Реферат: Роль диалога в психологическом консультировании
Содержание
Введение
. Психологическое консультирование
. Основные отличия психологического консультирования
. Беседа в психологическом консультировании
Заключение
Список литературы
Дата добавления на сайт: 31 июля 2024
Скачать работу 'Роль диалога в психологическом консультировании':
Роль диалога в психологическом консультировании
Содержание
Введение
. Психологическое консультирование
. Основные отличия психологического консультирования
. Беседа в психологическом консультировании
Заключение
Список литературы
Введение
Среди различных видов психологической помощи индивидуальному психологическому консультированию отводится одно из ведущих мест.
В отечественной литературе консультирование, выделяясь в самостоятельную отрасль психологической практики или выступая в качестве дополнения к различным ее видам, рассматривалось как в теоретическом, так и в практическом плане (Г.С. Абрамова, Ю.Е. Алешина, A.A. Бодалев, А.Ф. Бондаренко, Г.В. Бурмен-ская, Ф.Е. Василюк, C.B. Васьковская, П. П. Горностай, В. В. Добров, А.Н. Елизаров, С. А. Капустин, O.A. Карабанова, А.Ф. Копьев, А. Г. Лидере, Б.М. Мастеров, А.Н. Моховиков, H.H. Обозов, A.B. Скворцов, A.C. Спиваковская, В.В. Столин, Т.А. Флоренская, A.B. Юпитов, И.С. Якиманская).
Вместе с тем, необходимо отметить потребность в теоретических- и экспериментальных исследованиях, касающихся самого процесса работы психолога-консультанта и определяющих психологическое консультирование в качестве «уникального исследовательского явления, позволяющего раскрыть глубинные закономерности внутренней жизни человека и феномены его межличностного общения» (Т.А. Флоренская,). Так, сравнительно недавно стали объектом изучения особенности речевого взаимодействия участников консультативного диалога (Г.С. Абрамова; Ю.Е. А.Ф. Копьев; Т.А. Флоренская).Немногочисленные исследования в области индивидуального консультирования только подступают к анализу речи консультанта и клиента(А.Ф. Бондаренко; Е.Ф. Василюк; A.B. Казанская). Практически еще не выступала предметом системного анализа динамика вербальных отношений в консультативной диаде. Очень важен диалог- как один из методов решения проблем клиента, этой теме и будет посвящен реферат.
1. Психологическое консультирование
Психологическое консультирование - прикладная отрасль современной психологии. В системе психологической науки ее задачей является разработка теоретических основ и прикладных программ оказания психологической помощи психически и соматически здоровым людям в ситуациях, когда они сталкиваются со своими проблемами. Разрабатываются эти теоретические основы и программы, с одной стороны, на основе анализа современного состояния психологического знания, достижений в областях эмпирических и теоретических исследований. С другой стороны, источником этих теоретических основ и программ является анализ практических наработок специалистов, систематически оказывающих психологическое воздействие в рамках самых различных форм оказания психологической помощи.. [12]
Спецификой психологического консультирования является акцент на диалогичности, на циркуляции информации, на информационном обмене между психологом-консультантом и теми людьми, относительно которых используется психологическое консультирование. Социально-психологический тренинг также предполагает разработку прикладных программ оказания психологической помощи психически и соматически здоровым людям. Но в рамках социально-психологического тренинга основным фактором воздействия становится не информация, которая исходит от психолога, а группа, процессы групповой динамики, особенности циркуляции обратной связи. Психолог-тренингист лишь помогает этим процессам в группе развернуться. Специфическими методами оказания воздействия в рамках социально-психологического тренинга являются не диалог и доведение до клиента имеющей отношение к его проблемам психологической информации, а групповая дискуссия и ролевая игра. В рамках психологического консультирования также выделяют форму групповой работы с клиентами - групповое психологическое консультирование, но специфика работы с клиентом здесь иная, чем в социально-психологическом тренинге.
Работа с группой здесь обусловлена, во-первых, тем, что она является более экономичной, так как позволяет одновременно оказывать помощь большому количеству людей, испытывающих одинаковые сложности. Во-вторых, группа здесь рассматривается как проводник влияния психолога-консультанта, речь не идет о самостоятельном значении процессов групповой динамики, они могут даже рассматриваться как помеха деятельности консультанта. Подробнее о специфических особенностях группового психологического консультирования рекомендуем ознакомиться по пособию Шабалиной В.В.(1998). О специфических особенностях социально-психологического тренинга предлагаем ознакомиться по монографиям Петровской Ларисы Андреевны. (1982, 1989). Начальные представления о процессах групповой динамики можно получить по статье Бенниса Уоррена и Шепарда Герберта.
То, что является основой современного психологического консультирования, зародилось и развилось, прежде всего, в русле психотерапии, основных психотерапевтических направлений, развивавшихся на Западе. Меновщиков Ю.В. склонен к тому, чтобы указать конкретную дату возникновения психологического консультирования - 1951 год, время, когда на одной из конференций в США был введен термин «Консультативная психология», чтобы ограничить консультирование от клинической психологии, отрасли психологии, занимающейся проблемами оказания помощи людям, тяжело психически или соматически больным. Естественно, что это разделение подготавливалось всем ходом развития психотерапии до этого, да и в последующем психотерапия вносила и вносит свой существенный вклад в развитие психологического консультирования.. [17]
Именно с тяжелых расстройств, с последствий долговременных психологических травм началось в психологии реальное изучение параметров оптимального общения и рациональной организации учебной и трудовой деятельности, что позволило впоследствии, на основе приобретенного знания, перейти к оказанию помощи психически и соматически здоровым людям. Задачей психологического консультирования стало, таким образом, не лечение расстройств, а их профилактика, работа с деструктивными формами общения, нерациональными способами организации деятельности - тем, что приводит к травмам, а в последствии и к болезням.. [12]
Слово «Психотерапия» происходит от греческих основ психо - душа и терапия - забота, уход, лечение. Традиционно принято под психотерапией подразумевать форму лечения психических нарушений. Однако, на что справедливо обращает наше внимание Спиркина Е.А., психотерапия на Западе в своем спонтанном развитии давно перешагнула эти узкие рамки. Знания и методы, накопленные в ней первоначально в процессе лечения психических и психосоматических нарушений, позволили психотерапии в наше время стать средством личностного роста и достижения зрелости, средством помощи человеку разобраться с философскими и экзистенциальными проблемами, средством повышения образования, средством достижения поведенческих изменений. Ну а методом исследования внутрипсихической динамики и динамики межличностных отношений психотерапия на Западе была, по крайней мере, еще со времен З. Фрейда. Поэтому материал, накопленный в рамках различных психотерапевтических направлений на Западе, после конструктивного анализа и оценки может использоваться в практике психологического консультирования, конечно только не с лечебной целью. Заметим, однако, что необходимым условием использования в психологическом консультировании методов западной психотерапии является грамотное овладение ими.. [16]
Психотерапия - не единственный источник психологического консультирования. Другим таким источником является психологическое знание в строго научном смысле этого слова - основанное на результатах эмпирических исследований, организованных по экспериментальному плану, значимость выявленных закономерностей в котором подтверждена методами математической статистики. В свое время З. Фрейд отказался от этого пути накопления знания, так как, по его мнению, если идти таким путем, то до помощи реальным людям пройдет, по крайней мере, лет триста. Это было оправдано сложностью той реальности, с которой работал З. Фрейд. Как, например, эмпирически зафиксировать и измерить категории бессознательного? Но психологическое консультирование работает более с внешними причинами внутренних расстройств - образцами общения, поведения. Они легче поддаются объективации, фиксированию, измерению. Отсюда открываются широкие возможности, с одной стороны, эмпирических исследований применительно к задачам и проблемам психологического консультирования, с другой стороны, использования уже имеющихся данных, накопленных в рамках научной психологии применительно к запросам, выдвигаемым клиентами при консультировании. Поэтому психологическое консультирование более ориентировано на использование в процессе работы с клиентом достижений современной научной психологии, чем психотерапия в западном смысле этого слова, которая продолжает оставаться более искусством, привязанным к рамкам той или иной, как правило, эмпирически почти не подтвержденной концепции. Ориентация в процессе психологического консультирования на использование достижений именно научной психологии особенно характерна для отечественной традиции психологического консультирования.
Так, например, Обозов видит цель психолога в консультировании в прояснении клиенту причин и следствий жизненных ситуаций. Психологическое консультирование здесь, по сути, выступает как доведение до клиента имеющей отношение к его проблемам психологической информации. Конечно, психолог на основе этой имеющейся у него информации может давать клиенту и рекомендации по возможной организации его образа жизни: стиля деятельности, режима труда и отдыха, форм и способов общения в семье, на работе, на транспорте, в магазине и так далее. [5]
. Основные отличия психологического консультирования
Основные отличия психологического консультирования от психокоррекции и психотерапии, отражающие сущность указанного метода оказания психологической помощи состоят в следующем:
. Более широкая сфера применения по сравнению с клинической практикой, обращенность к проблемам психически здоровых людей. Психологическое консультирование стало использоваться в образовании, менеджменте и промышленности, для решения индивидуальных и семейных проблем.
. Ориентация на более широкое использование данных, полученных в эмпирических исследованиях, организованных по экспериментальному плану, с использованием для анализа результатов методов математической статистики.
. Работа преимущественно с ситуационными проблемами, решаемыми на уровне сознания, в отличие от ориентации на глубинный анализ проблем и работу с бессознательным в психотерапии.
. Большая субъект-субъектность, диалогичность общения психолога-консультанта и клиента. Подразумевается, что клиент - здоровый человек, которому можно делегировать больше ответственности за свою жизнь.
. Ориентация на здоровые стороны личности клиента, отказ от концепции болезни в процессе работы с ним, признание прав клиента на большую вариативность поведенческих реакций и психических состояний как здоровых, а не болезненных явлений.
. Ориентация на большую активность и самостоятельность клиента в процессе работы с ним, пробуждение внутренних ресурсов человека.
. Допустимость в психологическом консультировании более широкого спектра разнообразных профессиональных моделей деятельности психолога-консультанта, чем в психотерапии.
Теперь, вслед за Ю.Е. Алешиной (1994), рассмотрим конкретные, процедурные отличия психологического консультирования от психотерапии:
. Отличия, связанные с характером жалобы клиента. В случае психологического консультирования клиент жалуется на трудности в межличностных отношениях или осуществлении какой-либо деятельности. В случае, ориентированном на психотерапию, клиент жалуется на невозможность контролировать себя.
. Отличия, связанные с процессом диагностики. В психологическом консультировании диагностика преимущественно направлена на события настоящего и недалекого прошлого. При этом значительное внимание уделяется конкретному поведению, межличностным отношениям. В значительной части психотерапевтических подходов диагностика преимущественно направлена на события далекого детства и юности (вероятное время получения психологической травмы). Значительное внимание также уделяется анализу бессознательного - исследуются сны, ассоциации.
. Отличия, связанные с процессом оказания воздействия. Основой психологического консультирования является, прежде всего, изменение установок клиента на других людей и на различные формы взаимоотношений с ними. Следующим этапом работы является изменение поведения клиента. В значительной части психотерапевтических подходов гораздо большее внимание уделяется взаимоотношениям между клиентом и психотерапевтом, анализ которых в терминах переноса и контрпереноса является одним из важнейших средств углубления и расширения возможностей воздействия, тогда как для консультирования это может даже выступать как нежелательное побочное явление, затрудняющее работу. Под переносом здесь понимается склонность клиента переносить (проецировать) на специалиста, оказывающего воздействие, и свои отношения с ним свои отношения со значимыми людьми, основные проблемы и конфликты. Под контрпереносом - склонность специалиста, оказывающего воздействие, проецировать свои отношения со значимыми людьми, основные внутренние проблемы и конфликты на отношения с клиентом [14]
. Отличия, связанные со сроками работы. Психологическое консультирование чаще всего является краткосрочным и редко превышает 5 - 6 встреч с клиентом. Психотерапия зачастую ориентирована на десятки, а то и сотни встреч в течение ряда лет.
. Отличия, связанные с типом клиентов. Клиентом в психологическом консультировании может быть практически любой человек. Большинство направлений психотерапии ориентировано на невротиков с высоким уровнем развития склонности к самонаблюдению и самоанализу, способных оплачивать часто дорогой и длительный курс лечения, обладающих для этого достаточным количеством времени и мотивацией.
. Отличия в требованиях к уровню подготовки специалиста, оказывающего воздействие. Психологу-консультанту необходим психологический диплом (удостоверяет его знание достижений научной психологии) и некоторая дополнительная специальная подготовка в области теории и практики психологического консультирования, которая может быть не особенно длительной. Практическая подготовка будущего психолога-консультанта подразумевает наблюдение за работой опытного психолога-консультанта (лучше нескольких) и самостоятельный опыт работы под наблюдением опытного психолога-консультанта с последующим анализом деятельности. Психотерапевт не столь привязан к психологическому диплому (многие психотерапевты вырастали из медицинской среды или из сфер, гораздо более далеких от психологии). Ему необходимо получить документ, удостоверяющий его право работать в рамках того направления психотерапии, которое он избрал. В отличие от психолога-консультанта психотерапевту в большинстве направлений необходим длительный опыт собственной психотерапии (для того, чтобы понять, что ощущает клиент во время работы с ним, разбираться в особенностях своего контрпереноса) и длительный период самостоятельной работы под наблюдением опытного руководителя.
. Беседа в психологическом консультировании
Зачастую перед начинающим психологом возникает проблема, как вести беседу с подопечным. Что является ключевым в беседе в ходе консультирования: эмпатия, искусство манипулирования собеседником, умение молчать, мастерство диалога? Заметим, что, проникнуть во внутренний мир личности нельзя посредством «безучастного нейтрального анализа», или «вчувствования». При отсутствии профессионализма, простое сочувствие к людям и искреннее стремление помочь может обернуться лишь поверхностными и даже ошибочными советами и рекомендациями, а эмпатия может привести к идентификации и тогда психолог увязнет в отрицательных переживаниях собеседника, вместо того чтобы помочь ему разрешить его проблему.
Речь идет о непрофессиональном подходе к консультированию, когда на первое место выходят модные методики, когда научное объяснение причинно-следственных отношений психологических обстоятельств консультируемого заменяется житейским опытом или иррациональностью «необъяснимости». Зрелая теоретическая позиция в психологии является необходимым условием решения консультативных задач. В противном случае беседа сводится к внешней атрибутике: как правильно сесть, скрестить руки на груди или нет, заглядывать в глаза или смотреть поверх головы консультируемого; в какое время хмыкнуть, поддакнуть, удивленно воскликнуть; кивнуть или покачать головой. Задаваемые вопросы приобретают либо форму устного опроса, либо статус кухонной беседы по душам. [9]
Основная гарантия толерантности и профессиональной мудрости психолога - обще- и возрастно-психологическая образованность, культурная, философская интеллигентность. Никакие методические детали или изыски не заменят экспериментального, исследовательского и ментального опыта обсуждения ключевых психологических проблем в систематическом университетском образовании.
Если же говорить о построении клинической беседы с подопечным, то наиболее приемлемым, на наш взгляд, является диалогический подход в консультировании, основу которого составляют идеи М.М. Бахтина [10]
Преимущества данного подхода обеспечиваются прежде всего позицией «вненаходимости». Данная позиция характеризуется четким ощущением границ своей активности и активности другого, пониманием (объективной) ограниченности своих возможностей. Открытый и заинтересованный диалог есть всеобщая норма культуры, поскольку психологический радикал культуры диалогичен сам по себе. Соответственно приветливость, открытость, предупредительность консультанта, возможно, есть то, что хоть «архетипически», хоть «ориентирующе», но устанавливает мост не только между клиентом и консультантом, но и между клиентом и его желаемой социальной проекцией, образом себя в обществе. Не методичность или дидактичность («У меня, дескать, тут целая программа для тебя намечена, так что ты сиди, отвечай на вопросы»), но диалогическая внимательность к собеседнику - вот что является предпосылкой успешной консультации.
Как и клиническая беседа, первичная беседа не схематична. Перефразируя Б.В. Зейгарник, «можно построить схему беседы негативно», т.е. необходимо знать, какие вопросы ни в коем случае нельзя задавать и как нельзя вести беседу [9]
В целом следует выделить следующие общие правила проведения первичной беседы.
. Ведение диалога. Консультация не должна «выливаться» в монолог подопечного. В то же время беседу не следует превращать в устный опрос клиента. Психолог должен быть режиссером естественного диалога с подопечным и, направляя его в определенное русло, не забывать, что представителем проблемы является клиент, и именно он вправе решать, обсуждать или не обсуждать те или иные проблемы в данной ситуации и с...
Похожие материалы:
Реферат: Представление о психологическом консультировании, психологической коррекции и психотерапииКурсовая работа: Роль взрослого в психологическом развитии ребёнка
Реферат: Роль педагога учреждения дошкольного образования в воспитании женственности у девочек старшего дошкольного возраста
Курсовая работа: Роль мислення в процесі успішного засвоєння знань молодших школярів
Реферат: Роль личности педагога в развитии школьной тревожности у подростков