Учебно-исследовательская работа студента (УИРС): Разработка тренинга бесконфликтности в учебной группе

Конфликт (от лат. conflictus столкновение) - это противоборство общественных субъектов с целью реализации их противоречивых интересов, позиций, ценностей и взглядов.

Дата добавления на сайт: 31 июля 2024


Скачать работу 'Разработка тренинга бесконфликтности в учебной группе':


Введение
Исследование посвящено теме управление конфликтами в учебном коллективе.
Целью данного исследования является разработка тренинга бесконфликтности в учебной группе.
Объект исследования процесс управления конфликтами.
Предметом данного исследования являются социально-педагогические основы совершенствования процесса управления конфликтами в учебной группе.
Гипотеза данного исследования заключается в том, что, специальный тренинг бесконфликтности в учебной группе повышает локус интернального контроля и формирует оптимальную стратегию поведения.
Задачи исследования:
изучить литературу по данной теме;
провести первичное эмпирическое исследование и выявить уровень конфликтности, локус контроля и стратегии поведения в конфликте;
провести тренинговое занятие;
провести вторичное эмпирическое исследование
обобщить результаты.
Методы исследования: теоретический анализ, эмпирические методы, тестирование, опрос, анкетирование, тренинг, эксперимент.
Глава 1. Психология и педагогика межличностных конфликтов
.1 Особенности и виды межличностных конфликтов в учебном коллективе
Конфликт (от лат. conflictus столкновение) - это противоборство общественных субъектов с целью реализации их противоречивых интересов, позиций, ценностей и взглядов.
Конфликты разного рода пронизывают историю человечества и жизнь каждого конкретного человека.
Конфликт является неотъемлемой принадлежностью человеческого общества и не может рассматриваться как отклонение от нормального поведения людей, так как представляет собой вид общения, в основе которого лежат противоречия сторон при попытках их разрешения на фоне эмоциональных состояний.
На конфликт в целом влияют много условий, в том числе общественная и политическая обстановка в стране. Тревогу вызывают конфликты в подсистемах: "ученик - ученик"; "ученик - преподаватель", вытекающие следствием рассогласованности требований в семье и в обществе. Такого рода конфликты классифицируют, как межличностные.
Проблеме межличностного конфликта в последнее время уделяется большое внимание в научных кругах и среди педагогов, психологов-практиков.
Проблема изучения связана с ответом на вопрос, как необходимо строить процесс общения, чтобы избежать межличностных конфликтов.
На основании научного анализа категорий "конфликт", "межличностный конфликт" в философии, социологии, психологии и педагогике, которые раскрыты в трудах отечественных и зарубежных исследователей, межличностный конфликт - это ситуация, при которой возникают противоречия между участниками процесса, обусловленные несовпадением целей, мотивов, позиций и ценностных ориентаций.
Межличностный конфликт проявляется по-разному. Чаще всего, это борьба за лидерство в коллективе, похвалу и поддержку преподавателя, его одобрение. Каждый из участников межличностного конфликта считает, что, поскольку ресурсы ограничены, он должен убедить преподавателя в своей исключительности и завоевать себе авторитет не только среди членов коллектива, но и в кругу педагогического состава.
Межличностные конфликты проявляются в процессе конкурентной борьбы за реальную власть - авторитет среди одногрупников или "должность" (командир учебной группы, и др.).
Наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за первенство в учебной группе. Может обозначиться конфликт трех-четырех слушателей с целой учебной группой или вспыхнуть конфликтное противостояние одного слушателя с целой учебной группой.
Межличностный конфликт проявляется и как столкновение личностей. Люди с разными чертами характера, взглядами, ценностями и темпераментом иногда не в состоянии ладить друг с другом. Как правило, взгляды и цели таких людей различаются в корне.
Межличностные конфликты имеют свои отличительные особенности:
. В межличностных конфликтах противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу.
. В межличностных конфликтах проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных.
. Межличностные конфликты для субъектов конфликтного взаимодействия являются своеобразным "полигоном" проверки характеров, темпераментов, проявления способностей, интеллекта, воли и других индивидуально-психологических особенностей.
. Межличностные конфликты отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами.
. Межличностные конфликты затрагивают интересы не только конфликтующих, но и тех, с кем они непосредственно связаны отношениями.
Межличностные конфликты охватывают практически все сферы человеческих отношений. Любой конфликт сводится к межличностному. Знание особенностей межличностных конфликтов, причин их возникновения и способов управления является важной составляющей в профессиональной подготовке любого специалиста.
Виды межличностных конфликтов.
Изучив виды межличностных конфликтов, можно минимизировать их количество.
. По направленности:
горизонтальные - участники не подчиняются друг другу
вертикальные - участники находятся в подчинении друг с другом
смешанные - где есть обе составляющие (организация)
. По значению:
конструктивные (созидательные) - оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений, разумных аргументов, приводит к развитию отношений между людьми
деструктивные (разрушительные) - одна из сторон жёстко настаивает на своей позиции и игнорирует вторую одна из сторон прибегает к осуждаемым методам борьбы
. По характеру причин:
объективные
субъективные (плохое настроение, самочувствие)
. По сфере разрешения:
деловые
личностно-эмоциональные
. По форме проявления:
скрытые (плохо осознаются людьми)
открытые (осознаются)
. По времени протекания:
ситуативные
пролонгированные (длительные)
Другая классификация рассматривает виды межличностных конфликтов в соответствии с позицией ее участников в педагогическом процессе:
Конфликт "ученик - ученик"
Большая часть конфликтов среди учеников возникает из-за претензий на лидерство в микрогруппах. Межличностные конфликты могут возникать между устоявшимся лидером и набирающим авторитет лидера членом микрогруппы. Конфликтные ситуации могут возникать при взаимодействии лидеров микрогрупп, каждый из которых может претендовать на признание его авторитета всем классом. Лидеры могут втягивать в конфликты своих сторонников, расширяя масштабы межличностного конфликта. Конфликтные ситуации между учениками устраняются руководителем класса, который должен найти каждому лидеру свою специфическую сферу лидирования.
Конфликт "ученик - учитель"
Конфликты между учителем и учениками могут возникать из-за несправедливых оценок. В таких случаях в конфликт может втянуться весь класс, выступая на стороне ученика. Некоторые учителя придерживаются двух противоположных стратегий в оценке знаний учеников. Одна выражается в заниженных требованиях для установления благоприятных отношений с учениками, другая - в завышенных требованиях с целью подготовки слушателей для сдачи выпускных экзаменов. Обе стратегии потенциально конфликтны. Завышенные оценки отучают хороших учеников от активной учебы, заниженные оценки воспринимаются учебной группой как произвол учителя. Необходима справедливая оценка знаний учеников.
Конфликт "педагог - педагог"
Конфликтные ситуации в среде педагогов возникают не только из-за своеобразия темперамента и характера, но и в случаях невысокого уровня развития личности.
Выделяют несколько вариантов поведения в среде преподавателей:
) соперничество учителя, только достигающего высокого уровня профессиональной деятельности, с ранее признанными авторитетами. Он может распространять негативную информацию о признанных авторитетах, которые давно и успешно работают с учениками. Начинается нездоровое соперничество, чреватое межличностными конфликтами;
) поведение, подчеркивающее степень превосходства опытных преподавателей над молодыми, когда они позволяют себе снисходительно поучать их, выражать недовольство их методами, навязывать в виде образца свою методику;
) создание некоторыми преподавателями благоприятного впечатления о себе не продуктивной деятельностью, а имитацией ее участием в различных общественных мероприятиях, саморекламой и т.п.
.2 Причины межличностных конфликтов
Конфликты возникают не в силу проявления объективных обстоятельств, а в результате их неправильного субъективного восприятия и оценки людьми.
К возникновению межличностных конфликтов приводят следующие причины:
информация, приемлемая для одной стороны, и неприемлемая для другой (сплетни, неполная информация, неточная информация и др.). Перенос проблем на горизонтальный уровень отношений; невыполнение обязанностей в системе руководства-подчинения (педагог не обеспечивает условия для успешной деятельности учащихся или наоборот).
структура - существование в коллективе отдельных групп ( статус, права, роли, возраст и др.). Плохое распределение обязанностей в коллективе, нечеткое их описание, из-за чего непонятно, кто за что отвечает и что делает.
ценности - принципы, которые мы провозглашаем или отвергаем (идеология, религия, культура и др.)
поведение - неприемлемое для одной из сторон (эгоистическое, опасное и др.). Несоответствие поступков человека принятым в коллективе нормам и жизненным ценностям. Несовпадение ожиданий относительно поведения людей с их реальными действиями.
отношения - связаны с удовлетворением от взаимодействия между сторонами, либо его отсутствием. Неблагоприятная психологическая атмосфера в коллективе; люди не понимают, не учитывают намерения друг друга, не считаются с потребностями каждого. Психологические причины межличностных конфликтов: взаимные симпатии и антипатии людей, ведущие к их совместимости или несовместимости.
Анализ причин конфликтов позволяет сделать вывод о том, что конфликты делятся по возрастному критерию, составу сторон и мотивационно-деятельностному признаку.
При выяснении причин межличностных конфликтов становится актуальна проблема управления межличностным конфликтом. К управлению межличностным конфликтом относят пресечение, предотвращение, устранение, гашение конфликта.
.3 Управление конфликтами
Управлять конфликтами можно на всех этапах их возникновения и развития.
Прогнозирование, профилактика и предупреждение - виды управляющих воздействий, которые целесообразны на ранних этапах возникновения противоречий.
Чем раньше обнаружена проблемная ситуация, тем меньше усилий надо приложить для ее эффективного разрешения. Заблаговременное обнаружение противоречий, обоснованное предположение возникновения и развития на их почве конфликтных ситуаций обеспечивается прогнозированием.
Профилактика межличностных конфликтов - важный вид управленческого воздействия. До сих пор в конфликтологии не существует строгого разделения понятий "профилактика конфликта" и "предупреждение конфликта".
"Профилактика" рассматривается как более широкое понятие, а "предупреждение" - как частный вид профилактики.
Профилактика межличностных конфликтов направлена на такую организацию жизнедеятельности субъектов взаимодействия, которая исключает или сводит к минимуму вероятность возникновения или деструктивного развития противоречий между ними.
Исключить возникновение предконфликтных ситуаций в группе практически невозможно. Можно минимизировать их количество. Для этого необходима система профилактических мер во всех сферах человеческой жизнедеятельности.
Выделяют объективные, объективно-субъективные и социально-психологические условия, способствующие профилактике межличностных конфликтов.
К объективным условиям профилактики конфликтов они относят:
. Создание благоприятных условий жизнедеятельности людей.
К ним относятся: материальная обеспеченность семьи, условия работы родителей и обучения детей, взаимоотношения в коллективе, здоровье человека, отношения в семье, наличие времени для полноценного отдыха и т.п. Неустроенный, несостоявшийся, неуважаемый в коллективе и обществе, вечно загнанный, больной человек более конфликтен при прочих равных условиях, чем человек, у которого этих проблем нет.
. Разработка правовых и других нормативных процедур разрешения типичных предконфликтных ситуаций.
Практика работы с типичными проблемными ситуациями социального взаимодействия, приводящими к конфликтам, показывает, что конструктивное их разрешение можно обеспечить, разработав нормативные процедуры, позволяющие оппонентам отстаивать свои интересы, не вступая в конфликт.
Например, конфликты, связанные с "несправедливым" назначением на должность, можно было бы свести к минимуму, если бы в коллективе существовала справедливая, известная всем участникам нормативная процедура конкурсного назначения на должность (назначение не за хорошую успеваемость, а по заслуженному авторитету среди сверстников).
. Справедливое и гласное распределение благ.
Невыполнение этого условия является типичной объективной причиной возникновения конфликтов между людьми, усугубляя конфликтные ситуации. Реже причиной конфликтов выступает несправедливое распределение духовных благ (поощрения, награды и т. п.). Если справедливо и гласно распределять блага, то число и острота конфликтов заметно сокращается.
. Успокаивающая материальная среда, окружающая человека.
Существует еще целый ряд объективных условий, влияющих на возникновение конфликтов между людьми. К ним относят следующие факторы материальной среды: удобную планировку рабочих помещений, оптимальные характеристики воздушной среды, освещенности, окраску помещений, наличие комнатных растений, отсутствие раздражающих шумов и т.д. На состояние организма и психику человека влияет в конечном итоге вся материальная среда, с которой он взаимодействует. Следовательно, факторы материальной среды опосредованно влияют на конфликтность человека.
Объективно-субъективные условия профилактики конфликтов.
. Структурно-организационные условия связаны с оптимизацией структуры организации (кабинет, школа), так и структуры группы. Важным фактором уменьшения вероятности возникновения конфликтов между учащимися, а также между группами является соответствие формальной и неформальной структур коллектива стоящим перед ними задачам.
. Функционально-организационные условия связаны с оптимизацией функциональных взаимосвязей между структурными элементами организации и учащимися (четкое разделение обязанностей, отсутствие их дублирования и т.п.) Это способствует предупреждению конфликтов между слешателями, поскольку функциональные противоречия служат источником межличностных противоречий.
. Личностно-функциональные условия связаны с профессионально умелым подбором, оценкой и расстановкой кадров. Максимальное соответствие умений, навыков и личностных качеств учащегося требованиям педагога минимизирует предпосылки возникновения многих межличностных конфликтов.
. Ситуативно-управленческие условия связаны с уровнем компетентности педагога, что обычно проявляется в принятии оптимальных решений, в выборе и реализации эффективного стиля управления, в грамотной оценке результатов деятельности учеников и т.д. Необоснованная негативная оценка результатов деятельности, некомпетентные решения провоцируют конфликтные ситуации между слушателями и педагогом.
Социально-психологические условия профилактики конфликтов.
Конфликт имеет социально-психологическую природу. Поэтому социально-психологические условия профилактики межличностных конфликтов вызывают наибольший интерес. Кроме того, они гораздо легче, чем объективные предпосылки, поддаются управленческим воздействиям.
Социальное взаимодействие не является источником противоречий, когда оно сбалансировано.
Выделено пять основных балансов, сознательное или неосознанное нарушение которых может привести к конфликтам.
Баланс ролей или ролевого взаимодействия. Он сохраняется в том случае, когда ролевые ожидания партнеров соответствуют реальному распределению ролей. Поэтому в ситуации социального взаимодействия очень важно понять какую роль играет партнер и какую роль он ожидает от другого. Если ролевые ожидания партнеров не соответствуют их ролевому поведению, то каждому из партнеров необходимо скорректировать свои ожидания или свое поведение. Если такая коррекция не происходит в силу разного рода причин, то возникает ролевой конфликт. Существующие объяснительные модели ролевого взаимодействия выделяют в основном три ролевые позиции. И в какой бы терминологии они не были представлены (родитель-взрослый-ребенок, старший-равный-младший, начальник-коллега-подчиненный, позиция "над"-"рядом"-"под"), две ролевые позиции в любой триаде всегда отражают неравенство (подчинение или управление) и только одна - равенство. Для предупреждения ролевого конфликта наиболее оптимальным является взаимодействие с партнером на равных.
Баланс взаимозависимости в решениях и действиях. Социальное взаимодействие людей кроме прочих факторов, определяется системой взаимозависимости с одной стороны, с другой - порождает ее. Непротиворечивое взаимодействие обеспечивается балансом взаимозависимости, либо соглашением сторон о разной степени взаимозависимости. Если же человек не принимает большей зависимости от другого, то такое нарушение баланса может служить причиной конфликтного поведения с его стороны. Слишком большая зависимость человека от партнера ограничивает его свободу, что может спровоцировать конфликт. В ходе взаимодействия необходимо ориентироваться в состоянии партнера и чувствовать, какая степень зависимости партнера для него не является дискомфортной. На основании этого необходимо поддерживать комфортный баланс взаимозависимости.
Баланс взаимных услуг. Анализ межличностных конфликтов показал, что люди осознанно или неосознанно фиксируют услуги (бескорыстная помощь, ненормативные услуги), которые оказали им, и те, которые оказали они. Если ученик оказал однокласснику ненормативную услугу, а в ответ не получил с течением времени услуги примерно такой же ценности, то баланс услуг нарушается. Это приводит к возникновению напряженности, нарушению гармонии во взаимоотношениях, а при значительном дисбалансе - к конфликтам.
Баланс ущерба. Деструктивное чувство мести, присущее человеку, может проявляться в поддержании баланса ущерба. При нанесении человеку ущерба, он пытается ответить тем же тому, от кого пострадал. Степень наносимого в ответ ущерба определяется различными факторами - воспитанием человека, страхом наказания, традициями, мировоззрением. Нанесение ущерба нарушает сбалансированность межличностного и межгруппового взаимодействия и может стать основой конфликта. Поэтому одним из важных социально-психологических условий...

Похожие материалы:

Контрольная работа: Методическая разработка учебной лекции

Курсовая работа: Самооценка и особенности общения подростков в группе сверстников

Курсовая работа: Особенности межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в группе детского сада

Домашняя работа: Диагностика учебной деятельности. Диагностика общения ребенка со взрослым. Диагностика мотивов поведения

Курсовая работа: МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА В ГРУППЕ СТУДЕНТОВ