Курсовая работа: Развитие мышления младших дошкольников средствами белорусской музыки

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ
ТЕОРИИ МУЗЫКАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ КАК
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ
.1 Особенности развития мышления младших дошкольников в процессе учебной деятельности
.2 Развитие теории музыкального мышления в трудах ученых - музыковедов
.3 Развитие музыкального мышления младших дошкольников на современном этапе
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ БЕЛОРУССКОЙ МУЗЫКИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Дата добавления на сайт: 30 июля 2024


Скачать работу 'Развитие мышления младших дошкольников средствами белорусской музыки':


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
КУРСОВАЯ РАБОТА (ПРОЕКТ)
по дисциплине «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста»
Тема: «Развитие мышления младших дошкольников средствами белорусской музыки»
Барановичи 2014

ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ
ТЕОРИИ МУЗЫКАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ КАК
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ
.1 Особенности развития мышления младших дошкольников в процессе учебной деятельности
.2 Развитие теории музыкального мышления в трудах ученых - музыковедов
.3 Развитие музыкального мышления младших дошкольников на современном этапе
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ БЕЛОРУССКОЙ МУЗЫКИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
мышление музыка дошкольник

ВВЕДЕНИЕ
Анализ проблемы музыкально - эстетического воспитания и образования на современном этапе показывает, что огромное влияние на сам процесс формирования музыкального мышления учащихся оказывает поток низкопробной музыкальной информации с экранов телевидения, концентрированных залогов и т.д. и т.п. Это явление превращается в моду, негативно влияя на формирование музыкального мышления в процессе обучения.
Поэтому важно направить школьника «в нужное русло», практически научить его действовать, способствовать тому, чтобы занятия стали итогом естественных возможностей.
Для размышления этих идей взрослым часто не хватает педагогической мудрости, т.е. не механически передавать школьнику наибольшее количество знаний, а обучить его добывать и использовать их, воспитать определенные личностные качества.
Большой вклад внесли в разработку темы развития мышления средствами музыки ученые: М.Г.Арановский [ 40 ], Г.С.Стешенко [ 45 ], В.К.Поляков [ 38 ], Г.Г.Панова [ 35 ] и др.
Объектом нашего исследования является процесс развития музыкального мышления младших дошкольников в общеобразовательной школе.
Предмет исследования - произведения белорусских композиторов используемых для развития музыкального мышления учащегося.
Цель исследования - обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования музыкального мышления дошкольников.
Гипотеза исследования формирования музыкального мышления дошкольника в процессе обучения будет более эффективным, если будет:
рассматриваться как сложное структурное образование, восприятия и представления музыки и немного текста;
направлена на развитие их творческих музыкальных способностей;
базироваться на общих принципах развития мышления дошкольников.
В соответствии с целью и гипотезой были сформированы следующие задачи:
Осуществить анализ методической литературы по исследуемой проблеме.
Выявить и обосновать педагогические условия успешного формирования музыкального мышления учащегося.
Определить состояние проблемы на практике.
Провести анализ методических приемов, рекомендуемых теории в практике преподавания, с целью наиболее эффективного и слухового усвоения конструктивных элементов музыкального языка.
Осуществить экспериментальную проверку разработанных методов формирования музыкального мышления дошкольников.
В процессе исследования были использованы следующие методы: анализ научной литературы, анкетирования, наблюдения, констатирующий и формирующий эксперименты.
Накопленный теоретический и педагогический материал будет исследован автором данной работы педагогической деятельности в качестве учителя дошкольников.

ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ МУЗЫКАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ
.1 Особенности развития мышления дошкольников в процессе учебной деятельности
Исследования М.Г.Арановский [40,с.7], Г.С.Стешенко [46,с.49], Г.Г.Панова [35,с.57] показали, что формальное наличие на уроках музыки таких видов деятельности как хоровое пение, игры на музыкальных инструментах, изучение теоретических основ музыки (нотной грамоты) - фиксируемая внешняя постоянная занятость учеников, это не означает, что дошкольники осуществляют полноценную музыкально-художественную деятельность. Усвоение знаний, основанное на руководящей роли воспитателя, на принятие знаний в готовом виде, механическом повторении и закреплении, т.е. на репродуктивных способах мышления не приводит к активной мыслительной деятельности, что не способствует развитию учащегося. Поэтому проблема развития мышления во время обучения занимает особое место в дошкольной практике.
С.И.Ожегов определяет мышление как «высшую ступень познания, в процессе окружения объективной деятельности в представлениях, суждениях, понятиях» [31,с.372].
В философии мышление определяется как «категория, обозначающая процессуальность функционирования сознания» [30,с.449].
Психолог А.В.Петрошевский даёт следующее определение мышления: мышление - «это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психологический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе анализа и синтеза» [36,с.431].
По словам Л.Д.Столяренко, «мышление - это наиболее обобщенное и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами» [13,с.170].
А.Г.Маклаков указывает, что мышление - это «высший познавательный психологический процесс», который характеризуется многоступенчатым переходом - «от единого к общему, от общего к единому» [22,с.292].
Ученый психолог Д.Майерс называет мышлением «умственную деятельность связанную с обработкой, пониманием и передачей информации» [21,с.414].
«Особенность здоровой психики ребенка познавательная активность» [26,с.276]. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира.
Среди факторов активно влияющих на процесс обучения, ведущая роль принадлежит сформированным приемам мысленной деятельности, которые помогают достигать новых уровней знаний.
Если дошкольник умеет анализировать, выделять главное, это значит, что он сможет выполнить занятия конструктивного и творческого характера, подняться от репродукции к творчеству. Развития мышления - это изменения его содержания и форм, которые образуются в процессе познавательной деятельности дошкольника. В психологии обычно рассматриваются три вида мышления: практически-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.
Самым ранним видом мышления (у ребенка до 3-х лет) является практически-действенное. 4 - 7 лет развивается наглядно-образное. В превые годы воспитания в детском саду происходит развитие словесно-логического (понятийного) мышления. В процессе развития мышления предшествующий вид не отбрасывается последующим. Каждый вид предлагает и дальше развиваться и совершенствоваться.
Отсутствие системности знаний, недостаточное развитие понятия приводит к тому, что в мышлении учащегося господствует логика восприятия. Он попадает в зависимость от того, что он видит в каждой новый момент изменения предметов.
Из связи между уровнем мышления в специальных областях и уровнем мышления вообще вытекает правомерность постановки вопроса о развитии мышления дошкольника при усвоении какого-либо одного предмета. Это, однако, не означает, что развитие мышления при изучении, например, геометрически формирует все те качества мышления, которые необходимы для условия музыки и истории. Каждый предмет вносит в процесс формирования определенный вклад. На различных ступенях формирования их мышления. Так же очевидным представляется и то, что успешные результаты в развитии общих мыслительных операций могут быть достигнуты на материале любых учебных предметах.
Остановимся подробнее на особенности функционирования отдельных мыслительных операций младших дошкольников.
Развитие анализа идет от практически-действенного к чувствительному и в дальнейшем к умственному. У дошкольников преобладающим является практически-действенный и чувственный анализ. Развитие анализа проходит ряд этапов: от частичного к комплексному и системному. Преобладающим видом анализа у младшего дошкольника является частичный и комплексный. Очень часто воспитанники анализируют только отдельные части или свойства предмета. При комплексном анализе усвоение учебного материала более полное, так как учащиеся рассматривают более или менее все части или свойства изучаемого предмета, но взаимосвязи между ними еще не устанавливают. На следующем этапе развития анализа младшие дошкольники производят полный анализ изучаемых предметов и явлений. Они располагают части и свойства, устанавливают их взаимосвязь и взаимозависимость. Развитие анализа протекает одновременно с развитием синтеза: от простого, суммирующего, к более широкому и сложному. Подлинный синтез дает качественно новый результат, знание действительности характерно, что анализ для младших дошкольников является более мягким мыслительным процессом и развивается значительно быстрее, чем синтез.
Сравнение у младших дошкольников имеет ряд особенностей. Дети одного и того же возраста по-разному сравнивают одни и те же предметы. Одни при сравнении находят только различие, другие и различие, и сходство. Одни дети проявляют хорошее умение наблюдать, сравнивают последовательно. Другие проявляют слабое умение наблюдать: выделяют небольшое количество признаков сходства или различия и сравнение проводят бессистемно. В психологической литературе обычно отличалось, что младшие дошкольники легче находят различие, чем сходство. Л.А.Румянцева [9,с.114] на основе проведенных опытов делает вывод, что это относится к новым предметам, а при сравнении хорошо известных предметов ребенок находит значительно больше признаком сходства, чем различия. При этом обогащение опыта, развития способностей к наблюдению приводит к тому, что повторном сравнении увеличивается количество упоминаний признаков сходства.
Развитие абстракций у детей появляется в формировании способностей выделять общие и существенные признаки, связи и отношения, а также различать несущественные признаки и связи этих предметов или явлений и отвлекаться от них. Одной из особенностей абстракции является то , что за существенные признаки они порой принимают внешние, яркие, часто воспринимаемые признаки. Другая особенность заключается в том, что дошкольники легче абстрагируют свойства предметов и явлений, чем связи и отношения, которые существуют между ними. Зная эти особенности, воспитатель должен обращать внимание воспитанников на скрытые, но существенные признаки, их связи и отношения.
Как показывают исследования обобщения, проводимые П.П.Блонским [9,с.119], младшие дошкольники вместо обобщения синтезируют, т.е. обобщают предметы не по их общим признакам, а по некоторым причинно-следственным связям и по взаимодействию предметов. Существую три уровня развития обобщения у детей: чувственное, образно-понятийное, научное. Чувственное обобщение совершается при непосредственном соприкосновении с предметами и явлениями, в процессе их восприятия с практической деятельностью с ними. Образно-понятийное обобщение - обобщение как существенных, так и несущественных признаков в виде наглядных образов, Научное обобщение - обобщение сходных существенных признаков предметов и явлений, их существенных связей и отношений. Результатом обобщения у младших дошкольников являются научные понятия, законы, правила.
Обобщение протекает в тесном единстве с конкретизацией. Усвоенные понятия, законы, правила применяются к решению частных конкретных задач. Изучая закономерности развития мышления у дошкольников, установлено, что обобщение и конкретизация могут находиться в различном соотношении. Это зависит от характера содержания изучаемого материала, от методов обучения и от уровня развития мышления детей.
В.В.Давыдовым исследовалось мышление двух типов - эмпирическое и теоретическое. Теоретическое мышление характеризуется рядом взаимосвязанных компонентов. К ним относятся: рефлексия, т.е. осмысливание ребенком собственных действий и их соответствие условиям задачи; анализ содержания задачи с целью выделения принципа или всеобщего способа её решения, который затем как бы «с места» переносится на целый класс подобных задач; внутренний план действий обеспечивающий их планирование и выполнение «в уме». Усвоение знаний при обучении в детском саду может происходить на основе другого типа мышления, которое получило название эмпирического мышления, осуществляется посредством сравнения внешне сходных, общих признаков предметов и явлений.
Основным путём успешного формирования мышления является выполнение различных познавательных задач и заданий, в процессе решения которых развивается умение воспитанника из множества разнообразных связей выделить нужную, объяснить ее значимость в данной ситуации.
Одной из главных задач является формирование и совершенствование мыслительных операций на базе усваиваемых знаний фактического материала и начальных умений пользоваться этими мыслительными операциями.
По словам Г.Г.Пановой «развивать мышление - это значит:
Развивать все формы и виды мышления - практически действенное, эмпирическое и теоретическое, разумно-рассудочное; продуктивное и репродуктивное - и симулировать процесс перерастания их из одних в другие.
Формировать и совершенствовать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию и др.).
Развивать умения отделять существенные свойства предметов от несущественных; находить главные связи и отношения; делать правильные выводы из фактов и проверять их; доказывать истинность своих суждений и опровергать ложные умозаключения; излагать свои мысли обоснованно, последовательно, непротиворечиво и обоснованно.
Вырабатывать умения осуществлять перенос операций и приемов мышления из одной области в другую; делать обоснованные выводы. Большое значение имеет ориентация их на логически правильные ответы.
Говоря о развитии мышления в процессе учебной деятельности, следует упомянуть о технологиях развивающего обучения.
Философия трактует развитие как «характеристику качественных умений объектов, появление новых форм бытия, инноваций и нововведений и сопряженная с преобразованием их внутренних и внешних связей» [19,с.129].
Педагогика называет развитием «процесс психического и физического развития индивида во времени, предполагающих совершенствование, переход в любых его свойствах и параметрах от меньшего к большему, от простого к сложному, от низшего к высшему».
Личность - динамическое понятие: она претерпевает в течение жизни умения, которые называют развитием. Развитие личности происходит согласно всеобщим диалектическим законам.
Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивида.
В истории педагогики проблема представлена двумя крайними точками зрения. Первая (биологизаторская, картезианская) исходит из жесткой предопределенности развития наследственными или исходящими от Всевышнего факторами. Сократ указывал, что учитель - повивальная бабка, он ничего не может дать, а только помогает разродиться.
Вторая (социологизаторская, бихевиористическая), наоборот, все результаты развития приписывает влиянию среды. Т.Д.Лысенко писал: «Женщина должна нам дать организм, а мы из него сделаем советского человека».
Современной наукой установлено, что всякий акт психического развития связан с отражением в мозгу внешней среды, он есть присвоение, приобретение опыта познания и деятельности, и в этом смысле является обучением. Обучение - это форма психологического развития человека, необходимый элемент развития. Всякое обучение развивает, обогащает банк памяти и условных рефлексов.
Обучение и развитие не могут выступать как отдельные процессы, они соотносятся как форма и содержание единого процесса развития личности. Однако и здесь существуют две принципиально различные концепции.
Современный этап педагогической практики - это переход от информационно - объяснительной технологии обучения к деятельностно-развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств дошкольника. Важными становятся не только усвоенные занятия, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развития познавательных сил и творческого потенциала детей. Все группы качеств личночти (Г.К.Селевко):
знания, умения, навыки;
самоуправляющие механизмы личности;
эмоционально просветленная сфера;
деятельно-практическая сфера. -
Взаимосвязаны и представляют сложнейшую динамически-развивающуюся целостную структуру. Индивидуальные различия определяют уровень различия той или иной группы качеств. Развивающее обучение направленно на развитие всех целостностей, совокупностей, качеств личностей.
.2 Развитие теории музыкального мышления в трудах ученых музыковедов
Для того, чтобы понять термин «музыкальное мышление», необходимо соблюсти два основных условия: во-первых, выбрать бесспорные, типичные эстетические примеры продуктивного и репродуктивного переживания музыки; во-вторых, - повергнуть их всестороннему психологическому анализу и найти в них такие элементы или слои, которые обнаружили бы существенные признаки мышления и функционировали бы в данной специфической музыкальной структуре. Специфическим музыкальным мышлением можно назвать только такой случай мышления, при отсутствии которого изменилась бы не только психологическая характеристика музыкального переживания, но и существенно преобразилась бы и его специфическое музыкальное эстетическое качество.
Данная совокупность эстетических и психологических исследований должна включать в себя и третий компонент - исторический подход.
Исследования И.Ф.Гербарта (1776-1841) послужили отправной точкой для многих ученых, внесши в заметный вклад в изучение музыки. Инициатива И.Ф.Герберта заключается в том, что понятие «музыкальное мышление» впервые появилось в его контексте музыкально-психологического исследования в части вместе с первой, пусть еше ограниченной, попыткой его исследования. В своей работе «Психологические заметки» (1811) Гербарт указывал на восприятие звуковых исследовательностей как на весьма подходящий материал для научного анализа и выдвигал понятие «музыкальной мысли». Из контекста следует, что под «музыкальной мыслью» он подразумевал фактор способствующий постижению смысла музыки. Он искал участие мысли прямо в процессе восприятия, слушания музыки.
Г.Т.Фехнер (1801-1887) в своей работе «Введение в эстетику» (1876) сделал первый шаг к иерархизации ассоциациативных представлений в музыке. По его мнению, «элементарная эстетическая еденица складывается из ощущения, которому присоединяется представление - воспоминание; только при таком сцеплении эмоциональный компонент эстетизировался».
В первой четверти 20-го века возникло несколько научных психологических школ развивающих теорию мышления.
В 1912г. в Германии вышел труд Р.Мюллера-Фрайенфельса «Психология искусства»; он предположил...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Развитие творческого мышления младших школьников в процессе

Курсовая работа: Использование сюжетно-ролевых игр в процессе гендерного воспитания младших дошкольников

Реферат: Влияние музыки Э. Грига на психо-эмоциональное развитие личности подростка

Курсовая работа: Развитие проблемы творческого мышления в истории зарубежной психологии

Курсовая работа: Развитие памяти, мышления у детей раннего возраста