Реферат: Развитие самооценки в подростковом возрасте

В современной психологии актуальными являются исследования проблем развития у личности свойств и качеств, определяющих ее самостоятельность в поведении и деятельности, что является важным для максимальной реализации ее возможностей. Центральным звеном осознания, то есть производной саморегуляции является самооценка, определяющая направление и уровень активности личности, его отношение к миру, к людям и к самому себе.

Дата добавления на сайт: 24 августа 2024


Скачать работу 'Развитие самооценки в подростковом возрасте':


Введение
В современной психологии актуальными являются исследования проблем развития у личности свойств и качеств, определяющих ее самостоятельность в поведении и деятельности, что является важным для максимальной реализации ее возможностей. Центральным звеном осознания, то есть производной саморегуляции является самооценка, определяющая направление и уровень активности личности, его отношение к миру, к людям и к самому себе. Самооценка представляет собой сложный по психологической природе феномен. Она включена во множества связей и отношений со всеми психологическими образованьями личности и является важной детерминантой всех форм и видов ее деятельности и общения. Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения, в которое люди, как социальные существа, неизбежно включаются. Особенно важно учитывать самооценку ребенка. Как и все в нем, она еще только формируется и поэтому в большей мере, чем у взрослого, поддается воздействию, изменению. Умение оценивать себя закладывается в раннем детстве, а развитие и совершенствование ее происходит в течение всей жизни человека. Однако чаще всего она развивается стихийно, из-за отсутствия у воспитателей систематических знаний о психологической природе самооценки, условиях и закономерностях ее развития. Самооценка как масштабное личностное образование является важным фактором воспитания, именно поэтому вопрос развития самооценки имеет большую значимость.
Индивидуальное развитие личности осуществляется в процессе установления прямых многообразных и косвенных, непосредственных и опосредованных, осознаваемых и неосознаваемых отношений с окружающей социальной средой, в процессе социального общения. Через общение с другими людьми, социализируясь, человек приобретает познавательные высшие способности и усваивает личностные качества (ведь практически все личностные особенности имеют тот или иной общественный "оттенок").
В общении происходит развитие межличностных взаимоотношений. Руководитель должен знать структуру межличностных отношений, чтобы уметь найти индивидуальный подход к каждому члену группы, чтобы правильно направлять развитие ученического коллектива и воздействовать на него.
ЦЕЛЬ: Изучить взаимосвязь статуса подростка в классе с самооценкой.
ЗАДАЧИ:
. Провести анализ теоретических взглядов на проблему развития школьников в подростковом возрасте.
. Изучить самооценку школьников в подростковом возрасте.
. Выявить уровень развития самооценки школьников с разным статусом в классе.
ГИПОТЕЗА: Для подростков с низким статусом в классе характерна неадекватная самооценка: заниженная или завышенная.
Глава 1. Проблема самооценки личности в психологии
личность подросток самооценка психологический
1.1 Анализ теоретических подходов к подростковому возрасту
Подростковый возраст занимает особое положение в цикле детского развития, о чем свидетельствуют и другие его названия - "переходный", "трудный", "критический". Границы подросткового возраста устанавливаются между 10 и 15 годами (Д.Б.Эльконин, 1971). Основное содержание этого периода составляет остро протекающий переход от детства к взрослости, накладывающий отпечаток на все стороны психического развития подростка.
Кризисность и трудность подросткового возраста обусловлены резким взрослением, скачком из детства в новую возрастную фазу, в новое знание. Подросток сталкивается с неведомыми ему ранее противоречиями во взаимоотношениях между людьми, он обнаруживает в себе новые чувства и побуждения. Естественно, что внутренние процессы развития в подростковом возрасте (как и в любом другом) нельзя рассматривать в отрыве от внешних условий, ведь к началу каждого возрастного периода складывается своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребёнком и окружающей его действительностью. Специфическое для каждого возрастного этапа отношение внутренних процессов развития и внешних его условий (социальная ситуация развития) определяет качественно новые психические образования. Однако глубокое понимание социальной ситуации развития современного подростка невозможно без анализа данного возрастного периода в исторической перспективе. Вначале подростковый возраст не выделялся в жизненном цикле личности в особый период. Этап детства заканчивался вместе с половым созреванием, после которого большинство молодых людей сразу вступали во взрослую жизнь. Глубокие социально-экономические преобразования, связанные с развитием капиталистической формации, привели к изменению периодов онтогенеза.
Французский историк культуры П. Арье считает, что на это изменение повлияли следующие социальные явления: создание массовых школ; рост числа средних и высших учебных заведений и обязательная воинская обязанность (мальчики стали призываться на военную службу в период между окончанием школы и вступлением во взрослую жизнь). Таким образом, происходит выделение подросткового возраста как промежуточного периода жизни человека от полового созревания до той поры, которая социально характеризуется как взрослость. Впервые обратил внимание на подростковый период развития как на новое социальное явление Ж.Ж.Руссо. Он охарактеризовал его как "второе рождение", когда человек "рождается в жизнь" сам, подчеркнул важную особенность данного периода - самосознание. Собственно научную разработку идеи Ж. Ж.Руссо получили в фундаментальной работе С.Холла. С.Холла справедливо называют "отцом" психологии переходного возраста, так как он не только предложил концепцию переходного возраста, но и определил круг проблем, которые традиционно стали связывать с подростковым периодом. С.Холл называет подростковый возраст периодом "бури и натиска", трактуя подростковую стадию социогенеза как соответствующую ей в истории человечества эпоху романтизма.
Позднее теоретики подросткового возраста отказались от социогенетической модели развития, место которой заняла другая модель - эволюционная. К.Левин отмечает, что подросток находится в положении маргинальной личности, (то есть личности, принадлежащей двум культурам): он уже не ребёнок, но и не взрослый. Характерными чертами поведения маргинальной личности являются эмоциональная неустойчивость, чувствительность, застенчивость, агрессивность, эмоциональная напряженность, конфликтные отношения с окружающими и оценками.
К. Левин поднял ряд важнейших проблем для психологии подросткового возраста. Это проблема ориентации подростка в мире взрослых, проблема выбора среди сложных и противоречивых мировоззренческих образцов и ценностей, проблема конструирования подростком своих жизненных планов и целей.
Особое место в изучении подросткового возраста занимает теория Э.Шпрингера, считавшего, что внутренний мир индивида принципиально не сводим к каким бы то ни было природным или социальным детерминантам. Подростковая фаза развития по Э.Шпрингеру характеризуется кризисом, связанным со стремлением к освобождению от детской зависимости. В качестве главных новообразований данного возраста выступает открытие "Я", возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности. Интеллектуальный аспект развития подростка был исследован Ж.Пиаже и его последователями. По Пиаже, подростковый возраст характеризуется тем, что у ребенка созревает способность к формальным операциям без опоры на конкретные свойства объекта, развивается гипотетико-дедуктивная форма суждения, проявляющаяся в склонности подростков к теоретизированию, к построению гипотез. Л.Айзенберг считает, что оптимальное развитие в подростковом периоде зависит от успешного разрешения задач развития в младенчестве и детстве. Он объясняет подростковый кризис тем, что в короткий период времени происходит слишком много глубоких изменений. Адаптация к этим изменениям и составляет "задачу развития" подростка. Э.Эриксон, исходя из "задач развития", выделяет в жизни человека 8 стадий, подчеркивая, что все они взаимосвязаны. Подростковый возраст приходится на 5 стадию жизненного цикла, задачей которой является достижение личностного самоопределения (само тождественности, идентичности самому себе).
В исследованиях отечественных психологов были выявлены те конкретные социальные обстоятельства, прежде всего изменение места ребёнка в обществе, которые характеризуют подростковый период развития.
В подростковом возрасте индивид выходит на качественно новую социальную позицию, в это время формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества. Стремление найти своё место в обществе порождает у подростка стремление понять самого себя, развивает у него чувство ответственности, критическое отношение к людям [16].
Как известно, важнейшие психические новообразования возраста формируются в ходе ведущей деятельности (ведущего типа общения). По мнению большинства исследователей, ведущим типом общения в подростковом возрасте является интимно-личностное общение. Существует и другая точка зрения: так, Г.М.Бреслав считает, что в подростковом возрасте ведущей деятельностью является самоутверждение, а социальную ситуацию развития образует взаимодействие подростка с референтной группой [3].
Гармоническое развитие личности возможно лишь в условиях эмоционального благополучия, то есть при эмоционально-положительных отношениях с окружающей социальной средой. Для подростка наиболее важна в этом плане микросреда, то есть малая группа (школьный класс, уличная компания и т.д.), членами которой являются сверстники. В группе ровесников подросток утверждает себя как личность, развивает коммуникативные умения и навыки, примеряет на себе различные социальные роли [12].
Таким образом, различные точки зрения психологов имеют под собой общую основу: большинство из них (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.В.Эльконин, Г.М.Бреслав, А.Бандура) считают, что для подросткового возраста характерна направленность деятельности на усвоение норм взаимоотношений с людьми, с обществом. Анализ теоретических подходов к подростковому возрасту показал, что абсолютное большинство зарубежных и отечественных исследователей отмечают особое положение подросткового возраста в цикле детского развития, его сложность, противоречивость, присущее данному периоду кризисные явления.
1.2 Психологические подходы к пониманию сущности самооценки
Проблема возникновения и развития самооценки - одна из центральных проблем становления личности ребёнка [15]. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека [6]. Самооценка представляет собой особую степень в развитии самосознания, предпосылкой которой является осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающему, к другим людям и к самому себе. Самооценка включает в себя не только осознание собственных умений, поступков, но и оценочное отношение к ним [15].
Самооценка, таким образом, представляет собой сложный по психологической природе феномен. Она включена во множество связей и отношений со всеми психическими образованьями личности и выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов её деятельности и общения. Являясь масштабным личностным образованием, самооценка имеет кардинальное значение как фактор воспитания, в связи, с чем особую значимость приобретают вопросы её целенаправленного формирования. Вопросы онтогенеза самооценки, её структуры, функций, возможностей направленного формирования обсуждаются в работах Б.Г. Ананьева, М.Н. Лысиной, Л.И. Божович, А.И. Липкиной, Э. Эриксона, И.С. Кона, К. Роджерса и других психологов. Самооценка интерпретируется как личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции поведения и деятельности, как автономная характеристика личности, отражающая своеобразие её внутреннего мира.
В работах Б.Г. Ананьева и других психологов ведущая роль отводится самооценке в рамках исследования проблем самосознания: она характеризуется как стержень этого процесса, его личностный аспект, органично включенный в процесс самопознания.
С самооценкой связываются оценочные функции самосознания, вбирающие в себя эмоционально-ценностное отношение личности к себе, специфика понимания его самой себя. А.И. Липкина, Р. Бернс в самооценке видят проекцию осознаваемых качеств на внутренний эталон, сопоставление собственных характеристик с ценностными шкалами; форму отражения к самому себе; личностное суждение о собственной ценности; позитивную или негативную установку на себя. Оценка себя, как и оценка явлений окружающей действительности, - весьма сложная задача, требующая отбора, организации и интерпретации воспринимаемых фактов. Считая самооценку наиболее сложным продуктом сознательной деятельности ребёнка, Б.Г.Ананьев отмечает, что её исходные формы являются прямым отражением оценок взрослых, а подлинная самооценка появляется тогда, когда она наполняется новым содержанием благодаря "личному участию" в её производстве самого ребёнка. Развитие у ребёнка способности оценивать себя психологи соотносят с различными феноменами: В.Столин - с самовыделением и принятием себя в расчёт; Л.И. Божович - с возникновением этических инстанций, обслуживающих произвольность поведения; Х. Хенхаузен - с появлением представлений о своих возможностях. По мере интеллектуального развития ребёнка преодолевается прямое принятие оценок взрослых, начинается процесс опосредования их собственным знанием себя. Оценить какое-либо проявление объективного или субъективного мира, - значит, определить своё отношение к нему, установить его значимость для себя. Содержательная сторона оценки - одобрение или осуждение воспринимаемого явления - определяется многими факторами: социальной позицией личности, её взглядами, уровнем интеллектуального и нравственного развития, делами и условиями деятельности [6].
Особая роль в процессе самооценки принадлежит рефлексивным действиям. Это подчёркивалось многими ведущими психологами. По мысли Л.С. Выготского, именно рефлексия позволяет человеку наблюдать себя в свете собственных чувств, внутреннее дифференцировать "Я" действующее, рассуждающее и оценивающее [5]. В реальной жизнедеятельности человека самооценка функционирует как на осознанном, так и на неосознанном уровнях.
Самооценка выступает условием и средством становления таких итоговых образований самосознания, какими выступают " образ Я " и "Я - концепция".
Образ "Я" включает в себя некоторое многообразие функционирующих в неразрывном единстве знаний субъекта о себе разной степени осознанности. Генетически исходной формой "образа Я" является так называемый "образ самого себя", репрезентирующий целостное отношение ребёнка к себе.
"Я - концепция" отражает тот уровень развития знаний субъекта о себе, на котором они функционируют как сложившаяся, иерархически организованная система. Система, представляющая собой константный компонент самосознания, определяющий специфику восприятия личностью окружающего мира, её общее отношение к себе. Самооценка при этом принимает на себя роль санкционирующего механизма функционирования "Я концепции".
Анализ литературы показал, что проблеме самооценки посвящено много исследований, как у нас, так и за рубежом. Западноевропейские и американские психологи рассматривают самооценку в основном как механизм, обеспечивающий согласованность требований индивида к себе с внешними условиями. В отечественной психологии самооценка изучается в связи с проблемой развития и формирования самосознания.
1.3 Структура, формы и виды самооценки
Структура самооценки представлена двумя компонентами - когнитивным и эмоциональным. Первый отражает знание человека о себе, второй - его отношение к себе как меру удовлетворённости собой. В деятельности самооценивания эти компоненты функционируют в неразрывном единстве. Основу когнитивного компонента самооценки составляют операции сравнения себя с другими людьми, сопоставление своих качеств с выработанными эталонами, фиксация возможной рассогласованности этих величин.
Самооценка функционирует в двух взаимосвязанных формах - общей и частотной (порциальной, локальной). Частные самооценки отражают оценки субъектом своих конкретных проявлений: качеств, поступков, действий, отношений, способностей, возможностей. Общие самооценки - отражают оценку конкретных психических и физических качеств [6].
К общей и частной самооценкам в равной мере относится ряд показателей, представленных, как правило, в виде оппозиций: они могут быть адекватными, когда мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет, или неадекватными, когда человек оценивает себя необъективно, когда его мнения о себе резко расходится с тем, каким его считают другие. Могут быть высокими - низкими. Если человек недооценивает себя по сравнению с тем, что он в действительности есть, мы говорим что у него самооценка, занижена. В тех же случаях, когда переоценивает свои возможности, результаты деятельности, личностные качества, характерной для него является повышенная самооценка [10]. Также они могут быть устойчивыми - неустойчивыми, точными - неточными, реальными - демонстрируемыми, осознаваемыми - неосознаваемыми.
Различаются самооценки и по модальности: они могут выражаться либо в категоричной форме, отражающей уверенную оценку субъектом своих психических или физических качеств, либо в проблематичной, реализующей рефлективное отношение субъекта к себе, за которым может лежать не только некоторая неуверенность в себе, но и ориентация на предмет оценки с допущением возможности его трансформаций.
С точки зрения временной отнесённости самооценок можно выделить три вида её функционирования: прогностическую самооценку, актуальную и ретроспективную.
Функция прогностической самооценки определение субъектом отношением к своим возможностям.
Функции актуальной самооценки - определение субъектом правомерности своих действий по ходу развёртывания деятельности и планирования их коррекции.
Ретроспективная самооценка фиксирует итоги деятельности, достигнутые субъектом уровни развития.
В качестве основных условий развития самооценки психологи выдвигают такие факторы, как общение с окружающими и собственная деятельность ребёнка [6]. В начале поведение ребёнка регулируется внешними факторами (оценками окружающими, результатами собственной деятельности), но по мере развития ребёнка внешнее регулирование уступает место внутреннему. Оценка результатов своей деятельности самим ребёнком, а также сравнение себя с другими детьми становятся важными источниками формирования самооценки. Становление самооценки психологи связывают с появлением у ребёнка таких чувств, как чувство компетентности, собственного достоинства, уверенности в себе, с развитием потребности в знаниях [15].
1.4Развитие самооценки в подростковом возрасте
Подростковый возраст считается сензитивным к формированию самооценки. В начале периода полового созревания большинство...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Развитие адекватной самооценки в подростковом возрасте

Курсовая работа: Тревожность в подростковом возрасте

Лекция: Социальная и школьная дизадаптация в детско-подростковом возрасте

Курсовая работа: Самосознание и самоотношение в подростковом возрасте

Курсовая работа: Развитие личности в младшем школьном возрасте