризисами. В это время складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психологическое здоровье, общественную и личную зрелость.
Именно поэтому в подростковом возрасте так опасна зависимость от компьютерных игр. Психологические особенности подростков таковы, что компьютерная зависимость в таком возрасте может повлечь тяжелые последствия [24]. Это может проявляться в виде различных нарушений развития личности, а иногда приводить к последствиям различной степени тяжести в плане физического здоровья. Выше уже упоминались такие вызванные компьютерной зависимостью заболевания, как нарушение зрения, осанки, болезни суставов т.п.
Так же известны случаи, когда слишком долгая игра приводила к фатальным последствиям. Так, в октябре 2005 года умерла от истощения китайская девочка (Snowly) после многосуточной игры в World of Warcraft [25].
С тех пор было известно еще несколько случаев смерти во время игры от истощения. Большая часть таких случаев приходится на...
Похожие материалы:
Реферат: Изучение проблемы осознанного подхода к родительству у подростковКурсовая работа: Психосоциальные проблемы людей пожилого и старческого возраста и пути и способы их решения
Реферат: Особенности влияния компьютерной зависимости на формирование агрессивности у подростков
Курсовая работа: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Реферат: Проблемы лидерства у подростков