Реферат: Роль гендерной идентичности в проявлении девиаций в поведении

В рамках психологизации современного образования отличительной чертой процессов обучения и воспитания является внимание к индивидуальности человека, самостоятельности, ответственности, взаимодействия, мотивации, ответственности. В связи с этим в последнее время наблюдается рост интереса к феномену психологической культуры, что подтверждается все возрастающим количеством исследований, направленных на изучение подобных проблем.

Дата добавления на сайт: 31 июля 2024


Скачать работу 'Роль гендерной идентичности в проявлении девиаций в поведении':


Введение
гендер психология девиантный
В рамках психологизации современного образования отличительной чертой процессов обучения и воспитания является внимание к индивидуальности человека, самостоятельности, ответственности, взаимодействия, мотивации, ответственности. В связи с этим в последнее время наблюдается рост интереса к феномену психологической культуры, что подтверждается все возрастающим количеством исследований, направленных на изучение подобных проблем.
Формируясь на ранних этапах развития личности, гендерная идентичность составляет наиболее устойчивый стержневой элемент ее самосознания, который позже существует в единстве с представлениями о мировоззрение личности, ее переживаниями себя в этом мире. Гендерные различия создаются в рамках социума, традиционные гендерные роли ограничивают мужчин и женщин, формируя стереотипные реакции на определенные события. Гендерная специфика мышления создает шаблоны опосредованного и обобщённого отражения действительности в ходе её анализа и синтеза.
Актуальность исследования. Понимание различных аспектов природы девиантного поведения личности диктует необходимость поиска путей ее коррекции. В психологической литературе вопросы коррекции не получили необходимого отражения. Изложенное свидетельствует о том, что, несмотря на многочисленные теоретические и экспериментальные исследования, проблема коррекции девиантного поведения личности остается актуальной и требует дальнейшего исследования. В известных психологических концепциях не сложилось единого подхода к классификации видов, типов, факторов девиантного поведения, в целом его психологической детерминации, не определены основные психологические механизмы его психолого-педагогической коррекции. Сложившаяся система предупреждения и преодоления девиантности не отвечает потребностям коррекции отклоняющегося поведения личности, особенно подростков и молодежи, и как следствие, она не способна противостоять имеющимся негативным явлениям.
Теоретико-методологическая база исследования. Данная курсовая работа основывается на следующих положениях:
Девиантное или отклоняющееся поведение - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.
Девиантное или отклоняющееся поведение не синонимично понятию противоправное поведение.
Для подготовки курсовой работы были изучены исследования по девиантологии, посвященные психологическому феномену девиантного поведения (Б.Н. Алмазов, С.А. Бадмаев, С.А. Беличева, Е.Д. Змановская, Ю.А. Клейберг, М.В. Комарова, Е.В. Ларина, А.Е. Личко, В.Д. Менделевич, А.В. Мудрик, Р.В. Овчарова, Л.Н. Онищук, Е.Б. Роголева, Ю.Ю. Черво, Ю.И. Юричка, З.Г. Ягудин и др.). исследованием типов гендерной идентичности занимались А.Л. Сиротюк, В.А. Крутецкий, В.Е. Каган, И.С. Кон, И.Я. Каплунович, Т.А. Лаврушина, Т.А. Репина, Ш. Берн
Цель курсовой работы: выявить роль гендерной идентичности в проявлении девиаций в поведении
Задачи курсового исследования:
.Изучить феномен девиантного поведения в психологии.
.Изучить феномен гендерной идентичности в психологии.
.Выбрать и описать схему и методы экспериментального исследования.
.Проанализировать данные констатирующего эксперимента.
.Проанализировать и описать особенности влияния типа гендерной идентичности на проявление девиаций в поведении.
Объект исследования: девиантное поведение. Предмет исследования: взаимосвязь типа гендерной идентичности и склонности к девиантному поведению в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования: предполагается, что тип гендерной идентичности оказывает влияние на проявление девиаций в поведении женщин.
Методы исследования. Теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, диагностические методики: методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) А.Н. Орла, Методика «Маскулинность-фемининность» С. Бем; статистический анализ данных: методы описательной статистики, сопоставительный анализ.

1. Теоретико-методологические подходы к исследованию гендера в девиантологии
.1 Психологический феномен девиантного поведения
Девиантное поведение (от лат. deviatio - отклонение) - поведение, нарушающее социальные нормы определенного общества, которое выражается в поступках, поведении (действиях или бездействии) как отдельных индивидов, так и социальных групп, отступающих от установленных законодательно или сложившихся в конкретном социуме общепринятых норм, правил, принципов, образцов, обычаев, традиций [4, c. 84]. В современной психологии широко распространенным является следующее определение: девиантное поведение - поведение, отклоняющееся от установленных норм и стандартов, будь то нормы психического здоровья, права, культуры, морали (В.В. Ковалев, И.С. Кон, В.Г. Степанов, Ф.И. Фельдштейн), а также поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества в конкретный период времени (Н. Смелзер, Т. Шебутани) [15, c. 73].
Наряду с термином «девиантное поведение» и «отклоняющееся поведение» исследователями употребляются как синонимы «делинквентное», «аддиктивное», «дезадаптивное», «асоциальное», «неадекватное», «деструктивное», «акцентуированное», «аффективное», «агрессивное», «конфликтное» поведение и др. Исходным для понимания отклонений служит понятие «норма» [12, c. 123].
В теории организации сложилось единое - для естественных и общественных наук - понимание нормы как предела, меры допустимого (в целях сохранения и изменения системы). Для физических и биологических систем - это допустимые пределы структурных и функциональных изменений, при которых обеспечивается сохранность объекта и не возникает препятствий для его развития. Это - естественная (адаптивная) норма, отражающая объективные закономерности сохранения и изменения системы.
Социальная норма определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций. В отличии от естественных норм физических и биологических процессов социальные нормы складываются как результат адекватного или искаженного отражения в сознании и поступках людей объективных закономерностей функционирования общества. Поэтому они либо соответствуют законам общественного развития, являясь «естественными», либо недостаточно адекватны им, а то и вступают в противоречие из-за искаженного - классово ограниченного, религиозного, субъективистского, мифологизированного - отражения объективных закономерностей. В таком случае аномальной становится «норма», «нормальны» же отклонения от нее.
Вот почему отклонения могут иметь для общества различные значения. Позитивные служат средством прогрессивного развития системы, повышения уровня ее организованности, преодоления устаревших, консервативных или реакционных стандартов поведения. Это - социальное творчество: научное, техническое, художественное, общественно-политическое. Негативные - дисфункциональны, дезорганизуют систему, подрывая подчас ее основы. Это - социальная патология: преступность, алкоголизм, наркомания, проституция, суицид [11, c. 98].
Границы между позитивным и негативным девиантным поведением подвижны во времени и пространстве социумов. Кроме того, одновременно существуют различные «нормативные субкультуры» (от научных сообществ и художественной «богемы» до сообществ наркоманов и преступников).
Первые теории девиантного поведения в конце XIX и начале XX в. носили биологический характер: некоторые люди плохи от рождения, имеют врожденные личностные изъяны, которые стимулируют их антиобщественное поведение, не дают возможности сдерживать низменные потребности. Представителем данного направления является Ч. Ламброзо, который считал, что существует прямая связь между преступным поведением и биологическими особенностями человека. Он утверждал, что «криминальный тип» есть результат деградации к более ранним стадиям человеческой эволюции [2, С. 21-37].
Широкое распространение получила теория аномии, введенное Э. Дюркгеймом. Под аномией он понимал состояние разрушенности или ослабленности нормативной системы общества, которая вызывается резкими изменениями, скачками, т. е. аномия - социальная дезорганизация. Э. Дюркгейм подчеркивал, что социальные правила играют основную роль в регулировании жизни людей. Нормы управляют их поведением, люди знают, что можно ожидать от других и чего ждут от них.
С точки зрения Р.К. Мертона, аномия представляет собой результат конфликта или рассогласованности между «культурой» и «социальной структурой», нормальными, законными средствами, и побуждения к поиску новых (незаконных) способов удовлетворения потребностей. Р. Мертон выделяет 5 способов «аномического приспособления»: конформность, инновация, ритуализм, ретритизм и мятеж [2, с. 185-199]. Н.Дж. Смелзер выделяет три компонента девиации [25, c. 121]:
) человек, которому свойственно определенное поведение;
) норма (ожидание), которое является критерием оценки девиантного поведения
) некий другой человек, социальная группа, реагирующий на поведение.
Девиантность определяется, по его мнению, соответствием или несоответствием поступков социальным ожиданиям.
Т. Парсонс расширил типологию аномических приспособлений Мертона и сформулировал 8 типов девиантного поведения [2, с. 156-166]. Т. Парсонс объясняет возникновение девиантных мотиваций невыполнением ожиданий. Поведение подростков и молодежи он рассматривает в свете понятия аномии - состояния, в котором ценности и нормы не являются более ясными указателями должного поведения или теряют свою значимость. Причиной этого объясняется парадоксальность системы ценностей, центральное место в которой занимают ценности личного успеха и его достижения. Следование им усиливает структурную дифференциацию общества, что ведет к конфликтам и девиантному поведению.
С. де Гразия вводит различение «простой» и «острой» аномии. «Простая» аномия имеет место, когда «конфликт ценностей приносит беспокойство», «острая» - возникает при полном распаде системы убеждений, вызывая психические расстройства, самоубийства и массовые движения. Г. Фишер определяет девиантное поведение типом культуры, действующей в данной социальной системе: если ценности и нормы меняются, то само определение девиации также видоизменяется. При этом он утверждает, что девиация - это сконструированная социальная реальность, которая не является простым результатом нормативных процессов, но может содержать структурирующие элементы и составлять потенциальный фактор социального изменения [2, С. 8-20, 115-122]. «Конструкцию» феномена девиации Г. Фишер рассматривает в трех направлениях:
а) девиация как дезадаптация (имеет два аспекта: отторжение девиантной личности; социально-психологическая иммунизация);
б) положение девиантной личности;
в) отклонение и меньшинство.
Анализируя теоретические подходы к девиации, Ч. Фрейзер выделяет три основных: 1) с точки зрения социализации; 2) с позиций социально-психологической реакции; 3) с позиции социального контроля [25].
Девиантность определяется, по его мнению, соответствием или несоответствием поступков социальным ожиданиям. Некоторые связывают девиантное поведение с особенностью строения тела (Э. Кречмер, Х. Шелдон), аномалиями половых хромосом (Прайс, Уиткин). Некоторые находят психологическое объяснение девиации, обосновывая ее «умственными дефектами», «дегенеративностью», «слабоумием» и «психопатией», как бы запрограммированностью отклонений (З. Фрейд). Культурологические объяснения девиаций строятся на позиции признания «конфликта между нормами культуры» (Селлин, Миллер); этогеническое - при котором поведение человека рассматривается как детерминированное системой функционирующих в данной культуре и отдельных субкультур правил, аналогичных грамматическим правилам, как «социальная грамматика поведения» (Р. Харре); теория «фокального («фокусного») взросления Дж. Коулмена, согласно которой взросление имеет квантовую природу - трудности возникают в определенных точках развития подростка. Свои «пики» (или «фокусы») имеют взаимоотношения подростка с родителями, сверстниками, отношение к самому себе, процесс полового созревания, приводящие к девиациям в поведении и сознании [13].
Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение - это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных проблем и невзгод, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед. К отклоняющемуся поведению могут быть отнесены различные виды научного, технического и художественного творчества.
Типологизация девиантного поведения связана с трудностями, поскольку любые его проявления можно считать как девиантными, так и недевиантными; все определяется нормативными требованиями, на основе которых они оцениваются.
Согласно Л.Б. Шнейдер, девиантное поведение подразделяют на 2 категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Во-вторых, это поведение, нарущающее культурные и социальные нормы, особенно правовые [25, c. 75]. В.Д. Менделевич делит девиантное поведение на преступное (криминальное) и аморальное, безнравственное (не несущее за собой уголовной ответствености).
Змановска Е.В. выделяет виды девиантного поведения на основе таких ведущих критериях как вид нарушаемой нормы и негативные последствия отклоняющегося поведения. В соответствии с перечисленными критериями выделим три основные группы отклоняющегося поведения: антисоциальное (делинквентное) поведение, асоциальное (аморальное) поведение, аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение [11, c. 79].
В группе внутридеструктивного поведения Ц.П. Короленко и Т.А. Донских выделяют: суицидное, конформистское, нарциссическое, фанатическое и аутическое поведение. Суицидное поведение характеризуется повышенным риском самоубийства. Конформистское - поведение, лишенное индивидуальности, ориентированное исключительно на внешние авторитеты. Нарциссическое - управляется чувством собственной грандиозности. Фанатическое - выступает в форме слепой приверженности к какой-либо идее, взглядам. Аутистическое - проявляется в виде непосредственной отгороженности от людей и окружающей действительности, погруженности в мир собственных фантазий [14, c. 91].
Один из наиболее полных и интересных вариантов систематизации видов отклоняющегося поведения личности принадлежит Ц.П. Короленко и Т.А. Донских. Авторы делят все поведенческие девиации на две большие группы: нестандартное и деструктивное поведение. Нестандартное поведение может иметь форму нового мышления, новых идей, а также действий, выходящих за рамки социальных стереотипов поведения. Подобная форма предполагает активность, хотя и выходящую за рамки принятых норм в конкретных исторических условиях, но играющую позитивную роль в прогрессивном развитии общества. Примером нестандартного поведения может быть деятельность новаторов, революционеров, оппозиционеров, первооткрывателей в какой-либо сфере знания. Данная группа не может быть признана с отклоняющимся поведением в строгом смысле [15, c. 54].
.2 Исследования феномена гендера в психологии
Особенности гендерной культуры и гендерных отношений активно изучаются в рамках различных наук - философии, культурологи, социологии, экономики, политологии и др. Большинство исследователей (Г.Н. Брант, Д.В. Воронцов, И.А. Жеребкина, Е.А. Здравомыслова, Е.Ю. Мещеркина, С.А. Орлянский, И.Н. Тартаковская, И.С. Кон, С. Ушакин, Е.Р. Ярская-Смирнова, И.С. Клецина, Л.Н. Пушкарева и др.) отмечают, что изменения направлены, с одной стороны, на снижение поляризации и неравенства в отношениях мужчины и женщины в правовых, социальных, культурных и психологических аспектах, а с другой - на сохранение индивидуальности, самобытности, нетипичности, знаковости каждой личности и развитие толерантности как на личностном, так и на межличностном уровне
Понятие идентичность впервые детально было представлено Э. Эриксоном (E. Erikson). С точки зрения Э. Эриксона, идентичность опирается на осознание временной протяженности собственного существования, предполагает восприятие собственной целостности, позволяет человеку определять степень своего сходства с разными людьми при одновременном видении своей уникальности и неповторимости. В настоящий момент рассматривают социальную и личностную (персональную) идентичность (Tajfel Y.; Turner J.; Агеев В.С.; Ядов В.А. и др.). Начиная с 80-х годов нашего столетия, в русле теории социальной идентичности Тэджфела-Тернера гендерная идентичность трактуется как одна из подструктур социальной идентичности личности (выделяют также этническую, профессиональную, гражданскую и т. д. структуры социальной идентичности). Полоролевая идентификация - это процесс и результат приобретения ребенком психологических черт и особенностей поведения человека одного и того же с ним или другого пола. Существует несколько теорий формирования полоролевой идентичности [11, c. 85].
Последователи психоаналитического направления (Фрейд 3.) рассматривают процесс приобретения половой идентичности и половой роли через идентификацию с родителем в контексте семейных отношений. Эта концепция весь процесс развития личности, в котором она основное внимание уделяла формированию поведения и представлений, обусловленных полом, связывала с сексуальной сферой [33, c. 14-17]. Традиционный психоанализ признает, что мужская и женская модели диаметрально противоположны по своим качествам. Если для типичного мужского поведения характерны активность, агрессивность, решительность, стремление к соревнованию и достижению, способность к творческой деятельности, рассудочность, то для женского - пассивность, нерешительность, зависимое поведение, конформность, отсутствие логического мышления и устремления к достижению, а также большая эмоциональность и социальная уравновешенность. 3. Фрейд полагал, что личность тогда развивается гармонично, полноценно, когда она следует вышеописанным моделям, когда не нарушается ее половая идентификация. Основным фактором в процессе полоролевой социализации представители психоанализа считают идентификацию ребенка с родителем одного с ним пола, а также, преодоление специфических конфликтов, главный из которых - Эдипов конфликт. Согласно этому подходу, что мальчикам сложнее разрешить Эдипов конфликт, так как это предполагает разрыв первичной идентификации мальчика с матерью, разрушение, которое происходит с помощью отца, поддерживающего в сыне тенденцию к обесцениванию всего женского.
В концепции «стремления к власти» А. Адлера слабость приравнивается к фемининности, а сила - к маскулинности. При этом оба пола пытаются...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Влияние факторов дифференциальной социализации на формирование гендерной идентичности личности

Контрольная работа: Нарушение гендерной идентичности

Реферат: Диагностика и лечение расстройств гендерной идентичности