Курсовая работа: РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Содержание

Введение
Глава 1. Речь как средство развития личности ребенка
.1 Взаимообусловленность общения и речи
.2 Онтогенетический акцент развития речи
.3 Роль речи в развитии личности ребенка
Глава 2. Игровая деятельность
.1 Психологическое содержание игры дошкольника
.2 Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие
.3 Место игры в жизни дошкольника
Список литературы

Дата добавления на сайт: 31 июля 2024


Скачать работу 'РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ':


КУРСОВАЯ РАБОТА
РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Содержание
Введение
Глава 1. Речь как средство развития личности ребенка
.1 Взаимообусловленность общения и речи
.2 Онтогенетический акцент развития речи
.3 Роль речи в развитии личности ребенка
Глава 2. Игровая деятельность
.1 Психологическое содержание игры дошкольника
.2 Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие
.3 Место игры в жизни дошкольника
Список литературы
Введение
В процессе эволюции человек приобрел свойство, отличающее его от других населяющих Землю биологических видов, - речь. С помощью слов отдельный человек устанавливает связь с окружающим его миром, выражает богатство своих чувств и мыслей, полноту своего внутреннего мира.
Значимость речи в судьбе человека трудно переоценить. В жизни современного человека она имеет громадное значение. В наше время сформировано отношение к ребенку не как к будущему, а как к настоящему существующему человеку, особенно чувствительному к влиянию внешнего мира. Психические функции начинают формироваться в младенческом возрасте при непосредственном влиянии матери путем приобщения ребенка к культурно-историческому процессу. Под влиянием тесного речевого и эмоционального контакта ребенок с младенческого возраста обнаруживает свои удивительные способности.
Изучение возникновения и развития речи ребенка было и остается актуально не только с точки зрения психологии, но и носит личностный и социальный характер. Большой вклад в изучение развития речи внесли известные психологи и исследователи: Л.С. Выготский, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, А.Н. Гвоздев, Ж. Пиаже. Процесс становления речи отражает психическое, эмоциональное и социальное развитие ребенка, и в наше время ей должно уделяться огромное внимание. Л.С. Выготский в статье о «К вопросу о многоязычии в детском возрасте» писал, что «центральное значение для развития детского мышления и для всего психического формирования ребенка имеет факт речевого развития» [5, С. 394].
Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Речь служит орудием, посредством которого осуществляются многие психические функции. Особенно тесная связь между речью и мышлением, они неразрывно вплетены друг в друга. Мысль не может возникнуть и развиться без речи, и наоборот, чем больше совершенствуется словесная формулировка мысли, тем понятнее становиться мысль. Речь способствует развитию психических функций, как бы приподнимая их до уровня ясного сознания. Поэтому, уровень развития речи служит для исследователя маркером общего психического развития человека.
Значение речи, помимо психологической, имеет и социальную актуальность. Она является совершенным, емким, точным и быстродействующим средством общения между людьми. Речь рассматривается как составной элемент в структуре коммуникативной деятельности, которая в свою очередь играет решающую роль в становлении познавательной активности ребенка. Посредством общения и речи ребенок учится получать информацию из сокровищницы общечеловеческого социально-исторического опыта. Речь и язык служат основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а так же необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. С точки зрения личностного подхода речь приводит к установлению связей ребенка с окружающим миром. Она становится компонентом в совокупности общественных отношений, в которых формируются личностные образования: отношение к себе, к окружающим людям и предметному миру. Ребенок с рождения познает себя и окружающий его мир через взрослых посредством общения с ними, затем и с помощью речи.
речь психологический игра дошкольник
Глава 1. Речь как средство развития личности ребенка
.1 Взаимообусловленность общения и речи
У ребенка первоначально речь возникает как средство общения с окружающими людьми. Первые слова ребенок адресует взрослому, значит, именно общение вызывает к жизни речь. Проделав огромную работу по исследованию возникновения и роли общения и речи у детей, М.И. Лисина делает вывод, что сроки появления и темпы развития речи зависят от того, как сложилась у детей деятельность общения ранее, на довербальных уровнях. Она пишет, что «Нельзя упускать из виду, что своими корнями речевая деятельность уходит в деятельность общения» [13, С. 31].
Изучая возникновение потребности в общении у детей, С.Ю. Мещерякова проследила изменение поведения младенцев в отношении взрослых. По результатам ее наблюдений сразу после рождения ребенок не общается с взрослым. Постепенно, в процессе постоянного, активного контакта со стороны матери у новорожденного формируется сосредоточение на ней, которое выражается замиранием и напряжением. Затем, с 3 недель воздействия взрослого вызывают ориентировочно-исследовательскую активность, которая направлена на ознакомление с этим человеком. Ребенок рассматривает лицо взрослого, следит за ним. На 4-ой неделе появляется эмоциональная реакция: улыбка в ответ на улыбку. Затем ребенок начинает улыбаться по своей инициативе, лишь обнаружив присутствие взрослого, вступая с ним в эмоциональный контакт. [1]. Это является первым и самым главным признаком перехода от кризиса новорожденности к младенческому периоду.
При установлении эмоционального и психического единства младенца и матери в 1,5-2 мес. у ребенка развивается особая эмоционально-двигательная реакция, обращенная к взрослому. Эта реакция названа «комплексом оживления». Ребенок не просто улыбается, а реагирует движениями всего тела, чуть позже пытается издавать радостные звуки: вздохи, гуление, вскрикивание [20]. Ребенок пока еще лишен основного средства социального общения - человеческой речи, но появление этого комплекса говорит о том, что у ребенка не только возникла потребность в общении, но и о том, что он нашел свои средства общения. М.И. Лисина дает такое определение этому средству: «Общение - взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата» [11, С. 22].
Большое значение для возникновения общения имеет поведение взрослого, его позиция в отношении к ребенку. Эта позиция состоит в следующем: взрослый с самого начала относится к младенцу как к субъекту и ведет себя с ним как партнер по общению. В процессе этого общения взрослый часто «играет» за ребенка, как за второго участника общения, как бы авансом наделяя его действия смыслом и значением, которого они еще не имеют [11].
В результате налаживания отношений между ребенком и взрослым складывается ситуация, которую Л.С. Выготкий назвал «мы» [5]. Мать и ребенок представляют собой единое целое. Этот феномен эмоционального единства ребенка с матерью подтверждается применением местоимения «мы», которым пользуется мама для описания поведения своего ребенка. Например: «Мы хорошо прибавили в весе».
В периоде младенчества М.И. Лисина выделяет две формы общения. Ситуативно-личностная возникает первой примерно в 2 мес. и переходит в ситуативно-деловую в начале второго полугодия. Место, занимающее ситуативо-личностным общением в жизни ребенка - есть обеспечение выживания и удовлетворение первичных потребностей. Самая главная функция ситуативно-личностного общения - это удовлетворение потребности ребенка в доброжелательном внимании взрослых. Здесь прослеживается теснейшая связь с эмоциями, которые ярко демонстрируются в «комплексе оживления» [11]. Если взрослый выражает безразличие, то у младенца отмечается заторможенность, угнетение, и по теории Э. Эриксона развивается недоверие к миру [22]. К ведущему мотиву в этой форме общения М.И. Лисина относит личностный. Взрослый для ребенка выступает в роли ласкового доброжелателя, центрального объекта познания и деятельности. Развитие форм общения у детей от рождения до 7 лет по исследованию М.И. Лисиной дано в приложении 1.
Ситуативно-деловое общение, по мнению М.И. Лисиной имеет важное значение в жизни ребенка - он пытается постичь заложенное в предметах общественно-историческое содержание и овладеть им, употребляя эти предметы по назначению. Взрослый в этой ситуации становится образцом для подражания, оценивает первые умения и знания ребенка. Он становится незаменимым помощником, организатором и участником совместной деятельности. Развитее предметной деятельности в тесной связи с общением подготавливают ребенка к овладению речью и становятся первым этапом развития активной речи [11].
Изложенное А.Г. Рузской исследование НИИ общей и педагогической психологии возникновения речи у детей, воспитывающихся в доме ребенка и в семье, служит ярким тому примером. Группа исследователей установила, что у детей, воспитывающихся в закрытых учреждениях, происходит задержка в переходе от ситуативно-личностой формы общения к ситуативно-деловой, что приводит к отставанию сроков понимания речи взрослого и появления вербальной функции. Так же отстает дальнейший темп развития речи, ее качество. Она менее красочна, ситуативна, имеет много указательных местоимений [15].
Одной из функций общения является функция социализации, развития личности человека. На первом году жизни ребенка тесный и непрерывный контакт со взрослыми - необходимое условие для нормального психо-физиологического и умственного развития ребенка, то в последующей истории развития личности человека его общение с окружающими людьми - это естественная предпосылка и условие его социализации и нормального функционирования как члена общества [8].
Из всего рассмотренного можно сделать вывод, что становление речевого общения ребенка со взрослым начинается с эмоционального общения. Оно является стержнем, основным содержанием взаимоотношений взрослого и ребенка в подготовительный период развития речи - на первом году жизни. В нем закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысленно произносимых и понимаемых слов. В эмоциональном общении взрослый и ребенок выражают общие отношения друг к другу, чувства, но не мысли. Они говорят на языке эмоций. Этого становится недостаточно, когда во втором полугодии расширяется мир ребенка, обогащаются его взаимоотношения со взрослыми, усложняются движения и действия. Возникает потребность в языке слов, в речевом общении взрослого с ребенком.
Общение выступает необходимым условием общественного развития, которое не просто передает информацию, а посредством которого ребенок приобщается к продуктам общественного труда, к духовной культуре, становится личностью.
.2 Онтогенетический акцент развития речи
Активно развитое общение уже подготовило почву для более сложного взаимодействия - при помощи слова [11]. В начальный период младенчества ребенок не понимает речи окружающих и сам говорить не может. Но исследования Александрян и Хризман привели к обнаружению чувствительности младенцев к речевым звукам. В их работах было установлено, что в полтора месяца дети особо избирательны к звукам человеческой речи. На протяжении первого года жизни усиливается интерес к слышимой речи, ребенок получает удовольствие от ее прослушивания. Восприимчивость к речи обнаруживается раньше, чем появляется способность к различению интонации и понятию значений слов. А.Г. Рузская установила, что в возрасте 3 мес. ребенок подстраивает свои вокализации к обращенной к нему речи взрослого. Ребенок прислушивается и пытается подобрать и издать интонационные звуки близкие к обращенной речи взрослого [15].
Группа сотрудников НИИ под руководством М.И. Лисиной продолжала идеи Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева о том, что психика ребенка развивается по пути «присвоения» социального опыта, а речь имеет непосредственное в этом участие. При этом ребенок не пассивно принимает речевые модели взрослого, а активно присваивает речь как часть человеческого опыта. Они установили, что процесс овладения речью как средством общения проходит в три этапа [13].
На первом, довербальном этапе ребенок еще не понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам. На этом этапе формируются условия, которые обеспечат в будущем овладение речью. Этот этап охватывает младенческий возраст, в котором происходит формирование и смена ситуативно-личностного и ситуативно-делового форм общения. При этом в поведении взрослого по отношению к ребенку большую и значительную часть составляют словесные воздействия. В результате у младенцев рано проявляется особенное отношение звукам речи. Слыша знакомый голос, речь взрослого, который на данном этапе для младенца является центром мира, ребенок проявляет вокализацию.
Вокализация имеет вид коротких или певучих звуков, которыми ребенок выражает свое состояние. Некоторые издаваемые звуки имеют внешнее сходство со словами. М.И. Лисина считает, что все вокализации ребенка первого года являются предречевыми, даже если младенец лепечет похожее на «дя-дя», то этот звукокомплекс не отличается фиксированным звучанием и не имеет строгой предметной определенности: ребенок не называет этим словом мужчину или другого человека. Лисина говорит о том, что предречевые вокализации сопровождают занятия младенца с предметами и служат «голосовым аккомпанементом предметных действий» [13, С. 15] а так же часто используются детьми для общения с окружающими людьми.
Многие исследователи младенческого периода (Н.М. Щелеванов, Н.М. Аксарина и др.) включают предречевые вокализации в состав комплекса оживления, который является социальным поведением. С помощью вокализаций младенец привлекает внимание взрослого, старается удержать возле себя, передать свое состояние удовольствия или дискомфорта [15].
Изучая активное слушание младенцем речи и использование доречевой вокализации, М.И. Лисина в 1974 г. выдвинула гипотезу о том, что совокупность этих двух явлений можно назвать голосовым общением. Она высказала предположение, что в ходе голосового общения создаются благоприятные условия для последующего овладения речью. Эти условия она разделила на две группы. В первой группе условия, связанные с развитием речевого слуха, а во второй - с отработкой речевых артикуляций.
Развитие речевого слуха во многом связано с физиологией слухового анализатора, а так же с избирательным отношением ребенка к воспринимаемым звукам. Избирательность к слуховому раздражителю зависит от того, каково значение этого раздражителя в жизни младенца или в конкретной ситуации. Значит, по теории Лисиной на довербальном периоде у ребенка складывается свое особое отношение к звукам речи. Младенец научается выделять среди множества звуков - речевые, которые оказывают мощную ориентировочную реакцию, например, комплекс оживления, бурную радость. Звуки, исходящие от неодушевленных предметов, такой реакции не вызывают [13].
Это подтвердилось в исследованиях избирательной реакции детей 1-го года жизни на звуки человеческого голоса под руководством Д.Б. Годовиковой. Во внимание бралась ориентировочная и эмоциональная реакция младенца на отдельные звуки, мелодии, пение, фразы с интонацией и без интонации, звуки «а» и «у». Было выявлено, что дети более интенсивно реагируют на звуки человеческого голоса ориентировочными реакциями, а эмоциональные реакции интенсивнее всего проявляются при мелодических звуках голоса [13].
Л.С. Выготский рассматривал характер развития речи как процесс образования условного рефлекса. В основе этого лежит врожденный рефлекс - крик. Постепенно этот врожденный рефлекс, повторяясь в однотипных ситуациях и сочетаясь с условными раздражителями, модифицируется и превращается в условный голосовой рефлекс [5]. В дальнейшем младенец начинает отрабатывать речевые навык - артикулировать.
Отработка речевых артикуляций представляет собой переход от крика к гуканью, гулению и лепету. Исследователь детской речи Гвоздев А.Н. считал, что крик и лепет имеет большое значение для подготовки речевого аппарата. Основная реакция новорожденного - крик или плачь представляет собой рефлекторные реакции, вызываемые сильными органическими ощущениями отрицательного характера, например, болью, голодом, неудобным положением. Он не требует выучки или подражания. С фонетической стороны крик представляет собой выдыхание при сужении голосовой щели и при более или менее раскрытой полости рта, вследствие чего получается звук гласного типа разной степени открытости. В крике происходит начало выработки тонких и разнообразных движений речевого аппарата. При появлении комплекса оживления крик имеет различный характер, в зависимости от того, чего хочет добиться ребенок, о чем догадывается его мать.
По наблюдениям А.Н. Гвоздева в начале 3-го месяца у ребенка появляется лепет. Отличается от крика он тем, что отражает не слишком сильное возбуждение ребенка, обычно приятного характера, например в результате насыщения, после сна. Сперва он умеет издавать короткие звуки, похожие на гуканье, которые носят спокойный повествовательный характер. От 4 до 6 мес. появляется протяжные гласные звуки с сочетанием губных и язычных звуков, похожее на «маамаа», «тааа». При этом ребенок может произносить звуки, напоминающие щелканье, бульканье, фырчание, птичье щебетание, которые не только отсутствуют у взрослых, но которые взрослые не могут воспроизвести. Далее, в период усвоения родного языка, ребенок теряет способность издавать такие звуки. По мнению А.Н. Гвоздева «Это свидетельствует о том, что лепет не имеет социального значения» [6, С.120].
Младенец прислушивается к собственному голосу и тренирует речевое дыхание. В 6-7 мес. лепет усложняется - повторные слоги, цепочки слогов в ответ на голосовое обращение взрослого. Ребенок приглядывается к артикуляции взрослого, копирует его, прислушивается к нему и самому себе. В лепете ребенка прослушивается деление на слоги, некоторые из них разной силы - ударение. К 9 мес. наступает расцвет лепета, обогащение его новыми звуками и интонациями, приветствиями и восклицаниями. Ребенок делает попытки подражать таким сочетаниям, которых он сам не употреблял. Лепет способствует выработке ряда элементов произношения, которые потом используются в усвоенном языке [6]. Так крик и лепет закладывают основы для ряда навыков, необходимых для произношения.
Наступает второй этап становления речи. Лисина сравнивает его с переходной ступенью между вербальным и невербальным общением. Этот этап растянут во времени и охватывает второе полугодие первого года и более полугодия 2-го года. На этом этапе возникновения речи она выделяет два основных события: возникает понимание речи окружающих взрослых и появляются первые вербализации. Лисина подчеркивает, что эти два события тесно связаны между собой потому что «Они представляют собой двуединый способ решения одной коммуникативной задачи» [13, С.19].
Эту задачу перед ребенком ставит взрослый - он старается добиться от младенца выполнения какой-либо простой словесной инструкции, например, «Дай мячик», «Обними маму», «Где часики? Как часики тикают?». В результате...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Роль сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольников

Курсовая работа: Развитие речи старших дошкольников

Курсовая работа: Игровая деятельность дошкольников с нарушением речи

Курсовая работа: Организация и проведение исследования по коррекции тревожности дошкольников с нарушениями речи

Статья: Функциональная роль остеопонтина в развитии и реконструкции костной ткани