Курсовая работа: Развитие коммуникативной активности младшего школьника
Данная проблема актуальна на сегодняшний день в связи с тем, что коммуникативная активность имеет большое значение для формирования и развития детской психики, оказывая влияние на успешность учебной деятельности.
Дата добавления на сайт: 28 сентября 2024
Скачать работу 'Развитие коммуникативной активности младшего школьника':
Введение
коммуникативный общение младший школьник
Данная проблема актуальна на сегодняшний день в связи с тем, что коммуникативная активность имеет большое значение для формирования и развития детской психики, оказывая влияние на успешность учебной деятельности. Исследованием проблемы развития коммуникативной активности младшего школьника занимались такие ученые, как: А.А.Бодалев, Л.Я. Дорфман, Б.А. Вяткин, А.А. Волочков, Н.А.Кирилова, А.И.Крупнов и другие. В своих работах они рассматривали коммуникативную активность, как способности и качества личности. Т.П.Абакирова, Н.М.Ануфриева, С.В. Белохвостова, Л.И.Божович, Н.П.Ерастов, А.А.Журавлев, В.И.Кабрин, А. А. Кидрон, Е.А. Кукуев, А.А. Ларин, Л.С. Сапожникова, М.И. Лисина, М.С. Каган, Г.В.Черенкова, А.М.Эткинд рассматривали данный термин, как потребности и мотивы общения. Таким образом, целью нашего исследования является: изучение развития коммуникативной активности у детей младшего школьного возраста.
Задачами данной курсовой работы являются:
) Анализ литературы по данной теме.
) Раскрыть сущность понятий, анализ теорий, проявления коммуникативной активности
) Изучить Онтогенез развития коммуникативной активности младшего школьника.
) Анализ экспериментальных исследований ученых по данной теме. 5) Раскрыть способы и методы развития коммуникативной активности у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: Общение детей младшего школьного возраста. Предмет исследования: коммуникативная активность детей младшего школьного возраста
Гипотеза: уровень развития коммуникативной активности младших школьников влияет на успешность в учебной деятельности.
Методы: теоретический анализ литературы, наблюдение, контент-анализ результатов исследования.
I. Теоретический аспект развития коммуникативной активности
1.1Понятие, теории, проявления коммуникативной активности
Термин «коммуникативная активность» можно рассматривать как стремление к общению, инициативность в установлении социальных контактов, активное участие в общении [11, С. 86].
Проблемы активности исследуются во многих науках: философия, биология, психология и педагогика. В биологии активность - это важная жизненная предпосылка. Она присуща всем живым организмам и необходима им для приспособления к условиям окружающей среды. При этом следует различать активность человека как биологического существа и активность личности как социального объекта. Активность человека качественно отличается, по мнению А. Шпоны, тем, что она «направлена на приспособление условий к своим потребностям» [13, С. 49.].
В большом психологическом словаре Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко раскрывается сущность понятия «активность в общении» (коммуникативная активность) - мера взаимодействия субъекта общения с другими людьми. В зависимости от интенсивности взаимодействия с окружающими уровень активности может быть разным: высоким, средним и низким.
Коммуникативная активность - это одна из основ психологического благополучия человека [6, С.82.]. Ее отсутствие может привести к депрессии и одиночеству[6, С.83.].Противоположным понятием активности выступает пассивность - отсутствие интереса к общению [12,C.232-233.].
В книге В.А.Петровского, коммуникативная активность определяется, как: а) состояние людей, взаимодействующих между собой, которое характеризуется стремлением к установлению контактов, целеустремленностью к познанию друг друга;
б) как качество коммуникативной деятельности, в которой проявляется личность человека и его отношение к целям, содержанию и форме общения; в) как проявление творческого отношения индивида к партнерам в общении;
г)как личностное образование, выражающее познавательный и эмоциональный отклик на обращение другого человека [26, С. 86.].
Источниками коммуникативной активности, по мнению Васюры С.А являются потребности. Они бывают различными: потребность индивида в самовыражении, потребность в новой информации от другого человека, потребность в передаче информации другому, потребность в снятии тревоги и напряжения, потребность в активном влиянии, потребность в достижении единой точки зрения с окружающими, потребность в сопереживании, потребность в заботе о другом, потребность разделить вместе горе, радость и другие [6, С.82.].
Также по мнению С.А.Васюры, потребность в общении - это источник активности, который направлен на установление стабильных, положительных отношений между людьми. Достижение какой-либо из этих потребностей порождает определенные нормы активности в общении. Неудовлетворение потребностей в общении может снижать коммуникативную активность или менять ее направление. Коммуникативная активность одной личности может выражаться в контактах с окружающими в виде сложившихся у нее стереотипов общения с людьми [6, С.82-83].
В нашей работе мы считаем необходимым проанализировать истоки современного представления о коммуникативной активности личности.
В начале ХХ века ученые обращались к проблеме активности человека в общении: теория речевого общения М. М. Бахтина, идеи А.А. Ухтомского о «доминанте на собеседнике», исследования В. М. Бехтерева о мозге и деятельности и других ученых [15, С.12.]. М.М.Бахтин в своей теории утверждал, что любое использование языка осуществляется при помощи речевого жанра. Он считал, что жанр является необходимым условием коммуникации. Также он утверждал, что каждый из нас говорит определенным речевым жанром [4, С.68.].
Коммуникативная активность обязательно включает активность, направленную на самого себя, на свой внутренний мир, на общение с собой. Серьезный вклад в изучение данной темы внесли работы А.А. Бодалева, Л.П, Гримака, Г.М. Кучинского и других.
По мнению А.А Бодалева, человек как субъект общения может взаимодействовать с другим человеком, воображаемым субъектом или самим собой [4,С.125.].
В работах А.А. Бодалева коммуникативная активность рассматривается с позиции системности и развития. Он отмечает, что активность в общение это психологическое образование и его составляющими являются эмоциональная, поведенческая и познавательная сферы личности. [4, С.121].
А.А. Бодалев выделял несколько понятий коммуникативной активности. Он определял ее, как:
а) состояние взаимодействующих между собой людей, которое характеризуется установление контактов, волевыми усилиями, целеустремленностью и инициативой в познании друг друга;
б) качество коммуникативной деятельности, в которой проявляется личность человека с его отношением к целям, содержании, форме и результатам общения;
в) проявление творческого отношения индивида к партнерам по общению;
г) личностное образование, выражающее познавательный, эмоциональный и поведенческий отклик на обращение другого человека [4, С.165.].
А.А. Бодалев считает, что активность в общении можно рассматривать в двух ее составляющих. Это «реакция» и «акция». Первая предполагает ответ на внешнее воздействие другого человека, отражающее вторичную активность, второе - ответ на внешнее воздействие, отражающее первичную активность, основанную на внутренних механизмах самоуправления [4,С.262.].
По мнению Парыгина Б.Д. уровень развития коммуникативной активности показывает, на сколько человек общителен и на сколько успешно он преодолевает те или иные трудности в общении [22, С.111.]. Он определял общение как связь между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании [24, С.165.].
Большой интерес к коммуникативной активности не случаен. На сегодняшний день очевидно, что формы коммуникативной активности меняются, прежние выражены меньше, чем новые [5, С.209.].
С возникновением и развитием интернета появляются новые формы коммуникативной активности. Коммуникативная активность - это одна из основ психологического благополучия человека [6, С.82]. Ее отсутствие может привести к депрессии и одиночеству.
Г.М. Кучинский отмечает: «Общение с собой, как форма, производная от общения с другим человеком, также основана на способности отражать, представлять другого человека, воспроизводить его внутренний мир в собственном» [18, С.98.].
В.С. Мерлин проводил попытки исследовать коммуникативную активность человека как системное явление. Он рассматривал ее как сложное, системное образование, которое является опосредующим звеном в структуре интегральной индивидуальности. Коммуникативная активность приобретает форму самореализации в общении, во временном плане - форму саморегуляции своих коммуникативных действий, в ценностном плане - форму самовыражения в общении [20, С.108.]
На Западе в первой половине ХХ века большой вклад в разработку проблем развития коммуникативной активности внесли различные теоретические направления - фрейдизм, Левинская школа и другие. Их исследования дали возможность составить представление о проявлениях, детерминантах и других аспектах коммуникативной активности [5, С.87.].
В первой половине XX века коммуникативная активность, как правило, не являлась предметом самостоятельного анализа, а рассматривалась в кругу других проблем в зарубежной психологии.
В отечественной науке в первой половине XX века публикации, затрагивающие вопросы коммуникативной активности немногочисленны. Это легко объяснить, если учесть, по крайней мере, два факта. Во-первых, то, что категория «активность» остается «в тени» других категорий, во-вторых, проблема коммуникативной активности человека находится на стыке нескольких отраслей психологии, в том числе и социальной, которая в силу сложившейся в нашей стране коммунистической идеологии была «заморожена» на годы.
Во второй половине ХХ века активность постепенно занимает свое место в категориальном аппарате отечественной психологии, а частное понятие «коммуникативная активность» начинает применяться в работах психологов [6,С.18.]. психологов [6,С.18.]. Подходы к пониманию и изучению коммуникативной активности в отечественной психологии различны. Активность в общении описывается в психологической литературе через отдельные качества и навыки.
По мнению Доценко Е.Л, проявления коммуникативной активности человека зависят от культурно-этнических факторов, индивидуально-психологических особенностей личности, от социокультурных характеристик [6, С.84.].
Согласно А.А. Леонтьеву, активность в общении характерна для начального этапа и свойственна этапу реализации общения. Такой подход можно обозначить, как «деятельностный» [19,С. 75.]
В.М. Бехтерев под активностью человека понимает умение слышать и слушать других в совместной деятельности и общении, положительное отношение к людям, готовность помочь окружающим [3,С.88.].
Проблема развития коммуникативной активности младшего школьника актуальна на сегодняшний день в связи с тем, что коммуникативная активность имеет большое значение для формирования и развития детской психики, оказывая влияние на успешность учебной деятельности. В нашем исследовании мы рассмотрели такие понятия, как «активность», «общение», «коммуникативная активность». Также нами были проанализированы несколько теорий о проблеме активности человека в общении, такие как: теория речевого общения М. М. Бахтина, идеи А.А. Ухтомского о «доминанте на собеседнике», исследования В. М. Бехтерева о мозге и деятельности и других ученых.
Таким образом, можно сделать вывод, что коммуникативная активность является важным компонентом учебной деятельности, обеспечивает интерес к учебе и способствует развитию других качеств младшего школьника.
.2 Онтогенез Развития коммуникативной активности младшего школьника
Л.С. Выготский считал, что общение со взрослым - основной путь проявления активности ребенка. Он говорил, что отношение ребенка к миру это зависимая и производная величина от его отношения к взрослому человеку [8,С.98.].
Э.Эриксон говорил, что события первого года жизни формируют у ребенка основу доверия или недоверия в отношении внешнего мира. Улыбка ребенка - это показатель того, что социальная ситуация развития ребенка сложилась. Путь ребенка к познанию предметов и удовлетворению собственных потребностей идет через отношение к другому человеку [37, С.28.]
Во втором полугодии жизни ребенка, общение связано с освоением предметов. М.И. Лисина назвала его ситуативно-деловым [21,С.48.]. Детям важно чтобы присутствовал взрослый и доброжелательно относился.
Обухова Л.Ф говорила, что к концу младенческого возраста у ребенка возникает первое понимание слов, а у взрослого появляется возможность управлять ориентировкой ребенка. К девяти месяцам (начало кризиса первого года) ребенок становится на ножки, начинает ходить [23, С.98.].
Обухова Л.Ф дала определение понятию «Ходьба». По ее мнению это первое основное ноообразование младенческого возраста. Второе новообразование - появление первых слов, которые носят характер указательных жестов. Речь служит критерием того, что старая социальная ситуация развития ребенка распалась. Там, где было единство, стало двое: взрослый и ребенок. Между ребенком и взрослым возникло новое в отношениях - предметная деятельность. Это происходит в раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) [23, С.89.].
Как подчеркивал Д.Б. Эльконин, главное в акте ходьбы не только то, что расширяется пространство ребенка, но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого. Впервые происходит разрыв единой социальной ситуации «Мы», теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет [36, С.123.].
Д.Б. Эльконин рассматривал развитие предметного действия в раннем возрасте по двум основным направлениям: 1) От совместного действия со взрослым до самостоятельного выполнения действия; 2) Развитие средств и способов ориентации самого ребенка в условиях осуществления предметных действий [35, С.26-43.].
И.В.Артюшков говорил, что слово в раннем возрасте выступает для ребенка орудием, которое он использует достаточно часто. В этом возрасте происходит интенсивное развитие речи. Ребенок практически за два-три года овладевает родным языком, а в двуязычной среде и двумя [1, С.66.].
По мнению Т.Н.Ушаковой ребенок сначала понимает слова-указания, затем начинает понимать слова-названия, позднее наступает понимание инструкций и поручений, наконец, понимание рассказов, то есть понимание контекстной речи. Как считает Т.Н.Ушакова, все основные новообразования, раннего возраста связаны с развитием восприятия, интеллекта, речи. Благодаря отделению действия от предмета происходит сравнение своего действия с действием взрослого. Как только ребенок увидел себя в другом, он увидел себя самого и появился феномен «Я сам»[33, С.56.]. В.С.Мухина писала, что все основные новообразования раннего возраста связаны с развитием восприятия, интеллекта, речи. Благодаря отделению действия от предмета происходит сравнение своего действия с действием взрослого. Как только ребенок увидел себя в другом, он увидел себя самого и появился феномен «Я сам» [22, С.231.].
Сюжетно-ролевая игра позволяет включиться в смоделированные отношения и действовать внутри этой модели. В игре ребенок осваивает всю систему отношений между людьми. Центр общения смещается на овладение ролевых действий, расширяется опыт общения со сверстниками [22, С.512.].
Н.С. Пашук выделила основные этапы овладения процессом коммуникации в онтогенезе человека. Первый этап называется «доречевой». Этот этап длится до 11 месяцев. В начале происходит развитие фонематического слуха: ребенок учится различать интонацию, тембр голоса, окружающих его людей, а с двухмесячного возраста начинает петь гласные звуки. Это стремление маленького ребенка ответить окружению, войти с ним в контакт. Агукание перерастает в крик, бесконечное повторение слогов, а после - в сознательное произнесение слов [25, С.94.].
На втором этапе происходит начальное овладение языком. В год ребенок начинает произносить слова, сначала просто подражая взрослым. Тем самым он стремится прежде всего удовлетворить свои элементарные потребности. Слова в этот период являются многозначными. Так, произнося слово «мама», малыш сигнализирует о разных вещах: возможно, ему хочется пить, возможно - на руки, а может, следует помочь ему что-то сделать. На помощь приходит активная жестикуляция, мимика и т.д. [25, С.95.].
На третьем этапе происходит овладение грамматической структурой языка. У ребенка расширяется лексикон, в его речи появляются определенные грамматические конструкции и т.п. Этот период продолжается от 3-4 до 7 лет (дошкольный возраст). В этом возрасте у ребенка появляется способность к произвольному выбору того или иного вида общения в зависимости от природных данных или наиболее освоенного способа. Развивается сюжетно-ролевое общение. Ребенок становится особенно открыт для овладения и родным, и, параллельно, разными иностранными языками [25, С.95.].
На четвертом этапе - в младшем школьном возрасте, у ребенка наблюдается ускоренный интеллектуальный и личностный рост, который приводит к большому разнообразию содержания общения, разделению целей и совершенствованию средств. Также наблюдается четкое разделение делового и личностного общения [25, C.96.].
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6 -7 до 9 -10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе [25, C.45.].
По мнению М.И.Лисиной начало обучения ребенка в школе ведет к новой социальной ситуации развития - происходят изменения в отношениях с окружающими. Становясь субъектом учебной деятельности ребенок имеет социально значимые обязанности, за выполнение которых получает общественную оценку. Общению он уделяет гораздо больше времени в контакте с родителями, учителями, другими детьми[20, С.89.].
Потребность детей в признании и поддержке подчеркивается многими исследователями. О наличии такой потребности у детей школьного возраста пишут Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова, на нее указывает Л.И. Божович.
Лисина М.И говорила, что при ближайшем рассмотрении оказывается, что потребность детей в признании и поддержке - это их стремление к общению, потому что только в результате этой деятельности они могут получить от окружающих оценку своей личности и реализовать стремление к общности с другими людьми [20, С.182.]. Это общение не составляет «служебную» часть более широкой деятельности ребенка - познавательной или продуктивной, а обособлено от остальных видов взаимодействия и замыкается на себя [20, С.183.]
Также Лисина М.И писала, что характерной особенностью описываемого рода общения следует признать его сосредоточенность на личности людей - на личности самого ребенка, который ищет поддержки; на личности взрослого, который выступает как носитель правил нравственного поведения, и других людей, познание которых служит, в конечном счете, делу самопознания детей и познания ими социального мира [20,С.204.].
По мнению Лисиной М.И В отличие от познавательных и деловых мотивов общения, которые играют служебную роль и опосредствуют более далекие, конечные мотивы, рождающиеся из потребностей во впечатлениях и в активной деятельности, личностные мотивы получают в деятельности общения свое конечное удовлетворение. В...
Похожие материалы:
Квалификационная работа: ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 2-4 ЛЕТ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОМ САДУКурсовая работа: Влияние детско-родительских отношений на личность младшего школьника
Курсовая работа: Методология и методика исследования влияния психомоторного тонуса на интеллектуальное развитие ребёнка младшего школьного возраста
Реферат: Развитие волевой активности спортсменов
Курсовая работа: Эмпирическое исследование влияния стрессовых ситуаций на эмоциональную сферу младшего школьника