Курсовая работа: Развитие памяти в детских возрастах
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
. Научно-теоретические основы изучения памяти в дошкольном возрасте
1.1 Психические особенности развития памяти у детей дошкольного возраста в зарубежной и отечественной психологии
.2 Характеристика памяти как познавательного процесса
1.3 Особенности развития памяти детей дошкольного возраста как психологический процесс
. Теоретические подходы к развитию памяти у детей дошкольного возраста в психологии
Заключение
Список использованной литературы
Дата добавления на сайт: 30 июля 2024
Скачать работу 'Развитие памяти в детских возрастах':
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Факультет педагогики и методики дошкольного образования
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: «Развитие памяти в детских возрастах»
По дисциплине: «ПСИХОЛОГИЯ»
Голубевой Маргариты Павловны
Студентки II курса 276 группы
Заочной формы отделения
Специальность: теория и методика
дошкольного образования
Научный руководитель
кандидат психологических наук,
доцент Молчанов С. В.
Москва - 2012г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
. Научно-теоретические основы изучения памяти в дошкольном возрасте
1.1 Психические особенности развития памяти у детей дошкольного возраста в зарубежной и отечественной психологии
.2 Характеристика памяти как познавательного процесса
1.3 Особенности развития памяти детей дошкольного возраста как психологический процесс
. Теоретические подходы к развитию памяти у детей дошкольного возраста в психологии
Заключение
Список использованной литературы
Без памяти мы были бы существами мгновения.
Наше прошлое было бы мертво для будущего.
Настоящее, по мере его протекания,
безвозвратно исчезало бы в прошлом.
С.У. Рубинштейн.
ВВЕДЕНИЕ
Человечество издавна стремилось проникнуть в «тайну из тайн» жизни - головной мозг, отвечающей за процессы мышления. Зависимость сознания от мозга подтверждал ещё отец медицины - Гиппократ. Ученики Гиппократа, следуя своему учителю, рассматривали мозг как центр всех центров и главный орган ума и памяти.
На современном этапе развития нашего общества стоит огромная задача - воспитать всесторонне развитую личность.
Дошкольное детство, по мысли А.Н. Леонтьева, - это пора жизни, когда перед ребенком постепенно и поэтапно открывается окружающий его мир человеческой деятельности. Именно в этот период дети приобщаются к духовной и материальной создаваемой обществом и главной составляющей данном процессе является память.
Дошкольному возрасту принадлежит важная роль в общем развитии памяти человека. Впечатления, которые ребёнок получает с раннего детства об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности - воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.
Память - одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей. Но если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Значительную роль в этом сыграл «информационный взрыв» - знамение нашего времени. Сегодняшние дети умнее своих предшественников - это признанный всеми факт. Это связано в первую очередь со средствами массовой информации, опоясавшими мир каналами связи, с утра до ночи льющими поток разнообразной информации в детские умы. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано - в раннем дошкольном возрасте.
К моменту рождения мозг ребёнка в основном сформирован, его масса у новорожденного составляет 360 гр. С момента рождения идёт «дозревание» и интенсивный рост мозга, так к 8 месяцам масса мозга удваивается, а к 3 годам утраивается за счёт роста нервных клеток и тканей. Вместе с ростом и развитием ребёнка развивается и совершенствуется мозг; постепенно ти поэтапно малыш начинает познавать мир и отвечать на его воздействия. Рефлекторные процессы становятся более разнообразными и устойчивыми. У ребёнка устанавливаются прочные связи на предмет, лица людей, окружающих его. Он начинает понимать слова, совпадающие с определёнными действиями. Так начинает появляться опыт, способствующий возникновению процессов мышления и памяти.
Ключевым положением концепции развития памяти является утверждение о том, что четыре вида памяти (моторная, эмоциональная, образная и словесная) возникают именно в данной последовательности
Теория развития памяти породила большие споры в психологии. В связи с этим, исследование развития памяти дошкольников достаточно актуально и может помочь доказать или опровергнуть некоторые основные заключения. Отметим дополнительный аспект исследования. С его помощью можно определить индивидуальные особенности развития памяти детей.
При этом раннее детство - самая благодатная почва для развития памяти в ее многообразии. В настоящее время многие страны, в том числе Япония, Англия, Германия, США, Канада, Венесуэла, вкладывают в систему образования огромные средства, изготавливают множество сложнейших устройств и систем для повышения интеллектуального уровня детей, а также для развития памяти, начиная с самых первых шагов ребенка в большом мире - в прямом и переносном смысле. Не отстают в этом вопросе и учёные нашей страны.
Актуальность темы, выбранной для исследования, представляется очевидной в условиях нарастающего информационного бума, разработки и внедрения различных развивающих программ, определенной умственной акселерацией современных детей.
Цель работы - изучение особенностей развития памяти в дошкольном процессе и методики развития памяти в дошкольном возрасте.
Предмет исследования - виды и особенности развития памяти дошкольников, процесс и методика развития памяти в дошкольном детстве.
Гипотеза: если целенаправленно и систематически применять методы и приемы развития памяти в работе с детьми дошкольного возраста, то это обусловит наиболее эффективное развитие процессов запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
Задачи: - изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме;
рассмотреть и проанализировать психические особенности развития детей дошкольного возраста;
описать характеристику видов памяти как познавательного процесса;
изучить методики диагностики памяти детей дошкольного возраста;
провести практические исследования по эффективности отдельных методов психологического воздействия.
1. Научно-теоретические основы изучения памяти в дошкольном возрасте
.1 Психические особенности развития памяти у детей дошкольного возраста в зарубежной и отечественной психологии
Память - важнейшая характеристика психической жизни, поэтому, проблема памяти - одна из особенно привлекавших к себе внимание и наиболее изучавшихся проблем психологии. Исследования памяти в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики и других. В каждой из этих наук существуют свои теории памяти: психологические (Г. Эббингауз, К. Левин, П. Жане), биогенетические (Павлов И.П., Сеченов И.М.), физиологические (Выготский Л.С.). Одной из первых психологических теорий памяти не потерявшей своего научного значения до настоящего времени, сделавшей первые попытки изучить память экспериментально, была ассоциативная теория. Она возникла в XVII веке, преимущественное распространение и признание получила в Англии и Германии. В основе данной теории лежит понятие ассоциации - связи между определенными психическими феноменами, разработанное Г. Эббингаузом, Г. Мюллером совместно с Ф. Шульманом, А. Пильцепером. Главная задача была общей для всех работ ассоцианистов: хорошо известное изучение условий образования, ослабления, взаимодействия ассоциаций. Память понимается как - сложная система кратковременных и долговременных, более или менее устойчивых ассоциаций по смежности, подобно, контрасту, временной и пространственной близости. Благодаря этой теории были открыты и описаны механизмы и законы памяти, например закон забывания Г. Эббингауза. В соответствии с этим законом забывание после первого безошибочного повторения идет довольно быстро. Отдельные элементы информации согласно ассоциативной теории запоминаются, хранящиеся и воспроизводящиеся не изолированно, а в определенных логических, структурно-функциональных и смысловых ассоциациях с другими. Характеристика процессов памяти, имеющаяся в работах ассоцианистов, хотя и представляет некоторую, ограниченную ценность, весьма далека от раскрытия полного богатства мнемической деятельности человека. Особенно страдает в ней анализ мыслительных процессов, участвующих в запоминании и воспроизведении.
Весьма характерно так же, что вместо качественного анализа процессов памяти как особого рода деятельности, во многих случаях дается анализ предметного содержания воспроизведений, то есть того, что воспроизводилось, а не того, как и какими способами и путями осуществлялось запоминание и воспроизведение.
Со временем ассоциативная теория столкнулась с рядом проблем, основной из которых явилось объяснение избирательности детской памяти. Ассоциации образуются на случайной основе, а память всегда выбирает определенную информацию. Тем не менее, ассоциативная теория памяти дала много полезного для познания ее законов. Было установлено, как изменяется количество запоминающихся элементов при разном числе повторений и в зависимости от распределения элементов во времени; как сохраняются в памяти элементы запоминаемого ряда в зависимости от времени, прошедшего между заучиванием и запоминанием. На смену ассоциативной теории в конце XIX века пришла теория структур. Исходным понятием и одновременно принципом выступила изначальная, целостная организация первичных элементов - структур. Именно законы формирования структур определяют память. В этой теории особенно подчеркивалось значение структурированного материала, его доведение его до целостности. Возникновение структуры есть организация или самоорганизация материала, в соответствии с действующими независимо от субъекта принципами безопасности, сходства. Эти причины есть конечная основа структурообразования, не нуждающаяся ни в каком дальнейшем обосновании и объяснении. Законы структур действуют вне активности субъекта. Диалектика запоминания и воспроизведения действует следующим образом. Некоторое потребностное состояние создает у ребёнка определенную установку на запоминание или воспроизведение. Соответствующая установка оживляет в сознании детей целостные структуры, на базе которых запоминается или воспроизводится материал. Особое положение в психологии занимает концепция К. Левина. Он в качестве основополагающего выдвигает принцип целесообразности, структурности. Левин разрабатывает свою теорию действий, и прежде всего волевых действий, включает в их структуру и самого действующего субъекта или вернее, его потребности и намерения. В области памяти это находит свое выражение во влиянии, которое силовые соотношения - направленность или разрядка в силовом поле - оказывают на продуктивность запоминания. Характерное проявление этого - лучшее припоминание незавершенных действий по сравнению с законченными. Но вместе с тем, найдя психологическое объяснение некоторым фактам избирательности памяти, теория структурирования не изучала процессы памяти в зависимости от деятельности запоминающего, а так же как особая мнемическая деятельность. Вопрос о зависимости развития памяти от практической деятельности человека в этой теории не ставился и не решался.
Углублённое изучение памяти как деятельности было положено работой французского ученого П. Жане. Он рассматривал память как действие, определенным образом формирующееся в процессе социального, исторического развития, ориентированное на запоминание, переработку и хранение материала. Характер этого действия на разных ступенях развития памяти различен, но общим для всех ступеней является борьба с отсутствием того, что было раньше, так как память согласно П. Жане, имеет целью тождествовать над отсутствием прошлого. Первоначально это выражается в ожидании появления вновь того, что было; далее - в поисках его; затем - отсроченное действие. Следующими ступенями является поручение и словесное поручение, и наконец наиболее характерные для ребёнка проявления памяти: рассказ увиденного, описание предметов и обозначение образов увиденных на картинках.
В нашей стране эта теория получила свое дальнейшее развитие в теории происхождения высших психических процессов. Согласно этой теории, образование связей - ассоциаций между различными представлениями, такими как запоминание, хранение и воспроизведение материала объясняется тем, что делает ребёнок с этим материалом в процессе его мнемической обработки. А.А. Смирнов установил, что действия запоминаются лучше, чем мысли, а среди действий, в свою очередь, запоминаются лучше те, которые связаны с преодолением препятствий, в том числе и сами эти препятствия. Именно А.А. Смирнов и П.И. Зинченко раскрыли новые и существенные законы памяти как осмысленной деятельности ребёнка. Память не является какой-то самостоятельной функцией, а теснейшим образом связана с личностью, ее внутренним миром, интересами, стремлениями. Поэтому развитие и совершенствование происходит параллельно с развитием ребёнка. Хотя память каждого ребёнка характеризуется общими закономерностями развития, вместе с тем, имеет свои особенности. Одни дети отличаются наглядно-образным типом памяти. Ребёнок с таким типом памяти особенно хорошо запоминает наглядные образы, форму, цвет и так далее. У детей отличающихся словесно-отвлеченным типом памяти, преобладает вторая сигнальная система. Многие дети хорошо замечают и наглядно-образный и словесно-логический материал, и вместе с тем, отличаются хорошей памятью на чувства.
Характерной особенностью памяти ребёнка дошкольного возраста является то, что он легче и быстрее запоминает конкретные слова и предметы, труднее - абстрактные слова и понятия. Уже в дошкольном возрасте начинают определяться заключительные особенности памяти. Запоминание в этом возрасте в основном носит произвольный характер. В этом возрасте развитие памяти осуществляется в условиях систематического целенаправленного обучения, что значительно ускоряет и повышает уровень развития памяти детей. Одновременно само обучение предъявляет новые требования к памяти - необходимо запомнить заданный материал и точно воспроизвести его по требованию воспитателя.
Как мы видим, у детей дошкольного возраста основное занятие - мыслительное усвоение, то есть развитие памяти соотносится с соединением в актах восприятия, запоминания и воспроизведения знаний мыслительных и мнемических действий. Важнейшим же средством мнемической деятельности считают умственные операции, обеспечивающие логическую переработку запоминаемого материала. Задача воспитателя состоит в прямом, непосредственном научении приемам, содействующим осмыслению, пониманию и, следовательно, запоминанию показанных упражнений.
Это связано с тем, что воспитатель требует от детей обязательного запоминания конкретного материала, даже если этот материал им не интересен. Ребёнку дается немало ответственных заданий, которые продиктованы характером учебной деятельности: знать наизусть стихи, слова. Детей предупреждают о том, какие знания им понадобятся и что им не следует забывать. Вот почему уже при запоминании ребёнок должен пользоваться определенными приемами, которые в нужный момент обеспечили бы точное и полное припоминание нужного материала. Ребёнок прежде всего ставит перед собой цель: овладеть нужным материалом, уметь самостоятельно припомнить.
А.А. Смирновым были выделены следующие основные приемы, содействующие пониманию и осмысленному запоминанию упражнений: использование смысловых связей, сравнение, классификация, систематизация, операции самоконтроля. Среди методических приемов, содействующих пониманию материала, большое место занимают вопросы, направляющие внимание детей на главное; методические задания, на то что изображено на картинке и т.д.
1.2 Характеристика памяти как познавательного процесса
память дети познавательный психологический
Память - это основа психической жизни, основа нашего сознания и самосознания. Любая простая или сложная деятельность основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти. Информация от наших органов чувств была бы бесполезной, если бы память не сохраняла связи между отдельными фактами и событиями. Осуществляя связь между прошлыми состояниями психики, настоящими и процессами подготовки будущих состояний, память сообщает связность и устойчивость жизненному опыту ребёнка, обеспечивает непрерывность существования человеческого "Я" и выступает, таким образом, в качестве одной из предпосылок формирования индивидуальности и личности.
В XX веке было создано несколько десятков различных теорий памяти - психологических, физиологических, биологических, химических, кибернетических. Однако в настоящее время нет ни одной единой, признаваемой всеми теории памяти.
Память - процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
Память - когнитивный процесс, выполняющий функции запоминания, забывания, сохранения и воспроизведения материала. Память лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Виды памяти принято выделять по разным основаниям. По содержанию запоминаемого материала - образная, эмоциональная, двигательная, словесная. В зависимости от способа запоминания - логическая и механическая. По длительности сохранения материала память может быть долговременной и кратковременной. В зависимости от наличия сознательно поставленной цели запомнить - непроизвольной и произвольной.
В основе памяти лежит свойство нервной ткани изменяться под влиянием действия раздражителей, сохранять в себе следы нервного возбуждения. Под следами в данном случае понимают определенные электрохимические и биохимические изменения в нейронах головного мозга. Эти следы могут при определенных условиях оживляться, т.е. в них возникает процесс возбуждения при отсутствии раздражителя, вызвавшего указанные изменения. Кроме того основу памяти составляет генетически обусловленная способность запечатлевать информацию. Другими словами, природная пластичность нервно-мозговой ткани ("мнема"). Основа памяти называется природной памятью.
Механизмы памяти можно рассматривать на различном уровне, с различных точек зрения. Если исходить из психологического понятия ассоциации, то физиологический механизм их образования - временные нервные связи. Движение нервных процессов в коре оставляет след, проторяются новые нервные пути, т.е. изменения в нейронах приводят к тому, что облегчается распространение нервных процессов именно в этом направлении. Таким образом, образование и сохранение временных связей, их угасание и оживление представляют собой физиологическую основу ассоциаций.
Особое значение, которое с древних времен придавалось памяти, можно усмотреть в том, что в древнегреческой мифологии именно богиня памяти - Мнемосина, слыла матерью муз, покровительницей ремесел и наук. Долгое время проблема памяти разрабатывалась главным образом философией в...
Похожие материалы:
Курсовая работа: Развитие памяти, мышления у детей раннего возрастаКурсовая работа: Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста
Курсовая работа: Развитие памяти старших дошкольников
Лекция: ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЗДОРОВЬЯ
Курсовая работа: Развитие коммуникативной активности младшего школьника