Реферат: Развитие волевой активности спортсменов

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к исследованию развития волевых качеств спортсменов - легкоатлетов
.1 Исследование психологических особенностей волевых качеств спортсменов в отечественной и зарубежной науке
.2 Особенности формирования волевых качество у спортсменов - легкоатлетов
Глава 2. Экспериментальное исследование волевых качеств у спортсменов-легкоатлетов
.1 Методики и база исследования волевых качеств подростков
.2 Результаты исследования волевых качеств спортсменов - легкоатлетов
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Дата добавления на сайт: 30 июля 2024


Скачать работу 'Развитие волевой активности спортсменов':


Содержание
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к исследованию развития волевых качеств спортсменов - легкоатлетов
.1 Исследование психологических особенностей волевых качеств спортсменов в отечественной и зарубежной науке
.2 Особенности формирования волевых качество у спортсменов - легкоатлетов
Глава 2. Экспериментальное исследование волевых качеств у спортсменов-легкоатлетов
.1 Методики и база исследования волевых качеств подростков
.2 Результаты исследования волевых качеств спортсменов - легкоатлетов
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Актуальность темы исследования. Современная программа подготовки легкоатлета является сложным, многофакторным явлением, включающим цели, задачи, средства, методы, организационные формы, материально-технические условия и т.п., обеспечивающие процесс подготовки спортсмена к соревнованиям и достижение им наивысших спортивных показателей. Спортивная подготовка является важным стимулом для молодых спортсменов, повышает стремление тренироваться упорно и настойчиво, вкладывать все силы в достижение цели. В то же время систематические занятия спортом - это мощный фактор, способствующий развитию лучших человеческих качеств, воспитанию смелых, сильных, выносливых и закаленных людей, подготовленных к труду и защите Родины.
В связи с этим в спортивной тренировке по лёгкой атлетике возможно выделить ряд относительно самостоятельных ее сторон, видов, имеющих существенные признаки, отличающие их друг от друга: технические, тактические, физические, психологические, теоретические и интегральные. Это упорядочивает представление о составляющих спортивного мастерства, позволяет в определенной мере систематизировать средства и методы их совершенствования, систему контроля и управления учебно-тренировочным процессом. спортсмен легкоатлет волевой психологический
Только обладая необходимыми волевыми качествами, трудолюбием, настойчивостью, спортсмен может достичь высоких результатов. Неожиданное для спортсмена введение дополнительных заданий, постановка сверхтрудных (но посильных) задач, требующих длительной напряженной работы, поможет воспитать у легкоатлета трудолюбие, желание как можно лучше и больше заниматься.
Не менее важно развивать у легкоатлетов упорство, настойчивость, умение идти намеченной цели. При этом цель должна быть четко сформулирована краткосрочно и долгосрочно. Для того чтобы конечная цель не казалась недосягаемой, перед спортсменами ставят промежуточные задачи (цели), затем все более усложняют их.
Тренировки по лёгкой атлетике - это не всегда плавное и равномерное движение вверх по ступеням к поставленной цели. Бывают и неожиданные на первый взгляд взлеты, и совершенно неожиданные падения, промахи. Иногда наступает стабилизация в уровне спортивных достижений, и проходят месяцы и годы, прежде чем спортсмен накопит силы и знания для новых успехов.
Как в общей, так и в спортивной психологии, проблема воли, волевых качеств и волевых усилий изучена достаточно абширно (А.Ф. Лазурский, 1916, С.Л. Рубинштейн, 1946, Н.Д. Левитов, 1956, А.Ц. Пуни, 1960, П.А. Рудик, 1962, В.К. Калин, 1968, В.С. Мерлин, 1971, В.А. Крутецкий, 1974, В.И. Селиванов, 1974, В.А. Иванников, 1988, Е.П. Щербаков, 1990, С.Я. Самулкин, 2004, О.Н. Яцков, 2006, Д.Ю. Жихарев, 2007, Е.П. Ильин, 2009, Е.В. Зефирова, 2012 и др.). Однако недостаточно полно изучены физиологические и психофизиологические механизмы проявления волевых качеств личности, волевая активность в спорте, ее структура и детерминанты, особенности в различных видах спорта [15].
Цель курсовой работы - провести диагностику развития волевых качеств у спортсменов - легкоатлетов.
Для достижения поставленной цели подлежат решению следующие задачи:
исследовать особенности формирования эмоциально-волевых качеств спортсменов - легкоатлетов;
охарактеризовать процесс развития эмоциально-волевых качеств у спортсменов - легкоатлетов;
провести диагностику развития волевых качеств спортсменов - легкоатлетов.
Объектом исследования являются волевые качества спортсменов - легкоатлетов.
Предметом исследования является развитие волевых качеств у спортсменов - легкоатлетов.
Методы: опрос, анкетирование, наблюдение, самооценка.
Теоретическая и практическая значимость: раскрыта важность формирования эмоционально-волевой сферы спортсменов - легкоатлетов, подобраны методики изучения эмоций и воли, выявлены особенности развития эмоционально-волевой сферы спортсменов - легкоатлетов.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к исследованию развития волевых качеств спортсменов - легкоатлетов
.1 Исследование психологических особенностей волевых качеств спортсменов в отечественной и зарубежной науке
Проблемы изучения психики спортсменов, управления ею, организации психологической подготовки в командах чрезвычайно сложны и затрагивают все стороны тренировочного процесса - техническую, тактическую, физическую и теоретическую подготовку. Если еще сравнительно недавно содержание психологической подготовки ограничивалось регуляцией предстартовых состояний спортсмена, настройкой перед выступлением, созданием психической готовности, то сейчас задачи психологической подготовки неизмеримо расширились и связаны с развитием и формированием личности спортсмена, воспитанием специфических качеств, развитием способности к самоконтролю и саморегуляции, созданием благоприятного психологического климата в команде, благоприятных взаимоотношений между тренером и спортсменами и т.д. Из всего многообразия упомянутых вопросов в практике легкоатлетов высокого класса каждом виде необходимо выделить наиболее существенные, значимые для успешного выступления и достижения рекордных результатов. Эти задачи могут быть с успехом решены лишь комплексно, в системе мероприятий, получивших название психологического обеспечения подготовки спортсменов.
Для построения схемы не дельных психологических характеристик все “рабочие” психические качества спортсмена (т. е. качества, способствующие достижению высокого результата) целесообразно распределить на три группы: а) мотивационно-волевые качества; б) психические функции, участвующие в регуляции двигательных действий и операций, в) способность к регуляции психических состояний.
Принципиальная схема модельной психологической характеристики сильнейшего спортсмена-легкоатлета, которая в настоящее время продолжает разрабатываться, обусловливает и содержание используемых средств и методов психолого-педагогического воздействия на спортсменов, а также психологического контроля. Психологический контроль заключается в систематическом проведении психологических обследований, сопоставлении получаемых данных с имеющимися критериями и нормативными показателями подготовленности. К сожалению, в настоящее время не существует единых подходов к психологическому обследованию легкоатлетов, и психологи, работающие в разных видах легкой атлетики, применяют различные методики психодиагностики. Нет и стандартизованных аппаратурных методик для определения психофизиологических показателей. Однако, исходя из общей схемы модельных психологических характеристик сильнейших спортсменов, можно уже теперь выделить конкретные качества и свойства, которые следует оценивать с помощью комплекса методов психодиагностики, причем часть из них целесообразно унифицировать для всех видов легкой атлетики.
Какие же психические особенности спортсменов следует диагностировать на разных этапах тренировки для дальнейшего повышения эффективности процесса подготовки? Общие, неспецифические психологические показатели спортсмена, характеризующие его психофизиологические возможности, “психофункциональный” резерв, а также профиль его личности, целесообразно диагностировать в подготовительном периоде. Более специфические психологические показатели личности и деятельности спортсмена, дающие возможность выявить психологические критерии его тренированности, рекомендуется определять в начале специальной подготовки к крупным состязаниям. Показатели, характеризующие динамику психического состояния, выявляются в ходе всей предсоревновательной подготовки. И, наконец, специфические соревновательные качества, проявляемые в экстремальных условиях, могут быть определены лишь в процессе выступления в соревнованиях. Рассмотрим более Подробно эти качества, а также методы психодиагностики.
В процессе тренировочной деятельности в начале периода подготовки к соревнованиям выявляются следующие качества:
. Качества, характеризующие предсоревновательную мотивационно-волевую направленность легкоатлета - конкретные мотивационные установки (их сила и стабильность), проявления спортивного характера (способность самостоятельно выполнять намеченный план в условиях помех, решительность, инициативность), способность к максимальной мобилизации, стойкость, устойчивость к физическому дискомфорту и неблагоприятным условиям, отношение к значимым факторам тренировочной деятельности. Эти показатели определяются с помощью шкалированных экспериментальных оценок и методики выявления значимых факторов деятельности (В. Демин).
. Психические функции и психомоторные качества, наиболее значимые для того или иного вида легкой атлетики (например, чувство времени, ритмо-темповая чувствительность, способность к концентрации внимания и др.). Степень их проявления и стабильность в известной мере свидетельствуют об уровне приспособленности нервно-психических механизмов спортсмена к тренировочным нагрузкам. Например, можно определить продуктивность и концентрацию внимания, оперативную память и мышление с помощью экспериментальных оценок и специализированных тестов, время зрительно-моторной реакции различения и простой реакции (реакциометрия), общую моторную активность, ритмо-темповую чувствительность (теппинг-тест), чувство времени (хронометрирование). Ряд психологов считают необходимым в этот период подготовки собрать данные об уровне способности спортсмена к самоконтролю и самооценке двигательных действий (с помощью объективных аппаратурных тестов), что позволяет спортсмену получить срочную информацию о том или ином параметре движения или комплекса движений.
Воля в психологии, как самостоятельное психическое явление, рассматривается наряду с разумом и эмоциями. Из этого следует выделение трех сфер личности и трех типов психических процессов: интеллектуальных, эмоциональных и волевых. Е.П. Ильин отмечает, что «если ум человека есть характеристика сознания по формам отражения объективной действительности, а чувства - характеристика того же сознания по формам отношения к действительности, то воля - это характеристика сознания по формам регулирования самой деятельности человека во внешнем мире» [12].
Проблема индивидуальных особенностей волевой регуляции имеет большое значение в спортивной психологии при отборе и подготовки спортсменов высокой квалификации и она давно находится в центре внимания спортивных психологов [26].
Наиболее усердно в отечественной психологии (в советский период развития) была представлена линия изучения волевого усилия. Ее представители рассматривают усилие как центральный и специфический признак воли. Это направление берет свое начало от работ А.Ф. Лазурского, М. Басова и продолжается В.Н. Мясищевым, В.С. Мерлиным.
В отечественной психологии 50-80-х годов ХХ в. оно разрабатывалась и в психологии спорта (А.Ц. Пуни, П.А. Рудик и др.). Это направление справедливо считает чисто отечественным, поскольку за рубежом не было традиции рассматривать усилие как центральную черту воли.
Волевые качества - это особенности волевой регуляции, проявляющиеся в конкретных специфических условиях, обусловленных характером преодолеваемой трудности. Воля как сознательная организация и саморегуляция деятельности, направленная на преодоление внутренних трудностей, это, во-первых, власть над собой, над своими чувствами, действиями. Известно, что у разных людей эта власть обладает разной степенью выраженности. Понятие воли имеет в психологии множество значений. Мы будем считать, что воля - это способность человека достигать сознательно поставленную цель, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия. Волевое поведение в этом аспекте предполагает целенаправленность, самоконтроль поведения, возможность воздерживаться в случае необходимости от тех или иных действий, то есть овладение собственным поведением.
Как уже говорилось, воля - это только обобщенное понятие, за которым скрывается много разных психологических элементов. Говоря о составных элементах воли, имеется в виду их совокупность, их количество, различия и связи между ними.
Чаще всего отмечаются такие элементы (качества), как целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, самостоятельность, смелость, стойкость, самообладание и инициативность. К элементам воли отнесены критичность, исполнительность и уверенность.
Таблица 1. Волевые особенности личности (по К.К. Платонову)
Волевые свойства Цель и стремление к ней Возможности и мотивы Борьба и выбор мотивов Решение
Сильная воля Ясное осознание цели Интенсивное стремление Достаточные Обоснованные и быстрые Обоснованное, с интенсивным стремлением
Настойчивость Отдаленная, с интенсивным стремлением Нормальные
Упрямство Объективно-неоправданная Определяются не объективным учетом всех возможностей, а предвзятым мнением Необоснованное, с интенсивным стремлением
Податливость Легко меняющаяся Определяются внушающим влиянием других лиц Легко меняется
Внушаемость Отсутствует Дается извне
Решительность Четкое осознание цели Интенсивное стремление Достаточные, иногда чрезмерные Быстрые, но не всегда обоснованные Четкое и устойчивое
Нерешительность Тоже Тоже Длительные Отсутствует или часто меняется
Слабоволие Нечеткое, со слабым стремлением Нечеткие Незавершенные Без стремления к его выполнению
А Ц. Пуни считает, что «у каждого человека волевые качества выступают как единая целостная система, но структура звеньев этой системы у разных люд неодинакова Более того, у одного и того же человека в различных видах деятельности она изменяется. Поэтому, совокупность волевых качеств следует рассматривать как подвижную, динамическую систему звенья которой могут по-разному соотноситься, связываться между собой».
Как и любые качества личности, волевые качества имеют горизонтальную и вертикальную структуру.
Горизонтальную структуру образуют задатки, в роли которых выступают типологические особенности свойств нервной системы. Однако, признавая это, в ряде случаев психологи допускают ошибку в изложении этого вопроса. Дело в том, что одни авторы, полагаясь на авторитет И.П. Павлова, считают, как и он, что есть хорошие и плохие типологические особенности. К хорошим отнесены сильная нервная (сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов, к плохим - противоположные типологические особенности). В соответствии с этим во многих учебниках до недавнего времени бездоказательно утверждалось, что хорошая успеваемость в учебе, высокие достижения в спорте и т.д. присущи только лицам с сильной, подвижной и уравновешенной нервной системой. Той же точки зрения придерживается А.П. Рудик, полагая, что «положительными волевыми качествами (смелость, решительность, стойкость и др.) обычно обладают спортсмены с сильной, уравновешенной и подвижной нервной системой, в то время как отрицательные волевые качества (нерешительность, слабоволие, страх имеют в своей основе структурные особенности слабой нервной системы». Это утверждение имеет мало общего с реальностью.
Вертикальная структура. Все волевые качества имеют сходную вертикальную структуру. Это сходство состоит в том, что каждое волевое состоит как бы из трех слоев. Снизу лежат природные способности - нейродинамические особенности, на которые накладывается второй слой - волевое усилие, которое инициируется и стимулируется образующими третий слой социальными, личностными факторами - мотивационной сферой, прежде всего нравственными принципами. И от того, насколько у человека выражена сила потребности, желания, насколько он развит в нравственном отношении, во многом зависит насколько выражено каждое волевое качества.
При этом в каждом волевом качестве роль вертикальных компонентов может быть разной. Изучая степень выраженности ряда «родственных» волевых качеств (терпеливости, упорства и настойчивости) Е.К. Фещенко выявил, что терпеливость в большей степени определяется природными задатками - типологическими особенностями свойств нервной системы, а по некоторым данным - и биохимическими характеристиками работы организма, а настойчивость - в большей мере мотивацией, в частности - потребностью достижения. Упорство же занимает промежуточное положение и для появления этого волевого качества одинаково важно как то, так и другое.
На данный момент в психологии сложилось несколько подходов к классификации волевых качеств личности.
Например, Ф.Н. Гоноболин делит волевые качества на две группы, связанные с активностью и с торможением нежелательных действий и психических процессов. К качествам первой группы он относит решительность, смелость, настойчивость и самостоятельность; качествам второй - выдержку (самообладание), выносливость, терпение, дисциплинированность и организованность. Правда, при этом Ф. Н. Гоноболин добавляет, что невозможно все волевые качества личности строго разделить на две группы зависимости от преобладания процессов возбуждения и торможения. Иногда, подавляя одни действия, человек проявляет активность в других. И этим отличают с его точки зрения, дисциплинированность и организованность.
В.И. Селиванов объективным основанием для разграничения различных волевых качеств тоже считает динамику процессов возбуждения и торможения. В связи с этим он делит волевые качества на вызывающие, усиливающие активность и на тормозящие, ослабляющие или замедляющие ее. К первой группе он относит инициативность, решительность, смелость, энергичность, храбрость; ко второй группе - выдержку, выносливость, терпение.
Р. Ассаджиоли выделяет следующие волевые качества:
) энергия - динамическая сила - интенсивность; это качество определяется трудностью достижения цели;
) мастерство - контроль - дисциплина; это качество подчеркивает регулирование и контролирование волей других психических функций;
) концентрация - сосредоточенность - внимание; это качество имеет особенное значение, когда объект воздействия и задача непривлекательны;
) решительность - быстрота - проворность проявляются в принятии решения;
) настойчивость - стойкость - терпение;
) инициатива - отвага - решимость на поступки; это склонность к риску;
) организация - интеграция - синтез; воля выступает здесь как организующее звено объединения тех средств, которые необходимы для решения задачи.
В этой классификации обращает на себя внимание объединение...

Похожие материалы:

Реферат: Развитие эмоционально-волевой сферы старшеклассников

Курсовая работа: Развитие коммуникативной активности младшего школьника

Курсовая работа: Влияние родительского воспитания на развитие эмоционально - волевой сферы детей старшего дошкольного возраста

Тестовые задания: Развитие гистологии. Клетка

Реферат: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ АКТИВНОСТИ ФЕРМЕНТОВ