Реферат: Развитие рефлексивности у студента психолога

Содержание

1. Рефлексивность как характеристика общих способностей
2. Диагностика рефлексии в учебной деятельности студентов-психологов
. Методы развития рефлексии у студентов-психологов
. Глоссарий
. Афоризмы, высказывания
Список литературы

Дата добавления на сайт: 24 августа 2024


Скачать работу 'Развитие рефлексивности у студента психолога':


Содержание
1. Рефлексивность как характеристика общих способностей
2. Диагностика рефлексии в учебной деятельности студентов-психологов
. Методы развития рефлексии у студентов-психологов
. Глоссарий
. Афоризмы, высказывания
Список литературы
1. Рефлексивность как характеристика общих способностей
Рефлексия - это деятельность человека направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних состояний, чувств, переживаний, анализ этих состояний и формулирование соответствующих выводов. Для того чтобы человек мог понять себя, контролировать и регулировать свои действия, развивать свой внутренний мир, он должен овладеть рефлексией. Рефлексия включает в себя самонаблюдение и самоанализ. Рефлексия - основной путь получения новых знаний. Знание о самом себе и других не приходит к человеку извне, но только через себя, через постоянную рефлексию того, что с тобой происходит ежеминутно, "здесь и теперь".
Современный этап развития высшего образования предполагает качественное изменение подходов к определению его содержания, а также форм учебно-познавательной деятельности студентов. Это связано с формированием новой парадигмы высшего образования, в основе которой лежит идея развития личности студентов. Понимая образование как становление человеческой личности, следует отметить, что система высшего профессионального образования призвана в процессе приобретения студентами знаний, умений и навыков, помочь им "обрести себя", выбрать и построить собственный мир знаний, овладеть творческими способами решения научных и жизненных проблем, открыть рефлексивный мир собственного "Я" и научиться управлять им.
Цель рефлексии - вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности (ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты и т.п.). Без понимания способов своего учения, механизмов познания и мыследеятельности студенты не смогут присвоить тех знаний, которые они добыли. Рефлексия помогает студентам сформулировать получаемые результаты, предопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Она в этом случае не только итог, но и стартовое звено для новой образовательной деятельности и постановки новых целей.( 9) Рефлексия, которая включает различные процессы самопознания относительно деятельности, общения, собственной личности и процесса мышления, представляет собой один из видов социальной перцепции. В образовании Бодалев А.А. выделяет следующие виды рефлексии: социально-перцептивную рефлексию, направленную на переосмысление и перепроверку субъектом собственных представлений и понятий о познаваемом человеке; личностную рефлексию своего общения с другими людьми и качеств собственной личности, проявляющихся в общении с другими (собственно самопознание); коммуникативную рефлексию, которая состоит в представлении субъекта о том, как его воспринимают, оценивают, относятся к нему другие; метарефлексию, то есть представление о том, что думают о себе познаваемые люди. ( 1)
Феофанов В.Н. считает, что исследование рефлексии важно в психологии для определения научно-психологических основ управления учебно-воспитательным процессом: преподаватель, получая информацию о поведении, деятельности студентов и о том, как они его понимают, оценивают его действия, относятся к его поступкам и его личности, корректирует, уточняет, перестраивает свою деятельность и поведение, совершенствуется как личность. В процессе управления учебно-воспитательным процессом он осуществляет отбор, уточнение, перепроверку своих действий. Это достигается с помощью рефлексивных действий - высшего вида умственных действий: сомнения, выдвижения гипотез, постановки вопросов (самому себе), уточнения, поиска причин явления, прогнозирования и др. Но есть еще другой аспект исследования рефлексии: формирование рефлексивных черт характера, которые наиболее тесно связаны с целями жизни и деятельности, ценностными ориентациями, установками, выполняющими функцию саморегулирования и контроля развития, способствуя образованию стабилизации единства личности студента. ( 2 )
Проблема становления рефлексии в учебной деятельности все чаще выступает предметом изучения, так как разработка средств ее формирования приближает решение проблемы стимуляции саморазвития личности, возможность управления развитием субъекта и совершенствования его деятельности. Многие авторы так или иначе прикасаются к данной проблеме в связи с тем, что особенности развития рефлексии выражают специфику становления личности как субъекта деятельности (А.В. Брушлинский, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, И.Н. Семенов и др.).
А.А. Тюков выделяет шесть основных этапов психологического механизма рефлексивного процесса. Рефлексивный выход и его условие - "разрыв" в структуре деятельности, который происходит из за разрывов в коммуникации при передаче другому смысла и содержания своей деятельности. Интенция, побуждающая к необходимости понять деятельность как определенное содержание. Категоризация - определение осуществляемой деятельности с точки зрения целей, средств, орудий, знаний и других компонентов. Конструирование мыслительных средств, с помощью которых осуществляется рефлексивное освоение деятельности. Схематизация целостной картины рефлектируемой деятельности как представление в специальных знаковых средствах. Объективация рефлексивного описания, замыкающего рефлексивный процесс. Автором предлагается реализация этих этапов как методическая форма обучения рефлексии. ( 14 )
Пытаясь преодолеть сужение понятия "рефлексия", авторы обобщили основные психологические трактовки рефлексии, приведенные в работах А.В. Петровского, Л.С. Выготского, В. В. Давыдова, А.М. Матюшкина, О.К. Тихомирова и других отечественных психологов, показав, что феномен рефлексии изучается в следующих основных аспектах: коммуникативном, кооперативном, личностном, интеллектуальном.
. Коммуникативный аспект. Рефлексия рассматривается как существенная составляющая развитого общения и межличностного восприятия, как специфическое качество познания человека человеком. Здесь имеет место "размышление за другое лицо", способность понять, что думают другие люди, и осознание человеком того, как он воспринимается партнером по общению. рефлексивность психологический интенция студент
. Кооперативный аспект рефлексии. Он наиболее актуален при анализе субъект-субъектных видов деятельности и играет определенную роль в обеспечении проектирования коллективной деятельности с учетом необходимости координации профессиональных позиций и групповых ролей субъектов, а также кооперации их совместных действий. При этом рефлексия рассматривается и как высвобождение субъекта из процесса деятельности, как его выход во внешнюю позицию по отношению к ней.
. Личностный аспект рефлексии. Этот аспект выражается, с одной стороны, в построении новых образов себя в результате общения с другими людьми и активной деятельности, что находит реализацию в виде соответствующих поступков. С другой стороны, он проявляется в выработке более адекватных знаний о мире. Рефлексия здесь является не только принципом дифференциации в каждом развитом и уникальном человеческом "Я", но и интеграции "Я" в неповторимую целостность, не сводимую ни к одной из ее отдельных составляющих, ни к механической сумме.
. Интеллектуальный аспект рефлексии. Имеется в виду понимание рефлексии как умения субъекта выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные действия. Кроме того, рассмотрение рефлексии в ее интеллектуальном аспекте содействует разработке проблемы о психологических механизмах теоретического мышления.
Таким образом, субъект может рефлексировать: 1) знания о ролевой структуре и организации коллективного взаимодействия, 2) представление о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков, 3) свои поступки и образы собственного Я как индивидуальности, 4) знание об объекте и способы действия с ним в ситуации.
В зависимости от функций, которые выполняют рефлексивные процессы в той или иной ситуации, данными учеными выделяются три вида рефлексии:
. Ситуативная рефлексия. Выступает в виде "мотивировок" и "самооценок" и обеспечивает непосредственную включенность субъекта в ситуацию, осмысление ее элементов, анализ происходящего. Она включает способность субъекта соотносить с предметной ситуацией собственные действия, а также координировать и контролировать элементы деятельности в соответствии с меняющимися условиями.
. Ретроспективная рефлексия. Служит для анализа уже выполненной деятельности, событий, имевших место в прошлом. Рефлексия в данном случае затрагивает предпосылки, мотивы, условия, этапы и результаты деятельности или ее отдельных этапов, уже находящихся в прошлом.
. Перспективная рефлексия. Включает в себя размышление о предстоящей деятельности, представление о ходе деятельности, планирование, выбор наиболее эффективных способов выполнения, прогнозирование возможных результатов.
Постановка проблемы рефлексивности в контексте психологии учебной деятельности, многократно трансформирует данное понятие и не предлагает единых методологических подходов и методических средств его изучения в данном контексте.
С точки зрения Степанова С.Ю., целью рефлексивной психодиагностики является не получение максимально исчерпывающей и объективированной информации, а создание "рефлексивного зеркала" для участников исследования с тем, чтобы наиболее полно осмыслить и переосмыслить экзистенциональную реальность, создать наиболее благоприятные условия для сотворческих отношений с ней.
Изучение особенностей протекания рефлексивных действий возможно при использовании приемов включенного наблюдения и беседы как диалога в реальных условиях учебного процесса. Здесь уместны индивидуальный диагностический эксперимент в ходе опроса и анализ продуктов деятельности (письменных работ), которые могут дать обширные материалы об уровне развития способности к рефлексии.
. Диагностика рефлексии в учебной деятельности студентов-психологов
Тест Р.Б. Кеттелла (16 PF - опросник)
Опросник предназначен для измерения 16 факторов личности - личностных черт (форма А).
Опросник содержит 187 вопросов, на которые предлагается ответить обследуемым (взрослым людям с образованием не ниже 8 - 9 классов).
Испытуемому предлагают занести в регистрационный бланк один из вариантов ответа на вопрос "да", "нет", "не знаю" (или "а", "в", "с").
Инструкция: Вам предлагается ответить на ряд вопросов, цель которых - выяснить особенности Вашего характера, склонностей и интересов.
Отвечая на вопрос, Вы можете выбрать один из трех предложенных вариантов ответов.
Отвечая, помните: не тратьте времени на раздумья, давайте первый естественный ответ, который приходит Вам в голову; старайтесь избегать промежуточных, "неопределенных" ответов; не пропускайте ничего, обязательно отвечайте на все вопросы подряд.
Текст опросника
.Я хорошо понял инструкцию, которую только что прочитал:
а) да; б) не уверен; в) нет.
.И готов отвечать на каждый вопрос так искренне, как только возможно:
а) да б) не уверен; в) нет.
.Я бы предпочел временами жить в доме, который находится:
а) в обжитом городе; б) нечто среднее; в) одиноко в глухих лесах.
.Я чувствую в себе достаточно сил, чтобы справиться со своими трудностями:
а) всегда; б) обычно; в) редко.
.Я чувствую некоторое беспокойство при виде диких животных, даже если они находятся в прочных клетках:
а) верно; б) не уверен; в) неверно.
.Я воздерживаюсь от критики людей и их высказываний:
а) да; б) иногда; в) нет.
.Я делаю саркастические (язвительные) замечания по поводу людей, если они этого, по-моему, заслуживают:
а) обычно; б) иногда в) никогда.
.Мне больше нравится классическая, чем эстрадная музыка:
а) верно; б) не уверен; в) неверно.
.Если бы я увидел дерущимися соседских детей, то я:
а) дал бы им возможность договориться самим;
б) не уверен; в) рассудил бы их.
.При общении с людьми я:
а) с готовностью вступаю в разговор; б) нечто среднее;
в) предпочитаю спокойно оставаться в стороне.
.По-моему, интереснее быть:
А) инженером-строителем Б) не уверен; В) драматургом.
.Я остановился бы на улице скорее, чтобы посмотреть на работу художника, чем слушать, как ссорятся люди:
А) верно; Б) не уверен; В) неверно.
.Обычно я могу ладить с самодовольными людьми, несмотря на то, что они хвастаются или слишком много о себе воображают:
А) да; Б) нечто среднее; В) нет.
.По лицу человека всегда можно заметить, что он нечестный:
А) да; Б) не уверен; В) нет.
.Было бы хорошо, если бы отпуск (каникулы) был более продолжителен, и каждый был бы обязан его использовать:
А) согласен; Б) не уверен; В) не согласен.
.Я предпочел бы работу с возможно большим, но непостоянным заработком, чем работу со скромным, но постоянным окладом:
А) согласен; Б) не уверен; В) не согласен.
.Я говорю о своих чувствах:
А) только если это необходимо; Б) нечто среднее;
В) охотно, когда представится возможность.
.Время от времени у меня возникает чувство неопределенной опасности или внезапного страха по непонятным причинам:
А) да; Б) нечто среднее; В) нет.
.Когда меня неправильно критикуют за что-то, в чем я не виноват, я:
А) не испытываю чувства вины; Б) нечто среднее;
В) все же чувствую себя немного виноватым.
.За деньги можно купить почти все:
А) да; Б) не уверен; В) нет.
.Моим решением руководит больше:
А) сердце; Б) сердце и разум в равной степени; В) разум.
.Большинство людей были бы больше счастливы, если бы они были ближе друг к другу и поступали так же, как все:
А) да; Б) не уверен; В) нет.
.Иногда, когда я смотрю в зеркало, мне трудно разобраться, где у меня правая, а где левая сторона:
А) верно; Б) не уверен; В) неверно.
.При разговоре я предпочитаю:
А) высказывать свои мысли так, как они приходят мне в голову;
Б) нечто среднее;
В) сначала сформулировать получше свои мысли.
.После того как меня что-то сильно рассердит, я довольно быстро успокаиваюсь:
А) да; Б) нечто среднее; В) нет.
.При одинаковом рабочем времени и заработке было бы интереснее работать:
А) плотником или поваром;
Б) не уверен; В) официантом в хорошем ресторане.
.На общественные должности меня выбирали:
А) очень редко; Б) иногда; В) много раз.
."Лопата" относится к "копать", как "нож" относится к:
А) "острый"; Б) "резать"; В) "указывать".
.Иногда я не могу заснуть потому что какая-нибудь мысль не выходит из головы:
А) верно; Б) не уверен; В) неверно.
.В своей жизни я почти всегда достигаю поставленных целей:
А) верно; Б) не уверен; В) неверно.
.Устаревший закон следует изменить:
А) только после основательного обсуждения;
Б) не уверен; В) как можно скорее.
.Я чувствую себя "не в своей тарелке", когда мне приходится работать над чем-нибудь, что требует быстрых действий, результаты которых могут повлиять на других людей:
А) верно; Б) нечто среднее; В) неверно.
.Большинство знакомых считают меня интересным рассказчиком:
А) да; Б) не уверен; В) нет.
.Когда я вижу неряшливых, неопрятных людей, я:
А) принимаю их такими, как они есть; Б) нечто среднее;
В) испытываю отвращение и возмущение.
.Я чувствую себя немного не по себе, если неожиданно оказываюсь в центре внимания группы людей:
А) да; Б) нечто среднее; В) нет.
.Я всегда рад оказаться среди людей, например, в гостях, на танцах, коллективной встрече:
А) да; Б) нечто среднее; В) нет.
.В школе я предпочитал (или предпочитаю):
А) заниматься музыкой, пением;
Б) нечто среднее; В) выпиливать и мастерить что-либо.
.Если меня назначают руководителем чего-либо, я настаиваю на том, чтобы мои указания выполнялись, иначе я отказываюсь от этой работы:
А) да; Б) иногда; В) нет.
.Важнее, чтобы родители:
А) помогали детям развивать свои чувства; Б) нечто среднее;
В) обучали детей сдерживать свои чувства.
.Участвуя в групповой деятельности, я бы предпочел:
А) постараться улучшить организацию работы;
Б) нечто среднее;
В) следить за результатами и соблюдением правил.
.Время от времени у меня появляется потребность в интересной физической деятельности:
А) да; Б) нечто среднее; В) нет.
.Я предпочел бы скорее общаться с вежливыми людьми, чем с грубоватыми и любящими возражать:
А) да; Б) нечто среднее; В) нет.
.Я чувствую себя очень униженным, когда меня критикуют в присутствии группы людей:
А) верно; Б) нечто среднее; В) неверно.
.Если меня вызывает начальство, то я:
А) пользуюсь случаем, чтобы попросить о чем-то нужном мне;
Б) нечто среднее;
В) боюсь, что это связано с какой-нибудь оплошностью в моей работе.
.В наше время требуется:
А) больше спокойных, солидных людей; Б) не уверен;
В) больше "идеалистов", планирующих лучшее будущее.
.При чтении я сразу замечаю, когда автор произведения хочет меня в чем-то убедить:
А) да; Б) не уверен; В) нет.
.В юности я принимал участие в нескольких спортивных мероприятиях:
А) иногда Б) довольно часто; В) многократно.
.Я поддерживаю порядок в моей комнате, все вещи всегда лежат на своих местах:
А) да; Б) нечто среднее; В) нет.
.Иногда у меня возникает чувство напряжения и беспокойства, когда я вспоминаю, что произошло в течение дня:
А) да; Б) нечто среднее; В) нет.
.Иногда я сомневаюсь, действительно ли люди, с которыми я разговариваю, интересуются тем, что я говорю:
А) да; Б) не уверен; В) нет.
.Если бы пришлось выбирать, то я предпочел бы быть:
А) лесником; Б) не уверен; В) учителем средней школы.
.На праздники и дни рождения я:
А) люблю делать подарки; Б) неопределенно;
В) считаю, что делать подарки - довольно неприятная вещь.
."Усталый" относится к "работе", как "гордый" к:
А) "улыбка"; Б) "успех"; В) "счастливый".
.Какой из следующих предметов по существу отличается от двух других:
А) свеча; Б) луна В) электрический свет.
.Друзья меня подводили:
А) очень редко; Б) иногда; В) довольно часто.
.У меня есть качества, по которым я определенно выше большинства людей:
А) да; Б) не уверен; В) нет.
.Когда я расстроен, я стараюсь скрыть свои чувства от других:
А) верно; Б) нечто среднее; В) неверно.
.Я склонен посещать зрелищные мероприятия и развлечения:
А) чаще, чем раз в неделю (т.е. чаще, чем большинство);
Б) примерно раз в неделю (т.е. как большинство);
В) реже, чем раз в неделю (т.е. реже, чем большинство).
.Я считаю, что возможность вести себя непринужденно важнее, чем хорошие манеры и уважение к существующим правилам поведения:
А) верно; Б) не уверен; В) неверно.
.Обычно я молчу в присутствии старших по возрасту, опыту и положению:
А) да; Б) нечто среднее; В) нет.
.Мне трудно говорить или декламировать перед большой группой людей:
А) да; Б) нечто среднее; В) нет.
.У меня хорошее чувство ориентировки в незнакомом месте (мне легко сказать, где север - восток - юг - запад):
А) да; Б) нечто среднее; В) нет.
.Если кто-нибудь рассердится на меня, то я:
А) постараюсь его успокоить; Б) нечто среднее; В) раздражаюсь.
.Встречаясь с несправедливостью, я скорее склонен забыть об этом, чем реагировать:
А) верно; Б) не уверен; В) неверно.
.Из...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Развитие устойчивости к стрессу у сотрудников службы организации пассажирских авиаперевозок

Реферат: Влияние семейных конфликтов на психическое развитие детей дошкольного возраста

Реферат: Развитие мотивационной сферы детей старшего дошкольного возраста

Реферат: Метод 'Мандала' в деятельности психолога

Контрольная работа: Строение и физиологическое развитие детской гортани