Квалификационная работа: Роль жены в профессиональной успешности мужа в контексте его представлений о влиянии

Данная работа представляет собой описание результатов психологического исследования, направленное на изучение представлений о роли жены в профессиональной успешности мужа. Работа содержит теоретические выкладки относительно взаимосвязи успешной профессиональной деятельности мужчины и его супруги, как одной из детерминант этого успеха, а так же, результаты описаний эмпирических исследований данной темы, опирающиеся на теоретическую часть и методологическую основу.

Дата добавления на сайт: 24 августа 2024


Скачать работу 'Роль жены в профессиональной успешности мужа в контексте его представлений о влиянии':


Министерство высшего и средне-специального образования Республики Узбекистан
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Филиал Московского Государственного Университета в г. Ташкенте
Факультет психологии
Выпускная квалификационная работа бакалавра на тему:
«Роль жены в профессиональной успешности мужа в контексте его представлений о влиянии»
Работу выполнила
студентка III курса, группы П1-12
Ким Анастасия Александровна
Научный руководитель
Кандидат психологических наук
Рикель Александр Маркович
Ташкент
Аннотация.
Данная работа представляет собой описание результатов психологического исследования, направленное на изучение представлений о роли жены в профессиональной успешности мужа. Работа содержит теоретические выкладки относительно взаимосвязи успешной профессиональной деятельности мужчины и его супруги, как одной из детерминант этого успеха, а так же, результаты описаний эмпирических исследований данной темы, опирающиеся на теоретическую часть и методологическую основу.
Оглавление
Введение
Глава 1. Изучение взаимосвязи успешной профессиональной деятельности мужчины и особенностей его супружеских отношений
.1 Понятие успеха и успешности в социальной психологии
.2 Анализ факторов успешности
.2.1 Мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудач как один из факторов карьерного успеха
.2.2 Особенности профессионального успеха у мужчин
.3 Профессиональная успешность мужчины в контексте семейных взаимоотношений.
.4 Гендерные роли в семье и исследование успешности
Выводы по главе 1
Глава 2. Эмпирическое исследование о роли жены в профессиональной успешности мужа в контексте его представлений о влиянии
.1 Программа исследования
.2 Описание методологического инструментария.
.2.1 Общая характеристика методик
.3 Характеристика выборки
.4 Операционализация понятий
.5 Процедура исследования
.6 Методы обработки данных
.7 Результаты исследования и их обсуждение
.7.1 Пилотажный этап исследования
.7.2 Обработка и интерпретация полученных данных
Выводы по главе 2
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
В современном мире многие люди, стремятся к тому, чтобы подняться по карьерной лестнице, добиться профессиональных высот. «Помощниками» в таком пути являются не только внутренние ресурсы человека, но и внешние факторы, связанные с социальной ситуацией, такие как окружающий социум, семья и, в частности, супруга.
Не редко можно услышать: «За каждым успешным мужчиной стоит любовь женщины», десятками жизненных историй заполнены социальные сети, газеты, книги о том, насколько немаловажна роль жены и как она сопутствовала успеху своего мужа, как благодаря ей, он достиг таких карьерных высот. Этот стереотип не очень стар, но уже имеет место в мировоззрении современных людей, и нам представилось необходимым изучить его, в связи с тем, что эта проблема недостаточно освещена в нынешней психологической традиции. Существует немало исследований о взаимосвязи успешной карьеры и семьи, романтических отношений и успешного карьерного роста как мужчины, так и женщины, стиля руководства и связанного с ним стиля поведения руководителя в своей семье, но роль жены, как одного из сопутствующих факторов успешности, рассматривалась довольно редко и, как правило, в работах зарубежных авторов.
Научная значимость работы: осуществлён анализ современных и отечественных психологических исследований по изучению фактора семьи и, в частности, жены, как сопутствующего фактора, способствующего успешному карьерному росту. Выявлены дополнительные факторы, такие как поведение супруги и особенность семейного уклада как содействующие в достижении карьерных высот мужчиной.
Актуальность нашего исследования заключается в научном изучении такого феномена как влияние жены на достижение мужем успеха и выявлении определённого стиля поведения супруги в контексте семейных, супружеских взаимоотношений в связи с карьерным путём её мужа.
Проблемой является отсутствие теоретических представлений о влиянии и характере влияния жены на успешность и карьерный рост мужа.
Целью является исследовать представление супруга о роли жены в достижении им карьерных успехов.
Теоретические задачи:
. Концептуализировать понятия «успех» и «успешность» в социальной психологии.
. Выделить факторы, детерминирующие успех в профессиональной деятельности.
. Описать особенности профессионального успеха у мужчин.
. Рассмотреть профессиональную успешность мужчины в контексте семейных взаимоотношений.
. Проанализировать представленные научные исследования относительно особенностей взаимоотношений супругов.
Эмпирические задачи:
. Провести серию исследовательских интервью с женатыми мужчинами, выявляющих представления о степени влияния супруги на достигнутый карьерный успех.
. Выявить уровень мотивации достижения и мотивации избегания неудач у групп «успешных» и «неуспешных» респондентов-мужчин.
. Сравнить показатели мотивации достижения и мотивации избегания неудач между этими группами.
. По результатам методик сравнить степень согласованности семейных ролей и их уклад у «успешных» и «неуспешных» мужчин.
. Сравнить выраженность феминности у жен «успешных» и «неуспешных» мужчин.
. Провести сравнительный анализ особенностей мотивации достижения и представлений о влиянии жены на успешность мужа.
Объектом нашего исследования являются супружеские пары.
Предметом исследования выступают представления мужа о влиянии жены на его успех в профессиональной сфере.
Выдвигаемые гипотезы:
Гипотеза 1 - Одним из дополнительных факторов, влияющим на самооценку достижения успеха мужем является выраженная феминность жены.
Гипотеза 2 - Предполагается, что у более «успешных» мужчин мотивация достижения успеха более выражена, чем у «неуспешных».
Гипотеза 2.1 - Предполагается, у «успешных» мужчин мотивация избегания неудач ниже, чем у «неуспешных» мужчин.
Гипотеза 3 - Возможно, в семьях «успешных» мужчин семейные роли являются более согласованными, чем в семьях «неуспешных» мужчин.
Гипотеза 4 - Предполагается наличие различий во взаимоотношениях между мужем и женой в семьях «успешных» и «неуспешных» мужчин.
Гипотеза 4.1 - Жёны «успешных» мужчин больше стимулируют их к развитию, больше поддерживают супруга.
Гипотеза 4.2 - Жёны «успешных» мужчин в курсе рабочих дел мужа.
Гипотеза 4.3 - Жёны «успешных» мужчин проявляют терпение к трудностям и издержкам рабочего процесса мужа.
Методологическая основа исследования.
. Методы исследования:
сбор данных в социальной психологии:
стандартизированное интервью;
Методика «мотивация достижения успеха» Т. Элерса;
Методика «мотивация избегания неудач» Т. Элерса;
Опросник распределения семейных ролей Ю.Е Алешиной;
Методика «маскулинность-феминность» С. Бэм.
. Концепция Д. Макклеланда о трёх уровнях карьеры руководителей, на основании которой было проведено деление мужчин по степени успешности.
. Теоретическая операционализация мотивации достижения успеха (О. С. Виндекер, О. Н. Алесандрова).
. Классификация семейных ролей Е. Ю. Алешиной.
. Теоретическая операционализация «феминности» (Т. Бендас).
. Факторы благоприятной семейной атмосферы в поведении супруги (Е. П. Ильин).
Глава 1. Изучение взаимосвязи успешной профессиональной деятельности мужчины и особенностей его супружеских отношений
.1 Понятие успеха и успешности в социальной психологии
В современном мире исследование успеха и всех его прикладных аспектов очень актуально и востребовано. Соответственно спросу на данную тему есть множество предложений - статьи об успешных людях, компаниях, руководителях; тренинги для желающих стать успешными, большое количество литературы и информации в СМИ.
В наши дни понимание успешности сводится к определённому набору характеристик и личностных черт как детерминирующих самореализацию человека в определённой сфере деятельности. Данные качества относятся к тем, которые человек сам воспитал в себе, не данным ему от рождения и, успех, таким образом, понимается как какая-либо деятельность и активность человека в достижении чего-либо (Конюхова, Конюхова, 2009).
Актуальное понятие выражения «успешная личность» близко к понятиям личностный рост, самораскрытие, самоактуализация, удовлетворенность в своей деятельности, профессиональная компетентность, уверенность в себе. Содержание успешности подразумевает наличие определённого внутреннего багажа, ресурсов человека, его способностей к адаптации и реализации себя в социально-профессиональной среде. Также понимание природы «успеха» можно объяснить через такие категории деятельности как воля к достижениям, самооценка, установка, личностное самопознание, понимание себя и т.д (Конюхова, Конюхова, 2009).
Значение слова «успех» близко к понятию «успеть», то есть «успешный» - это успевающий, заканчивающий работу в срок, продуктивно и с минимальными затратами (Ключников, 2002).
Существует не один вариант трактования слова «успех» - его можно понимать как удачу в чём-то, как положительные результаты в деятельности или общественное признание (Кордубан, Лазаренко, 2007). Успех может рассматриваться в двух формах: субъективной и объективной. Субъективной формой успеха для человека будет считаться какая-то его личная, важная для него удача, достижение; признание авторитетными для него людьми. Объективный успех может определяться как достижение результативности в каких-либо видах деятельности человека, награды, признание, материальные блага. Одной из таких деятельностей является профессиональная сфера.
В зарубежной традиции исследование данного феномена не так необычно, как для отечественной традиции. Различия подходов заключается в том, что зарубежные исследователи больше направлены на изучение «успешной личности» в целом, а работы отечественных психологов дифференцируют понятие индивидуально успешной личности и её же, но в контексте совместной деятельности (Кордубан, Лазаренко, 2007).
Понятие «успеха» очень многогранно и мы выделим несколько определений:
) Субъективное понимание успеха - единая оценка собственного результата, которая опосредована предыдущим опытом и ожиданием человека от себя определённого уровня конечной цели работы (Батурин, 2003).
) Успех как признание или успех как популярность, востребованность человека в какой-то определённой сфере (Кордубан, Лазаренко, 2007);
) Успех как признание авторитетными людьми (Кордубан, Лазаренко, 2007);
) Успех и самоопределение. В основе - преодоление каких-либо проблем с успешным исходом становится для личности одной из основных ценностей (Кордубан, Лазаренко, 2007);
) Успех как процесс. Для личности важен не только результат, который иногда может и не вызывать эмоциональных переживаний, а сам процесс достижения, который актуализирует самореализацию человека (Кордубан, Лазаренко, 2007);
) Успех - положительный результат деятельности личности по достижению значимых для него целей, имеющих ценность для общества (Кордубан, Лазаренко, 2007).
) «Успех как интегральная оценка результата, который выше нормативного уровня или социального стандарта, критерии которого выработаны обществом для оценки достижений людей» (Батурин, 2003, с. 6).
Исходя из того, что данная тема столь популярна, необходимо отметить, что в литературе, в том числе психологической, существует традиция изучения успеха.
Интерес к успеху возник достаточно давно. Одним из первых, кто обратился к этой проблеме, был Гесиод, считавший, что успех выражается в усилиях и способностях личности. Платон в своих речах часто говорил о значимости для человека славы и признания. Именно в Древней Греции сформировалось понятие «агональный» тип личности (Лабунская, 1999).
Со временем, понимание «успеха» всё больше укреплялось в обществе. В связи с развитием промышленности в Европе у всех людей появились возможности реализовывать свои цели вне зависимости от социального статуса, а посредством внутренних ресурсов.
Формирование понятия продолжалось и новое время в Американском обществе. После обретения независимости США, у людей появилось намного больше возможностей для реализации своего потенциала, что послужило основой и толчком для прогрессивного развития народа и государства. Появилось понятие «американской мечты», которое содержало в себе мысль о том, что каждый, кто обладает какими-либо способностями, трудолюбием и усердием, может добиться успехов в жизни и быть примерным гражданином своего общества.
Всё это показывает, что понимание успешности заключается, главным образом, в наличии внутренних ресурсов человека.
Как уже упоминалось выше, существуют различные теории прямо и косвенно изучавшие феномен успешности личности.
Одной из таких теорий является теория потребностей Дэвида Макклеланда выражающаяся в трёх компонентах: потребность в успехе, во власти и в причастности. Автор понимает потребность в успехе как доведение работы до успешного её завершения, сопровождающееся не только желанием такого результата, но и активным инициативным поведением и умением решать сложные задачи, а так же способностью к разумному риску. Важнейшей составляющей здесь являются вознаграждения, т.к без них человек, даже с высокой потребностью успеха, может никогда и не преуспеть, если его не будут поощрять и позволять проявлять инициативу (Мескон, Альберт, Хедоури, 1999).
Следующей рассматриваемой нами теорией является пирамида потребностей Маслоу. От предыдущей она отличается наличием иерархии и большим количеством потребностей. Иерархия потребностей человека является корнем его (человека) успешности. В рамках данной концепции такие индикаторы как «признание» находятся на четвёртой ступени именующейся «уважение/почитание» (Макклеланд, 2007).
К работам, теоретически изучавшим успех как социально-психологический феномен, относятся исследования данного феномена Карла Роджерса, Роберта Чалдини, Дэйла Карнеги. Их техники зачастую содержат в себе конкретные советы и носят повседневный характер, вследствие чего теряют свою теоретичность. Но стоит отдать должное этим авторам, заслуга которых состоит в пропагандировании формулы, что автором и творцом успеха или неуспеха - является сам человек, активный субъект деятельности (Кордубан, Лазаренко, 2007).
Равным образом, в числе интересующихся природой успеха были - такие известные философы и психологи как Р. Декарт, М. Хайдеггер, Г. Олпорт, К.Г. Юнг, Г.В. Гегель, Д.Н. Узнадзе, И.С. Кон, М.М. Мамардашвили, В.С. Степин, Т.И. Ойзерман, Л.И. Анциферова, К.А. Абульханова-Славская (Конюхова, Конюхова, 2009).
В контексте нашего исследования «слово «успех» будет пониматься как близкое к слову «преуспеть», то есть самоутвердиться в обществе, выделиться в нём и добиться профессиональных высот» согласно И. Л. Кордубан и Л. А. Лазаренко; а так же «успех», как результат, который выше нормативного уровня или социального стандарта, критерии которого выработаны обществом для оценки достижений людей, вслед за пониманием успеха Н. А. Батуриным.
1.2 Анализ факторов успешности
гендерный семья профессиональный успешность
Прежде чем перейти к описанию некоторых факторов более подробно и развёрнуто, условно разделим их на внешние и внутренние. К внешним можно отнести такие факторы как «удача/случай», близкое окружение человека - семья, и, в частности, жена.
К внутренним будут отнесены самооценка, установка, мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудач, феминный или маскулинный тип личности, воля, активность, гибкость и умение адаптироваться.
Помимо личностных характеристик влияющих на профессиональный успех очень значимыми являются навыки, присущие индивиду: коммуникативные навыки, управленческие, принятия решений, планирования, организации (Салихова, 2013).
Остановимся на рассмотрении некоторых важных факторов более подробно.
Одно из главнейших качеств необходимых мужчине для достижения карьерных успехов это уверенность в себе. Именно это качество влияет на всю жизнедеятельность человека, на все этапы его развития. Самооценка мужчины формируется в детстве и укрепляется в подростковом возрасте (Корниенко, 2014).
Ещё одним из основных свойств, определяющих успешность, является установка на успех и связанный с ней мотив достижения успеха. Установка есть один из факторов определяющих стиль жизнь человека: его функционирование, поведение и поступки, самосознание, чувство собственного достоинства, психологического благополучия, удовлетворения человека (Конюхова, Конюхова, 2009).
Мотивация достижения ориентирована на цель и имеет определённый конечный результат - успех или неудачу. Мотивацию достижения исследовали многие авторы, в том числе немецкий психолог Х. Хекхаузен, отечественные Т.О. Гордеева и М. Ш. Магомед-Эминов.
К детерминирующим факторам успеха, в свою очередь, можно отнести определённые личностные качества, которые сопутствуют эффективной результативности. Их можно разделить на три группы: первая группа - основа самооценки, локус контроля, самонаблюдение, собственная продуктивность; вторая - образует эмоциональную сторону; третья группа отражает поведение индивида в обществе, жизнедеятельности (Конюхова, Конюхова, 2009).
Маскулинность, свойственная, как правило, мужчинам, считается интегрированной характеристикой и лежащая в её основе самостоятельность и независимость считаются предикторами успешности, могущества и состоятельности (Ильин, 2003).
Ещё один компонент, определяющий карьерный успех - воля. Регулируя поведение индивида, воля способствует успешности деятельности, проявляясь как способность к самоорганизации; задаёт целенаправленность и осознанность деятельности.
В своей книге «Управление карьерой менеджера» Елена Молл выделяет такие факторы, обеспечивающие карьерную успешность как активность и гибкость в адаптации (к новым условиям бизнеса, к запросам клиентов, к организационной культуре и проч.), структурированный план построения карьеры (Молл, 2012). Расчёт действий не стоит недооценивать - построение, проработка и точное соблюдение планов, согласно эффективной тактике несут свой вклад в достижение карьерных успехов (Корниенко, 2014).
Продолжая выделять факторы, отметим, что такая составляющая как стиль атрибуции играет немаловажную роль в достижении успеха. Если рассматривать атрибуции своих успехов и неудач, то человек придерживается одного из двух типов поведения: первый заключается в том, что люди данного типа приписывают успех внутренним и стабильным факторам, а неудачу - внешним и нестабильным, другая группа наоборот - приписывает успех нестабильным причинам, а неудачи - внутренним, стабильным личностным факторам. Разделяя эти два типа и обращаясь к данным исследований, отметим, что лицам, принадлежащим первой группе свойственны такие черты как доминирование мотива «стремление к успеху» над мотивом «избегания неудачи», высокое чувство собственного достоинства и личная временная перспектива с ориентацией на будущее, а для второго типа людей,...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Способности как фактор успешности профессиональной деятельности

Реферат: Психология сексуальных взаимодействий подростков. Роль родителей в формировании правильных представлений о сексуальных взаимоотношениях между полами

Реферат: ДЕФИЦИТ МАССЫ ТЕЛА У ХИРУРГИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ И РОЛЬ ПАРЕНТЕРАЛЬНОГО ПИТАНИЯ В ЕГО КОМПЕНСАЦИИ