Курсовая работа: Развитие познавательного интереса истории учащихся основной школы

Содержание

Введение
Глава 1. Познавательный интерес как научная категория педагогики и психологии
.1 Сущность категории интерес
.2 Мотивационная составляющая у школьников-подростков
Глава 2. Характеристика интеллектуальных особенностей учащихся подросткового возраста как основа для развития познавательного интереса
.1 Сущность интеллекта и его возрастные особенности
.2 Особенности развития познавательного интереса у учащихся подросткового возраста
Заключение
Список использованных источников и литературы

Дата добавления на сайт: 24 августа 2024


Скачать работу 'Развитие познавательного интереса истории учащихся основной школы':


Содержание
Введение
Глава 1. Познавательный интерес как научная категория педагогики и психологии
.1 Сущность категории интерес
.2 Мотивационная составляющая у школьников-подростков
Глава 2. Характеристика интеллектуальных особенностей учащихся подросткового возраста как основа для развития познавательного интереса
.1 Сущность интеллекта и его возрастные особенности
.2 Особенности развития познавательного интереса у учащихся подросткового возраста
Заключение
Список использованных источников и литературы
Введение
Актуальность темы исследования. Познавательная деятельность включает огромный потенциал для развития интересов, способностей младших подростков, а также удовлетворение потребностей, свойственных этому возрасту, в частности осознание, самоутверждения, самоценности, самоуважения, общение со сверстниками, равноправного общения со взрослыми.
Анализ последних научно-методических публикаций свидетельствует о том, что проблема формирования мотивационной составляющей и интереса детей школьников-подростков приобрела в последние десятилетия особое значение, и показывает, что обучение с помощью подходящих методов в школьных учебных заведениях является весомым методом и способствует интеллектуальному и психологическому развитию детей школьников 5-6 классов.
Научная разработанность проблемы. Исследованием мотивационной составляющей и интереса детей школьников-подростков занимались многие отечественные педагоги и психологи. Среди них - Е.А. Аркин. Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Т.М. Шкварина и другие.
Исследованием вопросов мотивационной составляющей и интереса детей школьников-подростков занимались Л. Калашникова, В. Лозовая, Н. Морозова, Т. Сущенко, Ю. Шаров, Г. Щукина, Н. Щуркова, особенности развития младших подростков изучали Л. Божович, Л. Выготский, Н. Добрынин Т. Драгунова, Э. Эриксон, А. Ковалев, В. Крутецкий. Несмотря на целый ряд исследований по данной проблеме, она остается актуальной, так как рассматривает широкий круг вопросов: развития мышления, способностей, интересов школьников, ищет средства повышения интереса младших подростков к обучению в школе и самостоятельного получения знаний. Направления подростков к «разумному и полезному» отдыху, способствует выработке «иммунитета» против пагубного влияния телевидения, моды, увлечений вредными привычками. Познание способно помочь с правильным, глубоко нравственным, ценностным самоопределением.
Актуальность данной работы обусловлена поиском новых путей пополнения средств развития мотивационной составляющей и интереса детей школьников-подростков.
Цель и задачи исследования. Целью исследования выступает исследование особенностей мотивационной составляющей и интереса детей школьников-подростков.
Задачами исследования являются:
рассмотрение сущности интереса школьников-подростков с позиций психологии и педагогики,
изучение характеристики интеллектуальных особенностей учащихся подросткового возраста как основа для развития познавательного интереса,
Объект и предмет исследования. Объектом исследования является проблема формирования мотивационной составляющей и интереса детей школьников-подростков.
Предметом исследования являются особенности мотивационной составляющей и интереса детей школьников-подростков.
Значимость предмета. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению. Сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные). Способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области. Виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
) формирование осознанного уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
) смысловое чтение;
) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции);
) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Источниковая база исследования. При написании работы исследовались научные и учебные труды отечественных и зарубежных ученых по тематике обучения детей школьников-подростков. Отечественные исследователи: Бурлачук Л.Ф., Букчина Н.А., Выготский Л.С., Иванов И.П., Крутецкий А.В., Качуровкая Е.Н., Лебедев О.Е., Маркова А.К., Морозова Н.Г., Щукина Г.И., Рубинштейн С.Л., Эльконин Д., Зарубежные исследователи: Айзенк Г.Ю., Бермус А.Г., Гилфорд Дж., Ильин Е.П., Пиаже Ж., Штерн В.
Глава 1. Познавательный интерес как научная категория педагогики и психологии
.1 Сущность категории интерес
Социальные основы теории интереса рассматривало много философов и социологов. Среди них, в частности, А. Айзикович, Г. Гак, Г. Глезерман, М. Заозёров, А. Здравомыслов, Г. Карамышев, В. Нестеров. Еще в прошлом веке немало психологов определяло интерес как побудительное действие. Однако это понятие не было достаточно исследованным.
Интересы человека становятся еще одной побудительной силой процесса обучения. В современной психологии существует несколько подходов к толкованию содержания этой психологической характеристики деяния индивида. Интерес можно понимать как некую специфическую направленность личности на конкретный предмет, а также как осознанное побуждение индивида к действиям, которое вызывает сложную, многоаспектную психическую активность человека, связанную с умственным процессом.
Итак, интерес - это внутренняя составляющая мотива, которая заставляет субъект действовать в соответствии с интеллектуальной значимостью и эмоциональной привлекательностью предмета. По нашему мнению, многомерный содержание понятия "интерес" можно свести к двум доминирующих составляющих. Первая - предметная: направленность на конкретный предмет, а вторая - осознанность, что обеспечивает направленность действия на этот предмет в конкретной ситуации.
Необходимо отметить, что движущей силой поведения, деятельности и поступков людей, как и потребностей, являются интересы. Следовательно, если вернуться к рассмотрению нашей проблемы, заинтересованность детей в результатах учебной деятельности является основой действенности мотивов и стимулов к труду.
Интерес, как сложное и важное для личности психическое образование, имеет много психологических определений. Это понятие рассматривается как:
Выборочная направленность внимания человека (Н. Добрынин, Т. Рибо);
Выявление умственной и эмоциональной активности личности (С. Рубинштейн);
Активатор разных чувств (Д. Фрейер);
Особый сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающих активность сознания и деятельности человека (Л. Гордон);
Активное познавательное (В. Мясищев, В. Иванов), эмоционально-познавательное (Н. Морозова) отношение человека к миру;
Структура, состоящая из потребностей (Ш. Бюлер);
Специфическое отношение личности к объекту, которое признано осознанием его жизненного значения и эмоциональной привязанностью (А. Ковалев).
Разнообразие подходов к дефиниции категории "интерес" подводит к мысли о его многогранности и требует дополнительного всестороннего мониторинга в аспекте применения в педагогической психологии.
Как отмечал С. Рубинштейн, мотивирование процесса обучения значительно зависит от ведущих интересов обучающегося. Ученый различал мотивы, в основе которых лежит определенный интерес:
Непосредственный интерес к самому содержанию предмета деятельности, в нем отражается;
Интерес, вызванный характером той умственной деятельности, в которой нуждается предмет;
Интерес, обусловленный соответствующей склонностью индивида к определенному типу предметного действия;
Опосредованный интерес к предмету, вызванный представлением о будущей деятельности к нему;
· Интерес, обусловленный процессом учебной деятельности, связанный с социальной ситуацией (учебный коллектив, преподаватель и т.д.).
Для того, чтобы лучше понять сложное взаимодействие различных интересов, ученые подвергают их классификации. Как считает А. Киричук, интересы различают по содержанию, направленные на предмет осуществляемой деятельности, и процессуальные - направленные на некоторые побочные особенности развертывания процесса деяния или на собственно процесс.
Интересы делятся также на дифференцированные и недифференцированные - по признаку оформленности относительно предмета и ситуации действия. Недифференцированный интерес представляет "размытую" структуру, в нем четко не определен предмет, а элементы ситуации действия вызывают активность индивида только при условии определенного, часто случайного сопоставления. Дифференцированный интерес, наоборот, возникает относительно четко определенного предмета, в ожиданиях относительно взаимодействия с данным предметом, в скором освоении ситуации, адекватной данному предмету.
Можно также говорить об интересах актуальных - такие, которые проявляют свою побудительную силу. В настоящее время в конкретный момент. Действия индивида, и потенциальные - такие, которые находятся в "скрытом" состоянии, эмоциональная реакция индивида на их предмет снижена, однако при определенных условиях они могут переходить в актуальное состоянии и побудить определенную форму деяния индивида".
Как известно, процесс обучения занимает ведущее место почти в течение всего периода становления личности, начиная с дошкольных учреждений и заканчивая обучением в высшей школе.
У Маркова А. К. находим следующее определение понятия обучения: это процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта; организация формирования знаний, умений, навыков. А.Г. Хрипкова подает другое определение: "Процесс обучения - это деятельность, которая сочетает в себе два противоположных (кто отдает, а кто-то принимает) момента обучения - преподавание и учения". Эти два аспекта (преподавание и учение) неразрывно связаны и являются одновременными процессами. Можно сказать, что преподавание в известной степени является активным процессом, потому стимулирует проведение необходимых познавательных актов. Обучение выступает деятельностью ученика (ребенка), которое мотивируется как извне, со стороны учителя, так и внутреннее, со стороны того, кто учится.
Когда мотивация учения организована только извне (проверка родителей, контроль воспитателя и куратора), то, разумеется, ребенок учится ради оценки и табеля. Если же внешние факторы (стимулы) интериоризируются, то формируется внутреннее желание к освоению знаний, умений, навыков, основывается именно на глубоком интересе.
По мнению Ильин Е.П., есть четыре средства формирования устойчивых познавательных интересов у учащихся:
Ученик захвачен изложение самого учебного материала (новизна, историзм, показ современных достижений науки, практического значения научных знаний и т.д.). При этом интерес должен формироваться не за счет отклонения от содержания основного материала, а благодаря подаче тех аспектов, к которым, прежде всего, должно быть привлечено внимание учеников;
Использование методов и форм организации обучения, побуждающие учеников к самостоятельной познавательной деятельности (проблемное обучение, наглядность, групповая работа, взаимное обучение и контроль);
• создание благоприятного эмоционального поля (доверие, такт учителя, открытость к новым идеям, взаимная доброжелательность);
Моделирование ситуации успеха, при которой создаются условия переживания радости успеха, осознание своих возможностей и веры в себя. При этом учитель должен акцентировать внимание учеников на том, что в усвоении любых знаний (как и в психологии) отрицательный результат - это тоже результат, потому что, в конце концов, он ведет к положительному, а не резко критиковать какие-то неправильные мысли или результаты учеников.
Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении школьника к объекту познания. Познавательный интерес - это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. Познавательный интерес не является чем-то внешним, дополнительным по отношению к учению. Наличие интереса является одним из главных условий успешного протекания учебного процесса и свидетельством его правильной организации. Отсутствие интереса у школьников является показателем серьезных недостатков в организации обучения.
Интерес не только способствует развитию интеллекта, но и является одной из движущих сил развития личности в целом, превращения получаемых знаний не просто в «усвоенную информацию», а в глубоко личный духовный багаж человека. Интерес содействует...

Похожие материалы:

Контрольная работа: Диагностика межличностных отношений учащихся Екатеринбургской средней школы

Курсовая работа: Развитие проблемы творческого мышления в истории зарубежной психологии

Дипломная работа: Негативное влияние компьютерных технологий на формирование личности учащихся начальной школы