Реферат: Путешествие как метод психологической коррекции и развития функционирования личности человека
Тема путешествия исследуется в рамках различных дисциплин, среди которых культурология, этнография, география, менеджмент, литература и многие другие. Она занимает особое место в истории и культуре человечества: существует множество мифов, притч, сказок, иных художественных произведений и даже рассказов о реальных событиях, которые повествуют об изменениях личности и начинаются с того, что герой покидает родной дом и отправляется в дальнюю дорогу.
Дата добавления на сайт: 24 августа 2024
Скачать работу 'Путешествие как метод психологической коррекции и развития функционирования личности человека':
Реферат
Путешествие как метод психологической коррекции и развития функционирования личности человека
Путешествие в психологии и психотерапии
Тема путешествия исследуется в рамках различных дисциплин, среди которых культурология, этнография, география, менеджмент, литература и многие другие. Она занимает особое место в истории и культуре человечества: существует множество мифов, притч, сказок, иных художественных произведений и даже рассказов о реальных событиях, которые повествуют об изменениях личности и начинаются с того, что герой покидает родной дом и отправляется в дальнюю дорогу. Куда может привести этот путь? На наш взгляд, куда бы ни отправлялись путешественники и какую бы цель они ни ставили перед собой, под уровнем проблемной ситуации, как и в терапевтических отношениях, будет скрыт основной поиск человека: «Кто же я в действительности? Как я могу прикоснуться уэтому истинному Я, лежащему в основе всего моего внешнего поведения? Как я могу стать собой?» [Роджерс К. Р., 2001, с. 113]. Например, К. Роджерс в своих воспоминаниях пишет о том, что поездка в Китай на конференцию Студенческой христианской федерации стала для него важным опытом. Вдали от семьи он многое переосмыслил, освободился от воззрений родных и осознал свой путь, став независимым человеком [Роджерс К. Р., 2001, с. 13].
На наш взгляд, путешествие обладает большим потенциалом в психологии и психотерапии. Однако исследований в этой области не так много, в основном они связаны с социальной психологией и обоснованы интересом туристической отрасли. Речь идет, например, о выявлении взаимосвязей между личностными особенностями человека и выбранным путешествием. Мейо и Джарвис (MayoandJarvis) создали классификацию туристов, основываясь на экстра- и интровертированности путешественника, степени уверенности в себе, ориентированности на семью или работу [PotterJ. andWetherellM., 1987, С. 102]. Но применение на практике данной типологии осложнено различными ограничениями, поэтому она носит, скорее, описательный характер. [HarrillR. and PottsT., 2002, с. 109]
В зарубежной психологии исследование терапевтических возможностей путешествия получило некоторое развитие и движется в двух направлениях: во-первых, как терапия приключениями и, во-вторых, как терапевтическое путешествие. Терапевтическое приключение, согласно Gillis, может иметь четурехуровневую модель, в зависимости от преследуемых целей. Рассматривая применения терапевтического путешествия в отношении семьи, Гиллан пишет о терапевтическом путешествии с целью отдыха (1), терапевтическом путешествии с целью обогащения (2), терапевтическом путешествии как адаптивной терапии (3) и начальных терапевтический программах (4). Во всех случаях терапевтическое путешествие включает в себя ряд специфических активностей - игровые активности, экстремальные активности, связанные с путешествиями в горы или по воде, и путешествия по исследованию дикой природы. Сложности здесь воспринимаются как вызовы, в процессе преодоления которых личность может выработать новые модели поведения и пересмотреть свои взгляды на повседневное общение, улучшив коммуникативные способности [J.Burg].
Разница между приключенческой терапией и терапевтическим путешествиям проходит в связи с уровнем изменений, о которых идет речь. Так, терапевтическое путешествие направлено на изменение поведения и когнитивных установок, большое внимание уделяется поддерживающей роли группы, в которой происходит путешествие, и целительному эффекту взаимодействия с природой. Приключенческая терапия учитывает эти аспекты, но больше фокусируется на менее заметных посланиях бессознательного и глубинных процессах, происходящих в личности. К специалисту, проводящему, приключенческую терапию предъявляются более высокие требования в связи с тем, что он должен обладать более широким и глубоким знанием терапевтического процесса [ChristianM.Itin].Приключенческая терапия зачастую применяется при работе с серьезными зависимостями, такими как наркотическая, алкогольная и так далее [C.L.Northon].
Так же мы можем говорить отдельно об исследованиях положительного эффекта опыта путешествий на семейные отношения и межличностные отношения вообще [DurkoPetrick]. Тем не менее, важно сказать, что изучение данной темы, начавшееся в 1968 году с исследований Klausner, в основном рассматривает путешествие как вид туризма и отдыха. Следовательно, исследуется положительный эффект путешествия в связи с качеством отдыха, ведущим к росту удовлетворенности отдыхом и, соответственно, повышением удовлетворенности отношениями и ростом субъективного ощущения качества жизни. Так же много работ посвящено положительному эффекту разделяемого досуга и впечатлений на супружеские отношения в частности и семейные отношения вообще.
Для того чтобы изучить перспективы путешествия как процесса становления полноценно функционирующего человека, следует обратиться к исследованию личностных изменений: с чего начинается изменение жизненного пути личности, как оно происходит и что помогает человеку обрести аутентичность.
Согласно «Психотерпавтической энциклопедии» Б. Д. Карвасарского, понятие аутентичности (греч. «authentikys» - «подлинный») разработано в гуманистической психологии и психотерапии [Карвасарский Б. Д., URL: http://goo.gl/MihnvU]. Этот термин обозначает важную интегративную характеристику личности. К. Роджерс под аутентичностью понимал «способность человека отказываться в процессе общения от различных социальных ролей (психотерапевта, профессионала, педагога, руководителя и так далее), позволяя проявляться подлинным, свойственным только данной личности мыслям, эмоциям и поведению. Наряду со способностью к безусловному принятию и эмпатии, аутентичность является обязательной составляющей эффективного человеческого общения» [Роджерс К. Р., 2001, с. 87]. Иногда синонимом аутентичности называют конгруэнтность. Это связано с тем, что аутентичность человека проявляется в согласованности информации, поступающей как по вербальному, так и по невербальному каналам. А. Б. Орлов и М. А. Хазанова в своей статье «Феномены эмпатии и конгруэнтности» дают определение конгруэнтности, сравнивая ее с эмпатией. Если эмпатия представляет собой сопереживание эмоциональному состоянию другого человека, то конгруэнтность - это «переживание своих собственных чувств, их открытость себе и другим людям» [Орлов А. Б., Хазанова М. А., URL: http://goo.gl/pi97CR]. Таким образом, «психологический смысл аутентичности можно определить как согласованное, целостное, взаимосвязанное проявление основных психологических процессов и механизмов, обусловливающих личностное функционирование. Проявление или непроявление аутентичности с этой точки зрения наблюдается при столкновении личностных мотивов и интересов с социальными нормами, доминирующими тенденциями общественного сознания. В такой ситуации аутентичное поведение предполагает цельное переживание непосредственного опыта, не искаженного психологическими защитными механизмами. Человек вовлеченно воспринимает происходящее и затем непосредственно проявляет свое эмоциональное отношение к нему. Его мысли и действия согласованы с эмоциями». [Карвасарский Б. Д., URL: http://goo.gl/MihnvU]
Существует несколько «дорог», ведущих к аутентичности. К. Роджерс в своей статье «Взгляд терапевта на цели человека. «Быть тем, кем ты действительно являешься» пишет о результатах своих наблюдений за выбором клиентами жизненного пути. Он обозначает некоторые векторы «движения» клиентов, проходящих терапию и обретающих конгруэнтность. [Роджерс К. Р., 2001, с. 253].
Некоторые клиенты не могут сразу определить, к какому состоянию они хотят придти. Поэтому они начинают движение, отказываясь от того, чего они точно больше не хотят в своей жизни, таким образом, сначала отрицательно обозначая свой жизненный курс. «Прочь от фасада» - это готовность человека перестать быть тем Я, которым он не является, и предстать перед другими таким, какой он есть. В этом процессе клиент принимает свои сильные и слабые стороны, признает терзающие его страхи. «Прочь от «должен» - это способность отказаться от образа, которому, как кажется клиенту, он должен соответствовать. В результате человек освобождается от чувств, которые ему «положено» переживать в связи с несоответствием этому образу, например, от чувства стыда. Избавление от необходимости «производить впечатление» может привести клиента к желанию пересмотреть свои цели и отказаться от достижения того, что ему на самом деле не нужно. «Прочь от соответствия ожиданиям» - это понимание человеком собственной уникальности и преодоление им страха не быть принятым обществом из-за самостоятельного выбора ценностей, возможность поставить под сомнение мнение общественности. «Прочь от угождения другим» - отказ клиента делать что-либо, что «следует делать» вопреки своим желаниям, для того, чтобы понравится другим людям. Все эти векторы помогают человеку уйти от неестественности, обрести независимость, взять ответственность за свою жизнь и начать движение к тем целям, к которым он сам хочет стремиться.
Какие же стремления переполняют клиентов в процессе терапии? «Вперед к самоуправлению» - этот вектор движения обозначает готовность человека самостоятельно выбирать цели, к которым он хочет стремиться. Клиент становится независимым и берет ответственность за свою жизнь на себя. «Вперед к процессу» означает способность человека открыться возможностям и переменам, а не стремиться к фиксированной цели. Клиент начинает ценить себя как текущий, изменяющийся процесс и получать от этого все больше удовольствия. С.Л. Рубинштейн также писал о том, как важно человеку находится в постоянном движении: «Верность есть верность своим принципам или чувствам, которые были так важны в прошлом или настоящем, но как быть, если изменились обстоятельства и сохранение верности прошлому есть неправда, неискренность по отношению к новому себе, новым чувствам? На мой взгляд, главное не сохранение верности самому по себе прошлому или настоящему, а самому себе, доверие к своей способности принять нравственное решение. Это и есть диалектика ценностей как диалектика взаимоотношений человека с миром. Постоянная в ходе жизни переоценка ценностей является закономерным результатом диалектики жизни человека, изменения, перестройки его взаимоотношения с миром, прежде всего с другими людьми, с обществом. В результате изменения внутренних условий вступают в действие, актуализируются те или иные ценности» [Рубинштейн С. Л., 2003, с. 139-243]. Продолжение этой идеи можно найти у А.Г. Асмолова: «Одно в прошлом умирает, лишается своего смысла и превращается в простое условие и способы его деятельности - сложившиеся способности, умения, стереотипы поведения; другое открывается совсем в новом свете и приобретает прежде не увиденное значение; наконец, что-то из прошлого активно отвергается субъектом, психологически перестает существовать для него, хотя и остается на складах его памяти. Возникающая переоценка прежнего, установившегося в жизни приводит к тому, что человек сбрасывает с себя груз своей биографии» [Асмолов А. Г., 2007, с 152-178]. Тенденция, которую К. Роджерс называет «К сложности бытия», подразумевает способность человека быть открытым и искренним, воспринимать себя полно, со всеми внутренними противоречиями и сложностями в каждый значимый момент. Вектор движения «К открытости опыту» позволяет клиенту уйти от отрицания тех граней, которые открываются ему в процессе терапии, и формирует дружественное отношение человека к собственным проявлениям, учит прислушиваться к внутреннему источнику информации, а не «затыкать» его. Это стремление позволяет клиенту не только принять собственные переживания, прожить их в полной мере, но и открыто воспринимать опыт, получаемый из внешней реальности. Все это помогает человеку развить движение по вектору, который К. Роджерс назвал «К принятию других». Оно становится возможным благодаря тому, что клиент учится ценить и свой, и чужой опыт таким, какой он есть. В результате человек больше доверяет собственному переживанию жизни, ценит его и может придти «К доверию к своему я». К. Роджерс приводит примеры великих творцов, чей путь в искусстве или науке начинался с экспериментов и требовал от них разрешения себе быть собой. Без доверия процессу своего чувствования они не смогли бы продолжать выражать уникальное восприятие жизни и открыть миру свои творения или открытия. Подводя итоги сказанному, хочется обратить внимание на основное направление движения: в процессе терапии человек уходит прочь от маски. Согласно К. Роджерсу, он «не пытается быть большим, чем он есть, с сопутствующим этому состоянию чувством уязвимости или напыщенностью защитных реакций, […] не пытается быть меньшим, чем он есть, с сопутствующим чувством вины или пониженной самооценкой». Вместо это «он хочет со все большей точностью и глубиной быть тем Я, которым он истинно является». Важно понимать, что стремление к аутентичности не дается человеку легко - оно связано с ощущением страха и уязвимости, с одной стороны, и прилива сил - с другой, этот путь бесконечен. К. Роджерс пишет о таком жизненном курсе следующее: «Это непростое направление для движения, и оно не может быть полностью завершено. Это текущий жизненный путь. […] Это направление движения свойственно не только клиентам, обратившимся к помощи психотерапии, но и людям, ищущим свою цель в жизни» [Роджерс К. Р., 2001, с. 167-187].
Наряду с аутентичностью важно упомянуть процесс самоактуализации, представляющий собой высшую человеческую потребность. Его суть заключается в стремлении человека к наиболее полному развитию, реализации возможностей и способностей, раскрытию его личностного потенциала. Представляется интересным уточнение А. Х. Маслоу, данное им в описании исследования: «Мы перестали сгоряча отвергать испытуемых, которых хотя бы с небольшой натяжкой можно было отнести к разряду самоактуализирующихся личностей, у которых обнаруживались лишь отдельные, незначительные изъяны и недостатки, или, говоря другими словами, мы поняли, что совершенство не может быть критерием самоактуализации, так как совершенных людей, по-видимому, просто не существует» [Маслоу А. Х., URL: http://goo.gl/uUpEMA]. Согласно точке зрения А. Х. Маслоу, «самоактуализация и психологический рост связаны с освоением нового, с расширением сфер функционирования человека, с риском, возможностью ошибок и негативными их последствиями. Это может увеличивать тревогу и страх, что ведет к усилению потребности в безопасности и возврату к старым, безопасным стереотипам. Полное раскрытие личности, «полное функционирование» (и психическое здоровье), с точки зрения Роджерса, характеризуются: открытостью по отношению к опыту, стремлением в любой отдельный момент жить полной жизнью, способностью прислушиваться в большей степени к собственной интуиции и потребностям, чем к рассудку и мнению окружающих, чувством свободы, высоким уровнем творчества». [Карвасарский Б. Д., URL: http://goo.gl/MihnvU].
В современном мире придти к аутентичной жизни не так просто. Огромный информационный поток, завышенные требования в трудовой деятельности, мода на многозадачность и развитие отвлекающих от обычной для человека скуки устройств - все это способствует поверхностной суете, загнанности, хронической усталости, инертности в принятии решений и прокрастинации. Однако это не означает, что вся современная жизнь лишена смысла. Наоборот, смыслов в этой «текучке» слишком много - человек осознает свою востребованность, нужность, ему важно вникнуть в происходящее и не хочется ничего упускать. Логотерапия В. Э. Франкла основана на идее о том, что наполненная смыслом жизнь означает включение личности в нечто, что ее превосходит: мы соприкасаемся с системой взаимосвязей, которая призывает нас к себе. [Франкл В., 1997, С. 242-279] Однако важно понимать, что смысл - не единственное условие исполненнойэкзистенции. А. Лэнгле в статье «Жить аутентично: как, несмотря ни на что, стать самим собой?» пишет о том, что иногда мы в конце дня можем задаваться вопросом: «А где же, собственно, среди всего этого я? Разве это жизнь?» У человека копится обида: «Все от меня что-то хотят, о чем-то меня спрашивают, о чем-то просят. Я везде нужен и… мне везде мешают» [Лэнгле А., URL: http://goo.gl/O02IBn]. Проблема заключается в том, что личности важно найти баланс в жизни между своими связями с внешним миром и собственной уникальностью, между отдаванием себя миру и принятием чего-то из мира - обрести экзистенцильный антагонизм. С. Л. Рубинштейн описывает подобную активную сознательно-рефлексивную позицию личности следующим образом: «Человек не только находится в определенном отношении к миру и определяется им, но и относится к миру и сам определяет это свое отношение, в чем и заключается сознательное самоопределение человека» [Рубинштейн С. Л., 2003, с. 67-121].
Обретение аутентичности, по мнению А. Лэнгле, связано с тремя условиями, кроме смысла, которые нужны нам для того, чтобы жить полной и настоящей жизнью: «Каждому из нас необходимо пространство и жизненная опора - человек должен «иметь возможность быть». Течение жизни для нас складывается из переживания близких отношений с людьми и вещами, которые позволяют почувствовать нам, что «жить - это хорошо». Для того чтобы человек мог выразить и пережить свою уникальность, ему важно проявлять себя в пространстве - «иметь право быть таким, какой он есть». Если мы проигнорируем три этих условия, то четвертое условие - смысл - приобретет для нас функцию компенсации, и это вернет нас к вопросу о том, чей же жизнью мы живем на самом деле. Личность - это телесно-душевно-духовно-деятельностная сущность. В связи с этим А. Лэнгле обращает внимание на то, что человеку важно заботиться о каждой из своих четырех реальностях, чтобы иметь возможность быть самим собой. К этим реальностям относятся тело, чувственные переживания, духовное начало (Person) и способность действовать. Все они являются источниками нашей идентичности. Тело - это наша константа, которая обеспечивает наше бытие в этом мире. Чувства позволяют нам ощутить воздействие внешнего мира на нас и нас - в этом мире. Духовное начало помогает нам отвечать «да» или «нет» явлениям, происходящим в нашей жизни, т.е. переживать себя, как самодетерминирующуюся личность. Действия - наша возможность влиять на окружающий мир. Если упустить один из этих источников идентичности, вместе с ним человек утратит и собственную аутентичность [Лэнгле А, URL: http://goo.gl/O02IBn].
Идея экзистенциального антагонизма основана на том, что мы находимся во взаимодействии с миром. С одной стороны, нам важно отделиться от мира, сохранить свою уникальность. Потеря автономии может быть смертельно опасна для человека [Лэнгле А, URL: http://goo.gl/O02IBn]. С другой стороны, как нет «чистого сознания», существующего вне деятельности и вне рефлексии, так нет и Я самого для себя, оно определяется Другими. В. Франкл описывал это следующим образом: «Я становится Я у Ты» [Франкл В., 1997, С. 242-279]. Человек может обнаружить неведомые ему возможности в соприкосновении со значимым Другим: «Богатейшим миром, в котором личность может открыть и Я-центрировать свои возможности, является Другой, как конкретная, значимая личность. Другой, с его взглядом, пониманием, действием в адрес личности необходим Я в плане переживания и осознания своей фактичности, своей...
Похожие материалы:
Дипломная работа: ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТАЦИОННЫЙ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕКурсовая работа: Феномен зависимости как фактор риска развития человека
Курсовая работа: Арттерапия как средство психологической коррекции девиантного поведения подростков
Отчёт по практике: Особенности психологической работы по коррекции эмоционального развития старших дошкольников с недостатками речевого развития в условиях детского сада
Курсовая работа: Материнство как фактор развития личности ребенка раннего возраста