Курсовая работа: Развитие творческого мышления младших школьников в процессе

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические основы развития творческого мышления младших школьников
.1 Сущность развития творческого мышления младших школьников
.2 Опыт эффективного развития творческого мышления младших школьников в процессе художественно-конструкторской деятельности
Глава II. Развитие творческого мышления младших школьников в процессе художественно-конструкторской деятельности
.1 Этапы развития творческого мышления младших школьников в процессе эксперимента
.2 Практические рекомендации по развитию творческого мышления младших школьников в процессе художественно-конструкторской деятельности
Заключение
Терминология
Список литературы

Дата добавления на сайт: 31 июля 2024


Скачать работу 'Развитие творческого мышления младших школьников в процессе':


Московский региональный социально-экономический институт
Курсовая работа № 1
Учебная дисциплина - Общие основы психологии
Развитие творческого мышления младших школьников в процессе художественно-конструкторской деятельности
Специальность: Психология и педагогика
Специализация: Психологическое консультирование
Тихонова Татьяна Алексеевна
пс-10/у
Руководитель -
Кандидат педагогических наук,
Доцент Кислинская Н.В.
Видное - 2013

Содержание
Введение
Глава I. Теоретические основы развития творческого мышления младших школьников
.1 Сущность развития творческого мышления младших школьников
.2 Опыт эффективного развития творческого мышления младших школьников в процессе художественно-конструкторской деятельности
Глава II. Развитие творческого мышления младших школьников в процессе художественно-конструкторской деятельности
.1 Этапы развития творческого мышления младших школьников в процессе эксперимента
.2 Практические рекомендации по развитию творческого мышления младших школьников в процессе художественно-конструкторской деятельности
Заключение
Терминология
Список литературы

Введение
Актуальность темы исследования заключается в том, что художественное конструирование, являясь одним из видов художественного творчества, позволяет формировать творческое мышление, содействует воспитанию эстетической культуры личности, и в то же время дает возможность закрепить и углубить знания, умения, навыки, полученные детьми на уроках трудового обучения. Также развивается художественный вкус, способность находить адекватные средства для выражения создаваемого образа, формируя творческий потенциал личности, а также знания, умения, навыки в области художественно-трудовой деятельности. Но вместе с тем художественное творчество, как всякий продуктивный вид деятельности, создает хорошие возможности для моделирования различных типов взаимодействия детей в процессе деятельности, что воспитывает чувство долга, ответственности, умение подчиняться требованиям группы и творчески работать в коллективе, проявлять взаимопомощь, усваивать нормы общественного поведения. В процессе конструирования у школьников интенсивнее развивается пространственное воображение, вырабатывается способность быстро переходить от мышления к действию, заранее обдумывая ход своей работы, планировать ее, формируется и развивается точность и ловкость движений и т.д. Именно поэтому так высока актуальность данного исследования.
Многие ученые (А.А.Адамян, Д.Благоев, А.И.Буров) пришли к выводу о том, что существуют достаточные основы для дальнейшего изучения проблемы воспитания человека, способного к эмоционально-оценочной и творчески созидательной деятельности, направленной на организацию гармонической предметной среды, т.е. проблемы творческого образования учащихся. Некоторые ученые (Р.Арнхейм, В.С.Мейлах, А.Пейпер) в своих работах подтвердили высокую степень значимости творческого развития, воздействия на психику человека цвета и формы, способности их вызывать различные эмоции и т.д. Руководствуясь комплексом, состоящим из особой установки сознания, оценочных суждений и способов творческой деятельности, человек может формировать в себе эстетическое отношение к миру вещей. Художественное конструирование - это процесс рационального проектирования изделий с учетом законов гармонии и красоты. Эстетическая выразительность должна достигаться как результат последовательного осуществления конструкторского замысла. Многие педагоги и психологи (Д.Н.Джола, Б.Т.Лихачев, З.И.Калмыкова, Г.П.Калинина и др.) подтверждают необходимость для воспитательного и общеразвивающего воздействия специально организованной художественно-эстетической деятельности. Выдающиеся педагоги (Сухомлинский В.А., Коротаева Г.С., Пестоногова Л.П., Чуварина Н.П.) придают большое значение эстетическому воспитанию ребенка через воздействие на них природы, эстетики быта, общественных и трудовых отношений. Дети младшего школьного возраста, по утверждению В.В.Алексеевой, Н.А.Дмитриевой, Н.М.Зубаревой, А.А.Мелик-Пашаева, Н.Н.Фоминой, В.С.Щербаковой и др., эмоционально воспринимают изменения планировки и обстановки помещения, достаточно верно ориентируются в этих изменениях. Также они предпочитают художественно - образное оформление предметной среды, их привлекает оригинальная конструкция, необычная цветовая отделка, подвижность предметов. Знания и умения по обращению с инструментами и обработке материала, знания свойств материала и элементарной технологии, умение анализировать трудовые задания, планировать и применять знания на практике, воспринимать окружающие предметы, соотношения различных форм, сочетания цветов, а также знания о различных комбинациях, средств выразительности в художественном конструировании способствуют формированию у ребенка пространственных представлений, цветоощущения, конструкторских знаний и знаний о композиции. Таким образом, художественно-конструкторские знания необходимо формировать с младшего возраста, так как они помогают восприятию красоты окружающего мира и развитию пространственных представлений.
Цель исследования: определение психолого-педагогических условий развития творческого мышления младших школьников в процессе художественного конструирования.
Объект исследования: творческое мышление младших школьников.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия развития творческого мышления младших школьников в процессе художественного конструирования
Гипотеза исследования: эффективность развития творческого мышления школьников будет достигаться, если:
методы развития творческого мышления обеспечивают художественно-конструкторскую деятельность учащихся
содержание экспериментальных уроков направлено на самостоятельную творческую активность учащихся
Задачи исследования:
1.установить методы развития творческого мышления младших школьников
2.определить содержание экспериментальных уроков
Методологической основой исследования являются ведущие психологические теории: концепция поэтапного формирования умственных действий (Б.Ф. Ломов, И.С. Якиманская, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина), психолого-педагогические труды о методах развития творческого мышления младших школьников (Лыкова Н.С., Симановский А.Э., Тарловская Н.Ф., Давидчук А.Н. и др.).
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; анализ опыта работы психолога; анализ практики психологической деятельности; наблюдение; психолого-педагогический эксперимент
Новизна исследования заключается в том, что на экспериментальных уроках труда учащиеся не только, выполняя задания по образцу педагога формируют художественно-конструкторские способности, но и развивают творческое мышление в самостоятельной деятельности.
Противоречие исследования заключается в том, что в психолого-педагогической литературе теоретически обоснованы, но на практике в процессе школьного обучения не в полной мере раскрыты методы развития творческого мышления учащихся в процессе художественно-конструкторской деятельности.
Практическая значимость исследования: разработанная методика развития творческого мышления учащихся существенно повышает эффективность процесса художественно-эстетического воспитания в школе.

Глава I. Теоретические основы развития творческого мышления младших школьников
1.1 Сущность развития творческого мышления младших школьников
Евдокимова Л.Н. выделяет 6 блоков, по которым осуществляется выделение факторов и процессов функционирования творческого мышления: восприятие и память; мышление; воображение и новизна; интуиция; потребность в самовыражении, самостоятельность; эстетические и морально-этические качества личности. Самым многочисленным по количеству показателей является блок, связанный с деятельностью мышления. Обратимся к определению понятия "мышление". Леонтьев А.Н. говорил, что мышление - это процесс сознательного отражения действительности в таких объективных ее свойствах, связях и отношениях, в которые включаются и недоступные непосредственному чувственному восприятию объекты. Брушлинский А.В. понимал под мышлением неразрывно связанный с речью, социально обусловленный психический процесс самостоятельного искания и открытия существенно нового в ходе анализа действительности, возникающий на основе практической деятельности. Педагогический словарь дает такое определение: «мышление опосредованное и обобщенное познание человеком предметов и явлений объективной действительности в их существенных связях и отношениях». Мышление представляет собой активную целенаправленную деятельность, в процессе которой осуществляется переработка имеющейся и вновь поступающей информации, отчленение внешних, случайных, второстепенных ее элементов от основных, внутренних, отражающих сущность исследуемых ситуаций, раскрываются закономерные связи между ними. Это обобщенное и опосредованное познание действительности, в процессе которого мысль человека бесконечно углубляется в суть окружающей действительности, открывая ее закономерности. Калмыкова З.И. в своей работе «Продуктивное мышление как основа обучаемости» отмечает, что самый существенный признак, отличающий мышление от других психических процессов, - направленность на открытие новых знаний, т. е. его продуктивность. Суммируя основные моменты в определениях, можно сказать, что мышление:
.Это психический процесс, который является обобщенным и опосредованным отражением общего и существенного в действительности.
.Мышление выполняет регулирующую функцию по отношению к поведению человека, поскольку связано с образованием целей, средств, программ деятельности.
.Мышление является социально обусловленным процессом: оно не возможно без знаний, добытых в ходе человеческой деятельности.
Для раскрытия понятия творческого мышления необходимо раскрыть механизмы продуктивного мышления, поскольку они тесно связаны между собой и имеют сходную природу. Выразителями подхода к мышлению как к чисто продуктивному процессу являются представители гештальтпсихологии
(М. Вертгаймер, В. Келер, К. Коффка и др.) Продуктивность рассматривается ими в качестве специфической черты мышления, отличающей его от других психических процессов. Мышление возникает в проблемной ситуации, включающей неизвестные звенья. Преобразование этой ситуации приводит к такому решению, в результате которого получается нечто новое, не содержащееся в фонде имеющихся знаний и не выводимое из него непосредственно на основе законов формальной логики. В продуктивных теориях мышления новое, возникающее в результате мыслительной деятельности, характеризуется своей оригинальностью. Оно возникает в проблемной ситуации, обычно предполагающей преодоление "барьера прошлого опыта", мешающего поиску нового, требующего понимания этой ситуации.
Идеи о продуктивном характере мышления человека, о его специфике, взаимоотношении с другими процессами, и прежде всего с памятью, о закономерностях его развития разрабатывались в исследованиях многих советских психологов (Б. Г. Ананьев, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, Г. С. Костюк, А. Н. Леонтьев, Ю. А. Самарин, Б. М. Теплов, М. Н. Шардаков, П. Я. Шеварев и др.). Движущей силой процесса мышления являются возникающие противоречия между целью и средствами, которыми располагает субъект. В результате продуктивного мышления происходит становление психических новообразований - новых систем связей, новых форм психической саморегуляции, свойств личности, ее способностей, что знаменует сдвиг в умственном развитии. Продуктивность мышления учащихся обеспечивает самостоятельное решение новых для них проблем, глубокое, высокого уровня усвоение знаний, быстрый темп овладения ими, широту их переноса в относительно новые условия, т.е. успешность выполнения учебной деятельности.
Репродуктивное мышление, характеризуясь меньшей продуктивностью, тем не менее играет важную роль и в познавательной и в практической деятельности человека. Лук А.Н. в работе «Мышление и творчество», подчеркивает, что репродуктивное мышление имеет большое значение в учебной деятельности школьников. Оно обеспечивает понимание нового материала при его изложении, применение знаний на практике. Возможности репродуктивного мышления прежде всего определяются наличием у человека исходного минимума знаний, оно, как показали исследования, легче поддается развитию, чем мышление продуктивное, и в то же время играет немалую роль в решении новых для субъекта проблем. В этом случае оно выступает на начальном этапе, когда человек пытается решить новую задачу известными ему способами и убеждается в том, что знакомые способы не обеспечивают ему успеха. Осознание этого приводит к возникновению "проблемной ситуации", т.е. активизирует продуктивное мышление, обеспечивающее открытие новых знаний, формирование новых систем связей, которые позднее обеспечат ему решение аналогичных задач. Осознание найденного субъектом пути решения, его проверка и логическое обоснование вновь осуществляются на основе репродуктивного мышления. Т. о, реальная продуктивная (и его высшая ступень- творческая) деятельность, процесс самостоятельного познания окружающей действительности - результат сложного взаимодействия репродуктивного и продуктивного видов мыслительной деятельности. Основание деления на репродуктивное и продуктивное мышление- степень новизны для субъекта получаемых в процессе мышления знаний. Творческое же мышление следует рассматривать как "крайнюю точку", высшую степень проявления продуктивного мышления, отличающуюся объективной новизной, оригинальностью своего продукта.
Пономарев Я.А. в своей работе «Психология творчества и педагогика» отмечает, что в современной школе роль мышления возрастает. При современном обучении ученику необходимо не просто приобрести знания, умения, навыки, освоить сложившиеся способы человеческой деятельности, но и овладеть творческим подходом к ее осуществлению, развивать устойчивые познавательные интересы и мотивы учения, потребность в постоянном самообразовании. Таким образом, на первый план выдвигаются задачи умственного развития, формирования творческого мышления учащихся. Функция учителя - не только донести до учащихся необходимое для усвоения содержания, но и создать условия для возникновения деятельности учения(сформировать цель деятельности),организовать и управлять познавательной(или практической) деятельностью, контролировать и оценивать его результаты. Изложение материала учителем играет в обучении важную роль, состоящую в предоставлении материала для собственной деятельности ученика. Следовательно, согласно учениям Рубинштейна С.Л., мышление, во-первых, проявляется в учебной деятельности как понимание учебного материала. Во-вторых, у ученика должна сформироваться адекватная цель деятельности. Т.е. необходима работа мышления, связанная с постановкой целей в учебной деятельности. В-третьих, для успешной учебной деятельности нужно владение приемами управления деятельностью, самоконтроля, саморегуляции, что невозможно без анализа закономерностей самой деятельности. Иными словами, в учебной деятельности необходима рефлексия. В-четвертых, решение проблем и задач - еще одно важное проявление мышления. Т.о, мышление проявляется в учебной деятельности в понимании учебного материала, в решении разнообразных задач и проблем, в постановке целей, в рефлексивной регуляции. Рассмотрим основные виды мышления, которые тесно связаны с продуктивным, а для этого остановимся сначала на определении творчества. Проблемы происхождения, функционирования, проявления результатов творчества интересовали философов, психологов, педагогов, эстетиков. Число характеристик данного понятия превышает тысячи. В.Н. Николко была сформулирована комплексная модель понятий, определяющих творчество, позволяющая классифицировать проанализированные теоретические взгляды в соответствии с различными подходами к сущностному определению творчества.
.Процессуальный (философы-Ж.Лякруа, М.Ортега-и-Гассет, А.Библер, С.Х.Раппопорт; психологи Л.С.Выготский, А.Я.Дудецкий, О.М.Дьяченко, Ю.Д.Полуянов, А.Н.Мелик-Пашаев, В.О.Пушкин и др.), определяющий творческое мышление как совокупность функционирующих психических процессов.2.Деятельностный (философы - Аристотель, М.Недонсель, Г.Сиегваль, Д.Дьюи, психологи - А.П.Николко, Б.П.Никитин), характеризующих творчество с точки зрения деятельности и социальной значимости ее продуктов.3.Особая форма иррациональности (А.Шопенгауэр, Ф.Т.Фишер, З.Фрейд и др.)где творчество является проявлением бессознательного.
.Состояние человека( А.Камю,Ж.П.Сартр,А.Мальро),направленное напреодоление человеческих комплексов.
.Самовыражение (А.Дюфренн, А.Бержон, А.Ф.Лосев) - теория, где творчество есть естественная потребность человека выразить свой внутренний мир в реальной форме. Остановимся на определении, которое, как исследователю кажется, наиболее тесно связано с исследуемой проблемой.
Творчество - активная созидательная деятельность, результатом которой является создание качественно новых материальных ценностей, отличающихся новизной, оригинальностью, уникальностью. Т.о. выдвигается следующая ормулировка понятия творческого мышления.Творческое мышление - это процесс, врожденно присущий человеку, включающий в себя восприятие, эмоции, опыт человека, особенности памяти, воображения, интуицию, лежащие в основе потребности к самовыражению личности в условиях свободы и ведущей к преобразованию действительности. Продуктивное мышление рассматривается как высшая ступень творческого мышления. Продуктивное мышление это такой психический процесс, в результате которого возникает оригинальное, принципиально новое для данного субъекта решение задачи, причем такое, которое не вытекает непосредственно из уже известного, а требует его преобразования, выхода за его пределы. Рассмотрим основные виды мышления, тесно связанные с продуктивным, творческим. Теоретически - понятийное мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дело с опытом, получаемым при помощи органов чувств, как утверждает Симановский А.Э. Теоретико-образное мышление - отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются -не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Оно или непосредственно извлекается из памяти, или творчески воссоздаются воображением.
Главным механизмом продуктивного мышления Л.С.Выготский считает способность комбинировать образы жизненного и культурного опыта на основе ассоциации и диссоциации. Младшие школьники учатся не столько у учителя, сколько вместе с ним. Они вместе проходят по длительной истории вынашивания и развития способов деятельности, завершающихся актом творчества. Т.о, исходя из возрастных особенностей функционирования творческого процесса у детей младшего школьного возраста, необходимо обратить внимание на следующее:...

Похожие материалы:

Реферат: Использование метода проектов в процессе формирования межличностных отношений младших школьников

Курсовая работа: Развитие проблемы творческого мышления в истории зарубежной психологии

Курсовая работа: Развитие мышления младших дошкольников средствами белорусской музыки

Реферат: Ученический коллектив как фактор социализации младших школьников

Учебно-исследовательская работа студента (УИРС): Особенности внимания хорошо и плохо успевающих младших школьников