Курсовая работа: Развитие вербальной креативности студентов в условиях обучения в высшем учебном заведении
Содержание
Введение
Глава 1. Понятие и сущность вербальной креативности. Психолого-педагогическая характеристика студенчества
1.1 Общая характеристика вербальной креативности. Связь между вербальной креативностью и компетентностью
1.2 Психолого-педагогическая характеристика студенчества. Особенности творческого мышления в молодости
Глава 2.Эксперементальное исследование вербальной креативности
.1 Исследование вербальной креативности студентов
.2 Рекомендации по развитию вербальной креативности
Заключение
Список литературы
Приложение
Дата добавления на сайт: 24 августа 2024
Скачать работу 'Развитие вербальной креативности студентов в условиях обучения в высшем учебном заведении':
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО Югорский государственный университет
Гуманитарный институт
Кафедра педагогики и психологии
Курсовая работа по психологии
Развитие вербальной креативности студентов в условиях обучения в высшем учебном заведении
Выполнила: студентка 2 курса,
группа 3531
Шишкина А.Н. студентка 2 курса гр.3531б
Научный руководитель:
Братцева О.А.
Доцент кафедры психологии и педагогики
Ханты-Мансийск
Содержание
Введение
Глава 1. Понятие и сущность вербальной креативности. Психолого-педагогическая характеристика студенчества
1.1 Общая характеристика вербальной креативности. Связь между вербальной креативностью и компетентностью
1.2 Психолого-педагогическая характеристика студенчества. Особенности творческого мышления в молодости
Глава 2.Эксперементальное исследование вербальной креативности
.1 Исследование вербальной креативности студентов
.2 Рекомендации по развитию вербальной креативности
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Актуальность. Интерес к теме креативности и творческого мышления как к высокоорганизованной деятельности за последние годы заметно возрос. Данной теме посвящено много фундаментальных теоретических исследований как в отечественной психологии (Я.А.Пономарев, А.В.Брушлинский, В.Л. Данилова, П.Я.Гальперин, Д.Б.Богоявленская и др.), так и в зарубежной (А.Штейн, Д.Гилфорд, Ж.Деррид, Р.Сачмен, Д.Харрингтон и др.). Вербальная креативность является одной из актуальных проблем современной педагогики и психологии. Однако в психолого-педагогической литературе наблюдается некий парадокс: с одной стороны, в теории психологии мы встречаем частое употребление понятия «вербальная креативность», особенно в материалах о специфике креативности и в практике применения тестов на определение уровня вербальной креативности личности. С другой стороны, крайне мало теоретического материала, посвященного данной проблеме.
Студенческий возраст - это возраст профессионального и личностного становления. Это возраст формирования опыта самостоятельной творческой деятельности. В университетском сообществе активно происходит накопление и совершенствование креативности. Развитие вербальной креативности в период обучения в вузе является важным фактором конкурентоспособности человека, развития его компетентности. Вербальная креативность включает в себя умение быстро находить нестандартные решения в сложившейся проблемной ситуации, умело выходить из конфликтов, которые могут сложиться в процессе профессионального взаимодействия с людьми. Развитая вербальная креативность - это залог успешной передачи профессионального опыта будущему поколению специалистов, что обеспечивает развитие профессии в дальнейшем. Вербальная креативность - помощь человеку, занимающегося наукой, в написании научных работ, что также способствует развитию научной области. Только креативность может обеспечить появление нового знания.
Цель исследования - разработать рекомендации, которые могли бы помочь развитию вербальной креативности.
Объект исследования - вербальная креативность людей, находящихся в возрастном периоде молодость.
Предмет исследования - развитие вербальной креативности в период молодости.
Гипотеза - у современных студентов развита оригинальность мышления, но уникальные идеи могут генерировать не многие.
Задачи:
Проанализировав психологическую литературу по изучаемой теме, выяснить, что такое вербальная креативность.
Исследовать развития вербальной креативности в молодости.
Разработать рекомендации для студентов, которые помогли бы им развить вербальную креативность.
Методологическая база исследования. При работе над исследованием мы опирались на теоретические и практические исследования по возрастной психологии (Г.С.Абрамова, И.В.Шаповаленко, М.В.Буланова-Топоркова, Г.Крайг). Нами проанализирована литература по креативности в целом (Б.Г.Богоявленская, В.Н.Дружинин, И.П.Ильин, Я.П.Пономарев, М.Г.Ярошевский) и вербальной креативности в частности (А.Г.Грецов, М.В.Клементьева ).
Методы исследования. Для решения поставленных задач в исследовании и проверки гипотезы был использован комплекс общенаучных и психологических методов: теоретический анализ литературы по вербальной креативности и ее развитии; тестирование с помощью теста С.Медника с целью выявления уровня вербальной креативности у студентов; количественный и качественный анализ эмпирических данных.
Структура работы. Работа состоит из введения, где обоснованна актуальность и представлен научный аппарат исследования; двух глав: теоретический анализ исследования проблемы и исследование вербальной креативности студентов и его анализ.
Глава 1. Понятие и сущность вербальной креативности. Психолого-педагогическая характеристика студенчества
1.1 Общая характеристика вербальной креативности. Связь между вербальной креативностью и компетентностью
К понятию «вербальная креативность» есть два подхода: лингвистический и психологический.
С точки зрения лингвистики, вербальная креативность - одна из составляющих креативности языковой личности, выявляющая способность носителя к творческому использованию готовых языковых форм и значений и обновлению их репертуара в условиях осознанного отступления от канонических форм речи[5]. Если выводить определение из этимологии вербальной креативности, то нужно остановиться на словах, составляющих понятие:
«Вербальный» от латинского «verbum» - слово.
«Креативность», «креативный» произошло от латинского creatio - создание, сотворение, порождение, созидательный.
Исходя из этого, можно определить вербальную креативность как словестное творчество человека.
В психологии термин «вербальная креативность» вытекает из понятия креативности. Впервые использовал понятие «креативность» в 1922 г. Д. Симпсон. Этим термином он обозначил способность человека отказываться от стереотипных способов мышления [8,172]. По мнению Е. Торренса, креативность - это общая способность, которая базируется на
констелляции общего интеллекта, личностных характеристик и способностей к продуктивному мышлению. Креативность проявляется при дефиците знаний, в процессе включения информации в новые структуры и связи, идентификации недостающей информации, поиска новых решений и их проверки, сообщения результатов [13]. Чаще всего креативность рассматривают как общую способность к творчеству, которая характеризует личность в целом, проявляется в различных сферах активности и рассматривается как относительно независимый фактор одаренности [7, 158]. Существует множество классификаций креативности, за основу данного исследования мы взяли классификацию И.Б.Дермановой и М.А.Крыловой, которые разделили креативность на два вида: вербальную креативность (словестно-творческое мышление) и невербальную(изобразительное творческое мышление) [7,120]. Такое разделение стало оправданным после выявления связи указанных видов креативности с соответствующими факторами интеллекта: образным и вербальным. А.В.Шубин рассматривает вербальную креативность как форму рече-мыслительной деятельности человека и как индивидуальные особенности речи, а также как выражение творческих способностей человека посредством языка и индивидуально-логического мышления [15,12]. С. Медник говорит, что вербальная креативность - способность преодолевать словестные стереотипы на конечном этапе мыслительного синтеза и широта поля ассоциаций [19]. Таким образом, вербальная креативность - это способность личности к творческому мышлению, проявляющуюся в создании нового оригинального речевого (словесного) продукта в любой его вербальной форме (устной, письменной, прозаической, поэтической, монологической, диалогической и т.д.).
К основным критериям вербальной креативности относят беглость, гибкость, оригинальность. При этом беглость как количественный критерий свидетельствует о скорости протекания мыслительных процессов, что выражается в выдвижении и словесном формулировании большего или меньшего количества идей за определенную единицу времени; гибкость характеризует разнообразие этих идей, оригинальность предполагает их нестандартность. Оригинальность как наиболее очевидный показатель вербальной креативности проявляется в отказе от стандартных способов выражения мысли, даже в рамках предсказуемого сюжета, а также в неожиданном сближении разных семантических сфер, нахождении одновременно экономной и емкой формы слова.[6].
Каждый возрастной период создает благоприятные условия для развития и проявления вербальной креативности. В. Н. Дружинин выделяет две фазы развития креативности, которые относятся и к развитию вербальной креативности в частности:
развитие «первичной креативности», неспециализированной по отношению к определённой области жизнедеятельности человека, которая наступает в 3-5 лет и далее переходит в латентное состояние, после чего наблюдается ее спад - после 6 лет;
формирование «специализированной креативности» на основе общей с 13 до 25 лет, где творчество связано с определённой сферой деятельности человека, при этом актуализируются различные формы креативности, специализация которых зависит от внутренних и внешних детерминант[7,14].
Важным условием для развития вербальной креативности является общение. Общение рассматривается как коммуникативная деятельность, а речь - как средство осуществления этой деятельности. Под общением понимается взаимодействие людей, в ходе которого они обмениваются разнообразной информацией для достижения общего результата. Особенно важным периодом для развития коммуникативных способностей является дошкольный возраст. Недостаточное взаимодействие со сверстниками в этом возрасте в дальнейшем может привести к нарушениям в общении, и, как следствие, к неразвитой вербальной креативности.
А.Медник высказал предположение, что люди - «носители языка» привыкают употреблять слова в определенной ассоциативной связи с другими словами. В каждой культуре и каждой эпохе эти привычки уникальны.
Клеменьева пишет, что вербальная креативность зависит от литературного опыта человека и от его культурного уровня [9].
Мне доводилось читать и выслушивать много историй, в которых учителя, обладающие преподавательским талантом и педагогическим мастерством, через некоторое время работы в школе начинали употреблять шаблонные «учительские» фразы. Почему так происходит -это уже тема для другого исследования, я могу лишь предположить, что так проще и для учителей (зачем придумывать что-то новое, если старое работает?) и для учеников ( выражение всегда на слуху и много раз повторялось и то, что хочет этим сказать учитель понятно без лишнего объяснения). И если преподаватель недостаточно «начитан», и его лексический запас ограничен, то использование шаблонных фраз трудно избежать.
Компетентность - круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен. Профессиональная компетентность характеризуется профессиональными знаниями, умениями и навыками, компетенциями, а также положительным отношением к своей профессиональной деятельности. Компетентность подразумевает не только умением выполнять рабочие обязанности, но и умением передавать знания и опыт, а также использовать их в новых условиях. Современное общество предъявляет все новые и более высокие требования к каждой личности в связи с прогрессом техники, науки, усложнением социальных отношений. Это вызывает необходимость постоянно развивать и совершенствовать подготовку каждого специалиста.
В связи с этим, одним из наиболее точных определений компетентности будущего специалиста является определение Ю.Г. Татура, согласно которому «компетентность специалиста с высшим образованием - это проявленные им на практике стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной творческой (продуктивной) деятельности в профессиональной и социальной сфере, осознавая ее социальную значимость и личную ответственность за результаты этой деятельности, необходимость ее постоянного совершенствования [11].
Соотнося профессионализм с различными аспектами зрелости специалиста, А.К.Маркова выделяет четыре вида профессиональной компетентности: специальную, социальную, личностную индивидуальную:
.Специальная, или деятельностная профкомпетентность
характеризует владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике.
. Социальная профкомпетентность
характеризует владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, принятыми в профессиональном сообществе приемами профессионального общения.
. Личностная профкомпетентность характеризует владение способами самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации. Сюда же относят способность специалиста планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему.
. Индивидуальная профкомпетентность характеризует владение приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, наличие устойчивой профессиональной мотивации [4,326].
Из выше написанного можно сделать вывод, что компетентность состоит в вероятных соотношениях с креативностью. Совместная профессиональная деятельность предполагает профессиональное общение, что предполагает умение излагать свое мнение в профессиональных терминах, передавать информацию в особом научном стиле. Самовыражение также очень часто проявляется через речь, его лексический запас слов, его умении придумывать выражения, которые кратко и понятно отражают ситуацию. Вербальная креативность позволяет завладеть вниманием слушателя, выразить свое мнение в доступной для клиента форме. Кроме того, нестандартная речь помогает создать атмосферу эмоционального сопереживания, что важно для многих социально-направленных профессий. Речь служит инструментом для передачи информации слушателям, и это связано с умением передавать профессиональный опыт.
Креативная компетентность, основываясь на имеющейся совокупности знаний, умений, навыков в своей профессиональной области, дает специалисту возможность прогрессивного преобразования действительности, и психологической готовности к такому преобразованию в современных экстремальных внешних и внутренних условиях индивидуально и трудовом коллективе. Креативная компетентность включает в себя не только результаты обучения (знания и умения) будущего специалиста, но и предполагает также его способность к использованию в профессиональной деятельности оригинальных и уникальных подходов в ходе решения творческих задач, что приводит к продуктивным личностным и поведенческим изменениям и созданию качественно нового опыта. Таким образом, креативная компетентность - это интегративная критериальная характеристика личности будущего специалиста.
.2 Психолого-педагогическая характеристика студенчества. Особенности творческого мышления в молодости
Молодость - период жизни человека между юношеским возрастом и взрослостью. Границы молодости в психологии очень расплывчаты, но преобладает мнение, что границы молодости простираются до 25 лет. Студенчество в качестве отдельной возрастной и социально-психологической категории выделено в науке относительно недавно, в 1960-х годах, ленинградской психологической школой под руководством Б.Г. Ананьева при исследовании психофизиологических функций взрослых людей [14].Студенческий возраст, по его мнению, является важным периодом для развития основных социогенных потенций человека. Спецификой возраста является быстрое развитие специальных способностей, нередко напрямую связанных с выбираемой профессиональной областью. Начало взрослого бытия внутренне воспринимается как положительное и ценностное чувство, исчезают сомнения и переживания временности юности; человек начинает осмысленно строить будущее, ориентируясь на всю возрастную перспективу в целом, а не только на овладение ценностями и целями ближайшего возрастного периода (как это было на предыдущих ступенях развития). Анализ данных литературы позволяет выделить как общие, так и отличительные черты студенчества. Прежде всего, студентов объединяет общий вид деятельности - учение, направленное на получение специального образования, у них имеются единые цели и мотивы, возраст студентов примерно одинаков (18-25 лет), они обладают единым образовательным уровнем, период существования студенчества ограничен временем (в среднем 5-6 лет).
Отличительными чертами данной категории являются: характер труда, заключающийся в систематическом усвоении и овладении новыми знаниями, действиями и способами учебной деятельности, а также в самостоятельном «добывании» знаний; принадлежность к большой социальной группе - молодежи - в качестве ее передовой и многочисленной части.
Факторы, определяющие социально-психологический портрет студента и в немалой степени влияющие на успешность обучения, можно разделить на две категории: те, с которыми студент пришел в вуз, - их можно только принимать во внимание, - и те, которые появляются в процессе обучения, - ими можно управлять.
К первой категории относятся: уровень подготовки, система ценностей, отношение к обучению, информированность о вузовских реалиях, представления о профессиональном будущем.
Факторы этой категории работают преимущественно на этапе адаптации, когда первокурсники пытаются понять, «куда я попал» и «кто меня окружает». Студент должен очень быстро сориентироваться и с новых позиций освоить способы и методы учебной деятельности, понять систему норм и правил, существующих на факультете и в его учебной группе, разработать свою систему ценностей по отношению к учебе, предстоящей работе, преподавателям.
Постепенно влияние факторов первой группы ослабевает, и решающую роль начинают играть факторы второй группы. К ним можно отнести организацию учебного процесса, уровень преподавания, тип взаимоотношений преподавателя и студента и т.д.[10,511]. Именно это, в значительной степени, а не исходный уровень определит профессиональный и психологический облик человека, который через несколько лет покинет стены вуза.
Развитие студента на различных курсах имеет некоторые особые черты.
Первый курс решает задачи приобщения недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни. Поведение студентов отличается высокой степенью конформизма; у первокурсников отсутствует дифференцированный подход к своим ролям.
Второй курс - период самой напряженной учебной деятельности студентов. В жизни второкурсников интенсивно включены все формы обучения и воспитания. Студенты получают общую подготовку, формируются их широкие культурные запросы и потребности. Процесс адаптации к данной среде в основном завершен.
Третий курс - начало специализации, укрепление интереса к научной работе как отражение дальнейшего развития и углубления...