Курсовая работа: Развитие межличностных отношений детей дошкольного возраста с нарушением слуха посредством дидактических игр

В соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ Приказ №655 от 23 ноября 2009г.) в каждом ДОУ должны осуществляться 4 образовательных направления, одно из которых - это социально-личностное развитие детей.

Дата добавления на сайт: 30 июля 2024


Скачать работу 'Развитие межличностных отношений детей дошкольного возраста с нарушением слуха посредством дидактических игр':


Курсовая работа
Развитие межличностных отношений детей дошкольного возраста с нарушением слуха посредством дидактических игр
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
.1 Особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста с нарушениями слуха
.2 Средства развития межличностных отношений детей дошкольного возраста с нарушением слуха
.3 Развитие межличностных отношений детей дошкольного возраста с нарушением слуха посредством дидактической игры
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
.1 Организация и методы исследования
.2 Подборка комплекса дидактических игр на формирование межличностных отношений детей дошкольного возраста с нарушением слуха
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
нарушение слух дошкольник дидактическая игра
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ Приказ №655 от 23 ноября 2009г.) в каждом ДОУ должны осуществляться 4 образовательных направления, одно из которых - это социально-личностное развитие детей.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования решает задачи сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой.
Межличностные отношения - это те непосредственные связи и отношения, которые складываются в реальной жизни между мыслящими и чувствующими индивидами.
Взаимодействие с окружающей средой играет важную роль в формировании личности. В процессе жизнедеятельности происходит постоянное взаимовлияние детей друг с другом, что оказывает влияние на формирование оценки и самооценки, взглядов на всё окружающее.
Изучением процессов формирования межличностных отношений занимались такие учёные как Т. Г. Богданова, Э. А. Вийтар, Ю. А. Герасименко, Г. А. Карпова, М. М. Нудельман, В. Г. Петрова, И. Л. Соловьева, М. Е. Хватцев, И. В. Цукерман, С. Н. Шабалина.
Своеобразие протекания процесса социализации отрицательно сказывается на формировании коммуникативной компетентности неслышащего индивида, в том числе на характере межличностных отношений. Нарушение слуха - социальный дефект, он сужает межличностные контакты и с глухими сверстниками и со слышащим социумом, что в свою очередь ведет к обеднению опыта общения, замедленному формированию социально зрелых межличностных отношений; примитивности и замедленному темпу формирования социальной перцепции и рефлексии.
Цель исследования: выявить особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Объект исследования: межличностные отношения детей дошкольного возраста нарушениями слуха.
Предмет исследования: развитие межличностных отношений детей дошкольного возраста с нарушением слуха посредством дидактических игр.
Задачи исследования:
.Изучить теоретические аспекты межличностных отношений детей дошкольного возраста с нарушением слуха.
2.Рассмотреть средства развития межличностных отношений детей дошкольного возраста с нарушением слуха.
3.Раскрыть организацию и методы исследования выявления уровня слуха у детей дошкольного возраста.
4.Разработать комплекс дидактических игр, направленных на формирование межличностных отношений детей дошкольного возраста с нарушением слуха.
Методы исследования:
.Теоретические - анализ, синтез, обобщение.
.Эмпирический - тестирование.
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка литературы, приложения.
ГЛАВА 1. ТОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста с нарушениями слуха
Межличностные отношения - это те непосредственные связи и отношения, которые складываются в реальной жизни между мыслящими и чувствующими индивидами [7, c. 347].
Межличностные отношения реализуются, проявляются и формируются в общении. Исключительно велика роль общения в формировании личности ребенка. В дошкольном возрасте у ребенка возникают сложные и разнообразные виды отношений с другими, которые в значительной степени определяют становление его личности. Важно изучить эти отношения, чтобы целенаправленно формировать их, чтобы создать для каждого ребенка в группе благоприятный эмоциональный климат [6, c. 12].
На формирование межличностных отношений влияют и некоторые свойства темперамента. Экспериментально установлено, что холерики и сангвиники легко устанавливают контакты, а флегматики и меланхолики испытывают затруднения.
Внешние физические недостатки и хронические заболевания, как правило, негативно сказываются на «Я - концепции» и в конечном итоге затрудняют формирование межличностных отношений. Временные заболевания снижают общительность и интенсивность интерперсональных контактов [24, c. 17].
Межличностные отношения формируются во всех сферах жизнедеятельности человека, но наиболее устойчивыми чаще всего являются те из них, которые проявляются в процессе совместной трудовой деятельности. В ходе выполнения функциональных обязанностей не только закрепляются деловые контакты, но и зарождаются и развиваются межличностные отношения, которые в дальнейшем приобретают многосторонний и глубокий характер[13, c. 54].
Сначала ребенок вступает в общение со сверстником ради игры или деятельности, к чему его побуждают качества ровесника, необходимые для развития увлекательных действий. На протяжении дошкольного возраста развиваются познавательные интересы детей. Это создает повод для обращения к сверстнику, в котором ребенок находит слушателя, ценителя, и источник сведений. Личностные мотивы, которые остаются на протяжении всего дошкольного детства, делятся на сравнение себя со сверстником, с его возможностями и на желание быть оцененным сверстником. Ребенок демонстрирует свои умения, знания и личностные качества, побуждая других детей подтвердить их ценность. Мотивом общения становится его собственные качества в соответствии со свойством сверстника быть их ценителем[32, c. 14].
Весьма интересно влияние на развитие межличностных отношений самооценки каждого из участников общения. Адекватная самооценка позволяет личности объективно оценивать свои особенности и соотносить их с индивидуально-психологическими качествами партнера и с ситуацией, выбирать соответствующий уровень межличностных отношений и корректировать его в случае необходимости. Завышенная самооценка привносит в интерперсональные отношения элементы высокомерия и снисходительности. Если партнера по общению устраивает такой стиль межличностных отношений, то они будут достаточно устойчивы, в противном же случае отношения приобретают напряженный характер. Заниженная самооценка личности вынуждает человека подстраиваться к стилю межличностных отношений, которые предлагаются партнером по общению [25, c. 23].
Слух играет большую роль в межличностных отношениях детей. Ребенок с сохранным слухом слышит речь взрослых, подражает ей и учится самостоятельно говорить. Слушая объяснения взрослого, малыш знакомится с окружающим миром, овладевает сложным познанием действительности, усваивает значения многих слов. С помощью слуха он может контролировать собственную речь и сравнивать с речью окружающих [2, c. 13].
Способы коммуникации являются важным аспектом исследования межличностных отношений индивидов с нарушениями слуха. Смысловой, ценностный, эмоциональный обмен, составляющий суть межличностных отношений, реально осуществляется между слабослышащими и глухими на основе жестовой речи; между слабослышащими и слышащими - на основе словесной речи в устной и письменной форме [24, c. 56].
Жестовый язык объединяет глухих и слабослышащих в особое культурно-лингвистическое меньшинство; жестовая коммуникация - один из способов сохранения культурных традиций сообщества глухих людей.
Оценка психолингвистического потенциала жестовой речи в истории сурдопедагогики была неоднозначной. Изначально бытовала отрицательная оценка природы жестовой речи. Она рассматривалась как несамостоятельная, примитивная, лишенная собственной грамматики система знаков [10, с. 84].
В настоящее время в рамках социо-культурной концепции образования и воспитания глухих оценка жестовой речи принципиально иная. Она ведет свое начало и возрождает идеи В. И. Флери и Л. С. Выготского.
В. И. Флери, основатель отечественной сурдопедагогики, рассматривал жестовую речь как богатую систему общения, в которой «существует великое разнообразие оттенков и чрезвычайно точных измерений, коих на бумаге выразить не возможно»[28, c. 65].
Л.С. Выготский указывал на необходимость «полиглосии», т.е. словесно-жестового двуязычия глухих: «Педагогика не может закрыть глаза на то, что, изгоняя мимику из пределов дозволенного речевого общения неслышащих детей, она тем самым вычеркивает из своего круга огромную часть коллективной жизни и деятельности глухого ребенка»[4, c. 42].
Жестовая речь - не только полноценное и, несомненно, реальное средство коммуникации между неслышащими, но и средство их когнитивного развития. Результаты исследований Г. Л. Зайцевой показали, что дети, свободно владея разговорным жестовым языком, существенно лучше понимают, перерабатывают, запоминают информацию, сообщаемую им средствами жестового языка[8,24]. Однако, указанного оптимизма не разделяет ряд ученых. Так, А. Леве приводит мнение ряда зарубежных сурдопедагогов (К. Брасель, В. Вейскранц, Р. Конрад, Ст. Куинглей, И. Параснис 1977, 1981), которые путем тестирования не обнаружили интеллектуальных преимуществ глухих, рано владеющих жестовой речью, перед глухими, обучающихся оральным методом [10, c. 11].
В общении с миром слышащих (предметном и межличностном) глухие и слабослышащие используют словесный язык в устной и письменной форме.
«Умение пользоваться сложной знаковой системой (языком) является основополагающей предпосылкой для становления мышления, овладения культурными ценностями, а также для развития коммуникативных способностей для взаимодействия и общения с окружающими и интеграции в обществе»[30, c. 225].
К сожалению, качество формируемого словесного языка глухих детей (независимо от применяемого метода обучения) остается низким, не соответствующим требованиям социального общения (речь идет о внятности собственной устной речи и адекватном понимании словесной речи). Низкая внятность устной речи и малая эффективность орального чтения обуславливают тот факт, что в общении со слышащими глухие и слабослышащие предпочитают использовать письменную речь и естественные жесты. Таким образом, словесно-языковая компетентность глухих и слабослышащих в общении со слышащими ограничена. Повышение ее реального уровня продолжает оставаться стратегической задачей современной сурдопедагогической теории и практики [6, c. 61].
Личностные проблемы общения глухих и слабослышащих освещены в научной литературе крайне ограниченно. Л. А. Головчиц отмечает у глухих детей возрастную динамику развития интереса к сверстникам и потребности в общении с ними. У старших дошкольников потребность в межличностном общении резко возрастает. Между детьми возникают привязанности. В этом возрасте в процессе общения глухие дети уже способны к информационному обмену, организации совместных действий, распределению обязанностей в игре[13, c. 23].
Таким образом, изучив различные источники литературы по вопросу особенностей межличностных отношений детей с нарушениями слуха можно сделать вывод, что такие дети не достаточно глубоко понимают всю сложность социальных отношений. У них происходит замедленное формирование социально зрелых межличностных отношений. Это обусловлено объективными трудностями акта коммуникации, которые ведут к недостаточному обобщению и дифференциации социальных контактов. У них слабо формируются положительные отношения к товарищам, отзывчивость, чуткость, внимательность, взаимопомощь.
1.2 Средства развития межличностных отношений детей дошкольного возраста с нарушением слуха
Разберём более подробно, что же такое «средство развития».
Значение слова «средство», по Т. Ф. Ефремовой, - это прием, способ действия для осуществления, достижения чего-либо [7, c. 654].
С. Ю. Головин определяет «развитие» в нескольких значениях: 1. Доведение до некоей степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности. 2. Расширение, распространение, углубление содержания или применения чего-либо. 3. Процесс и результат перехода к новому, более совершенному, качественному состоянию, от простого - к сложному, от низшего - к высшему [9, c. 785].
Исходя из данных понятий можно определить, что «средство развития» - это приём или способ действия, направленный на осуществление перехода к новому, более совершенному, качественному состоянию, от простого - к сложному, от низшего - к высшему.
Одна из важнейших задач дошкольных учреждений - развитие межличностных отношений детей. Проблема развития навыков общения всегда будет стоять на одном из первых мест в воспитании личности ребенка. Особое внимание уделяется развитию межличностных отношений детей с нарушением слуха, так как они лишены одного из компонентов общения[22, c. 13]. В нашей работе рассмотрено несколько средств развития межличностных отношений детей дошкольного возраста и принцип их действия.
Межличностные отношения формируются во всех сферах жизнедеятельности человека, но наиболее устойчивыми чаще всего являются те из них, которые проявляются в процессе совместной трудовой деятельности. Совместная трудовая деятельность - это общественно полезный и социально значимый процесс, в ходе которого люди объединяются и регулярно взаимодействуют друг с другом для достижения определенной цели. В ходе выполнения функциональных обязанностей не только закрепляются деловые контакты, но и зарождаются и развиваются межличностные отношения, которые в дальнейшем приобретают многосторонний и глубокий характер[30, c. 42].
Ещё одним средством развития межличностных отношений детей является дидактическая игра. Дидактическая игра - это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Дидактическая игра стимулирует умственное развитие, способствует овладению различными видами деятельности (рисованием, конструированием) и расширению представлений об окружающем мире. При наличии в дидактической игре четких правил у детей формируется способность управлять своим поведением в различных ситуациях и соотносить его с поведением сверстников[8, c. 12].
Сюжетно-ролевая также является средством развития межличностных отношений. Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Характеризуя ее, С. Я. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. В процессе этой деятельности дети берут на себя роли взрослых людей и в специальной, создаваемой самими детьми ситуации воссоздают деятельность взрослых и их отношения между собой. В сюжетно-ролевой игре формируется потребность ребенка оказывать активное воздействие на окружающие предметы. В игре происходит становление основных психологических новообразований - усвоение мотивов деятельности и установление между ними иерархических отношений, развитие действий с символами, формирование произвольной регуляции. В игре дети ориентируются в смыслах и мотивах деятельности взрослых, усваивают правила социального поведения и нравственные нормы, действующие в обществе[17, c. 12].
В театрализованной игре происходит формирование различных сторон личности ребенка. Театрализованная игра - важнейшее средство развития у детей эмпатии, то есть способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Принятие на себя различных ролей, воссоздание поступков людей способствует проникновению в их чувства, сопереживанию им, что в конечном итоге влияет на развитие «социальных» эмоций, начал нравственности, влияющих на межличностные отношения. Большое влияние данный вид деятельности оказывает на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми. В процессе игрового общения ребенок приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими детьми, а также овладевает навыками произвольного поведения - учится управлять собой, сдерживая свои непосредственные желания ради поддержания совместной игры со сверстниками[18, c. 34].
Так же одним из важных средств развития межличностных отношений, является общение. Общение-взаимодействие субъектов, при котором происходит обмен информацией, опытом, знаниями, навыками, умениями, а также результатами деятельности; необходимое условие формирования и развития личности, а также овладения языком. Общение со всеми окружающими - это высшая форма реабилитации, в которой в равной степени заинтересованы слабослышащие, семья и общество. Через активное общение с развитыми личностями человек сам превращается в личность. Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его общение со взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает почти исключительно через общение, так как вплоть до начала обучения в школе он лишен способности к самообразованию и самовоспитанию[28, c. 48].
Следовательно, общение, деятельность для слабослышащего ребенка являются важными условиями приобщения к нормам жизни в обществе, познания отношений между людьми, расширения кругозора.
Музыкальная деятельность - это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие. Музыкально-ритмические занятия направлены на социальную адаптацию детей и всестороннее развитие. Музыкальная деятельность влияет и создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека, воздействует на чувство ребенка.
Средствами музыкальности дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями[6, c. 65].
Таким образом, для решения задач развития межличностных отношений детей дошкольного возраста с нарушениями слуха, применяются такие средства как, трудовая деятельность, дидактические, сюжетно-ролевые и театрализованные игры, а так же общение с музыкальной деятельностью.
1.3 Развитие межличностных...

Похожие материалы:

Квалификационная работа: ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 2-4 ЛЕТ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОМ САДУ

Курсовая работа: Особенности межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в группе детского сада

Курсовая работа: Влияние детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста

Курсовая работа: Развитие воображения у детей дошкольного возраста

Реферат: Влияние компьютерных игр на формирование эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста