Контрольная работа: Развитие психики ребёнка в возрасте 5-7 лет

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ РЕБЁНКА В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ (5-7 ЛЕТ)
1.1 ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ
1.2 ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ
1.3 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ
1.4 РОЛЬ ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА
1.5 ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ВОЗРАСТЕ 5-7 ЛЕТ
1.6. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ОТ ДОШКОЛЬНОГО К ШКОЛЬНОМУ ВОЗРАСТУ
1.7 КРИЗИС 7-МИ ЛЕТ И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ
РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИКИ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ ДИАГНОСТИРОВАТЬ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА 5-7 ЛЕТ
РАЗДЕЛ 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Дата добавления на сайт: 31 июля 2024


Скачать работу 'Развитие психики ребёнка в возрасте 5-7 лет':


Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Российский государственный профессионально-педагогический университет"
Институт психологии
Кафедра
Контрольная работа
по учебной дисциплине: "Психологическое сопровождение"
На тему: "Развитие психики ребёнка в возрасте 5-7 лет"
Выполнил: студент
гр. Ир 211С ПСДО
Захарова Е.И.
Проверил: Курочкина И.А.
Екатеринбург 2014
Содержание
Введение
Раздел 1. Теоретический анализ развития психики ребёнка в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет)
1.1 Значение социальной ситуации развития
1.2 Зона ближайшего развития
1.3 Психологические новообразования
1.4 Роль ведущей деятельности в психическом развитии ребенка
1.5 Особенности психических процессов в возрасте 5-7 лет
1.6. Психическое развитие детей при переходе от дошкольного к школьному возрасту
1.7 Кризис 7-ми лет и его роль в развитии личности
Раздел 2. Методики, позволяющие диагностировать психическое развитие ребёнка 5-7 лет
Раздел 3. Рекомендации для педагогов и родителей по психологическому сопровождению детей 5-7 летнего возраста
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Дети возрастной группы 5-7 лет становятся более самостоятельными. Они уже познали мир вне дома, и это позволяет им высказывать собственные суждения по различным поводам. Однако любознательность по - прежнему играет главенствующую роль. Ребенок отличается откровенностью и может задать взрослому любой вопрос. Как часто именно в этом возрасте малыш интересуется, каким образом он появился на свет. (8, с.164)
Главенствующую роль в развитии ребенка играет его окружение - друзья во дворе, в садике или в детском творческом коллективе. Дети, общаясь друг с другом, делятся своими жизненными открытиями. Поэтому родителям следует обеспечить ребенку возможность группового общения со сверстниками, особенно это касается детей, которые не посещают садик. Альтернатив садику можно найти много. Это может быть детская игровая площадка или развлекательный центр, студия раннего развития или самодеятельный кружок.
Так почему же ребенку так необходимо общение с другими детьми? Нельзя забывать, что этот период - подготовка к школе. И чтобы избежать появления у ребенка коммуникативных проблем с одноклассниками, он должен освоить навыки поведения в детском коллективе.
В этом возрасте у малыша начинают активно развиваться творческие способности. Поэтому кружок детской самодеятельности не только позволит ребенку общаться с ровесниками, но и сформирует необходимые личностные качества. Например, занятия танцами или актерским мастерством помогают малышу стать уверенным в себе, побороть многочисленные страхи, раскрепоститься.
Именно в это время ребенок учится мыслить самостоятельно, независимо от взрослого. Этому следует уделять повышенное внимание, поскольку именно сейчас формируются моральные представления и ценностная база малыша и повышается риск потери эмоциональной близости с родными. Если родители не проявят к ребенку внимания, они перестанут влиять на его дальнейшее поведение, а неконструктивные жизненные установки, полученные извне, начнут работать и могут породить ряд комплексов и страхов. Они-то и скажутся на всех дальнейших жизненных периодах.
Нехватка внимания со стороны родителей способствует появлению у ребенка нездорового духа соперничества. Если он недополучил должного внимания дома, возможно, он будет стремиться привлекать к себе внимание везде, где только можно и ради этого пойдет на любые крайности и поведенческие отклонения. Или, напротив, решит, что он не нужен никому, и замкнется, превратившись в пожизненную "серую мышку". И то и другое не есть хорошо. Неизбежны проблемы и с эмоциональной сферой: недолюбленный в детстве человек в большинстве случаев и сам сдержан в проявлении искренности и теплоты к другим людям. (3, с.386)
Чтобы понять, как правильно организовать воспитательный процесс ребёнка в этом возрасте, следует подробнее рассмотреть развитие психики ребёнка в возрасте 5-7 лет.
Цель работы: Изучить развитие психики ребёнка 5-7 лет.
Для достижения данной цели поставим ряд задач:
Систематизировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
Описать психологические особенности этого периода с учётом новообразований;
Подобрать методики, которые позволяют диагностировать психическое развитие ребёнка 5-7 лет;
Разработать рекомендации для педагогов и родителей по психологическому сопровождению детей 5-7 летнего возраста.
Раздел 1. Теоретический анализ развития психики ребёнка в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет)
1.1 Значение социальной ситуации развития
Социальная ситуация развития - это "совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной".
Понятие социальная ситуация развития было введено Л.С. Выготским как единица анализа динамики развития ребенка, т.е. совокупность законов, которыми определяется возникновение и изменения структуры личности ребенка на каждом возрастном этапе.
Социальная ситуация развития обусловливает образ жизни ребенка, его " социальное бытие", в процессе которого им проявляются новые свойства личности и развиваются психические новообразования. (3, с. 191)
Понятие социальная ситуация развития было определено Б.Г. Ананьевым и по его мнению оно направлено на преодоление представлений о среде как о факторе, механически определяющем развитие личности. В дальнейшем это понятие получило развернутый анализ в макросоциально-психологическом контексте и применялось для описания, например, онтогенетического развития личности ребенка Л.И. Божовичем, Д.Б. Элькониным, который определял возраст характеризующийся следующими главными показателями:
) определенной социальной ситуацией развития - той конкретной формой отношений, в которые вступает ребенок со взрослыми в данный период;
) основным или ведущим типом деятельности;
) основными психическими новообразованиями, приобретаемыми на данном этапе развития (от отдельных психических процессов до свойств личности). А так же как относительно замкнутый период, значение которого определяется прежде всего местом на общей кривой детского развития.
Таким образом социальная ситуация развития является специфической для каждого возрастного периода, определяющейся системой отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми.
1.2 Зона ближайшего развития
Взаимодействие ребенка с социальной средой является не фактором, а источником развития. Иначе говоря, все, чему научится ребенок, должны дать ему окружающие его люди. Важно при этом, чтобы обучение (в самом широком смысле) шло с опережением. У ребенка есть некий уровень актуального развития (например, он может решить задачу самостоятельно, без помощи взрослого) и уровень потенциального развития, то есть в сотрудничестве со взрослым. (4, с.366)
Зона ближайшего развития - это то, на что ребенок способен, но не умеет без помощи взрослых. Все обучение строится на принципе учета зоны ближайшего развития, с опережением актуального развития.
1.3 Психологические новообразования
Новообразования - достижения в развитии, характеризующиеся особым типом строения личности и деятельности, а также отношением ребенка к самому себе и другим людям.
Д.Б. Эльконин выделял следующие основные психологические новообразования в развитии ребенка к концу дошкольного возраста:
. Возникновение первого схематичного образа цельного детского мировоззрения. Ребенок не может жить в беспорядке. Все, что видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которые укладывается такой непостоянный окружающий мир.Ж. Пиаже показал, что у ребенка в дошкольном возрасте складывается артификалистское мировоззрение: все, что окружает ребенка, в том числе и явления природы, - результат деятельности людей. Такое мировоззрение увязывается со всей структурой дошкольного возраста, в центре которого находится человек.
. Возникновение первичных этических инстанций: "Что такое хорошо и что такое плохо". Эти этические инстанции растут рядом с эстетическими. "Красивое не может быть плохим". Особенности формирования этических инстанций в дошкольном возрасте представлены в работах С.Г. Якобсон.
. Возникновение соподчинения мотивов. В этом возрасте уже можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными. Преодоление непосредственных желаний определяется не только ожиданием награды или наказания со стороны взрослого, но и высказанным обещанием самого ребенка (принцип "данного слова"). Благодаря этому формируются такие качества личности, как настойчивость и умение преодолевать трудности; возникает также чувство долга по отношению к другим людям.
. Возникновение произвольного поведения. Произвольное поведение - это поведение, опосредованное определенным представлением.Д.Б. Эльконин отмечал, что в дошкольном возрасте ориентирующий поведение главный образ сначала существует в конкретной наглядной форме, но затем он становится все более и более обобщенным, выступающим в форме правила, или нормы. На основе формирования произвольного поведения у ребенка, по Д.Б. Эльконину, появляется стремление управлять собой и своими поступками. (7, с.422)
. Возникновение личного сознания - возникновение сознания своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми. Стремление к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. Если спросить ребенка трех лет: "Ты какой?" Он ответит: "Я большой". Если спросить ребенка семи лет: "Ты какой?", он ответит: "Я маленький".
1.4 Роль ведущей деятельности в психическом развитии ребенка
Ведущая деятельность - это та деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований в данной ступени развития.
Каждому возрастному периоду онтогенеза свойственна социальная ситуация развития, т.е. особое отношение растущего человека к социальной действительности. (9, с.274)
Ведущая деятельность характеризуется тремя признаками:
Во-первых, эта такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности. Во-вторых, ведущая деятельность - это такая деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы. При этом формирование или перестройка всех психических процессов происходит не только внутри ведущей деятельности. Некоторые психические процессы формируются и перестраиваются в других видах деятельности, генетически с ней связанных. В-третьих, ведущая деятельность - это такая деятельность, от которой ближайшим образом зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения личности ребенка. Каждая стадия психического развития ребенка (каждая новая социальная ситуация развития) характеризуется соответствующим типом ведущей деятельности. Признаком перехода от одной стадии к другой является изменение ведущего типа деятельности.
Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определенные правила.
психологическое сопровождение ведущая деятельность
Главное изменение в поведении состоит в том, что желания ребенка отходят на второй план, и на первый план выходит четкое выполнение правил игры.
Роль игры в развитии психики ребенка.
1) В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.
) Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов - "хочу" начинает подчинятся "нельзя" или "надо".
) В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).
) Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).
) В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).
1.5 Особенности психических процессов в возрасте 5-7 лет
Восприятие. Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка - совершенствования его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. Воспринимая предметы и действуя с ними, ребенок начинает все более точно оценивать их цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности и др. При восприятии музыки он учится следить за мелодией, выделять отношения звуков по высоте, улавливать ритмический рисунок, при восприятии речи - слышать тончайшие различия в произношении сходных звуков. Значительно совершенствуется у детей умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность событий и разделяющие их промежутки времени. Сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны - усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений и овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно и расчлененно воспринимать окружающий мир.
Мышление. На протяжении дошкольного возраста характерно преобладание образных форм с мышлением (наглядно-действенного и наглядно-образного). В это время закладывается фундамент интеллекта. Начинает развиваться и понятийное мышление. Преобладание определенной формы мышления зависит от сформированности мыслительных операций. У детей в возрасте 5-7 лет преобладает наглядно-образное мышление (задачи решаются с помощью существующего, реального объекта).
При решении подобных задач с косвенным результатом дети четырех-пяти лет начинают переходить от внешних действий с предметами к действиям с образами этих предметов, совершаемым в уме. Так развивается наглядно-образное мышление, которое опирается на образы: ребенку необязательно брать предмет в руки, достаточно отчетливо представить его. В процессе наглядно-образного мышления идет сравнение зрительных представлений. (1, с.111)
Память. Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Память дошкольника в основном носит непроизвольный характер. Это значит, что ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходит независимо от его воли и сознания. Они осуществляются в деятельности и зависят от ее характера. Ребенок запоминает то, на что было обращено внимание в деятельности, что произвело на него впечатление, что было интересно. Произвольные формы запоминания и воспроизведения начинают складываться в среднем дошкольном возрасте. Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением создаются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения ребенком взятой на себя роли.
Речь. В дошкольном детстве в основном завершается долгой и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык для ребенка становится действительно родным. Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Интенсивно растет словарный состав речи. Как и на предыдущем возрастном этапе, здесь велики индивидуальные различия: у одних детей словарный запас оказывается больше, у других - меньше, что зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые. Приведем средние данные по В. Штерну. В 1,5 года ребенок активно использует примерно 100 слов, в 3 года - 1000-1100, в 6 лет - 2500-3000 слов. Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы). Ребенок 3-5 лет верно улавливает значения "взрослых" слов, хотя и применяет их иногда неправильно. Слова, создаваемые самим ребенком по законам грамматики родного языка, всегда узнаваемы, иногда очень удачны и непременно - оригинальны. Эту детскую способность к самостоятельному словообразованию часто называют словотворчеством.
Воображение. Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой - более логичным и последовательным. Несмотря на то, что увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения чётче прослеживаются закономерности действительности. Так, например, даже в самых фантастических рассказах дети стараются установить причинно-следственные связи, в самых фантастических рисунках - передать перспективу. При придумывании сюжета игры, темы рисунка, историй и т.п. дети 6-7 лет не только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности. Однако без целенаправленной помощи взрослого возникает вероятность того, что воображение будет направлено не на познание действительности, а на снятие эмоционального напряжения и на удовлетворение нереализованных потребностей ребёнка.
Эмоциональная сфера. Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Но из этого совсем не следует снижение насыщенности эмоциональной жизни ребенка. День дошкольника настолько наполнен эмоциями, что к вечеру он может, утомившись, дойти до полного изнеможения.
Изменяется в этот период и структура самих эмоциональных процессов. В раннем детстве в их состав были включены вегетативные и моторные реакции (переживая обиду, ребенок плакал, бросался на диван, закрывая лицо руками, или хаотично двигался, выкрикивая бессвязные слова, его дыхание было неровным, пульс частым; в гневе он краснел, кричал, сжимал кулаки, мог сломать подвернувшуюся под руку вещь, ударить и т.д.). Эти реакции сохраняются и у дошкольников, хотя внешнее выражение эмоции становится у части детей более сдержанным. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать.
Все, во что включается дошкольник - игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе, помощь маме в домашних делах и т.д., - должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится. Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему неинтересно. (2, с.743)
Мотивационная сфера. Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Если несколько желаний возникало одновременно, ребенок оказывался в почти неразрешимой для него ситуации выбора.
Мотивы дошкольника приобретают...

Похожие материалы:

Реферат: Страхи. Степень выраженности разных страхов половые различия в степени выраженности разных видов страха, у людей в возрасте 19-20 лет

Курсовая работа: Влияние физических упражнений на психическое развитие ребёнка

Курсовая работа: Влияние мотивации успехов и боязни неудач на межличностное отношение подростков в возрасте 12-13 лет

Курсовая работа: Развитие наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте

Реферат: Когнитивное развитие в дошкольном возрасте