Реферат: Развитие коммуникативных навыков в период молодости

Актуальность темы исследования. Современное общество с многообразием межличностных коммуникаций, усиливающейся конкуренцией требует от молодых людей развитых коммуникативных навыков, проявления социальной активности, ориентированности на успешную социальную интеграцию и адаптацию.

Дата добавления на сайт: 29 июля 2024


Скачать работу 'Развитие коммуникативных навыков в период молодости':


Содержание
Введение
Глава I. Проблема развития коммуникативных навыков в психологии
.1 Анализ развития содержания понятие «коммуникативные навыки» в психологии
.2 Структура и особенности развития коммуникативных навыков в период молодости
Выводы по I главе
Глава II. Экспериментальное исследование развитие коммуникативных навыков в период молодости
.1 Организация и методика проведения экспериментального исследования коммуникативных навыков в период молодости
.2 Анализ и обсуждение результатов экспериментального исследования развития коммуникативных навыков в период молодости
Выводы по II главе
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность темы исследования. Современное общество с многообразием межличностных коммуникаций, усиливающейся конкуренцией требует от молодых людей развитых коммуникативных навыков, проявления социальной активности, ориентированности на успешную социальную интеграцию и адаптацию.
Исследование феномена коммуникативных навыков проводилось с различных позиций социальной психологии (А.А. Леонтьев, Г.М. Андреева, В.В. Рыжов, Ю.Н. Емельянов, Л.А. Петровская, А.А. Бодалев, В.А. Лабунская, В.Н. Куницына), дифференциальной психофизиологии (Э.А. Голубева, М.К. Кабардов), педагогической психологии (Н.В.Кузьмина, Н. А. Аминов, Н.Ф. Гоноболин, Л.М. Митина, В.В. Рыжов), психологии труда (Н.В. Александрова, В.Н.Кустов М.В. Иванова, М.И.Марьин, А.В.Осинцева), возрастной психологии (Т.В. Драгунова, А.В. Мудрик, Л.И. Божович, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн).
На современном этапе коммуникативные навыки остаются популярным объектом психологических исследований, большинство работ (И.Р. Алтунина, Е.А. Кукуев, М.И. Скрыпко, Н.А. Воробьева, М.В. Иванова, И.Н. Зотова, А.Ш. Гусейнов, Т.С. Баташева, выполнено в рамках деятельностного подхода, авторы рассматривают способности через призму особенностей коммуникативной деятельности, однако вопрос о природных предпосылках или задатках этих навыков и их связи с личностными образованиями в возрастном контексте остается открытым. В связи с этим не может быть до конца раскрыт вопрос о путях развития коммуникативных навыков без учета индивидуально-типологических и личностных свойств.
В современных исследованиях коммуникативных навыков нет единого взгляда на феноменологию, методологию, классификацию, структуру этих способностей, факторы и механизмы их развития, это рождает потребность поиска такой концептуальной основы, которая могла бы дать целостную картину взаимодействия способностей с различными аспектами индивидуальности.
Таким образом, современное состояние разработки проблемы коммуникативных навыков вызывает необходимость проведения комплексного исследования, ориентированного на определение места и роли целостной совокупности формально-динамических и содержательных свойств личности в развитии коммуникативных навыков в период молодости.
Объектом исследования являются молодые люди в возрасте 23-27 лет.
Предметом исследования являются коммуникативные навыки молодых людей.
Цель исследования - рассмотреть развитие коммуникативных навыков в период молодости.
Задачи исследования:
. Проанализировать развитие содержания понятие «коммуникативные навыки» в психологии;
. Изучить структуру и особенности развития коммуникативных навыков в период молодости;
. Провести экспериментальное исследование развитие коммуникативных навыков в период молодости.
Теоретико-методологической основой исследования являлись: принцип системного подхода к изучению личности и индивидуальности (Б.Г. Ананьев, Б.Ф.Ломов, В.С. Мерлин, Л.И. Анцыферова), фундаментальные положения отечественной дифференциальной психофизиологии (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын, Э.А. Голубева, Н.С. Лейтес), специальная теория индивидуальности В.М. Русалова, личностный подход к исследованию способностей, разработанный Т.И. Артемьевой, В.Э. Чудновским, А.А. Бодалевым, аспекты формирования личности и развития психики в онтогенезе, раскрытые в трудах Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, И. Фельдштейна, И.С. Кона, концептуальные основы разработки проблемы общения в трудах Б.Ф. Ломова, В.Н. Мясищева, А.А. Леонтьева, Г.М. Андреевой, А.А. Бодалева, В.А. Лабунской, Б.Д. Парыгина; а также теоретические основы социально-психологического тренинга, разработанные Л.А. Петровской, Ю.М. Жуковым, Ю.Н. Емельяновым, А.Г. Лидерсом.
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава I. Проблема развития коммуникативных навыков в психологии
.1 Анализ развития содержания понятие «коммуникативные навыки» в психологии
В отечественной психологии существует множество определений феномена «коммуникативные навыки», их называют: «навыками к образованию межличностных отношений, обеспечивающих успешную коллективную деятельность и нахождение в ней своего места, сплочение коллектива, способность привлекать к себе людей» (К.К. Платонов); «психическими свойствами личности, которые активно воздействуют на то, как протекают процессы познания личностью других людей или общностей, как при этом реагирует ее эмоциональная сфера и как сам человек ведет себя по отношению к ним» (А.А. Бодалев); «сочетанием потенций субъекта к конструктивному действию, которое делает личность пригодной к функционированию в коммуникативной среде» (Т.С. Гвасалия); «модификацией основных черт и свойств характера человека» (В.Л. Дранков); «особенными качествами личности, относимыми, с одной стороны, к чертам характера человека, с другой стороны, к его способностям, с третьей стороны, к межличностному общению или коммуникативному поведению» (В.А. Алтунина).
Зачастую коммуникативные навыки рассматриваются как, относящиеся только к коммуникативной стороне общения (Г.М. Андреева), как свойства познавательных процессов (социальной перцепции, воображения, мышления) (М.И. Бобнева).
В некоторых работах коммуникативные навыки исследуются в составе педагогических (Н.В. Кузьмина, Н.А. Аминов, М.В. Молоканов, Н.Ф. Гоноболин, Л.М. Митина, Г.С. Трофимова, Т.М. Хрусталева), организаторских (А.Г. Ковалев, Л.И. Уманский, Э.А. Уткин, Р. Марр, Ю.Н. Белокопытов, Э.Г. Эйдемиллер) или языковых (Э.А. Голубева, М.К. Кабардов, Е.В. Арцишевская, М.Г. Каспарова, Э.Н. Савельева), широко рассматриваются также отдельные компоненты коммуникативных навыков - социально-перцептивные способности (А.А. Бодалев, В.А. Лабунская, Т.И. Лашукова, М.И. Бобнева, Л.А. Петровская), социальный интеллект (Ю.Н. Емельянов, В.Н. Куницына, М.К. Тутушкина и др.).
В последние годы исследователи склонны расширять понятие коммуникативных навыков и рассматривать его как «комплекс индивидуальных особенностей человека, благоприятствующих построению личного и делового общения» (Т.А. Сапегина) или как «актуализацию индивидуальных способностей личности к общению, ведущую к самореализации личности как субъекта деятельности» (Е.Б. Наумов).
В зарубежной психологической литературе (B. Bernard, Н. Раупе, Spitzberg В.Н. & Cupach W.R., T. Cavell, G. Portelli, Rubin) термин «коммуникативные навыки» идентичен понятию «social competence» -«социальные способности или компетентность», которое является давно устоявшимся и используется как в социально-психологических исследованиях, так и в работах по психологии личности в связи с поиском корреляций между социальными способностями и личностными параметрами (тревожность, самооценка, самодостаточность).
Анализ диссертационных исследований отечественных психологов последних лет, посвященных коммуникативным навыкам, показывает, что внимание авторов сосредоточено на поисках факторов развития этих способностей, а также психологических и педагогических условиях их формирования на разных возрастных этапах. Психологические факторы развития коммуникативных навыков обусловлены типом высшей нервной деятельности, потребностями, интересами, способностями (Т.П. Абакирова), к ним относят мотивационную сферу (Е.А. Кукуев), формирование адекватной самооценки (Н.В. Клюева), мотивацию достижения успехов (Е.В. Пономарева), социально-психологическими факторами являются структурно-функциональные характеристики семьи (Н.А. Воробьева), опыт межличностных отношений (Т.П. Абакирова), условия жизни в социальной среде (Н.Б.Буртовая), внутригрупповая активность (А.Ш. Гусейнов). В качестве средств формирования коммуникативных способностей авторы (М.И. Скрыпко, Т.М. Михеева, М.В. Иванова, И.Н. Зотова, А.Ш. Гусейнов, Т.С. Баташева, Н.Б. Буртовая) называют социально-психологический тренинг, видеотренинг (И.Р. Алтунина) имитационно-ролевую (театральную) деятельность (Е.Б. Наумов).
Вопрос о структуре коммуникативных навыков является дискуссионным, Ю.Н. Емельянов, С.В. Петрушин, В.П. Захаров, И.Н. Зотова, М.В. Иванова, С.И. Макшанов и Н.Ю. Хрящева, А.А. Кидрон, Т.С. Гвасалия, Н.А. Воробьева, М.И. Скрыпко, З.З. Жамбеева, выделяют в составе этих способностей когнитивный или познавательный, поведенческий, волевой, эмоциональный, личностный и инструментальный компоненты. Познавательный или когнитивный компонент включает в себя сензитивность, запоминание и структурирование социально-психологических характеристик человека и группы и прогнозирования их поведения и деятельности, ориентированность в различных ситуациях общения.
Поведенческий компонент проявляется в свободном владение вербальными и невербальными средствами социального поведения, «технике общения» и тактических умения общаться. К эмоциональному компоненту относят особенности внутренней динамики самосознания, структуру и специфику отношений личности к собственному «Я», а также личностные предпосылки коммуникативного потенциала: стабильность «Я» концепции, спонтанность.
Такой подход к структуре коммуникативных навыков совпадает со взглядами зарубежных психологов Janet A.Welsh и Karen L.Bierman, Willard W. Hartup, K.A.Dodge, S. Greenspan которые рассматривают в коммуникативных навыках социальные, эмоциональные, когнитивные, личностные и поведенческие аспекты.
Следуя традиции отечественной психологии (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын) необходимо определить роль и содержание психофизиологических особенностей личности, выступающих в качестве природных предпосылок коммуникативных навыков. Э.А. Голубева, М.К. Кабардов к природным предпосылкам коммуникативных навыков относят типологические свойства нервной системы (реактивность в виде сочетания слабости и лабильности нервной системы, чувствительность); доминирование правого или левого полушария (доминирование правополушарных первосигнальных функций), соотношение I и II сигнальных систем проявляющихся в невербальности - вербальности). В концептуальной схеме Э.А. Голубевой, обобщающей в структуре индивидуальности и личности природное и социальное, активность является одним из системообразующих признаков.
В.Д. Небылицын, В.М. Русалов рассматривают активность в коммуникативной сфере как одно из внутренних условий развития коммуникативных способностей, как компонент темперамента. Активность понимается как мера взаимодействия человека-субъекта со средой и другими людьми с точки зрения ее динамико-энергетической напряженности. Следует сразу оговориться, мы рассматриваем активность только как формально-динамическое свойство личности, как компонент темперамента. Ведь в последнее время в психологической литературе получил широкое распространение термин «коммуникативная активность» и это понятие рассматривается значительно шире, чем представления об активности В.Д. Небылицына, В.М. Русалова. В частности, А.И. Крупное и вслед за ним многие психологи (Б.А. Вяткин, С.А. Васюра, В.Л. Хайкин, А.А. Бодалев, Д.С. Корниенко, Т.В. Волошина, Р.А. Максимова, А.А. Волочков называют активность интегративной характеристикой, которая комплексно описывает динамические и содержательные стороны коммуникативных особенностей человека, в структуру активности включают, например, направленность, мотивы, интересы, уровень притязаний, что делает это понятие всеобъемлющим и взаимосвязанным со всеми компонентами индивидуальности.
Научная позиция В.М. Русалова, Н.С. Лейтеса позволяет сделать важный вывод, о том, что необходимо учитывать уровень активности личности в коммуникативной сфере, выбирая стратегию развития коммуникативных способностей, ведь активность задает потенциальный уровень развития способностей, а социальные условия позволяют актуализировать и максимально использовать этот потенциал.
В некоторых психологических исследованиях рассматривается общительность как проявление активности личности в коммуникативной сфере. Во многих темпераментальных теориях и концепциях (К. Юнга, Г. Айзенка, А. Басса и Р. Пломина, Р. Кеттелла, Дж. Гилфорда, Э.А. Голубевой) экстроверсия-интроверсия указываются как свойства темперамента. В рамках теории интегральной индивидуальности В.С. Мерлина, экстраверсия относится к психодинамическим качествам, которые обусловлены биохимическими особенностями организма через посредство нервной системы. В работе Л.В. Жемчуговой обнаружены корреляции признаков общительности с силой нервной системы относительно возбуждения, а также некоторыми свойствами темперамента. Согласно исследованиям А.И. Ильиной, общительность характеризуется следующими динамическими параметрами: потребностью в общении, инициативностью, легкостью вступления в контакт, широтой круга общения, устойчивостью и выразительностью.
С позиций специальной теории индивидуальности В.М. Русалова «экстраверсия-интроверсия» формируется в результате обобщения нейрофизиологических характеристик той части функциональных систем, которая связана с афферентным синтезом.
Наряду с исследованием роли формально-динамических и содержательных свойств индивидуальности в развитии коммуникативных способностей, необходимо учесть возрастной контекст и оптимально использовать возможности исследуемого возрастного периода для эффективного развития данных способностей.
В исследованиях А.А. Бодалева, Л.Я. Лозован, Е.Г. Савиной выделяются три компонента в структуре коммуникативных умений: информационно-коммуникативный, интерактивный, перцептивный (см. таблицу 1)
Таблица 1
Структура коммуникативных умений
Компоненты коммуникативных умений Параметры, определяющие сущность компонента Эмпирически замеряемые показатели параметра
Информационно- коммуникативный 1.умение принимать информацию. 2.умение передавать информацию 1. внимание к сообщениям воспитателя. 2. внимание к сообщениям товарища 3.умение выразить мысль, намерение, мысль. 4. полнота сообщения
Интерактивный 1. умение взаимодействовать с партнером 2.готовность к взаимодействию. 3. адаптированность в коллективе 1.совместное планирование предстоящего дела 2.ориентация на партнера (партнерство) 3.отсутствие конфликтов 4.умение ориентироваться в ситуации общения 5.социовалентность 6.удовлетворенность в общении. 7.отсутствие симптомокомплекса дезадаптации
Перцептивный 1.восприятие другого. 2..восприятие межличностных отношений 1.понимание отношения другого к себе. 2.понимание эмоционального состояния другого 3.понимание эмоций 4.представления о сущности общения 5.значимость для человека данных отношений 6.способность к выделению личностных характеристик партнера
Б.Ф. Ломов, в зависимости от выполняемой роли, выделил три группы функций коммуникативных умений: информационно- коммуникативную, регуляционно-коммуникативную, аффективно- коммуникативную.
Группа информационно - коммуникативных умений состоит из умений вступать в процесс общения (выражать просьбу, приветствие, поздравление, приглашение. Вежливое обращение); ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения (начать говорить со знакомым и незнакомым человеком; соблюдать правила культуры общения в отношениях со сверстниками и взрослыми); соотносить средства вербального и невербального общения (употреблять слова и знаки вежливости; эмоционально и содержательно выражать мысли, используя жесты, мимику, символы; получать и снабжать информацией о себе и других вещах; пользоваться рисунками, таблицами, схемами, группировать содержащийся в них материал).
Группа регулятивно - коммуникативных умений состоит из умений согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями товарищей по общению (осуществление само и взаимоконтроля учебной и трудовой деятельности, обоснование совместно выполняемых заданий операций в определённой логической последовательности, определение порядка и рациональных способов выполнения совместных учебных заданий); доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься (помогать нуждающимся в помощи, уступать, быть честными, не уклоняться от ответов, говорить о своих намерениях, давать советы самим и слушать ответы других, доверять получаемой информации, своему товарищу по общению, взрослому, педагогу); применять свои знания индивидуальные умения при решении совместных задач (использовать речь, музыку, движение. Графическую информацию для выполнения заданий с общей целью, для фиксирования и оформления результатов своих наблюдений, целенаправленного пользования художественной литературой); оценивать результаты совместного общения (оценивать себя и других, принимать правильные решения, выражать согласие и несогласие, одобрение и неодобрение).
Группа аффективно - коммуникативных умений основывается на умениях делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнёрами по общению; проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнёрам по общению; оценивать эмоциональное поведение друг друга.
.2 Структура и особенности развития коммуникативных навыков в период молодости
коммуникативный навык молодость
Молодость охватывает период жизни от окончания юности (20-23 до примерно 30 лет), когда человек «более - менее прочно утверждается во взрослой жизни».
Молодость - это, прежде всего время создания семьи и устройства семейной жизни, время выбранной профессии, определение отношения к общественной жизни и своей роли в ней.
Выбор спутника жизни и создание семьи - одна из сторон социальной ситуации развития в молодости. В этот период подавляющее большинство людей заключают первые браки, это обычно возраст наибольшей половой активности, время, когда организм женщины лучше всего приспособлен к рождению первого ребенка.
Ведущая деятельность в период молодости - профессиональная. В этот период происходит овладение выбранной профессией. Уже в молодости человек может достигнуть в своей профессии достаточно высокого уровня мастерства и его объективного признания. Вместе с мастерством обретается чувство профессиональной компетентности, чрезвычайно важное для личностного развития в молодости, особенно когда выбранная профессия соответствует призванию.
В молодости обнаруживается стремление к самовыражению (в выборе профессии, в карьере); вырабатывается индивидуальный жизненный стиль, обретение и реализация индивидуальных смыслов жизни; происходит выстраивание системы личных нравственных, культурных, духовных ценностей.
Центральные возрастные новообразования этого периода - это семейные отношения и чувство профессиональной компетентности.
В период молодости происходит включение во все виды социальной жизни и овладение различными социальными ролями, продолжается...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Формирование коммуникативных навыков через развитие взаимоотношений в сюжетно-ролевой игре

Курсовая работа: Развитие коммуникативных навыков

Курсовая работа: Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников в процессе сюжетно-ролевых игр

Курсовая работа: Память в период молодости

Квалификационная работа: ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 2-4 ЛЕТ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОМ САДУ