Реферат: Репертуарный метод в исследовании самосознания

На протяжении всей истории развития психометрики психологи гордились возможностью создания тестов, считали разработку методов тестирования отличительной чертой психологии и доказательством своей приверженности науке.
Стремление к категоризации поведения привела к чрезмерному упрощению наших представлений о людях, свелась к исследованию банальностей.

Дата добавления на сайт: 24 августа 2024


Скачать работу 'Репертуарный метод в исследовании самосознания':


Содержание
Введение
Глава 1. Теоретическая часть
1.1 Психодиагностика самосознания - предмет исследования
.2 Методики изучения самосознания
1.2.1 Стандартизованные самоотчеты
1.2.2 Нестандартизованные самоотчеты
.2.3 Использование проективных техник
.2.4 Методики измерения локуса контроля
.2.5 Идеографические методики
1.3 Репертуарный метод и теория Дж.Келли
1.3.1 Конструкты как система
.3.2 Репертуарная решетка
1.3.3 Анализ результатов, получаемых при помощи решеток
1.3.4 Надежность и валидность
1.3.5 Дополнительность репертуарных методов
Глава 2. Программа исследования
2.1 Постановка цели и задач исследования
.2 Основные этапы исследования
.3 Модификация метода репертуарных решеток
2.4 Описание методов анализа данных
Литература
Введение
психодиагностика самосознание репертуарный идеографический
На протяжении всей истории развития психометрики психологи гордились возможностью создания тестов, считали разработку методов тестирования отличительной чертой психологии и доказательством своей приверженности науке.
Стремление к категоризации поведения привела к чрезмерному упрощению наших представлений о людях, свелась к исследованию банальностей.
Восстановить равноправие индивидуального, неповторимиго перед общим, среднестатистическим, закономерным - одна из самых острых задач, стоящих на границе современного знания. Возвращая значимость изменчивости, ситуативности, субъективизму, которые так или иначе всегда присутствуют в жизни людей, влияют на их решения, выводы, действия, мы можем "искупить свою вину" перед "живым", конкретным человеком. Прячась за столбцы цифр, корреляций, бланков, тысячные выборки порой исследователи сами оказываются под "стеклянным колпаком" стерильной объективности, за которой может стоять желание зафиксировать человека, сделать его недвижимым.
Но понять красоту полета бабочки, оценить игру солнца на её крыльях крайне сложно, разглядывая ее, приколотой под стеклом. Человек конкретный похожим образом недоступен для целостного познания, если брать во внимание только то, что неизменно объединяет его с другими людьми, только то, что присуще ему на протяжении значительного времени.
Самосознание включает как динамичные моменты так и постоянные, статичные характеристики. Охватить эту область человеческой психики одним диагностическим методом фактически невыполнимая задача, такого метода на сегодняшний день нет. Но уже найденные способы позволяют сказать многое о самосознании людей. Дополняя одни методики другими исследователи нивелируют недостатки и подчеркивают достоинства психодиагностических "находок". Несомненно репертуарный метод - это "жемчужина", в руках опытного психодиагноста, его грамотное использование дает уникальные результаты, добыть которые другими способами часто не представляется возможным.
Одни исследователи считают репертуарные решетки специфической разновидностью структурированного интервью, другие - разновидностью техник субъективного шкалирования, третьи указывают на то, что метод репертуарных решеток является наиболее общим и универсальным методом. Этот метод, вобрал в себя и преимущества свободной беседы и структурированного интервью, и положительные черты стандартизированных оценочных и самооценочных техник.
Вместе с тем метод репертуарных решеток - один из наиболее гибких методов. Он может быть "настроен" на реконструкцию самых разных областей субъективного опыта человека, на выявление смысловых конструктов различного уровня обобщенности и значимости. Это один из немногих методов, который позволяет использовать в исследовательской и диагностической работе не только общегрупповые нормативные шкалы (параметры, характеристики), но и уникальные, свойственные только данному конкретному человеку. Знание некоторых положений, развиваемых в русле данного направления, позволяет осознать и преодолеть целый ряд методических проблем и трудностей, сделать методики более корректными, а результаты - психологически адекватными.
Глава 1. Теоретическая часть
.1 Психодиагностика самосознания - предмет исследования
У. Джемс ввел различение "чистого Я" и "эмпирического Я" обозначив тем самым, что представление человека о себе самом, являясь продуктом самосознания, одновременно является и его существенным условием, моментом этого процесса. Процесс познания себя, как сущностная характеристика самосознания, имеет продукт или результат: представление о себе, "образ Я" или "Я-концепцию".
Психодиагностика самосознания традиционно направлена на выявление продукта самосознания - представления о себе. Представления о себе имеет содержательный и оценочный аспекты.
Первый является суммой, системой знаний о себе, накопленных человеком в течении жизни ("Я-концепция"), второй отражает эмоции, оценки по поводу этих знаний, более или менее устойчивое самоотношение. Часть "Я образа" может оставаться скрытой от сознания.
Методологические проблемы, стоящие перед исследователями связаны прежде всего с социальной желательностью, тактикой самопрезентации, областью самораскрытия, тактикой соглашаться или не соглашаться с утверждениями, контекстом процедуры диагностики, установками.
Проблема социальной желательности особенно остро встает при исследовании "Я-концепции". Замечено, что различные меры "Я-концепции" связаны между собой хуже, чем каждая из них в отдельности с мерой социальной желательности. Однако стремление видеть и культивировать в себе социально ценные качества - одно из реальных стремлений человека, также отраженное в "Я-концепции", правильным ли будет "вычитать" социальную желательность из самоописаний?
Исследования стратегий самопрезентации исходят из представлений о том, что каждый человек заинтересован во впечатлении, которое он производит на других людей. Определенные яспекты поведения специально направлены на установление, уточнение и поддержание своего образа в глазах других. Это заставляет учитывать такие параметры диагностической ситуации, как восприятие испытуемым дальней шей судьбы результатов обследования, возможностей продолжения контактов с психодиагностом, пола, возраста и статуса психодиагноста. Испытуемый подает себя активно, стараясь произвести впечатление, которое сообразуется с его личностью в целом, с ситуацией и с партнером по общению.
Также исследователи пытаются учитывать различия в субъективной значимости параметров "Я-концепции", отбирая наиболее универсальные содержательные параметры либо используя методы, позволяющие выделить значимые параметры у данного испытуемого.
Теоретические представления о строении "образа Я" указывают на его уровневое, сложное строение. Выделяют компоненты "образа Я": когнитивный, аффективный, поведенческий (Кон И.С., 1978), уровни: уровень соотнесения "Я"- "Другой", и уровень аутокоммуникации "Я"-"Я" (Чеснокова И.И., 1977). Е.Дикстейн предлагает уровневую концепцию взаимосвязи самоотношения с характером самосознания. Подобный взгляд есть в подходе Э.Эриксона. Столин В.В. формулирует свою концепцию, отталкиваясь от характера активности человека, в рамках которой формируется и действует его самосознание. U)
Не менее важным представляется учет механизмов защиты самоотношения, которым посвящено немало интересных исследований (Tesser A., Campbell J., 1982; Kaplan Н., 1980; Baumeister R., 1982; Столин., 1985).$
Таким образом, предмет психодиагностики самосознания представляется сложным и многогранным, что предъявляет особые требования к методам, призванным открывать исследователям его загадки.
Далее мы рассмотрим то, каким образом были преодолены (или не преодолены) трудности связанные со спецификой самосознания, а именно -наиболее популярные диагностические методики.
.2 Методики изучения самосознания
.2.1 Стандартизованные самоотчеты
Прежде всего в эту категорию относят тест-опросники, направленные на отношение испытуемого к самому себе в различных жизненных сферах; чувств, мыслей относительно тех или иных событий или обстоятельств в жизни субъекта; поведенческих проявлений; взаимоотношений с другими людьми.
Наиболее популярные опросники, остающиеся основным инструментом в исследованиях "Я-концепции", несмотря на методологическую критику, приведены ниже.
Шкала "Я-концепции" Теннесси. Возраст испытуемых с 12 лет и старше. 90 пунктов, анализирующих "Я-концепцию", отбирались по оценкам экспертов - клинических психологов, также он содержит 10 пунктов шкалы лжи. Утверждения относят к определенным строке и столбцу. По строкам представлены: 1) самокритичность, 2) самоудовлетворенность, 3) поведение; по столбцам: 1) "физическое Я", 2) "моральное Я", 3) "личностное Я", 4) "семейное Я", 5) "социальное Я". Расчет показателей для строк и столбцов дает восемь индексов теста. Еще два индекса: 1) вариабельности (согласованность самовосприятия в разных областях); 2) распределения (расположение по пятишаговой шкале) - дают информацию о влиянии защитных механизмов.
С его помощью выявляют глобальное самоотношение (самоудовлетворенность) и специфические формы отношения (к телу, к себе как к моральному субъекту, члену семьи...).
Шкала детской "Я-концепции" Пирса-Харриса. Составлен из 80 простых утверждений относительно своего Я или ситуаций, связанных с самоотношением, основанных на коллекции дестких утверждений о том, что им нравттся, а что не нравится. Возраст испытуемых от 8 до 16 лет. Предполагалось, что шкала измеряет глобальное самоотношение, однако факторный анализ не выделил генерального фактора. Из 10 полученных факторов 6 были интерпретированы.
Шкала самоуважения Розенберга. Направлен на выявление глобального самоотношения у подростков. 10 утверждений опросника и показатели, по ним получаемые, связаны с депрессивным состоянием, тревожностью, психосоматическими симптомами, активностью в общении, лидерством, чувством межличностной безопасности, отношением к испытуемому его родителей. Изначально опросник использовался как одномерный, однако, факторный анализ выявил два независимых фактора: самоунижение и самоуважение.
Контрольные списки. Наиболее известен список прилагательных Г. Гоха, который содержит 300 личностных прилагательных, расположенных в алфавитном порядке. Список содержит 24 шкалы, 15 из которых соответствуют перечню потребностей Г. Мюррея, а 9 получены эмпирически.
Методика предполагает измерение глобального самоотношения, однако, причем независимо от позитивного или негативного его полюсов. Существенно наличие шкал "защищаемость" и "самоконфиденциальность", отражающую про всей видимости "самоинтерес".
В отечественной диагностике первые работы в этом направлении проводил Шмелев А. Г. (список был назван "личностный семантический дифференциал").
К достоинствам списков однозначно причисляют простоту применения и обработки. Недостатки связывают с возможным возникновением "фантомного" самоописания (оцениваемые параметры могут быть не значимыми для "Я-концепции" человека), с внутренним сопротивлением, порождаемым категоричностью выбора, с неясностью -знание о себе или отношение к себе - в большей мере они выявляют (значения слов помимо предметного, денотативного обладают также аффективным, коннотативным, значением).
Семантический дифференциал Ч. Осгуда (вариант шкальной техники) в диагностике "Я-концепции" применяется прежде всего для анализа самоотношения.
1.2.2 Нестандартизованные самоотчеты
Основаны на процедуре контент-анализа развернутых самоописаний. Тест двадцати утверждений на самоотношение.
Испытуемого просят в течение 12 минут дать 20 различных ответов на вопрос: "Кто я такой?". Контент анализ проводится по ряду категорий: социальные группы, идеологические убеждения, интересы и увлечения, стремления и цели, самооценки.
Выявленные общие тенденции в ответах на вопрос все же не проясняют до конца психологические закономерности, лежащие в основе ответов. Обычно делается предположение, что порядок называния категорий соответствует значимости соответствующих категорий в стуктуре самоидентичности, однако этот тезис не является достаточно доказанным. Личная самоидентичность может смыкаться с наиболее значимыми измерениями дифференцирующей составляющей "Я-образа". Без знания социокультурных и половозрастных норм информативными оказываются лишь крайние, нетипичные случаи.
Основное достоинство нестандартизованных самоотчетов в возможности анализировать самоотношение, выраженное языком самого субъекта, а не навязанное ему языком исследователя. Но другая сторона медали заключается в "неравном" положении субъектов с разным уровнем развития лингвистических способностей и навыками самоописания. Что может привести к размытости границы между самоотношением и "Я-концепцией". Учет индивидуального своеобразия ограничивается наложением готовой системы категорий, что приближает полученные результаты к результатам стандартизованных самоотчетов. Минус, который также необходимо учитывать, - влияние стратегии самопрезентации.(1,2)
.2.3 Использование проективных техник
Понимание проекции связывают здесь с представлением о проявлении общего свойства нашего отражения действительности - его пристрастности. Представление о себе и самоотношение могут проецироваться в недостаточно структурированной ситуации.
Проективные техники позволяют скомпенсировать недостатки рассмотренных выше техник, так как могут анализировать: • бессознательные компоненты самоотношения, которые предполагают внутриличностные защиты, препятствующие их осознаванию;
самоотношение, которое трудно вербализовать;
"нежелательную" самооценку, противоречащую социально-одобряемому образу личности.
Для анализа самоотношения используются:
Методика рисования человека, разработанная К. Маховер, и ее модификация, оценка рисунка в которой проводится по стандартным оценочным шкалам. (Оценка опирается на такие показатели как пол, форма частей, ориентация рисунка на листе и др.)
Тематический апперцептивный тест.
Итоговые рассказы содержат информацию о самоотношении и "Я-концепции" в описаниях главного героя.
Существуют попытки использования теста чернильных пятен Роршаха, теста незаконченных предложений.
Символические задания на выявление "социального Я".
Разработчики методики Б. Лонг, Р. Циллер, Р. Хендерсон, предположили, что физическая дистанция на листе бумаги между кружками, символизирующими Я и значимых других, может быть интерпретирована как психологическая дистанция.
Выявляются следующие аспекты "Я-концепции": самооценка (восприятие своей ценности в сравнении), сила (превосходсво, равенство или подчиненность по отношению к определенным фигурам), индивидуация (сходство или отличие от других), социальная заинтересованность (восприятие себя членом группы), идентификация (включение или невключение себя в "Мы", образованное с конкретным другим), эгоцентричность (восприятие себя "фигурой" или "фоном"), сложность (дифференцированность "Я-концепции").
Оригинальность и простота,доступность и сопоставимость символических заданий для разных возрастов, возможность межнациональных сравнений с их помощью делают их привлекательными как для исследовательского, так и для практического диагностического использования.
Однако авторов обвиняют в недостаточной разработанности собственного теоретического фундамента, так как в процессе создания привлекались положения различных психологических школ.
Методологические и теоретические трудности применения проективных техник для исследования самоотношения: 1. Обеспечение однозначности и надежности эмпирических индикаторов категорий при кодировании ответов. Зависимость процедуры интерпретации от опыта и интуиции интерпретатора. Это приводит к отказу от содержательных аспектов самоотношения, так как в качестве параметра "Я-концепции" выбирается глобальное положительное или отрицательное самоотношение. Результаты в этом случае оказываются в целом сопоставимыми с результатами вербальных самоотчетов.
Отсутствие простых и валидных критериев сопоставления проективных показателей самоотношения.
Соотнесение проективной продукции именно с самоотношением, а не другими психологическими характеристиками.
Теоретическая проблема разработки обоснованной и непротиворечивой системы категорий как основания для процедуры кодирования.
Рефрактивные техники.
Термин, введенный Дж.Линсдей, обозначает процедуры, в которых люди оценивают себя, неосознавая этого. Например, в числе прочих испытуемому для оценки предъявляются его собственные атрибуты, такие как фотографии рук, лица в профиль, сделанные тайком.
Рефрактивные техники облегчают интерпретацию проективной самооценки (в части направленности оценки на самого себя), но распространение парциальных оценок "физического Я" на самоотношение в целом представляется спорным допущением.
Методика управляемой проекции. Испытуемому, под предлогом выявления его психологической проницательности, предлагается ответить на ряд вопросов о двух людях, на основании их словесного описания. Словесные портреты, на самом деле, представляют собой сформулированные максимально безоценочно характеристики, составленные по результатам опросника Кеттела, выполненного испытуемым, и обратные им. Отношение, выраженное к одному из персонажей, отражает самоотношение, к другому - отношение к отсутствующим у испытуемого чертам.
Назначение методики - исследование эмоционально-ценностного отношения к себе.(1,2)
Методика косвенного измерения системы самооценок (КИСС).
Благодаря синтезу проективного и психосемантического подходов, замене процедуры прямого шкалирования "Я" на косвенную оценку эта методика обладает рядом преимуществ, позволяя получить информацию о подлинно переживаемой самооценке:
измеряет уровень частных самооценок, позволяет реконструировать целостную систему самооценок человека, а также иерархию стоящих за ней ценностей и смыслов.
Дает возможность выявлять самооценку индивида не только в сравнении "Я" с групповыми нормами, но также на основе субъективно значимых индивидуальных шкал.
3. Выявляет глобальное эмоционально-ценностное отношение к своему "Я" - уровень самопринятия.
Процедура состоит из ранжирования схематических изображений человеческого лица, из которых исключен рот, по параметрам задаваемым экспериментатором ("приятность", "ум", "похожесть на себя" и др.), после чего просят описать первое и последнее изображения.
.2.4 Методики измерения локуса контроля
В отечественной психологии чаще всего используются три варианта методик измерения локуса контроля: оригинальная шкала Роттера, опросник уровня субъективного контроля (УСК), созданная Бажиным Е.Ф., Голынкиной Е.А. и Эткиндом A.M.; опросник локализации контроля (ОСЛК), разработанный Пантелеевым СР. и Столиным В.В.
.2.5 Идеографические методики
Их использование основано на психосемантических закономерностях, анализе индивидуальных матриц, при котором пространство самоописания и его содержательные оси выявляются у данного конкретного испытуемого, причем результаты интерпретируются относительно других характеристик этого же субъекта, а не...

Похожие материалы:

Реферат: Метод опроса в социально-психологическом исследовании

Реферат: Метод 'Мандала' в деятельности психолога

Реферат: Метод лактационной аменореи

Реферат: Путешествие как метод психологической коррекции и развития функционирования личности человека

Реферат: ХОЛЕЦИСТЕКТОМИЯ, РЕТРОГРАДНЫЙ МЕТОД